3-й крестовый поход помешал Салах-ад-Дину полностью захватить владения христиан в Палестине и Сирии. Ценой огромных усилий крестоносцам удалось отстоять часть земель и остановить казавшийся неизбежным распад христ. гос-в на Св. земле. Вместе с тем длительные военные действия подорвали силы как мусульман, так и нек-рых христ. гос-в. После смерти Салах-ад-Дина (1193) его держава вновь распалась на ряд мелких и слабых в военном отношении владений. Гибель имп. Фридриха I Барбароссы оказалась тяжелой потерей для Свящ. Римской империи. Длительное пребывание Ричарда I Львиное Сердце в Палестине тяжело отразилось на судьбе его королевства. Захваченный по пути домой в плен король смог вернуться в Англию лишь в 1194 г., когда в стране шла междоусобная борьба. И. Н. Попов 4-й крестовый поход (1202-1204) Тяготы 3-го крестового похода тем не менее не положили конец попыткам западноевроп. правителей вернуть Иерусалим под власть христиан. В 1195 г. имп. Генрих VI организовал новый поход, который возглавили маршал Свящ. Римской империи Генрих фон Кальден и канцлер Конрад фон Кверфурт. Осенью 1197 г. крестоносцы достигли Св. земли и вернули под контроль Иерусалимского королевства Бейрут и Сидон, однако внезапная смерть императора и начавшийся после нее династический кризис вынудили крестоносцев прервать поход и возвратиться в Европу. Папа Римский Иннокентий III буллой «Post miserabile» от 15 авг. 1198 г. объявил о начале нового крестового похода в марте 1199 г.; устанавливался фиксированный срок исполнения крестоносного обета (2 года) и предусматривалось предоставление индульгенции тем, кто оказывал финансовую поддержку экспедиции. Папа назначил легатов, ответственных за организацию крестового похода, ими стали кардиналы Соффредо и Петр Капуанский, среди задач к-рых было урегулирование внутриевроп. конфликтов для обеспечения крестоносного войска необходимыми ресурсами. 31 дек. 1199 г., после того как реализация этих мер не привела к заметным последствиям, Иннокентий III буллой «Graves orientalis terrae» сократил срок исполнения крестоносного обета до 1 года. Вводилась также новая система финансирования военной экспедиции, предполагавшая передачу 1/40 церковных доходов на нужды крестоносцев. К проповеди крестового похода был привлечен известный французский проповедник Фульк из Нёйи, к-рому удалось собрать значительный воинский контингент. Крестоносный обет принесли гр. Тибо III Шампанский, ставший неформальным лидером экспедиции, гр. Людовик I Блуаский, гр. Балдуин IX Фландрский, гр. Симон де Монфор, гр. Гуго IV де Сен-Поль, а также маршал Шампани Жоффруа де Виллардуэн. О своем намерении принять участие в походе заявил и венг. кор. Имре (1196-1204).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина, на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя на счет ослабевших христианских княжеств. Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был вдаться в политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны. Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно, между прочим, из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии. Таким образом, как на юге вследствие успехов Нуредина, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам во второй половине XII в. угрожал близкий конец. Само собой разумеется, что трудное положение христианского Востока не оставалось неизвестным на Западе, и отношение византийского царя к христианам не могло не возбуждать ненависти к нему со стороны западных европейцев. Против Византии, таким образом, все более и более раздавались на Западе враждебные голоса. Новое направление делам на Востоке дал Саладин; при нем произошло соединение Египетского халифата с Багдадским. Саладин обладал всеми качествами, которые нужны были для того, чтобы осуществить идеальные задачи мусульманского мира и восстановить преобладание ислама . Характер Саладина выясняется из истории третьего крестового похода, из его отношений к английскому королю Ричарду Львиное Сердце. Саладин имел черты рыцарского характера, а по своей политической сообразительности он стоял далеко выше своих врагов-европейцев. Не в первый раз во время третьего крестового похода Саладин является врагом христиан. Он начал свою деятельность еще во время второго крестового похода; он участвовал в войнах Зенги и Нуредина против христиан. После окончания второго крестового похода он отправился в Египет, где приобрел большое значение и влияние на дела и скоро захватил в свои руки высшее управление в халифате, поддерживая в то же время связи и сношения с халифатом Багдадским.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть Крестовые походы, джихад и глобализация 16.10.2004 1542 Время на чтение 10 минут В последнее время мир все чаще сталкивается с таким ненаучным понятием как глобализация, которое не имеет четкого определения и может трактоваться сторонами по-разному. Для одних и это попытка навязать свою идеологию, свой образ жизни и мыслей, свои " ценности " . Для других - поиск новых путей ответа на эти вызовы для сохранения своей самобытности, быта, религии, древней культуры и своей цивилизации от внешнего разрушения. Одним из средств внедрения глобализации в общественное сознание служит политическая корректность, которая призвана закамуфлировать реальные намерения словами, возможно, более приятными на слух, но не передающими точного смысла того, что хочет сказать собеседник. Элементы глобализации и политической корректности не новы, их можно узнать и увидеть на примере истории крестовых походов, которые, как мы увидим ниже, еще не закончились. В 1095 г. после " Великой схизмы " 1054 г. (раскола единой христианской церкви на Западную, латинскую, и Восточную, православную), дабы решить свои социально-экономические, политические и религиозные проблемы, папа Урбан II в Клермоне нашел вполне политкорректный " раннеглобалисткий " лозунг для всей Западной Европы: " спасти Гроб Господень от сарацинов " , то есть местных арабов-мусульман. Призыв был услышан, и сотни тысячи безземельных, но титулованных дворян, благословленных " первым среди равных " , со словами " того хочет Бог! " надели на себя рыцарские доспехи с крестовыми мантиями и отправились в Святую Палестину. Еще в Европе крестоносцы стали " задирать " местных жителей и устраивать еврейские погромы. Византийскому императору Алексию I Комнину было непросто заставить крестоносцев уйти из гостеприимной и богатой столицы Восточной Римской империи, Константинополя, чтобы продолжить путь к поставленной цели дальше через Босфор в Азию, в Святую Землю. Тяжелые испытания и потери выпали на долю франков (араб. аль-ифранг), или " чужестранцев " как их называли местные " сарацины " , воспринимая непрошенных гостей как захватчиков и оккупантов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть Венок для покойницы Европы 28.03.2016 935 Время на чтение 5 минут Москви чи несут венки к посольству Бельгии. Мы сочувствуем жертвам террористов в Брюсселе и Париже. Ну а главное, нам до слез жаль почившую старушку Европу. Она долго и тяжело болела, а вот теперь... Спору нет, тетушка Европа систематически пакостила России. Но мы, россияне, не злопамятные, все равно любили Европу. Не помнить зла - это в нашей крови. Вспомним, как люди, насмерть дравшиеся в коммуналках, расселившись, ездят из Капотни к бывшим соседям в Химки с бутылкой водки и большим тортом. А ведь когда-то мы были частью Европы. До 1917 года! Нет, не лгите, господа либералы. До 1204 года. В школе вспоминают лишь только Анну Ярославну, королеву Франции, а я назову полсотни династических браков Рюриковичей с королевскими домами Европы, заключенных с Х по середину XIII веков. Купцы ездили торговать, короли и князья месяцами и годами жили друг у друга. Не мы начали Крестовые походы, стоившие жизни миллионам людей. За 150 лет разбоя крестоносцев число православных на Ближнем Востоке сократилось как минимум в 10 раз. Разграбив в 1204 году Константинополь, крестоносцы уничтожили вместе с жителями русский торговый квартал у церкви святой Маммы. А ведь в X-XII веках только из устья Днепра в Босфор приходило два огромных каравана (весенний и осенний) русских ладей. Крестоносцы положили конец русской торговле на Черном море. А на западе и севере целых три века шли крестовые походы на Русь немцев, шведов и датчан. Санкциями ЕС против России нас не удивить. Русь с 1204 года и до нынешних времен не менее 700 лет провела под санкциями и эмбарго. Кто их только на нас не накладывал - императоры, короли, магистры орденов и даже римские папы. Они топили суда, идущие на Русь, придумывали самые жестокие казни купцам, торговавшим с Россией. Ах, это всё древняя история! Так с 1917 по 1991 год мы жили под самыми строгими санкциями. А с 1992 по 2013 год санкции и ограничения в торговле были сняты только частично. Ну и что? Теперь мы постепенно узнаем, что на советских полигонах в течение 70 лет испытывались практически все лучшие образцы западных самолетов, танков, артсистем, ракет, торпед и т.д. И если американские истребители F-5 доставлялись в Союз в собранном виде на борту военно-транспортных самолетов, то стратегические бомбардировщики F-111 и В-52 доставлялись частями. В наши НИИ поставлялись все самые современные западные технологии, приборы и оборудование. В итоге в период жесточайших санкций Россия создала самые лучшие в мире баллистические ракеты и атомные подводные лодки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Александр Дворкин: «Крестовые походы: предательство веры» 20.05.2021 20:39:23 Французский историк Жак Ле Гофф писал: " Единственная польза от крестовых походов, мне кажется, — знакомство европейцев с абрикосом " . В этом высказывании, кроме иронии, есть и оценка одного из самых уникальных явлений в средневековой истории. Российский историк и религиовед Александр Дворкин решил разобраться в этом историческом феномене и написал " Хроники крестовых походов " в четырёх томах. Почему он взялся за столь фундаментальный труд? И как те далёкие события влияют на сегодняшнюю жизнь? Об этом наш разговор с Александром Леонидовичем. Это был удар по православию — Чем необычна ваша работа, ведь на эту тему написано много? — Это первый подробный рассказ о крестовых походах на русском языке в научно-популярном жанре. То есть не сугубо научный труд, а рассказ о реальных событиях, где я показываю всех героев как живых людей, чтобы читатель понимал мотивацию их поступков, слышал бы их речь, представлял их внешность. Моей задачей было максимально честно рассказать о событиях, не скрывая своей православной точки зрения. — И каков же он — взгляд православного человека? — Во всех трудах о крестовых походах, которые я читал, православные вообще не учитываются. Хотя эти события происходили на территории, населённой по большей части православными людьми. И я пытаюсь показать, что дали те или иные события православным христианам. Так вот, оказалось, что когда крестоносцы основали свои государства, то православные на их территории подвергались гораздо более жёсткому преследованию, чем при исламе. Крестоносцы всегда обвиняли Византию в своих неудачах: вот, мол, греки-схизматики предали общехристианское дело. Я же показываю, что скорее крестоносцы становились предателями, делая всё, чтобы ослабить и в конце концов уничтожить Византийскую империю, которая в течение многих веков сдерживала наступление ислама и не пускала его в Европу. Ведь у византийских императоров была гораздо более высокая обязанность, чем рисковать всем ради помощи этим малюсеньким крестоносным государствам, обитатели которых постоянно разоряли их земли, убивали и дискриминировали их подданных и никогда не слушали никаких советов, поступая глупо, безответственно и жестоко.

http://radonezh.ru/2021/05/20/aleksandr-...

Отец Димитрий внимательно читал написанные мною книги и многие статьи. «Мою Америку» он, по моей просьбе, прочел еще в рукописи и дал много ценных советов по улучшению текста. Он же написал к этой книге предисловие, равно как и ранее написал предисловие к третьему изданию «Сектоведения». Я дарил ему каждое новое издание «Очерков по истории Вселенской Церкви», и отец Димитрий говорил, что очень любит эту книгу. Мы много обсуждали мои готовящиеся «Крестовые походы», записали две беседы «под часами» на мультиблоге батюшки. Выход четырехтомника все затягивался, отец Димитрий при каждом нашем разговоре спрашивал о нем, говорил, что очень хочет его прочесть. Наконец-то книгу отвезли в типографию, но тут грянул ковид и карантин. Все закрылось. Когда книгу наконец привезли, заболел отец Димитрий. Мы молились и надеялись. Батюшка выздоровел, вышел из больницы и вывесил видео на мультиблоге, что уходит в затвор и просит до конца лета его не беспокоить. Я решил, что, наверное, лучше не дергать его, подождать – осенью принесу ему книгу, – и уехал в отпуск. Но вскоре он сам позвонил мне и спросил про крестовые походы. До сих пор жалею, что не решился позвонить ему и привезти ему мой труд сразу же после его выхода из больницы. Вернувшись в Москву, я пришел к нему и принес четырехтомник. Он уже почти не ходил, переносил это немощное состояние бестрепетно. Более того – он весь светился радостью и любовью. Я бы даже назвал тогдашнего отца Димитрия лучезарным. Он переносил немощное состояние бестрепетно, более того – весь светился радостью, был лучезарным Я не помню, чтобы он хоть раз пошутил во время этой встречи или включил свою знаменитую иронию, что было крайне необычно для него. Помню его знаменитую проповедь о том, что тот, кто не умеет радоваться, находится в аду. Исходя от противного, радостный, любящий отец Димитрий уже был в раю и передавал это райское чувство всем окружающим его людям. Мы пообедали вместе, потом пообщались, пока батюшка не устал, и его отвели прилечь. Через несколько дней мы молились и причащались вместе в его храме, потом были вместе на трапезе, уговорились встретиться еще, но не сложилось. Только несколько раз поговорили по телефону. Отец Димитрий начал читать четырехтомник «Крестовых походов», сказал, что книга ему очень нравится, но, конечно, не успел окончить и первый том. Страшно жаль: я так хотел услышать его отзыв.

http://pravoslavie.ru/134891.html

Вполне вероятно, сначала папа хотел поступить именно таким образом. К сожалению, задуманный им план так и не осуществился. Вскоре понтифик обнаружил, что развязанные им силы не удается сдерживать и контролировать. Фактически папа в скором времени утратил инициативу и руководство собственным проектом. Мы уже отмечали, что в результате давления со стороны народа непосредственной целью кампании – и всех последующих крестовых походов – стал Иерусалим, что прямо противоречило предложению самого папы. Более того, его благочестивые планы относительно церковного единства, как мы увидим, были сознательно изменены или, точнее, разрушены военными предводителями крестоносцев вскоре после их прибытия на Восток. А византийское мировоззрение снова неизбежно усложнило проблему. Мы уже отмечали, что понятие священной войны не было знакомо империи ни в идеологическом, ни в психологическом плане. Непонимание было настолько глубоким, что «на религиозной почве создать единый фронт греков и латинян против мусульман было невозможно» 177 . Иными словами, крестовые походы в конечном счете принесли с собой не религиозный мир и сотрудничество, на которые вначале рассчитывал Урбан II, а раскол и противоборство. На первых порах открытого столкновения в целом удалось избежать, но с большим трудом и ненадолго. Поначалу византийские власти достаточно осмотрительно избегали любой серьезной конфронтации с передовыми отрядами крестоносцев, продвигавшимися на юг через Балканы в направлении Константинополя. Однако взаимное недоверие и неприязнь с самого начала испортили обстановку. Армия крестоносцев все больше казалась византийцам беспорядочной толпой агрессоров и захватчиков. Грабеж и мародерство в балканских деревнях стали слишком частыми, несмотря на предупреждения со стороны имперского военного эскорта, не говоря уже о настроениях беспомощного крестьянства. Кроме того, отношения с самими руководителями похода оказались не менее сложными. Прибытие именитых лидеров движения в византийскую столицу в 1097 году стало серьезным испытанием для государственной дипломатии Алексия Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Макаров 17 ноября 2016, 06:22 Все упоминают какие-то злобные " советские учебники " . А в каких советских учебниках упоминались детские крестовые походы ? На уроках истории в средней школе об этом не говорили. Никодим 16 ноября 2016, 22:32 Михаил15 ноября 2016, 05:00 " Дети не невинные! Это прозападный прокатолический миф... " . Михаил, Вы тут всё несколько перепутали. Всё как раз наоборот, как раз в католическом богословии было принято подчеркивать греховную составляющую детской природы. Эта линия, идущая от Августина Блаженного, развивалась многими его последователями в Западной церкви. Понятно что Августин является святым неразделенной Церкви, но в его богословии немало спорных моментов. В то время как в православной традиции как раз принято относится к детям как к земным ангелам, следуя прямым словам Спасителя: " будьте как дети " и " если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф.18.3) Р.К. 16 ноября 2016, 17:39 olga14 ноября 2016, 16:00 " Все крестовые походы были вызваны не благочестием ( при декларации оных), а голодом и крайним обнищанием народов, в следствии засухи, дождей, холода, жары, падежа скота. Когда элементарно не удавалось прокормить своих детей. " Ольга, Вы просто повторяете абзацы из советских учебников истории. А все эти учебники, в свою очередь, были написаны на основе " трудов " К. Маркса. Но Вы же христианка, Ольга, так зачем же повторять вслед за Марксом, который люто ненавидел и христианскую Европу и само христианство? Антон 16 ноября 2016, 10:45 Настроение этих несчастных детей очень похоже на настроения, охватившие участников киевского Майдана. Не зря же про них говорили: " Воны ж диты! " И финал у Майдана почти такой же горький. Конечно, великовозрастных " детишек " , скакавших на Майдане, слава Богу, мусульманам в рабство не продали. Но вся Украина сегодня примерно в том положении, в каком были дети, умиравшие в Альпах от голода и холода. Иван 15 ноября 2016, 21:46 Михаил15 ноября 2016, 05:00 " Дети, это незрелые взрослые, им умиляются потому что они слабые и беззащитные, но разве быть слабым, физически, морально и нравственно, тупым, беспомощным, зависимым - разве это добро? " Михаил, а Вы правда считаете себя православным??? Такая позиция больше походит на цитату из " Майн кампф " . Ну, или на худой конец из Ницше. Странно читать такие комментарии на православном сайте. Очень странно. Вразуми Вас Бог!

http://pravoslavie.ru/98463.html

Главная ответственность за провал Второго Крестового похода должна быть возложена на самих крестоносцев. Да, действительно, наверное, император мог бы помочь крестоносцам больше, но лишь ценой громадного риска для своей Империи. Разумным ли было для него идти на такой риск? Но суть вопроса гораздо глубже. Было ли действительно в интересах христианского мира организовывать время от времени возглавляемые близорукими идеалистами и беззастенчивыми авантюристами отважные походы на восток для помощи крохотным инородным государствам, само существование которых зависело от отсутствия единства среди мусульман? Или все же было разумнее если не помочь, то хотя бы не мешать Византии, которая столь долгое время прикрывала собой восточный фланг Европы? История Второго Крестового похода еще более ясно, чем история Первого, показала, что эти два подхода были несовместимы. Когда, во многом благодаря западным стараниям, Константинополь падет и когда турки будут стоять у ворот Вены - тогда наконец станет ясно, чье видение было более правильным... 9. В Антиохии пришел к власти французский авантюрист Рейнальд (Рено) Шатильонский - разбойник с большой дороги без совести и чести. Так как ему нужны были деньги, он решил отметить свое пришествие к власти набегом на Кипр. В1156 г. Рейнальд вместе со своим союзником, армянским князем Торосом, высадился на острове. Киприоты, всегда поддерживавшие добрые отношения с крестоносными государствами и не раз выручавшие их, совершенно не ожидали такого вероломного нападения. Пользуясь их замешательством, франки захватили остров и устроили там трехнедельную оргию грабежа и насилия. Все, что можно было увезти, погрузили на суда, что нельзя - сожгли. Толпы людей были увезены в рабство, многие, не помещавшиеся на корабли, убиты. Третьих заставили выкупать самих себя и свою собственность. До сегодняшнего дня Кипр до конца не восстановился от разорения, учиненного французами и их армянскими союзниками... Этого преступления Империя оставить безнаказанным не могла.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Конечно, человека легко соблазнить. Собственно говоря, мы и так знаем, что вся история человечества начинается с соблазна, когда древний змей соблазняет первую человеческую чету. И это ведь проявляется на протяжении всей истории. Представьте себе такую ситуацию: дореволюционная школа, где батюшка говорит о днях творения, как в Шестодневе. А потом приходит преподаватель биологии и начинает говорить о том, что «все произошло в результате эволюции». Ну, кому ученик будет больше верить: или преподавателю биологии, где как-будто все «научно обосновано», или вот этому библейскому повествованию, которое батюшка пытается изложить и донести до внимания своих учеников? Просто человека легко соблазнить. Сам же Иван Александрович Ильин говорил, что все наши ошибки и все наши заблуждения происходят оттого, что мы часто не умеем доводить свою мысль до логического конца. Это относится ко многим вопросам. Но я считаю так, что вообще с XVIII века, когда наука стала делать большие успехи и в этом отношении заменила религию. Просто раньше религия была основным источником всех идеалов и всех нравственных и интеллектуальных форм – мировоззренческих и нравственных форм. А место религии заняла наука, и она действительно обладала большим авторитетом. И вот, такое явление как «сайентизм», когда люди стали верить во всемогущество науки – что наука способна все объяснить буквально – это были не только простые люди, но и очень ученые люди так считали: что наука может все объяснить, и в результате этого объяснения не останется места для религии на земле. Так, например, считал Зигмунд Фрейд: он считал, что он, например, объясняет все, с точки зрения своего психоанализа, а его теория -психоанализ – претендовала на свою универсальную значимость: что не оставалось в жизни такого факта, такого явления, которое не могло бы найти своего объяснения с точки зрения теории психоанализа. И вот, Фрейд считал, что в XX веке религии уже не станет, что она умрет. Но она не только не умерла, но ее значение стало более весомым. Потому что мы знаем, какое значение имеет религия в современной политической ситуации, когда проявляются такие явления, как религиозный фундаментализм (который может быть присущ разным религиям, но в первую очередь он может быть присущ такой религии, как ислам). Ислам, конечно, нужно отделять от религиозного фундаментализма – их нельзя отождествлять – но такое явление, как ваххабизм (это проявление религиозного фундаментализма) существует. Он был в истории и Римской Церкви (мы знаем, что были такие явления, где проявлялся фундаментализм) – когда путем завоеваний пытались подчинить православный Восток, католики пытались подчинить христианский Восток папскому престолу. Были и крестовые походы… Но крестовые походы известны и против Православной России, и против Византии…

http://radonezh.ru/2023/08/28/ot-gospoda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010