Пол Фрегози Введение Священная война, которой нет Джихад, так называемая священная война ислама, уже более 1300 лет живёт в Европе, Азии, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, но это первая история о мусульманских войнах в Европе, которая когда-либо была опубликована. Сейчас имеются сотни книг о его христианском аналоге, Крестовых походах, с которыми часто сравнивают джихад, хотя они длились менее двухсот лет и, в отличие от джихада, который является универсальным, ограничивались в основном, хотя и не всегда, Святой Землей. Более того, Крестовые походы закончились более 700 лет назад, в то время как джихад все еще продолжается. Джихад является самым не замечаемым из крупных событий истории. Его история в значительной степени игнорировалось. Например, Британская энциклопедия дает Крестовым походам в восемьдесят раз больше места, чем джихаду. В Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса, где я проводил часть своих исследований, находясь в Австралии, в каталогах было 108 записей о Крестовых походах, но только две о джихаде! Западные историки в значительной степени обошли джихад стороной, и эта книга является попыткой исправить ситуацию, поскольку джихад повлиял на жизнь, и продолжает влиять на жизнь, гораздо большего числа людей и регионов в мире, чем когда-либо влияли давно исчезнувшие Крестовые походы. Забывая, что джихаду было почти пятьсот лет, когда крестоносцы отправились в свою первую кампанию по возвращению Святой Земли, мусульмане рассматривают Крестовые походы как отправную точку длительного военного противостояния между исламом и Западным миром. Я цитирую аятоллу Хомейни, современного героя и святого для миллионов мусульман. Джихад, сказал он, «означает завоевание немусульманской территории. Господство коранического закона от одного конца земли до другого ... конечная цель ... этой завоевательной войны.» Так было за сотни лет до Крестовых походов, так продолжается и с тех пор. Следует ли нам воспринимать слова аятоллы как бормотание сердитого старика или как воспоминание о прошлом, напоминание о настоящем и предупреждение о грядущих событиях? Выбор за вами. Но прошлое требует нашего особого внимания, так же, как и настоящее. «Завоевательная война» джихада – это историческая реальность, которая длится уже более 1300 лет. Террористический джихад, существующий сегодня, является политической реальностью. Появление аятоллы Хомейни на международной арене поразительно совпало с возвращением агрессивного ислама после более чем столетнего затишья. Западный империализм и колониальное господство сковывали ислам на Западе в течение столетия и подавляли джихад до середины XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Шоа (1985, Франция, Клод Лоцман) Кадр из фильма «Шоа» Этот тяжелый, но важный фильм посвящен истории уничтожения еврейского населения Европы во время Холокоста. Фильм состоит из интервью, которые автор и режиссер фильма Клод Ланцман проводил в 1974—1980 гг. в нескольких странах с непосредственными участниками трагических событий около городка Хелмно в Польше, в концентрационных лагерях Аушвиц (Освенцим), Треблинка, Терезиенштадт. Свидетельства очевидцев, которые снялись в этом документальном фильме по истории, бесценны. Крестовые походы (1995, BBC) Кадр из фильма «Крестовые походы» Фильм «Крестовые походы» состоит из 4 серий и рассказывает о кровопролитной борьбе с «неверными» в Средневековье. Период, когда западноевропейские феодалы отправились в Палестину до сих пор вызывает много споров и вопросов, ответы на которые можно найти в фильме. Хиросима (2005, BBC) Кадр из фильма «Хиросима» Британский документальный фильм о еще одной атомной трагедии, которая возникла уже из-за злого умысла людей, а не в результате непредвиденной катастрофы. Бомбардировка Хиросимы — мрачная страница истории. В Хиросиме погибли около 140 тысяч человек — почти половина населения города. Тысячи людей умерли годы спустя после удара от его последствий. Посмотреть этот документальный фильм по истории и знать о Хиросиме важно, чтобы память о совершенном зле не позволила никому из стран вновь повторить атомную бомбардировку. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 января, 2024 16 декабря, 2023 5 августа, 2023 4 января, 2023 14 ноября, 2022 5 ноября, 2022 9 июня, 2022 4 апреля, 2022 3 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/dokumentalnye-filmy-is...

С военной точки зрения крестовые походы начались блестяще. Антиохия была отбита у турок в 1098 г., Иерусалим – в 1099. То был несомненный успех, хотя и добытый ценой большой крови. И в Антиохии, и в Иерусалиме крестоносцы посадили латинских патриархов. В Иерусалиме это было разумно, так как престол был временно свободен, и хотя в последующие годы существовали последовательно сменявшие друг друга греческие патриархи Иерусалима, жившие в изгнании на Кипре, в самой Палестине население (как греческое, так и латинское) признало латинского патриарха как своего главу. Русский игумен Даниил Черниговский, совершивший паломничество в Иерусалим в 1106–1107 гг., застал греков и латинян согласно молящимися в святых местах. Правда, он с удовлетворением отметил, что при сошествии Святого огня на Пасху греческие светильники чудесным образом возгорались, а вот латиняне вынуждены были зажигать свои светильники от греческих. Что же касается Антиохии, там имелся действующий патриарх. Правда, он вскоре удалился в Константинополь, однако население не желало принимать от крестоносцев латинского патриарха, посаженного наместо прежнего. Так с 1100 г. фактически имела место локальная схизма в Антиохии. После 1187 г., когда Саладин захватил Иерусалим, положение в Святой земле еще более ухудшилось. Оба соперника, живущие в самой Палестине, разделили христианское население между собой: латинский патриарх – в Акре, греческий – в Иерусалиме. Эта локальная схизма в Иерусалиме и Антиохии имела самое печальное продолжение. Рим находился далеко; и если Рим и Константинополь ссорились, какое практическое значение имело это для основной массы христиан в Сирии и в Палестине? Но когда оба соперничающих епископа оспаривали один и тот же престол, а две враждующие общины жили в одном городе, тогда раскол становился повседневной реальностью, в которую непосредственно вовлекались простые верующие. Не церковные лидеры, а крестовые походы вовлекли в раздор целые общины, именно крестовые походы довели схизму до локального уровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Современная же Америка – светское государство и никаких христианских целей перед собой не ставит. Христианство воспринимается там как некий этно-культурный фактор, да и то упоминается нечасто – разве что в риторике самого Буша. Так что подобные призывы, от кого бы они ни исходили – признак религиозной и исторической малограмотности.   – Встречается и противоположное мнение, дескать, нынешний всплеск исламского фундаментализма – это лишь запоздалый ответ Востока на крестовые походы. – Я с этим не согласен. Конечно, в истории все взаимосвязано, но главные причины нынешней так называемой исламской экспансии – в относительно недавних исторических событиях. Это и колониальная политика западных государств, и развал Советского Союза, изменивший геополитическую ситуацию во всем мире, и внедряемая повсюду идеология глобализма. На все это мусульмане могут отвечать и не утруждая себя историческими обидами. Так что упоминания о крестовых походах – это сейчас некий символ, который и те, и другие используют в пропагандистских целях. Как западные либералы, так и исламисты оперируют все тем же типовым набором претензий: инквизиция, крестовые походы... Это стандартные термины, которые у всех на слуху и на языке. – Как же современному христианину оценивать крестовые походы? Чему эта уже далекая история может нас научить, от каких ошибок предостеречь? – Прежде всего, надо понимать, что Царство Божие не завоевывается мечом. Война – это не святое дело, а суровая необходимость, которой мы не всегда можем избежать. Но романтизация войны и убийства, и, более того, объявление войны во имя святых целей могут привести к самым плачевным последствиям – когда убийства и кровопролитие становятся самоцелью, оправдывающей любые деяния. И об этом христианин не должен забывать никогда. Иллюстрации Артема Безменова. В продолжение темы читайте: - " КРЕСТОНОСЦЫ И ВИЗАНТИЯ " , комментарий историка Дмитрия ВОЛОДИХИНА; - " О " СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ " и " ВОИНСТВЕ ХРИСТОВОМ " В СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ ЗАПАДА " , комментарий историка Виктории УКОЛОВОЙ;

http://foma.ru/lovushka-svyatoj-vojnyi.h...

Кирилл Бенедиктов: - Сиутативно. И.А.Караулов: - А это не интересно, потому что Ислам  - это очень расплывчато. Где вообще история противоборства Ислама и Запада, в чем она? В чем она проявлялась? Даже Китай. Вот он огромный, он формально вторая или уже первая экономика мира, но нет никакой истории и антагонизма. Кирилл Бенедиктов: - С Китаем согласен, а с Исламом есть. Крестовые походы всё-таки. И.А.Караулов: - Крестовые походы, это когда было?  Это было давно. Вот крестовые походы, а потом как-то..... Ислам какой-то вязкий. Он столетиями продуцировал достаточно сонные режимы, сонные идеи. Кирилл Бенедиктов: - Мне кажется, это вопрос желания, потому что было бы желание - можно вспомнить турок у ворот Вены, уж не так давно. Борис Межуев: - XVII век. Кирилл Бенедиктов: - И все резни бесконечные там. И.А.Караулов: - Это близко, конечно, но Турция у нас теперь европейская страна. Это как бы уже внутриевропейские разборки. А вот Иран -  да, это такой Ислам неведомый, как бы зловещий. Не знаю, Голливуд не умеет делать из этого врага. Вот Голливуд научится - тогда всё будет. Борис Межуев: - Голливуд из русских врага делает, изображает идиотами. Просто не умеют русских изображать иначе, чем идиотами. К сожалению,  тоже странная форма. И.А.Караулов: - А исламские террористы -  какие-то одиночки. Я думаю, что у них там в Америке такое впечатление у них самих складывается, что это не очень серьезно бороться с Исламом, потому что мы же сами знаем, что мы этот радикальный Ислам сами и породили. Если мы начнем одна рука за другую бороться, это очень быстро закончим. Борис Межуев: - Тоже верно. При этом это загадка, потому что видно как Запад в этой русофобии деградирует. Русофобия - это просто поразительный факто деградации. Что видно на примере Джона Маккейна, сенатора. Кирилл Бенедиктов: - Это даже не Маккарти. Маккарти по сравнению с ним вообще гений. Борис Межуев: - Маккарти просто был интеллектуал. И.А.Караулов: - Я не знаю, как выглядит с их стороны. Я не могу влезть в мозг американца. Я как-то не очень с американцами знаком. А вот с нашей стороны это, конечно, выглядит дико, потому что мы же всё-таки белые люди. Мы не расисты, но мы белые люди. Мы разговариваем на европейском языке, мы часть европейской культуры, часть мировой культуры. Мы плохие, а хорошие при этом оказываются какие-то вообще инопланетяне. Какие-то исламские деятели оказываются хорошими. Какие-то дикари оказываются хорошими, а мы почему-то плохие. Вот это непонятно. Мы никакого зла не желаем, мы не желаем оккупировать никакую Европу, не желаем зла Америке. Мы всё это очень любим.

http://radonezh.ru/text/rusofobiya-kak-f...

В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии. Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его. Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги. Другие Крестовые походы В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство. Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином. Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки. Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб. Последствия Крестовых походов Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях: В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами». Крестовые походы были вызваны: Крестовый поход «бедноты» Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным. До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей. Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.) Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше. Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим. В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись: Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.  Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

2000). 4-й крестовый поход способствовал окончательному расколу Вост. и Зап. Церквей. Легитимизация похода папой Римским привела к серьезной переоценке всего крестоносного движения, переживавшего глубокий кризис. К. п. все чаще стали использоваться в политических интересах Римских понтификов и европ. правителей. Единственной силой, для к-рой падение К-поля было выгодно в долгосрочной перспективе, оказалась Венеция, временно получившая практически неограниченный контроль над торговлей в Вост. Средиземноморье. 5-й крестовый поход (1217-1221) Несмотря на захват К-поля во время 4-го крестового похода, папа Римский Иннокентий III не отказался от планов по организации экспедиции для освобождения Иерусалима. Вопросы, связанные с подготовкой к новому походу на Восток, были затронуты папой в буллах, изданных в 1213-1216 гг., в т. ч. в процессе работы IV Латеранского Собора. Была определена дата начала 5-го крестового похода (1 июня 1217). Местами сбора стали южноитал. портовые города Бриндизи и Мессина. Финансирование экспедиции обеспечивалось за счет введения 3-летнего налога в размере 10% на доходы Римской курии и 5% на средства, полученные приходами. Торговля христиан с мусульманами запрещалась под угрозой отлучения от Церкви. Как и во время 4-го крестового похода, те, кто финансировали походы, приравнивались к крестоносцам и получали индульгенции. Проповедь похода была поручена канонику кафедрального собора г. Падерборна Томасу Оливеру (епископ Падерборна в 1223-1225, кардинал-епископ Сабины в 1225-1227). Весной 1217 г. в поход выступили отряды крестоносцев под рук. Андраша II и Леопольда Австрийского. В авг. они достигли Спалато (ныне Сплит, Хорватия), а затем переправились морским путем в Акру, где к ним присоединились войска Боэмунда IV, кн. Антиохии (1201-1216, 1219-1233), и кор. Кипра Гуго I Лузиньяна (1205-1218). В нояб.-дек. 1217 г. крестоносцы совершили 3 вылазки против мусульман Сев. Палестины. Так и не дождавшись подкрепления, Андраш II, Гуго I и Боэмунд Антиохийский покинули Палестину.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Это — трагедия с религиозной точки зрения. И геополитическая трагедия, потому что, разрушив Византийскую империю, крестоносцы уничтожили систему защиты Западного мира от ислама. Именно Константинополь в течение веков сдерживал волны исламского нашествия. Парадоксально, но Первый крестовый поход начался под лозунгом " Выбить турок из Малой Азии, чтобы помочь своим восточным братьям! " . А когда эпоха Крестовых походов завершилась, то турки стояли уже на Дунае и рвались к Вене. Крестовые походы также привели к страшной потере ресурсов всей Западной Европы. Потому что эти карликовые крестоносные государства продержались без малого 200 лет за счёт невероятного напряжения сил всей Западной Европы. Причём ресурсов не только финансовых, но прежде всего человеческих — такое огромное количество европейцев там погибло. И эти крестоносные государства ничего не дали Европе — ни в культурном, ни в каком-либо другом смысле. Золотая Орда могла стать православной — Некоторые считают, что Александр Невский тоже противостоял на Чудском озере очередному крестовому походу. — Нет, конечно, это был не настоящий крестовый поход. Ведь крестовый поход — это некая глобальная идея, которая собирает массу народа ради спасения души. Тут же было исключительно местное войско рыцарей-меченосцев, которое решало свои политические задачи. — Имели ли мы какое-то отношение к этим походам и в каком качестве? — Никакого. Есть замечательный памятник паломнической литературы Киевской Руси XII века " Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли " , в котором этот игумен описывает, как он дошёл до Иерусалима и даже встречался с первым королём Иерусалима Балдуином I. Но вот чтобы воевали в тех краях, мне такие свидетельства не известны. — Как-то эти походы повлияли на нашу жизнь, на нашу историю? — Повлияло прежде всего разделение Церкви, ослабление христианства на Ближнем Востоке. Ислам прочно обосновался в Европе, на Балканском полуострове. Я рассказываю о мало кому известном — так называемом монгольском — крестовом походе, когда монгольская армия во главе с внуком Чингисхана Хулагу через Персию направилась на Ближний Восток, взяла Багдад, Алеппо, Дамаск и все мусульманские государства вплоть до Египта были уничтожены. Но Хулагу вынужден был оттянуть большую часть своих войск назад в Каракорум, монгольскую столицу, потому что умер великий хан и надо было участвовать в курултае. При этом он оставляет на завоёванных землях слишком неадекватные военные силы в размере 20-тысячного корпуса, имея при этом одного мощного неразбитого противника — египетских мамелюков.

http://radonezh.ru/2021/05/20/aleksandr-...

Ярким подтверждением тому служит известное весьма осторожное отношение императора к крестовому походу, не считая в целом тактичного обращения с его руководителями. Напомним, что император просил у Запада лишь вспомогательные иностранные войска; большая добровольческая армия стала бы для власти настоящей катастрофой 168 . В этой связи следует повторить, что современная историография неизменно подчеркивает; по существу крестовый поход был выражением западного экономического развития и экспансии. Как отмечают исследователи, к концу XI века Европа столкнулась с острой необходимостью расширения своих экономических и демографических границ. Даже папа Урбан говорил об этом в своей проповеди. Его недвусмысленные намеки на трудности, вызванные стремительным перенаселением и экономическими изменениями, современные исследователи справедливо считают показательными, хотя они и касаются больше Франции Капетингов, нежели Европы в целом 169 . Кроме того, важно напомнить, что сильнее всего от крестовых походов пострадала Византия, а не исламский мир. Географически это движение было ограничено побережьем Сирии (не затрагивая окружавшего его обширного региона ислама ). Стратегическая цель по существу была узкой. Тем самым крестоносцы представляли собой лишь незначительную локальную помеху для арабов; было бы неверно утверждать, будто они несли серьезную военную угрозу арабскому миру, даже если учесть завоевание христианами Сицилии и Иберийского полуострова 170 . Как убедительно показывают события 1204 года, главной жертвой стало Византийское государство, а не исламский мир. Поэтому настаивать на том, будто в 1095 году в намерения Алексия входило нечто большее, чем просто заручиться помощью Запада, было бы неверной интерпретацией источников. Прежде чем окончательно снять с Алексия ответственность за крестовые походы, необходимо сделать несколько замечаний об идеологии крестоносного движения, поскольку она оказала воздействие и на византийскую мысль. Характерно, что крестовые походы были главным образом продуктом западного религиозного сознания и чувства, «взрывом религиозных эмоций», и отчасти в этом повинно папство 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010