" Разверз» бака – особое действие Божие, когда нарушаются законы нашего мира. Чудо в том, что Господь как бы открывает проход между мирами (см. Пс.74 /73:15): в каком-то месте из твердого материала (или источника негодного для питья 606 , или, как в Потопе, из иного мира 607 ) начинает течь вода; в другом месте, наоборот, вода приобретает свойство нетекучей массы 608 . Во всех перечисленных случаях «разверзение» связано с природой воды, и понятно почему. «Над твердью вода» – ангельские миры, иной мир. «Под твердью вода» – первичная бескачественная материя, которая в процессе творения стала нашим материальным обитаемым миром. Но под этим материальным миром – «бездна великая», которая может стать источником губительных вод 609 . Бог «разверз» – значит «открыл проход между мирами». Если Господь (как сказано в Псалме) «разверз в земле», то это значит, что разверзся проход в Шеол. «Рассыпаются кости наши» – разрушается строй сил; если кости рассыпались, что будет с телом? Оно готово для того, чтобы сойти в Шеол. «Разбросаны наши кости на пороге смерти» (Раши). «Для пасти Шеола» – чтобы Шеол поглотил. См. выражение: «убить для пасти меча» ( Быт.34:26 ) – убить мечом (лезвие – пасть меча; жизнь поглощается пастью меча). Пс.140:9,10             Сохрани меня от хватки 610 сетью, –                         они ставят силки 611 мне, –                         и от силков делающих беззаконие 612 .                         Вместе падут нечестивые в сети 613 свои,                         я до [того] перейду. Все нечестивые «вместе-заодно» (йахад) «падут» в бездну – в те мистически «раскинутые» по всей земле «сети» смерти. Для демонов настанет время «отойти в бездну» ( Лк.8:31 ). А «до» этого момента Праведный явит, как Он «перешел» от смерти к жизни. Псалом 142 – последний в Шестопсалмии; он «относится ко всему человечеству, гонимому и притесняемому сатаною, и приличен тем, которые угнетены скорбями и искушениями» (ПсСвОт). Пс.142:3             …преследует враг душу мою,                         сокрушил до земли жизнь мою,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Бог послал Сына для спасения человека (4:231, см. ХРИСТОС, 1124). Сам Бог пришел на землю спасти человека Сам Бог пришел к нему, взыскати и спасти его. В создании образом Своим почтил человека; а падшаго и погибшаго Сам пришел спасти. От рода человеческаго восприял и соединил Себе одушевленную плоть, и бысть человек. И тако уподобился нам, и учинился Господь наш братом нашим (4:240). Христос почтил нас великой честью, приняв плоть человеческую (5:89, см. ХРИСТОС, 1133). Бог Сам пострадал и умер за человека (5:7, см. БОГ , 73). За избавление человека Христос принял поругания (3:42, см. ХРИСТОС, 1137). Человеческое естество вознесено Христом на небо В какую высоту превознеслося естество человеческое ипостасне соединенное Слову Божию! одесную Отца седит Христос с прославленною Своею святою плотию. Нас ради на земли родился, пожил, пострадал, умер воскрес, вознеслся на небо, и седит во славе Отчей, и ходатайствует о нас ( Рим. 8, 34 )... Христос, Глава верных, вознеслся на небо: вознесутся и духовные уды Его, истинные христиане. Прославился Христос: спрославятся и вернии ради Его, и предстанут Ему, как Царю своему, в ризах позлащенных одеяны и преиспещрены ( Пс. 44, 14 ); облекутся чистою оправдания Его порфирою, яко сыны царевы, и воцарятся с Ним во веки веков (3:152). Человек, отверженный и окаянный, через Сына Божия вознесен (3:20, см. БОГ, БЛАГОСТЬ БОЖИЯ, 71). Человек есть вечный должник пред Богом Что я и ты Богу должен; т. е., как я, так и ты всего себе должен: что живешь, что движешися, Божия то благость есть, и хотя, что ни делаешь, как ни угождаешь Богу, так что хотя бы ты чрез все житие свое страдал ради имене Его, и то бы ничто было, но всегда должником остаешися пред Богом. Тако мы обдолжены и обдолжаемся от Него! За сие едино, что Он создал нас, никак и ничем воздать не можем, а что уже о прочих безчисленных и высочайших Его благодеяниях воздадим? «Что бо воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам?» Едино сие – «ничто»! (4:233). Человек все, что ни имеет, все имеет от Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Господь ниспослал псалмопевцу страдания с тем, чтобы тот возвратился на путь истинный ( Пс. 30 ; Евр. 12,1–13 ). 118 Ожирело сердце их, как тук. Ср. 1Тим. 4,2 . 118 Благо мне, что я пострадал. Оглядываясь назад, псалмопевец благодарит Бога за ниспосланное страдание, ибо благодаря этому он сумел еще больше приблизиться к Нему. 118:73–80 Эта строфа соответствует букве «иод». «Через закон Твой, Господи, приблизь меня к Себе» так можно было бы сформулировать суть сказанного псалмопевцем в этом восьмистишии. 118 Боящиеся Тебя. Т.е. повинующиеся Богу. увидят меня и возрадуются. Благословения, полученные псалмопевцем, укрепят упование на Господа в тех, кто, как и он, хранит верность Богу. 118 по справедливости Ты наказал меня. См. ст. 67 и 71. 118 боящиеся Тебя. См. ст. 74. 118:81–88 Эта строфа соответствует букве «каф». Псалмопевец говорит в ней, что несправедливые преследования не заставят его преступить заповеди Божий и отказаться от упования на Господа. 118 о спасении. В данном случае под спасением псалмопевец в первую очередь понимает избавление от преследователей (ст. 84). 118 как мех в дыму. Подобная метафора в Писании нигде больше не встречается. Смысл ее в том, что жизненные испытания оставили на псалмопевце свой горький след. 118 Когда произведешь суд над гонителями моими? Псалмопевец ждет, когда же Бог придет на помощь ему и будет судить тех, кто его несправедливо преследует, а также выражает удивление задержкой Божиего суда над ними. 118 несправедливо. См. Пс. 37,20 . 118 но я не оставил повелений Твоих. Псалмопевец повинуется закону. Испытывая страдания, он надеется на то, что в конце концов Бог вознаградит его за терпение и верность. 118:89–96 Эта строфа соответствует букве «ламед». Слово Божие вечно, совершенно и спасительно. 118 На веки... слово Твое. Бог вечен, и вечно произнесенное Им слово, обладающее непреходящей ценностью во все времена и для всех народов. 118 Вовек не забуду. Понимая непреходящий характер слова Божия (ст. 89), псалмопевец осознает, что и отношение к нему (исполнение его) должно отличаться постоянством и неизменностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Древние переводчики не дают точного и буквального перевода евр. текста. У LXX-mu мы читаем: α νασωζμενς ο σται ατ (т. е. предыдущ. λα) 231 , славян.: „и спасающагс не будетъ имъ(людіемъ)“. Подобно переводится и в Вульгате: „neque est, qui effugiat eum“ (sc. populum). Замечательно, – в переводе LXX-mu, а также русском синодск. изд. переводится будущим временем (LXX: σται 232 , русск.: „будет“). Это произошло, вероятно, от мысли, что пророк говорит здесь не о бедствиях, современных ему, а о грозящих в будущем. – В халд. парафразе читается: „и в нем (т. е. при таком бедствии) нет спасения нечестивым“ (см. Wünsche, 158). Стих 4-й. Пророк сравнивает саранчу с конницей. коже видъ конскій видъ ихъ, и коже конницы так проженутъ. коже видъ конскій видъ ихъ. Евр. , „как вид коней вид его“. Бл. Феодорит думает, что союз „как“ (ς, которым LXX-mь переводят евр. ) употреблен здесь не как сравнительная частица (παραβολις), но как частица, усиливающая речь (πιτατις). Он говорит (стр. 327): „Как сказанное Давидом: коль благ Бог Израилев ( Пс.72 ; Евр.73:1 ) означает: весьма благ Бог Израилев; и: коль (ς) возлюбленна селения Твоя, Господи сил – крайне возлюбленны ( Пс.83 ; Евр.84:1 ); и: яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело ( Пс. 91 ; Евр.92:5 ) – весьма возвеличились; так и здесь слова „как вид конский“ будем разуметь так, что много будет у них коней (т. е. у неприятелей) и всадников, что придут они со множеством колесниц“. Так понимал ς Бл. Феодорит, вероятно, потому, что, относя слова: „как вид коней – вид их“ не к саранче, а к войску, он увидал, что невозможно понимать эту частицу как сравнительную, так как тогда предмет сравнивался бы сам с собою: вид неприятельского войска такой же, какой вид неприятельской конницы. Но против такого понимания Феодоритом частицы ς говорит во 1) то, что в тексте далее есть частица οτως (евр. ), соответствующая ς и показывающая, что последнее употреблено παραβολις, а не πιτατις; и во 2-х) то, что ς употребляется как подтвердительная и усиливающая частица, только при глаголах, прилагательных и наречиях и особенно при превосходн. степени, но никогда при существительных. Частица в рассматриваемом нами месте, очевидно, употреблена как сравнительная; сравнение же относится, конечно, не к неприятелям, а к саранче. Последняя сравнивается здесь с конем по внешнему своему виду. Действительно, голова саранчи похожа на конскую. Феодорит, признававший, что слова: „как вид коней“ могут относиться не только к врагам, но и к действительной саранче, говорит (стр. 327): „Если кто внимательно рассмотрит голову саранчи, то найдет ее весьма похожею на голову конскую“. Сравнивается саранча с конем и в других местах Библии ( Иов.39:20 ; Иер.51:27 ; Апок.9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

примеч. 20. 66 ...а Оригених не ест, потому что слишком далеко вошел в море...— в течение 40 дней размачиваемые бобы указывают на окончание Великого поста, во время которого Симеон ничего не ел. Пучина, в которую попал Ориген, обозначает, что он погрузился в книги и потонул в мудрствовании. 67 Фуска— см. примеч. 55. 68 Номисма— византийская золотая монета. 69 Протокомитведал по преимуществу налогами. 70 Великий пост,или Четыредесятница, продолжается 40 дней; к нему присоединяется Страстная неделя, во время которой тоже полагалось поститься. 71 Фолий, несмысленный.— Ответ Симеона построен на игре цифровыми соответствиями: 40 нумиев составляют фолий. 72 Получите во сто крат в веке сем, в грядущем же жизнь вечную.— Парафраз. Матф. 19, 29. 73 Стола— верхняя одежда, доходящая до пола. 74 ...чтобы безопасно миновать владык мрака, обитающих воздух сей.— См. примеч. 47. 75 ...се день бедствия...— Эфес. 6, 13; Пс. 40, 2. 76 Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! —Пс. 40, 2. 77 Лот— племянник Авраама, неузнанный праведник среди грешников; праведность Лота открылась, когда ангелы вывели его из грешного Содома, прежде чем предать город гибели. 78 ...человек смотрит, на лицо, а Господь смотрит на сердце.— I Царств. 16, 7. 79 ...никому не постигнуть дел человеческих, кроме духа человеческого.— Парафраз. I Коринф. 2, 11. 80 ...небудем никого судить до срока...— ср. I Коринф. 4, 5. 81 Раав— блудница, которая укрыла израильских лазутчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон; при взятии города ее пощадили в награду за это. 82 ...Лазарь... удостоился великого блаженства в лоне Авраама.— Лазарь, согласно Евангелию Луки (16, 20 и ел.) — жалкий нищий, покрытый струпьями и питавшийся крохами со стола богача, за свою праведность ангелами “отнесен был на лоно Авраамово”. Этим образным выражением обозначали место, где после смерти наслаждаются в блаженстве души праведников, так как по своей образцовой жизни родоначальник еврейского народа Авраам был удостоен райского блаженства. Нередко, однако, Авраамово лоно понимается буквально, и тогда древнехристианское искусство изображает загробное существование праведников как сидение на коленях Авраама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

Так в древней философии Аристотель усвояет Божеству непрерывное и бессменное умственное созерцание (noesis), которое направлено на само Божество, вследствие чего последнее определяется у Аристотеля, как noesis noeseos (выяснению этой мысли посвящена 9 глава XII книги «Метафизики»; там, между прочим, разъясняется, что божественный ум может мыслить (noenin – созерцать) только наилучшее, а так как наилучшим является только он сам, то он мыслит себя самого, а потому «estin he noesis noeseos noesis). В новой философии у Канта встречаемся с той мыслью, что «интеллектуальное созерцание может быть свойственно только верховному Существу, а не существу зависимому, как по своему существованию, так и по своему созерцанию» («Крит. Чист. разума», § 8; Русск. пер. Соколова Н. С. 73). Для правильного понимания этого места нужно иметь в виду, что под интеллектуальным созерцанием – в противоположность чувственному созерцанию, неразрывно связанному с формами пространства и времени, – Кант разумеет созерцание, отрешенное от этих форм: в то время, как чувственное созерцание слагается из отдельных актов, преемственно сменяющих друг друга и (если речь идет о внешнем опыте) направленных на различные пункты пространства, – интеллектуальное созерцание охватывает одним актом все разнообразие бытия (ср. «Wôrterbuch zum leich gebrauch der Kantisch. Schriften», Schmid’a, Iena, 1788, стр. 40–46). Мысль о том, что созерцание, понимаемое в этом последнем смысле, свойственно только божественному уму, нашла себе место и в святоотеческой литературе; так, бл. Августин во второй книге своих «Исследований», предназначенных для Симплициана, раскрывает ту мысль, что Бог знает о мире при посредстве единичного и вечного акта своего созерцания (August. – De diversis questionibus ad Simplic. lib. II, quaestio 2, n. 2–3. См.: «Опыт догматич. богословия» преосв. Сильвестра. T. II. Киев. 1881. С. 136). Та же мысль следует из сопоставления таких мест св. Писания, в которых, с одной стороны, предполагается независимость Божества от пространственных и временных ограничений (см., напр., псал. 138, 7–10 ( Пс.138.7–10 ); Ефес. 4, 6 ( Еф.4:6 ); псал. 89, 5 ( Пс.89:5 ); 2Петр. 3, 8 ( 2Пет.3:8 )), с другой – утверждается, что «все обнажено и открыто пред очами Его» ( Евр.5:13 ). Разумеется, в отношении к такому уму не может быть и речи о различных ступенях познавательного процесса, равно, как о различной ценности его продуктов; но не таков ум человека…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия. 67. Змий сладострастия многообразен: не вкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали, а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем, часто случается и совсем противное этому. 68. Иногда восстаем мы от сна чисты и мирны, и это бывает тайным благодеянием, которое мы получаем от святых ангелов, особенно когда мы уснули со многой молитвой и трезвением; иногда же встаем нечистыми и смущенными, причиной же сего бывают худые сновидения. 69. Видех нечестиваго, превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския, и как он мятется и неистовствует против меня, и мимо идох воздержанием, и се, не бе, как прежде, ярость его; и взысках его, смирив помысл мой, и не обретеся место его во мне, или след его (см. Пс. 36, 35–36). 70. Кто победил тело, тот естество победил; победивший же естество, без сомнения, стал выше естества; а такой человек малым чим, или, если можно так сказать, ничем не умален от Ангел (см. Пс. 8, 6). 71. Нет ничего чудного, если невещественный борется с невещественным; но то поистине великое чудо, что дух, облеченный в вещество, враждебное ему и борющееся с ним, побеждает врагов невещественных. 72. Благой Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некой уздой; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть. 73. По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложение, иное – пленение, иное – борьба и иное, так называемая – страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце, а сочетание есть собеседование с явившимся образом по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбой называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

78 Некоторые экзегеты под «именем» разумеют достоинство (см. у Люнемана на стр. 72). Но при таком понимании не будет силы в сравнении. 79 Делич под νομα разумеет небесное общее имя вознёсшегося, его , которое здесь на земле не восходит на сердце человеку и не может быть произнесено языком человеческим ( Откр.19:12 ). Но как ни возвышенно это понимание, однако для него нет ничего подходящего в контексте речи. Поэтому большинство толковников с несомненностью видят здесь указание на имя Сын, как ближайшим образом определяющее внутреннее и наивысшее отношение к Отцу. Правда, и ангелам иногда усвояется в Священном Писании , название «сынов», но только в общем их составе, тогда как здесь о Сыне говорится лично и как об имеющем особенно близкое отношение к Отцу, которым Он отличается от всех других личностей (см. у Ебрарда, стр 37, у Рима, 305, Мейера, 50, у Куртца, 73). Можно даже думать, что не бесцельно LXX переводили вместо «Сыны Божии» «ангелы Божии», хотя и не везде (см. Пс.28:1; 35:7 ). Тщетно утверждает Блеек (стр. 98), что Апостол, как читавший Ветхий Завет только в переводе LXX и притом в Александрийской его редакции, мог не знать этого. 80 По мнению Рима (стр. 274), лучше всего при этом думать о ветхозаветном времени вообще, когда будущий Мессия получил имя Сына в слове Божием. Но Куртц на это замечает, что обнародование имени дело иное, нежели получение. 83 О таком значении этого псалма можно прочесть в моём сочинении: «Изображение Мессии в Псалтири», где обстоятельно раскрывается форма выражения мессианского содержания псалма, отношение к нему экзегетов как восточных, так и западных, с подробным выяснением различных мнений, в особенности о чтении и смысле 7 стиха, приведённого Апостолом. 84 Во 2 стихе 2 псалма находится наименование Мессии. Что и в 7 стихе говорится не о ком-либо ином, а именно о Мессии 2 стиха, это подтверждается 12 стихом, где псалмопевец, сказавши ранее, чтобы все воздавали поклонение Иегове, увещевает, чтобы также воздавали почтение и Сыну, очевидно разумея ни кого другого, как названного в 7 стихе Сыном Божиим, так как о другом Сыне не было речи. Что касается до исторического значения и употребления имён Мессии и Сына, то об этом обстоятельно можно прочесть в моём сочинении: «Изображение Мессии в Псалтири» на странице 43, 45 и 50, где рассмотрены и отрицательные взгляды на этот предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пс. 103:15 ), то есть хлеб мудрости и мужества. Будьте хорошо препоясаны и снаряжены, взирайте горе, не отягчайтесь бременами неудобоносимыми, то есть дурными желаниями, ибо для путешественника от земли к небу возможно совершать свой путь весело только в том случае, если у него нет никакого бремени. Вы прекрасно порешили дело, мудро вышли из мира, как подобает, вселились в дому Господнем, сделались рабами Господу и служите Ему каждый день, отвращаясь от всего временного: рода, отечества и от всех плотских желаний и обычаев. Ваше дело ангельское 72 : если мы немного понесем свое бремя, немного победствуем, несколько еще потерпим, то наступит конец нашей жизни, мы будем взяты Ангелами и будем радоваться вечно, наследуя вместе со всеми святыми обещанные нам блага (см. Евр. 11:9 ). Тогда никто из вас не станет раскаиваться, что ему в подвижнической жизни пришлось терпеть невзгоды и мучения, что приходилось тогда поститься, бдеть, зябнуть и вообще терпеть отказ в исполнении своих похотей. Напротив, мы тогда будем благословлять себя и ублажать тот день и час, в который Бог соблаговолил, чтобы мы бежали из мира и приняли монашеский образ, и тогда даруется каждому из нас награда в соответствии с тем видом злострадания, какой нам пришлось здесь перетерпеть, и за скорби тогда мы получим радость и вечную награду 73 . Посему кто из вас да не отказывается терпеть случающиеся неприятные обстоятельства, ибо взамен их мы получим вечное веселие, как, наоборот, творящие дурные дела получат наказание. Да избавит нас Бог испытать что-нибудь подобное и услышать такую речь: «Ты восприял еси благая твоя в животе твоем. Он утешается… Между нами и вами пропасть велика утвердися» ( Лк. 16:25–26 ). Вышний Иерусалим Эти Божественные слова, страшные и для слуха, и для мысли, разлучают грешника от праведника: как отстоит небо от земли (см. Ис. 55:10 ), настолько велики расстояние, пропасть, отдаление и отпадение сущих во грехах от Господа Бога нашего. А те, которые, как и мы, желают постоянно быть Его друзьями и истинными слугами, войдут в вместе с Ним в Небесное Царство, в вышний Иерусалим (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010