Апостол Тимоф., зач. 296. Апостол нед. по Просвещении и недели Мыт. и Фарисея. Апостол дне, т. е. недели Мытаря и Фарисея. Дне и святых. Апостол дне и праздника. Аллилуиарий гласа (т. е. воскресный рядового гласа: см. Служебн., стр. 447). Аллилуиарий недели по Просвещении: Милости твоя, Господи..., и праздника Богоявления: Принесите Господеви... Аллилуиарий гласа, т. е. воскресный рядового гласа, и праздника. Прим. В мрк. гл. о попразднстве и отдании Богоявления не упоминается об аллилуиариях, но на основании общего устава об аллилуиариях, изложенного нами в гл. 45, должны быть именно те аллилуиарии, которые мы здесь указываем. Дне и святых Аллилуиарий гласа и праздника. Евангелие Луки, зач. 89. Евангелие недели по Просвещении и недели Мытаря в Фарисея. Евангелие дне, т. е, недели Мытаря и Фарисея. Дне и святых Евангелие дне и праздника Причастен; Хвалите Господа с небес. Причастен обыкновенный воскресный: Хвалите Господа..., и праздника Богоявления: Явися благодать Божия. Причастен обыкновенный воскресный: Хвалите Господа... и праздника Богоявления: Явися благодать Божия... Дне и святых. Причастен Хвалите Господа..., и праздника. Вместо достойно – ирмос 9 песни канона. Вместо достойно – ирмос 9 песни канона. Вместо достойно есть… ирмос 9-й песни. Вместо достойно есть… ирмос 9-й песни. Вместо достойно есть… ирмос 9-й песни. B Неделю Блуднаго. Прокимен гласа. Апостол Коринф., зач. 135. Аллилуиарий гласа. Евангелие Лук., зач. 79. Причастен: Хвалите Господа с небес. Дне и святых (Тип., л. 166 на об.). Так же, как и выше. Вместо Достойно есть... ирмос 9-й песни. Так же, как и выше. Вместо Достойно – ирмос 9-й песни. Так же, как и выше. Вместо Достойно – ирмос 9-й песни. B неделю Мясопустную: Прокимен гл. 8: Велий Господь наш... со стихом. Апостол Коринф., зач. 140. Аллилуиарий: Приидите возрадуемся... со стихом. Евангелие Мф., зач. 106. Причастен: Хвалите Господа... Другой: Радуйтеся... Прокимен и аллилу иарий Триоди, или, иначе, недели Мясопустной (Сн. 1 и 2 февр.: Велий Господь... Приидите возрадуемся...), и святых. Апостол, евангелие и причастен дне и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Когда св. Василий велик. предложил св. Ефрему занять епископскую кафедру, то он уклонился от сего, притворившись юродивым, а потом и совсем скрылся (жит. св. Ефр. т. I, стр. 41). Св. Пахомий (15 мая) по смирению ни сам не принимал священного сана, ни своим подначальным сего не позволял делать, но священника имел, приглашая его для службы из соседнего села (см. его житие). То же самое говорили и те пустынножители, о которых пишет св. Ефрем. Разве сего безпоповцы не знают? Нет, они отлично это знают, но, желая обмануть себя и других 294 злоупотребляют писанием, приводя его отрывочно, чтобы другие не поняли истинного смысла приводимой выписки. Таким образом оказывается, что безпоповцы напрасно сослались на пустынножителей, так как этот пример к ним совсем не подходит во 1-х потому, что те хотя и не священствовали сами, но священства требовали, считая невозможным без него спастись; во 2-х потому, что безпоповцы и по жизни не похожи на пустынножителей, так как не ведут той строгой жизни, какую те вели. Св. Ефрем так описывает жизнь пустынножителей. «Отправимся взглянуть на их жилища, на то, как заключены они в них, подобно мертвецам в гробах... Пойдём взглянуть на их тела, как облечены они своими же волосами. Пойдём взглянуть на вретища их, нося которые, в радости они славят Бога... Пойдём взглянуть на их чаши, растворенные их же слезами... Пойдём взглянуть на их трапезы, наполненные всегда дикими былиями. Приидите, посмотрим на камни, которые они кладут всегда себе под голову... Они сами для себя иереи, и врачуют наши болезни своими молитвами; потому что всегда они – наши молитвенники 295 . Не мудрствуют они высоко, не домогаются первоседания» 296 (т. 1, сл. о сконч. отц., стр. 229–231). Такова ли жизнь наших безпоповцев, какую проводили пустынножители? Пусть сами они сравнят свою жизнь с жизнью пустынножителей и тогда ответят на этот вопрос 297 . Таким образом пустынножители скорее служат укором и обвинением нашим старообрядцам, чем защитой. Из слов св. Ефрема о священстве мы видим, что он признавал его необходимым, а потому и невозможно допустить, чтобы он был проповедником безпоповства. «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства! восклицает св. отец... Оно светлый и несравненный щит, непоколебимый столп, несокрушимая стена... Не престану, братие, прославлять вам достоинство сего сана, которое сынам Адамовым даровала Троица... Им (свящ-м) отъято с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие, развратные стали освящёнными сосудами... Что ещё скажу, или за что восхвалю? И слово, и понятие превышает дар сана священства... Без достоуважаемого священства не даётся смертным отпущения грехов... Предстоящий иерей совершает молитву о всех. Тогда души приступают и в страшных тайнах приемлют очищение от скверн... О неизреченная сила, благоволившая вселиться в нас через возложение рук святых (арх)иерев! О какой высокий сан имеет страшное и чудное священство!» (ч. II, сл. 57, стр. 396).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

292 Сюда относится следующее свидетельство Меджир ед-Дина (Mines d’Orient, 91): «на западной стороне купола Скалы (мечети Омара) есть камни, бывшие здесь, как говорят, во время Давида. Они вкоренились в почву и никогда не сдвигались с места».– 293 Что западная линия верхней платформы сохранилась не в первоначальном своем виде, видно из того, что она не параллельна западной стене ограды харама.– 294 Впрочем, это место можно понимать двояко: жертвенник сынов Израиля мог быть на восточной стороне пред западными воротами, т. е. в самой мечети, на священной скале, и на противоположной западной стороне, где также указывали место принесения голубиной жертвы евреями (Тоблер, 1:599). Но, само собою разумеется, что отодвигать жертвенник всесожжений еще далее на запад от скалы мечети Омара невозможно. Если на запад от мечети Омара действительно был такой пункт, который предание называло местом голубиной жертвы евреев и из которого сарацины сделали часовую башню (Тоблер, 1:599), то такой пункт евреи могли изобресть для себя только в то время, когда скала мечети Омара стала недоступною для них. 295 Что скала в таком виде не была обделана крестоносцами, видно из того уже, что главный вход в Templum Domini крестоносцев был с запада; следовательно подъем на скалу для них нужен был также с западной стороны, а не с восточной. Он и был сделан здесь из камня на северо-западном углу, причем вся скала была выложена камнями и мрамором. 296 Возможно, что происхождение этого канала относится ко времени Симона праведного, около 300–270 года до Р. Хр. См. Graetz, Geschichte der Juden, II (B) 238. 297 С этим подземельем были связаны какие то суеверные обряды и волхвования. Иудейское предание говорит, что некто волшебник Нарва, желая, для своих целей, наблюдать служение первосвященника в день Очищения, прорыл, при помощи волшебных сил, подземный ход до святого святых. Его нашли в подземелье и назвали это последнее его именем (Ioma, 35, 1. Aruch). Именем волшебника Парвы называется еще какая то птица, служившая для заклинаний (Chull. 62:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

148 Волынские записки. См. Руссова, СПб. 1809 г. стр. 62–63; срав. А. Братчикова – «Материалы для исследования Волынской губернии». Вып. 2, стр. 296–297. 149 Село Звягельские-Пилиповичи – под именем села Филипович Звягельской волости – упоминается в акте от 1650 года 7 января в жалобе от имени жены Виленского воеводы и гетмана великого княжества Литовского Анны-Алоизии Ходкевич (урождённой княжны Острожской) на арендного владельца м. Вильска, пана Александра Цеклинского и на слугу его Яна Белецкого, об увозе из её имений, в том числе и из села Филипович, нескольких сот крестьян, которые и были потом совершенно ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 559). 150 Село Романовка упоминается в акте от 1650 года 7 января в жалобе от имени жены Виленского воеводы и гетмана великого княжества Литовского Анны-Алоизии Ходкевич (урождённой княжны Острожской) на арендного владельца м. Вильска пана Александра Цеклинского и на слугу его Яна Белецкого, об увозе из её имений, в том числе и из села Романовки, нескольких сот крестьян, которые и были потом совершенно ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 561). 151 Село Броники – под именем села Бровник и Бронник – упоминается в акте от 1650 года 7 января в жалобе от имени жены Виленского воеводы и гетмана великого княжества Литовского Анны-Алоизии Ходкевич на арендного владельца м. Вильска пана Александра Цеклинского и на слугу его Яна Белецкого, об увозе из её имений, в том числе и из села Бронник, нескольких сот крестьян, которые и были потом совершенно ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 558). 153 Местечко Берездов – под именем села Берездова, – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волыиского, князя Иоакима Богушевича Корецкого, на войта Литинского и урядника имения Вильска Криштофа Вонарского, принадлежащего князю Константину Константиновичу Острожскому о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез м. Вильск бежавших от Корецкого в имение Острожского, в том числе и в с. Берездов, крестьян, то упомянутые войт и урядник с Вильскими мещанами перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, – находившееся же при них оружие и лошади были заграблены (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

289 Ср.: «Древо же познания и добра и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы, которое – прекрасно для лю­дей совершенных и твёрдо стоящих в божественном созерцании, обнаруживая собою великолепие Творца; но не прекрасно для людей ещё юных и в очень большой степени обладающих сластолюбивым желанием, которых обыкновенно влечёт к себе и отвлекает попечение о собственном теле вследствие нетвёрдости пребывания их в том, что – более превосходно, и вследствие того, что они ещё не крепко утвердились в привязанности к одному только прекрасному» (Ио­анн Дамаскин–1992. С. 77). – А.М.К. 290 Ср. у Ефрема Сирина: «Превышая числом рои звёзд/на зримом небосклоне сем,/обильные цветы оной [райской] страны,/светло торжествуя, являют себя, –/и малая толика дыхания их,/в коем дышит благость Творца,/сильна недуги уврачевать.../являясь, словно бы лекарь язв...” (МЖ. С. 237–238). 291 Слово природа можно понимать и в более широком смысле – как тварный состав человека, так и в более узком – как телесную природу, пол, познание которых способно увлечь незрелого, несовершенного человека на путь чувственности; таким образом, чувственная природа не является злом сама по себе, ибо всё, что сотворил Бог, было «весьма хорошо». 292 Ср.: Бог «желал, чтобы мы были свободными от забот, имеющими одно дело, дело Ангелов: неусыпно и непрестанно воспевать хвалы Творцу и наслаждаться Его созерцанием...» (Иоанн Дамаскин–1992. С. 75–76). 293 Ср. в РСБ: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия». – А.М.К. 296 В христианском богословии придание религиозного значения числу восходит к античной философской традиции (Пифагор, академия Платона, неопифагорейцы, неоплатоники. См.: Кириллин–2000. С. 14–34). 297 Предполагаем, что слова иже первнець єсть во дьнехъ являются цитатой из 2-го члена Символа вера. – А.М.К. 298 Весь этот фрагмент основан на символике дней недели. У евреев не было осо­бых названий для дней недели, кроме субботы; остальные дни назывались пер­вым, вторым, третьим и т. д. (ср. вторник, среда, четверг, пятница). День после субботы был первым днём недели, восьмой день также был послесубботним; та­ким образом, первый и восьмой дни были днями воскресными. Именно эти дни прообразовательно были освящены в Ветхом Завете: «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой» ( Лев. 23 ). – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

По народу пронеслась весть, что М. Г. Черняев Когда молебствие кончилось, из церкви повалил народ, но выход ему положительно был загражден другою наружною массою народа. В дверях показались М. Г. Черняев и И. С. Аксаков; разом вся масса народа заколыхалась, шапки полетели вверх и раздались крики „Да здравствует Черняев!“ Аксаков с супругой едва успели сесть в экипаж, Михаила же Григорьевича толпа оттерла, и он никак не мог добраться до экипажа и вынужден был пешком направиться к Иверским воротам. Толпа не только не уменьшалась, но все более и более увеличивалась вдруг из толпы выдвинулся какой-то старик лет 75-ти и, со слезами на глазах, подошел к М. Г. Черняеву, который обнял старика и поцеловал его» (Рус. мир. 1877. 19 июня (1 июля). 292 Как не появиться Копейкиным, «так сказать, кровь проливавшим»… — Слова, взятые в кавычки, — неточная цитата из «Повести о капитане Копейкине» (см.: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1948. Т. 6. С. 581–584). 293 …турецкими армиями руководят английские генералы… — Достоевский пользуется следующей газетной информацией: «По словам „Neue Freie Presse“, Россия протестовала против образа действий английского уполномоченного при турецкой азиатской армии, который всеми силами старается помогать турецким операциям» (Моск. ведомости. 1877. 15 июня. Отд. «Телеграммы»); «В „Новое время“ пишут из Константинополя, от 22 мая, что генерал Кемпбалл находится в Эрзеруме; девятнадцать английских офицеров, возвратившихся из Малой Азии, отправились на болгарские пункты, которым наиболее угрожает опасность» (там же. 2 июня. Отд. «Телеграммы»); «В „С. Петербургские ведомости“ сообщают, что английский офицер, руководивший действиями турецких войск в битве у Зейдекана (в районе турецкой крепости Каре. — Ред.), ранен» (там же. 15 июня. Отд. «Телеграммы»). 294 …английские офицеры воздвигают многочисленнейшие укрепления на английские деньги… — Еще до начала русско-турецкой войны газета «Новое время» сообщала о спешном возьедении укреплений вокруг города Рущук на Дунае: «Всеми работами руководят два английских инженера, препротивные фигуры В белых фуражках, в каких-то бархатных коротких курточках, с сигарами в зубах, они целый день рыскают по окрестностям, верхом на горячих местных лошадках и беспощадно хлещут гуттаперчевыми хлыстами заленившихся солдат-рабочих; восемь раз счетом я натыкался на красивое зрелище подобной гуманной расправы…» (Нов. время. 1877. 15(27) марта. корреспонденция Н. Каразина «В воинствующей Турции»). С начала военных действий число подобных сообщений резко возросло. 295 …флот английский ободряет Турцию продолжа войну… — Английский военный флот, введенный (по распоряжению английского премьер-министра лорда Биконсфилда) в Средиземное море для «ободрения» Турции и устрашения России, базировался на острове Мальта. 296

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Он вывел, что русский народ есть народ второстепенный — которому предназначено послужить лишь материалом для более благородного племени, а не иметь своей самостоятельной роли в судьбах человечества. — Весьма вероятно, что одним из прототипов Крафта был соученик А. Ф. Кони по Московскому университету мировой судья Крамер, покончивший с собой, так как ему представлялось, что у русского народа нет исторической будущности. В дневнике, начатом за неделю до смерти, Крамер писал, что русский народ послужит лишь удобрением для более свежих народов, которые придут, вероятно, с Востока. „Но я люблю, — писал он, — этот народ, и его печальное будущее меня угнетает, рисуя мне всякую общественную работу бесполезной в своем конечном результате“. Предсмертный дневник Крамера попал к А. Ф. Кони, который разбирал дело о самоубийстве своего бывшего товарища. Кони, вероятно, и рассказал об этом Достоевскому, так как некоторые детали из предсмертного дневника Крамера использованы при создании образа Крафта (см. ниже, примеч. к с. 296). Кони рассказывает о Крамере в своих воспоминаниях „На жизненном пути“, (т. 3, ч. 1). Создавая образ Крафта, Достоевский пользовался и другими источниками. В теории Крафта об отсутствии самостоятельного значения России нашли, в частности, отражение взгляды П. Я. Чаадаева, высказанные им в „Философических письмах“ (1829–1831), первое из которых, напечатанное в 1835 г. в „Телескопе“, привело к закрытию журнала и высылке его редактора Н. И. Надеждина (1804–1856) в Усть-Сысольск. В письме Чаадаев пишет: „Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Наставление, которое мы призваны преподать, конечно, не будет потеряно; но кто может сказать, когда мы обретем себя среди человечества и сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?“ (Соч. и письма П. Я. Чаадаева/Под ред. М. Гершензона. М., 1914. Т. 2. С. 113). И далее: „Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь“ (Чаадаев П. Я. 1-е философическое письмо (1829)//Там же. С. 116–117). 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

(1, с. 137.) Вот Ты здесь, Ты освобождаешь от жалких заблуждений и ставишь нас на дорогу Свою, и утешаешь. (1, с. 96.) Он [враг – СМ.] считает проступки наши; ищет, в чем бы обвинить, и ничего не находит в Том, в Ком мы победили. Кто вернет Ему кровь невинную? Кто заплатит цену, которой Он нас купил, чтобы отобрать от врага? (1, с. 153.) Ты видишь… Господи, – и молчишь, – долготерпеливый, многомилостивый и справедливый (Пс. 102: 8). Всегда ли будешь молчать? И сейчас вырываешь Ты из этой бездонной пропасти душу, ищущую Тебя и жаждущую услады Твоей. (1, с. 20.) Доброе во мне устроено Тобою, это дар Твой; злое во мне – от проступков моих, осужденных Тобою. (1, с. 156-157.) Наградой… [добрых – С. М.] дел служит вечное счастье, которое подает Бог одним только действительно благочестивым. Все же остальные дары настоящей жизни, достоинства ли то или средства, равно как и сам мир, свет, воздух, земля, вода, плоды, душа самого человека, тело, чувства, ум, жизнь, – раздаются без различия и добрым, и злым. К числу этих даров принадлежит и всякого рода величие власти, которое дается для временного управления. (2, с. 296-297.) Вся надежда моя только на великое, великое милосердие Твое. Дай, что повелишь, и повели, что хочешь. (1, с. 174.) Бог создал людей не как Ангелов, – не так, чтобы и, согрешив, они вовсе не могли умирать, но так, что, исполни они долг повиновения, получили бы без посредства смерти ангельское бессмертие и блаженную вечность, а не исполни они этого долга, смерть послужила бы для них справедливым наказанием. (3, с. 287.) Благодать Божия лучше и не могла высказаться, как высказалась в том, что единородный Сын Божий, непреложно в Себе пребывающий, облекся в человека и даровал нам упование Своей любви при посредстве человека, дабы через Него люди приходили к Тому, Который был столь далек от них, как бессмертный от смертных, блаженный от злополучных. И поскольку Он от природы вложил в нас желание быть блаженными и бессмертными, то, пребывая блаженным и приняв на себя смертного, чтобы дать нам то, что мы любим, страданиями Своими научил нас презирать то, чего мы боимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ближ. Востоке. М., 2014. С. 43-106; PG. 133. Col. 296-297 и др.). Выделились также особые формы для архиерейского и иерейского благословений. На Западе же продолжали сосуществовать разные формы перстосложения для К. з. (одним, 2, 3 перстами или всей ладонью). При этом в отличие от вост. Церквей, где направление движения руки при наложении К. з. на себя и при благословении К. з. всегда различались (в 1-м случае - справа налево, во 2-м - слева направо, чтобы начинать с правого плеча благословляемого; исключение составляет архиерейское благословение обеими руками), в католич. Церкви появилась традиция креститься в том же направлении, в к-ром движется рука при благословении, т. е. слева направо, что получило символическое истолкование. Этот обычай стал доминирующим у католиков после Тридентского Собора (за исключением униатов, которые следуют вост. традициям). В совр. практике РПЦ К. з. обязательно совершается при благословении священным предметом - Евангелием, Крестом или Чашей. Также принято осенять себя К. з. при чтении или пении «Приидите, поклонимся», Трисвятого, в начале и при окончании чтения Свящ. Писания, на «аллилуия», при чтении и пении Символа веры, на отпусте. Обычай креститься во время каждого из прошений различных ектений не является уставным (в греч. и древнерус. традициях он не встречается). К. з. совершается при прохождении по храму напротив царских врат. Крестятся при поставлении свечи на подсвечник перед иконой, перед прикладыванием к иконе, перед потреблением просфор. Креститься не положено во время архиерейского или иерейского приветствия «Мир всем» или иных возгласов, сопровождаемых благословением народа рукой. К. з. не совершается во время чтения или пения псалмов и стихир, запрещено креститься при подходе к Св. Чаше для причащения. К. з. в определенных случаях сочетается с поклонами, но при этом они не должны совершаться одновременно с К. з. Подробнее см. в статьях Двоеперстие , Именословное перстосложение, Перстосложение , Троеперстие . Лит.: Beresford-Cooke E.

http://pravenc.ru/text/крестного ...

Оживление души Словом Божиим производит живую веру во Христа. Живая вера как бы видит Христа ( Евр. 11, 27 ). Для взоров ее христианство, пребывая тайною, делается открытым; пребывая непостижимым, оно ясно, понятно, не закрыто уже тою густою, непроницаемою завесою, которою оно закрыто от веры мертвой. Не нуждается оно уже в знамениях, будучи всесовершенно удовлетворено знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений, Его Словом. Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере. Прилепимся к Слову Божию всей душой, соединимся с ним в один дух, и знамения антихриста не привлекут к себе даже внимания нашего. С пренебрежением и презрением к ним мы отвратим от них наши взоры, как от позорища бесовского, как от деяния иступленных врагов Божиих, как от наругания Богу, как от яда и заразы смертоносных. Будем помнить следующее особенной важности замечание, извлеченное из опытов подвижнической деятельности. Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению. ...Богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие, чистая молитва – принадлежности духовного разума; они – составные части его. Так, напротив того, неведение Бога, неверие, слепота духа, гордость, самонадеянность и самомнение – принадлежности плотского мудрования. Оно, не зная Бога, не приемля и не понимая средств, предлагаемых Богом к получению Богопозания, составляет само для себя ошибочный душепагубный способ к приобретению Богопознания, своеобразно своему настроению: оно просит знамениеснебесе. 4. 296–331 (См. Путь подвижничества ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010