Автор статьи склонен к отрицанию всякого активного участия преосв. Иннокентия в учреждении в Харькове училища для девиц духовного звания. Сравн. у Буткевича. Цитов. сочин. стр. 264 и след. 296–297. 1179 Напр., в 1863 году им пожертвованы для означенной цели следующие вещи: 1) серебряная – позлащенная чашка с таким же блюдечком и ложечкою в футляре; 2) серебряный позлащенный стакан; 3) чайный прибор из желтого фаянса: 4) столовый прибор из зеленого стекла; 5) фарфоровая чашка с блюдечком и 6) ваза для цветов. На основании подлинной росписям почетного блюстителя училищ Сосновского от 21 июня 1863 года, сохранившейся в архиве преосв. Макария. 1180 Напр., в 1863 году он пожертвовал в пользу училища 200 экземпляров своего «Введения в Православное Богословие» при следующем предложении Харьковской духовной консистории от 16 октября 1863 года: «прилагаемые при сем 200 экземпляров «Введения в Православное Богословие» сочинения моего, отпечатанного третьим изданием в настоящем 1863 году, без перемены, я жертвую в пользу Харьковского училища девиц духовного звания. Объявляю цену каждому экземпляру два рубля, всего на 400 руб. Посему предлагаю консистории разослать эти книги к благочинным Харьковской епархии с тем, чтобы они предложили духовенству или и другим лицам, желающим приобрести оные в пользу свою, или в церковные библиотеки. См. арх. Хар. дух. кон. по описи общим делам за1863г. дело 258. 1182 См. Хар. Еп. Вед. 1867 г. 13. Впоследствии оказалось, что в члены комитета были избраны большинством голосов следующие харьковские священно-служители: протоиереи Чижевский и Федоровский Александр (получившие но 619 1/4 избирательных голосов), священник Вертеловский (370 1/4), прот. Болхаевский (323 1/2) и прот. Галонов (261). Прот. Энеидов (499 1/2) и священ. Лащенков (466 3/4), как имевшие другие обязанности, не были утверждены преосв. Макарием. См. там же за 1867 г. 19. Касательно критических статей «Духовного Вестника», – в которых разбирались сочинения преосв. Филарета Гумилевского , и прежде существовало и теперь еще некоторыми разделяется неправильное мнение, будто автором их был сам преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

296 Sed ne esse quidem potest, nisi habens per quod sit. Cum autem sit, habeat necesse est aliquid, per quod est. Si habet aliquid per quod est, hoc erit corpus ejus. 297 ipsa substantia corpus sit rei cujusque. Cp. Adv. Herm., 36: unam omnibus formam solius corporalitatis, quae substantiae res est. См. также Daniélou. Op. cit. P. 181; 282. 299 Точно так же понимает это учение Августин: sed potuit, ut dixi, propterea putari corpus Deum dicere, quia non est nihil, non est inanitas, non est corporis vel animae qualitas, sed ubique totus, et per locorum spatia nulla partitus, in sua tamen natura atque substantia immutabiliter permanet (ibid., 86). 302 Deum, summum esse magnum, in aeternitate constitutum, innatum, infectum, sine initio, sine fine (Adv. Marc., I.3). Hanc (sc. substantiam) solam innatam, infectam, solam aeternam et universitatis conditricem (ibid., 7). 303 Hunc enim statum aeternitati censendum, quae summum magnum Deum efficiat, dum hoc est in Deo ipsa, atque ita et caetera; ut sit Deus summum magnum, et forma, et ratione, et vi, et potestate. 305 Quis alius aeternitatis status quam semper fuisse et futurum esse ex praerogatiua nullius initii et nullius finis? 307 praescribo non capere ullam diminutionem et humiliationem, quod sit aeternum et innatum: quia hoc et Deum faciat tantum, quantus est, nullo minorem, neque subjectionem, imo omnibus majorem et sublimiorem (Adv. Herm.,7); substantiae scilicet merito innatae et aeternae, ac per hoc magnae et summae (Adv. Marc., I.7). По-видимому, Тертуллиан рассматривает понятие innatus «нерожденный» как синоним infectus «невозникший», «несотворенный», что отчасти подтверждается соответствующими греческими эквивалентами γννητος «нерожденный», «невозникший» и γνητος «невозникший», которые ранними христианскими авторами часто использовались как синонимы (см. A Patristic Greek Lexicon/Ed. G.W.H. Lampe. Oxford, 1961. P. 15). Кроме того, под словом «Бог» Тертуллиан , как правило, понимает Бога Отца, для Которого нерожденность является одним из основных личных свойств (см. ниже § 2.3.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«Patriotica», стр. 55. Ibid., стр. 100. Ibid., стр. 474. Ibid. Предисловие... «Patriotica», стр. 446. Ibid., стр. 445. «Возрождение», 2, стр. 121. Мы не включаем в эту группу высокоталантливого проф. Петражицкого, связывавшего свои интереснейшие анализы права с данными психологии, а не философии. См. о работах Новгородцева по истории философии права заметку Г.Д. Гурвича «Новгородцев, как философ права». «Совр. зап.» 1924. XX. См. не раз упомянутый сборник «Проблемы идеализма», изданный под редакцией П.И. Новгородцева. «Проблемы идеализма», стр. 187. Ibid., стр. 296. Ibid., стр. 294—6. «Об общественном идеале», стр. 372. Ibid., стр. 378. «Об общественном идеале», стр. 69. Ibid., стр. 55. Ibid., стр. 143. Ibid., стр. 372. Ibid., стр. 41. Это есть формула прогресса у Новгородцева. Ibid., стр. 63—144. Ibid., стр. 37, 36. Ibid., стр. 70, примеч. Ibid., стр. 75. «Общество и индивидуум» (нем.). И.А. Ильин. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. Т. I—III. Москва, 1918. Укажем еще другие работы Ильина: 1) Религиозный смысл философии. Париж. 1925. 2) О сопротивлении злу силой. Белград, 1926. 3) Основы художества. Рига, 1937. 4) Путь духовного обновления. Белград. 1937. Ильин издавал в течение трех лет (1927—1930) журнал «Русский колокол», где поместил несколько статей философского характера. Из всех произведений И.А. Ильина особое внимание привлекла его книга «О сопротивлении злу силой», по поводу которой в различных журналах появилось несколько критических статей. «Философия Гегеля», стр. IX. Липпс Теодор (1851—1914), немецкий психолог, философ, эстетик. Ильин очень любит говорить даже об «одержимости предметом». См., напр., «Религиозный смысл философии», стр. 45, 89, 92, 93. В основе всех построений Ильина лежит мысль, что философия есть «опытная наука», что есть особый «философский опыт». «Философия, – писал он в предисловии к книге о есть познание опытное по существу, метафизическое по предмету», и это определение совпадает с более поздним (в этой же что «философия есть адекватное понятие об абсолютности предмета». Ильин не отличает «умозрения» от опыта, ибо, по его убеждению, «во всякой подлинной глубокой философии «спекуляция» покоится на систематическом созерцании предмета, она питается этим опытным восприятием, почерпает из него свое Ясно, что дело, конечно, идет не о чувственном только опыте: «философия творится именно нечувственным В этом пункте Ильин прямо ссылается на учение – он без колебания учит о том, что «путь к истине ведет через восприятие нечувственных Для Ильина даже «воображение может быть насыщено нечувственным содержанием». Имеет ли в себе этот намек на символический характер и чувственных материалов (ибо воображение созидает свои образы во всяком случае на основе чувственного материала) – остается из текста неясным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

—436— при академии, в качестве профессорского стипендиата для приготовления к академической кафедре. Пятнадцатого ноября г. Громогласов, согласно требованию академического устава, прочитал две пробные лекции на темы: «о сущности и причинах раскола так называемого старообрядства» и «Белокриницкая раскольническая иерархия с точки зрения церковных канонов». Обе эти лекции совет признал удовлетворительными и, по его ходатайству, г. Громогласов утвержден Его Высокопреосвященством на академической кафедре. Полтора года тому назад, размышляя о печалях и заботах академической службы, о некоторых ненормальностях в ее внутреннем строе, мы, между прочим, мечтали о том, какими бы средствами помочь беде и исправить то, что казалось нам нуждающимся в исправлении 1 502 См. мою статью: «К нашей полемике со старообрядцами», напечатанную в февральской книжке «Богосл. Вестника» 1892 г., стр. 281 sqq. 503 А в объяснение протеста Павла Коломенского, после того как оказалось неосновательным первое предположение о руководивших им личных побуждениях, не могло быть указано новых личных побуждений. 510 Об этом см. также в моей статье: «К нашей полемике со старообрядцами», напечатанной в февральской книжке «Богосл. Вестника» за 1892-й год, стр. 278 sqq. 511 «Прение» или записка о прениях напечатана С.А. Белокуровым в 11 и 12 «Христианского Чтения» за 1883-й год и вторично во 2-й кн. «Чтений Общ. Ист. и Древн.» за прошлый 1894-й год. 512 Эти 5500 лет и до сих пор остаются в нашей Следованной псалтири, см. в ее месяцеслове 25 декабря. 513 Повесть напечатана в 1-м выпуске Памятников старинной русской литературы Кушелева-Безбородко. Приведенное место на стр. 296, col. 1 sub fin.. 516 И хотя я, – доведу до сведения о. Ледовского, согласен в этом случае с программой учения о русском расколе, выданной для семинарий от Учебного Комитета при св. Синоде. 518 Значит, о. Ледовский не знает, что на повесть о белом клобуке ссылается Суханов в Прении. Это и служит положительным основанием для подозрения, что о. Ледовский незнаком с Прением Суханова и принимает за него Проскинитарий последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XIII в. в иудейской экзегезе, в т. ч. в комментариях на Е. к., происходит резкое снижение интереса к грамматическому и лексическому анализу текста. В более поздних комментариях отсутствуют даже цитаты и заимствования из трудов Раши, Ибн Эзры и др. (Ibid. P. 20). Появляются аллегорические толкования Е. к. в духе Каббалы . Так, комментарий Элиезера бен Иехуды из Вормса (XII-XIII вв.) содержит толкования Е. к., полученные с помощью изучения каббалистических сочетаний евр. слов и операций с числовыми значениями составляющих их букв. Сохранились подобные комментарии на Е. к. Иосифа Нахмиаса (написан ок. 1327), Иммануила бен Соломона (ум. в 1330) и др. Эти сочинения не имеют самостоятельной ценности, однако в них сохранились «фрагменты не дошедших до настоящего времени мидрашей... и цитаты из более ранних комментариев, принадлежащих школе буквального толкования» ( Paton. 1992. P. 106-107). Большинство иудейских толкований на Е. к. эпохи Реформации представляет собой набор цитат из более ранних мидрашей и комментариев XI-XII вв. Эти сочинения не имеют почти никакой содержательной ценности и «ничего не добавляют к пониманию книги» (Ibid. P. 109-110); в нек-рых из них сохранились цитаты из не дошедших до наст. времени произведений. В XVIII в. единственным иудейским комментарием на Е. к. было сочинение Меира бен Хаима (1737). История научного изучения Е. к. начинается, по мнению исследователей, с эпохи Просвещения, для к-рой характерен разрыв с существовавшими до этого традициями толкования текста Писания. Толчком для исследования текстологии Е. к. стало появление в XVIII в. критических изданий подлинника ВЗ (в первую очередь - Biblia Hebraica/Cura ac studio H. Michaelis. Halae Magdeburgicae, 1720. 3 t.). Одновременно с изучением евр. текста Е. к. преимущественно представителями рационалистической идеологии ставились новые вопросы, касавшиеся историчности и религ. содержания книги. Параллельно с этим многие представители традиц. зап. богословских течений предпринимали попытки защитить историческую и религ. значимость Е. к., изыскивая для этого новые пути, основанные на данных научных исследований. Вопросы, связанные с композицией, датировкой, проблемами авторства и исторической достоверности Е. к. обсуждались как в специальных введениях к книге (см., напр.: Baumgarten. 1839), так и в общих работах по библейской истории (см., напр.: Ewald H. Einleitung in die Geschichte des Volkes Israel. Gött., 18643. Bd. 4. S. 296 sq.) и введениях в ВЗ (см., напр.: Jahn J. Einleitung in die göttlichen Bücher des Alten Bundes. W., 1803. Bd. 2. S. 295 sq.).

http://pravenc.ru/text/190265.html

143 Подробности и литературу вопроса см.: Lutzker Peter.  Der Sprachsinn. Sprachwahrnehmung als Sinnesvorgang. Stuttgart 1996. S. 38ff. 144 Пит. по: Lutzker.  Op. cit, S. 43. 145 См.: Condon William, Sander L. W.  Neonate Movement in Synchronized with Adult Speech. Interactional Participation and Language Acquisition//Science. Vol. 183,11 (1974). P. 99–101. 146 См.: Lutzker.  Op. cit., S. 43–45. 147 Мысль о такого рода упражнениях высказал Рудольф Штайнер в маленькой заметке «Язык и дух языка» (см.: Der Goetheanumgedanke inmitten der Kulturkrisis der Gegenwart//Staner. Gesamtausgabe, Band 36, Dornach 1961. S. 296–300). 148 Она развита в моей статье: Patzlaff Rainer.  Ver-lust und Wiedergewinnung der Sprache im Jugend-alter//Erziehungskunst. 2/1992. S. 106–122. Примечания  Цифра означает порядковый номер в Списке литературы (см. в конце книги).  Соответствующее немецкое слово вызывает представление о пустом, бессмысленном взгляде. — Здесь и далее примечания переводчика.  Точнее, разумеется, людям, которые ею распоряжаются.  Под манией в психологии понимается злоупотребление вызывающими зависимость веществами и факторами (видами деятельности) в противоположность их нормальному употреблению.  Возрастания (англ.).  Смысл этого высказывания, конечно, относителен — даже для Европы. В нашей стране соотношение, скорее, обратное.  В психологии комплексом Каспара Хаузера (по имени реального лица, жившего ок. 1812–1833 гг.) называют нарушение личности, состоящее в эмоциональной скудости и патологической необщительности, вызванных социальной изоляцией или ослаблением социальных связей.  Демоскопия в социальной психологии — опрос общественного мнения, с помощью небольшой выборки (около 2000 респондентов) отображающий общественное мнение совокупного населения страны.  См. примечание 3.  Булимия — болезнь (встречается прежде всего у женщин), проявляющаяся в маниакальных приступах патологического голода («волчьего аппетита»).  Катарсис — «очистительное» для души эмоциональное потрясение (такое действие, по Аристотелю, оказывает трагедия).

http://azbyka.ru/deti/zasty-vshij-vzglya...

80 Подробнее об этом см. в нашей статье «О вторых и третьих браках в православной церкви» (Богосл. Вестн. за 1902 г., окт., стр. 149–168). 81 О значении этого названия в применении к последовательным бракам см. у Милованова, цит. соч. стр. 116–117. 82 Так понимаем мы определение св. отца относительно срока епитимии за «многобрачие», следуя авторитетному руководительству знаменитых комментаторов – Зонары и Вальсамона (см. Прав. св. оо. с толков., изд. Моск. Общ. Любит. Дух. Просв., стр. 365–366). 84 Указанное замедление возможности для жены вступить в новый брак имело единственною целью – предотвратить turbatio sanguinis и потому в своей продолжительности соразмерялось с наибольшим сроком беременности (10 месяцев), принятым в римском праве. Такой именно смысл данного ограничения ясно открывается из того, что вдова, оставшаяся беременной после смерти мужа и родившая ранее указанного срока, могла не только обручиться, но и вступить в новый брак, не дожидаясь истечения temporis lugendi (проф. Загурский, Учение о законнорожд., стр. 35; его же Учение об отцовск. власти, стр. 44). Что касается овдовевшего мужа, то он считался caelebs со дня смерти жены и мог хоть тотчас же вступить в новый брак. До какой степени при этом была чужда правовому сознанию мысль о каком-либо понуждении к безбрачию после наступившего вдовства, можно судить по тому, что законодательством Августа (вышеупом. I. Julia et Papia Рорреа,) бездетные вдовцы даже обязывались вступать в новый брак, если желали избегнуть невыгодных последствий бездетности и безбрачия (проф. К. ф.-Чиларж, Учебник институций, стр. 296–297). 86 В этом отношении следует отметить прежде всего изменение продолжительности и значения temporis lugendi. Конституция имп. Грациана, Валентиниана и Феодосия, изданная в 381 г., узаконяет полный, 12-месячный annus luctus, признавая при том же и этот срок слишком коротким (l. 2 Cod. V, 9). Очевидно, прежний мотив относительно turbatio отступает здесь совсем на задний план, уступая место новому – необходимости для вдовы если не полного, то возможно более продолжительного воздержания от вступления в новый брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Закрыть Новая книга о «екатеринбургских останках» и проблема идентификации Часть 2 17.05.2023 3453 Время на чтение 37 минут Часть 1 Часть 2 8. Некоторые свидетельства 1991 года В рамках научно-археологической темы более интересно отметить, что в книге опубликовано очень ценное для нас фото (с.345) с общим видом части обнаруженных в земле останков, над которыми видны две склонившиеся фигуры (см. это же фото в кн.«Преступление века…» – 2,с.297). Других подобных и более общих фото, к сожалению, почему-то нет даже в опубликованных следственных материалах «Преступления века». Нет нигде даже общего вида сверху, хотя такие фото обязательны при раскопках и, несомненно, где-то в архиве они есть. Опубликованное единственное общее фото показывает раскоп с боковой стороны, не полностью и в ракурсе. На фото (см. ниже), как очевидно, дан лишь фрагмент раскопа. Более-менее отчетливо видны нижние части - ноги двух скелетов, один из них расположен почти диагонально в центральной части пространства. Но замечательно, что при внимательном рассмотрении, ниже слева, как бы под правой ногой центрального скелета, отчетливо виден череп, с частью плохо различимой фигуры. Вверху справа виден склонившийся человек. Также с правой стороны частично также виден еще человек - в перчатках, у него в руках, возможно, кости. Ниже левой ноги основного скелета, виден круглый предмет, который следствие определяет, как крышку от сосуда с серной кислотой. Справа внизу – лист бумаги с какими-то фрагментами. Вполне понятно, что это съемка рабочего момента, причем указана дата (12 июля 1991 г.). Фото, конечно, интересно в контексте увлекательной повести, но в нем есть и научная ценность. В «Материалах следствия» оно также опубликовано и еще там есть (Преступление века…, т.2, с.296) схема - прорись расположения скелетов, совмещаемая с данным фото. Этот документ заслуживает, конечно, особого внимания. Поясняющая надпись: «Схема расположения останков в захоронении на Поросенковом логу».. При отсутствии, в целом, графического материала, схема радует, как возможность как-то разобраться в приведенной выше фотографии, которую можно сопоставить со схемой. На схеме скелеты помечены разным цветом, что позволяет их более ясно различать и придает рисунку более убедительности. Все скелеты были пронумерованы при раскопках 1991 года, как сообщается в «Материалах следствия…» (Преступление века… 2, гл.10,с.295). В подписи под другой схемой, изображающей Императора в предыдущем, первом томе, указано: «В этой и последующих схемах используется нумерация скелетов, которая была введена археологами, обнаружившими останки в Поросенковом логу в 1991г.» (Преступление века… 1, с.185). Никаких пояснений не приводится.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/17/...

Сильно напуганная Дубравская не искала более воображаемого клада и даже запретила другим касаться его могилы, для чего велела обнести её оградой… В 1835 году, в этой могиле с северной стороны опять кто-то ночью прорыл довольно глубокую яму, но что было найдено при этом – неизвестно… Кроме этого кургана, м. Искорость окружено почти со всех сторон бесчисленным множеством курганов. Но – что это за курганы, – к какому времени они относятся и когда они насыпаны – это неизвестно. Быть может это – следы холмов, где приносились жертвы языческим богам или где погребался прах умерших людей после сожжения, или – следы мести княгини Ольги над Древлянами за смерть своего мужа Игоря, или же, наконец, следы грозных нападений татар… См. ст. А. Сендульского – «М. Искорость Овруч уез.» в Волын. Епарх. Ведом. за 1880 год 7, стр. 359–361. 292 При этом оглашение и св. Крещение кн. Ольги совершал патриарх Полиевкт, а восприемником от купели был греческий император Константин Багрянородный, впоследствии описавший это великое событие. 293 Касательно происхождения слова Перун – учёные замечают, что Литовский глагол pericti означает – производить посредством теплоты, рождать. От Санскритского корня par произошли у славян две формы: действительная – Перун (рождающий) и страдательная – парень (рождённый). См. записка Макуцкого в Известиях II отд. академии наук, лист 7; у Соловьёва С. М. – «История России», т. I, стр. 324. 295 Местечко Искорость – под именем местечка – упоминается в акте от 1704 года 1 февраля в жалобе от имени Луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого на принадлежащих к кармелитскому Дорогостайскому монастырю рудников-крестьян из местечка Искорости о том, что рудники эти, вместе с казаками полковника Палия, ограбили дом крестьянина Ивана, подданого Жабокрицкого из села Межиречки (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 611). 296 См. ст. Ап. Сендульского – «М. Искорость» в Волын. еп. ведом. за 1880 г., 7, стр. 357–358). 297 Село Каленские – под именем села Исаевич-Каленских – упоминается в акте от 1629 года 2 ноября в приговоре купного суда, состоявшего из дворян Ходаковских и Каленских, а также из крестьян соседних сёл, по делу о покраже мёду из бортей, принадлежащих крестьянам села Липлянского, а также дворянам Григорию Ходаковскому, Кондрату и Силе Каленским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

293 Fr. Lenormant, Essai sur la propagation de l’alphabet phénicien, 1873, t. I, 2-e livraison, p. 297. 294 См. P. de Lagarde, Materialien zur Kritik und Geschichte des Pentateuchs, 2 in-8°, Лейпциг, 1867, t. I, стр. XII и 231. 295 „Масорет“ происходит от „масора“ (masora) – „предание“, от глагола masar, который по-халдейски значит; „передавать“. 296 Chr. D. Ginsburg опубликовал The Massorah: compiled from manuscripts, alphabetically and lexically arranged, 3 in-folio. Лондон. 1880–1887. – Macopa не составляла лишь систему гласных точек и ударений. „Masora, no словам Бухторфа (Tiberiad., р. 6), est doctrina critica a priscis Hebraeorum sapientibus, circa textum Sacrae Scripturae, ingeniose inventas qua versus, voces et litterae ejus numeratae, omnisque ipsarum varietas notata et suis locis cum singulorum versuum recitatione indicata est, ut sic constanset gennina ejus lectio conservetur, et ab omni mutatione aut corruptione in aeternum praeservetur et valide praemuniatur“. Различают большую и малую масору: „Masora magna est quae totam criticem comprehendit, cum plena locorum Scripturae enumeratione, quam quaeque nota critica suo numero designat“. Ibid., p. 199. „Masora parva est quae litteris numeralibus, vocibus decurtatis et symbolicis, ad latus textus breviter et succincte describitur“. Ibid., p. 200. Эта последняя воспроизводится целиком или отчасти во всех печатных еврейских библиях. См. La Biblia dei Massoreti, в Archivio di letteratura biblica, t. V, 1883, p. 161–180. 297 См. G. Schnedermann, Die Controverse des Ludovicus Cappellus mit den Buxtorfen über das Alter des hebräischen Punctation, Лейпциг, 1879; M. Schwab, Des points-voyelles dans les langues semitiques, 1879. 299 Все пунктованные манускрипты, известные до последних лет, точно воспроизводят гласную масоретскую систему наших печатных Библий, и полагали, что не существовало никаких других, но С.-Петербургская Публичная библиотека в 1862 году приобрела несколько еврейских манускриптов, в которых пунктация различна: гласные имеют особенную форму и поставлены над буквами, вместо того, чтобы стоять под ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010