187 Johns J. Christianity and Islam. P. 185. Ср.: Mayer H.E. Latins, Muslims and Greeks in the Kingdom of Jerusalem//History 63 (1978). 175–192. 188 Краткий обзор см.: Runciman S. The Eastern Schism. P. 99–100, 139–140 [Рансимен С. Восточная схизма. С. 83–84, 116–117]. Единого научного подхода к истории восточных патриархатов в эпоху Крестовых походов не существует. Несмотря на огромную ценность книги Б. Гамильтона «The Latin Church in the Crusader States», этот автор неизбежно уделяет основное внимание латинскому церковному присутствию на Востоке. Не рассматривается в его работе и Александрия. 192 Удобный список имен и дат правления см.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States. P. 374. Об их пребывании в Константинополе см.: Gautier P. Jean V ÍOxite patriarche d’Antioche. P. 155; Papadakis A. Antioch Patriarchate//ODB. Vol. 1. P. 116–117; Papadopoulos Ch. The Church of Antioch during Seljuk and Frankish rule in Syria//Theologia 16 (1938). P. 97–117; 193207 (на греч. яз.). 193 Ср.: Every G. Syrian Christians in Jerusalem, 1183–1283//Eastern Churches Quarterly 7 (1947). P. 46–54; полный список имен, начиная Симеоном (1099) и заканчивая Фаддеем (ок. 1296), см.: Hamilton В. The Latin Church in the Crusader States. P. 374. 194 Cowdrey H.E.J. The Gregorian Papacy, Byzantium, and the First Crusade//BF 13 (1988). P. 168 (145–169). 196 Schmandt R.H. Public Opinion, the Schism, and the Fourth Crusade//Diakonia 3 (1968). P. 284–299. Хотя после 1099 года Запад утратил свое военное превосходство, современная наука полагает, что внутри западного общества не возникло оппозиции идее крестовых походов. Она по–прежнему вызывала энтузиазм и лишь изредка подвергалась нападкам или критике. Более того, на Западе было очень мало тех, кто считал крестовые походы препятствием или неподходящим способом христианизации мусульман. См.: Siherry Е. Criticism of Crusading, 1095–1274. Oxford, 1985. 197 Runciman S. Byzantium and the Crusades//The Meeting of Two Worlds. P. 20. О роли цистерцианцев во II Крестовом походе см.: Willems Е. Citeaux et la scconde croisade//Revue d’histoire ecclesiastique 49 (1954). P. 116–151.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Установившаяся в Сирии в 1-й пол. XI в. относительная политическая стабильность была разрушена появлением турок-сельджуков, их опустошительными набегами на города В. Месопотамии. В 1071 г. в сражении возле г. Манцикерт сельджуки разбили и захватили в плен визант. имп. Романа IV Диогена . Эта победа открыла тюркам путь в Сев. Сирию и М. Азию (см. Сельджукиды ). За короткое время империя утратила почти все азиат. владения. В обстановке наступившего политического хаоса бывш. визант. сановник, правосл. армянин Филарет Варажнуни создал автономное княжество, включавшее Киликию, часть Сирии с Антиохией и часть В. Месопотамии с Мелитиной и Эдессой (см. Киликийская Армения ). Однако у него не было реальных сил противостоять мусульм. натиску, и вскоре иконийский султан-сельджукид Сулейман ибн Кутлумуш, не встречая серьезного сопротивления, вторгся в христ. владения Сев. Сирии. В дек. 1084 г. сельджуки внезапным ударом овладели Антиохией. Эпоха Сельджукидов и крестовые походы (1085-1291) Само по себе установление сельджукского владычества на Ближ. Востоке в кон. XI в. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. расстановка сил в Вост. Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там европ. крестоносцев, шедших освобождать Св. землю от ига мусульман (см. Крестовые походы ). Основная часть крестоносного войска двинулась к Антиохии, а Балдуин Фландрский основал небольшое христ. гос-во в Эдессе (весна 1098). Значительная часть местных христиан, прежде всего киликийские и приевфратские армяне, а впосл. ливан. марониты охотно поддерживали крестоносцев; православные и сиро-яковиты вели себя скорее пассивно. Тюрк. правитель Антиохии Яги-Сиян, опасаясь, что христ. большинство населения города (сирийцы, греки, армяне) проявит нелояльность его власти, счел нужным принять меры предосторожности: из города были изгнаны наиболее влиятельные христиане, правосл. Патриарх Иоанн IV Оксит был заключен в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/115764.html

2-го октября 1187 года ворота Иерусалима были отперты, войска султана заняли город, и иерусалимцы стали покидать святой город. Мусульмане с победоносным видом сбивали кресты с церквей, раскалывали колокола, христианские храмы обращали в мечети. Весь мусульманский мир воскрес духом, ободрился, чувствуя свою мощь и силу. Саладин был на высоте своего величия, но, как умный человек, он держался крайне просто и был доступен всем и каждому и щедрой рукой награждал своих соратников. Всюду совершался какой-то сплошной, торжественный праздник, не омраченный ничем. IX. Общее положение дел Завоевание Иерусалима было высшим успехом Саладина. После этого завоевания магометан шли уже с переменным военным счастьем. Когда в 1187 году Саладин напал на Тир, крестоносцы оказали настолько мужественное сопротивление, что мусульмане смутились и взбунтовались; Саладину пришлось отступить. На другой год в областях графства Триполисского и княжества Антиохийского снова начался ряд завоеваний Саладином христианских замков и городов, но мелких, незначительных, а важных пунктов Северной Сирии – Триполиса, Антиохии – султан еще окончательно одолеть не мог. Между тем Запад уже выслал помощь христианам; на Восток направлялся богатый сицилийский флот, и адмирал его, Маргерит, послал грозную грамоту Саладину, где почти требовал прекратить стеснения христиан. Иначе, – угрожал он, – на мусульман двинутся с Запада такие силы, которых они никогда еще и не видывали. Король Гвидо был отпущен Саладином на волю и теперь постепенно собирал вокруг себя отдельные отряды, готовясь начать новые оспаривания у мусульман их завоеваний. Прежде всего 1189 году, летом он двинулся в поход на город Аккон, со сдачи которого некогда началось разрушение Иерусалимского государства. Понемногу созревала новая сила, подготовлялась новая борьба, которая в будущем должна была решить, кому господствовать на сирийских берегах – Западу или Востоку. Читать далее Источник: Крестовые походы : историческая хроника/А. А. Федоров-Давыдов. - Москва : АСТ, 2008. - 383 с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-17-049210-7 (АСТ)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XII-XIII вв. местная знать играла важную роль в общеевроп. движении крестоносцев (см. Крестовые походы ): гр. Роберт II Фландрский (1093-1111) был одним из предводителей 1-го крестового похода, гр. Дирк VI Голландский совершил паломничество на Св. землю (1138-1139), его преемник Флорис III с сыном Вильгельмом и гр. Оттон Гелдернский участвовали в 3-м крестовом походе в составе войск Фридриха I Барбароссы (1189-1190), гр. Балдуин IX Фландрский (см. Балдуин I ), один из активных участников 4-го крестового похода, стал 1-м правителем Латинской империи (1204). В XIII в. на территории Н. действовали ордены крестоносцев (госпитальеры (см. Мальтийский орден ), тамплиеры , рыцари Тевтонского ордена ). Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Реформаторское монашеское движение получило распространение в Н. относительно поздно. В 1165 г. было основано 1-е на территории совр. Н. цистерцианское аббатство Кларкамп (совр. пров. Фрисландия). В юж. части Исторических Н. старейшим цистерцианским аббатством было Тен-Дёйнен, основанное в 1107 г. (по др. данным - в 1139) на территории еп-ства Теруан. Ок. 1100 г. радикальные идеи духовной реформы высказывал еретик Танхельм Антверпенский, бродячий проповедник, к-рый считал совершаемые нечестивыми священниками таинства недействительными и отрицал необходимость уплаты десятины. В XIII в. были основаны обители премонстрантов Дронген и цистерцианцев Тер-Дуст в еп-стве Турне, 3 мон-ря премонстрантов (Нинове, Гримберген и Синт-Михилсабдей) и мон-рь цистерцианцев (Синт-Бернард) в еп-стве Камбре. В Льежском еп-стве, самом большом из всех еп-ств Н., возникло 6 мон-рей премонстрантов (Флорен, Хейлиссем, Парк-ле-Дам, Авербоде, Тонгерло, Постел) и 2 обители цистерцианцев (Виллер-ла-Виль и Оне). На севере к нач. XIV в. важнейшими центрами цистерцианцев и премонстрантов были аббатства Мидделбург, Адюард и Блумхоф. С 30-х гг. XIII в. в Н. начали проповедническую деятельность нищенствующие ордены .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Принесение обета крестоносцами обычно проходило во время проповеди крестового похода папой Римским, архиепископом или другим уполномоченным лицом. Крестоносец давал обет посетить святые места и получал из рук проповедника символ этого обета - крест, который затем нашивал на одежду (крест следовало носить до окончания похода). Затем крестоносец получал благословение епископа или священника своего диоцеза; буд. участнику похода вручали символы паломничества - суму и посох. С 3-й четв. XII в. обе части церемонии - принесение обета и благословение - проводили одновременно ( Brundage. 1966; Riley-Smith J. An Army on Pilgrimage//Jerusalem the Golden. 2014. Р. 103-116). Проповедь и организация О начале крестового похода (исключением стал 1-й крестовый поход (1096-1099)) папа Римский объявлял буллой, в которой обосновывал необходимость военной экспедиции, призывал христиан принять крест, а также перечислял привилегии тех, кто принесут крестоносный обет. Затем текст буллы рассылали по архиеп-ствам и церковным провинциям, где формировались отряды крестоносцев. В 1181 г. папа Александр III (1159-1181) предпринял попытку систематического распространения этих документов среди клириков. Проповедь К. п. могла произноситься как на высших церковных собраниях (на Соборах, синодах и т. п.), так и на заседаниях королевских и городских советов. При Иннокентии III в архиеп-ствах были организованы особые исполнительные советы; их члены имели полномочия папских легатов. Советам подчинялись делегаты, к-рых направляли в диоцезы; они должны были довести до приходского духовенства информацию об обязательной проповеди К. п. Всем мирянам под угрозой церковного наказания надлежало присутствовать на этих проповедях; для присутствовавших предусматривалась частичная индульгенция - временное освобождение от покаяния (в кон. XIII в. освобождение давалось на 1 год и 40 дней) ( Lloyd. 1999. P. 42-47). Тем не менее ряд исследователей ставят под сомнение возможность организовать повсеместное распространение папских посланий и проповедь К. п. на приходском уровне (см.: Maier C. T. Propaganda//The Crusades. 2006. Vol. 3. P. 984-988).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

О распространении христианства и в народной традиции свидетельствует распространение христианского погребального обряда. Вопросы для самоконтроля 1 . В чем суть конфликта между патриархом Фотием и папой Николаем I? 2 . Какова догматическая основа греко-латинского конфликта? Что такое учение о Filioque? 3 . Какова экклезиологическая основа греко-латинского конфликта? Что такое учение о папском примате? 4 . Какова церковно-политическая основа греко-латинского конфликта? В чем суть болгарского вопроса? 5 . Что такое Крестовые походы? Каково содержание крестоносной идеи? 6 . Каковы церковно-политические результаты I крестового похода? Что такое «церковный колониализм»? 7 . Как развивались церковно-политические отношения в ходе II и III крестовых походов? 8 . Каков основной церковно-политический результат IV крестового похода? Как проявились в ходе него особенности латинской экклезиологии (учение о папском примате)? 9 . Что такое альбигойские войны? Против каких ересей они были направлены, каковы их вероучительные основы, какую опасность они представляли для Римской церкви? Что такое инквизиция? 10 . Каковы основные направления развития богословия в Византии? 11 . Что такое «исихазм»? 12 . В чем суть «паламитских споров»? 13 . Каковы особенности поздневизантийского монашества? 14 . Как осуществлялась христианизация славянских племен? Какова роль в ней политического фактора? 78 Орден цистерцианцев выделился во Франции из клюнийских бенедиктинцев в 1098 г.: в тяжеловесном литургическом обиходе клюнийцев и в благотворительности, питаемой доходами от огромных владений, они видели признак упадка, тогда как сами во главу угла ставили полное удаление от мира и погружение в мистическую жизнь. 80 См., например: Newman L.I. Jewish Influence on Christian Reform Movements. N.Y., 1925. P. 173–176 e.a.; Browne L. Stranger than Fiction. N.Y., 1925. P. 222; Leven N. Cinquante ans d’histoire: Israelite Universelle (1860–1910). 2 vols. P., 1911. Vol. 1. P. 7. определению M. Лайтмана, «каббала – это метафорически изложенная наука об управлении высшего информационного слоя нашим миром, каждое событие в котором является следствием какого-то сигнала, а задача человека состоит в изучении этого информационного слоя и вхождении в него, чтобы научиться управлять своей судьбой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    991 κα τς τος πρς μαχην πιοσιν... εταξας. Лакуну отмечает Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом. С нашей точки зрения, предполагать лакуну необязательно, ибо фраза понятна: боевой порядок (свойственный) для идущих в наступление.     992 Иначе об этом рассказывает Альберт Аахенский (Alb. Aq., Ι, 19). Он сообщает, что крестоносцы знали о поражении у Никеи и о движении турецкого войска, но по настоянию Готфрида Буреля, рыцаря, пользовавшегося большим влиянием в отряде Петра, выступили навстречу туркам (см, Duncalf, The peasants’ crusade, pp. 450—451).     993 По словам автора «Деяний франков» (Gesta, I, 2), турки застали крестоносцев спящими в лагере и многих убили. Оставшиеся в живых бросились бежать к Кивоту, некоторые пытались спастись морем. Турки хотели сжечь пленных, но «господь освободил их от огня». Эти события датируются октябрем 1096 г. (ср. Alb. Aq., I, 19).     994 Анна ошибается: Петра в то время не было с крестоносцами. Он находился в Константинополе, где вел переговоры с Алексеем (см.: Gesta, I, 2; Alb. Aq., I, 18).     995 Петр имел в виду отделившийся от его войска отряд Рено (см. прим. 985).     996 Нельзя не отметить, что Анна весьма трезво оценивает побуждения западных феодалов, которые использовали в корыстных целях фанатизм крестьянских масс. Распродажа и заклад движимого и недвижимого имущества накануне крестового похода приняли на Западе массовый характер; таким образом будущие крестоносцы сколачивали средства для похода (см. Заборов, Крестовые походы, стр. 74).     997 Гуго Вермандуа (у Анны ουβος) — младший брат Филиппа I. Гуго был женат на дочери графа Вермандуа. Лишь заключив брак, он приобрел себе небольшие владения. Этот отпрыск королевской семьи стремился, естественно, к богатству и власти и потому одним из первых откликнулся на призыв Урбана II, выступив во главе немногочисленной армии в поход в августе 1096 г. Гуго двинулся в Италию с намерением переправиться оттуда на Балканы (см. Setton..., Α history..., рр. 266—267). Рассказ Анны — наиболее полное из свидетельств об участии Гуго в крестовом походе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

73 См.: E. Joranson. The Great German Pilgrimage of 1064—1065. В кн: The Crusades and Other Historical Essays Presented to D. C. Munro by His Former Students. New York, 1928, p. 39. (текст в целом — с. 3—43 данной книги). 74 Это слово, как известно, допускает два толкования — приключение, авантюра. В данном контексте второе значение представляется более уместным. Примечание научного редактора. 75 E. Joranson. The Great German Pilgrimage... p. 40. 76 О. А. Добиаш-Рождественская. Эпоха крестовых походов: Запад в крестоносном движении. Петроград, 1918, с. 16. 77 О паломничествах XI века см.: L. Bréhier. Les Croisades... pp. 42—50; E. Joranson. The Great German Pilgrimage... p. 4, note to p. 3; 40, note 141. В книге: The Legacy of the Middle Ages, ed. C. Crump, E. Jacob. Oxford, 1926, p. 63 есть следующее неправильное утверждение — эпоха паломничеств усилила интерес европейских государств к Ближнему Востоку и затем последовали Крестовые походы. 78 E. Joranson. The Great German Pilgrimage... p. 42. 79 H. Loewe. The Seljqs. — Cambridge Medieval History, vol. IV. Cambridge, 1923, p. 316. 80 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, S. 420; H. Vincent, F.-M. Abel. Jérusalem. Recherches de topographie, d " archéologie et d " histoire, vol. II, S. 37. 81 Сохранены особенности орфографии А. А. Васильева, выделяющего название первого Крестового похода на Ближний Восток прописными буквами и употребляющего выражение «крестовый поход» в переносном смысле слова. Примечание научного редактора. 82 Ch. Diehl. Une République patricienne. Venise. Paris, 1928, p. 33. 83 F. Cerone. La Politica Orientale di Alfonso d " Aragona. — Archivio storico per le provincie Napolitane, vol. XVII, 1902, p. 425. 84 Булла Урбана II от 1 июля 1089 года см. в: J. D. Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. vol. XX, p. 701; PL, vol. CLI, col. 302—303; P. Jaffé. Regesta Pontificum Korimnorum, vol. I. Leipzig, 1885, p. 663 (no. 5401). См. также: Р. E. Riant. Inventaire critique des lettres historiques de croisades. — Archives de l " orient latin, vol. I, 1881, pp. 68—69. Риан немного колебался, правда, без достаточных на то оснований, в подлинности этой буллы. См. также: С. Erdmann. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens, S. 295, note 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Причины Длительное время как в зарубежной ( Runciman. 1951. Vol. 1; Mayer. 2000), так и в отечественной ( Заборов. 1980) историографии в качестве одного из важных факторов, обусловивших К. п., рассматривался социально-экономический: традиционно указывалось на неблагоприятные с т. зр. погодных условий годы накануне 1-го крестового похода («семь тощих лет»), неурожаи и голод во многих регионах Зап. Европы. Уровень сельского хозяйства в XI в., а также рост населения не давали возможности справиться с возникшими трудностями. При этом развитие товарно-денежных отношений усилило процесс расслоения средневекового общества и привело к увеличению материальных потребностей представителей знати; эти потребности уже не могли быть удовлетворены лишь за счет внутренней колонизации. Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств находится на Востоке. Итальянские купцы из Венеции, Бари, Амальфи, позднее из Пизы и Генуи привозили на Запад из Византии и с Леванта драгоценности и специи, шелковые ткани, предметы роскоши. Важной причиной К. п. считалось утверждение принципа майората (наследование владений отца старшим сыном), в результате чего младшим детям приходилось самим заботиться о приобретении новых земель и участвовать в экспедициях на Восток. В современных исследованиях это утверждение подвергается критике (см.: Riley-Smith. 1977; Idem. 2005; Madden. 1999; Housley. 2006; Idem. 2008). Как правило, в К. п. участвовали именно старшие члены семьи, младшие же продолжали вести хозяйство. Участие в К. п. теоретически давало возможность решить экономические проблемы семьи, однако не сохранилось убедительных свидетельств того, что участникам первых К. п. по возвращении в Европу удалось существенно повысить свой уровень благосостояния. Напротив, с финансовой т. зр. К. п. были крайне дорогостоящим предприятием. Так, накануне 1-го крестового похода затраты, необходимые для участия в экспедиции франц. рыцаря, превышали годовой доход его хозяйства в 4-5 раз ( Grossman. 1965. P. 5-8; Riley-Smith. 1986. P. 43; Edgington S. Motivation//The Crusades. 2006. Vol. 3. P. 854).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

земле контингент из 500 воинов. Меньшая, но более влиятельная группа крестоносцев, состоявшая из Бонифация Монферратского, Дандоло, Балдуина Фландрского, Людовика Блуаского и Гуго де Сен-Поль, вступила в сепаратные переговоры с Алексеем и заключила с ним сделку. Это решение вынудило Симона де Монфора и ряд др. крестоносцев оставить расположение армии и отправиться в Палестину сухопутным путем. Во избежание дальнейшего распада войска крестоносцам обещали, что их пребывание К-поле не продлится больше месяца. В историографии сложились 2 основные версии, почему во время 4-го крестового похода маршрут армии крестоносцев отклонился в сторону К-поля. Ряд исследователей придерживаются «теории заговора», согласно которой отдельные лидеры похода вступили в тайный сговор с царевичем Алексеем с целью захвата К-поля до начала экспедиции. Среди возможных организаторов заговора называли Дандоло ( Runciman. 1954. Vol. 3; Nicol. 1988), Бонифация Монферратского и Филиппа Швабского ( Rian. 1875), а также папу Римского Иннокентия III ( Заборов. 1960). В пользу этой гипотезы свидетельствуют хронология передвижения царевича Алексея по Европе и сообщения некоторых источников («История» Никиты Хониата, хроника Эрнуля и Бернара Казначея, «Деяния Иннокентия III»; важным источником является также «Повесть о взятии Царьграда фрягами», сохранившаяся в составе Новгородской I летописи (XIII в.) и др. более поздних рус. летописей (см.: Лучицкая. 2006)). Другая т. зр. - «теория случайностей», согласно которой отклонение крестового похода к К-полю было результатом не связанных друг с другом событий ( Queller, Madden. 1997). Эта гипотеза также опирается на информацию, содержащуюся в ряде нарративных источников («Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна, «Завоевание Константинополя» Робера де Клари). Несмотря на разногласия, большая часть исследователей согласна с тем, что нападение крестоносцев на К-поль стало результатом продолжительной вражды между Византией и западноевроп. гос-вами. Флот крестоносцев у стен Константинополя.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010