Глава Ближайшие обстоятельства, вызвавшие крестовые походы. Состояние Византийской империи пред крестовыми походами Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западноевропейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно новыми и чуждыми ему понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания виденного и слышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась по монастырям и рыцарским замкам. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных, и духовных, потому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов. Для восточноевропейской – в частности для русской истории – крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно по соображению мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между Западной и Восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской – в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Рубрики Коллекции Ловушка " Святой войны " 16 мин., 21.09.2013 Поделиться   Крестовые походы: без романтики О крестовых походах знают все – по школьным учебникам, художественной литературе и кинофильмам. Кто-то считает их героическим подвигом европейской цивилизации, кто-то – зверским преступлением. Последние встречаются чаще, причем их упреки нередко адресованы не только католикам, но и православным христианам – вот, мол, какие жестокости порождает ваша религия. В последние годы, на волне исламской экспансии, о крестовых походах вспоминают все чаще. Чем же на самом деле были крестовые походы, а главное, как к ним относятся современные христиане? Отвечает историк, философ и религиовед Александр ДВОРКИН. Христианский меч: техника безопасности – Что обычно люди думают о крестовых походах? – Я бы выделил два основных стереотипа. Во-первых, это романтизация. Дескать, это увлекательные приключения отважных идеалистов, сражавшихся за светлые идеалы. Можно вспомнить немало исторических романов, в которых крестовые походы подаются именно в таком ключе. Во-вторых, это восприятие крестовых походов как высшей формы насилия и жестокости злобных фанатичных церковников, уничтожавших все на своем пути. Характерно, что люди, враждебно относящиеся к Православию, в списке своих претензий обязательно упоминают крестовые походы. Это идет через запятую – Галилей, инквизиция, крестовые походы – при том, что ни то, ни другое, ни третье к истории Православия никакого отношения не имеет, и православные пострадали от крестовых походов ничуть не меньше мусульман. Свои представления о крестовых походах люди обычно черпают из художественной литературы. Например, из “Айвенго” Вальтера Скотта или из романов Райдера Хаггарда. Ну и, разумеется, из кинофильмов. Кое-кто представляет себе эпоху крестовых походов исключительно по недавнему фильму “Царство небесное”, где грубейшим образом искажаются исторические факты. Достаточно привести лишь один пример. Главный отрицательный герой, крестоносец Ги Лузиньянский, король Иерусалимский, оказывается, по замыслу авторов, главой ордена тамплиеров. При этом он получает корону, вступив в брак с овдовевшей королевой. Конечно, о том, что Ги Лузиньянский никаким тамплиером не был, люди могут и не знать. Но что тамплиеры – это монашеский орден, а монашество и брак несовместимы, должен знать любой мало-мальски образованный человек. Увы, историческая правда, логика и здравый смысл были принесены авторами в жертву развлекательности.

http://foma.ru/lovushka-svyatoj-vojnyi.h...

Совершенно основательно указывали правительству, что несправедливо платить за новую номисму, которая втрое дешевле прежней, те же 30 фоллов дополнительного обложения, какое прежде распределялось на 12 милиарисиев, или золотую номисму. По новому царскому указу положено было взыскивать с номисмы 15 фоллов накладных статей (дикерат, обычное, погонное и др.). В особенности эти накладные статьи обременяли отсрочки и недоимки в платежах, причем милиарисии обращались в номисмы, и каждая номисма вновь рождала из себя милиарисии. Нужно считаться с этим положением вещей, когда мы будем свидетелями того, как подданные византийского царя добровольно переходят в иностранное подданство. Глава 7. О крестовых походах. Первый крестовый поход Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов. Составляя весьма важный отдел в западноевропейской истории, крестовые походы обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но могущественно повлияли на духовное развитие европейских народов. Западные народы вложили в крестовые походы много своих сил, и материальных и духовных, потому нет ничего удивительного, что национальная история французов, немцев, итальянцев и англичан не может не уделять значительного места изложению истории крестовых походов. Для восточноевропейской – в частности, для русской – истории крестовые походы представляют интерес с другой точки зрения, именно по соображению мотивов и результатов крестовых походов. Весьма рельефно выступающий в новой истории антагонизм между Западной и Восточной Европой, резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов, а нынешнее политическое и религиозное влияние католических стран на Востоке началами своими восходит к той же эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Барак Обама сравнил исламский терроризм и крестовые походы Вашингтон, 11 февраля 2015 г. Очередное заявление президента США Барака Обамы вызвало бурную реакцию в мировом религиозном сообществе; на этот раз тезисы политика касались сравнения исторических путей христианства и ислама, передает портал « Линга » со ссылкой на информагентства.      В четверг пятого февраля, во время традиционного «Национального молитвенного завтрака», президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама выступил с речью, в которой резко осудил все проявления «религиозного экстремизма». По мнению главы Белого дома, на мусульманах лежит та же ответственность за террор, что и на христианах – «за крестовые походы и инквизицию». «Во всех нас присутствует склонность, греховная склонность, способная извратить и исказить нашу веру», - заявил Обама. Слова американского президента вызвали шквал критики как в политических, так и в религиозных кругах Соединенных Штатов. В то время как оппоненты Обамы не преминули упрекнуть последнего в «апологии исламского фундаментализма», известный проповедник-баптист Билли Франклин Грэм подчеркнул на своей официальной странице в сети Facebook недопустимость самого сравнения истории ислама с жизнеописанием и проповедью Христа. «Иисус учил миру, любви и прощению, придя для того, чтобы дать грешникам жизнь, а не забрать ее. Мухаммад же, пророк ислама, вел войну… Закономерно предположить, что личный пример основателей религий определенным образом влияет на поведение тех или иных их последователей», - отметил Грэм. В свою очередь ведущий специалист США по истории Средних веков, профессор университета Сент-Луис Томас Мадден также подверг критике выступление президента страны. Как утверждает историк-медиевист, спичрайтеры Обамы и на этот раз допустили большое количество фактических ошибок в тексте его речи, закономерно приведших к буре возмущения в консервативном американском обществе. «Я не думаю, что Президент много знает о крестовых походах – но у него выходит так, будто действия крестоносцев очернили христианство, а преступления ИГ – ислам… Но надо учитывать тот факт, что крестовые походы в историческом контексте своего времени представляли, в числе всего прочего, и ответ на волну мусульманских завоеваний», - рассказал историк в интервью телеканалу ABC News. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77181.html

Я вернулся к презентации Ахмада, конкретно к той его части, где поднимались вопросы из категории «Вестники учения (вы)». Первым пунктом речь шла о крестовых походах. Крестовые походы Вот что говорилось в описании Ахмада о крестовых походах: «Крестовые походы имели место b XII–XІІІ веках. В течение двухсот лет в наши земли вторгались волна за волной бесконечные армии кре7стоносцев. Западные страны посылали свои армии в Иерусалим, чтобы навязать мусульманам христианский джихад, священную войну, с целью очистить Иерусалим. Иерусалим – особенный город не только для вас, но и для нас. Сэр Стивен Рансиман, ваш знаменитый историк-исследователь крестовых походов, писал: «Именно кровожадный христианский фанатизм… возродил пламя исламского фанатизма». Но разве нынешняя политика США на Ближнем Востоке не пробуждает, не стимулирует исламский фанатизм? Не порожден ли исламский фанатизм и растущее насилие новыми крестовыми походами Запада? Разве не попытки навязать Ближнему Востоку демократию в западном стиле открыли ящик Пандоры и выпустили на белый свет исламский фундаментализм?» Размышляя над крестовыми походами, я удивлялся, почему он обвиняет меня, протестанта, за то, что совершили католики много веков назад. Но очень скоро меня осенило, что он не разделяет католиков и протестантов. Для него все они христиане. Тогда я подумал: почему бы им не забыть и не простить? Сколько веков нужно мусульманам, чтобы забыть про крестовые походы? Но когда я попытался увидеть историю и текущие события их глазами, я понял, что для них крестовые походы не просто события давно минувших лет. Они убеждены, что дух крестовых походов сохранился по сей день. Поэтому они не могут просто забыть и простить. 12) Неоколониализм Я перечитал то, что Ахмад написал про колониализм в своей презентации. Вот его мысли: «Все мусульманские страны мира, кроме Ирана, Саудовской Аравии и Йемена, были колониями западных христианских стран – Португалии, Великобритании, Франции и Голландии. Эти христианские народы пришли и истощили наши природные ресурсы. Под прикрытием благородных целей – нести цивилизацию, демократию, они превратили нас, мусульман, во второсортных людей. Некоторые мусульманские лидеры до сих пор задаются вопросом: не продолжается ли эта колонизация и в наше время, хотя бы и под другим названием? Если война в Ираке и все ее последствия обернутся в вашу пользу, каким будет ваш контроль над Ираком и сопредельными государствами?»

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Скачать epub pdf Часто при обсуждении отношений между Православием и исламом возникает тема крестовых походов. Причем подается это нередко так (скажем несколько утрированно): вот жили-были простодушные и добрые мусульмане, а тут вдруг ни с того ни с сего нагрянули крестовым походом злые христиане и захватили Иерусалим. Мусульмане, мол, обиделись и стали агрессивными. Можно встретить и такие, например, утверждения: «Крестовые походы – христианская агрессия, противовесом этому и стал ислам»; «Вполне возможно, что сама идея джихада в исламе – результат противодействия христианской агрессии в виде крестовых походов»; «Война – чуждая исламу стихия. Ислам не приемлет агрессии, несправедливой войны, убийства мирных людей. Все это – черты христианства, но не ислама. Лишь в христианском обществе возможны такие позорные исторические ситуации... как крестовые походы, организованные Папой и Церковью для уничтожения мусульман Палестины…» И потому любая выходка мусульман оказывается заведомо оправданной. Вам не нравится, что оскверняются и уничтожаются православные храмы в Косово 1 ? А у вас зато были крестовые походы! Вам не нравится, что мусульмане убивают и мучают православных священников в Чечне 2 ? А вспомните, скольких мусульман крестоносцы поубивали! И так далее и тому подобное. Представление о том, что агрессивность ислама является следствием крестовых походов – один из самых абсурдных стереотипов, который может существовать лишь в умах людей, даже поверхностно незнакомых с мировой историей. Первый крестовый поход пришелся на самое начало XII столетия, тогда как великие мусульманские завоевания случились на пятьсот лет раньше – в VII веке. Были захвачены Персия, Сирия, Палестина, Египет, а в Европе – территории современных Испании и Португалии. Арабские колонии существовали в Италии, неоднократно арабы осаждали Константинополь. Пять столетий, лежащих между мусульманским завоеванием Иерусалима и крестоносным отвоеванием его, в отношениях христиан и мусульман были отнюдь не идиллией. За исключением очень кратких периодов перемирия, арабы каждый год предпринимали военные походы против христиан, прежде всего против византийцев, но на западе также и против италийских и пиренейских христиан. Это вытекало из священных источников ислама , передающих слова и жизненный пример Мухаммеда, который у мусульман считается самым совершенным человеком и безусловным образцом для подражания. Именно в эпоху предпринимаемых с «благословения пророка» походов против окрестных арабских племен с целью пограбить их и навязать им ислам и вытекают представления о джихаде – воинской доблести войны с неверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  5. (Брандт, § 24,о Людовике IX дополнительное чтение после § 29) Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Саладин. Потеря Иерусалима крестоносцами. Неудачные попытки вернуть Иерусалим ( III Крестовый поход) 2) IV Крестовый поход (участники, маршрут, результат) 3) Крестовые походы XIII в. и причины неудач: а) поход детей б) Походы Людовика IX Святого. 4) Как повлияла неудача Крестовых походов на авторитет Катол. Церкви? ДАТЫ: 1204 – IV Крестовый поход. Захват Константинополя крестоносцами. 1270 – VIII Крестовый поход. Смерь Людовика IX Святого. ОТВЕТ: 1) Потеря Иерусалима крестоносцами. III Крестовый поход. Иерусалим, захваченный во время Первого крестового похода – цель крестоносцев – был в середине XII века отбит у рыцарей султаном Египта Салах ад Дином (Саладином). Ричард Львиное Сердце, руководивший Третьим крестовым походом, не сумел взять Иерусалим. Поэтому решено было нанести удар по центру державы Саладина – Египту, а оттуда отправиться в сторону Иерусалима. 2) IV Крестовый поход (участники, маршрут, результат) В 1202 г. крестоносцы, во главе которых стояли граф Бонифаций Монферратский и венецианский дож Энрико Дандоло, собрались в Венеции, откуда их должны были отправить на венецианских кораблях в Египет. В уплату за корабли венецианцы потребовали, чтобы крестоносцы захватили для них крепость Зару. После захвата христианской Зары к крестоносцам явился бывший византийский император Алексей Ангел и попросил помочь ему вернуть престол (за деньги и военную помощь в войне с Египтом. Так из Зары крестоносцы отправились завоевывать другой христианский город – Константинополь. Алексей Ангел не смог собрать денег, чтобы заплатить крестоносцам. Тогда рыцари в 1204 г. взяли штурмом и разграбили город. На Европейской территории Византии крестоносцы основали Латинскую империю. Поход в Египет так и не состоялся. 3) Крестовые походы XIII в. и причины неудач: В XIII в. идея Крестовых походов уже не привлекала большого количества участников, но отдельные попытки вернуть Иерусалим предпринимались.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

– Где же тут соблазн? Вы же сами сейчас фактически оправдали войну с христианских позиций. Если война допустима, отчего бы ей не стать священной? Если ставятся высокие цели... – Соблазн не в допущении насилия. Соблазн – в романтизации насилия. То, что я говорил про меньшее зло – это нормальное христианское отношение. Но как только мы забываем, что меньшее зло – все равно зло, как только мы начинаем считать его безусловным добром – вот тут мы и попадаем в ловушку. Как только насилие начинает пониматься как универсальное средство утверждения истины, мы получаем некую иную версию христианства, разрушающую все на своем пути и приносящую неисчислимые страдания. Мы могли бы жить в другом мире – Вы говорили, что крестовые походы были ошибкой и с точки зрения геополитики... – Да, крестовые походы имели очень печальные последствия для христианского мира. Прежде всего, из-за них пала Византия. А ведь именно она сдерживала исламское наступление на Запад, в течение долгих веков принимала удар на себя и не пускала ислам в Европу. Более того, она постепенно возвращала себе территории, занятые исламом, и, видя силу и красоту ее цивилизации, многие мусульмане обращались в христианство. Это был четко отработанный механизм, он работал, и все, что требовалось от западного мира – просто не мешать. Но крестовые походы нарушили тонкий геополитический баланс. – Каким же образом? – Именно они породили исламский фанатизм, нетерпимость по отношению к “неверным”, и вызвали консолидацию ислама. До начала крестовых походов христианского населения в Палестине, Сирии, Египте было никак не менее половины, а по подсчетам некоторых историков, даже большинство. Мусульмане были правящей элитой, и их отношение к христианам оставалось, за исключением возникающих время от времени гонений, вполне терпимым. Христиане платили особую подать, “джизью”, но им дозволялось открыто исповедовать свою веру. Более того, византийский император выступал как защитник христианского населения всех исламских территорий, и тамошние правители это признавали. А население знало: в случае чего император за них заступится. Причем это касалось не только православных христиан, но и несториан, и монофизитов.

http://foma.ru/lovushka-svyatoj-vojnyi.h...

Почему Обама обрушивается на христианство, благодаря которому было отменено рабство в большинстве стран, в то время как в исламском мире работорговля сохранялась вплоть до XX века? Вспомнив преступления, совершенные во имя Христа, президент не упомянул Мухаммеда. Оплошность? Не думаю. Что касается крестовых походов, совершенных с XI по XIII века – кровавые злодеяния на самом деле совершались обеими сторонами. И стоит ли говорить, что крестовые походы с целью освобождения Иерусалима от мусульман, освобождения земли, по которой ходил Христос, были несправедливыми? Или он всерьез считает крестовые походы, на которые рыцарей в 1095 году вдохновил Папа Урбан и благодаря которым была снята осада Византии, эквивалентом войны, объявленной Бен Ладеном для освобождения Ближнего Востока от американцев? В нашей культуре крестоносцы всегда изображались как благородные герои – как, например, Ричард Львиное Сердце. А Эйзенхауер даже назвал свою книгу «Крестовым походом в Европу». И высказывания о преступлениях христианства во время Молитвенного завтрака, и насмешливые высказывания Обамы в адрес простых жителей Пенсильвании, которые, по его мнению, «с озлобленностью цепляются за Библию, оружие и враждебно относятся к мигрантам», раскрывают его качества как человека. Александр Солженицын, например, отмечал, что по приказу Ленина в первые дни его правления было убито больше людей, чем за триста лет испанской инквизиции. Обама проводит параллели между христианством и исламом, не говоря о главном. В отличие от ислама, который в течение одного столетия завоевал Аравийский полуостров, Ближний и Средний Восток, Палестину, Северную Африку и Испанию, христианство завоевывало земли не мечом, а словом. Христиане на протяжении трехсот лет подвергались гонениям, и лишь в 313 году после издания Миланского эдикта христианство было провозглашено официальной религией на территории Римской империи. Что является проблемой Америки? В тот момент, когда всплеск исламского фанатизма достигает пика, когда боевики «Исламского государства» отождествляют «крестовый поход» с понятием «нацизм», от имени Америки выступает человек, который воспринимает крестовые походы примерно так же, как и наши враги.

http://pravoslavie.ru/77219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ [англ. crusades; испан. cruzadas; итал. crociate; нем. Kreuzzüge; франц. croisades], в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных» (мусульман, язычников, еретиков). Участники К. п. приносили крестоносный обет, получали индульгенцию и особые папские привилегии. Первоначально история К. п. была связана с борьбой против мусульман за контроль над Св. землей (кон. XI - кон. XIII в.), но позднее привилегии крестоносцев были распространены на участников Реконкисты в Испании, походов против еретиков в Зап. и Центр. Европе, а также нем. «непрерывного» похода в Пруссию и Ливонию. Термин Взятие Антиохии крестоносцами в 1097 г. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Ок. 1287 г. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. municip. 142. Fol. 49v) Взятие Антиохии крестоносцами в 1097 г. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Ок. 1287 г. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. municip. 142. Fol. 49v) «крестовые походы» стал использоваться в нач. XIII в.; широкое распространение он получил лишь в Новое время. В средневековых источниках по отношению к К. п., как правило, употреблялись слова, обозначавшие путешествие или паломничество: via Hierosolymitana, iter Hierosolymitanum (путь в Иерусалим), peregrinatio (паломничество), passagium (путешествие), expeditio (поход), iter in Terram Sanctam (путь на Святую землю). Использовались также понятия, которые подчеркивали божественное происхождение К. п.: bellum sacrum (священная война), opus Dei (дело Божие), negotium Jesu Christi (предприятие Иисуса Христа). Позднее стали употребляться термины auxilium Terrae Sanctae (помощь Святой земле), transitio (переход) и другие. Участников К. п. называли peregrini (паломники), christiani (христиане), pauperes (бедняки), milites Christi (рыцари Христовы), Hierosolymitani (иерусалимляне), а с XIII в. также cruciferi (крестоносцы) и crucesignati (отмеченные знаком креста) ( Constable G. The Historiography of the Crusades//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World. 2001. P. 11-12). Причины

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010