368 Соф. Вр. 2, 363. Перечислив обители, принявшие общежитие, говорит: «а окрестным граду зде число не положено». Далее показывает, что не приняли общежития монастыри Николаев в Перовском конце и Рождественский на Поле. Тоже летоп. у Востокова стр. 361. слч. Соф. Вр. 2, 391. 369 Соф. Врем. 2, 364. «И черницам вдасть монастыри, монастырь на десятине (Рождественский), мон. Петровский, Ильинской (Мокрый), Спасской (на веренде), на воцкой дорозе (Богоявленский), на Сокольнице (Николаев), Богословский, на вятке (на лятке?), на Скиятине (Введенский); а преже бо сего в тех монастырех жили игумены и черницы». Все эти монастыри основаны в монгольский период. Грамота м. Фотия в Акт. Эксп. 1. 369. 370 В 1. т. Акт. Ист. 292. Сия уставная грамота дана игумену Духова монастыря; но сей монастырь в 1537 г. уже не упоминается в числе не имевших общежития, след., устав принят между 1526–1536 гг. На то же указывает Соф. Вр. 2, 391. 373 Историч. известие о Сергиевой Лавре стр. 147–149 (М. 1842). Тем же уважением пользовались мон. Кириллов, Ферапонтов и Спасокаменный (Доп. в Ист. Акт. 1. 210). 377 В Оятском упраздненном монастыре, отстоявшем от Свирского за 5 вёрст, покоятся пр. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий – ученики пр. Александра, а в Никифоровой пустыни покоятся мощи пр. Никифора, также ученика его. Ист. Иерар. т. 4. стр. 128. 6, 999. 378 Духовное завещание его в 1. т. Ист. Акт. 135. Кн. Курбский уже называет пр. Александра святым; житие его, описанное игум. Иродионом в 1545 г., через 12 лет после его кончины, в рк. Толстова 2. 112 и в Минее м. Макария под 30 августа. 379 Житие св. Михаила описал 1537 г. боярин Михаил по воле архиеп. Макария: так замечено в летописи. В ркп. житии св. Михаила, помещенном и в Минее м. Макария под 11 января, жизнеописатель говорит, что при в. к. Елене и малолетнем Иоанне послан он был в Новгород собирать войско против татар и что тогда, пришед к архиеп. Макарию, получил от него поручение описать жизнь св. Михаила по старым запискам. Клопский монастырь основан в 1412 г. (Новгород. лет. 3 и 4 лет.). Житие бл. Исидора в ркп. у Востокова. Опис. муз. 212. 600. 675. в Минее м. Макария под 14 мая, где и похв. слово ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подношения и «почестный корм» возили не только в Москву, но и на Белоозеро, Сяму, Маслену наместнику, городовым приказчикам доводчикам, тиуну, дворскому, Вологодскому владыке и др. 15—30, 33, 34, 37, 61). Размеры и порядок уплаты «корма» значительно изменились со времен их утверждения в Белозерской уставной грамоте 1488 Памятями регламентировалась выдача продуктов старцам и работникам, плотникам и «христианам», когда они посылались на монастырские Островский, Шатрец и Звозский, а также для ловли рыбы в небольших озерках, принадлежавших монастырю, и на Белом озере, где монастырским старцам было пожаловано право на беспошлинную 31, 32, 52—55, 57, 58, 62, 64, 72, 73, 77, 89). Выловленной рыбы для монастырского потребления не хватало, и старцы вынуждены были покупать рыбу на Белом озере, в селах Карголоме, Вашках, Кивуе и в других местах. В памятях устанавливались объемы необходимой на год 7—9, 11,12). Памяти фиксировали необходимые годовые объемы соли, меда и масла, а также продукты, выдаваемые старцам и слугам, которые осуществляли покупку «потребного в казну» или выезжали на соляные 10, 13, 14, 35, 36, 60, 63, 66, 67, 69, 75, 76, 79, 84—86). Более 10 памятей определяли норму потребления при выполнении сельскохозяйственных работ 38—41, 43—46, 48—51, 70, 71, 82, 87). В состав публикации также входят: «Обиход служебникам» 80);«Устав по праздником. На которые празники дворовым людем не делати» 42); соборный приговор о взыскании денежного штрафа со слуг, «что ездят на монастырских лошадех небрежно» 68); соборный приговор «о Сорокоусте» 88); соборный приговор о выдаче солода слугам и работникам «детям монастырским» на квас вместо пива 65); памяти о сборе сыров на Петров день с околомонастырских крестьян 83), о праздничных кормах работникам и «христолюбцам» 47, 56, 74, 90), о размере оброка за ловлю рыбы на монастырь в Уломском озере 78). В настоящее время выявлено 11 списков памятей келарей (келарских памятей «о поминках и запасах») Кирилло-Белозерского монастыря: 1566, л. 2—20; там же, л. 29—42; Соф. 1477, л. 70—85; Кир.-Бел. 68/1307, л. 46–67; Соф. 1150, л. 115—137; Кир.-Бел. 84/1322 ,л. 71—98 об.; Соф. 1166, л. 1—39; Соф. 1167, л. 118—144; Кир.-Бел. 93/1331, л. 77—92; Государственный архив Тверской области (ГА ТО), ф. 1407, оп. 1, д. 81, л. 130—144, РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Под условием праведности и смиренномудрия пророк подает своим слушателям некоторую надежду избавиться от общей гибели 4 . Но это есть лишь частичная и не лишенная неуверенности надежда. Суд неизбежен, и он прострется не на Иудею только, но и на другие народы. Но именно ввиду грядущего суда Божия праведники должны являть требуемые от них пророком добродетели: после суда Божия над нечестивыми настанет новый, лучший порядок вещей, при котором будет восстановлено требуемое нравственным законом соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним состоянием. Отсюда речи против иноплеменников, начинающиеся со ст. 4-го, соединяются с предыдущею речью увещания к Иудеям причинным союзом ки, διτι, quia; ближайшую связь двух отделов главы II-й блаж. Феодорит выражает так: «Если приступите к упомянутому выше покаянию, то приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия» (с. 47). Соф.2:4 .  Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. Соф.2:5 .  Горе жителям при­морской страны, народу Критскому! Слово Го­с­по­дне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, – Соф.2:6 .  и будет при­морская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. Соф.2:7 .  И достанет­ся этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Го­с­по­дь Бог их по­сетит их и воз­вратит плен их. Грозная речь пророка обращается, прежде всего, к западным соседям евреев – филистимлянам. Именем земли филистимской, евр. Пелешет (в греческой передаче Παλαιστνη, ср. Herod. Hist II, 104; VII, 89), Пс 59.10 ; Ис 14.29 и др., в Библии называется береговая полоса нынешней Сирии от Яффы до Газы, в библейский период граничившая с коленами Дановым, Симеоновым и Иудиным. Имя встречается в клинообразных письменах в формах Palastu, Pilistu. Находящийся также в эфиопском языке корень этот выражает понятие странствования, переселения, что напоминает передачу у LXX народного имени пелиштим нарицательным: λλφυλοι, иноплеменники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

21 Повесть о кончине Кн. Михаила в Воскр. 2,220 – 223. Соф. Bp. 1,260–265. Волын. Лет. 185. Плано-Карпини рассказывает о смерти Кн. Михаила в сущности согласно с «повестью» Русского сочинителя. Но он но был очевидцем смерти Михаила. Потому не удивительно, что иного он не знал. Он пишет, что будто Князь Михаил был проведен чрез огонь (стр. 85. 87). Но если это ненамеренная неправда, сказанная для прикрытия поступка своего, то во всяком случае рассказ очевидца-сочинителя повести заслуживает большого доверия. Плано-Карпини при другом случае (стр. 18) упоминает и об Эльдеге, которого он называет прокуратором (procurator) двора Батыева. 22 Соф. Врем. 1,283. 284. Троицк. у Карамз. 4. пр. 130. Никон. Лет. 3,53. прибавляет, что Романа принуждали принять веру «бесерменскую». Если Летопись разумеет мусульманство, то она ошибается. Менгу-Темир оставался язычником. Летопись говорит о его времени: «Тогож лета (1266) умре царь татарский, Берка, и бысть ослаба Руси от насилья бесермен» (слч. пр. 23.24.27.). Памятниками благочестия супруги и детей Романовых служит Номоканон, списанный в Киеве, и, конечно, дорогою ценою. Опис. Рук. Гр. Толстова стр. 207. 208. Память св. Кн. Романа 10 июля. 23 Histor. Mongol, et Tartar, p. 98. Casani. 1825. Дегина Кн. 18. стр. 350. Воскр. Летоп. (2.281.) и Соф. Вр. 1,300. «Озбяк войде в богомерскую веру срачинскую». Троицк. (у Карамз. 4 пр. 215): «царь Озбяк обесерменися». 24 История Монголов с персидского стр. 49. СИБ 1834 Абдульгази ibid. 97 Ибн-Арабшаха Vitae et rerum gestarum Timuri l,374. Из уважения к тому, что Берге или Бергой хан первый принял мусульманство, мусульманские писатели переменили самое имя его в Береке, что значить «благословение». 26 Новг. Л. «Приеха посол силен из Орды Щелкан, с множеством Татар, на Тферь, и великое насилье начаша творити, а Кн. Александра и братью его побити хотяще, а Щелкан хотя сести в Тфери на княжение, а иную князью свою посажати по иным городом русским, хотяще привести крестьяны в бесерменскую веру» и пр. Собр. Л. 4,50. 51. То же Псковская Л. Там же стр. 185. Соф. Вр. 1,316. Новгородская краткая по Супрасл. рук. стр. 52. Воскр. 2, 300, Ник. 3,137. Короче Новг. I Л. в Собр. 3,74. Щелкан был племянник (братанич) Узбека «посол силен зело». Абульгази прибавляет об Узбеке: «правил по законам отцов и дедов своих». Узбек столько был напуган Тверским происшествием, что полагал: вся Россия восстала против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сент. Дни 1-13. Стб. 471-472), об исцелении бесноватого (РНБ. Соф. 451/1. Л. 92 об.- 93; источник - эпизод из «Надгробного слова»: Досифей (Топорков). 1865. С. 176), о предсказании поражения рус. войска в битве под Оршей в 1514 г. (РНБ. Соф. 451/1. Л. 93-94; источник: Досифей (Топорков). 1865. С. 176.). Чудеса о наказании инока Исихия и об исцелении Дмитрия Выповского были исключены. 6-е чудо «О колокольном звоне», к-рый слышали в лесу на месте основания мон-ря, заимствовано из минейного Жития (РНБ. Соф. 451/1. Л. 99 об.- 101; ср.: ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 484-485). В описании 7-го чуда использован рассказ Новгородского архиеп. Феодосия об иером. Исаии (РНБ. Соф. 451/1. Л. 101-106). 8-е повествует о чудесном исцелении у гробницы И. новгородца Корнилия, к-рый был «клириком начальник» (Там же. Л. 106 об.- 110), 9-е - об исцелении от хромоты сына «воина царского» Дмитрия Телегина (Там же. Л. 110 об.- 113) и 10-е - об исцелении «от бесного недуга» чернеца Варнавы (Там же. Л. 113-114 об.); 2 последних чуда основывались на рассказах монастырского старца Боголепа. 11-е Чудо повествует об исцелении от слепоты инока Онуфрия, к-рое случилось у гробницы преподобного 2 июня 1585 г. (Там же. Л. 115-118), 12-е - о вразумлении Петра, слуги Малюты Скуратова-Бельского (Там же. Л. 119-122). 15 янв. 1589 г. на церковном Соборе в присутствии царя Феодора Иоанновича и нареченного патриарха Иова было подтверждено местное празднование И. и заявлено: «А вперед Господь Бог и пречистая Богородица прославит угодника своего великаго чудотворца Иосифа чюдесы, и тогда пети и праздновати по всем святым местом и по соборным церквам» ( Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 116; РНБ. Погод. 1562. Л. 39). На Соборе была одобрена служба прп. Иосифу и на последнем этапе составления включена в нотированный свод песнопений канонизированных рус. святых - стихирарь «Дьячее око» ( Рамазанова. 2001. С. 22). В Волоколамском монастыре было определено праздновать память И. 3 раза в год: 13 февр.- в день его пострижения в монахи, 1 июня - в день прихода на место основания обители, 9 сент.- в день преставления.

http://pravenc.ru/text/578410.html

618 Значившаяся по его каталогу под 229, рукопись XVI в., 12 д. листа, полуустав, на 248 листах. 619 Это сведение как будто не вполне согласуется с официальными данными. В отчете И. П. библиотеки за 1852 год в числе поступивших в библиотеку от Погодина рукописей указываются два списка сочинений м. Даниила, а я имел возможность пользоваться только одним списком. Отчет Имп. пуб. биб. в 1852 г. С.-ПБ. 1853, 32. 620 Для характеристики м. Даниила с этой именно стороны достаточно указать на его XIII послание в сборнике Нов. Соф. библ. 1281, где помещено очень много таких сочинений, которые не выдерживают критики и не могут быть признаны сколько-нибудь авторитетными, но которые тем не менее Даниил обозначает «божественными писаниями». В конце своего XIII послания он замечает, что «сия вся собрана быша от божественных писаний от выше даже до зде». Рукоп. Новгор. Соф. библ. 1281. л. 358. 625 Рукоп. Моск. Духов. Академии 197, л. л. 39, 216. 38–39. 94. Рукоп. Новгород. Соф. библ. 1281. л. 248. 21. Рукоп. Соф. библ. 1456, л. 21. 628 «Потщимся убо со страхом, и любовию, поучает Даниил, божественным писанием поучаватися и не просто же прочитати божественная писания, но зело люботрудне; в сих упражняемся, и воздвигнем себе и другу друга воспоминанми св. писаний, и Божиими заповедями и зломудреных мужей прельщенный разум и учение воспретим». Рукоп. Моск. Дух. Акад. 197, л. 39. 629 «Даде нам Господь Бог, говорит Даниил, от слова помощь, да овогда прочитающе божественных писаний, овогда от тех же божественных писаний беседующе друг с другом велию пользу обретаем, друг друга воздвижуще и руку помощи подающе, услажающе, врачующе... ренивейших, лукавнующих и неблагопослушных». Рукоп. 197 л. 277. 636 Это он делает наприм., в отношении послания в Иосифов Волоколамский монастырь, которое на самом деле есть слово инокам Волоколамского монастыря, сказанное им еще в бытность его игуменом этого монастыря. 641 Даниил в этом поучении делает например следующее указание, «наипаче во священном сем дому Пречистые Богородицы, великия и святейшия митрополии всея Руси». Рукоп. Имп. Пуб. библ. Q. XVII. 64, л. 339.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

741 Келлии эти представляли собою особняки, которые не были связаны в общие корпуса, возникшие здесь позже. В расходных книгах на постройку каждой небольшой келлии отмечен особый расход, как за отдельное строение. Такие келлии обыкновенно состояли кроме главного помещения из сеней и дровяника. При некоторых бывали чуланы и вышки. (Рукоп. Кир. мон. 686, л. 5; 12 об., 14, 15, 17 об.; 59–659, л. 24 об.; 39–639, л. 59 об.; 70–670, л. 27 об.; 2–602, л. 5 об.–6 и т. п.). О других подробностях в устройстве жилых келлий см. выше. 742 Сравн. выше – Больничные келлии находились в местности, близкой к церкви архангела Гавриила т. е. в южной части монастыря («Галасиа Межников лежит от архангела блиско болнишные дороги от нижнего ряду келей». – «Сава Ухтюжанин лежит от архангела от болнишные дороги вниз, блиско Щукина отца.» – Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 141–144. Сравн. Рукоп. Кир. библ. 93–1331, л. 99 об., где вместо «больнишные дороги» написано: «от болшой дороги»). 743 Не эти ли последние составляли нижний ряд келлий, о котором говорят статьи о месте могил в Кириллове (Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 141–144 об., см. ниже приложения)? Сравнительно с положением церкви архангела Гавриила они находились действительно внизу. Сравн. предш. примеч. – Другой ряд келлий назывался «воротным» (см. Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 141–144), т. е. находившимся на повороте. («Старец Исаф Луженой лежит у чюдотворца Кирила за олтарем не блиско подле Петра священника белозерца подле дорогу идучи в угол к кельям воротнего ряду». – Рукоп. Кир. библ. 93–1331, л. 101). Но в каком углу монастыря находились эти кельи, остается невыясненным, подобно тому как неизвестно и местоположение задних келлий, о которых говорят приходорасходные книги монастыря (см. напр. Рукоп. Кир. мон. 59–659 л. 24 об.) и среди которых находились и царские келлии (Рукоп. Кир. мон. 24–624, л. 47 об. и выше стр. 41.) Сравн. выше 740. 745 В настоящее время на месте прежних деревянных келлий возведены каменные корпуса (см. на плане Бороздина 19 и 20 и на плане Мартынова 17 и 18), время первоначальной постройки которых относится отчасти к XVII, отчасти к XVIII столетиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Русские Служебники XII–XIV вв. (XII в. ГИМ. Син. 604 (Варлаама Хутынского Слу-жебник); XIII в. РНБ. Соф. 518, 524, 525; нач. XIV в. ГИМ. Син. 605 (Антония Римлянина Служебник); XIV в. РНБ. Соф. 522, 523 и др.) по составу несколько отличаются от Служеб-ника, принятого в Русской Церкви с кон. XVII в. Формуляры литургий в Служебниках XII–XIII вв. текстуально близки византийским Евхологиям VIII–X вв. (откуда следует, что в X–XI вв. ли-тургия на Руси совершалась так же, как в XII). Служебники XIV в. приводят более сложное по-следование, зависящее от первых византийских уставов литургий XIII–XIV вв. В русских Слу-жебниках до XVI в. включительно литургии нередко записывались в архаическом порядке: сна-чала Василия Великого , затем Иоанна Златоуста (напр., XVI в. ГИМ. Син. 604; РНБ. Соф. 790), это след древней византийской практики совершения литургии свт. Василия во все празд-ники, в т. ч. и в воскресенья. По своей структуре древнерусские чины литургий, как полной, так и преждеосвященной, в основном не отличаются от принятого в наши дни в РПЦ. Отличия касаются некоторых част-ностей, не всегда маловажных. В числе таковых: 1) литургию совершали на одной, трех, четы-рех, пяти просфорах. В XI–XIV вв. на Руси в соответствии со Студийским уставом проскомисал диакон. 2) Чин литургии содержал несколько молитв, ныне не употребляющихся, напр. молитву «на любовь» (на лобзание мира), и, наоборот, некоторые молитвы современного чина отсутст-вовали, напр., не было молитв при облачении в священные одежды, не было молитвы перед Ев-ангелием и др. Некоторые молитвы литургии Василия Великого заменялись молитвами из ли-тургии ап. Иакова. 3 ) В анафору не включался тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго», в анафору литургии Василия Великого не включались слова «Преложив Духом Твоим Святым». 4) Отличался порядок великого входа и accessus ad altare (приближение к престолу). 5) Отли-чался порядок преломления хлеба и вливания теплоты (в рукописях XII в. вливание теплоты вовсе не указывается, в рукописях XIII–XIV вв. указывается не всегда), причащения, окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

См. Опис. Киево-Софийск. собора. Киев, 1825 г. Прибавление 17. – «Грамата г. Б. Хмельницкого к патр. Никону просительная». 476 Приемник Сильвестра, Дионисий Балобан жил в Корсуне, а Иосиф Недюбович – Тукальский преемник Дионисия в гг. Камене и Чигиреве: оба они даже не бывали в Киеве. См. истор. Р. иерарх. ч. 1, стр. 290; Оп. Киево Соф. соб. стр. 197. 477 Упомянутый в предыдущем примечании митр. Иосиф имел у себя двух советников поочередно, – сперва – в лице Перемышльского еписк. Антония Винницкого, потом в лице Львовского еписк. Иосифа Шумлянского. Кроме того в тоже время от Алексея Михайловича дано было поручение выдать дела Киевской митрополии Мефодию еписк. Мстиславскому. См. Опис. Киево-Соф. собора стр. 191–196. 478 Иосиф Шумлянский, наприм., называвшийся «администратором Киевской митрополии», чтобы достигнуть кафедры митрополичьей при помощи польского короля Яна Сабесского в 1677-м году тайно подал ему на Гродненском Сейме письменное обязательство о принятия унии. См. оп. Киево-Софийского собора стр. 196. 479 Известно, что когда гетман Дорошенко дал присягу в Константннополе на подданство султану, то патр. Паисий издал грамату, которою предавались анафеме все непослушные этому гетману. См. Истор. Мадорос. Маркевича т. II, стр. 180. «Киев» Аскоченского стр. 206. 480 Иосиф Нелюбовичь-Тукальский, достигший звания митрополита при содействии гетмана Дорошенка был последний из Киевских митрополитов, утвержденных Константинопольским патриархом; он утвержден был в звании митрополита в 1670 г., а умер в 1676 г. в июле месяце. См. Опис. Киево-Соф. собор. стр. 195–196. См. рук. ик. дел патриар. л. 3 обор. и 4. Замечательна эта грамата патр. Иоакима по изображению состояния Малороссийской церкви, – соствляющему ея большую часть и по высказываемой патриархом заботливости; об устройстве Киевской митрополии. Мы считаем не лишним привести эту грамату почти сполна. – «Многое время в малороссийстей царскаго величества стране, в таком многолюдстве христианскаго народа киевския епархия и по царствоваемом граде первом славном граде, именованном Киев, несть начальшейшаго пастыря – киевскаго митрополита и великаго благочестия (яко слышу) оный престол и великая епархия (иже имать под собою и епископы) лишися и доселе той престол вдовствеует.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010