51 Лучшей иллюстрацией в этом случае служит ст. Багдадского Шейха Абдул-Хакка, напечат. в La Revue, 1902. 5 Lo dormer mot do l " Islam l " Europe. В этой статье ненависть мусульман к христианам высказана в невероятно резких выражениях. См. русск. пер. Лыкошина в «Турк Вед.» 1902 г. и в Правосл. Благовестнике за 1903 г. 52 В этом заключается, вероятно, намек на принудительное обучение мусульманских девушек в Тунисе. Н.О. 54 Но ведь, оратор только что уверял своих слушателей, что психология у мусульман особая и что братское единение возможно только между мусульманами. И это верно, потому что основано на Коране: «все мусульмане – братья (гл. 3. ст. 98–99) и должны дружить между собою (гл. 3, ст.114)». Н.О. 55 Здесь не место возражать оратору, но он логически не прав. Точно также и ниже он настаивает на любви к прошлому мусульман, а прошлое трудно помирить с новым, т. е. с европейским прогрессом?! Н. О. 60 Зато было много в первые годы освободительного движения. В турецких же газетах и журналах политики и притом нетерпимой, фанатической политики много. Н.О. 61 Очевидно, Хаджетлаше преувеличивает действительность и противоречит себе, настаивая на необходимости образования и реформ среди мусульман. Н. О. 65 «В мире мусульманства» 1911 г 33. Интересная характеристика двум религиям напечатана в мусульманской газете, именно. Религия Христа, основанная на бесконечно далеком идеале любви к ближнему и всему живущему, и религия Магомета, провозглашенная на основах справедливости, при сопоставлении их внутренней сущности, находятся в гармоничной согласованности между собой, служа одним и тем же высшим задачам страждущего человечества. Иначе и быть не может, ибо если бы бессмертные творения вождей человечества по конечным целям своим противоречили друг другу, то человечество в будущем могло бы иметь безотрадные перспективы взаимного непонимания и идейной вражды. С этой точки зрения, все религиозные войны и крестовые походы, которые велись якобы во имя торжества известной идеи, являются историческим заблуждением человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Это объясняется тем, что он от всего откровения удерживает только самочувствие «взысканного» и «превознесенного» и дорожит не предметным богатством своей веры, а чувством своей правоты и призванности. Ему важно не Божественное, открывшееся человеку, а свое человеческое, вознесшееся над остальным человеческим: ему важна своя правота и уверенность в ней; ему драгоценна своя привилегированность, авторитетность, свое право на водительство. Религиозно-предметная интенция отступает в душе и исчезает; человек уже не желает большего, с него достаточно «полученного»; он спешит формулировать догмат и закон и объявить себя «единственным» «пророком Бога», непререкаемым навеки авторитетом. Смирение исчезает, гордыня торжествует. Акт единения объявляется единственно верным, строение его монополизируется. Горе непослушным, самовольным, неверным, дерзающим взирать к Богу самостоятельно и видеть иное, несовпадающее! Именно на этом пути возникает и завершительный соблазн. «Пророк», объявивший себя «единым, истинным», религиозным законодателем, должен быть человеком религиозно-ограниченным для того, чтобы не почувствовать, что «разность» осталась «безмерной»; что небо несравненно выше того, до чего «дотянулись его руки»; и что «взятое» им есть на самом деле человечески-условная и, может быть, даже деградирующая «фантасма». Искреннее и чистосердечное созерцание Предмета – должно внутренне обличать его, внушая ему сомнение и неуверенность в его собственных догматах и законах. И вот, приходит час, когда ему надо выбирать: между смиренным и трезвенным созерцанием небесных состояний – и человеческой горделивой самоуверенностью «единственного пророка Божиего». Божий ученик в нем зовет его к трезвению и смирению; человеческий учитель готов удостовериться провозглашенным. «Большего и не надо»; «большее и недоступно»; «мое человеческое» есть само «божественное» – и завершительный соблазн овладевает религиозным опытом. И вот, он присваивает себе право – принуждать непокорных, истреблять неверных мечом и поднимать крестовые походы против еретиков. Это не означает, что в таких «соблазненных» учениях – все ложно, все заблуждение, все слепота, грех и пошлость. Не все, ибо зоркое око сумеет различить в грудах фраз, формул и доктрин – «тени» неба, а иногда и «обломки» неба. Здесь бывает не все до конца – человеческой выдумкой; но много ее, слишком много ее, для того чтобы оправдать претензию пророка. Все это означает, что единение с Богом требует от человека на всех ступенях и при всех условиях – смирения и трезвения. Смирение и трезвение выражают повышенное чувство ответственности; а вне чувства религиозной ответственности, вне этого трепетного благоговения религия утрачивает свой духовный характер (см. гл.2 «О духовности религиозного опыта») и перестает быть религией. § 4 Именно смирение и трезвение необходимы человеку для того, чтобы не впасть и в следующий, великий соблазн, ожидающий его на пути единения с Богом. Я разумею соблазн само-обожествления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/aksi...

общинные суды имели право разбирать дела не только между евреями, но и между евреями и христианами). В Юж. Франции начались крестовые походы против еретиков (1209-1229), сопровождавшиеся ухудшением отношений между местными христианами и евреями. Нарбонский Собор 1227 г., развивая постановление IV Латеранского Собора, определил, что евреи должны носить особый отличительный знак. Тем не менее крупные местные феодалы продолжали покровительствовать евреям, защищая их от погромов. Одному из случаев избавления от гибели в 1236 г. был посвящен новый синагогальный праздник, известный как «Нарбонский пурим» (21 адара). В XIII в. в Провансе и Каталонии появилось много работ по иудейской религ. философии. Проповеди на философские темы стали читаться даже в синагогах. Огромным влиянием пользовался «Путеводитель растерянных». Сформировалась целая школа изучения трудов Маймонида. В Провансе одним из наиболее известных его последователей был Давид бен Йосеф Кимхи (ок. 1160 - ок. 1235). Центрами консервативных иудеев были Монпелье, Жирона и Толедо. Под их влиянием раввины Сев. Франции наложили херем (запрет) на труды Маймонида. Против херема выступили члены мн. испан. общин, прежде всего раввины Сарагосы. Однако после того как францисканцы прилюдно сожгли «Путеводитель растерянных», публичные споры прекратились. Среди наиболее последовательных противников учения Маймонида был Моше бен Нахман (Рамбан, Нахманид) (ок. 1194-1270), происходивший из Жироны (Каталония). Он позиционировал себя как наследника традиции ибн Эзры. Среди множества его трудов выделяется толкование на Свящ. Писание, содержащее критику предшествующей традиции, в т. ч. толкований Раши, при этом все его сочинение по сути является комментарием к комментарию Раши. Поворотным событием в жизни Нахманида стал его публичный диспут с христианами, к-рый он описал в сочинении (см.: Диспут Нахманида /Пер.: Б. Хаскелевич. Иерусалим; М., 1992). Диспут имел место в 1263 г. в Барселоне. Противником Нахманида был бывш. иудей, доминиканец Пабло Христиани, хорошо знакомый с раввинистической традицией, а потому несколько раз ставивший Нахманида в тупик. В отличие от др. диспутов Нахманид получил от властей право говорить и излагать свое учение свободно. Итоги диспута стороны оценивали по-разному: доминиканцы говорили о своей победе, а Нахманид был уверен в своей, о чем написал в сочинении. Хотя власти гарантировали, что не будут его преследовать, Нахманид предпочел бежать в Палестину. Эзотерическое направление в христианской Испании и Юж. Франции в этот период было представлено трудами Йехуды ха-Кохена, Абрахама Абулафии и Моше бен Шем Това де Леон. С именем последнего связывают составление трактата «Зогар», который распространялся под именем Шимона бар Йохая.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Поцею с К. Терлецким, их хитрости и интригам и на первых порах не нашла себе ни сочувствия, ни поддержки в массе православного населения, если не иметь в виду «колеблющихся», о коих довольно темно говорит пр. автор. Формально введенная уния в тоже правление Сигизмунда III начала весьма быстро распространяться. «Из 4 почти миллионов православных, бывших в Польше, Литве и Белоруссии, до половины обращено было (тогда) или в унию, или в католицкую веру, и после того продолжаемо было» (стр. 148). Своими успехамн униатское движение обязано, по Евгению, главным образом насильственным мерам польского правительства и духовенства, католического и униатского, – мерам, на которые не редко таки указывает наш историк в своем труде, описывая при этом бедственное положение православных (см. стр. 151–152, 159, 160, 206, 211–2, 214–5, 215–7, 224–5, 288, 286–7, 270–272, 288–4 и 290). Православные с своей стороны боролись за свободу своего вероисповедания и нашли себе защитников в лице запорожских казаков и Императрицы Екатерины II, три раза двигавшей свои войска на Польшу с религиозно-освободительными целями (походы эти, по Евгению, носят как-будто исключительно крестовый характер). Болховитинов довольно подробно следит за успехами казацкая и великороссийского оружия и видимо не против такой меры (стр. 1–16, 160, 178, 190–196, 288, 271, 278 и пр.), – и только раз упрекает казаков за их жестокости и зверства; но тут же и прибавляет, что «если виновны в сем казаки, то не меньше и утеснители, раздражившие их» (стр. 178). Православные, кроме того, в видах ограждения своих прав часто подавали петиции королям и на сеймы, папе и св. Синоду, протестами. аппелляции и т. п.; за них заступались их митрополиты (напр: П. Могила), русское Правительство (по присоединении Малороссии) и «св. Синод, хотя это заступничество не всегда вело к желанным результатам (стр. 143–4, 167–171, 217, 224–5 и др). Понятное дело, что продолжительная и неравная борьба православных с поляками пережила множество фазисов и в различные периоды имела и различные результаты для униатской и киевской православной иерархии, влияя на увеличение или уменьшение числа епархий, количества епископов, судьбу митрополии, на постройку и разрушение церквей и монастырей и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Комментарии излишни, однако такой факт далеко не единичен в истории религиозных сект. Всякий нормальный человек должен понять, какое неизмеримо сильное внушение должен был производить Прайс и его учение на мысли и чувства всей общины, чтобы заставить верующих присутствовать при подобной церемонии. Этот потрясающий пример не только доказывает всю силу внушения, но указывает нам на тот новый факт, что очень многие люди одновременно могут получить внушение в одинаковом направлении. Такие «массовые» внушения в истории человеческого рода играли, конечно, не малую роль. Первый и пятый крестовые походы представляют собой, несомненно, результат массового внушения, что ясно видно из каждого сколько-нибудь обстоятельного изложения их возникновения. Как исходная точка суеверий, массовое внушение имеет также большое значение, его можно найти везде в основе тех случаев, когда многие люди имеют одни и те же галлюцинации. К сожалению, явление массового внушения ещё очень мало разъяснено, вследствие трудности применить к нему метод экспериментального исследования. В своём небольшом, но интересном сочинении «Psichologue des foules» (Париж, 1895), Лебон историческим путём доказал, что толпа всегда более склонна к внушению, чем отдельные люди 333 . (См. «Историю суеверий и волшебства» д-ра Леманна, М. 1890 г., выпуск 9, стр. 527–533). 333 Не будь в человеческой душе способности воспринимать внушения у педагогов, законодателей, пророков и посланников Божьих, – не было бы духовных основ для насаждения в человеческих обществах правил, законов, повелений. А без них не было бы никакого прогресса ни в умственном, ни социально-экономическом, ни религиозно-нравственном отношении. Таким образом, эта способность весьма ценна. Злоупотребление ею ничего не говорит против неё, потому что злоупотреблять всем можно. Г. Д-ко. Читать далее Источник: Из области таинственного : простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности./сост. Дьяченко Г.М. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 784 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Против русских Украины и жителей Донбасса, против всех православных объявлен новый «крестовый поход». Там же, откуда начинались все предыдущие крестовые походы - в Ватикане. Поэтому и происходящее страшное и славное «Донбасское сидение», кроме смысла политического, имеет и совершено явный смысл духовный. Это кровавое стояние за Веру! За сохранение православной веры в Малороссии и Новороссии, по всей Русской земле. За спасение неразрывно связанного с православной верой русского имени. " Казачий вестник " Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/py...

Христиане всегда должны стараться быть объективными в своих взглядах и правдивыми в своем свидетельстве. Будьте верны Слову Божию, не отступайте от заслуживающих доверия исторических документов и избегайте попыток взять верх над мусульманами, прибегая к ложным обвинениям против ислама. 3. Негативное и воинственное отношение к мусульманам Около тысячи лет назад мир увидел зарождение новой христианской политики в отношении ислама, которая преобладала в Средней Азии в течение трех последующих столетий. Пытаясь отвоевать значительные территории мусульманского мира, и в частности святые места в Иерусалиме, чтобы поселить там христиан пилигримов и таким образом поддерживать в регионе присутствие и власть христиан, Западная Европа предприняла четырнадцать крестовых походов. Многие живописные полотна донесли до нас сцены сражений христиан и мусульман, где первые неизменно держат в одной руке меч, а в другой щит с изображением креста. Несомненно, христиане выступили в роли агрессора, и мусульманский мир пережил целый ряд войн и конфликтов, которые можно охарактеризовать как христианскую священную войну. Первый крестовый поход, которому содействовал папа Урбан II, был удивительно успешен, ибо несмотря на малочисленность христианской армии мусульмане были захвачены врасплох, и под предводительством Готфрида Бульонского христиане завоевали много городов, в том числе Иерусалим, безжалостно уничтожая иудеев и мусульман, пока по улицам не потекли реки крови. Последующие походы не были так жестоки и успешны, однако оставили нам в наследство вражду между христианами и мусульманами, сохраняющуюся до сего дня. Воинственность современных христиан, конечно, имеет менее ожесточенные формы, но по-прежнему широко распространена. «Мы боремся с исламом» – этот сплачивающий призыв я лично слышал от христиан, он приводит к негативному отношению к мусульманам, что те бесспорно ощущают. Но наш Спаситель представлен в Священном Писании как «Князь мира» (см.: Ис.9:6 ), поэтому такой подход вряд ли правилен. Не должны ли мы рассматривать свою миссию скорее как мирную кампанию? Вместо того чтобы толковать о бомбардировке посольства, о международном воздушном бандитизме, о сбитом американском авиалайнере над Локкерби в Шотландии и других подобных инцидентах, что насаждает отрицательное отношение к мусульманам, мы должны выработать позицию любви и доброжелательства.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Политическая ситуация в Сирии характеризовалась противостоянием сельджукских правителей Дамаска и Алеппо (Халеба), что привело к фактической изоляции эмира Антиохии Яги-Сиана во время осады. Слабые попытки сир. правителей оказать ему помощь были отражены крестоносцами. 31 дек. 1097 г. выдвинувшиеся к Антиохии войска дамасского эмира Дукака были разбиты отрядами Боэмунда Тарентского и Роберта Фландрского, совершавшими вылазку за провиантом. 9 февр. 1098 г. объединенная армия под командованием Боэмунда отбила атаку на лагерь крестоносцев, предпринятую Ридваном, эмиром Алеппо, и надолго пресекла попытки правителей окрестных территорий оказать поддержку Антиохии. Ситуация кардинально изменилась в мае 1098 г., когда на помощь Яги-Сиану выдвинулась большая армия сельджуков под командованием атабека Мосула Кербоги. Крестоносцам пришлось форсировать осаду. В ночь на 3 июня в результате измены контролировавшего зап. ворота города армянина Фируза Антиохия пала. Уже на следующий день ее осадили войска Кербоги, однако обретение провансальцем Петром Варфоломеем реликвии, к-рую, несмотря на скептическое отношение еп. Адемара, сочли копьем святым , воодушевило крестоносцев. Реликвия была вынесена к войску во время решающего сражения с Кербогой 28 июня 1098 г., закончившегося бегством сельджуков. Серьезной проблемой после победы крестоносцев над тюрками стал вопрос о судьбе Антиохии. Претензии Боэмунда Тарентского на владение городом по праву завоевания оспаривал Раймунд Тулузский, к-рый требовал передать Антиохию имп. Алексею I Комнину, в соответствии с принесенной в К-поле клятвой. Ситуация осложнялась тем, что византийский император получил от гр. Стефана Блуаского ложную информацию о полном провале похода и временно отказался от поддержки крестоносцев (позднее гр. Стефан принял участие в походе 1101 г.; см.: Лучицкая. 1996). 1 авг. 1098 г. скоропостижно скончался от чумы еп. Адемар, что усугубило конфликт. По условиям с трудом достигнутого компромисса между Раймундом и Боэмундом, Антиохия должна была достаться Боэмунду только в том случае, если он продолжит путь к Иерусалиму вместе с др.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Неудача 8-го крестового похода ознаменовала последний период существования Иерусалимского королевства, завершившийся падением Акры в 1291 г. Еще в 70-х гг. XIII в. папа Григорий X, до своего избрания находившийся в Палестине и участвовавший в экспедициях Людовика IX и принца Эдуарда, принял меры по организации нового похода на Св. землю, к-рые не были осуществлены из-за смерти понтифика (1276). Растущие противоречия между европ. гос-вами и ряд др. факторов привели к тому, что эпоха К. п. на Св. землю ушла в прошлое, а политическая карта Вост. Средиземноморья существенно изменилась. Э. П. К. Крестовый поход детей (1212) Это название используется для обозначения неск. нем. и франц. экспедиций, целью которых было освобождение Св. земли от мусульман. Отрывочные сведения о них можно извлечь из кратких сообщений местных хроник (при этом мн. факты не могут быть проверены на основании др. источников). Исторические материалы не дают возможности точно определить наличие связи с «официальным» крестоносным движением, однако обычно исследователи все же склонны говорить об их общности благодаря наличию элементов, которые, по их мнению, объединяли нем. и франц. «фазы» похода ( Raedts. 1977. P. 294; Dickson. 2008. P. 83-84). В лит-ре часто указывается на то, что в строгом смысле слова эти экспедиции не являлись К. п., т. к. они не были инициированы папством и не сопровождались предоставлением индульгенций ( Zacour N. P. The Children " s Crusade//A History of the Crusades. 1969. Vol. 2. P. 330; G ä bler. 1978. S. 10). Однако в нек-рых источниках по отношению к участникам похода используется термин crucesignati (см.: Dickson. 2008. P. 92). По этой причине поход детей все же принято относить к К. п., не присваивая ему, однако, порядкового номера. Вопрос о возрасте и социальном положении участников похода остается открытым. Уже давно отмечено, что источники упоминают в качестве участников не только детей ( Munro. 1914. P. 521), но исследователи полагают, что употребляемый в источниках термин pueri мог относиться к лицам в возрасте до 28 лет или указывать на социальную категорию детей, лишенных отцовского наследства ( Miccoli. 1961. P. 430; Raedts. 1977. P. 296). Накануне похода не проводилось пропагандистской кампании, целью которой была бы экспедиция на Св. землю, т. к. папа Римский Иннокентий III был занят организацией походов против альбигойцев во Франции и против мусульман в Испании. Однако вполне возможно, что именно проповедь этих походов послужила толчком к экспедициям 1212 г.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

К. п., следовательно, являлись священной войной: экспедицию провозглашал законный правитель в лице папы Римского, поход имел справедливую причину - возвращение христианских святынь и незаконно занятых земель и преследовал благую цель - достижение мира. В то же время К. п. рассматривались как акт покаяния, что объединяло их с паломничествами. Соединение этих идей имело новаторский характер. Хотя уже поход визант. имп. Ираклия (610-641) против персов (622-628) и кампания Никифора II Фоки (963-969) против мусульман изображались как священная война, именно в Зап. Европе война впервые начинает рассматриваться как средство искупления грехов. Крестоносный обет Участники К. п. в знак покаяния приносили обет посетить Св. землю; его исполнение гарантировало получение индульгенции, сначала понимавшейся как освобождение от всех ранее наложенных наказаний за грехи (iter illud pro omni poenitentia reputetur - Mansi. Т. 20. Col. 816), причем отпущение грехов как таковое совершалось во время таинства Покаяния. Постановлением Латеранского IV Собора (1215) индульгенция была приравнена к полному отпущению грехов, а единственным способом получить его являлось участие в К. п. (COD. P. 267-271; см.: Purcell. 1975. P. 36-38). Со времени подготовки к 4-му крестовому походу (1202-1204) индульгенция предоставлялась также лицам, выкупившим крестоносный обет, что во многом обусловливалось необходимостью сбора средств для оплаты перевозки войска на венецианских кораблях. На время похода его участники пользовались особыми правами, получившими в XII в. название «привилегия Креста» (privilegium Crucis): семьи крестоносцев, а также их имущество переходили под защиту католической Церкви; крестоносцам гарантировались отсрочки в судебных делах и в выплате долгов; они имели освобождение от налогов; с них снималось церковное отлучение, они имели возможность вступать в сделки с теми, кто были отлучены от Церкви; давалась отсрочка в выполнении вассальных обязательств до возвращения домой; крестоносцы получали также право продавать или закладывать свои наделы с целью получения средств, необходимых для участия в походе. Наиболее полно эти привилегии изложены в булле «Ad liberandam» (1215) папы Иннокентия III (1198-1216) (Constitutiones Concilii Quatri Lateranensis una cum Commentariis Glossatorum/Ed. A. García y García. Vat., 1981. P. 110-118. (MonumIC. Ser. A: Corpus glossatorum; 2)).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010