6:14. Читатель должен был при чтении свитка разворачивать его правой рукой, а левой сворачивать до определенного места, останавливаясь там, где нужно; здесь язык созвучен Ис. 34и перекликается с другими прорицаниями судов в еврейской литературе (Сивиллины оракулы). Такой язык был обычно характерен для описания конца земной истории. 6:15,16. В Ветхом Завете и апокалипси-сах также говорится о суде, который ожидает все слои населения; читателей должна ободрить весть о том, что Бог, в конце концов, воздаст за них императору и его приближенным, которые ныне судят народ. Стремление скрыться в горах и пещерах от гнева Божьего перекликается с Ос. 10:8 ; ср.: Ис. 2:10,19,20 . 6:17. Этот стих имеет параллели с Иоил. 2:11 ; ср.: Мал. 3:2 , в преддверии дня суда. 7:1–8 Запечатление 144 тысяч избранных Можно воспринимать эти 144 тыс. либо буквально (по 12 тыс. девственников из каждого колена израильтян – 14:4), либо символически (духовные последователи, народ Божий). Против буквального восприятия этой цифры свидетельствует использование в других местах в Откровении слова «рабы» (1:1; 6– в греческом оригинале; 7:3), а это позволяет полагать, что 144 тыс. составляют общее число спасенных (7:3,4). Но являются ли они «неисчислимым множеством» из 7или «восстановленным остатком» этнического Израиля, остается неясным. «После сего видел я» (7:1)- т. е. это видение следует за предыдущим (см. также коммент. к 4:1); если тексты 6:12–17 относятся к концу века, то 7:1–8 должны представлять эти события хронологически (7:3), возможно, одновременными с описанными в 6:1–11. 7:1. Язычники часто персонифицировали природные стихии или соотносили их с определенными божествами; иудеи верили, что Бог наделил ангелов властью над отдельными природными силами (в том числе ветрами) под Своим водительством (напр., в Книге Юбилеев; ср.: Пс. 148:1–12 ). «Четыре угла» земли – известное с древних времен образное выражение. Мало кто считал, что земля имеет сферическую форму,но большинство верило, что она круглая; тем не менее «четыре угла» было обычным выражением, как и мысль о том, что четыре ветра исходят с неба в четырех направлениях (возможно, в виде ангелов, как у Зах. 6:5 ). В древних литературных источниках ветрам приписывается как положительная, так и отрицательная роль. Согласно некоторым представлениям, ветер несет солнечную и лунную колесницу (1 Енох. 72:5; 73:2), или Бог основал небеса на ветрах (1 Енох., Иосиф и Асенефа), а остановка ветра могла знаменовать собой наступление нового века (Сивиллины оракулы, о послепотопной эре). Как и современные писатели, библейские авторы использовали язык в соответствии с жанром, в котором они писали; это включало и язык символов и образов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Царь, вавилонстий царь безумен в пустыню тече. Бог во исправление скитаться ему рече. Разума лиши, да [от неразумия] возвратится к разумению. Сей Богу угоди, Даниила радова покаянием. Царь, царь греческий Бога прогневи, Даниила отречеся. Близ Вавилона судим бысть, тамо же и осуждеся. Примечания: 1.1 Скиптр () šabta: «жезл», «посох». Обычная метафора царской власти. 1.3 Поганьство: др.-р. поганыи, «язычник» (ср. лат. paganus от pagus). Сир. , – «язычество». 1.6. После первой строфы нет ониты, то есть припева. Э. Бек считает, что за этим скрывается какое-то неясное намерение или мысль писца. 2.6 Тростник преломленный: образ взят из 2Цар.18:21 (ср. Ис.36:6 ), где выражение относится к Египту. 2.6 Шуего: т. е. Левого, . Образ Левого как дурного, даже сатаны, связан с глубокими архаическими представлениями средиземноморских цивилизаций. По-гречески, например, слово «левый» (ριστερς, этимологически близкого лат. sinister) было табуированным. Вместо него использовался эвфемизм ενυμος («благоименный»). Ср. Haer. I, i, resp. (D 3.1). 3.5 Сокрушилися в морской воде: аллюзия на Пс.73:13 ( стерлъ єс главы змїємъ на вод ). 4.1 Мертвецы... яко живы: имеются в виду язычники. 4.5 Плевелом (д. п.): еретикам. 6.1 Паки падоша: все реформы Юлиана в пользу язычества были отменены его преемником Иовианом. 6.4 Соблазн: kešl соответствует греч. σκνδαλον, то есть некоему архитектурному элементу (stumbling block, соотв. в той или иной степени «камню преткновения» из Рим.9:32 ). Это выражение взято из Мф. 13:41 . 6.5 Вина нападения, причина их агрессии. Язычники, даже и несогласные между собой, были объединены фигурой Юлиана. 10.1 Месяц шват , араб. ): пятый месяц сирийского календаря, состоящий из 28 дней. В основном все языческие законы были приняты зимой 361362 гг. (Andreotti 1930а, р. 342383 (G)). Кроме того, и «парижская узурпация» Юлиана состоялась в начале февраля. Э. Бек (Beck 1957а, S. 67 (D 3.2)) считает названия «шват» и «нисан» просто символами весны и зимы, как это выведено в первом стихе Цикла (см. с. 8385 наст, изд., Dvo tempora horti).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

22 По заключении канона, книги не вошедшие в состав его, получили наименование (genusim, от , вопить, хоронить), апокрифы, скрытые. Они разделялись на два разряда: 1) церковные (Ecclesiastici), вошедшие в 70 и 2) псевдо эпиграфы, как (sifre minin), писания еретиков, находящихся вне иудейства (profan externi, ). Первоначально все книги читались без запрещения. Первое запрещение последовало только в самом конце 1-го в. по Р.Х. Именно раввину Акибе приписывается первое строгое изречение: «кто читает (внешние еретич. книги) тот не имеет части в будущем мире». Hamburger. R. E. II, s 68–69. 23 Пророческая идея завета, говорит Schürer (Geschichte, II, 465), которую Бог заключил с избранным народом, была понята в чисто юридическом смысле: завет есть правовой договор, через который обе договаривающиеся стороны взаимно обязываются. Народ обязывается исполнить с пунктуальной точностью данный ему от Бога закон; Бог обязывается ниспосылать народу обещанные награды, по мере исполнения закона». Ср. Baldensperger, Mess. Арок. Hoffnungen, s. 77, 88. 25 Hamburger относит написание книги Варуха к середине 2 в. до Р.Х.; а Товит лет за 70 до Р.Х. (R. E. II, s. 67). 26 Ср. Проф. А.В. Смирнов, «Псалмы Соломона». Казань, 1896, стр. 22, 28; его-же, Мессиан. ожидания, стр. 66–70. 29 «И во грехах наших восстали против нас грешники, напали на нас и изгнали нас те, которым ты не обетовал; силою отняли (власть)... Сделали опустевшим престол Давида в торжествующей гордости, и Ты, Боже низвергнешь их и возьмешь семя их от земли... Воззри, Господи, и восставь им царя их, сына Давида, во время, какое Ты, Боже, избрал, чтобы царствовал над Израилем отрок твой», Пс.17:6,8,23 . 32 См. Проф. А.В. Смирнов, Книга Юбилеев или Малое бытие. Вып. 2-ой. Казань, 1895, стр. 12–14, его-же, Мессиан. ожидания, стр. 72, 73. 38 I. Langen, Das Judenthum in Palastina, s. 446: „enthält diese Schrift eine so geistige und religiöse Auffassung von der messianischen Zeit, wie wir sie in jener Periode nicht zu suchen gewohnt sind“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Пс.73:6 .  Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и. Пс.73:7 .  Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего. Пс.73:8 .  Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли. Описывает разорение Иерусалима и божественного храма, сожжение и осквернение Святилища. «Южики» (союзные римлянам народы) согласились уничтожить все Богом учрежденные праздники в Иудейской земле (Афанасий). Пс.73:9 .  Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Особенно опечаливало верных иудеев в спасении то, что не видели они более в народе «пророка», который бы мог умилостивить за них Бога (Афанасий). Пс.73:10 .  Доколе, Боже, поносит враг; раздражит противный имя Твое до конца; Пс.73:11 .  Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец; Пс.73:12 .  Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли. Древле «Бог» у иудеев именовался и «Царем», и имел особое попечение об Иерусалиме, который по понятию древних иудеев находился «посреде земли» (см. Иез. 5, 5 ). Некоторые отцы «спасением» считают искупление рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (Афанасий, Иероним, Иларий). Пс.73:13 .  Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде. Пс.73:14 .  Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. В историческом смысле описывает потопление египтян в Чермнем море. В духовном – возвещает о святом Крещении, потопляющем силу демонов и грехи людские в таинственных водах. Глава древнего «змия» диавола сокрушена силою Креста Христова (Евсевий, Дидим, Исихий). Пс.73:15 .  Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки Ифамския. «Ифам» – страна очень богатая садами и водными потоками, ее часто посещал Соломон. Божественное мановение за умножившееся нечестие жителей «изсушило» эту изобиловавшую водами землю (Пелусиот). Пс.73:16 .  Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Пс.73:17 .  Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Пс.73:20. Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий.     У неведущих Бога «домы» полны «беззаконий» и следующих за ними наказаний: однако же да не будет отвержен и предан позору весь народ, ибо некоторые имели в себе надежду спасения. Они-то и спасены были апостолами. «Завет» есть Христово обещание помогать верным: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20) (Афанасий, Феодорит). Пс.73:21. Да не возвратится смиренный посрамлен: нищ и убог восхвалита имя Твое.     Грешнику не должно быть стыдно обращаться к покаянию, как имеющему особую нужду в Божией помощи (Феодорит). Пс.73:22. Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Пс.73:23. Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну.     Умоляют Бога сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине беззакония врагов (Феодорит). 1 В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу, 74     Божественный Псалмопевец заключает в псалме этом пророчество о скончании мира и о праведном суде Божием, о наказании грешников и о чести праведных. Поэтому призывает всех взирать «в конец» жизни и «не растлевать» себя нечистыми помыслами и грехами (Феодорит). Пс.74:2. Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя.    Желая призвать Бога на помощь, мы должны приносить Ему двоякое «исповедание» словами и делами: словами — в молитве, а делами — в отступлении от грехов, в которых мы исповедываемся и раскаиваемся. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных (Исихий). Пс.74:3. Егда прииму время, Аз правоты возсужду.    Это говорит Спаситель к малодушным, требующим по закону справедливости незамедлительного воздаяния нечестивым: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде». Пс.74:4. Растаяся земля и вси живущии на ней: Аз утвердих столпы ея.    Говорится о кончине мира, когда «земля» будет «таять» как воск от огня гнева Божия (см. 2 Петр. 3:10), но Господь снова «утвердит ее», — и будет «земля нова» (2 Петр. 3:13). Пророкам обычно прошедшее время употреблять вместо будущего (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово гиггайон ()=шум, звучание, – по употреблению в Пс.92:4 (гр. 91) в соединении с названием арфы, вероятно, следует разуметь об игре на арфах или вообще на струнных инструментах. В соединении же с села в Пс.9:17 , слово это следует принимать за знак усиления в указанном месте струнной музыки: струнные звуки вверх! или, применительно к значению греческого διψαλμα, за указание места громкой струнно-музыкальной интермедии среда исполнения псалма. 3) К указаниям писателей псалмов в еврейских надписаниях относятся стоящие в них с префиксом имена Моисея, человека Божия ( Пс.90 ), Давида ( Пс.3, 4 и дал., всего в надп. 73-х псалмов), – в двух случаях с прибавлением «раба Господня» ( Пс.18 и 36), Асафа ( Пс.50 и 73–83), сынов Кореевых ( Пс.42, 44–49 и др.), Емана ( Пс.88 ) и Ефана Езрахитов ( Пс.89 ) и Соломона ( Пс.72 и 127) – Префикс в подобном сочетании с собственными именами обыкновенно выражает отношение или принадлежность кому-либо каких-нибудь лиц или преметов 31 , и в частности принадлежность тех или других писаний каким-либо лицам, как их писателям (напр. – Ис. 38:9 = молитва , – собств. писание, – Езекии; Авв.3:1 =молитва Аввакума; П.П. 1:1: ( )=песнь песней Соломона), почему у новейших исследователей еврейского текста и называется обыкновенно авторским ламед. В таком сочетании, имена писателей всего естественнее переводить падежом родительным: молитва Моисея, псалом Давида, Асафа сынов Кореевых и проч., или же именем прилагательным-притяжательным, – Моисеев, Давидов, Асафов, – как переводились в древних списках псалтири до конца XV в., в Острожской Библии 32 и в некоторых русских переводах 33 . Родительным же падежом переводятся некоторые имена писателей и в греческой Псалтири (см. Пс.161:25–27 и 144). Но так как префикс в еврейской Библии употребляется всего чаще в значении предлогов к и для и служит для выражения падежа дательного; то греческие переводчики, а за ними и латинские, переводили такого рода надписания большею частью дательным падежом: τ Δαυδ, τ Μωυσ, τος υος Κορ ( Пс.41 и 43 и др.), Αθμ τ σραηλτ; – только при двух псалмах, 45 и 46, перевели с предлогом πρ (=для; в древне-слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

72 Когда кипело сердце мое. Псалмопевец вспоминает о пережитых им сомнениях во всеблагости Господа. 72 Ты держишь меня за правую руку. Псалмопевец представляет Господа в образе своего проводника или даже поводыря. 72 примешь меня в славу. Эти слова допускают двоякое понимание. С одной стороны, может подразумеваться такое Божие благословение, как земные слава и признание. Однако более вероятно, что речь идет о небесной славе в вечности. Глава 73 Пс. 73 Этот псалом представляет собой плач о разрушении храма, произошедшем в 586 г. до Р.Х. По общему настроению его можно сравнить с книгой Плача Иеремии. 73 Для чего, Боже, отринул нас. Поражение, нанесенное израильтянам Вавилоном, явилось знаком того, что Бог отвернулся от Своего народа и больше не защищает его. Пророки (напр., Иез., гл. 9–11), оплакивая осквернение и разрушение храма, возлагали вину за произошедшее на Израиль, впавший в беззаконие и неверие (см. ком. к Пс. 21,2 ). возгорелся гнев Твой на овец. Псалмопевец, используя образ пастыря и его стада, подчеркивает трагичность разрыва некогда тесных и теплых отношений между Богом и Его народом (см. Пс. 22,1 ). 73 Вспомни. Псалмопевец молит Господа не только помыслить о существовавших некогда взаимоотношениях между Ним и избранным народом, но и, памятуя о прошлом, спасти Израиль от нынешних его несчастий. гору Сион. На горе Сион в Иерусалиме находился храм место, избранное Богом для Своего пребывания с Израилем (см. Пс. 2,6; 49,2; 127,5 ). 73 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам. Псалмопевец призывает Господа обозреть разрушения, которым подвергся священный город Иерусалим, в надежде, что это зрелище подвигнет Его на спасение Своего народа. во святилище. Захватив в 586 г. до Р.Х. Иерусалим, Навуходоносор повелел до основания разрушить святилище. 73 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка. Наибольший ужас псалмопевца вызывает то обстоятельство, что перед лицом всех бед Израиля Бог безмолвствует. Этот стих дает основание полагать, что псалом был создан вскоре после разрушения храма, поскольку в период его восстановления в стране несло служение сразу несколько пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Христианство и иудаизм суть две религиозные (идеологические) системы, в которых большинство элементов называются одинаково, а понимаются по-разному. Чем большее значение имеет религиозное понятие («милость», «Мессия», «Бог»), тем больше будет различие в его понимании. Самая глубокая подмена в сфере религиозной символики происходит тогда, когда главнейшие элементы системы называются одними и теми же словами, что и происходит в христианстве и иудаизме (почему и невозможен никакой иудео-христианский диалог). Поэтому слова «рыкают враги Твои посреди (внутри) собрания Твоего» относятся преимущественно не ко времени царя Манассии (когда единобожие заменили идолослужением и колдовством), но ко временам земной жизни Спасителя – ко Второму храму и к синагоге иудейской. Пс.73:5             Показал себя 406 [враг], как поднимающий 407 вверх –                         на чащу дерева – секиры. «Секиры», топоры – нашествие врагов сопоставляли с войском дровосеков, которые идут «с топорами… рубят деревья» ( Иер.46:22–23 ). «На чащу дерева» – так возникает и строится библейский образ:        народ – как сросшиеся ветви (чаща) живого большого дерева, враги приходят, чтобы разрубить топорами это народное единство – людей друг с другом и с Храмом 408 . Пс.73:6,7             И ныне [все] резьбы 409 в нем враз                         топором и бердышами 410 они порубили                   Предали огню святилище Твое,                         до земли осквернили обитель имени Твоего. " До земли» ла–арец – было «место» на земле, где земное соединялось с небесным ( Пс.26 /25:8). Теперь это место осквернили. Пс.73:8             Сказали в сердце своем: «разорим их совсем,                         сожжем все собрания Божии на земле». «Собрания» – см. выше ст.4. справедливо пишет Раши: «У всех властителей, как первых, так и последних, есть одна мысль: вначале воевать с Покровителем Израиля, а только потом воевать с ним [Израилем]. И знай это, ведь сказано: «сожжем все Божьи соборы, что были в стране», – то есть [сначала] все места Божественного присутствия [а потом – все наши собрания]». Если знать, что ныне «Израиль» есть Церковь Христова, то можно понять специфическую ярость против Церкви в России в XX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Ст. 9. Речь идет о приговоре Бога ассирийцам, которые произнесли хулу на Господа (см.: 4Цар. 19:32–34 ). Ст. 11. ...всяким помыслом – букв. «остатком, малейшей частью мысли», т. е. не будет ни малейшей части мысли, которая не прославляла бы Господа: человек «всем помышлением» своим возлюбит и прославит Бога (см.: Лк. 10:27 ). Ст. 12. ...собравшиеся в храме – букв. «те, кто окружают Его». Ст. 13. ...жизнь – букв. «дыхание, дух».   Псалом 76 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума, псалом Асафа – смысл этих слов, по-видимому, в том, что псалом исполнялся хором Асафа (см. примеч. к пс. 72) вместо хора Идифума, носящего имя своего основателя (см. примеч. к пс. 38:1). Этот псалом по своей структуре близок пс. 73: мрак скорби, готовый перейти в отчаяние богооставленности, сменяется светлым воспоминанием о былой помощи Божией. Псалом поется от лица вавилонского пленника. Ст. 2. Этот стих формулирует весь смысл того, о чем говорится в последующих стихах. Ст. 3–10. В этих стихах постепенно нарастает напряженность: напряжены чувства (скорбь, малодушие, тревога, бессонные ночи – ст. 3–5), упорно работает ум (ст. 6–7), дух ищет ответа на недоуменный и страшный вопрос: неужели Бог перестал любить народ Свой (ст. 8–10)? Ст. 5. ...сменялась стража – у древних евреев ночь делилась на три стражи (смены караула): первая от 6 до 10 часов вечера, вторая от 10 до 2 часов ночи, третья от 2 до 6 часов утра. Ст. 11. Псалмопевец видит во всем свершившемся волю Божию. Ст. 12–13. Эти стихи перекликаются со ст. 6–7: снова Псалмопевец видит великую милость Бога, явленную Своему народу (ст. 14–21). Ст. 14. ...исполнен святости – букв. «во святом»; некоторыми толкователями понимается как «в святилище». Ст. 16–21. Речь идет о бегстве из Египта (см.: Исх. 12 и след.). Ст. 17–20. Воспоминание о переходе древних евреев через Красное море (см.: Исх. 14:19–15:19 ). Ст. 18. ...стрелы – молнии. Ст. 19. ...огласили небосвод – букв. «голос в колесе»; некоторые толкователи понимают эти слова как намек на колесницы египтян, затонувшие в море (см.: Исх. 14:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог – Творец, Промыслитель и Всемогущая Сила (4:347–348). Бог Творец мира, верить истине Священного Писания Писание Святое научает, что Бог Триипостасный сотворил мир, небо и землю с исполнением их из ничего, хотением и словом. «Вся, елика восхоте, сотвори. Рече, и Быша; повеле, и создашася» ( Пс. 113, 11 ; Пс. 32, 9 ). Так и есть. Нет о том никакого сомнения, и не должно быть у православных христиан. Тако вся святая Церковь верует и исповедует, – хотя создание мира и от естественного разума познается, ибо ничто само собою не бывает, но от инаго начала бытия своего восприемлет: художество всякое без художника не бывает, и проч. (5:276). Бог – Творец ЧЕЛОВЕКА Бог есть Создатель наш, создал нас из ничего. Не было нас, и «се живем, движимся и есмы». Руце Его всемогущия сотворили и создали нас. Создал Он нас, о человеки, не так, как прочую тварь, безчувственную и безсловесную; создал особливейшим божественным Своим советом: «Рече и Быша, повеле и создашася». А о человеке не тое. Что ж? «Сотворим», рече, «человека». О, святейшаго, о, любезнейшаго совета! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святый Дух, о человеке сказал: сотворим человека. Какого человека? по образу, рече, «Нашему и по подобию». О, дивной благости Божией к человеку! О, высочайшей чести человеческой! Человек по образу Божию и по подобию от Бога сотворен. Какая тварь толикия чести от Бога сподобилася? Не видим того. Человек того сподобился, и образом Божиим от Бога почтен: о, любезнейшее и краснейшее Божие создание, человек! Образ Божий, яко царскую печать, в себе имеет (5:233). Бог – Творец и закона и Евангелия (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Вера научает веровать в Бога как в Творца (3:14, см. БОГ , 73) Бог, о Его премудрости в творении мира Премудрость Божию познаем из создания и устроения мира и дивного о нем промысла; видим и в святом Его слове, различно нам представляемую. Пророк поет Ему: «Вся премудростию сотворил еси» ( Пс. 103, 24 ). «Бог премудростию основа землю, уготова небеса разумом» ( Притч. 3, 19 ). Дивно строение ея видим в твари: ничего не сотворено, что бы не устроено было к надлежащему концу и пользе нашей, и славе Творца Самого. Солнцу устроил Творец непрестанное течение и приближение к нам, и удаление от нас: «Солнце позна запад свой» ( Пс. 103, 19 ), да то нощь, то день, то утро, то вечер делает... Луну сотворил к различению и познанию времен: «сотворил есть луну во времена» ( Пс. 103, 19 ). Звезды сотворил ради сияния в нощи, и прочиих причин, астрономам известных. Земля создана дебела, толста и тверда, дабы была обиталищем человеков и скотов... Тако и прочия твари устроил премудрый и благий Создатель наш к доброму концу; и нет такой вещи, которая бы не к нашей создана была пользе... Но Тойжде премудрый и преблагий Создатель, как премудро сотворил мир, так премудро и промышляет о сотворенном мире, и вся дивно к надлежащим концам управляет (5:69–70).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010