Скачать epub pdf I. Личность святителя Феолипта и его эпоха. Лионская уния 1274 г. Среди великого множества святых Православной Церкви святитель Феолипт долгое время занимал в церковной памяти весьма скромное место. Во всяком случае, в классическом труде по православной агиологии архиепископа Сергия (Спасского) о нем упоминается лишь во втором приложении (“Святые, дни памяти коих, или самыя памяти не показаны в месяцесловах и синаксариях”), где кратко говорится: “ Феолипт Филадельфийский , XIVb. Память в первую неделю по неделе всех святых” 1 . Видимо, Господу было угодно сокрыть под спудом до времени имя одного из тех, которые являются “солью земли” и “светом миру” (см. Мф 5:13–14 ) 2 . В чуть ли не единственной (из известных нам) работе на русском языке, посвященной этому святителю и принадлежащей перу архимандрита Арсения, личность его оценивается весьма высоко: “Его подвижническая жизнь, твердость в Православии, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства” 3 . Однако как церковный писатель и богослов, святитель Феолипт долгое время оставался в тени 4 . Лишь в самое последнее время, благодаря усилиям ученых, незримо исполняющих волю Божию, стало приоткрываться все величие личности и трудов святителя Феолипта 5 . Родился Святитель в 1250 (или 1251) г. в Никее, тогдашней столице Византии, поскольку Константинополь до 1261 г. находился во власти латинян. На его жизни сказались те потрясения, которые пережила Византия во второй половине XIIIu первой половине XIV вв., в первую очередь – глубинные трения между православной державой ромеев и латинским Западом. Крестовые походы и захват крестоносцами столицы Византии не просто углубили раскол между двумя половинами христианского мира, но положили между ними почти непроходимую пропасть. Многочисленные факты насилий латинян над жителями Византии “полагали новые неодолимые препятствия к братолюбивому сближению Востока с Западом и в области религиозной. Заклятые враги в жизни не могли быть друзьями по убеждению. Латиняне видели в греках людей негодных во всех отношениях, и, следовательно, низко ценили и религиозные обряды и убеждения их; в свою очередь, греки видели в латинянах варваров во всех отношениях, не исключая религии” 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

проблемах. Его первыми целями были отвоевание земель центральной М. Азии у сельджуков, а также контроль над Антиохийским княжеством крестоносцев. Уже весной 1143 г., продолжая политику отца, М. вел переговоры с антиохийцами и требовал передать город Византии. В 1144 г. визант. войско и флот (командующие Андроник и Иоанн Кондостефаны, Просух, Дмитрий Врана) атаковали сев. области Антиохии и овладели неск. крепостями в Киликии. Почти одновременно с византийцами активизировал свои нападения эмир Мосула Имад ад-Дин Зенги, который в дек. 1144 г. захватил у крестоносцев Эдессу. Устрашенный положением своего гос-ва, в 1145 г. кн. Раймунд Антиохийский совершил поездку в К-поль, где у гроба имп. Иоанна II подтвердил свою вассальную преданность М. К., а также согласился принять в Антиохии правосл. патриарха (этот пункт договора не был реализован). В 1145 г. М. К. развязал войну против Иконийского султаната. Укрепив границу в Вифинии, в 1146 г. М. К. продвинулся к югу от горного массива Олимп Вифинский, одержал победу в бою при Акроине и вскоре подошел к окрестностям Икония. Сражение рядом с городом не принесло решительного результата, а к осаде Икония М. К. был не готов. Начав отход, он нанес еще неск. поражений сельджукам, но в бою у истока р. Меандр (Фригия) был ранен стрелой в ногу ( Cinnam. Hist. II 9). В 1147 г. М. К. продолжил борьбу с султанатом и стал готовить осаду Икония. Однако его планы были нарушены известиями о подготовке 2-го крестового похода в Зап. Европе, и к лету 1147 г. М. К. заключил 12-летний мир с иконийским султаном Масудом I, удержав за собой ряд незначительных территорий. Войне сопутствовало заключение союза с эмиром Севастии (Сиваса) Ягибасаном Данишмандидом, к-рый в это время признал себя вассалом М. К. и выпускал монеты с изображением императора и упоминанием о себе как о рабе М. ( Oikomonides. 1983). Второй крестовый поход (1147-1149; см. ст. Крестовые походы ) стал неожиданностью для Византии и серьезно нарушил политические расчеты М. К. В последующие почти 10 лет основное внимание М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

История учит, что нередко вокруг имени Христа объединялись даже и самые злостные еретики, такие, например, как евиониты, докеты, ариане, монофизиты, монофелиты. Несмотря на то, что все они заявляли о себе как об истинно верующих христианах, — представители каждой подобной общины делали это в разрыве с апостольским Преданием, каждый по-своему (см.: Церковь без Предания — Церковь? ) . Нельзя забывать и о том, что именно под лозунгом служения Христу совершались такие безобразия как Крестовые походы , преследования, пытки, расправы, суды инквизиции ). Поучая о Церкви как о богоугодном собрании верующих, Господь имел в виду не какие бы то ни было религиозные общины вообще, а одну единственную Истинную Церковь . Именно об этой Церкви Священное Писание сообщает как о столпе и утверждении истины ( 1Тим.3:15 ), как о той, которой надлежит существовать до конца времен и которую не одолеют врата ада ( Мф.16:18 ). Это — Православная Церковь. Идея о том, что любая христианская община, в том числе Православная Церковь, содержит лишь часть истины, а полнота истины может усматриваться лишь в совокупности всех этих общин, служит одним из главных доводов, мотивирующих тех сторонников экуменизма, задачей которых является образование Новой Церкви на основе кооперации разрозненных ныне «христианских» общин. Но такая идея не только не находит оправдания в  Божественном Откровении , а и прямо противоречит ему. Ведь если представить, что на сегодняшний день Православная Церковь владеет истиной вероучения лишь отчасти, а отчасти её учение не соответствует истине , значит теперь она — не столп и утверждение истины, значит врата ада всё же её одолели. Цитаты об экуменизме «Не единство, а истина, согласно опыту и убеждению Православия, должна стать главной целью экуменического движения; единство является, согласно этому опыту, ничем иным, как естественным следствием истины, её плодом и благословением». протоиерей Александр Шмеман Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/ekumenizm

2119 Д. А. Оболенский перепутал день рождения К. С. Аксакова (29 марта) и день его именин (21 мая). 2121 Д. А. Обленский имел в виду Февральскую революцию 1848 г. во Франции, в результате которой установилась буржуазная республика. 2123 После получения письма Д. А. Оболенского (письмо V в наст. публ.) К. С. Аксаков ответил ему (письмо VI в наст. публ.). Оболенский написал, что драму посылает, однако ее еще не выслал, что удивило Аксакова. Письмо Аксакова, полученное после получения драмы, вероятно, не сохранилось. 2124 О политическом равновесии толковала западная пресса, обвиняя Россию в намерении завоевать Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) и Болгарию и тем самым нарушить политическое равновесие в Европе. 2126 Так и случилось, в Константинополе находились английские и французские войска, и по условиям Парижского договора (март 1856 г.) был дан шестимесячный срок на очищение города. 2127 Речь идет о М. Д. Горчакове. «Суворовский дух» – воинственный. А. В. Суворов не имел ни одного поражения. 2128 Уже не первое упоминание о Б. П. Мансурове вызвано, вероятно, религиозным конфликтом между православными и католическими церквями. Известно, что в это время Мансуров выбирал участок в Иерусалиме вблизи храма гроба Господня для приобретения на имя российского правительства. В 1857 г. Мансуров возглавил Палестинский комитет. Не совсем ясно, почему письмо К. С. Аксакова адресовано в Министерство юстиции: с 1854 г. Мансуров – чиновник особых поручений Морского министерства. 2132 В 1849 г., во время Венгерской революции, Николай I выручил Австрию, введя в Венгрию 200 тысяч войска. 2133 Император Павел I в 1799 г. помог Австрии: в феврале этого года по настоятельным ходатайствам венского двора последовал высочайший рескрипт, которым А. В. Суворову поручалось начальство над австро-русской армией в войне с Францией. Итальянский и швейцарский походы Суворова увенчали его новою славою. 2135 По сведениям И. С. Аксакова, напечатана в «L’Indépendance Belge» (см. письмо родным от 29.IV.1854 г.//Аксаков И. С. Письма к родным, 1849–1856. С. 252). Кардинал Сибур, архиепископ парижский, трактовал начавшуюся войну как «войну священную», «новый крестовый поход» (Казарин В. П. Битва за Ясли Господни (предисловие)//Дубровин Н. Ф. 349-дневная защита Севастополя. СПб.: Рус. симфония, 2005. С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Богослужения по случаю дней тезоименитства государя императора или членов царствующего дома, которые Филарет непременно возглавлял, давали ему возможность произнести проповедь, соответствующую празднуемому событию. Однако в большинстве подобных случаев святитель выходит далеко за рамки официальной темы и предлагает слушателям развернутый богословский трактат по тому или иному богословскому вопросу. Так, например, в проповеди, произнесенной по случаю тезоименитства императора Александра , святитель развивает учение об имени как «существе или свойстве вещи», выражаемом словом, как «силе вещи, заключенной в слове»: Радуитеся же, яко имена ваша написана суть на небесех ( Лк. 10:20 ).. Если важными почитаются некоторые земные имена, как должны быть важнее имена небесные... Слово Божие, слово живое вообще, в котором следственно и в особенности имена принимать должно за слова живые, во многих случаях заставляет нас думать о именах со вниманием и с важностию... Надобно ли показать мудрость, только вышедшую из рук творческого человека, и его власть над прочими земными тварями? Слово Божие приписывает ему на речение имен, а нареченным от него именам достоинство, по которому не нужно их переменять: Всяко еже аще нарече Адам душу живу, сия имя ему ( Быт. 2:19 ). Должно ли прославить верховную мудрость и могущество Самого Бога? Ему приписывается наречение имен вещам небесным: Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй ( Пс. 146:4 ). Надобно ли воинствующему за Христа и побеждающему обещать награду, высшее достоинство, блаженство? Ему обещается новое имя: Дам ему камень бел, и на камени имя ново написано ( Откр. 2:17 ). Что же такое имя, по разуму слова Божия? Имя есть существо или свойство вещи, представленное словом; имя есть некоторым образом сила вещи, заключенная в слове: ибо, например, имя Иисуса, как заметили сами апостолы, даже в устах людей, не последовавших Иисусу, но приявших Духа Святого, изгоняло бесов (см.: Мк. 9:38 ). Посему понятно, как важно имя, написанное на небесах, или, одним словом, небесное, и как радостно получить такое имя. Ибо имя небесное должно представлять собою свойство небесное, должно заключать в себе небесную силу. Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех , если они подлинно там написаны 206 . 

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы , где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова.  Г.Г. с возведенными вокруг него сооружениями (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ) оказал существенное влияние на развитие богослужения и литургическое устройство восточно- и западнохрист. Церквей, на символику храмового пространства, на сложение сакральной топографии христ. города, на формирование христ. архитектуры и иконографии. С IV в. Г. Г. является главнейшим и самым почитаемым из св. мест христианства, центром паломничества с особой культурой и лит-рой. Вопрос о доступности Г. Г., его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религ. конфликтов ( крестовые походы ; борьба за контроль над Святой землей в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю. Евангельские источники кратко рассказывают о гробнице, в к-рую прав. Иосиф Аримафейский положил тело Христа вечером в день Распятия (Мф 27. 57-28. 8, Мк 15. 42-16. 8, Лк 23. 50-24. 10, Ин 19. 38-42). Согласно Евангелиям, тело Иисуса взял (Ин 19. 38-40) Иосиф Аримафейский, богатый (Мф 27. 57) член синедриона (Мк 15. 43, Лк 23. 50-52). Недалеко от места Распятия, в саду, Иосифом была вырублена для себя в скале гробница, туда положили тело Иисуса («в новом своем [Иосифа] гробе» - Мф 27. 60; «в гробе новом» - Ин 19. 41; «в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» - Лк 23. 3), после чего закрыли ее вход камнем (Мф 27. 60, Мк 15. 46), к-рый был «весьма велик» (Мк 16. 4). В дальнейшем изложении событий Евангелия не совпадают. Согласно Евангелию от Матфея, когда равноап. Мария Магдалина и др. Мария (Клеопова) пришли посмотреть Г. Г., «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28. 1-2). Евангелист Марк сообщает, что мироносицы застали камень уже отваленным и, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (Мк 16. 4-5). Лука также пишет, что камень к приходу мироносиц был уже отвален и «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк 24. 1-4), при этом не уточняется, где именно «предстали» ангелы. По евангелисту Иоанну, Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидела 2 ангелов, сидящих на гробе,- «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин 20. 11-12). Т. о., из Евангелий следует, что Г. Г. находился вне города, среди садов, недалеко от места Распятия; эта гробница была собственностью, но там еще не было захоронений богатого человека. Г. Г. был вырублен в скале и закрыт большим камнем, к-рый можно было подкатить (придвинуть?) к входу; чтобы заглянуть внутрь гробницы, нужно было наклониться (проем был низким); внутри могли разместиться не менее 5 чел. 

http://pravenc.ru/selected.html

Достаточно указать, минуя все прочее, хотя бы на то, что дипломатические усилия Ватикана спасли в период Второй мировой войны от холокоста по крайней мере 700 тыс. евреев. Здесь вполне можно вспомнить и о характеристике Иисуса в Талмуде как оккультиста, пользовавшего своими магическими способностями и колдовством, которым он обучился в Египте, ради соблазнения народа и заслуженно преданного смерти, а также весьма нелестные намеки в связи с добродетельностью Его Матери . См., к примеру: Санг. 107 б, 43 а (барайта в древних рукописях), Шаб. 104 б (барайта), Хагг. 4 б. Пока что не припоминается, чтобы иудеи от этих «формул» официально отказались или принесли за них извинения. При этом очень нечасто упоминается, что и крестовые походы, которыми действительно очень трудно восторгаться, также не появились на пустом месте. Так, если взять два предшествоваших им столетия, то можно отметить разгром сарацинами Рима, с разграблением и осквернением базилик Петра и Павла (846 г.); захват Сицилии (859), сопровождавшийся сорокалетним грабежом сельского населения; опустошения (с «базы» близ Тулона) Прованса и Северной Италии, а также (вследствие контроля над Альпами) грабеж и убийства паломников в Рим (конец IX в.); захват Генуи (935), оккупацию Сардинии (1015) и, наконец, захват сельджуками Иерусалима в 1076 г. Единственное исключение, по моим сведениям, составило выступление епископа Венского и Австрийского Илариона на Всемирном Совете Церквей. Впрочем, на то, что мусульмане вместе с католиками почитают одного и того же «истинного Бога», намекал и его предшественник, также «сверхоткрытый» папа Павел VI. С конкретными формулировками и «супраэкуменическими» инициативами римских первосвященников (нельзя не обратить внимания и на саму односторонность этих инициатив, которая вполне понятна из того, что в диалоге всегда больше заинтерсована более слабая сторона) можно ознакомиться по публикации: Боррманс М. Павел VI и Иоанн Павел II в диалоге с мусульманами//Новая Европа, 2002, 15, с.4-18.

http://bogoslov.ru/article/390531

5. С. 150, 151 и др.). К случаям небогослужебного пения П. п. можно отнести пение во время торжественных выходов, шествий, встреч высокопоставленных особ. Напр., 15 мая 1656 г., при выступлении царя Алексея Михайловича «в поход» против швед. короля, в процессии принимал участие патриарх, а П. п., «идучи, пели разные стихи в красных стихарях до Лобного места» (РГАДА. Ф. 156. 141. Л. 12; Дубровский. 1869. С. 18). Проводы войск во главе с воеводами «в походы» или важных «посольств» также не обходились без П. п. Многочисленны в документах XVII в. описания выходов патриарха к торжественным службам в Успенском соборе. Перед пасхальной службой в окружении «властей» патриарх шествует в Золотую или Столовую палату к царю. Идущие перед ним подьяки поют «Христос воскресе» трижды и песнопения из пасхального канона, а придя в Золотую палату, они «пропоют: Светися и Плотию уснув». Затем патриарх идет в собор, «пред ним идут подьяки со свещами и поют стих: Воскресение Твое» (РИБ. Т. 3. Стб. 127, 130; см. также: Голубцов. Чиновники московские. С. 129; ГИМ. Син. 425. Л. 32 и др.). С пением сопровождали певцы и шествие патриарха после торжественных служб в соборе и «столов». 10 февр. 1667 г., после «стола» в Грановитой палате, «провожали власти патриарха в Крестовую; правой крылос певчие дьяки и подьяки провожали и пели» (ДАИ. Т. 5. С. 103). Сопровождение выходов или выездов пребывавших в России «вселенских» патриархов нередко совершали певцы государева хора, иногда - певцы обоих главных хоров России. 4 июля 1669 г. Александрийский патриарх Паисий «ходил» к царю, «пели пред ним певчие дьяки государевы, а как от государя сверху пошел - певчие дьяки Патриарха [всея Руси] Иоасафа и подьяки» (Там же. С. 143). К небогослужебным обрядам относится и обычай ежегодного славления Христа на Рождество (по некоторым источникам, и на Пасху). Все певцы государева и патриаршего хоров, напр., 25 дек. 1667 г. «в вечеру славили у государя царя и Передней». В следующем году «славили в самый праздник после вечерни в Сенях перед Переднею государевых хором, а мед пили - государево жалованье - в Сенех перед Переднею государевых хором, подносил боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Да в то же время, в вечеру, отславя у государя царя, ходили... к патриарху Иоасафу Московскому славити, а к Паисию патриарху ходили славить наутро в 26 день, в субботу. Деньги были по-прежнему» (ДАИ. Т. 5. С. 119, 138; как правило, певчие славили у царя в Столовой избе: об этом сохранились почти погодные упоминания времени правления царей Михаила, Алексея, Феодора - Строев. 1844. С. 57, 88, 108, 134, 147 и др.).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Орден возник в качестве госпитального братства еще до 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы ) и был связан с деятельностью на Св. земле итал. купцов из Амальфи, основавших в 1070-1080 гг. в Иерусалиме по разрешению егип. халифа аль-Мустансира (1036-1094) муж. мон-рь св. Марии Латинской, жен. мон-рь св. Марии Магдалины, а также госпиталь св. Иоанна Крестителя с собственной церковью, к-рый располагался недалеко от Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме . По преданиям, позднее получившим широкое распространение в ордене, его возникновение относилось к дохрист. периоду. Так, согласно одной из легенд, свящ. Мельхиар на деньги, взятые из гробницы царя Давида , основал в Иерусалиме приют для нуждающихся. Затем Иуда Маккавей (ум. в 160 г. до Р. Х.; см. в ст. Маккавейские книги ) якобы выделил 12 тыс. драхм иерусалимскому странноприимному дому. Согласно др. более поздней легенде, Иуда Маккавей предписывал заботиться о больных и раненых, а госпиталь в Иерусалиме на деньги из гробницы царя Давида основал хасмонейский царь Иоанн I Гиркан (135/4-104 гг. до Р. Х.). События жизни Иисуса Христа на Св. земле также связывали с иерусалимским приютом: согласно орденской традиции, Иисус останавливался там вместе с учениками и творил чудеса. В целом подобные легенды были типичны для средневек. институтов, желавших вписать историю своих орг-ций в рамки Свящ. истории. Идеологическая связь с Маккавеями, сражавшимися за освобождение Св. земли от иноверцев и очищение храма в Иерусалиме, была также характерна для духовно-рыцарских орденов. Первый известный руководитель госпиталя в Иерусалиме - Герард († ок. 1120). Согласно орденскому преданию, зафиксированному также хронистом Вильгельмом Тирским († ок. 1186), летом 1099 г., во время осады Иерусалима крестоносцами, Герард находился в городе и снабжал войска христиан хлебом, но был разоблачен, схвачен и помещен в тюрьму, где его пытали. Достоверные сведения о Герарде и его происхождении отсутствуют. Завоевание Иерусалима крестоносцами в 1099 г. и последовавшее затем усиление потока христ. паломников на Св. землю способствовали расширению госпиталя, возглавлявшегося Герардом. В организационном плане госпиталь св. Иоанна изначально, вероятно, подчинялся монахам-бенедиктинцам из мон-ря св. Марии Латинской. Сам Герард и члены его общины предположительно являлись мирянами. 15 февр. 1113 г. папа Римский Пасхалий II (1099-1118) буллой «Pie postulatio voluntatis» утвердил госпитальное братство св. Иоанна в качестве отдельного ордена с правом избрания собственного предстоятеля-магистра и объявил, что новый орден и его собственность находятся под защитой Папского престола. Т. о., в период между 1099 и 1113 гг. произошло полное институциональное разделение между госпиталем св. Иоанна и мон-рем св. Марии Латинской. Фактически с этого момента начинается история ордена св. Иоанна.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

351 Satisfactio, от facere satis, значит чистая, или совершенная уплата того, что подлежит уплате, иначе, – вполне достаточное возмездие за нарушение каких-либо правовых отношений. 352 В таких воззрениях католицизма находить свое объяснение учреждение римскою церковью инквизиции, равно и то, почему инквизиция и вообще римская церковь в средние века так неумолимо преследовала еретиков и действительных или мнимых врагов папства, и, поражая их духовными карами, томила также в страшных тюрьмах, подвергала ужасающим пыткам, жгла на кострах, проповедовала против них крестовые походы, осуждала целые города и даже области на совершенное истребление. Система католицизма такова, что ею требуется, чтобы виновные пред Богом и церковью получали должное возмездие. 353 Все приведенный положения об удовлетворении правосудию Божию за грехи и средствах удовлетворения выражены в Conc, trident. Sess. XIV. De poenitentia, cap. VIII–IX et can. XIII–XIV. Catech roman. P. II, с. V, qn. 52–54. 59. Сн. Беляева H. Я проф. Р.-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Каз. 1876 г. 15–33 стр. 356 Символические вероопределения р.-католической церкви не дают точного и полного определения, что такое индульгенция, но богословы западные согласны, что индульгенция есть отпущение временных наказаний вне таинства покаяния. Беляееа Н Я. Р.-Католич. учение об удовлетворении 35 стр. и след. 357 См. об этом в указан. труде проф. Беляева, 163 стр. и след , а также в «Богословской энциклопедии», изд. ж. «Странник» под словом: «индульгенции». 358 Первую индульгенцию и при том полную по поводу крестовых походов дал папа Урбан II, на соборе клермонском в 1095 году. См. у проф. Беляева в указан, труде, 177 стр. 359 Учредителем первого юбилейного года был папа Бонифаций VIII. Он объявил юбилейным годом 1300-й год, возвестив особою буллою, что каждый за одно только путешествие в Рим и предписанное посещение главных церквей может получить «не только полное, но и полнейшее прощение наказаний за все свои грехи», – без всякой епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010