50 Эти свойства всякого закона хорошо отметил Шелер, причем он справедливо указывает, что на этом покоится историческая и национальная изменчивость и многообразие норм права и морали. которая нисколько не свидетельствует против вечности и неизменности ценностей, формирующих все эти нормы (Max Scheler. Formalismus in der Ethik. Halle. 1921. S. 219–221). 52 Ибо история есть трагедия и построена только в категориях трагического, как трагедия свободной судьбы, которая конструируется и избирается не иначе как верою. 61 Отношение между противоречивыми суждениями, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными: из двух контрадикторных суждений только одно истинно, а другое непременно ложно. Если известно, что данное суждение истинно, то контрадикторное ему суждение ложно; если известно, что данное суждение ложно, то контрадикторное ему суждение истинно. 63 Неточная цитата из Второго послания к Коринфянам апостола Павла: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (3:15). 66 «Только верою» (Sola fide) (спасется человек) – слова М. Лютера и лозунг лютеранской Реформации; «оправдание верой» противопоставляется католическому «оправданию делами». Подробнее см.: Юнг Κ. Г. Архетип и символ. M., 1991. С. 259, 296. 71 Mores (лат.) – обычаи, нравы, поведение; ethos (греч.) – термин греч. философии, означающий присущий каждому человеку прирожденный нрав. Отсюда – современные термины «мораль» и «этика». 72 Jos. cont. Apion 2, 173, 179–181. Cp. O. Holzmann. Neutest. Zeitgeschichte. Grundriss der Theol. Wissensch. VIII Abt. 2 Auf. S. 322–339. Признание абсолютной и вечной ценности Торы проходит через всю раввинскую литературу. Тора дороже бесценной жемчужины, дороже всех сокровищ; одно слово из Торы стоит дороже всего мира. Ни одна йота в законе не должна быть опущена. Это основные утверждения Талмуда и Мидраша. Талмуд (евр.– «Учение») – свод иудаистского «устного знания», являющийся наряду с Ветхим Заветом наиболее авторитетным изложением иудаизма как религиозно-этического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

286 Дв. гр., 2, 116–117. Я выписал целиком эту длинную цитату для того, чтобы с особенной рельефностью очертить общую антисоциалистическую настроенность автора. Но само собою понятно, что все эти, скорее сатирические аналогии характерны лишь просто для человека, взглянувшего на социализм не совсем беспристрастными глазами, да еще через призму своей политико-экономической специальности, окрашенной случайно в религиозные цвета. Вообще, мне думается, что в полемике, близко соприкасающейся с религией, всегда лучше иметь побольше хладнокровия, дабы не получилось предположения о том, что «Зевс ты сердишься»... Так, напр., очень странно выглядит приписываемое автором Фейербаху желание, в сфере его атеистических убеждений, «и невинность соблюсти, и капитал приобрести» (Др. гр., 1, 32). Есть много и других, более или менее резких выпадов автора по адресу его антипатий. Все это чересчур использовано религиозной апологетикой, которая этому самому обязана, между прочим, тем предубеждением, которое царит против нее в интеллигенции. 291 Чтения о богочеловечестве, чт. 2; Соч., т. 3, 156. Эта же идея, по- видимому, бродила и у ранних протестантских мистиков (см. Виндельбанд, Ист. нов. философии, т. 1, 1892, 81). 293 Ibid, 166. Я нарочно привожу здесь самые основные черты учения Соловьева, так как легко видеть, что именно отсюда вытекают и два другие понятия – о церковности и о богочеловеческой (христианской) свободе. 294 В своем увлечении «богочеловечеством», в христианском смысле «обожженной твари по благодати», Булгаков доходит даже до следующего совершенно неожиданного для православной Церкви предположения, будто «в обряд православного богослужения введено каждение не только иконам, но и молящимся, которые приравниваются иконам» (!) Дв. гр. 2, 144. 296 Едва ли надо говорить о том, насколько мало дает в этом направлении даже столь любопытная «История и будущность теократии», не пошедшая, впрочем, к сожалению, дальше первой книги. Тоже можно сказать и о другой, не так давно прекрасно изданной на русском языке, книге Соловьева: «La Russie et l’Eglise universelle».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

93 Хазин, II, 295–296. Более подробно это сказание изложено в турецком сочинении (сборник тонких слов); перевод его см. VII вып. миссион. сбор. соч. Фортунатова. стр. 25–30. 97 Sprenger, Das Leben. B. I, 131. О переводе св. Писания на арабский язык еще до появления Мухаммеда ученые заключают: 1) из всегдашнего обыкновения синагоги объяснять еврейское законоучение чрез парафраз на общеупотребительном туземном языке, 2) из аналогии армянского, персидского и эфиопского переводов, которые уже существовали в V веке, Вальтон, Prolegomena ad Bibl. Polyglot. P. 34, 93–94. Simon, Histoire critique du V et N. Testament. t. I. р. 180–181 etc., II, p. 206. Миссионер. противом. сборн. вып, XI, стр. 25–26, примеч. 2. 102 Сура 19 обнародована Мухаммедом на пятом году своей проповеднической деятельности, в Мекке, и была послана абиссинскому наджаши. Sprenger, Das Leben und die Lehre des Mohammad. 103 это Дети дяди, или вообще родственники, а некоторые говорят – бездетность, некоторые – вообще наследники. Тафсир Хазина, т. I, 283. 104 Рассказ излагается драматически. Отсюда говорит Бог: «Он принял молитву Захарии и отвечал ему». Хазин. Там же. 113 «Слово означает одного и многих, мужеский пол и женский, но здесь оно употреблено для обозначения одного. Слово же (следовало бы ) употреблено в женском роде потому, что женского рода». Хазин. 114 «т. е. Он Всевышний может даровать дитя и при старости; делает, как хочет, и не изнеможет у Него ничто». Хазин I, р. 352. Чья это речь, толковники не объясняют. 116 В переводе Г. С. Саблукова передано не точно: утром и вечером. «Вечер – это время между склонением солнца к закату до заката его, и оттого молитвы полуденные и вечерние называются молитвами вечера, а утро – от рассвета до полудня». Хазин I. 117 Хазин. Впрочем, в турецкой книжке мы встречаем следующее предание: Захария до своего пророчества занимался плотничеством; когда он однажды молился в иерусалимском храме, ему явился ангел Гавриил и сделал приветствие. Захария приветствие принял, и спросил: ты кто такой? Гавриил, ответил: я Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

462 Честертон Г. К. Алая луна Меру.//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 2. – М., 1994, с. 296-297. 463 Цитату из неназванного буддистского трактата см. – Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. – СПб., 1994, с. 204 464 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. – СПб. б.г., с. 561. 465 Блаватская Е. П. Главы из «Тайной Доктрины».//Вестник теософии. 1913, с. 69. 466 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 273. После этих вполне ясных заверений Махатм весьма неожиданно было читать у Л. В. Шапошниковой в ее рекламной статье о «всепримиряющем и всепобеждающем» учении Рерихов, будто «творчество роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему (человеку) тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса… Материя бесцеремонно потеснила дух, разорвала связи с Высшим, усомнилась в существовании космического творчества и присвоила себе функции Бога-творца » (Шапошникова Л. В. «Синтез действенного блага… „.//Человек. 1994, с. 92 и 97). Тут я оказываюсь перед выбором: или я должен сказать, что Вице-президент Международного центра Рерихов Л. В. Шапошникова пропагандирует учение, которого не знает, и не стесняется публично демонстрировать свое невежество и неосведомленность в самой теософии. Или же я должен публично признать, что моя критикесса слишком хорошо усвоила уроки Елены Ивановны и практикует публичную ложь. Неужели не знает Вице-президент теософов, что представление о Боге как Творце казалось Рерих кощунственным и несовместимым с ее радикальным монизмом? Это какая же материя «присвоила себе функции Бога-Творца“? Уж не та ли, которую в качестве единственного предмета своей веры признают Махатмы? Боюсь все же, что Шапошникова знает, что делает. То, что в иные годы она выдавала за материализм, теперь она представляет почти что христианством. 467 «Семеро из Махатм и есть те самые Планетарные духи каждого, которых мы поодиночке зовем Богом, ибо, истинно, Им под силу творить планетные системы» – Шамбала – твердыня Света. – Томск, 1994, с. 229. 468 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 46.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

– штатных специалистов, имеющих опыт работы в социальной сфере; – специалистов, которые будут работать вне штата; – помещения для проведения собеседований, консультаций и занятий школы приемных родителей: нужно указать адрес, где будут проводиться занятия, телефон и адрес электронной почты; – методического материала; – социального запроса (нужно указать количество желающих обучаться в школе приемных родителей). Что нужно для открытия школы приемных родителей? После того как у вас приняли документы, ведомство собирает комиссию, которая рассматривает возможность передачи вашей школе таких полномочий. Для того чтобы работать в сфере подготовки приемных родителей, организация должна выполнять требования, перечисленные в законе. Делопроизводство должно вестись в соответствии с приказом соответствующих муниципальных органов (в Москве – Департамента соцзащиты). (Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 6 мая 2013 г. 296 «Ведение и оформление Журналов учета письменных заявлений граждан, договоров и выдачи свидетельств». Узнайте, какой документ регламентирует эту деятельность в вашем регионе) Законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность школы приемных родителей: – Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; – Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423»; – Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. 423»; – Федеральный закон об опеке и попечительстве, Глава 2, ст. 6; – региональные постановления в сфере опеки и попечительства. Расширенный список документов, касающихся работы школы, см. в Приложении 2. Специалисты Прежде чем начинать работу, вам нужно познакомиться с требованиями к школе приемных родителей, которые действуют в вашем регионе. К штату школы приемных родителей в законодательстве России специальных требований нет. Сколько нужно специалистов, каких именно и как распределить нагрузку – решает руководство школы. Нагрузка зависит от количества учеников. Есть школы, где все занятия, кроме юридических, ведет руководитель, совмещая несколько функций в одном лице.

http://azbyka.ru/deti/shkola-priemny-h-r...

отец, преданы же и непрерывно и неуклонно святой и кафолической нашей Церкве служением соблюдаются, якоже учреждены и определены суть: и не лет есть не приложити к ним ино что, ниже отнюдь отъяти что от них, и 5) „истину и чистоту учения содержащегося в сем Послании засвидетельствовали все святейшие патриархи и другие архипастыри Церкви восточной, когда послали его от себя (1723 г.) в ответ христианам Великобританским, как истинное изложение и мудрование Православной веры, и тогда же сообщили для той же самой цели и нашему Св. Синоду; принял и засвидетельствовал и св. Синод Всероссийский, издавши в 1838 г. это исповедание на русском языке под заглавием: послание патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере, для руководства всем православным, а в 1845 г. постановивши безмездно раздавать эту книгу всем духовным воспитанникам для всегдашнего употребления не только в семинариях, но и по выходе из семинарий (Преосв. Макария „Введение в правосл. богосл.” 590, 591). Вследствие сего догматическое учение Православной церкви в этом пункте строго держится учения, изложенного в Послании Восточных патриархов и на нем утверждается. Все догматическое учение о Церкви твердо и строго держится на 10-м члене Послания вост. патриархов, см. „Православно догматическое богословие” преосв. Макария т. III, стр. 249, 255, 256, 275, 293, 294, 295, 296, 297, 299, 301, 303, 319; его же руководство к изучению „Христианского Православно-догматического богословия” стр. 236, 239, 245, 250, 251, 252. Вообще и 10 и 11 члены послания Восточных патриархов в „Догмат. богословии” и руководстве преосв. Макария приведены почти сполна в разных местах, как основание Прав. учения о Церкви и иерархии. Руководство к изучению христианского „Православно-догматического богословия” преосв. архиепископа Макария, печатаемое по определению св. Правитель cm вующего Синода и служащее учебною книгою в духовных семинариях (изд. 1869). „Св. Апостолы непосредственно избранным и рукоположенным ими епископам заповедали передавать, чрез таинственное рукоположение, свою Божественную власть и иным, нарочито избранным и приготовленным людям ( 2Тим. 2:2 ; Тит. 1:15 ), подробно описывали те особенные свойства, коими должны отличаться эти призываемые на столь высокое служение люди ( 1Тим. 3:1–10 ; Тит. 1:6 и след.) постановляли особые правила суда над ними ( 1Тим. 6 (5):19) стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

1174 Вероятно, доходный дом М. Ф. Арманд (Старая пл., д, 6), построенный в 1870 г. по проекту архитектора А. С. Каминского (в 1912 г. перестроен). 1175 Речь идет о доме на углу Знаменки и Малого Знаменского переулка (теперь дом 11 – Академическая библиотека по естественным наукам). Жена врача Ольга Ивановна Бетлинг (во 2-м браке Малютина) владела им с 29 января 1877 г. по 6 июня 1892 г. 1181 Владимир Романович Лицкой (в 1877 г. коллежский советник), помимо того что занимал пост прокурора Московского окружного суда, являлся в рассматриваемый период и одним из «светских директоров» Попечительного о тюрьмах комитета. 1182 Статья 298 Устава уголовного судопроизводства, утвержденного 20 ноября 1864 г., гласила: «По получении объявления судебный следователь немедленно расспрашивает объявителя об обстоятельствах происшествия или об известных ему признаках преступного деяния и, в случае явного обвинения им кого-либо в преступлении или проступке, предупреждает его о наказании за лживые доносы» (Устав уголовного судопроизводства. С. 37). См. также статью 296: «Объявление о преступном деянии, при коем объявитель был очевидцем, может служить достаточным поводом к начатию следствия, хотя бы в виду следователя и не было никаких других улик» (Там же). (В отличие от этого Устава современным Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрена специальная процедура, в соответствии с которой предварительное расследование начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.) 1183 Владимир Яковлевич Фукс (в 1877 г. коллежский асессор), один из 22-х помощников прокурора Московского окружного суда. 1185 Разрешение принимать пожертвования через газеты последовало 14 декабря 1860 г. – распоряжением Департамента общих дел МВД «Об открытии подписки для сооружения памятника Пушкину». 1188 Другие письма Манасеина к Победоносцеву о деле Гилярова нам неизвестны. Данное письмо отложилось в архиве кн. Шаховского, поскольку, несомненно, было передано последнему адресатом, Победоносцевым, в 1890-х гг., когда Шаховской подготавливал к печати сочинения Гилярова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Люцернов к в Бозе почившему Владыке Антонию совершенно неправильно, хотя может статься Люцернов и выставлял сам себя в таких отношениях в смысле выражений: «мы-де вместе пахали...» или – «какую пыль мы подняли...» . 282 Таков напр. был старец – Михаил Платонович Платонов, – известный христолюбивыми жертвованиями на храмы Божии. 283 См. Известия по Казанской епархии 1878 г., 9, стр. 219. Речь о. кафедр. прот. В.П. Вишневского. 285 Все эти данные взяты были нами в своё время из подлинных документов и заключаются в изложенных нами материалах для биографии высокопр. Филарета. 287 Эти черновые подлинники хранятся теперь у пишущего – в материалах для биографии высокопр. Филарета. 290 Её Императорское Высочество В.К. МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА родилась 5 Октября 1853 г., следовательно, Ей исполнилось в этот день только ещё четыре года. 292 Точная копия с этих записок, в количестве 7 листов имеется у меня, с нумерациею самых подлинных листов, – из коих на 6-м листе значатся и приведённые слова. 294 Душеполезное Чтение 1880 г., Апр., стр. 484–488. Автор этих воспоминаний, Пермский о. Протоиер. Е.А.П., в самую недавнюю пору доставил мне 15 подлинных писем преосв. Антония. Содержание этих писем вполне оправдывает содержание и характеристику воспоминаний; но я не мог воспользоваться содержанием их здесь и по времени и по пространству места. 295 Статья: «К биографии Антония, Архиепископа Казанского. Церковный Вестник, 1883 г., Ноябрь, 48, стр. 2–5. Сюда же относится и статья г. Мацеевича, обнародовавшего в Трудах Киевской Академии (Июль 1883 г.) некоторые письма и материалы. 296 Мы должны сказать о себе, что не знаем ничего относительно этого «Словаря», так как не приводилось никогда и слышать что-либо об этом деле от самого преосв. Антония. Приводим же здесь настоящие сведения собственно на основании цитируемой нами статьи, как извлечённой автором из подлинных, очевидно данных. 299 Это распоряжение преосв. Антония, как видно было, доведено было до сведения Редакции Церк.-Общ. Вестника в частной корреспонденции услужливых подписчиков-батюшек и притом, в преувеличенном виде, т. е., что будто запрещено вовсе выписывать эту газету даже и на свои деньги... И, помнится, Редакции что-то писала об этом слишком не в пользу преосв. Антония. И с этой поры, с почина этой, легкой не на добро, руки корреспондента, в последние годы имя преосв. Антония на столбцах «Церковно-Общественного Вестника» являлось печатанным чуть не киноварью, хотя он-то сам и махнуть рукой на это не хотел, когда слышал и просил даже, чтобы ни о чём подобном ему вовсе не сообщалось и не намекалось...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

25. Н. Н. Ладыгина-Котс. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935. С. 494; ее же. Приспособительные моторные навыки макаки. М., 1928. С. 324. 26. «Мы находим у шимпанзе разумное поведение того же самого рода, что и у человека» (В. Келлер. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930. С. 203). 27. Павловские среды. М., 1949. С. 296. 28. Н. Н. Ладыгина-Котс. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959. С. 308. Обзор других современных работ см. в послесловии Ладыгиной-Коте к кн.: Я. М. Домбровский. Психология обезьян. М., 1963, С. 287. 29. Д. Н. Кашкаров. Современные успехи зоопсихологии. С. 400. 30. J. M. Aubert. Ор. cit. Р. 68. 31. Th. Dobzhansky. Mankind Evolving. New Haven, 1966. P. 183. 32. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.. 1965. С. 170-171. Ч. Дарвин, будучи противником этой теории «прерывности», ссылался на аналогию между антропогенезом и эмбриогенезом человека. «Очень немногие люди будут тревожиться, писал он, — невозможностью определить, в какой именно период развития, от появления ли первых следов микроскопического зародышевого пузырька до полного развития ребенка, до или после рождения человек начинает становиться бессмертным существом; и я не вижу более серьезных оснований тревожиться по поводу того, что и в постепенно поднимающейся органической лестнице этот период не может быть установлен точно» (Ч. Дарвин. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1896. С. 416). Однако, хотя эта аналогия и имеет смысл, но она далека от точности. Эмбриогенез — не эволюция. Если образовавшийся в теле матери человек не проявляет своих специфических черт, то ведь и на «жаберной» стадии его нельзя назвать настоящей рыбой. Жизнь эмбрионов, при всем их сходстве со взрослыми особями, отличается рядом характерных особенностей. 33. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения. Т. III. М., 1986. С. 69. 34. «Понятие «труд», — отмечает один из советских исследователей, — призвано выразить собой не физические действия, рассматриваемые вне сознания, а определенный вид практической деятельности людей, включающий в себя сознание как необходимый компонент и возможный, собственно говоря, лишь благодаря (курсив мой.– А. М.) появлению таких феноменов, как сознание и речь (Э. Маркарян. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. С. 124).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ср. историю с «Избранными местами из переписки» Гоголя, также с некоторыми стихотворениями Пушкина. Можно ли представить себе подобное отношение к протестантизму в Германии или к католицизму – в романских странах! 93 Вообще, нам думается, судьба Византии от Константина Великого , ее основателя, до падения ее в 1453 г. представляет интерес и значительность истории особого и совершенно оригинального культурно-исторического организма, и с нею ни в какое сравнение не может идти по значительности и интересу история собственно Итальянской империи, от Августа до Ромула Августула. Только нужно при этом помнить, что центр истории византийской лежит во Вселенских соборах, в деятельности отцов церкви и еретических волнениях, – наконец, в жизни и трудах отшельников-анахоретов, и гораздо менее – в императорском дворце или вообще в самом Константинополе. С этой точки зрения, т. е. не с отрицательной, а с положительной, которая выясняла бы исторический труд Византии, – история ее не написана; но для ума глубокого и свободного нет эпохи во всемирной истории, столь же мало исчерпанной и так интересной. Добавим, что разработать в подробностях и, наконец, воссоздать в целом эту историю составляет прямую образовательную задачу науки всеобщей истории у нас, в России. 94 Формальная причина и действующая причина (лат.). По Аристотелю, всякая вещь обладает четырьмя причинами – материальной, формальной, действующей и целевой. (См.: Аристотель. Метафизика, 1013а, 24–35//Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 146). 95 Цитируется незаконченное стихотворение М. Ю. Лермонтова «На буйном пиршестве задумчив он сидел...» (1839), посвященное французскому писателю-мистику Жаку Казотту (1719–1792), казненному за несочувствие революции. На обеде у знатного вельможи Казотт якобы предсказал каждому из присутствующих, что его ожидает в недалеком будущем. У Лермонтова – «И помню я, исполнены печали...» (Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 295–296). Читать далее Источник: К.Н. Леонтьев: Pro et contra : Антология : [В 2 кн.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1995. (Серия " Русский путь " )/Кн. 1: Личность и творчество К. Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891-1917 гг. - 1995. - 474, с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010