Древнейшим из Л. П. являлся патриархат Аквилеи , предстоятели которого претендовали на преемство от ап. Марка. Титул патриарха, усвоенный епископом Аквилеи в сер. VI в. в ходе противостояния с Римом в споре о «Трех Главах» , сохранился и после перенесения кафедры в Градо (568), причем в нач. VII в. противостояние между Римом и Византией привело к возникновению Л. П. как в Аквилее (существовал до 1751), так и в Градо. С XII в. патриархи Градо постоянно проживали в Венеции, куда 8 окт. 1451 г. папа Римский Николай V буллой «Regis aeterni» перенес кафедру (подробнее см. в статьях Аквилея , Градо , Венеция ). Как правило, титул патриарха использовался для повышения статуса предстоятеля к.-л. кафедры среди др. церковных и светских правителей региона; статус главы Л. П. был близок к статусу примаса. С этим связаны неудавшиеся планы Адальберта , архиеп. Гамбургского и Бременского (1043-1072), по созданию «Северного Патриархата» из 12 еп-ств в ходе борьбы за влияние в Дании и Норвегии. Подобное использование термина могло исходить и от папской власти: в 1232 г. папа Римский Григорий IX именовал архиепископа Буржа патриархом Аквитании, поддерживая его в противоборстве с архиепископом Бордо за церковное главенство в регионе. А. В. Русанов Латинский Патриархат Иерусалима (Лат. Patriarchatus Hierosolymitanus Latinorum), первый в числе учрежденных на Востоке Л. П., был основан в результате 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы ); его юрисдикция распространялась на территорию Иерусалимского королевства . Согласно зап. источникам, во время взятия Иерусалима (1099) Патриарший престол был вакантным, т. к. правосл. Иерусалимский патриарх Симеон II в 90-х гг. XI в. покинул город по причине смут, вызванных соперничеством династии Фатимидов с сельджукскими военачальниками за власть над Палестиной, и поселился на о-ве Кипр, где умер в июле 1099 г.; однако скорее всего Симеон скончался в 1106 г. в К-поле ( Runciman. 1951. P. 78; Richard. 1985. P. 233-234). В авг. 1099 г.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Значительная часть Италии находилась под контролем сицилийского короля, однако понтифик не желал видеть Манфреда во главе армии крестоносцев, поскольку тот являлся незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250), возглавлял партию итал. гибеллинов (сторонников императора в противостоянии с папой Римским), а также вступал в конфликты с папами Иннокентием IV (1243-1254) и Александром IV (1254-1261). Осознавая выгодное географическое положение Сицилии как плацдарма для буд. экспедиции против Византии, папа искал правителя, способного свергнуть Манфреда. В итоге выбор пал на Карла I Анжуйского, брата франц. кор. Людовика IX Святого . В 1262 г. папа Урбан IV начал переговоры с франц. двором, предлагая Карлу Анжуйскому занять трон Сицилийского королевства. По условиям заключенного в июне 1263 г. договора на Карла налагались мн. ограничения: он не мог распоряжаться назначениями на церковные посты, не мог претендовать на имп. престол и занимать к.-л. пост в имперской части Италии и в Папской обл., но уже осенью он был избран сенатором Рима, что являлось нарушением договора. После переговоров обе стороны согласились на уступки. Избранный на Папский престол после смерти Урбана IV папа Римский Климент IV (1265-1268) продолжил политику своего предшественника и 28 июня 1265 г. в Риме провозгласил Карла королем Сицилии. Манфред, собрав армию, выступил против Карла Анжуйского. После небольшой стычки Манфреду пришлось отступить, в результате чего он потерял власть в Анконской марке, а его влияние в Тоскане ослабло. Карл Анжуйский при посредничестве папы собрал деньги, к-рые были необходимы для похода против Манфреда. В окт. набранная им армия выступила из Лиона и в янв. 1266 г. прибыла в Рим. 6 янв. Карл был коронован как король Сицилии в рим. базилике св. Петра, 20 янв. со всей армией он выступил против Манфреда. 26 февр. в битве под Беневенто войско Манфреда было разбито, а сам он убит. 7 марта Карл Анжуйский торжественно въехал в Неаполь. Однако лишь после победы 23 авг. 1268 г. при Тальякоццо над племянником Манфреда Конрадином, герц. Швабии и титулярным кор. Иерусалима (1254-1268), и его казни (29 окт. 1268) новый король Сицилии смог приступить к реализации планов по созданию большой империи на Востоке. К этому времени под его контролем находились также о-в Керкира (Корфу) и восточное побережье Ионического м.- от Диррахия (ныне Дуррес, Албания) до Бутринти. 24 мая 1267 г. кн. Гийом II Виллардуэн передал Карлу Анжуйскому право управлять Ахейским княжеством после своей смерти; 27 мая это решение было подтверждено лат. имп. Балдуином II. После смерти папы Климента IV (29 нояб. 1268) Карл Анжуйский заключил договоры с правителями Венгрии, Сербии и Болгарии. Однако планам короля по расширению владений помешало обещание участвовать в 8-м крестовом походе, организованном кор. Людовиком IX (см. ст. Крестовые походы ).

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Для хранения святынь при королевском дворце в 1241-1247 гг. была возведена Св. капелла (Сент-Шапель; архит. Пьер де Монтрёй); освящение состоялось 26 апр. 1248 г. Л. С. лично следил за строительными работами; они обошлись казне в 40 тыс. турских ливров, а на украшение капеллы и изготовление драгоценного ковчега для реликвий ушло более 100 тыс. ливров. Сент-Шапель была частной королевской капеллой, не предназначенной для широкой публики: здесь могли молиться только представители придворного клира, королевская семья и их приближенные. Капелла 2-ярусная: во время богослужения внизу находились придворные и королевские слуги, а наверху, где и помещались св. реликвии,- король и его приближенные. В янв. 1246 г. Л. С. основал при капелле капитул каноников; совершать торжественные богослужения он поручил доминиканцам и францисканцам; король сам участвовал в процессиях и нес реликвии на плечах. Капелла Сент-Шапель, поражавшая воображение современников, считается шедевром готической архитектуры. В наст. время терновый венец и нек-рые др. реликвии находятся в ризнице собора Нотр-Дам; ежегодно выставляются для поклонения на Страстной неделе. 7-й крестовый поход (О подготовке и событиях 7-го крестового похода подробнее см. ст. Крестовые походы ). В 1242 г., во время кампании против мятежных грандов, Л. С. тяжело заболел (возможно, дизентерией или малярией). 10 дек. 1244 г. в Понтуазе у него случился острый приступ, так что окружающие сочли, что он близок к смерти. Однако спустя несколько недель, после молитв и прошедших по всему королевству торжественных процессий, король пришел в себя. Сочтя исцеление чудом, Л. С. дал обет совершить крестовый поход (ему было видение о тяжелой для христиан ситуации, сложившейся на Св. земле). Кор. Бланка Кастильская и члены ближайшего окружения короля пытались его отговорить, но безрезультатно; когда же они заявили, что Л. С. был не в себе, давая обет, он повторил его вновь, уже будучи здоров и в полном сознании. Седьмой крестовый поход Л. С. возглавлял практически в одиночку: европ. рыцарство к этому времени несколько охладело к крестоносной идее, имп. Фридрих II Штауфен был занят многолетним конфликтом с Папским престолом, большинство правителей уклонились от участия в походе (согласие дал только король Норвегии Хакон V, но затем и он отказался).

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Ок. 1248 г. Л. С. начал работы по ремонту и расширению парижского Отель-Дьё (букв.- Божий приют; в средние века - богадельня; в наст. время - госпиталь) на о-ве Сите; содержал там за свой счет врачей и хирургов. На пути из Парижа в аббатство Сен-Дени он основал «дом дочерей Господних» - приют для женщин, по причине бедности впавших в распутство, и выделил на его содержание 400 ливров годовой ренты. У парижских ворот Сент-Оноре король построил госпиталь Трехсот («Кенз вен», букв.- «15 раз по 20»), изначально предназначенный для ослепших крестоносцев (строительство закончено в 1260), на его содержание он выделил 30 ливров ренты в год. В госпитале содержалось до 350 бедняков, их жизнь была организована по типу общин в нищенствующих орденах: проживавшие в госпитале должны были молиться за короля и королевский род; просить милостыню и хлеб, делясь со всеми остальными; имущество насельников после их смерти переходило госпиталю. В 1259 Л. С. основал Отель-Дьё в Понтуазе, поручив его содержание монахиням-августинкам (сначала их было 13 чел.); количество бедных и больных было так велико, что в 1261 г. король передал подвизавшимся в Отель-Дьё монахиням королевские дом и лес в Понтуазе (лес ежегодно приносил 400 ливров дохода). Л. С. выделил 30 тыс. ливров для строительства Отель-Дьё в Верноне; основал госпиталь в Компьене. Король заботился о вдовах погибших крестоносцев, обеспечивал их дочерей приданым. С деятельностью Л. С. связывают введение инквизиции во Франции. Первоначально инквизиция была учреждена на юге Франции (в Монпелье, Тулузе, Каркасоне) для борьбы с ересью альбигойцев (о крестовом походе против еретиков см. ст. Крестовые походы ). Затем чрезвычайные трибуналы стали постоянными; утверждена новая процедура следствия и суда (сбор доказательств и улик, допросы, применение пыток). В 1233 г. папа Римский Григорий IX поручил доминиканцам расследование дел, связанных с преследованием еретиков и вероотступников. Во Франции инквизиция находилась под контролем короля; инквизиционные трибуналы действовали в Париже, Лане, Орлеане, Маконе, Туре и др. городах. В деле преследования вероотступников и еретиков к религ. рвению у Л. С. добавлялся и вполне прагматичный интерес: казна существенно пополнялась за счет конфискации их имущества.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Гавриилу принадлежит ряд канонических постановлений литургического и дисциплинарного характера. Он пытался искоренить полуязыческие традиции и суеверия, а также магические практики, бытовавшие в коптской среде. Подобные меры, впрочем, вызывали пассивное, а временами и активное сопротивление. Источники упоминают ряд скандальных случаев перехода в ислам или угрозы такого обращения со стороны авторитетных копт. клириков, «обиженных» патриархом. Конфликты внутри монашеского сообщества также сопровождались доносами в халифскую администрацию и репрессивными действиями мусульм. властей против христ. обителей. Все эти явления - архаизация религ. представлений, падение нравов и церковной дисциплины, явственное ослабление этнокультурной идентичности и солидарности - трактуются историками как признаки духовного кризиса в копт. общине, объяснения которого ищут в отрыве большинства коптов, к этому времени уже арабизированных, от церковной традиции, сохранявшейся на коптском языке. Многие священники, не знавшие коптского, механически заучивали молитвы наизусть, а прихожане не понимали литургию и не имели представления об основах христ. вероучения. Гавриил ибн Турайк осознавал эти проблемы и предпринимал усилия по переводу богослужения и основного корпуса христ. текстов на араб. язык. Последние годы Фатимидского халифата прошли под знаком нового военно-политического кризиса, осложненного неоднократными, начиная с 1163 г., вторжениями в страну крестоносцев (см. Крестовые походы ). Крестоносная угроза многократно усилила межрелигиозные проблемы в Египте: мусульмане воспринимали коптов и мелькитов как потенциальных союзников «франкских» (латинских) рыцарей. Везир Шавар, изгнанный из страны в результате очередного переворота, в нач. 1164 г. вернулся к власти при помощи правителя Сирии Нур ад-Дина Зенги. Малоуправляемые войска зенгидского полководца Ширкуха, овладевшие Каиром, грабили город и притесняли жителей. В марте-апр. 1164 г. курды и тюрки из войска Ширкуха, к которым присоединились толпы горожан, разграбили и сожгли множество копт., арм.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В сер. XII в. вступивший в полосу анархии Е. пытались захватить крестоносцы (см. Крестовые походы ). После захвата Иерусалима (1099) крестоносцы превратились в источник постоянной угрозы для Е. У Фатимидов не хватало сил для эффективного противостояния им в Палестине. Крестоносцы разграбили егип. города Тиннис, Александрию, а в 1168 г. осадили Каир. От угрозы завоевания крестоносцами Е. был спасен войсками сир. атабеков Зенгидов, к-рые трижды отправляли туда военные экспедиции. В 1171 г. один из зенгидских военачальников курдского происхождения - Салах-ад-Дин низложил фатимидского халифа аль-Адида, находившегося при смерти, и провозгласил себя правителем Е. Салах-ад-Дин стал основателем династии Айюбидов (1171-1250). Все дальнейшие попытки крестоносцев овладеть Е. окончились неудачей. В 1187 г., разгромив армию христиан, Салах-ад-Дин захватил Иерусалим и вскоре существенно сократил территорию крестоносных гос-в в Палестине и Сирии, поставив значительную часть этих стран под свой контроль. При Айюбидах офиц. религией Е. стал суннизм, к-рого придерживалось большинство мусульм. населения страны. В Е. открывались суннитские училища-медресе, многочисленные суфийские обители. В отношении немусульман айюбидские власти, как и их предшественники, проводили политику веротерпимости. Копты продолжали служить в гос. учреждениях, активно развивалась торговля с итал. городами. В Е. и Сирии Салах-ад-Дин создал новое войско, ядро к-рого состояло из курдов, а также сир., месопотамских, тюрк. и бедуинских воинов; был воссоздан егип. флот. Укрепляя материальную базу войска, Салах-ад-Дин начал широкую раздачу икта - условных земельных владений феодального типа, обеспечивавших военную службу. Представители правящей династии и крупные эмиры получали в качестве икта целые области, а рядовые воины - мелкие владения. Наряду с икта воинам выдавались денежное жалованье из казны и продуктовый рацион. Статус икта был различен: в нек-рых областях они переходили по наследству, а иногда (в случае поражения в войне) султан отбирал икта даже у эмиров.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Азии и егип. Фатимидами. В результате экспедиции были созданы 4 гос-ва крестоносцев ( Иерусалимское королевство , Эдесское графство, Антиохийское княжество и графство Триполи) и заложена основа для длительного присутствия европейцев на Ближ. Востоке. Поход также способствовал частичному восстановлению владений Византийской империи в зап. части М. Азии. После окончания похода большинство его участников вернулись в Зап. Европу, и новые гос-ва крестоносцев на Востоке стали испытывать острую потребность в военной силе. Решением стало создание духовно-рыцарских орденов, сыгравший важную роль во всех последующих К. п. При вступлении в орден рыцари приносили обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Это позволяло поддерживать строгую дисциплину во время военных кампаний, участие в к-рых понималось членами этих орденов как религ. служение. Ок. 1070 г. купцы из Амальфи построили в Иерусалиме странноприимный дом (hospitalia) для паломников, в котором служили мирские братья; во время 1-го крестового похода там оказывали медицинскую помощь раненым рыцарям. Впосл. братья-госпитальеры стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа Римский Пасхалий II (1099-1118) утвердил устав ордена госпитальеров (см. Мальтийский орден ), к-рый был наделен военными функциями. Ок. 1119 г. рыцарь из Шампани Гуго де Пейн основал орден тамплиеров . Орденская резиденция располагалась в бывш. мечети Аль-Акса, к-рая считалась дворцом или храмом Соломона. В 1129 г. был утвержден устав ордена, в 1139 г. буллой «Omne datum optimum» папа Иннокентий II (1130-1143) наделил орден тамплиеров рядом привилегий. Духовно-рыцарским орденам поручались самые ответственные задачи на Св. земле: во время боевых действий они, как правило, шли в авангарде и в арьергарде крестоносного войска, а во времена перемирий с мусульманами им доверялась защита ключевых замков. А. В. Стрелецкий 2-й крестовый поход (1147-1149) В 1-й пол. XII в. между государствами крестоносцев и мусульм. правителями Сирии и Палестины почти непрерывно шла война, однако долгое время ни одна из сторон не могла изменить ситуацию в свою пользу.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В формировании армии крестоносцев велика была роль народных проповедников. Так, именно благодаря их влиянию на население были организованы поход под рук. Петра Амьенского (1096), крестовый поход детей (1212), 1-й поход пастушков (1251). Папы Римские пытались поставить проповедь К. п. под свой контроль, назначая перед каждым походом легата, ответственного за проповедь. С 20-х гг. XIII в. папы активно привлекали для проповеди К. п. представителей нищенствующих орденов ( францисканцев и доминиканцев ). Примерно в это же время появились специальные руководства, содержащие образцы проповедей; наиболее подробное из них - соч. «О проповеди святого Креста» (De praedicatione sanctae Crucis) генерального магистра ордена доминиканцев Гумберта, составленное в 1266-1268 гг. Источниками финансирования К. п. являлись как частные пожертвования, так и вводившиеся папством специальные налоги на доходы клириков. Накануне 4-го крестового похода (1202-1204) папа Иннокентий III установил налог в размере 1/40 годового дохода франц. клириков. Во время подготовки к 5-му крестовому походу (1217-1221) все клирики под угрозой отлучения были обязаны пожертвовать на экспедицию 1/20 своего 3-летнего дохода. Размер налоговых выплат мог варьироваться и составлять 1/10 годового дохода. В нек-рых случаях представители духовенства пытались протестовать против сбора налогов. Европ. правители взимали налоги на К. п. с доходов горожан, а иногда и со всех мирян, в нек-рых случаях с доходов клириков. Др. источниками финансирования К. п. являлись налоги на доходы евреев или средства, полученные в ходе конфискации их имущества, а также штрафы, налагавшиеся церковными и светскими властями в наказание за тяжкие грехи или преступления. Для контроля за сбором налогов папы направляли своих легатов (см.: Constable G. The Financing of the Crusades in the 12th Cent.//Outremer: Stud. in the History of the Crusading Kingdom of Jerusalem. 1982. P. 64-88). Сбор денег мог быть возложен на представителей светской власти или членов духовно-рыцарских орденов, которые занимались также хранением и перевозкой денежных средств. Позднее эти функции стали осуществлять итал. банки, доставлявшие деньги из местных контор в Апостольскую палату. Папа Григорий X (1271-1276) разделил весь католич. мир на финансово-податные округа; папская курия назначала туда особых сборщиков, в задачу к-рых входили сбор налогов и распределение полученных средств между организаторами К. п.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Зимой 1191/92 г. Конрад Монферратский начал сепаратные переговоры с Салах-ад-Дином, пытаясь свести на нет успехи Ричарда Львиное Сердце и поддерживаемого англ. королем Ги де Лузиньяна. Однако в апр. 1192 г. голосованием знати Иерусалимского королевства Конрад Монферратский почти единодушно был избран королем. 28 апр., спустя 2 недели после избрания, его убили в Тире асассины; кто именно послал убийц, установить не удалось. Спустя неделю кор. Изабелла вышла замуж за гр. Генриха Шампанского, к-рый и был признан новым королем Иерусалима. В том же году Ги де Лузиньян купил Кипр у тамплиеров, к-рые незадолго до этого получили его от англ. короля; остров находился под властью династии Лузиньянов до 1489 г. (см. ст. Кипр ). В мае 1192 г. крестоносцы вновь вплотную подошли к Иерусалиму, но осада города так и не была начата из-за усилившихся разногласий между предводителями крестового похода. Ричард Львиное Сердце призывал двигаться на юг и напасть на Египет, нанести удар по ядру владений Салах-ад-Дина, в результате чего тот сам будет вынужден оставить Иерусалим. Гр. Гуго Бургундский, командовавший отрядами франц. крестоносцев, напротив, считал необходимым прежде всего захватить Иерусалим. Англ. король демонстративно отказался от командования, и крестоносцы отступили к побережью. В июле 1192 г. Салах-ад-Дин неожиданно напал на Яффу и захватил весь город, кроме цитадели. Довершить разгром гарнизона султану помешал мятеж в его собственном войске. Ричард Львиное Сердце неожиданно прибыл туда на кораблях с 2 тыс. воинов и освободил Яффу; большая часть захваченных в городе пленников была спасена. 8 авг., подтянув главные силы, Салах-ад-Дин вновь попытался овладеть Яффой и разбить крестоносцев, но в состоявшемся полевом сражении победа вновь осталась за англ. монархом. 2 сент. 1192 г. обе стороны, измученные упорным противостоянием, согласились заключить мирный договор. Морское побережье от Тира до Яффы осталось у крестоносцев, а вся континентальная часть Палестины окончательно перешла под власть мусульман. Христианские паломники получили право беспрепятственно посещать Иерусалим и др. места на Св. земле. 9 окт. 1192 г. англ. кор. Ричард I Львиное Сердце покинул Палестину.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Поднимать О. имел право только король; наличие этого знамени на поле боя означало, что армию возглавляет сам монарх. Военные действия под поднятой О., т. е. при заступничестве св. Дионисия, надлежало вести гл. обр. для защиты христ. веры и католич. Церкви: это могли быть войны с язычниками и иноверцами, крестовые походы, но также и оборона страны и защита «общего интереса королевства» ( Contamine. 1973. P. 210). В кон. XII в. анонимный бретонский поэт и хронист Ригор из Сен-Дени утверждали, что франц. монархи брали «знамя св. Дионисия» на все войны, которые они вели. В «Деяниях короля Людовика VII» (Gesta Ludovici VII regis, кон. XIII в.) говорилось, что франц. монархи брали О., когда отправлялись на войну или в паломничество. Однако в нач. XIV в. Гийом Гиар, автор рифмованной хроники «Ветвь королевских родов» (La branche des royaux lignages, 1306), уже строго ограничивал поводы для использования О.: война с неверными или язычниками, защита христиан и католич. Церкви. Так, напр., в 1382 г., во время похода франц. кор. Карла VI Безумного (1380-1422) против восставших из-за увеличения налогового гнета фламандцев, возникли сомнения в том, можно ли поднимать О. в противостоянии с единоверцами-католиками, но поскольку в условиях схизмы в католической Церкви Фландрия поддерживала папу Урбана VI (1378-1389), а Франция выступала на стороне авиньонского антипапы Климента VII (1378-1394), то фламандцев сочли схизматиками и врагами веры, для борьбы с которыми и предназначено священное знамя. Однако существовали и ограничения для поднятия О. Так, в конфликте в 1386 г. кор. Карла VI с Ги де Монсо, аббатом Сен-Дени (1363-1393), к-рого поддержали монахи и мн. рыцари, аббат выступил против использования О. в походе на Аррас и Амьен, поскольку эти военные действия велись «не для защиты королевства, а для завоевания другой земли» (см.: Contamine. 1973. P. 202-203). В 1414 г. аббат Сен-Дени Филипп Ла Виллетт оправдывал использование О. в противостоянии группировок бургиньонов и арманьяков, т. е. в военных действиях против христиан и соотечественников, тем, что государь обязан защищать «общий интерес королевства», наказывать за грехи и преступления против своего народа, восстанавливать порядок, будучи «рыцарем и наместником Бога» и «рабом справедливости» (Un sermon de Philippe. 1944. P. 459-462).

http://pravenc.ru/text/2581533.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010