сложилась в результате соединения идеи паломничества на Св. землю с учением о священной войне ( Erdmann. 1977. P. XXXIII; Лучицкая. 2003). Традиция посещения святых мест существовала с раннехристианских времен. Обычно паломничество рассматривалось как акт покаяния за совершённые грехи; в отдельных случаях оно могло сопровождаться принесением обета. Выделялось 3 вида паломничества: для исполнения наложенной епитимии ; добровольное и, как правило, сочетавшееся с выполнением обета (peregrinatio religiosa); переселение в святые места. Паломничество должно было совершаться без оружия, хотя в XI в. известны случаи нарушения этого правила ( Riley-Smith J. An Army on Pilgrimage//Jerusalem the Golden. 2014. P. 105). Истоки учения о священной войне (bellum sacrum) лежат в концепции справедливой войны (см. Bellum justum). Блж. Августин, заимствовав эту концепцию из римского права, сформулировал основные критерии справедливой войны: решение о ее начале должно быть принято законной властью только после того, как исчерпаны все мирные средства для урегулирования конфликта; она должна преследовать справедливую цель (justa causa) - восстановление мира и правопорядка - и вестись с чистыми намерениями. Кроме того, блж. Августин рассматривал войну как способ уберечь грешника от злодеяния, т. е. как проявление любви к ближнему ( Riley-Smith. 2002). Это учение получило развитие у Исидора Севильского , который обращал особое внимание на оборонительный характер справедливой войны: ее могли вести лишь с целью возвращения незаконно отнятого имущества или отражения вражеского нападения. Позднее взгляды христ. богословов на справедливую войну были систематизированы еп. Ансельмом Луккским, Иво Шартрским , Грацианом и католич. св. Фомой Аквинским . Папы Римские Иоанн XVIII (1003-1009) и Лев IX (1049-1054) использовали эту концепцию для обоснования борьбы с угрожавшими Риму арабами и норманнами: утверждалось, что тот, кто погибнет в борьбе с захватчиками, которая именовалась «войной св. Петра», будет удостоен вечного спасения.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Предания. В это время после многовекового перерыва в КПЦ возобновилась работа над составлением компендиумов теоретических знаний о ересях и сектах - «всеоружия» для обострявшейся борьбы с иноверцами. Такие трактаты составили Евфимий Зигабен, Андроник Каматир (сер. XII в.) и Никита Хониат (нач. XIII в.). Переживает расцвет и школа канонического права КПЦ. В кон. XI - нач. XIII в. в Византии созданы 3 свода толкований на номоканон, которые приобрели наибольшее значение для позднейшей православной традиции; их авторы - к-польские юристы Алексей Аристин , Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон. Крупнейшей проблемой для КПЦ с кон. XI в. стало крестоносное движение западноевропейцев (см. Крестовые походы ), которое в значительной мере охватило и Византию и повлияло как на дальнейшее развитие связей КПЦ с Римско-католической Церковью, так и на отношения широких слоев христиан Востока и Запада друг к другу. Патриархия КПЦ, имп. правительство в К-поле и Римская курия постепенно осознали сложность положения, в к-рое попало все христ. сообщество после схизмы 1054 г. Обмен посольствами между Римом и К-полем был возобновлен в 1089 г. Легаты папы Урбана II объявили византийскому правительству и Церкви «отеческое порицание» за запрет литургии на опресноках. Ответное Соборное послание КПЦ содержало уверения в необходимости восстановления церковного общения с Римом, после того как от папы будет получено приемлемое исповедание веры. Тем самым стороны несколько смягчили свои позиции, не повторяли анафем и соглашались в необходимости дальнейших переговоров. Начало крестовых походов в 90-х гг. XI в. дало импульс для знакомства большого числа выходцев из Зап. Европы с византийцами и возможность для их постепенного сближения. Между Византией и участниками 1-го крестового похода был заключен военно-политический союз; в период завоеваний крестоносцев в Сирии и Палестине многие и византийцы и европейцы рассчитывали на дальнейшее скорое окончательное примирение Церквей. Тем не менее события 1098-1100 гг.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

10 Достаточно указать, минуя всё прочее, хотя бы на то, что дипломатические усилия Ватикана спасли в период Второй мировой войны от холокоста по крайней мере 700 тыс. евреев. 11 Здесь вполне можно вспомнить и о характеристике Иисуса в Талмуде как оккультиста, пользовавшего своими магическими способностями и колдовством, которым он обучился в Египте ради соблазнения народа и заслуженно преданного смерти, а также весьма нелестные намеки в связи с добродетельностью Его Матери. См., к примеру: Санг. 107 б, 43 а (барайта в древних рукописях), Шаб. 104 б (барайта), Хагг. 4 б. Пока что не припоминается, чтобы иудеи от этих “формул” официально отказались или принесли за них извинения. 12 При этом очень нечасто упоминается, что и крестовые походы, которыми действительно трудно восторгаться, также появились не на пустом месте. Так, если взять два предшествовавших им столетия, то можно отметить разгром сарацинами Рима с разграблением и осквернением базилик Петра и Павла (846 г.); захват Сицилии (859), сопровождавшийся сорокалетним грабежом сельского населения; опустошения (с “базы” близ Тулона) Прованса и Северной Италии, а также (вследствие контроля над Альпами) грабёж и убийства паломников в Рим (конец IX в.); захват Генуи (935), оккупацию Сардинии (1015) и, наконец, захват сельджуками Иерусалима в 1076 г. 13 Единственное исключение, по моим сведениям, составило выступление епископа Венского и Австрийского Илариона на Всемирном Совете Церквей. 14 Впрочем, на то, что мусульмане вместе с католиками почитают одного и того же “истинного Бога”, намекал и его предшественник, также “сверхоткры­тый” папа Павел VI. С конкретными формулировками и “супраэкумени­чес­кими” инициативами римских первосвященников (нельзя не обратить внимания и на саму односторонность этих инициатив, которая вполне понятна из того, что в диалоге всегда больше заинтересована более слабая сторона) можно ознакомиться по публикации: Боррманс М. Павел VI и Иоанн Павел II в диалоге с мусульманами//Новая Европа. 2002. 15. С. 4–18.

http://pravmir.ru/hristianstvo-kak-relig...

Цивилизации без православия не будет. Без веры цивилизаций нет! Поэтому сейчас линия Запада – использовать этот момент для окончательного разгрома православия на Украине, для истребления, запугивания православных. К сожалению, в какой-то степени для этого появились условия. Почему? Мне кажется, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата заняла такую позицию - не все, конечно, но очень многие - «давайте жить дружно!», и в какой-то степени и здесь, в России, такой отклик появился – «давайте замиримся, давайте жить дружно!» Здесь проявилось непонимание целей той стороны, непонимание, что за той стороной стоят не люди, но сатанинские силы, и у них нет задачи жить дружно, у них нет задачи примириться, у них есть задача уничтожить, и в этой части выбор только один, и никуда нам не деться – это нести свой крест, исповедовать Христа до конца! И вот эти жертвы, которых убили, они - новомученики, они исповедовали Христа до конца! Они так должны были сделать, и они это сделали! Это заблуждение - «можно замириться», «можно договориться», «давайте жить дружно», «давайте вместе помолимся» - не работает, потому что у той стороны абсолютно нет такой задачи; у той стороны – задача убить, уничтожить, в лучшем случае, выгнать! Здесь и кроются причины некоторого отступления, некоторых неудач, но Господь поругаем не бывает! Я абсолютно уверен, что основная масса верующих, которые принадлежат к УПЦ МП, стойко защищают Христа и стоят на позициях православия. Они Бога не предадут! Они и есть как раз та единственная реальная сила на Украине, на той части киевской Украины, которая сопротивляется, иногда, может быть, молча, иногда не на баррикадах и в атаках, а в стойкости в вере, но сопротивляется! И за ними все равно будет победа. Но мы здесь, московские, российские православные верующие, должны исходить из того, что мир с той частью Украины практически невозможен. Поздравляю всех с Рождеством Христовым! А «Радонежу» - продолжать такую огромную и нужную работу для всех нас, для российских патриотов, которые верят в будущее России! скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна Годунова 19 января 2016, 18:31 Спаси, Господи! Действительно, только искренне верующий человек способен дать объективную оценку историческим событиям участниками которых мы являемся. Елена Киев 16 января 2016, 14:29 Вы случайно не помните , чем закончились крестовые походы? Вы случайно не забыли откуда этот отрывок: 51Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; 52и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54Видя то " , ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. «Блюдите, како опасно ходите!»

http://pravoslavie.ru/89697.html

Не о затмениях солнца и луны, не об обычных падениях звезд говорит Св. Писание, указывая на них, как на признаки кончины мира. Нет, оно предсказывает совсем о другом: говоря, – «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются», Св. Писание разумеет окончательное прекращение света от солнца и луны и общий мировой переворот. Но почти каждый из нас наблюдал солнечные и лунные затмения и падения звезд, однако земля наша, по милости Божьей, стоит, как и стояла, а светила небесные светят над ней в свое время, как и прежде светили. Затем, Св. Писание говорит, что прекращение света солнца и луны будет явление всемирное, а не наблюдаемое только в какой–нибудь незначительной части земли, вроде Новой Англии, и что оно начнется после какой–то общей для всего человечества великой, мировой скорби, «какой не было от начала мира доныне и не будет» ( Мф. 24:21 ). Но такой мировой скорби никогда еще на земле не было и сейчас, слава Богу, нет. Сказано далее, что солнце и луна померкнут после этой мировой скорби «вдруг», т. е. сразу, неожиданно, а мы, купив календарь, можем по нему за несколько лет точно узнать, не только год и месяц, но даже день, час и минуты затмений солнца и луны. Адвентисты могут запугать указанием на бывшие затмения солнца и луны, как на признаки близкого конца мира, только таких невежественных и темных людей, как они сами. Что касается голода, болезней, землетрясений и войн, то все это и раньше было и в несравненно больших размерах, чем теперь. О голоде, напр., читаем в книге Деяний: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). Моры и землетрясения тоже были и раньше, а разрушение города Помпеи или города Лиссабона, в Португалии, были не меньшие, по своим последствиям, чем разрушение Мессины. Нечего уже и говорить о том, что прежние войны были и кровопролитнее и более жестоки, чем современные; довольно вспомнить описанное Иосифом Флавием, разрушение Иерусалима, крестовые походы, нашествие Тамерлана и Батыя на Русскую землю или хотя бы отечественную нашу войну с ее Бородинским полем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«В руке у Него была книга раскрытая». Это судьбы грядущих до конца мира времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом конце времени. «И поставил Он правую ногу Свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев» ( Откр. 10:2–3 ). Из этого видно, что пророчество будет относиться ко всему земному кругу, ко всем племенам земным и ко всем тварям, ибо оно будет касаться и грядущего обновления земного шара, всей сотворенной твари. «Как рыкает лев» – означает, что благовестие будет исполнено при страшных знамениях. «И когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать (говорит Тайнозритель), но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» ( Откр. 10:3–4 ). По изъяснению св. Андрея Кесарийского , повеление скрыть то, что говорили семь громов, относится к тому, что само время раскроет события, которые должны совершиться во времени. Если мы живем в последние времена, то надобно предполагать совершившимися уже все или почти все семь событий, о которых предвозвестили Иоанну семь громов. Попробуем представить здесь, для желающих принять, гадательный перечень этих семи великих исторических фактов, за которыми должна последовать кончина времени. Неоспоримо, что первый самый существенный факт в судьбе Церкви и мира – это торжество Христианства, при Константине Великом . Затем второй, следующий за ним – великое переселение народов и сокрушение железного Римского царства на Земле на части, которые постепенно делаются христианскими частями великой Западной Римской Церкви. Третий исторический гром – есть появление магометанства и разрушение огнем и мечом великой Восточной Церкви. Четвертый гром – крестовые походы, собравшие воедино народы Запада для восстановления Восточной Церкви в ее местах. Пятый гром – падение благочестия в Византии и древнем Риме. В первой утверждается господство князя мира сего в лице ислама , во втором водворяется дух преобладания в духовных и мирских отношениях, так называемого царства мира сего, подлежащего искоренению в конце времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

В этом состоит характер внезапности его наступления, которая есть трансценз: «как молния восходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (27). Подобное же значение имеют и тексты Мф. 24, 42, 44 ; «не знаете, в который час Господь ваш приидет... ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий», потому духовно «бодрствуйте», и «будьте готовы». Это не значит, что второе пришествие совершится все-таки в один из часов жизни этого мира, или его календарных сроков, хотя и неведомый. Напротив, это означает, что того дня и часа вообще нельзя знать, потому что он и не принадлежит времени этого века, его жизни, но находится за их пределами. Конец подобен смерти, которая, хотя по сю сторону ее, для остающихся в мире происходит в данном месте в определенное время, но для самого умирающего происходит уже не в этом времени, но за его пределами, за гробом, с его собственными, иными временами и сроками. Однако здесь, при конце мира, уже не останется того, кто бы воспринял совершающееся, как событие этого времени, последнее просто гаснет, чтобы возгореться уже иначе, по-новому. Итак, можно знать о конце, что «близко, при дверях» (33), и должно всегда «бодрствовать», будучи «готовы», и, однако нельзя знать, в «который час Господь приидет», ибо такого часа и не существует во времени этого мира, он наступает за его пределами. Он не войдет в ряд исторических событий, как падение Рима, крестовые походы, мировая война, его вообще нет в истории, п. ч. он лежит за историей. Поэтому-то конец есть предмет веры по преимуществу и потому так легко и естественно в него не верить, оставаться самодовлеющими в жизни этого мира. Так это было еще издревле, ибо всегда находились «говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Петр. 3, 4 ). Однако «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас... Приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это американцы навязывают свой образ жизни, свой мир ценностей, свою религиозность с позиции агрессии. Западу свойственно развязывать «крестовые» походы во имя своих собственных интересов, не считаясь ни с какими нравственными принципами и обязательствами. Весь мир уже увидел их подлинное лицо, образ их мессианства американского образца, когда дубинками они пытаются загнать в свой западный рай афганцев и иракцев, издеваясь над безоружными пленниками. Такая методика нам претит, не подходит и чужда нашему пониманию благовествования. Не им нас учить, и не нам у них учиться. Подобный эгоистический тип религиозного сознания чужд православному (восточно-христианскому) менталитету. Начни православный такими методами защищать свою веру, и это будет уже не христианская проповедь , а дешевый «черный» пиар, в котором подлинная православная проповедь никогда не будет нуждаться. ВОПРОС: Если я согрешил очень тяжелым грехом, этот грех будет всегда числиться за мною? ОТВЕТ: Грех не бессмертен! Бессмертно – только Божие Милосердие. Рано или поздно милосердие Божие коснется всего, как сказано: «Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15,26–28 ). После Царства Благодати, в котором мы теперь живем, наступит Царство Славы: «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» . Но это тайна, которая сокрыта о нас. О Царстве Славы говорится очень мало в Писании, об этом мы узнаем только в вечности (и только после Страшного Суда). Но знайте, вечность принадлежит Богу, а грех не обладает вечной силой и властью. Грех – не вечен! Вечен Бог , и бессмертна душа. Рано или поздно зло будет окончательно сокрушено, и будет торжество вечной божественной Любви и Милосердия. Как и сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13,8 ). ВОПРОС: Считается ли грехом искусственное оплодотворение?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кроме того, Ангелы имеют возможность передвигаться в пространстве совершенно необычным для нас способом. Тогда можно думать, что один и тот же Ангел сначала явился женщинам на гробовом камне, а потом внутри гроба. Слова «с правой стороны» означают, что он сидел на ложе Спасителя. Сейчас от самого гроба почти ничего не осталось, кроме каменного ложа. Все было разрушено в XI веке фанатичным халифом Хакимом, желавшим уничтожить христианские святыни (из-за чего и начались Крестовые походы). Впоследствии на месте гробовой пещеры была воздвигнута кувуклия, однако расположение ложа внутри нее, конечно, осталось прежним. Ложе – каменный уступ, на который было положено тело Спасителя, – находится как раз с правой стороны. Отсюда можно сделать вывод о том, что Ангел сидел именно на нем. Это само по себе есть немое доказательство, которое, однако, более убедительно, чем самые мудрые слова. Ангел сидел на том месте, где должно было лежать тело Спасителя, и само его присутствие – повторю – уже являлось доказательством Воскресения Христова. «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» ( Мк. 16:5 ). Выражение «белая одежда» указывает не просто на белизну, но на нечто особенное. Евангелист Марк, рассказывая о Преображении Спасителя на Фаворе, говорит: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» ( Мк. 9:3 ). Сравнивая эту белизну с цветом обычных предметов, евангелист замечает, что на самом деле белый цвет одежды Спасителя был не земным, не таким, в какой может окрасить на земле ткань белильщик при помощи обычных средств. Именно о такой белизне идет речь и здесь. «И ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь» ( Мк. 16:5–6 ). Ангел успокаивает женщин, пребывающих в страхе и трепете от необыкновенных видений, которые, как можно предположить, следуют одно за другим. Нужно помнить и то, что само благовестие о Воскресении исходит не от обыкновенных людей, пусть и возвещающих нечто удивительное, а от Ангелов – существ, которые самим своим видом потрясают человеческое воображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). 1. Обстоятельства, вызвавшие Крестовые Походы Часть 1 Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные европейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, поэтому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов. Для восточноевропейской — в частности для русской истории — крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно с позиции мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между западной и восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской — в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010