Псалом 71 Согласно надписанию псалом воспевает Соломона, сына Давидова, однако св. отцы обращают внимание на то, что некоторые стихи (ст. 5–8, 17) не могут относиться к Соломону, и толкуют этот псалом как пророчество о Христе – Царе мира. Ст. 9. Лизать прах – в знак полного подчинения и покорности (см.: Мих. 7:17 ). Ст. 10. Острова Средиземного моря, Фарсис, Аравия и царство Савское изобиловали золотом в то время. Фарсис – см. примеч. к пс. 47:8. Сава – страна на юго-западе Аравии. Этот стих заставляет вспомнить о тех богатствах, которые привозились к царю Соломону (см.: 3Цар. 10 ).   Псалом 72 Именем Асафа надписаны псалмы 49, 72–82, но далеко не все они могут относиться к Асафу, современнику Давида (см. примеч. к пс. 49), часть их связана с именем певцов – потомков Асафа (см.: Неем. 7:44 ). Пророк Давид учит недоумевающих при виде грешников, которые благоденствуют в сей жизни и не боятся Бога, что постигающий грешников конец делает явной кару, ниспосылаемую Богом за гордость. Ст. 7. Избытком богатства... – букв. «исходит как из жира», т. е. от привольной и роскошной жизни естественно происходит неправда (см.: Иов 21:24 ), как из тучной земли трава и растительность (см.: Втор. 32:13–15 ). Ст. 9. ...порочит землю – букв. «прошел по земле», т. е. грешники вредят всем на земле своим злоречием. Ст. 15. ...виновен – т. е. стал причиной соблазна.   Псалом 73 ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. В псалме слышен плач о захвате Иерусалима Навуходоносором в 587 г. до Рождества Христова и пророчество о разрушении города римлянами (спустя 40 лет по Вознесении Господа) как наказании за совершенное иудеями преступление против Спасителя. При виде поруганной святыни Псалмопевец ощущает силу гнева Божия и чувствует скорбь от того, что Бог отвернулся от Своего народа. Однако горе не переходит в отчаяние, ужас (ст. 1–11) сменяется надеждой (ст. 12), в памяти встают благодеяния Божии (ст. 13–17), и льется молитва-призыв прекратить бедствия (ст. 18–23). Ст. 1, 3. ...вконец – это выражение говорит о том, что прошло долгое время после разрушения храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс.73:3             Подними стопы Твои ради обольщений, что от века,                         все оскорбил 403 враг в святилище Твоем. «Подними стопы» – чтобы обрушить их, отмстить; но возможно и «подними ноги» – «поспеши». «Обольщений» – еврейское слово имеет несколько толкований: а) «обольщения» – того рода, каким «обольстил» наша змей первых людей ( Быт.3:13 ); эти обольщения – из тех, что стали «навсегда» (нецах). Тогда смысл стиха: диавольским обольщением мы пришли к такому бедствию; б) «опустошения» – «развалины» (корень ); см. Пс.35 /34:8. Эти развалины теперь будут «вековые» (нецах). Тогда смысл стиха: раздави стопой тех, кто так разрушил Храм. Пс.73:4             Рыкают 404 враги Твои посреди 405 собрания Твоего,                         поставили знамения свои вместо знамений [Твоих]. «Собрания Твоего» – «собрание» моэд – то, что происходит к определенному «сроку» и в определенном «месте». Это может быть: 1) «собрание людское, например, «собрание» врагов ( Плч.1:15 ); 2) «собор» – место Божественного присутствия, например, «скиния собора» ( Исх.33:7 ), «собор» – место собраний ( Плч.2:6 ). Раши полагает, что в данном стихе «собрание» – это «Собор», Храм Иерусалимский. Св. Афанасий Великий толкует: «поскольку в день праздника Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день были преданы врагам за свое нечестие», то есть речь идет о разрушении Второго храма (участь Храма была решена в день распятия). «Знамения свои вместо знамений» – речь идет о подмене, замене, замещении религиозной символики и самой сути богопочитания. Это может относиться: а) к Первому храму, когда царь Манассия «построил жертвенники в Доме Яхве, о котором так сказал Яхве: в Иерусалиме положу имя Мое» ( 4Цар.21:4 ). Этот Храм был разрушен вавилонянами; б) ко Второму храму, который был разрушен римлянами за богоотступничество вождей еврейского народа: «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). в) к синагоге иудейской – тем, «которые говорят себе, что они Иудеи, а они не таковы, но собрание сатанинское» ( Откр.2:9 ; буквально – «синагога сатаны»). Дополнительный смысл приобретают слова: «рыкают враги Твои посреди (внутри) собрания Твоего» – внутри собрания христиан подают свой голос иудеи, их цель – «поставить знамения свои вместо знамений» христианской Церкви. Но как сделать такую «подмену»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Если же нужно будет когда-либо и нам, немощным, при досаждении нам лукавых помыслов произнести [против них] запрещение, противоречить им и отогнать [их], то [да совершаем] это не просто, не как случится, но также именем Божиим, словами Божественных Писаний, и, по подобию святых отцов, скажем каждому помыслу так: Да запретит тебе Господь ( Иуд.1,9 ) – и еще: Отступите от меня, все делающие беззаконие ( Пс.6,9 ), и уклонитесь от меня, все лукавнующие, да поучусь в заповедях Бога моего (см. Пс.118,73,115 ). И по примеру того старца, который говорил: «Отойди, окаянный! Приди, возлюбленный!» Когда услышал это [некий] брат и подумал, что с кем-то беседовал он, и спросил его, говоря: «С кем ты беседовал, отче?» – то он сказал: «Злые помыслы я отгонял, а благие призывал». И если нам это подходит, то эти и подобные этим [слова] да говорим. VII. О памяти смертной и Страшном Суде: как поучаться в этом, чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших Говорят отцы, что в делании нашем очень нужно и полезно всегда иметь памятование о смерти и о Страшном суде. И Филофей Синаит как бы некий чин деланию этому устанавливает: с утра, – сказал он, – [надлежит] проводить [день] в памяти Божией, то есть в молитве и хранении сердца, – даже до времени трапезы; потом, Бога поблагодарив, о смерти и о суде размышлять подобает. Когда же будем стараться мы это [исполнять], лучше всего иметь в себе слово, сказанное Господом: В эту ночь ангелы возьмут душу твою у тебя (см. Лк.12,20 ); [помышлять нужно и о том], что о праздном слове [придется нам] отвечать, как сказал Он, в день судный (см. Мф.12,36 ) и что сердечные помышления оскверняют человека (см. Мф.15,18 ). Вспоминать же надо [и] святых апостолов изречения: Конец приблизился (см. 1Пет.4,7 ) и Придет день Господень, как тать ночью (см. 1Сол.5,2 ), Всем же подобает нам предстать судилищу Христову (см. 2Кор.5,10 ) и Слово Божие судит не только дела и слова, но и помышления сердечные (см. Евр.4,12 ). Основатель же [монашеского жительства] Антоний Великий говорит: «Так подобает нам всегда помышлять в себе, что [и] этот день не пребудем весь в этой жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и 2 «царских» псалмов - 19-го и 20-го (содержащих слова:             и          ), Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращенной сугубой ектении (Часослов. С. 38-43); во время Д. священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что Д. впервые появилось в т. н. имп. мон-рях, ктиторами к-рых были визант. василевсы ( Mateos. 1961. P. 201). Однако наиболее ранние свидетельства о Д. сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы ( Petit. 1900. P. 73-74) и Богородицы Евергетиды ( Gautier. 1982. P. 27) посл. четв. XI в.- эти мон-ри не были императорскими, хотя и получили определенные привилегии от визант. государей. Согласно Типикону мон-ря Богородицы Елеусы, Д. начиналось с Трисвятого, за к-рым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном Ταχ προκατλαβε (    ), 24-кратное «Господи, помилуй» . Возможно, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохр. в слав. переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй» ( Слива. 1999. С. 94). В Типиконе мон-ря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс 19 здесь указан и Пс 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (может быть, установление этого священнодействия во время Д. было связано с влиянием песненного последования , т. е. кафедрального обряда К-поля, согласно к-рому в конце совершавшейся в нартексе 1-й ч. утрени (ее можно сопоставить с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к Д.) иерей кадил весь храм; см.: PG. 155. Col. 641); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет Д. и в др. Типиконах, основанных на Евергетидском, напр. в Типиконе мон-ря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) сер. XII в. ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 24; по неясной причине Пс 19 упом. здесь после тропарей) и в Типиконе мон-ря Хиландар, составленном свт. Саввой Сербским во 2-й пол. XII в. ( 1928. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/двупсалмие.html

«Прети зверю тростника, то есть удержи, воспяти стремление врагов, подобно зверям ( Пс.73:19; 79:14 ) нападающих на Твое наследие и некогда имеющих соединить все свои силы под образом двух зверей из моря и от земли ( Апок.13:1–11 ). Прети сонму тельцов, то есть сонму сильных, которые среди народов являются как крепкие тельцы между младыми юнцами. Прети сему лукавому сонму, который, дабы показаться истинною Твоею Церковию, подобною сребровидной голубице (см.: Пс.67:14 ), осыпает себя сотрением 9 сребра, украшается притворною чистотою, Словом: расточи народы, которые желают браней и возмущают покой Твоего царства благодатного». Окончив молитву, паки пророк видит ее событие и славные последствия. «Приидут вельможи от Египта в Иерусалим: Ефиопия ускорит простерти руки свои, дабы принести дары Богу». Событие сие предначалось пришествием в Иерусалим царицы Савской, но в большей полноте открыться долженствовало после пленения Вавилонского (см.: Пс.86:4 ; Ис.19:24 ; Соф.3:10 ), совершилось во время пришествия Мессии, начиная от евнуха царицы Кандакии, и может быть, еще совершится (см.: Пс.71 ). IV 33 . Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви. 34 . Возшедшему на Небо небесе на востоки; се, даст гласу Своему глас силы. 35 . Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. 36 . Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог. 33 . Царства земные! Пойте Богу, бряцайте Господу. 34 . Шествующему в небесах небес древних: се даст во гласе Своем глас силы. 35 . Дадите силу Богу: на Израиле превознесение Его, и сила Его на облаках. 36 . Страшен еси, Боже, от святилищ Твоих: Бог Израилев сей даст силу и крепость Народу. Благословен Бог. Изобразив чудеса присутствия Божия в Церкви и ее славную судьбу, сопряженную с превознесением Мессии, и заключив пророчество молитвою, Давид прекращает собственную песнь. Он возвращается к тому, с чего начал, и, представив действительнейшие побуждения к прославлению Бога, с новою силою призывает к прославлению Его не одну Израильскую, но Вселенскую Церковь всех мест и времен, так как мысль его занята судьбою ее всеобщей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3. «И утвердил еси на мне руку Твою» – В буквальном переводе с греческого эти слова значат: Ты твердо поставил на меня руку Свою, или: сильно прижал меня рукою. С еврейского переводят: рука Твоя опустилась на меня, или ударила меня. Смысл этих слов: Ты тяжко наказал меня. Тот же образ встречается, напр., в Пс.31:4 : «день и нощь отяготе на мне рука Твоя» и в Пс.38:11 : «Остави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоей аз исчезох», т.е. «отклони от меня удары Твои: я исчезаю от поражающей руки Твоей». Срв. Пс.87 , прим. 11. 4. «Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих» – «Несть исцеления» – буквальный перевод с греческого; это означает, по-видимому, – «плоть моя не может исцелиться», или я не могу избавиться от болезни. В еврейском тексте несколько иной и более ясный смысл: нет здорового места на теле моем. «От лица гнева Твоего» – то же, что от гнева Твоего, вследствие гнева Твоего; «От лица грех моих» – то же, что от грехов моих, вследствие грехов моих. В этом же смысле употреблено выражение «От лица» в Пс.67:3 : «Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия»; Пс.101:10–11 : «Зане пепел, яко хлеб ядях... от лица гнева Твоего и ярости Твоей». Срв. также ниже в Пс.37:6 : «От лица безумия моего». Общий смысл места таков: Ты в гневе Своем так поразил меня, что не осталось целого (здорового) места в теле моем; по причине грехов моих не осталось здорового места в костях моих (то же, что в теле моем). 5. «Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне» – В первом случае «яко» значит «потому что» во втором – «как», «подобно». «Превзыдоша главу мою» – превысили голову, поднялись выше головы моей. Образ взят от воды, которая, постепенно поднимаясь, потопляет человека. 6. «Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» – т.е. вследствие грехов моих раны мои издают зловоние и гноятся. Раны (язвы) телесные служат образом язв душевных, посылаемых человеку в наказание за грехи. «Безумие» означает здесь, как и в других случаях в Ветхом Завете, то же, что «нечестие», как мудрость нередко понимается в смысле благочестия. См. напр. Пс.68:6 : «Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася»; Пс.13:1 : «Рече безумен в сердце своём: несть Бог . Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню»; Пс.73:18 :

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010