27 Соф. Врем. 1,271. «Избави Бог от лютого томления бесерменскаго... откупаху бо ти окаани бесермена дани у Татар» и пр. О Бесерменах Хивинцах Карпини: «Из земли Кангитов (Кангаров) въехали мы в страну Бесерменов, которые говорят языком Команов (Половцев), но исповедуют Веру сарацинскую (Мусульманскую). Путеш. в Татарию стр. 27. 28 Лавр. Л. в Собр. Л. 1,204. Соф. Врем. 1,271. 272. Воскр. 2,236. Текст исправнее в первой. «Бе бо тогда ти там (а не Титям), приехал от царя татарского, именем Котлубий (Котлубугу, приезжавший послом и в 1277 г. по Волынской Л. отселе в Воскр. Л. Кутлубея, и в Соф. Вр. Кутлубея), зол сый бесурменин». 29 Примером первого служит Тегударь, крещенный в младенчества (Бар-Еврей Chron. Siriac. р. 605. Гайтон Hist. Orient, c. 37.). Примером второго – Байдухан, тайный христианин (Бар-Еврей Chron. р. 609. Гайтон Hist. с. 40.). 30 Новг. 82. «Того же лета (1343) М-т Феогност ходи в Орду к царю к поганому к Жанебеку и обадиша его Калантай к цареви, ограбиша его, а самого яша и ркучи: давай дань полетнюю. Он же ся в то не да и положи посула шесть сот рублев и выйде на Русь здрав». 31 Повесть Епифания. Новгор. 1 Лет. «Кн. Вел. Дмитрий Иванович пойде на безбожных Татар... а уповая на милосердие Божие и на пречистую Его Матерь. Москвичи же мнози небывалицы, видевше множество рати татарской, устрашишася и живота отчаявшися... И устраши Бог невидимою силою сыны Агарины и обратиша плещи на раны... Милосерд бо есть Бог и человеколюбец, не до конца прогневается». Стр. 92. 32 Карамз. 5, 84–88. 35–39. Соф. Вр. 1,405–413. Летопись Даниловича так описывает Тамерлана: «изыде гордий, суровий, безчеловечний, на сице реку, и не имий вида человеча, но весь мерзок и безобразен и не милостив, от восточныя страны, иже от Агари рода, Темир. Зело убо хваляся на христиани и на овци Христови пастви, паче же на самое Христово имя». стр. 211. 34 Известны прославившиеся чудесами иконы Богоматери: Путивльская 1238 г. Свенская 1288 г. Устюжская 1290 г. Муромская 1291 г. Курская-Коренная 1295 г. (Харьков, Гувер. Ведом, 1838 г. N 29. 30.). Новгородо-Северская 1301 г. Виленская 1341 г. Псково-Покровская 1352 г. Гребневская 1381 г. Тихвинская 1383 г. Коневская 1393 г. Патриаршая грамота 1692 г. говорит, что свирепость Батыя, опустошавшего Рязанскую область, укрощена была «явлением св. Апостола и Евангелиста Иоанна»; в память видения Батый приложил «герб и печать свою златую» к образу Евангелиста в Богословском Рязан. монастыре (Обозрение зданий в Матер. Статистики 1841 стр. 129). В 1381 прославилась чудесами Угрешская икона Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стих — «Един Свят» в качестве самостоятельного, без предшествующей ему молитвы «Все святая Троице», имеется еще в Часословах Синайск. библ. и Софийском (XIII–XIV b.) и даже в нынешнем пасхальном чине изобразительных. Псалмы в начале и Единородный Сыне имеют уже Часословы Синайск. библ. и 867 (XIII b.) и все позднейшие: Син. 868 пред Отче наш имеет Трисвятое. Молитва «Ослаби, остави» после «Отче наш» появляется с такого же приблизительно времени: ее имеют поименованные два последние и позднейшие часословы, но Студийско-Алексиевский устав не указывает, а Синайск. 12 и Соф. 1052 имеют вместо нее другую: «Господи Боже наш, иже преславную Матерь Свою яви честнейшю Небесных Сил…» «Господи помилуй» имеет еще 3 раза подобно Син. 863, – Син. 866 и 868. Другие часословы, например Синайский же 12 и Соф. 1052 имеют «Господи помилуй» 12, 30 или 50 раз. Позже других составных частей получает чин изобразительных свои кондаки: их он не имеет совсем в Студ. уст., Соф. 1052, Син. 868 и др.; в Син. 876 в числе кондаков есть св. Златоуста или Василия Великого (близкое соотношение к причащению); в Син. 866 кондаки «Яко начатки… (мученикам и всем свв.), Со святыми упокой…, Предстательство христиан…» [ 158 ]. По Шиомгвинскому Типикону кондак Златоуста, Слава, Со святыми, И ныне Упование христиан… [ 159 ]; по древнейшим греч. спискам Иерусалимского устава: кондак храмового святого, «Со святыми…» и «Предстательство страшное…» или «Предстательство христиан»: по позднейшим греч спискам Иер. уст. еще (после храмового) кондак «дневного» (седмичного?) святого и о 1-м Богородичне не упоминается [ 160 ]; по древнейшим славянским спискам Иер. уст еще кондак Минеи, если есть (пред седмичным и храмовым), а в субботу вместо «Предстательство…» «Яко начатки» [ 161 ]; по позднейшим прежде всех кондак Преображения. Более мелкие варианты чина: пред вторым псалмом Слава и ныне; пред «единородный» опять (Соф. 1052) или только пред Единородный (слав. ркп. Иер. уст.); «Господи помилуй 3» еще перед Блаженными (Син.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Записи также предоставляют интересный материал о том, как совершались вклады в монастыри. Рукопись Вологод. 23, написанная в монастыре Дионисия Глушицкого, дважды вкладывалась в «общий монастырь» иноком того же монастыря Федосеем Ивановым в 1510 и в 1524 гг. 216 Первая вкладная запись вычеркнута киноварью; возможно, вклад был сделан на определенных условиях, и Федосей Иванов забрал вклад, но позже решил возобновить его. Подобные случаи аннулирования вкладов, при котором запись о вкладе вычёркивалась, известны по вкладным книгам. Рукопись, вложенная пострижеником одного монастыря, могла попасть в другой монастырь; 217 так, рукопись Соф. 1064 перешла из Соловецкого монастыря в Нилову пустынь. 218 Богослужебные книги принадлежали и приходским церквам; 219 так, рукопись Калик. 1 была в 1571 г. вложена мирянином Павлом Зиновьевым в Рождественский собор в Каргополе, откуда она была в 1686 г. забрана в Духовный приказ по архиерейскому указу. 220 В XVI в. богослужебные рукописи нередко принадлежали мирянам, как, например, рукопись Типогр. 385, которая позже попала в собрание Мастерской палаты. 221 Наконец, рукописи с исповедными текстами продавались, покупателями часто были священники. 222 В одной из рукописей сохранилась запись о продаже её в 1571 г. переплётчиком Фёдором Фёдоровым старцу иконописцу Сергею. 223 Наконец, записи позволяют познакомиться с процессом создания рукописи: в рукописи начала XVI в. на внутреннем сгибе листов кратко выписаны заголовки статей, входящих в сборник. 224 При переплёте большинство таких записей ушло в корешок; очевидно, они предназначались для разбора тетрадей или вообще для использования непереплетённой рукописи. Для этого периода не редкость чины с вопросниками и поновлениями и даже целые рукописи, предназначенные специально для исповеди священников или монахов. 225 Например, в одном из требников середины XVI в. в чине исповеди собрано несколько вопросников и поновлений, обращённых к инокам, священникам, дьяконам; здесь же находятся два вопросника для мужчин (М-КБ 530/787 и М Калик. 1). 226 Однако в рукописи нет пи одного развёрнутого исповедного текста для женщин, лишь краткий вопросник для инокинь (КрЧЖ- Соф. 868 ), 227 – пример составления исповедной книги, предназначенной для узкого круга исповедующихся. Как и в более ранний период, в рукописях встречаются чины только с одним вопросником, например, для исповеди женщин (Ж-Соф. 819), в которых парный текст для мужчин отсутствует, или только с вопросником для мужчин (М-Соф. 838). 228 Как и раньше, переписываются рукописи, в которых присутствуют только отдельные молитвы над кающимся 229 или епитимийные правила и поучения. 230

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

476 Подлинная опись архиерейской ризницы 1690 года, л. 41 и 42. Что касается до шапок святителя Никиты и княжеской, хранящихся в ризнице Соф. собора; то они, не имея на себе металлических украшений, относятся к древней церковной шитой утвари. К той же утвари будет отнесён и белый клобук новг. архиепископа Василия, украшенный дробницами и жемчугом и хранящейся в ризнице новг. Соф. собора. 478 Новг. I летоп., стр. 77. Ср. Новг. II и III лет. под 6844 год. В последней летописи прибавлено: «у притвора церковного». 479 Корсунские врата новг. Соф. соб. Аделунга стр. 183. Обстоятельное описание металлич. врат в г. Александрове помещено в Журн. Мин. Нар. Просв. Рисунок с этих врат в Древн. Росс. Госуд. Отд. VI. 33. 480 Корсунские врата в новг. Соф. соборе Ф. Аделунга, в русском переводе напечатаны в 1838 году на 225 страницах, где приложен и рисунок с оных. Подобный рисунок оных и в Древн. Росс. Госуд. Отд. VI. 21–26. 481 Предание сие известно было ещё Герберштейну при посещении им Новгорода в 1517 году, и безотчётно повторялось в продолжение нескольких столетий. Корсунск. врата Аделунга, ст. 132. 482 У Нестора сказано о возвращении Владимира В. из Корсуня: «взяже и да мдян дв капищи, и 4 кони мдяны, иже и нын стоять за святой Богородицей». Полн. Собр. Русск. лет. Т. I, стр. 50. В объяснение свидетельства Нестора, под словом капи и ще разумеют именно двери, производя оное от двух слов: капи и ще, из коих первое есть искажённое латинское слово, принятое из греческого языка, – scapus, scapi, означающее дверные косяки с петлями; в России же издавна скапами называются кроме того и самые затворы. Поэтому вероятно, что и двое дверей были вывезены из Корсуня под именем скалов; но как онв были слишком огромны, то Нестор к слову скап прибавил увеличительную частицу ще. А переписчики в позднейшее время, или по ошибке, или желая исправить её, опустили начальную букву с; от чего и произошло искажённое слово: капище. Другое слово: кони, написанное вместо – иконы, производят от пропуска, по ошибке писца, буквы и. Корсунск. врата Аделунга стр. 106. Замечания о значении слова капище у Каченовского (Вестн. Евр. 1823 г. 5, стр. 35–39) и Руссова (Отеч. Записки. 1825 г. 62, стр. 427).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

155 Недаром вспомнил Александр Ярославич о победе Ярослава над Святополком. Эта победа также одержана была на льду озера, и притом с новгородскими полками. Восклицание Александра вполне понятно, если принять во внимание гордые речи немцев: «Славяне не могут быть ничем другим, как только нашими рабами!» «Жития святых российской церкви» пр. Филарета, ноябрь. Соф. 1, 257 , Пск. II, 4. По рукописному житию: Александр начал бой, «знаменався крестным знамением». Архивск. 267 и на обороте. 157 Capul porcinum – Schweins-kopf – Фрибе. 1, 165. Немецкое ополчение вел магистр Ливонского ордена Герман Балк (1237–1243); Фрибе. Handbuch der Geschichte Lief-Ehst und Kurl. В. 1, 157. Воскр. 150. Соф. 1, 257 . 164 «В лето месяца (Маия) в того же день, на память св. мученика Александра, явися знамение в Пьскове у св. Иоанна в монастыри, от иконы св. Спаса, над гробом великие Княгини Ярославли Володнмировнча, юже уби свой пасынок в городе Медвежии голове, иде миро от иконы по 18 дений и наиде 4 вощаници, яко в стекляннцу, и привезоша две в Новгород на благословение, а во Пьскове оставиша себе две». Соф. 1, 259 . Воскр. 152. Князь Ярослав Владимирович, изменив Русской земле, привел немцев и вместе с ними напал на Псков, После Ледового побоища он возвратился в отечество, примирился с Невским и получил Торжок. 168 Гиэрн. Lifland... Chronic, in monument. Livoniae. 123; Арндт. Der Liefland. Chronik. II, 45, 46; Кельх. Hist. Livon. 35–39, Бонель. Chronographie, 1, 60; Карамзин. История государства Российского, т. IV. пр. 33. 169 Соф. 1, 258 : «Что есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что изъимали в полон мужей ваших, а теми ся розменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите, а Пьсковский полон пустим». Воскр. 151. Новг. I, IV. Пск. II. 170 Фрибе. Handbuch der Geschichte L.E. и К., 166: «Не будь внутренних смут да татарских опустошений «Лифляндии очутилась бы в руках русских». Читать далее Источник: Святой Александр Невский/Хитров М.И. - М.: Терра : Кн. клуб Книговек - 2014. - 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

158 Высота сия значится в рукоп. Опис. новг. Соф. собора 1808 г., приписываемом м. Евгению. А в Новг. III лет. под 6553 год., сказано: «от Спасова образа ото лбу до мосту церковного 15 саж., доколе не подымут мост.» Здесь же сказано и о величине главы вероятно, большой: «а внутри главы кругом, где окна, 13 саж.» В натуре высота собора с главою и крестом 18 саж., от основания до кровли 9 саж. 1 аршин, как сказано в письм. книге Юрьева монастыря при описании Соф. собора, составленном около 26 лет тому назад. 159 При погребении архиеп. Мартирия в 1199 году, паперть златою названа в одной Новг. III летоп. стр. 28, а в других летописях просто притвором св. Софии. Златою паперть могла называться от медных золоченых врат, устроенных арх. Василием в 1336 г., и взятых царем Иоанном IV в Александрову слободу (ныне г. Александров), равно также и от Сигтунских врат светло-желтого вида, отделяющих Мартириевскую паперть от придела Рождества Богородицы. Корсунские врата Ф. Аделунга, 1834 г., стр. 147 и 183. 161 Прибавл. к Новг. II лет. стр. 191, где прежняя усыпальница св. Иоанна названа Темницею. Подобным образом называется усыпальница св. Иоанна и Григория и в одном рукоп. сборнике XVII века. 162 В этих потаенных местах, как говорят, хранились сокровища Соф. собора во время шведского разорения в начале XVII века, равно и при других опасных случаях. 163 В библиотеке считается книг печатных около 1600, рукописей около 1500, из числа коих пергаменных 88 рукописей. Обозрен. пергамен. рукоп. новг. Соф. Библиот. И. Куприанова, 1857 г. стр. I–X. 164 На позднее расписание собора, даже верхней части его указывает, между прочим изображение святителей, не только живших в XV и XVI веках, но даже местночтимого митр: Аффония, скончавшегося в 1653 году и написанного между тем в ряду святителей в куполе ниже пророков. К древним украшениям собора относятся так называемые голосники, которые в настоящее время заметны только с хор в небольшом количестве. О древности голосников вкладенных внутри по стенам церквей в виде кувшинов, в Памятн.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Церковь Предтеченская до половины прошлого века была еще в числе соборных новгородских церквей, и настоятели ее назывались старостами церковными 754 . По устному преданию, она даже в царствование Петра 1, получила от весов большие доходы 755 . По росписям 1678 и 1690 годов, годового жалованья выдавалось двоим священникам каждому по 8 руб. 64 коп., диакону по 4 рубля 32 коп., двоим дьячкам и двоим пономарям каждому по 1 рублю 61 коп,, просвирне ржи 3 четверти и 4½ четверика, да на церковные потребы по 4 рубля 82 коп. Жалованье сие продолжалось до 1775 года, а доходы от весов пресеклись в начале XVIII века. Но поскольку церковь сия прочностию здания многие церкви превосходила, то преосвященный Гавриил по силе Высочайшего указа, последовавшего от 11 ноября 1775 года, причислил оную к ружным церквам, назначив один причт, на который ныне и производится ружного годового жалованья 41 рублей 96 коп. Сверх того, получают священноцерковнослужители за подцерковные кладовые около 100 рублей серебром. Из всего этого шестая часть выделяется в пользу церкви. День Рождества Предтечи ныне празднуется обыкновенным порядком. Но в XVI и XVII веках празднество совершалось подобно тому, как должно было совершаться по уставной грамоте князя Всеволода именно, по рукописному новг. Соф. уставу или архиерейскому чиновнику 756 , 24 июня в Предтеченской церкви святитель сам совершал параклис, облачался на величание, служил молебен и потом литургию, а по совершении давал стол всему Соф. собору. На другой день праздника служил архимандрит Юрьева монастыря по праздничному уставу и давал обед Соф. собору на своем монастырском подворье. На третий день праздновал у Иоанна Предтечи архимандрит Хутынского монастыря 757 , и после литургии давал также обед Соф. собору на монастырском подворье. Кроме того, в XVII веке 5 ноября, в честь св. Ионы Отенского, положена была архиерейская служба также у Иоанна Предтечи на Опоках. Святитель ездил сюда к вечерне, ко всенощному бдению и к литургии. Сам совершал параклис, облачался на величание, служил молебен и литургию, после которой, не заезжая в дом, отправлялся на праздник в Хутынский монастырь 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Епитимьи за осквернение могил отсутствуют во всех текстах, кроме одного, составленного под влиянием епитимийного правила (М-Соф. 848), где за ограбление могил назначается епитимья от года до трёх лет поста по разным спискам. 601 В памятнике XIV в. Вопрошание исповеданию за ограбление могил назначается епитимья три года. 602 Однако, как и в случае с вопросами о грабеже во время пожара, поскольку в подавляющем большинстве вопросников отсутствует епитимья, можно предположить, что епитимья отсутствовала в древнейших вопросниках. Наличие епитимьи в тексте М- Соф. 8–18 – результат позднейшей редакторской правки. 4. Ограбление церквей и монастырей « Церковь или монастырь крадывал?» – ещё одна статья, весьма распространённая в текстах, обращённых к мужчинам, однако встречающаяся и в вопросниках, адресованных женщинам. В статье часто уточнялось, что и у кого было украдено. В вопросниках, предназначавшихся для исповеди инокинь и отличавшихся большим разнообразием статей, чем тексты, адресованные монахам, нередко говорится о краже у сестёр. Например, в вопроснике ЧЖ-O.I.100 спрашивается, не крала ли инокиня «монастырское казённое или что у сестры какия вещи келейныя». 603 Так же и в текстах ЧЖ-Печ. тр. и ЧЖ-Погод. 308 спрашивается, не было ли украдено что-либо «у игумении и у сестр, или у мирских людей». 604 У иноков на исповеди спрашивали, «не взимал ли церковнаго чего, не користовал ли ея чем монастырьским на поселви или на келарстве», «в общем житии», «на иной службе», «в казне быв или на селех». 605 В вопросниках, которые были предназначены для исповеди мужчин-мирян, сохранились детали другого рода. Так, в вопроснике М-Петр. 94 к статье о краже церковного имущества добавлены слова: «или насилием не имал ли еси». 606 В других текстах уточняется, кто мог стать пострадавшим: не крал ли «у черньца, или черницы, или отца духовнаго, или у попа», «ли у попа, ли у черньца чужаго приношения». 607 Статьи о церковных кражах встречаются и в другой формулировке в текстах XIV в. М-Соф. 524 и М- Соф. 1056 : «В церкви татбою ци възимал еси?». 608 Сходную формулировку имеет вопрос из печатного требника, дополненный новыми подробностями: взимал «тайно воск или свещи, или просфиры, или иное что без вопроса держащаго церковь ». 609

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Князя, шедшие к Новгороду без боя, без боя и обложили его. 27-го ноября пришел к Новгороду чрез оз. Ильмень, по льду сам Князь с братом Ондреем меньшим. Князь стал у Троицы на. Паозерье, брату он велел стать «у Благовещенья в монастыре» (Соф. Лет. II, 212), князю Ивану Юрьичу в Юрьеве монастыре, Князю Данилу Холмскому – в Аркаже монастыре, Василию Сабурову – у Пантелеймона Святого в монастыре, Князю Ондрею Оболенскому – у Николы на Мостищех в монастыре, Князу Борису Оболенскому – на Сокове у Богоявления в монастыре, князю Семену Ряполовскому – на левой стороне Пидбы и на Сгипе (т. е. в владычней волости?), князю Василью Верейскому – на Лисичье Горге в монастыре. 29-го ноября пришел к Новгороду Князь Борис Васильевич, и ему велено стать «на Кречневе владычне селе» (Соф. Лет. II, 212). 4-го декабря пришел к Новгороду царевич Даньяр с воеводой Вел. Князя Василием Образцом; царевич – по назначению Князя, стал в Кирилове монастыре да у Андрея Святого в монастыре; его приставы князь Петр Оболенский и кн. Иван Звенец стали на Ковалеве в монастыре, Василий Образец – у Спаса в монастыре на Волотове (Соф. Лет. II, 213). 3-го декабря к Новгороду пришел князь Ондрей Васильевич Большой, и Князь Великий, велел стать ему в монастыре у Воскресения на Деревянице, Тверскому воеводе Князю Михаилу Федоровичу – у Николы на Островке, 5-го декабря пришедшим псковичам молодым Великий Князь велел стать на Веряже «у Троицы в монастыре да и на Клопске» (Соф. Лет. II, 214). Как видим, – все полки Великий Князь размещает по монастырям, окружавшим Новгород, чего он в прежние свои походы не делал. Сам он мотивировал такое распоряжение опасением, как бы новгородцы не сожгли монастырей. Но в этом ли опасении главная причина занятия монастырей полками? Нам кажется, что Иоанн III шел в 1478 году в Новгород с весьма определенными намерениями относительно монастырских имуществ, и занятие монастырей его полками много придавало убедительности его требованию – отдать ему половину волостей владычних и монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

I-II (вложенные) кабальные записи 1677, 1678 гг. В молитвах поминается великий князь Иван Васильевич и архиепископ Новгородский и Псковский Геннадий (л. 270 об.) Содержание: л. 157–158 об. – поновление инокам и инокиням; л. 159 об.–185 – чин исповеди; л. 163–163 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 163 об.–164 об. – Наставление-вопросник; л. 164 об.–165 – краткий вопросник о вере (ВВ-Соф. 869); л. 165–166 об. – поновление; л. 167–170 – поновление; л. 170–172 – поновление священникам; л. 175–175 об. – поучение о делах, избывающих грехи; л. 177 об.–178 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 179–180 – вопросник мужчинам (М–Погод. 314); л. 180–180 об. – вопросник женщинам (Ж-Погод. 314); л. 181–182 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 182–183 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 183 об.–185 – поновление вельможам. Описание: Описание рукописей Соловецкого монастыря .. Ч. 3. Отд. 1. С. 131–134. Солов. 1107/1216. Требник. 1520-е гг. 8° и 16°. 332 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, вид: Брике, 12494 (1525 г.); 2) Кувшин с двумя ручками и цветком, тип: Брике, 12862 (1521 г.); 3) Змея, вид: Брике, 13754 (1522 г.); 4) Литера F на щите, с подвеской х, вид: Лихачёв, 1540 (1527 г); 5) Кувшин с двумя ручками и цветком, вид: Лихачёв, 1560 (1529 г.) Содержание: л. 194–210 – чин исповеди (без начала); л. 198 об.–207 об. – поновление мужчинам; л. 224 об.–227 об. – чин исповеди краткий; л. 225–227 об. – поновление мужчинам; л. 227 об.–245 об. – чин исповеди священников; л. 227 об.– 238 – поновление священникам; л. 245 об.–248 об. – чин причащения больного. Описание: Описание рукописей Соловецкого монастыря... Ч. 3. Отд. 1 С. 81–89. Соф. 524 . Служебник XIV–XV вв. 8°. 91 л. Пергамен. Рукопись сильно пострадала от воды; текст местами полностью смыт. Запись: л 1 – «Деревяницкого монастыря» (XII в.). Содержание: л. 65–73 об. – чин исповеди; л. 66 об.–68 – вопросник мужчинам (М-Соф. 524); л. 68 об.–69 об. – вопросник женщинам (Ж– Соф. 524 ); л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010