«Моисей был богом фараону, но слугой Бога, как написано. И звезды ночью ярко сияют, а от солнца прячутся, так что днем нельзя узнать, какие они. И маленький светильник, оказавшись рядом с большим огнем, не исчезает и не светит, и не может быть различим, но все является огнем, ибо побеждает сильнейший» 72 . Вот этот пример Григория Богослова , когда маленький огонь светит рядом с большим, но его не видно, он невидим и как бы уже не светит – как звезды: ведь они на небе и днем и ночью, но когда взошло солнце, мы их уже не видим. Святитель Амвросий Медиоланский дает такое рассуждение на 1-ый стих 7-ой главы: «Если они думают, что Христос назван Богом, поскольку имел божественное вдохновение, подобно многим святым мужам (ибо Писание называет богами тех, к кому был глагол Божий), – то они не ставят Его над людьми, но считают сравнимым с людьми. Тогда они думают, что Он есть то, что даровал людям Сам, говоривший Моисею: Я поставил тебя богом фараону, почему и в псалме сказано: Я сказал: вы – боги ( Пс.81:673 . Святитель Амвросий хочет подчеркнуть, что одно дело быть поставленным Богом, как Моисей по отношению к фараону, но совсем другое дело – Христос, Который по естеству был истинный Бог и Жизнь вечная! И Его глагол, конечно, несоизмерим с глаголом любого пророка, хотя Христос говорил во всех пророках: в Новом Завете сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Иногда в Священном Писании сказано: «Вы – боги» (см.: Пс.81:6 ; Ис.41:23 ; Ин.10:34 ), или по отношению к людям используется иногда даже Божие имя «Елоним»! Иоанн Дамаскин решил объяснить эту ситуацию: «Богами же я называю их, и царями, и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями, и Божественного образа подобие, по которому они и возникли, сохранили неповрежденным (ибо царем называется и образ царя); и соединились с Богом по собственному выбору, и приняли вселение Его в себя, и благодаря причастности к Нему стали по благодати тем, что Он есть по природе» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Для меня стало ясно все великое значение исповеди у духовника, прежде всего как отрешение от своей гордости, смиренного и благоговейного покаяния не перед лицом человека только, а перед Самим Богом. С этого времени я сознал себя обращенным в православную веру, и только с этого времени я понял, что вне Церкви и ею установленных, по завету Христову, таинств нет христианства, нет и спасения. Жизнь, такая смешная и жалкая, такая бесцельная, как труд белки в колесе, получила для меня и смысл, и глубочайшее значение. (См. «Церк. Вед.», изд. При Св. Синоде, 1900 г., 15–16.) Приложение А. Промысл Божий о человеке и особенно о людях благочестивых «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» ( Лк. 12, 6–7 ). Так напоминанием о промысле Божием утешал учеников Своих Иисус Христос . Особенное Божие промышление о человеке вообще ясно раскрывается в Священном Писании . Бог дает бытие и жизнь каждому человеку: «Нем бо живем и движемся и есмы» ( Деян. 17,28 ). «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя», – говорит праведник Богу ( Пс. 118,73 ). Бог дает душу человекам, как говорит премудрый: «...дух возвратится к Богу, Иже и даде его» ( Еккл. 12,7 ). «Бог... дает дыхание людем, иже на ней (на земле), – говорит пророк, – и дух ходящим на ней» ( Ис. 42,5 ). Бог промышляет о всех обстоятельствах человеческой жизни. «Той бо зритель есть дел человеческих,» – говорит Иов ( Иов. 34, 21 ). «В руку бо Его и мы и словеса наша, и всякий разум, и дел художество» ( Прем. 7,16 ). Бог промышляет и о свободных делах человека. Премудрый учит: «от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя» ( Притч. 20, 24 ). «Всяк муж является себе праведен, управляет же сердца Господь» ( Притч. 21, 2 ). «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей» ( Пс. 32, 10 ). «Иже аще совещаете совет, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог» ( Ис. 8,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Назначение ниспосланного испытания является нам здесь в совершенно новом смысле, оно озарено новым светом, в котором мы, быть может, не привыкли облекать скорбь. Однако же и в наши дни все испытания и скорби имеют ту же определенную цель – спасения души человеческой. Каждое испытание есть для Господа лишь способ явить перед людьми всемогущество спасительной Своей благодати. Ободритесь же братия! Мужайтесь, укрепляйтесь надеждою, учитесь хвалиться и скорбями ( Рим. 5: 3 ), ибо терпение… должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак. 1: 4 ) (83: 94, 95. См. ст. «Всемогущество спасительной благодати»). «... Смерть побуждает людей к нравственному усовершенствованию: она вещает о ничтожестве земной жизни и заставляет думать о загробной; побуждает готовиться к ответу на Страшном Суде, который у каждого из нас не за горами; она муками умирающего человека дает нам некоторое представление о загробных страданиях не покаявшегося грешника» (200). «Но ведь этот смертный приговор вынес Отец Небесный, любящий всякое Свое создание! Понимание, во-первых, справедливости воздаяния за грех и, во-вторых, его своевременности и необходимости и в Священном Писании, и в творениях святых отцов прослеживается четко: Каждому дает Господь время на покаяние: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня ( Пс. 117: 18 ), – извлекает урок из вразумления Господнего псалмопевец Давид. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам ( Пс. 102: 8–10 )» (111: 156, 157). Свт. Василий Великий говорит о смерти как об избавлении от бессмертного недуга (греха – П. Д.). Свт. Григорий Богослов отмечает, что смерть является пресечением греха, чтобы зло не стало бессмертным. Свт. Иоанн Златоуст учит, что за грех Господом благодетельно установлена смерть. По мнению св. Ефрема Сирина , Бог по милосердию Своему сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших (93: 25). По словам свт. Кирилла Александрийского , «Законодатель смертью останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие…» (цит. по 41: 141). Прп. Антоний Великий пишет, что смерть «избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей» (цит. по 99: 73). Свт. Николай Сербский полагает, что: «... Ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя, спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил, что смерть» (145: 243).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению, но еще не имело благодати Духа, которая давалась Христом, как сам святой Предтеча и сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3: 11). Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто будет этот Некто, «Которому он недостоин развязать и ремень у обуви Его» (см.: Мк. 1: 7; Лк. 3: 16; Ин. 1: 27), но Глас Божий, пославший его, открыл ему: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33). Поэтому и пришел к нему Иисус креститься. Не потому, что нуждался в очищении, но потому, что крещение Иоанново совершалось по воле Божией. Это знали все в народе, так как считали Предтечу великим праведником. Даже Ирод, царь, имя которого стало синонимом коварства и злобы, даже он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6: 20). И прийти к Иоанну значило быть послушным воле Божией. Так Христос, выходя на служение Свое человечеству, начинает его с послушания воле Божией. Какую кротость и какое смирение пред волей Отца Небесного являет Сын Божий! И как премудро это смирение Спасителя устрояет весть о Его явлении! Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Если бы [Иоанн начал] обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, – то это делало бы свидетельство подозрительным… но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Крещении Господа и Богоявлении). Христос только вошел в воды – не для того, чтобы очиститься, так как был безгрешен, но чтобы освятить их по древнему пророчеству: «Ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву» (Пс. 73: 13–14). Несомненным, как об этом и поется в тропаре праздника, было по исходе Христа из вод и величественное явление Бога во Святой Троице: Самого Христа Спасителя, схождение с отверзшихся небес «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И глас с небес, глас Отца, как гром небесный, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16–17).

http://pravoslavie.ru/58871.html

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28). Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73). Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному . И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22). Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками. На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24). Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью. Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино     

http://pravoslavie.ru/103568.html

Кто хочет подвизаться и упражняться в духовном делании, тому надлежит жить в монастыре с братией. Не стоит просто на удачу, опрометчиво, по самоугождению и упрямству избирать уединение, чтобы не похитили душу злые духи, потому что враг угрожает отовсюду. Кто же говорит: я для того стал отшельником, чтобы некому было возбуждать во мне гнев, тот ничем не отличается от бессловесного зверя. Потому что мы видим, что звери тихи и не свирепы, если не раздражает их человек. Для чего же написано: повинуясь друг другу в страхе Божием ( Еф. 5:21 ), и: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил ( 1Пет. 4:10 ), и: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа ( 1Пет. 2:13 ), и: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп. 2:3–4 ), и: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак. 3:13 ). Разве ты не знаешь, что страстные мысли, внушаемые демонами, плодятся как зайцы. Вложенная в душу лукавая мысль порождает другие (см. Пс. 143:11–13 ). 69. Диакону Таписку Сказано, что в пресыщении гордилась Содома 124 . То есть осквернившаяся душа, насытившись знанием, делается неукротимой и несносной. 70. Ему же Знания легко делают человека надменным. Поэтому апостол и говорит: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны ( 2Кор. 12:7 ). 71. Ему же Все презирают тщеславных. Поэтому славолюбивый подобен публичной девке, которая гоняется за возлюбленными, но они всё более презирают её. 72. Чтецу Петру Ты говоришь, что после того как ты иссушил тело постом, лукавый демон стал сильно возбуждать в тебе похоть, проникнув внутрь, зажег сладострастное пламя, так что ты очень смущён. Не смущайся, нередко это случается по дьявольской зависти, поэтому внимательно займись чтением. Как говорит Иезекииль, имея в виду врага нашей жизни: изранил все чресла им ( Иез. 29:7 ), то есть осмелился осквернить подвизающихся, низложив их плотскими похотями и возбуждением. Также и Иеремия говорит о том, что Господь иногда для испытания нашего попускает дьяволу проникать в сокровенное: есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? ( Плач. 1:12 ). Потому что подвижникам приходится терпеть много скорбей, подвергаться испытаниям, помрачениям, пройти сквозь огонь и воду, сквозь мглу и бурю от ненавидящих девство демонов. Чтобы в конце войти в радость, в прохладу, вдохнуть воздух свободы и увидеть свет блаженства. 73. Пресвитеру Евномию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

48 В Евр.4:15 мы читаем «но, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» – здесь говорится о том, что если Господь Иисус Христос и мог искушаться (напр., искушения в пустыне – Мф.4:1–11 ), то лишь для того, чтобы победить, доказав верность Отцу, и эту победу даровать нам – показать нам путь, образ правильной жизни, борьбы с грехом. 50 В молитве «Отче наш» мы просим избавления именно от такого дьявольского искушения; о том, чтобы Бог не попустил нам искушения сверх нашей меры. Об этом хорошо говорит апостол Павел: «Вас постигло искушение не иное как человеческое; и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:11 ). 57 Некоторые исследователи поэтически сравнивают Бога с Небесным Пастухом, Который пасет созвездия, как своих овец. Ср.: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис.40:2 ). «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ). Именно поэтому Бог – не только Творец, но и Отец светов. 63 Это, кстати, к вопросу о ропоте на Бога некоторых, доведенных до отчаяния тяжелыми житейскими обстоятельствами, людей. 64 Ср.: текст заамвонной молитвы священника в Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустог о: «...всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Него же несть пременение или преложения стень». В греческом оригинале этот стих написан гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и двумя безударными слогами); очевидно, это цитата из какого-то греческого поэта. 65 Слово «ποκειν» означает вынашивать и производить на свет. «Хотя этот глагол обычно относится к родам женщины, в данном случае он используется по отношению к Богу, рождающему на свет» (НЛЭК. С. 846). 73 К этой теме (одной из основных во всем послании) апостол Иаков будет возвращаться еще не раз: см. 1:26; 2:12, 14–18; 3:1–10, 13–17; 4:11, 13–16; 5:12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

73 вечно ли будет хулить противник имя Твое? Словами о подвергнутой поруганию святыне Божиего имени псалмопевец стремится привлечь внимание Господа к своим мольбам. 73 Боже, царь мой. Все в мире во власти Господа, Творца всего видимого и невидимого. спасение. В данном контексте это слово в первую очередь означает избавление от врагов и восстановление содеянных ими разрушений. 73 Ты расторг силою Твоею море. В нескольких следующих стихах нашли отражение представления ближневосточных языческих народов о сотворении мира. Жители Месопотамии и Ханаана верили, что Мардук или, соответственно, Ваал, одолел море и сотворил из него вселенную, которая была затем разделена им надвое, причем одна половина стала небом, а вторая землей. Использование этого мифологического мотива в псалме продиктовано исключительно литературно-художественными соображениями и не означает, что его автор разделял языческие верования. 73 сокрушил голову левиафана. Согласно угаритским надписям, левиафан был семиглавым морским чудовищем (ср. Откр., гл. 13), побежденным Ваалом. 73:15–17 Псалмопевец никак не связывает между собой победу над левиафаном и сотворение Господом вселенной, о котором и идет речь в этих стихах. 73 враг поносит Господа. Вавилоняне победили Израиль лишь потому, что Господь сделал их орудием Своего праведного суда над избранным народом. Они же видели в победе не волю Божию, а свою собственную заслугу. Псалмопевец говорит о поношении Господа врагами, дабы убедить Его снова вмешаться в ход земных дел и исправить положение, в котором оказался Его народ. 73 Призри на завет Твой. Имеется в виду Синайский завет. 73 Восстань. См. ком. к Пс. 7,7 . Глава 74 Пс. 74 В этом псалме его автор благодарит Господа за унижение нечестивых и вознесение праведных. Пс. 74 тематически перекликается с благодарственной песнью Анны (1 Цар., гл. 2) и «Величит душа Моя Господа» Марии (Лк., гл. 1). 74 Славим. Первый стих псалма содержит хвалу Господу, произносимую всей общиной, однако далее от имени общины выступает один человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Кроме метафор и метонимий из тропов нередко встречаются в Псалтири гиперболы (преувеличения предметов сверх естественных границ); таковы, напр., следующие выражения: «Беззакония превзыдоша главу мою» ( Пс. 37:5 ). «Одержаша мя злая, им же несть числа»… «Беззакония моя умножишася паче влас главы моея» ( Пс. 39:13 ). «Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениях своих» ( Пс. 67:22 ). «Умножишася паче влас главы моея ненавидящии меня туне» ( Пс. 68:5 ). «Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе» ( Пс. 90:7 ) и проч. Фигуры. Нам остается рассмотреть еще обороты речи, известные под именем фигур, каковы суть: 1) обращение; 2) повторение; 3) противоположение; 4) вопрошение и восклицание. Фигуральные обороты речи, отступающие от обыкновенного ее логического течения под влиянием сильно возбужденного чувства и воображения писателя, являются могущественным средством оживления речи. Так, посредством первой указанной нами фигуры, обращаясь к отвлеченному, бездушному предмету, как к одушевленному, – к отсутствующему, как к присутствующему, писатель неодушевленным и отдаленным предметам придает образы и лица, которые восстают пред нашими глазами, как живые; таковы, напр., обращения псалмопевца: «Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте» ( Пс. 97:4 , Пс. 99:1 ). «Востани, славо моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано» ( Пс. 107:3 ). «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе» ( Пс. 147:1 ). «Хвалите Господа солнце и луна, хвалите его вся звезды и свет. Хвалите его небеса небес и вода, яже превыше небес» ( Пс. 148:3–4 ). «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты»… ( Пс. 148:7–10 ). В фигуре повторения, желая остановить внимание читателя на каком-либо одном предмете, писатель повторяет известное слово. Прекрасный образец применения такого оборота речи представляет, напр., 28-й псалом, который начинается так: «Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни: принесите Господеви славу и честь» ( Пс. 28:1 ), и далее: «Глас Господень на водах: Бог славы возгрем, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии»… и т.п. ( Пс. 28:3–11 ). Очень удачно фигура повторения применяется и в 73 псалме: «Ты утвердил еси силою твоею море: ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву… Ты расторгл еси источники и потоки: ты изсушил еси реки ифамские. Твой есть день и твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну ты создал еси» ( Пс.73:13–17 ). См. также Пс. 56:8–9 , Пс. 66:4–6 , Пс. 116:14–16 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИАФАН Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) [Евр.    ,   греч. Λευαθν; лат. Leviathan], имя сотворенного Богом мифического морского чудовища в ВЗ. Точная этимология евр. слова   не известна, возможно, оно является производным от семит. корня   со значением «сгибать, скручивать»; обычно это слово сопоставляется с араб.   - «извиваться», что может отдаленно указывать на змееподобный вид Л. Согласно т. н. народной этимологии, представленной в раввинистической лит-ре, имя Л. происходит от соединения 2 слов   - венок, завиток и   сокращенное от   - большая рыба, чудовище. И хотя сравнительная этимология может указывать на змееподобный вид Л., следует принимать во внимание, что Л.- имя собственное, а значит, представление о физическом облике чудовища не может быть основано только на происхождении этого термина. Л. в ВЗ Упоминается 6 раз в канонических книгах, преимущественно в поэтических текстах, к-рые не формируют при этом его единого образа. В одних текстах Л. предстает вселенским монстром и противником Господа (Пс 73. 13-14), в других - Его послушным творением (Пс 103. 26). Образ Л. стоит в одном ряду с описаниями др. морских чудовищ, выступающих в виде сверхъестественных противников Бога: дракона (   - Ис 27.1), моря или морского чудовища (   - Иов 7. 12), а также Раава (Ис 51. 9; Пс 86. 4; 88. 11). В переводе LXX можно усмотреть тенденцию к демифологизированию и деперсонифицированию образа Л.: вместо имени собственного в Иов 3. 8 использовано слово «кит», а в Ис 27. 1; Иов 40. 20; Пс 74. 14; 103. 26 - «дракон» (δρκων). В Пс 73. 13-14 провозглашение спасительного владычества Господа над всей землей сопровождается упоминанием Его побед над морем (  ), драконами (   - вариант «змиями») и Л., у к-рого Господь, согласно синодальному переводу, сокрушил главу (Пс 73. 14). В Масоретском тексте, так же как в Септуагинте и Вульгате, говорится о сокрушении «голов» у Л., который, т. о., представлен в этом стихе как многоголовый морской змей. Рассказ о победе Господа над Л. служит вступлением к прославлению последующего совершённого Им упорядочивания вселенной. Очевидно, описание победы Господа в первозданной битве над олицетворяющим воды хаоса Л., включенное в контекст поэтического повествования о творении мира (Пс 73. 15-17), призвано утешить скорбящих, оплакивающих осквернение святилища врагами Господа (Пс 73. 1-10). Отголоски представления о противостоянии Господа морскому чудовищу представлены также в Иов 7. 12; 9. 13; 26. 12; 38. 8-11 (отдельные авторы рассматривают эти примеры как аллюзии на Л.- см., напр.: Lipinski. P. 506).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010