После поражения ариан на втором вселенском соборе Феодосии Великий насаждал единообразие веры с помощью юридических мер, сформулированных в пятнадцати эдиктах, между 381 и 394 г. Гонорий (408), Аркадий, младший Феодосии и Юстиниан (529) следовали тем же путем. Согласно императорским постановлениям, еретики, то есть открыто несогласные с имперской государственной религией, не могли занимать государственные должности, лишались права публичного поклонения, наследования и передачи в наследство собственности, заключения соглашений; их подвергали штрафам, изгнанию, телесным наказаниям и даже казнили. См. Кодекс Феодосия, книга XVI, раздел V, De Haereticis. Первым был приговорен к смерти от меча за ересь Присциллиан и шесть его последователей, придерживавшиеся манихейской позиции (385). Амвросий Медиоланский и Мартин Турский из лучших побуждений протестовали против этого деяния, но тщетно. Даже великий и добрый святой Августин, сам бывший еретиком в течение девяти лет, отстаивал принцип религиозных гонений на основании ложного толкования Cogite eos intrare, Лк. 14:23 (Ер. 93 ad Vinc. Ер. 185 ad Bonif.; Retract. II. 5). Если бы он предвидел крестовые походы против альбигойцев и ужасы испанской инквизиции, он взял бы назад свое опасное мнение. Теократическая или эрастианская теория государства–церкви – будь она греко–католической, римо–католической или протестантской – делает все преступления против церкви преступлениями против государства и требует наказания, суровость которого определяется степенью ревности по ортодоксии и ненависти к ереси. Но управляющее всем Божье Провидение, обращающее любое зло на благо, сделало так, что кровавые гонения на еретиков – одна из мрачнейших страниц в истории церкви – принесли сладкие плоды религиозной свободы. См. т. III, §27. §138. Священное Писание и канон Труды о каноне : Reuss, Westcott (6 th ed., 1889), Zahn (1888). Holtzmann: Kanon u. Tradition, 1859. Schaff: Companion to the Greek Testament and the English Version. N. York and London 1883; third ed.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРМЯНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ [офиц. название - Patriarchatus Ciliciae Armenorum, Патриархат армян в Киликии], христ. община армян, перешедших в католичество и отколовшихся от Армянской Апостольской Церкви . Образовалась в сер. XVIII в. в результате проповеднической деятельности католич. орденов доминиканцев и иезуитов среди арм. населения Ближ. Востока, гл. обр. в Палестине, Сирии, Киликии и Стамбуле. А. К. Ц. является частью организации Римско-католической Церкви, находится в подчинении папского престола. Титул главы А. К. Ц.- Патриарх армян в Киликии. Резиденция патриарха находится в Бейруте. С 18 окт. 1999 г. патриарший престол занимает Нерсес Петр XIX Таромуни. Епархии расположены на территории Ливана, Сирии, Ирака, Турции, Египта, Ирана, а также в США. В наст. время общины А. К. Ц. насчитывают до 190 тыс. чел. История (О миссионерской деятельности латинян среди армян и о связях Армянской Апостольской Церкви с Римом в ср. века см. в статьях «Армянская Апостольская Церковь» , «Крестовые походы» , «Киликийская Армения» ). Патриарший престол А. К. Ц. был основан в 1740 г. небольшой общиной армян в Сирии с епископами г. Мардина Мелхионом Тасбасяном и г. Халеба Авраамом Ардзивяном, перешедшими под юрисдикцию Римско-католической Церкви. Во главе этой настроенной на церковное объединение с Римом группы встал еп. Авраам, 26 нояб. 1742 г. он получил офиц. признание своего патриаршего титула от папы Бенедикта XIV ; был утвержден автономный статус А. К. Ц. в рамках Римско-католической Церкви. Первоначально резиденция патриарха находилась в дер. Курайам в Ливанских горах близ Бейрута, но через нек-рое время была перенесена во вновь образованный мон-рь антонитов-маронитов св. Марии в Бзуммаре (в окрестностях Бейрута). Пользуясь поддержкой папского престола, Венеции, а также франц. представительства в Стамбуле, А. К. Ц. приобрела в XVIII в. значительное влияние на армян в Османской империи, к-рые все более интересовались жизнью и достижениями христ. Европы. Наиболее крупные общины армян-католиков возникли в Стамбуле, в Халебе (совр. Сирия) и в Бейруте. С 1830 г. А. К. Ц. вошла в образованный тур. властями новый миллет (общину), объединивший всех католиков - подданных Османской империи.

http://pravenc.ru/text/76126.html

В 1171–1172 гг. папа Александр III призвал правителей Дании и Швеции начать крестовый поход против Эстонии, обещая его участникам отпущение всех грехов на год вперед, точно так же как это делалось в отношении участников крестовых походов в Палестину и против западных славян. «Церковь поддерживала предприятия королей на востоке... Это были крестовые походы против финнов, эстов и русских» . В этом крестовом походе шведские рыцари истребили племя сумь в Финляндии. На захваченных землях воздвигались замки, вводилась церковная десятина и велась миссионерская деятельность. Папа Александр III прямо писал, что «миссионеров необходимо поддерживать войском» . Миссионерская деятельность католического духовенства развернулась и на западных границах Руси. В Эстонии ее вели цистерцианцы под наблюдением и руководством, с одной стороны, архиепископа Лундского, с другой — шведского короля. В 1185 г. в Эстонию вторглись шведы, но «язычники» нанесли им мощный ответный удар, уничтожив важнейший торговый центр Сигтуну. Зимою 1191 г. эсты Уганди подверглись нападению князя Ярослава с новгородцами и псковичами и потеряли свой замок Юрьев. В том же году князь Ярослав послал свою дружину с псковичами в Уганди, которая и захватила эстонский замок Отепя . Ряд нападений на Прибалтику (в 1194, 1196 и 1197 гг.) предприняли датчане. Правда, они действовали разрозненно, и эстонским племенам удавалось отражать их нападения. В конце XII в. престол святого Петра в Риме пытался объединить разрозненные и враждующие между собой силы захватчиков.   См. об этом: Лябуда Г. Историографический анализ так называемого германского «натиска на Восток»//Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. М., 1965. С. 30; Зутис Я. К истории германского «Дранг нах Остен»//Ученые записки ЛГУ. Рига, 1956. Т. 11. С. 7—537. Американский историк проф. Г. Мейер считал, что эта проблема является изобретением исключительно русских публицистов 60-х гг. прошлого века (Meyer H. С. Drang nach Osten. Myth or mission//Comitato intemazionale di scienze storiche. X Congresso internazionale di scienze storiche. 4—11 settembre 1955. Roma. V. 7: Riassunti delle communicazioni. P. 55—56).

http://sedmitza.ru/lib/text/430079/

Иннокентий II, папа Римский, выступает против Римского сената. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose q.6. Fol. 91v) Иннокентий II, папа Римский, выступает против Римского сената. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose q.6. Fol. 91v) Для искоренения последствий схизмы и укрепления своего положения в католич. Церкви И. весной 1139 г. провел в Риме Латеранский II Собор . На нем были осуждены антипапа Анаклет II и его сторонники, прежде всего кор. Сицилии Рожер II, к-рого И. отлучил от Церкви. Собор признал еретическими учения Петра де Брейса († ок. 1139) и Арнольда Брешианского (1100-1155), тот был вынужден бежать из Италии. Собор также подтвердил постановления Клермонского и Реймсского Соборов. В 1139 г., для того чтобы подчинить главного сторонника покойного Анаклета II и устранить опасность, грозившую Папской области, И. выступил в военный поход против кор. Рожера II. Папские войска потерпели поражение при Галлуччо, папа попал в плен и был вынужден пойти на компромисс и подписать в июле 1139 г. договор в Миньяно, согласно к-рому И. признал Рожера II королем и отдал ему в лен Сицилийское королевство. И. вмешался в конфликт между кор. Леона и Кастилии Альфонсо VII и португ. гр. Афонсу Энрикишем, который в 1139 г. объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании самостоятельного гос-ва. В 1143 г. Афонсу I Энрикиш передал свое королевство под защиту Папского престола и принес вассальную присягу И. Однако статус королевства Португалии был признан только в 1179 г. папой Александром III (1159-1181). Чтобы поддержать крестовые походы и укрепить положение христиан в Св. земле, папа 29 марта 1139 г. издал буллу «Omne datum optimum», санкционировавшую создание ордена тамплиеров. В 1140 г. (по др. данным, в 1141) Собор в Сансе осудил как еретическое учение Петра Абеляра . И. утвердил решение Собора, приговорив Абеляра к «вечному молчанию» (perpetuum silentium imposuimus). Осужденные (Абеляр и его ученик Арнольд Брешианский) должны были удалиться в разные мон-ри, их сторонники подлежали отлучению, а сочинения - сожжению (см. послание И. к Генриху, еп. Санса, «Testante Apostolo» от 16 июня 1140 (1141?) - Mansi. T. 21. Col. 565; PL. 179. Col. 517). Начавшийся в 1141 г. конфликт с франц. королем удалось преодолеть лишь преемникам И. После смерти архиеп. Альберика Буржского капитул избрал не кандидата, утвержденного кор. Людовиком VII, а Петра де ла Шатра. Король отказался признать его, и избранный архиепископ обратился с апелляцией в Рим. Папа объявил проведенные выборы каноническими и совершил архиепископское рукоположение. Однако по приказу короля архиепископу не позволили въехать на территорию архиеп-ства. И. вступил в переговоры с Людовиком VII; не добившись успеха, папа наложил на франц. короля личный интердикт , к-рый был снят только Римским папой Евгением III (1145-1153).

http://pravenc.ru/text/468773.html

В истории русской святости особое место занимает святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Он принадлежит к числу редких представителей семейного духовенства, чье имя включено в православные святцы (среди святых Православной Церкви много епископов, князей, монахов, мучеников, но почти нет женатых священников). Правда, семейную жизнь этот великий пастырь с самого начала принес в жертву церковной и благотворительной деятельности, настояв на том, чтобы не иметь супружеского общения с собственной женой. На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную литургию. За богослужением он исповедовал и причащал всех присутствующих, обращался к молящимся с пламенными проповедями. Святой Иоанн обладал дарами чудотворения и прозорливости, что привлекало к нему толпы людей. К кронштадтскому батюшке нескончаемым потоком шли люди, в его адрес поступали тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве или помощи. В этом он не отказывал никому – ни православным, ни лютеранам, ни мусульманам, ни иудеям. Слава Иоанна Кронштадтского была столь велика, что, когда он путешествовал по городам России (а такие путешествия он предпринимал регулярно), повсюду его встречали тысячи верующих, становившихся на колени при приближении его кареты. Размах благотворительной деятельности отца Иоанна огромен: в Кронштадте он создал «дом трудолюбия», где кормилось ежедневно до тысячи нищих, со своей больницей и школой для детей из бедных семей. Многочисленные пожертвования, которые кронштадтский пастырь получал ежедневно в конвертах, в тот же день раздавались на благотворительные цели. Святой Иоанн был близок к царскому двору. Он лично напутствовал в последний путь умирающего императора Александра (1881–1894), его глубоко почитала семья последнего русского императора Николая (1894–1917). Оценивая синодальную эпоху в целом, следует сказать, что, несмотря на подчинение Церкви государству и отсутствие патриарха, эта эпоха стала временем наивысшего расцвета Русской Православной Церкви. Постоянный прирост населения Российской империи способствовал численному росту Церкви. В синодальную эпоху численность православных верующих выросла в десять раз и к 1914 году достигла почти 100 миллионов; число церквей выросло более чем в три раза, духовенства – почти в два раза, монашествующих – почти в четыре раза. Некоторые статистические данные, относящиеся к периоду между 1722 и 1914 годом 196 см. в таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда беззаконие Ахава и его влияние на народ Израиля дошли до крайнего предела, пророку Илии было «поручено» и через него совершено Богом довольно суровое и даже жестокое дело. Три года и шесть месяцев засухи... Все живое погибало, потому что все источники воды иссякли. Засох даже тот источник, к которому на время засухи Бог послал Илию. Но чтобы довести Божье дело до конца, Илие необходимо было выжить. И Бог отправляет его к одной нуждающейся вдове, в Сарепту Сидонскую, чтобы там совершить чудо. С приходом Илии в доме вдовы появилось пропитание – чудесным образом кадка все время наполнялась мукой, а кувшин маслом. Таким образом пророк Илия, живший у вдовы, она сама и ее сын питались в течение всего периода засухи и голода. По прошествии многих дней Илия уничтожил пророков Ваала, убедив царя и народ поклониться Богу (см.: 3Цар. 18 ). Вмешательство Бога в нашу жизнь не может быть объяснено обычными понятиями и оценено человеческими мерками, потому что человек не может познать до конца Его замысел. Мы можем приоткрывать тайну, отчасти узнавая, что Бог задумал о нас, но до конца знать все нам не дано. Однако человеку должно быть ясно, что важнее – жизнь и бесчестие перед Богом или смерть и оправдание перед Ним. Поэтому Бог попускает совершаться определенным бедствиям, даже когда они связаны с Его именем. Само Боговоплощение ознаменовалось многочисленными смертями; так, царь Ирод убил в Вифлееме множество младенцев мужского пола. В разные времена затевались войны, и людей убивали ради «благих целей». Крестовые походы, когда во имя Христа совершались убийства инакомыслящих и иноверцев, были, как выяснилось, не только в давнем прошлом. В наше время страшное злодеяние произошло в одной из самых спокойных стран Европы – Норвегии. Человек, который назвал себя христианином, вышел в «крестовый поход» против ислама и при этом расстрелял семьдесят человек из собственного народа. Он понимал и соглашался, что это жестоко, но, по его мнению, это была необходимая мера для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к проблеме изгнания иноверцев из христианской Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

5. Норманнская угроза не изменила общего направления политики Империи. В Малой Азии Алексий I одержал ряд важных побед и отодвинул границу далеко вглубь полуострова. Император много сделал для улучшения нравов духовенства и монашества; он определил статус Афона, сделав его монашеской республикой, и основал монастырь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Алексий воевал против богомилов, движение которых приобрело такую силу, что угрожало целостности Империи. После успешной военной кампании в плен было захвачено руководство секты. Император провел ряд диспутов с ними, пытаясь убедить их отречься от ереси и решить дело мирным путем. Однако в конце концов он вынужден был казнить Василия, главу секты, и нескольких его сторонников, упорствовавших в своем заблуждении. Император заказал ученому-монаху Евфимию Зигавину историю всех ересей с их опровержением, которая получила название «Догматическое всеоружие православной веры». В его правление состоялся собор, осудивший Иоанна Итала (см. выше). Алексий также предпринял ряд попыток примирения с папством. В1089 г. был проведен собор в Константинополе под его председательством, на котором присутствовали папские легаты. К сожалению, никаких результатов он не дал, хотя и прошел в весьма дружелюбной атмосфере. Приблизительно в то же время была написана книга Феофилакта Болгарского, епископа Охридского, «О заблуждениях латинян». Феофилакт был высокообразованным, культурным и просвещенным епископом. Его взгляды были очень терпимыми. Он не считал разделение Церквей окончательным. Конечно, он был убежден, что интерполяция filioque в Символ веры недопустима, но просил сделать скидку для латинских варваров, у которых из-за бедности их языка даже нет возможности серьезно говорить о богословии. При этом Феофилакт отмечал, что разница в ритуалах совсем не столь существенна, как это утверждают многие греческие полемисты. В 1117 г. на Ближнем Востоке было лунное затмение, а через несколько месяцев палестинское небо осветилось северным сиянием - необычайно редким феноменом в этих широтах. Все это признали недобрым предзнаменованием. Оно оправдалось: 1118 г. стал роковым для многих правителей этого региона. В январе скончался папа Паскаль. В апреле умерли король Иерусалимский Балдуин I, патриарх Иерусалимский Арнульф и иранский султан Мухаммед. В начале августа умер багдадский калиф Мустахир. А 15 августа в день Успения Божией Матери, после долгой и мучительной болезни, скончался великий император Алексий I.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери , согласно сказанию, была вывезена из Грузии во время завоевания ее шахом Аббасом I, а в 1625 г. выкуплена у персов Стефаном Лазаревым - приказчиком ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 г. Лыткин послал образ в Черногорский (Красногорский) мон-рь на р. Пинеге под Архангельском. В настоящее время местонахождение первообраза неизвестно, но в 1654 г. во время эпидемии чумы его привозили в Москву, где по случаю чудесного выздоровления сына по молитве перед иконой купец Гавриил Евдокимов заказал список с нее, который был поставлен в центральном иконостасе Троицкой ц. в Никитниках, где находится и в наст. время. В Крестовоздвиженской ц. Алексиевского мон-ря на Пречистенке с 1654 г. также была известна чудотворная Грузинская икона Божией Матери (XVII в.?). После закрытия мон-ря она была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках. Еще один почитаемый список из Покровской ц. на Воронцовом поле в наст. время находится в ц. во имя св. Мартина Исповедника на Таганке. «Благовещение Московское икона Божией Матери» - чудотворный образ на стене Благовещенской ц. на Житном дворе в Московском Кремле. Согласно сказанию, образ чудесно возник на стене башни-тюрьмы, в которую был безвинно заключен некий воевода, помилованный после явления «самописанного» образа. В 1731 г. к башне была пристроена Благовещенская ц., а явленная икона оказалась внутри нее - на южной стене за правым клиросом. В XVIII-XX вв. «самописанная» икона была одной из самых прославленных московских святынь. Согласно описям ц. Благовещения (1831 и 1871), икона (190×120 см) была исполнена на штукатурке масляными красками. Храм с образом разрушен в 1932 г. Донская икона Божией Матери издревле почиталась как защитница от вражеского нашествия. В царствование Иоанна IV Грозного вел. кн. блгв. Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским, так же стали называть заложенную им перед Куликовской битвой Успенскую ц. в Коломне (1379-1382) и хранившуюся в ней икону Пресв. Богородицы (XIV в.). Перед ней молился Иоанн IV, выступая в 1552 г. в казанский поход (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). После победы образ стал гос. святыней и был перенесен в Благовещенский собор Московского Кремля. Во время Ливонской войны царь Иоанн IV брал его с собой в Ливонский и Полоцкий походы. Царь блгв. Феодор Иоаннович молился перед образом о спасении столицы от войск крымского хана Казы-Гирея (1591), в память о чем был основан Донской мон-рь, имевший список образа. Икона помогла царю Алексею Михайловичу отбить нападения крымских татар на Украину (1646), кн. В. В. Голицыну - в Чигиринских (1677-1678) и в Крымских (1687 и 1689) походах, царю Петру I - при взятии Азова (1696). В XIX в. почитались чудотворными список из Донского мон-ря (1591-1598) и список «с летописью» (1668) работы Ушакова из Малого собора Донского мон-ря. Первообраз из Благовещенского собора после раскрытия из-под записей в 1914-1919 гг. поступил в ГИМ, а с 1930 г. хранится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Папскому легату Петру Капуанскому пришлось покинуть войско крестоносцев и вернуться в Рим. 10-11 нояб. 1202 г. флот, состоявший из 200 кораблей, начал осаду Зары. В это время крестоносцы получили послание папы Иннокентия III с запретом атаковать город под угрозой церковного отлучения. Часть армии под командованием Симона де Монфора и цистерцианского аббата Ги из мон-ря Во-де-Серне отказалась участвовать в боевых действиях. Однако основные силы крестоносцев под давлением Дандоло продолжили осаду. 24 нояб. 1202 г. гарнизон Зары капитулировал, что повлекло за собой отлучение от Церкви всех участников осады. Посольство, отправленное крестоносцами в Рим, добилось от папы снятия отлучения со всех крестоносцев, за исключением венецианцев. Несмотря на то что христианам запрещалось общение с отлученными, Иннокентий III разрешил участникам продолжить поход совместно с венецианцами. Но крестоносцам было строго запрещено нападать на христиан без санкции Папского престола. Во время зимовки в Заре войско крестоносцев посетили посланники Филиппа Швабского, кор. Германии (1198-1208), который поддерживал претензии на визант. престол царевича Алексея (см. Алексей IV Ангел ), сына имп. Исаака II Ангела, свергнутого своим двоюродным братом Алексеем III Ангелом (1195-1203). В 1201 г. царевич Алексей бежал в Европу, где искал поддержки папы Римского Иннокентия III и кор. Филиппа Швабского, который был женат на сестре Алексея Ирине. Папа отказался предоставить ему помощь, а король направил его к своему вассалу Бонифацию Монферратскому, возглавлявшему крестовый поход. В сент. 1202 г. Алексей вступил в переговоры с предводителями крестоносцев, а в дек. передал им через представителей Филиппа Швабского предложение о сделке: в случае восшествия на престол он обязался подчинить Папскому престолу К-польский Патриархат, выплатить крестоносцам 200 тыс. марок, снабжать их провиантом в течение года, при необходимости выделить 10 тыс. чел. для участия в крестовом походе, а также пожизненно содержать на Св.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В источниках сохранилось неск. вариантов этой речи: согласно Фульхерию Шартрскому, папа указал на помощь вост. христианам как на главную цель экспедиции ( Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 3/Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 130-138), в то время как у хронистов Роберта Монаха и Бальдерика, архиеп. Дольского, целью крестового похода был назван Иерусалим ( Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 1-2//RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 727-729; Baldrici episcopi Dolensis Historia Jerosolimitana. I 4//Ibid. 1879. Vol. 4. P. 12-15). На призыв Урбана II принять участие в крестовом походе откликнулись Гуго Великий, гр. Вермандуа (он был братом франц. кор. Филиппа I), гр. Раймунд IV Тулузский, герц. Роберт III Нормандский, кн. Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред, гр. Стефан II Блуаский, гр. Роберт II Фландрский, герц. Готфрид Бульонский , а также его брат Балдуин (впосл. кор. Иерусалима Балдуин I ). Поскольку папа не готовил военную операцию, а призывал к религ. движению, поход по его замыслу должен был возглавить легат Адемар, еп. Ле-Пюи. Урбан II установил ориентировочную дату начала экспедиции - 15 авг. 1096 г. (праздник Успения Пресв. Богородицы) и место сбора участников похода - К-поль. Первые отряды крестоносцев выступили на Восток весной 1096 г. В историографии эта экспедиция получила название «народный» крестовый поход или «поход бедноты», хотя социальный состав армий был разнородный: в экспедиции участвовали крестьяне, горожане, клирики, а также представители рыцарства. 12 апр. 1096 г. из Берри вышел отряд во главе с Петром Амьенским; крестоносцы двигались через Шампань, Иль-де-Франс, где к ним присоединилась армия рыцаря Вальтера Голяка, Пикардию, а затем через Н. Лотарингию. Когда крестоносцы достигли Кёльна, отряд Вальтера Голяка опередил остальную часть войска. В экспедиции приняли участие 6 др. отрядов с нем., франц. и итал. земель; они выступили в поход в кон. апр. и в мае 1096 г. Движение крестоносных армий сопровождалось еврейскими погромами в Шпайере, Вормсе, Регенсбурге и Праге (см.: Riley-Smith.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010