μφαλς, umbilicus, собственно значит пуп, вообще средина, центр. Этим именем обозначалась выпуклость на средине щита. Представляя землю на подобие последнего, дискообразной, древние убеждены были, что и у неё есть своего рода пуп. В одной из затерянных песней Пиндара рассказывалось, что Зевс, желая определить местонахождение его, выпускал двух орлов – одного к западу, другого к востоку – и они встретились в Дельфах, которые и признаны были срединой земли. В Дельфийском храме пуп земной был означен, по словам Павзания, беломраморным камнем, подле которого до Фокидской войны стояли золотые изображения орлов. Честь быть средоточием земным оспаривали у Дельф Сицилия, Пелопоннес, гора Ликаон, острова Крит и Кипр, Мизийский город Парион, Кизик. В каждом из названных мест указывались пункты, по большей части святилища, с омфалосами, выбивались монеты с их изображениями; но лучшими людьми: Платоном, Страбоном, Плутархом и др. за средину земли признавались Дельфы (подробнее см. Ersch und Gruber, Allgemeine Enzyklopädie, III sect., 3 th. ss. 391–393, s. v. omphalos). Сказание об известном Иерусалимском пупе земли, передаваемое весьма многими средневековыми латинскими, греческими и нашими древнерусскими, начиная с игумена Даниила, паломниками, возникло не без влияния вышеизложенных верований древних, а может быть и в противовес им. По Рассказу и путешествию по св. местам Даниила, митроп. Ефесского XV в., средина земли в середине знаменитого Иерусалимского храма показана посредством некоего пупа, иссечённого из мрамора (οτος ν τ μσ ατο τ μσον δενυσι τς γς δ μφαλο τινος γλυπτο μαρμρου: Прав. Пал. Сборн. вып. VIII стр. 11 и 40). Отличаясь по самому своему устройству от обычного среди-церковного круга других греческих храмов, Иерусалимский земной пуп своим видом выпуклым напоминал древнегреческий омфалос. В оправдание мнения, по которому в Иерусалиме – центр земли, ссылались обычно на слова Псалма ( Пс.73:12 ): Бог же царь наш прежде века содела спасение посреде земли и следующее место из прор. Иезекииля ( Иез.5:5 ): Сия глаголет Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положих его и страны, яже окрест его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово означает у Исаии обыкновенно: «полагать основание» чему-либо см. напр. 28:16; 54:11 и потому, кажется, скорее следует его перевести: отдал Ассур часть земли для того, чтобы на ней народ халдеев положил начало своему могуществу, – а не: «отдал», «определил для опустошения», для обитания «зверей пустыни». Но, по Негельсбаху. слова: означают: «Ассура – его отдал (народ халдейский» «зверям пустыни»; смысл всего стиха, таким образом, по Негельсбаху. следующий: «вот, земля халдеев; этого народа не было (т. е. доселе Ассур был «народом» могущественным в мировой истории; халдеи сделались таким «народом» после, доселе же как бы не были «народом»: , а не просто – не были народом могущественным в мировой истории); Ассура (абсолютно поставленный впереди объект при слове ; суффикс женск. рода при – «отдал его» объясняется тем, что пророк в понятии разрушаемого Халдеями Ассура разумел «землю Ассура» или «столицу» их Ниневию) – его отдал (народ халдейский) зверям пустыни» (слово в таком случае получает значение, которое оно обыкновенно имеет у пр. Исаии – 13:21; 34:14: ср. Иер.50:39 , Пс.73:14 ; только в псалме 71:9 это слово имеет значение: «жители пустынь»). Они (халдеи)... разрушают его (Тир)»... По Негельсбаху, следовательно, пророк Исаия здесь (в 23:13 и дал.) определил будущее значение Вавилона по отношению к Ассуру и Тиру: халдеи положат конец могуществу Ассура, они же разрушат и Тир. [Утверждать, что пророк Исаия мог предсказать падение Ассура от Вавилона, вопреки сомнению Делича (в 4 изд.) и др. возможно уже потому, что Вавилон, а не Ассирия у пророка представляется действительным владыкою народов и царств – 13:19; 14:4–6: 21:2; 47:5]. Пророк Софония во 2 главе, по словам Негельсбаха, имел в виду именно 23:13 из книги пророка Исаии и понял это место, как предсказание о разрушении Ниневии. В подтверждение своего понимания Негельсбах ссылается на его согласие с масоретской пунктуацией, указывает также на недоказанность мнения, что халдеи только незадолго пред тем – приблизительно при Салманассаре – явились в Вавилонии: они были там издавна (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

5:29 Имя Ной (евр.: Ноах) созвучно евр. глаголу «утешать» ( нахáм). 62 а 5:32 Е вр.: Шем – имя. 63 б 5:32 С ин. пер.: Иафет. 64 6:2 В Священном Писании сыновьями Бога именовались верные Ему, избранные Им люди; ср. Исх 4:22, 23; Втор 14:1. Вероятно, и здесь речь идет о потомках Шета (Син. пер.: Сифа) как людей, отличающихся от потомков Каина или вообще от далеких от Бога людей. 65 6:3 И ли: править ( человеком); евр. текст неясен. Некоторые древн. пер.: пребывать в человеке. Иные считают, что здесь говорится не о Духе, а о дыхании (жизни). 66 а 6:4 Е вр.: нефилим, вероятно, от глагола нафаль, означающего «падать». 67 б 6:4 И ные, полагая, что здесь говорится о связи «дочерей человеческих» со сверхъестественными существами, переводят это место так: это были герои древности, люди знаменитые. Евр. слово гиббор, обычно переводимое как силач, воин, богатырь, герой, в некоторых случаях в ВЗ используется в отрицательном смысле, как, очевидно, и здесь; ср. Ис 5:22; Пс 120 (119):2–4. 68 6:6 Букв.: и сожалел Господь, что создал человека на земле. 69 6:7 Или: сожалею (так же, как и в ст. 6); здесь явный антропоморфизм, указывающий, однако, на то, что Бог, при всей Своей неизменности, не остается в одинаковом положении в том, что касается Его отношения к изменившемуся человеку. 70 6:8 Букв.: обрел благодать в глазах. Благодать — обычно это слово (евр. хен — расположение, милость, доброта) употребляется в Библии для обозначения того особого благоволения Бога, какое Он ниспосылает всем людям не за те или иные заслуги, а из одной только любви к ним. 71 а 6:9 См. примеч. «а» к 2:4. 72 б 6:9 Или: с Богом он постоянно ходил. 73 6:12 Букв.: извратила всякая плоть путь свой на земле. 74 а 6:13 Букв.: со всякой плотью. 75 б 6:13 Здесь в оригинале глагол с тем же самым корнем, что и у глагола, переведенного словом «растлилось», в ст. 12. Эта непереводимая на русский язык игра слов, очевидно, показывает, что Бог уничтожает то, что уже само уничтожило себя своим растлением. 76 6:14 И ли: корабль. Значение слова неясно. LXX: ларь/ ящик; то же слово в Исх 2:3, 5, где рассказывается об осмоленной корзинке для спасения младенца Моисея. 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Дальнейшее заявление обескураживает: «Библия использует слово «сын» в «биологическом», то есть привычном значении. Иногда оно может использоваться и в переносном (аналогическом) значении, но и в таких ситуациях отправной точкой для понимания сообщения всегда является буквальное значение. У нас нет примеров употребления слова «сын» в значении «вечное существо», которое пытается приписать ему Афанасий». – Понимает ли автор, о чем он говорит? И какую Библию он читает? В каком это «биологическом значении» Творец миров мог сказать: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2, 7 )?! Автор вообще понимает уникальность рождения Богом Сына? Может, раз уж он настаивает на биологическом понимании, нам последовательно придется указать и Мать, коли в Писании упоминаются Отец и Сын?! Ответим ему словами Афанасия Великого : «Если же о Боге и о людях употребляются иногда в Божественных Писаниях одни и те же изречения, то, как повелел Павел, от людей прозорливых требуется – внимать чтению ( 1Тим. 4, 13 ) и таким образом различать и распознавать написанное в каждом случае сообразно со свойством обозначаемого и не смешивать смыслов: Божия не представлять по-человечески и о человеческом никогда не рассуждать, как о Божием. Ибо это значит мешать вино с водою (см. Ис. 1, 22 ) и на жертвенник Божественный ввергать огнь чуждый» 73 . Следующий отрывок тоже достоин внимания, в нем говорится: «Да, Иисус как «сын» противопоставляется ангелам как творениям. Однако это не изменяет их природу и не придает слову «сын» в случае с Иисусом новое значение, отличное от привычного; противопоставление относится не к природе, но к качеству сыновства Иисуса, которая Библия подчеркивает двумя способами. Во-первых, до пришествия Иисуса на землю он назывался «единородным/уникальным сыном» ( Иоан. 3:16 ) или «единородным богом» ( Иоан. 1:18 ). Эпитет «единородный» подразумевает, что хотя есть и другие сыновья Бога, этот – особенный. Во-вторых, через воскресение он получил особые сыновние отношения со своим Отцом. Он был объявлен «Сыном Бога, через воскресение из мертвых» ( Рим. 1:4 ) и стал «превосходнее ангелов» ( Евр. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

309–368). Против мнения о происхождении некоторых из этих псалмов в более позднее время направлены краткие и более подробные замечания, основанные на содержании псалмов; с особенною обстоятельностью рассмотрено и, можно сказать, опровергнуто это мнение относительно псалма 82-го (стр. 327–337),—73—го и 18-го (стр. 347–368). Псалмы 87-й и 88-й признаются, с вероятностью, принадлежащими, согласно с надписаниями их, Ефану и Кеану или Идифуну Езрахитам, славным левитским певцам Давидова времени, которых автор отожествляет с соименными им мудрецами времени Соломона (3 дар. 4:31). Десять псалмов, надписанных в еврейском тексте (не сходно, как думает автор с переводом 70-ти) именем сынов Кореевых, и один – (42-й) без надписания приписаны автором членам этой фамилии, скрывшим также свои личные имена под общим фамильным наименованием (стр. 381–430). При этом обстоятельному разбору подвергается мнение о Маккавейском происхождении псалмов: 43-го (стр. 398–405) и 84-го (–426 430); а определяя время написания псалма 44-го, автор дает продуманное раскрытие исторической его основы и мессианского значения (—407—415).–Относительно прочих 43-х псалмов, надписания которых по евр. тексту не содержать имен писателей, автор не находит ни в содержании их, ни в предани, представляемом надписаниями греческого – 70-ти и других древних переводов, достаточных оснований для указания имен их писателей и ограничивает свою задачу приблизительным определением времени их происхождения (стр. 430–431), что и выполняет вообще с успехом (см., наприм., о Пс. 65 и 66-м, стр. 431–437), рассматривая содержание этих псалмов, в порядке времени их происхождения, начиная с более древних и оканчивая позднейшими – «песнями степеней», отнесенными ко времени возвращения иудейского народа из вавилонского плена (стр. 506). В этом отделе сочинения обращает на себя внимание, между прочим, то утверждение автора, что псалмы 92–99-й составлены под влиянием пророчеств Исаии (гл. 40–66) и что если в надписаниях их по греко-славянскому переводу читается имя Давида, то это не дает достаточного основания приписывать написание их отцу псалмопения; самые важные, по-видимому, основания в пользу происхождения псалмов 94 и 95-го от Давида с основательностью устранены автором (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

«Египет в погибель 70 будет», т. е. Египет за свои злодеяния и оскорбление народа Божия судом Божиим определен на опустошение. Действительно, Египет был опустошаем несколько раз: – Навуходоносором, царем Вавилонским, при Егип. царе Нехао, войску которого он нанес страшное поражение при Кархемише на р.Ефрат; – Камбизом, царем Персидским, и обращен в Персидскую провинцию (ок. 525 до Р. X.). Геродот, чрез семьдесят лет, после поражения, понесенного Египтянами от Камбиза при г. Пелузиуме, видел еще поле, усеянное костями убитых 71 . Затем, Египет был опустошаем и взят Александром Македонским. Не говорим о внутренних междоусобиях и смутах, которые, по обычаю древних народов, сопровождались опустошениями. Да и теперь, после многократных опустошений Египта Греками, Римлянами, Сарацинами, что такое Египет сравнительно с прежним, как не пустыня? «Ужаснее всего, – гов. один путешественник 72 , – ужаснее всего хозяйничали Сарацины. Что оставили Персы, что было пощажено римскою лютостью и христианским фанатизмом, – то пало под могучими ударами поклонников ислама . Так была велика страсть к разрушению у этих завоевателей, что под их кровавыми руками исчезали с земли целые города. Всё разрушено, всё опустошено, всё в развалинах! Вся страна подобна полю битвы, покрытому остовами и остатками саванов». Исполнилось слово Божие о Египте! «В таинственном смысле, – поясняет св. Ефр. С., – пророк (под Египтом) разумеет гонителей святаго народа, и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их разсыплются; а по бл. Феод., слова: «Египет в погибель будет» значат – «угаснет неистовая страсть к идолам, потому что Египет – началовождь нечестия». «Идумея в поле погибели будет». Такой суд над Идумеями изрекает Бог и чрез св. прор. Иезекииля: поскольку Едом мстительски поступил с домом Иудиным, и, совершая над ним мщение, много согрешил, за то, как говорит Иегова, и простру руку Мою на Едома, истреблю у них людей и скот, и сделаю из него пустыню... И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего Израиля ( Иез. 25:12–14 ). Сыны Едома совершали мщение над Иудеями, когда, при разрушении Иерусалима Навуходоносором, радовались их несчастью, помогали халдеям избивать их, (См. Авд. 1:8–16 ), и кричали: «истощайте, истощайте до оснований его» ( Пс. 136:7 ). Известно, что Идумея была опустошена при Маккавеях Иудою ( 1Мак. 5:62 ; 2Мак. 10:16 ), и Иоанном Гирканом 73 , и самое имя их исчезло с лица земли в массе аравитян. «Кровью праведною» пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря: без всякой благовидной причины отважились они (Идумеяне) на избиение Иудеев» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) …верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. ( Ин.10:38 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Святое Евангелие, прочитанное сегодня во время Богослужения (см. Ин.10:27-38 ), переносит нас с вами в то далекое время, когда Господь наш Иисус Христос открывал Себя миру. Мы продолжаем разговор о значении Его прихода на землю как Сына Божия, Который добровольно должен был пострадать и принять смерть за грехи рода человеческого. Мы помним, как иудеи, собравшиеся послушать Божественного Учителя, лукаво вопрошали: Если Ты Христос, скажи нам прямо ( Ин 10, 24 ). Но когда в очередной раз со всей определенностью и полнотой прозвучал ответ: Я и Отец — одно, эти люди преисполнились злобы и ненависти, схватили каменья, чтобы побить Господа. Христос, видя это, вопрошает: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них вы хотите побить Меня камнями? Действительно, уже столько благословенных дел было явлено Господом! Болящих Он исцелял, бесов изгонял, слепые прозревали, глухие начинали слышать, парализованные ходить по одному только Его слову. Так неужели все это не являлось ярким, впечатляющим доказательством того, что Он — Сын Божий, Он — Тот, о Ком с самых древних времен говорили ветхозаветные пророки. Но нет, иудеи, подстрекаемые своими корыстолюбивыми вождями, не видят этого. Более того, они с уверенной поспешностью готовы покарать Господа, побить камнями и, может быть, даже убить. За что?! За все те блага и милости, которые Он им оказывал?! Впрочем, с уст их слетает, с обывательской точки зрения, довольно веская причина: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Какое неприкрытое лукавство! Они ведь сами буквально вынудили Господа заговорить о Своем Божественном достоинстве, чтобы якобы им не пребывать в неведении, а теперь упрекают Его в богохульстве. Господь спокоен и отвечает на эту клевету словом Священного Писания: Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги?» Господь цитирует псалом пророка Давида, в котором обличаются несправедливые судьи. Именно к ним как представителям и ближайшим исполнителям воли Бога в судейских решениях обращены слова: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы ( Пс.81:6 ). Смысл этого псалма заключается в том, что люди должны быть проводниками Божественной правды и правосудия. И в этом случае имеют право именоваться сынами Всевышнего. Но между тем даже Божественная власть и сила, данная от Отца Небесного избранным, не освобождает их от ответственности. За злодеяния каждый понесет свой ответ.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

– Помните, что из всех добродетелей самая большая есть рассудительность. Помните, что как земля не падет вниз, так и смиренный не падет никогда. И еще об одном всегда помните: горе человеку, когда имя его более деяния его. Некий старец в молодости был обуреваем искушениями, но с годами победил их строгим постом и неустанной молитвой. Об огромной пользе и необходимости поста и молитвы для каждого православного человека постоянно напоминал он своим ученикам. А также говаривал: – Если кто во время искушения поддержит ближнего своего, равен он ангелу в пещи для трех отроков (См.: Дан. 3:22—51). В одной деревне случилась беда: загорелся дом, в котором жили сироты. Пламя объяло уже половину строения, и никто из односельчан не мог решиться войти внутрь. Видя такое, сказал старец: – Если мы делаем худое и Бог попускает это, долготерпит нас, то, когда доброе делаем, неужели не будет содействовать нам? Слова старца ободряюще подействовали на одного молодого человека, и, перекрестившись, он бросился в огонь. Та к дети были спасены. Иногда, совершая хороший поступок, мы забываем, что нельзя превозноситься даже самыми добрыми делами. Духовно мудрый авва сказал об этом образно и емко: – Открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные и съедают семя. А совершающий доброе втайне подобен сеющему на браздах пашни – он пожнет обильный плод. А вот еще о добрых делах. – Всякое дело делай, не думая о том, что кто-нибудь делает его лучше тебя, – и спасешься. Зависть ввергает человека в гнев, а гнев ослепляет, и человек творит всякое зло, – говорили святые отцы. Брат спросил одного из старцев: – Что делать, если наступит час молитвословия, а душа моя не способна будет к молитве? И ответил ему старец: – Если тебе придется быть отягощенным сном до утра, то, поднявшись с постели, затвори двери и окна и твори молитву; ибо написано: Твой есть день и Твоя есть нощь (Пс. 73: 16). Бог славится во всякое время. Истории, бывшие с отцами, поучительные для слушающего

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

369 Изменения ( Иов.10:17; 14:14 ) – лучше всего принимать в нравственном смысле ­­ у них нет перемены в образе мыслей и чувств. – Простре по LXX и Вульгате нужно относить к Богу; по евр. к упомянутому в ст.13–15 главному врагу, который беззаконнует по отношению к своим друзьям, нарушает завет верности. 370 Потопи – низвергни и их в бездну, в море погибели; намек на Иск.16:32. Раздели языки их – намек на Быт.11:7,9 . Нечестивцы единодушны (имеют один язык), поэтому молитва, чтобы Бог разделил их и этим ослабил их силу. 371 Разделишася; с евр. ст.22 переводят: «уста их мягче сливок, между тем как они – острия мечей».. Приближашася сердца их у преосвящ. Порфирия: соблазнились сердца их. В Вульгате appropinguavit cor ilhus, т.е. Бога, в смысле приближения на суд над врагами огорченного сердца Божия. 373 С евр. надпись переводится: «О голубице безмолвствующей в удалении; таинственная песнь Давида, когда филистимляне захватили его в Гефе». Безмолвствующая горлица без сомнения – беззащитный Давид, находившийся вдали от своего народа и святилища между филистимлянами. LXX под «голубицею» вероятно разумели народ, находившийся в плену вавилонском (ср. 73:19, Ос.7:11 и др ); поэтому они перевели «о людех», т.е. о народе; вместо элем они могли читать меэл (вдали от Бога, т.е. от святилища – от святых – где обитал Бог . «О столпописании» см. к Пс.15 . Иноплеменницы – филистимляне. 374 Человек – люди (коллективно) дерзают нападать на меня, помазанника Божия. Врази – первее всего филистимляне; но в числе их нужно считать и Саула с его придворными. С высоты – надменно. В Вульгате и в некоторых греческих Псалтирях, с высоты соединяется с словом в день, и под высотою дня разумеется полдень, время, когда день (солнце) достигает наибольшей высоты: я боюсь светлого дня, потому что мне тогда более всего угрожает опасность, но я надеюсь на Тебя. Может быть слово день можно принимать в смысле дня суда, как 1Кор.4:3 : я боюсь высоты, т.е. величия Твоего суда, беспокоюсь, чтобы Ты в наказание за грехи мои не предал меня врагам; но нет! я надеюсь и т.д. В некоторых изданиях как напр, и в переводе преосв. Порфирия нет слов: «в день не убоюся»; они поставлены на полях в таком виде: «посему во все дни не убоюсь».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Христовых Таин и исправлении жизни (Слова во Св.Четыредесятницу), стр. 227. 41 Ср. Письма о христ. жизни, стр. 108–109; Начертание, стр.142; О совершенном обращении к Богу, стр.4; Внутренняя жизнь, стр.87. 44 Ср. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, стр. 43, 104; Письма к разн. лицам, стр. 157, 199. 53 Там же, стр. 70–71; ср. Письма о духовной жизни, стр. 249; Иноков Каллиста и Игнатия наставление для безмолствующих/Добротолюбие, т. V, стр. 354. 60 Следует заметить, что преосвящ. Феофан держится трихотомической теории, т.е. признает в человеке три составные части: дух, душу и тело. Обозревая психологические основы христианской нравственности, он делит все явления сложной человеческой жизни на три отдела – телесные, душевные и духовные. К душевным явлениям он относит: ум, сердце, волю и низшие способности; к духовным же явлениям, по его мнению, принадлежат высшие силы: совесть, страх Божий и др. – См. Письма к разным лицам, стр. 168–169; ср. Что есть духовная жизнь, стр. 31–33, 49. «Дух – это душа души нашей человеческой», 115. Основание подобному делению он находит в учении Ап. Павла ( 1Фес.5:23 ; Евр.4:12 ), некоторых св. отцов, а также у древних философов Платона и Аристотеля; тому же учит и его собственный духовный опыт. (Начертание, стр. 183 и 188; Пс.118 , стр.441; Письма к разным лицам, стр. 169; Внутренняя жизнь стр. 40–42; О совершенном обращении к Богу, 9, 39). 66 Зарин. Аскетизм по православно-христианск. учению, т. I-й, ч. I, стр. 19–20 (Разбор сочинений преосвящ. Феофана). 68 В книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» преосвящ. Феофан говорит, что нет христианской жизни неподвижнической, не-труженической, не-потовой, и что, кто отказывается от подвига, или что то же от подвижнических добродетелей, тот отступает от истинно-христианской жизни. 73 О совершенном обращении к Богу, стр. 5; ср. Внутренняя жизнь, стр. 91; Ср. Начертание, стр. 185–186. 76 Письма к разным лицам, стр. 172; ср. О совершенном обращении к Богу, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010