К Соф. также собору принадлежали еще девять придельных церквей, которых теперь нет. Таковы напр. церковь Воскресения Христова на Воскресенских воротах. Первоначально построена она в 1296 году по случаю одержанной над Шведами победы 186 , в 1398 году перестроена 187 , в 1400 году, при арх. Иоанне, украшена стенным расписанием 188 , и наконец в 1654 году 14 июля велено определить к ней священника с причтом на жалованье из домовой казны. Вторая придельная церковь св. равноапостольного князя Владимира построена в 1311 году арх. Давидом за Соф. собором к северо-востоку, на кремлевских воротах, которые по сей церкви и названы были Владимирскими 189 , где ныне находится Никольская часовня, приписанная к собору. Третья церковь св. Афанасия и Кирилла александрийских . Первоначально она была построена обыденною (в один день), деревянною в 1390 году арх. Иоанном, в прекращение мора 190 1415 году арх. Симеоном построена уже каменною 191 , а в 1812 году за ветхостью разобрана. Она на-ходилась за собором на север, против Иоанно-Богословских врат. Четвертая – Происхождения честных древ или Спаса всемилостивого, обыденная, или обетная построена по случаю моровой язвы в 1424 году 192 находилась за алтарем Соф. собора; а после того в 1592 году на том месте устроена церковь преп. Марии Египетской 193 , которая и существовала до по-ловины XVIII века. Она находилась между юго-восточным углом Соф. собора и так называемым Житенным двором арх. дома. Пятая – преподобномученицы Анастасии, обыденная, построена за собором 29 октября 1416 года, при арх. Симеоне, по случаю так называемого Анастасиинского мора 194 , в 1440 году устроена каменная 195 , а чрез 100 лет построена вновь каменная же арх. Макарием 196 . В 1594 году упоминается в ней придел св. Алексия митрополита 197 . Шестая евангелиста Марка обыденная, построена 8 ноября в 1533 году, при арх. Макарии, по случаю вредоносной язвы 198 . В 1758 году она была каменною и упоминается в числе разобранных. Седьмая архидиакона Стефана 199 ; осьмая св. Стефана сурожского 200 и девятая – св. Николая Чудотворца каменная, построенная св. Евфимием в 1424 году 201 . Сверх того, в жалованной грамоте Uoahha III за 1504 год упоминаются еще приделы Златоустовский, построенный св. Евфимием в 1436 году на вратах 202 , и Богоявленский, находившийся против западной стены собора на Соф. дворе 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

А в конце службы, после великого славословия (в Спб. вырвано) и молитвы св. Евстратия, приводится краткая молитва- " стих»: «Господи, помилуй оскверньшююся страстьми житья сего душю мою и чисту приими ю, яко благословен еси в векы, аминь» (трижды), затем молитва «о умилении души»: «Душе моя, почто жалуеши на Господа» (в Соф. ее нет), далее – молитва «спати хотяще»: «Дажь нам Владыко на сон» (см. повечерие), потом – молитва «за вся крестьяны»: «Владыко Господи, Боже наш, приклони ухо Твое ко мне, услыши мя припадающа имени Твоему» (в Спб. ее нет), наконец, молитва ангелу-хранителю: «Ангеле святый Христов хранителю» (в Соф. нет) и особое запрещение: «Запрещает ти Господь, вселукавый дьяволе, пришьдый в мир» (в Соф. нет). В «чине полунощьнаго пения», по Син. 12 и Спб. 57, приводятся следующие молитвы: в начале – I «Благодарю Тя, Святая Троице» (см. Ватоп. 350, VII); на «Непорочных» – II «мол. св. Григория, папы римьскаго» – «Господи, услыши молитву мою, якоже знаю и аз время мое», и III «мол. св. И. Златоустаго к Святеи Богородици» – «Многых и великых даров»; в конце службы – IV «Владыко Господи Боже, посли на мя грешьнаго», V «мол. еже рече Господь молит. за врагы ваша» – «Господи, дажь милость всем», VI «мол. вздевше руце» – «Помяни, Господи, всего мира», VII «мол. припадше на земли» – «Помяни, Господи, ненавидящих нас», VIII «мол. за вся крестияны» – та же, что в Соф. на ночных часах, и, наконец, IX «мол. Петра черноризьца к Святей Богородици» – «Пресвятая владычице Богородице, веде, яко сквьрнавый». Изложенный в Соф. 1052 «чин полунощный» заключает в себе три молитвы общие для всех трех полунощниц, а именно: 1) молитву «Многих и великих даров», занимающую такое же место на «Непорочных», как и в предыдущем чине, 2) молитву «Иже на всякое время», занимающую нынешнее положение, и 3) заключительную молитву «Помяни, Господи, всего мира, помилуй всех, заступи вся» (та же, что и в «чине полун. пения»). Кроме того, на каждой из трех полунощниц, после «Иже на всякое время», положено по одной особой молитве, – на повседневной – «Владыко Господи И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

104 Именно; 1) в воскресение после Петрова дня, 2) в Ильин день и З) в первое воскресение после Ильина дня. 105 Взято из дел Новг. консист. архива за 1781 г. 240 и 243 и за 1782 год 230, и из дел Новг. Соф. библиотеки за 1775 год. 108 Предписание секретное к Гавриилу от имени Государыни, за подписом Александра Безбородко 6 июля, в ризнице Новг. Соф. собора под 14. Здесь же приложена и копия с Высочайшего указа графу Чернышеву касательно митроп. Смогаржевского, от 2 июля 1780 года. 112 Оно напечатано особо в С. Петербурге, в 4 долю л. и в числе поучений на воскресные и праздничные дни. 119 Именно 60 рублей на лекарство больным, а 4O руб. священникам на поминовение по определенной форме. В 1781 году упоминается в архивных бумагах об определении преосвященного Гавриила касательно ежегодной выдачи из внесенной им суммы процентных денег по 10 руб. певчим и по 10 на богадельню, а пяти священникам Соф. собора по 40 рублей. 120 Т. е. поминая об упокоении княгиню Иулианию, Григория, Гликерию, Николая, Евдокию, и сверх того совершать панихиды 15 июня, 17 ноября и 17 декабря. 121 Чтобы, т. е. священнослужители Соф. собора чинили поминовения об усопших: иерее Петре, Иоанне, Ирине, Иоанне, Стефане, Иоанне, Василии, Вассы и Льве. Сведения о завещаниях преосвящ. Гавриила взяты из Дела о его кончине в синод. архив 1801 года 205, где приложены копии с сих завещаний. Кроме этих завещаний, в Новг. консист. архив за 1784 год под 348, есть дело о пожаловании 200 рублей в Деревяницкий монастырь на помин Кондрата, Сергия, Иакова, Савы, Терентия, Мавры, Иустины, Анны и Стефаниды. А в архиве конторы Новг. архиерейского дома сохранились предложения м. Гавриила: 1) «1791 года генваря 20 дня казначейской конторе выдать из наших денег священникам, дьяконам, дьячкам, пономарям, девичьих монастырей также монахиням и белицам по рублю, сказав, чтоб они приносили Господу Богу молитвы о упокоении князя Иоанна, и что выдано будет, прислать перечневую ведомость». 2) «1794 года 20 дня выдать из наших денег на десять церквей Новгородских, где подвижнейшие в служении священники, по десяти рублей на сорокоуст о упокоении раба Б. Кн. Григория; да на монах и белиц, живущих в монастырях, каждой по рублю, на живущих в богадельнях нашего дому по пятидесяти копеек, чтобы они приносили о нем молитвы, и сколько выдано будет, рапортовать». – В билетах, хранящихся в Новгор. духов. консистории, показана внесенною преосвящ. Гавриилом 1783 года сумма не в 10,000, а в 1000 и потом в 9120 руб., что составляет 10,120 руб. Подлинные свидетельства, за подписом пр. Гавриила о внесенных в пользу Новг. Соф. собора 1000 р. (1780 г.), еще 1000 р. (1782 г.) и 400 р. (1785 г.) хранятся в ризнице оного собора

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Южнославянские переводы Диатаксиса В южнославянской рукописной традиции XIV–XV вв. списки Диатаксиса не представляют единства. Две рукописи, атрибутированные Евфимию Тырновскому, достаточно схожи по тексту, тогда, как списки Афонской редакции имеют существенные отличия и демонстрируют вариантность богослужебных традиций у южных славян в конце XIV в. Вариантность проявляется в количестве просфор, разных молитвах на чтение Евангелия, а также в описании Великого входа и причащения. Мы можем выделить два вида Афонской редакции: ранние варианты, сохраняющие некоторые архаичные особенности и окончательный вариант, близкий тексту Диатаксиса Филофея по рукописи из библиотеки Ватопедского монастыря 133 XIV в. В русских служебниках представлены списки окончательного варианта – это служебники РНБ, Соф. 975 нач. XV в., РНБ, Соф. 538 1-й пол. – сер. XV в. и служебники кон. XV в. РНБ, Соф. 534 и Соф. 535 . Только в служебнике Никона Радонежского (РГБ, ТСЛ III. 8/М 8670) кон. XIV в. содержится ранний вариант Афонской редакции литургии, сохраняющий некоторые особенности последования, непосредственно предшествующие появлению Диатаксиса. В нем имеются две молитвы на чтение Евангелия: ги бже нашь преклони срдца наша въ послоушание бжииуъ твоихъ повелнии и восии въ срдцих нашихъ, перед причастием сохраняется молитва вроую ги ко ты еси снъ бга живаго в архаичном варианте, распространенном в южнославянских списках XIII–XIV вв. ГИМ, Хлуд. 117, ГИМ, Увар. 46 и РНБ, Q.n.I.48. В южнославянских источниках имеются три служебника, содержащие ранние варианты Афонской редакции, не связанные с Диатаксисом: сербские служебники РНБ, Погод. 37 третьей четв. XIV в. и РНБ, Q.I.1178 70-х гг. XIV в. 1 , а также болгарский список РНБ, Соф. 566 сер. XV в. В служебнике Погод. 37, происходящем из Карейской келии Хиландарского монастыря на Афоне (Иванова 1981:199), устав литургии записан отдельно от последования, как и в редакции Евфимия Тырновского. Сам устав имеет ряд интереснейших особенностей в описании облачения священника, приготовлении просфор, целования трапезы перед анафорой и причащения (подробнее об этом см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Тексты литургических уставов публикуются после критического издания литургий. Устав патриарха Филофея Коккина издается по Афонской и русской версиям. Перевод Диатаксиса, сделанный Евфимием Тырновским, опубликован П. А. Сырку; повторять его вновь нет необходимости. Афонский вариант Диатаксиса не известен в самостоятельном виде, в большинстве изученных нами списков он соединен с молитвами литургии Иоанна Златоуста , и его рубрики чаще всего сохраняются в начальной части литургии (проскомидии). Однако есть несколько списков, где Афонская редакция Диатаксиса представлена в полном виде: это служебники Соф. 975 и Соф. 535 . За основной список была взята рукопись Соф. 975 , начала XV в. Она написана русским старшим полууставом непосредственно с сербского оригинала, о чем свидетельствуют ряд характерных написаний с е на месте малого юса: иереи гле, верх сты чаше, гнва и нужде. Эта рукопись, видимо, фиксирующая ранний этап адаптации Афонской редакции на Руси, к сожалению, имеет несколько лакун в 1–2 листа. Текст лакун восполняется по рукописи Соф. 535 конца XV. Ввиду того, что тексты молитв Афонской редакции включены в критическое издание славянского перевода литургии, при публикации Диатаксиса Афонской редакции они полностью не воспроизводятся, а даются их инципиты. Русская версия Диатаксиса издавалась по разным спискам, по Ватиканскому [Красносельцев 1885] и по служебнику Киприана ГИМ, Син. 601 [Красносельцев 1889]. Здесь мы предлагаем критическое издание текста по четырем спискам. За основной список взят Пискаревский (РГБ, Писк. 30), который не был известен ранее и никогда не публиковался. В критический аппарат внесены разночтения по Ватиканскому (V) и Син. 601 (Син.) спискам, а также по списку XV из Софийского собрания РНБ 859 (Соф.), который здесь атрибутируется Филофею. Напомним, что имя Филофея очень быстро вытесняется из заголовка устава и заменяется именем Иоанна Златоуста (см. подробнее главу 4, § 1). Кроме устава Филофея мы публикуем устав литургии из рукописи РНБ, Погод. 37, который не имеет никаких атрибуций и, как кажется, предшествовал переводу Диатаксиса. Этот устав фототипически был издан П. Миодрагом [Миодраг 2004: 273–284], в настоящем приложении он воспроизведен наборным способом с разделением на слова и с сохранением орфографии. Рукопись Погод. 37 переписывалась с болгарского оригинала, и в тексте устава это хорошо видно: начальная часть написана сербской безъюсовой орфографией, начиная с середины текста устав пишется по нормам болгарского правописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что касается до русских праздников и русских и южнорусских святых, то им службы вносились в минеи иерусалимского устава постепенно и часто ставились на конце книги отдельно. Древнейшие минеи XV в. почти не имеют сего рода служб, исключения весьма редки: 28 окт. св. Арсений сербский есть в софийской минее XV века 190), но его нет в минее академии наук XIV – XV в. 424); Савва сербский в софийской минее XV в. 291) 14 янв. в тексте, а в 290 также XV в. в конце минеи; следовательно службы сим святым внесены после введения у нас миней иерусалим. устава; что же касается до болгарских святых Иоанна рыльского (19 окт.) и Илариона меглинского (21 окт.), то им службы внесены в минеи еще позднее; обоих святых нет и в иерусалимских славянорусских уставах XIV и XV веков. Итак, наши минеи, по всей вероятности, переведены в России, а не перешли к нам из южно-славянских земель, и переведены с афонских греческих миней; в них видно несомненно афонское влияние; ибо есть службы афонским святым: 5 июля пр. Афанасию (соф. мин. XV в. 209), 12 июня пр. Петру афонскому (соф. м. 1439 г. 207), 12 июля Михаилу Малеину, учителю пр. Афанасия, и что особенно важно в сем отношении, 15 окт. пр. Евфимию новому (минея академии наук 424 XIV-XV в. и соф. XV в. 290). Служба ему поставлена даже выше службы священномуч. Лукиану, тогда как памяти св. Евфимия нет не только в греческом уставе 1298 года и других не афонских, но и в древнейших славянских иерусалимских уставах XIV в. 328 синод. библ.) 232 . Из русских праздников и святых встречаются службы в иерусалимских минеях XIV-XV веков. Покрову Пресв. Богородицы 1 окт. (акад. наук 424, минея XIV-XV в.), Знамению Пресв. Богородицы 27 ноября и пр. Варлааму новгородскому 6 ноября (в соф. минее 1438 года, в ней помещено даже целое житие пр. Варлаама), св. благоверному князю Владимиру 15 июля (в соф. минее XV в. 209). В минеях XVI века встречается более служб русским святым. Довольно служб русским святым собрано в софийской минее 1515 года 225, именно в конце минеи февральской. Но странно, что служба Кириллу и Мефодию, находившаяся в студийских минеях, не внесена в минеи иерусалимского устава и таким образом празднование сим святым было оставлено в России до новейших времен 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

52 В Отделе рукописей РНБ хранится несколько рукописных книг, принадлежавших Матфею Никифорову. Все они подписаны одной рукой как книги старца Матфея Никифорова. Перечислим их: 1) «Устав церковней службе, иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго... отца Савы» (Кир.-Бел. 563/820); 2) «Указ о храмех и великим святым да Марковы главы» (Кир.-Бел. 562/819); 3) «Синодик Кормовой старца Матфея Никифорова» (Кир.-Бел. 86/1324); 4) Судебник Ивана Грозного ( Соф. 1440 ); 5) «Обиходники старца Матфея Никифорова Кирилова монастыря», в который входят обиходнии Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева, Соловецкого и других монастырей ( Соф. 1162 ). Нам, для уяснения темных мест в келарском обиходнике ( Соф. 1151 ), приходилось обращаться к церковному обиходнику ( Соф. 1162 ) и убедиться в том, что богослужебные тексты в них идентичны. 53 Слово Косьмы Пресвитера опубликовано в Православном Собеседнике за 1864 год на апрель-август. Оно делится на главки с заголовками. Главка, помещенная в Приложении 3, в публикации журнала имеет заголовок: «О затворницех». Но в рукописи Соф. 1477 дан другой заголовок: «О мнисех, не хотящих быти с чернцы, ни прилежати страде монастырьской» (л. 18 об. – 20) – этой заменой усиливается главная мысль, что истинным монахом можно стать, только подвизаясь в общежительном монастыре. 54 О.В. Лелекова пишет, что в монастыре точили деревянную посуду, затем ее расписывали наемные мастера. Посуду попроще расписывали прямо по олифленной поверхности дерева. Посуда побогаче распи­сывалась так же, как иконы, – яичной темперой по грунту. Огромное количество посуды собственного изготовления шло на продажу в Москву и другие города и «в поднос» (подарки): «чашки вязовые под киноварем, березовые под суриком; братины корельчаты подписаны по золоту; ставчики брацкие с кровлями подписаны по золоту... лошки шадровые (моржевая кость) крашеные с костьми; ...шанданы, посохи поминочные под вязовым лыком без подковов...». – Лелекова О.В. Материалы к истории художественно мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв., с. 159–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(вставная тетрадь); 8) Корона, не отожд. (вставная тетрадь); 9) Корона с крестом, вид: Пиккар I, XII, 36 (1512–1515 гг.); 10) Голова быка с крестом и змеёй, с подвеской, не отожд.; 11) Корона, тип: Лихачёв, 1353 (1497 – 1499 гг); 12) Голова быка с крестом (вставные листы), вид: Пиккар II, 3, XI, 230 (1478 г.). Записи: л. 1 – «Помени, Господи, раба своего Феодора. Сие книга глаголемая Служебник Егоревского Озеревьского погоста» (повторяется несколько раз); л, 1 об. – «Сие книга глаголемая Служебник. Се аз Михаила Михаилов сын Таглев»; л. 2–29 – «Сию книгу глаголемую Служебник, да ризы, да стихарь, да кадило медяное, да укропник положил (?) иже в дом Николы чюдотворцу на Озереве Тимофеи Надежин сын Кулюбакин, а кто служителем церковных станет в дому Николы чюдотворца служити, и ему (?) пожаловал душа моя грешная поминати, как станет литоргею Божию служить. А потписал Тимофеи сам своею рукою лета 7163 (?) года марта в 11 день»; л. 66 об. – «Сеи Потребник Егорьевского Озеревского погоста»; л. 110–111 – «Сия книга глаголемая Служебник Тимофея Надежина сына Кулюбакина»; л. 30–40 – «Сеи Служебник Дежецкие пятины Белозерские половины Озеревского погоста церкви великомученика Георгия»; л. 140–143 – неразборчивая запись типа пробы пера. Содержание: л. 187 об.–198 – чин исповеди: л. 191–191 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 838); л. 191 об.–194 – поновление. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 132–136 (чин исповеди – только молитвы). Соф. 839 . Служебник. Середина XVI в. 4°. 232 л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Брике, 13580 (1556–1560 гг.); 2) Кабан, тип: Брике, 13579 (1549–1552 гг.) Записи: л. 1 – «Книза Медведецкого монастыре»; л. 232 об. – «Служебник Николского Медведетцого монастыря». Содержание: л. 177 об.–205 – чин исповеди; л. 181 об.–182 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 839); л. 182 об-184 вопросник женщинам (Ж-Мих. Q 9); л. 184–185 об. поновление мужчинам; л. 186–189 об. – поновление; л. 195 об.–197 – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 197–198 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 839 ); л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

777 В южнославян. требн. Им. Публ. Библ. Q. I, 595, л. 266, указано после Евангелия читать «Верую». 780 Поэтому, в потребниках 1639 и 1647 года чин погребения мирских человек имеет такое надписание: «Последование погребению священническому и диаконскому чину, и мирским человеком». Потр. 1639 г., л. 281; 1647 г., л. 196. 786 Как известно, умерших архиереев погребали монашеским чином до 1767 г, когда, по указу императрицы Екатерины II, велено было «совершать над скончавшимся святителем чин погребения священников». Первый из иерархов, погребенных по чину священнического погребения, был Московский (прежде Киевский) митр. Тимофей Щербацкий. М. Евгений (Болховитинов) . Описание Киево-Соф. Собора, стр. 216. 787 К истории правосл. богослуж., 235–242. Здесь издан «Указ, как подобает отпевати на погребение над святителем как представится», по рукоп. Соф. библ. 1071, л. 127. 790 Трбн. ркп. Кир.-Белоз. м. 528 (785), л. 89 об. «Указец вкратце како погребсти священника, и диакона, и епископа». 794 После такого отношения к умершему архиерею, не удивительно, если в древнее время у нас на Руси влагали в руку почившего святитсля Тело Христово. Этот обычай, как известно, был отменен на Владим. соборе. 795 В рукописи 1071, после этого приводится сказание о смерти и погребении м. Киприана, и приводится текст прощальной грамоты этого святителя. Очевидио, по образцу последней, писали свои прощальные грамоты и другие епископы. 798 Наиболее древние рукописи, в которых излагается чин младенческого погребения – это рук. Требник конца XV в. Солов. библ. 1107, л. 67, и рук. Служ. Соф. библ. Того же времени, 839, л. 113–115. 801 Требн. ркп. Син. б. 898, л. 529 об.; 1061, л. 389; 1062, л. 226 об.; 1085, л. 341. Имп. Публ. библ. Q. I, 595, л. 291. 802 В рук. требн. Соф. библ. 1061, после указанных псалмов положена заупокойная великая ектения, по ектении – тропари: «Глубиною мудрости», а потом уже: «Святых лик». Озп. рук. л. 30 об. 803 Требн. рукоп. Серг. Лавры 227, л. 306 об; Хлуд. б. 119, л. 230; Типогр. б. 215, л. 361; Соф. б. 1061, л. 393 об.; 1062, л. 227; Имп. Публ. Библ. Q. I, 595. Здесь указано петь Святый Боже, как на литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

по IV столетии до Р.Х., были: религиозная реформа царя Иосии (639608 гг. до Р.Х.), усиление Вавилонского царства, разрушение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) и увод пленных иудеев в Вавилон; покаяние иудеев и возвращение их на родину (536 г. до Р.Х.), восстановление Иерусалимского храма (475 г. до Р.Х.). После этого ожидание пришествия Мессии делается все более напряженным вплоть до времени Рождества Христова. Книга пророка Софонии Продолжительное правление нечестивого царя Манассии (696641 гг. до Р.Х.) привело к тому, что почти все пророки Божии, проживавшие в Иудее, были истреблены или ушли в подполье. Возможно, что Софония был первым пророком, возвысившим свой голос после полувекового молчания посланников Божиих. Софония проповедовал при благочестивом иудейском царе Иосии, лет за двадцать до разрушения Иерусалима (639608 гг. до Р.Х.). Перечисление предков Софонии до 4 рода указывает на его знатное происхождение. Предполагают, что царь Иосия начал свою религиозную реформу, поощряемый к ней пророком Софонией. Однако реформа мало что могла сделать: религиозные устои в народе, подорванные Манассией, уже трудно было восстановить. Софония со скорбью наблюдал все растущее духовное одичание людей и увлечение языческими суевериями. Тем не менее пророк строго обличает тех, на ком лежала ответственность руководить жизнью народа и подавать добрый пример, иудейских князей, судей и священников. Предсказывает Софония и о наказании Богом соседних народов моавитян и аммонитян, живших на востоке, ассирийцев на севере и эфиопов на юге. Цель этих наказаний не уничтожить эти народы, но вразумить их и привести к истинной вере. Заканчивает Софония свою книгу описанием мессианских времен и духовного возрождения мира: Тогда Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно (Соф. 3, 9). Содержание Книги пророка Софонии: Суд Божий над Иерусалимом (Соф. 12 гл.); суд над соседними народами (Соф. 2, 415); опять о суде над Иерусалимом (Соф. 3, 18); о Мессии и о спасении мира (Соф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010