И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут Божиим гневом, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию. Глава 2 Соф.2:1 . Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный, Соф.2:2 . прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу ярости Господни. Иные, не поняв сего места, слово: «свяжитеся», перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается: «свяжитеся». В слове сем подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном. Ибо мы находим сие и у Богомудрого Исаии. Показывая неисцелимость язв народа иудейского, взывает он: «несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания» ( Ис. 1, 6 ). Посему, «свяжитеся», говорит Пророк, врачебными составами и перевязками покаяния, вы неведущие доброго и необучившиеся сему, предварите «лице Его во исповедании» ( Псал. 92, 2 ), чтобы подобно весенним цветам не изгибнуть и вам, когда постигнет вас Божий гнев. Соф.2:3 . Взыщите Господа вси смирении земли Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего – персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учит Пророк, каким способом можно взыскать Бога: суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я. Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца; ибо сие значит: «отвещайте я». Потом Пророк показывает и плод от сего. яко да покрыетеся в день гнева Господня. Соф.2:4 . Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет: и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится. Если приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия. Соф.2:5 . Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

91 VIII, 72; IV, 103; V, 251; XV, 458, 459; в Ник., IV, 279–283, распространено; в описании битвы представляется некоторое сходство с Тв.. XV, 458. 92 VIII, 73, 74; IV, 359, 360; В Тверск, XV, 459, 460, несколько разнится от остальных. В Ник., IV 285–296, подробно о кончине; в Соф. 1 -й, V, 251, 252, только конец – о распределении волостей между сыновьями Михаила. 93 VIII, 79, 80; Соф. 1 -я, V, 254–256. Здесь находится косвенное указание на время составления сборника: «Прочие митрополити Рустии и доныне... повелевают ... такоже прочитати в услышание всем». Значит, сборник составлен был до учреждения патриаршества. Ник., V, 3–6; здесь же прибавлено несколько размышлений о бренности жизни. 94 " VIII, 82–84. В Соф. 2 -й. VI, 136, сказанье краткой редакция. В Ник., V, 17–29, особенно настаивается на желании Эдигея поссорить Литву с Москвой, осуждаются молодые бояре и пришелец Свидригайло, и отражается страх пред Татарами. К повести прибавлено послание Эдигея к великому князю (Ник., V, 26:27). 97 VIII, 69. Список этот составлен был в два приема: в первый раз при означенном епископе Григории, так как о нем сказано: «сей Григорей»; продолжение его составлено при епископе Тихоне (отказался от епископии в 1503 г.), о котором в Соф. 2 -й (VI, 128) тоже сказано «сей Тихон». Другие списки Ростовских владык: в 4-й Новг. (IV, 102) оканчивается Ефремом, и в Тв. (XV, 481:482), оканчивается тоже Тихоном. 105 VIII, 100–106, 108, 109; Ник., V, 127–136. Сначала о прибытии в Новгород сходно с Новг. лет. (Лет. по списку арх. комм., 418), а с прибытия в Юрьев сходно с повестью, помещенною в Воскресенском своде. 108 VIII, 108, 109; Ник., VI, 154–157, 159. Эта Повесть со внесенными в нее посланиями, находится и в так называемой Софийской 2-й летописи и почти дословно сходна с Воскр.; разницы незначительные, преимущественно, пропуски в Соф. 2 -й против Воскресенского свода. Приведем некоторые из них: «и анафема их нарекоша, ... спротивная делающих...», «О Сидоре! ... то буди ведая...», «от Латын в Русскую землю с осмого их собора», «лжесловие бо глаголаше сиа», «святыя веры и съединити к Латыном», «по реченному пророком: яко рабы Бога спасающаго и», «и возре», «папа Римский Еугение составляше»..., «последнего ста», «и Аламан, и Фрязов, и Калатин», «Боголюбивый», «великий» (Воскр., VIII, 100:101), «благоразумней» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рукописи Q.I.1178 устав соединен с последованием литургии, но при этом сохраняет ряд особенностей, отличающих его от Диатаксиса: количество просфор на проскомидии не упорядочено, указаны приношения на шести просфорах, причем третья приносится отдельно за апостолов, четвертая – за святых отцов, пятая за мучеников, а при поминовении живых и усопших число просфор не указано. Перед чтением Евангелия полагается молитва ги бж е нашь преклони срд ца наша въ послшание бж иихъ твоихъ повелении, а не воси и так в тексте въ срд цих нашихъ, как в остальных южнославянских текстах. В болгарском списке Соф. 566 на проскомидии также приготовляются шесть просфор, причем на третьей просфоре упоминаются великомученицы и преподобные жены; при вливании Теплоты в потир произносится тропарь 4-й песни канона на Пятидесятницу баню бж твнаго порождени словомь чрьпавъ, а не общераспространенная формула теплота ст аго дх а. Ту же особенность имеют сербские служебники Дечаны 120 и 121 начала XV в. [Слуцкий 2006: 138]. В греческих источниках этот тропарь указан в илитарии Патмосской библиотеки, 719 XIII в. [Дмитриевский 1901: 174]. Окончательный и более или менее стабильный вариант Афонской редакции Диатаксиса соединен с последованием литургии Иоанна Златоуста и содержится в многочисленных рукописях. Он является самой распространенной версией Диатаксиса в южнославянской традиции. Однако с течением времени рубрики из Диатаксиса подвергаются сокращению. Если в служебниках Соф. 975 , Соф. 535 рубрики Диатаксиса имеются во всем последовании литургии, то в большинстве рукописей они сохраняются лишь в описании облачения священников и проскомидии. В рукописях конца XIV–XV вв.: Попов 101, Хлуд. 114, Рум. 400, Соф. 534 , Соф. 538 , Q.I.1117, Q.I.1180, Погод. 38 – подробно описана проскомидия, а указания, относящиеся к другим литургическим элементам, опущены. Один из списков этой редакции в сербской рукописи XV в. из монастыря св. Павла на Афоне 149 с разночтениями по рукописи этого же монастыря 148 был переписан А. А. Дмитриевским и хранится в его архиве. Недавно он был опубликован М. С. Желтовым [Zheltov 2010: 355–359], однако выбор списка для публикации представляется нам неудачным: у него отсутствует начало и он представляет собой сокращенный вариант Диатаксиса, не отражающий особенностей первоначального текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У всех этих приделов колокольня соборная была одна. Первоначальное построение колокольни при Соф. соборе, без сомнения, должно относить ко времени построения самого собора, хотя в летописях о сем и не упоминается. Что действительно в XI веке была Софийская колокольня, это видно из повествования о приходе в Новгород. полоцкого князя Всеслава Брячиславича, снявшего с оной колокольни колокола в 1066 году, чрез 14 лет после построения собора 204 . Впрочем не должно думать, что после такового разорения собор надолго оставался без звона. В 1106 году, когда преп. Антоний Римлянин приплыл к Новгороду во время утрени, то слышал в нем великий звон подобный звону в других больших того времени городах 205 . На каком же именно месте была первоначальная соборная колокольня, неизвестно. Место нынешней колокольни известным становится с XV века. Именно, в 1431 году прежняя колокольня, от чрезвычайного наводнения, бывшего в Новгороде, вместе с стеною обрушилась. В 1436 году св. Евфимий, архиепископ новгородский, на прежнем месте поставил колокольню, до ныне существующую 206 . Как поставленная на старом месте, она должна иметь сходство с тою, которая была до XV века. Нынешняя колокольня находится подле кремлевской восточной стены на юго-восток от Соф. собора 207 . По виду своему она имеет сходство с колокольнями ростовского Успенского собора и Спасо-Евфимиева суздальского монастыря 208 . Именно, колокольня сия архитектуры готической, продолговатая, щитообразная, наподобие стены. На верху ее, между 6-ю столбами и 5-ю окнами или вернее пролетами, повешены колокола, а под кровлею посредине устроена небольшая глава, обитая белым железом; крест на ней железный, прорезной, осмиконечный, позолочен, с крестиками по концам и с полулунием под ним. Длина колокольни 10 саж. 2 аршина, столько же и высота, а широта 3 саж. 1 арш. 4 вершка. На ней помещаются 18 колоколов, из коих 5 больших и 13 малых. В XVII веке, кроме этой главной колокольни, при Соф. соборе была еще особенная колокольня у придельной Предтеченской церкви, именуемой темничною 209 . Но эта колокольня давно уже не существует. Что касается до колоколов, при-надлежавших к Соф. собору и находившихся на его колокольне; то у св. Софии о вечевых колоколах упоминается в XIII, XIV и XV веках 210 . Из церковных же колоколов Соф. собора, по летописям, первый делается известным слитый в 1342 году московским мастером Борисом, по приказанию новг. архиепископа Василия 211 . В XVI веке, кроме семи малых колоколов 212 , были два колокола: Макарьевский и Пименовский , из коих первый, в 350 пудов, был вылит 1530 года, в день рождения Uoahha IV , а второй в 300 пудов, Иоанном IV взят в Москву и свезен в Александрову слободу 213 . В XVII веке отмечен в летописях колокол в 1614 пудов, слитый в 1660 году при митрополите Макарии и остающийся доселе в целости 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

ниже). В сербском уставе литургии из рукописи Q.I.1178 количество просфор на проскомидии не упорядочено, указаны приношения на шести просфорах, причем третья приносится отдельно за апостолов, четвертая – за святых отцов, пятая за мучеников, а при поминовении живых и усопших число просфор не указано. Перед чтением Евангелия полагается молитва ги бже нашь преклони срдца наша въ послоушание бжиихъ твоихъ повелнии, а не восии въ срдцих нашихъ, как в остальных южнославянских текстах. В болгарском списке Соф. 566 на проскомидии также приготовляются шесть просфор, причем на 3-й просфоре упоминаются великомученицы и преподобные жены; при вливании Теплоты в потир произносится тропарь 4-й песни канона на Пятидесятницу баню бжтвнаго порождени словомь чрьпавъ, а не общераспространенная формула теплота стаго дха. Ту же особенность имеют сербские служебники Дечани 120 и 121 нач. XV в. (Слуцкий 2006:138). В греческих источниках этот тропарь указан в илитарии Патмосской библиотеки, 719 XIII в. (Дмитриевский 1901:174). Окончательный, и более или менее, стабильный вариант Афонской редакции содержится в многочисленных рукописях и является самой распространенной версией Диатаксиса в южнославянской традиции. Мы изучали эту редакцию по следующим рукописям кон. XIV-XV в.: ГИМ, Попов. 101/М2447 болг., ГИМ, Хлуд. 114 серб., РГБ, Рум. 400 серб., РНБ, Соф. 975 рус., РНБ, Соф. 534 рус., РНБ, Соф. 535 рус., РНБ, Соф. 538 , РНБ, Q.I.1117 серб., РНБ, Q.I.1180 серб., РНБ, Погод. 38 молд. Один из списков этой редакции, в сербской рукописи XV в. из монастыря св. Павла на Афоне 149 с разночтениями по рукописи этого же монастыря 148, был переписан А. А. Дмитриевским и хранится в его архиве. Недавно он был опубликован М. С. Желтовым (Zheltov 2010:355–359). Афонская редакция имеет название оуставъ бжтвны слоужбы в неиже (как в греческом Ватопедском списке устава Филофея), начальную рубрику хоти иери бжтвное съврьшати таинство длъжен есть прьве миренъ выти и описание приготовления пяти просфор за проскомидией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   5. Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней; «в вертоград орехов внидох» (Песн. 6:10). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь сие место весьма украшено Царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. «Вертоград заключен, источник запечатлен» (Песн. 4:12) иудеями, которые говорили (Пилату): «помянухом, яко льстец он рече еще сый жив, яко по триех днех востану» (Мф.27:63). «Повели убо утвердити гроб» (Мф.27:64). После чего «они шедше, утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» (Мф.27:66). Хорошо некто сказал против них: «и в покои судити я имаши» (Иов 7:18). Что же это за источник запечатленный? И что значит «кладязь воды живы» (Песн. 4:15)? Это сам Спаситель, о Котором написано: «яко у Тебе источник живота» (Пс. 35:10).    6. Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? «Готовися, утреннюй, истле все листвие их» (Соф. 3:7), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: «готовися, утреннюй», поутру ожидай Воскресения: и потом тут же по порядку, как написано, говорит: «сего ради потерпи Мене; глаголет Господь, в день воскресения Моею во свидетельство» (Соф. 3:8) (в Мартирионе). Видишь ли, что Пророк предвидел и место Воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине сие место Голгофы и Воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно на основании слов Пророка: «в день воскресения Моею во свидетельство» (в Мартирионе).    7. Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же Пророчества: «яко тогда обращу к людем язык» (Соф. 3:9). Ибо по Воскресении, когда послан был Св. Дух, сообщен был дар языков, «еже работати Господеви под игом единем» (Соф. 3:9). Какой другой находится в том же Пророчестве признак того, что поработают «Господеви под игом единем От конец рек Ефиопских, принесут жертвы Мне» (Соф. 3:10). Знаешь, что написано в Деяниях: Царедворец Ефиопский пришел «от конец рек Ефиопских» (Деян. 3:10). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках Воскресения: то уверься наконец в Воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

Соф. 1095 . Требник. Конволют середины XIIb.: 1) л. 1–119; 2) л. 120–161. 8°. 161 + II л. Филиграни: первая часть: 1) Колонны, близкий: Дианова. Костюхина, 1207 (1638 г); 2) Кувшин с одной ручкой, литерами, полумесяцем, вид: Тромонин, ИЗО (1638 г.); вторая часть: Голова шута, тип: Дианова, Костюхина, 421 (1645–1661 гг.). Записи: л. 119 (простой литореей) «аминь»; л. 119 об. (простой литореей) – «Боголипново Преображения священнику Максиму Петровичю. Бористоо Афанасьевичъ. благословления, прошоу и много челомъ бию» 1321 Содержание: л. 1–66 об. – чин исповеди; л. 11–12 – поновление краткое; л. 13 об.–15 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр); л. 15–25 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 21–22 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 25 об.–32 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 32 об.–40 – поновление; л. 43–47 об. – поучение духовника; л. 51 об.–54 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 54 об.–55 – поновление мужчинам; л. 55–59 – поновление священникам; л. 76–79 об. – вопросник инокам (Основная редакция). Соф. 1101 . Служебник. Первая четверть XII в. 8°. 340 л. Филиграни: 1) Цветок, не отожд.; 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем, литерами, вид: Дианова, Костюхина, 142 и 146 (1610 и 1606 гг.); 3) Кувшин с одной ручкой (вставная тетрадь), не отожд.; 4) Рука с цветком (вставные листы), не отожд.; 5) Кувшин с цветком, вид: Дианова, Костюхина, 28 (1604 г.); 6) Кувшин с одной ручкой, литерами GL, тип: Гераклитов. 390 (1620–1621 гг.); также не отожд. филиграни Записи: л. 70 об.– «190 году (нрзб.) Ефимка (?) Дмитрова генваря вътории на десять день»; л. 112 116 – «Сия книга глаголемая Потребннк попа Феодота Иванова»; л. 339 об. – «192-го году марта в 7 день сии Требник мегорского погоста Куштозерскои Ивана Федотова» (запись обрывается); л. 340 – «Иван Федотов по милости Божией и великих московских чудотворцев»; л. 340 об. – «По милости Божии великих московских чудотворцев киевских Петра...» (нрзб.). Содержание: л. 162 об.–200 об. – чин исповеди: л. 168 об.–171 – поновление; л. 172–172 об. – поновление больному; л. 172 об.–173 об. о делах, избывающих грехи; л. 174 об.–178 – поновление мужчинам; л. 178–181 – поновление женщинам; л. 181–182 – вопросник мужчинам (Кр- Соф. 1061 ); л. 182–185 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1101); л. 185 об.–188 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1101 ); л. 188–192 – поновление; л. 195 об.–200 об. – поновление священникам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 227 (поновление больному).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

85: «Соборная церковь Успение Пречистые Богородици, предел на правой стороне Кирил чюдотворец, а на левой стороне Владимер Киевский». – (Срав. Историю росс, иерархии, ч. IV стр. 390 и др.). О подробностях в плане и в устройство церкви см. далее. 121 Преображенская церковь (по свидетельству монастырской описи 1601 года) была построена при старце Леониде (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 166), который (в мире Семейка Ширшов) принял пострижение в 1568 году, вероятно в июне (Архим. Варлаам, Опис. истор. археол. древн. и редк. вещей, наход. в Кирилло-белоз. монастыре, М. 1859, стр. 89, прим. 42; Рукоп. Кирил. мон. 1, см. в приложении к главе II). В 1601 году была составлена опись монастыря, в которой упомянуто, что церковь выстроена при старце Леониде (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 166). 122 Церковь имела «придал св. Ирины», а это имя носила супруга царя Феодора Ивановича, сестра Бориса Годунова. – В Кормовой книге Кириллова монастыря (Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 48 об.) была сделана следующая заметка, впоследствии заклеенная бумагою: «Того же месяца (т. е. августа) в 6 день на празник боголепного Преображения корм заздравной государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии написан вново 109-го году». 126 В 1607 году была «обновлена» церковь Введения (см. надпись на северной алтарной двери в храме преп. Сергия Радонежского, находившейся прежде во Введенской церкви, – Архим. Варлаам, о. с., стр. 19). О других поправках церквей см. ниже. 127 Чин пришествия брата к брату (напр. в рук. Соф. библ. 1516, л. 1–5 и др.). – Архим. Варлаам, Опис. ист. арх. древ. и редких вещей, наход. в Кир. бел. мон., е. с., стр. 64–67; Пахомиево жит преп. Кирилла (Рукоп. Соф. библ.. 1322, л. 72) и проч. 129 От лиц, сделавших богатые пожертвования в Кириллов монастырь и пожелавших постричься в нем, братия иногда вовсе не требовала денег на кельи, принимая во внимание их прежние взносы (А. Юр., 124, стр. 151). 130 «Старец Ефрем Карачаров дал..... 10 рублей на келью» (Рукоп. Соф. библ., 1162, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

35 См. Сев. Арх. 1822 г., 1, стр. 114 и далее описание развалин Златых Врат Киевских и вид их, снятый в 1651 г. Но об описании Соф. Собора сказано, что оно относится к концу XVI века. Citatur Adam Bremensis. 37 См. в новейшем собрании актов Киевск. времен. Комиссии для разбора древних актов. 1666 г. 28 июля, Мефодия, епископа Мстиславского и Орш., Блюстителя Митрополии Киевской челобитные к царю: 1) о милостыне на церковное строение Св. Софии... 4) о золоте и серебре сусальном для построения в Св. Софии икон, а наипаче в приделе Св. Вмч. Георгия, где опочивает В. Кн. Ярослав в алебастровом (sic) гробе... 5) о извести в Брянском уезде, чтобы в Св. Софию отдать и стругами спустить в Киев. См. и следующее сведение из времён М. Гедеона. 38 Тестамент М. Гедеона см. в приб. к Описанию К.-Соф. Собора, 23. Там пишет завещатель, что церковь кафедральная Митрополитанская Св. Софии долготой века и небытием пастыря властного была опалая, и он старался по всей возможности исправить её. После себя оставляет, на исправление Собора, 20 тыс. золотых, почти всё серебро своё и особо в слитках на паникадило в алтарь Софийский, ковры, обои все аппараты церковные, ему же принадлежащие медь, олово и проч. Сверх того, особо для иконы Купятицкой Португал (монету) в 10 червовых, и к образу Чудотворца Николая Мокрого подобную привеску во 100 черв. С должников своих отказывает на Собор же, белого железа на 3.000 злотых. Гедеон же свидетельствует, что Пётр Могила, опасаясь, чтобы по смерти его не была отдана опять Софийская кафедра униатам, всю соборную утварь, архиерейск. облачения и крепости (акты) Соф. Монастыри перенёс в Лавру, которые после не возвращены Собору. См. Опис. К.-Соф. Собора, стр. 205. 40 Первым протоиереем сделан был знаменитый проповедник Иоанн Леванда, бывший прежде в Успенском градском Соборе. Наместники Киево-Софийского монастыря известны (из старинного синодика) следующие: (С XVII века) Гавриил, Афанасий (1678 г.), Димитрий Пелларовский, Паисий, Григорий Гошкевич, Сильвестр Думнецкий (1732 г.), Иероним Миткевич, Азария Рубанов. Игумены: Иосиф (1760 г.), Клеопа Силыч, Феофан Степанский. Известен ещё Иеромонах Варлаам Страховский, наместник Св. Софийский, подписавшийся на Тестаменте М. Гедеона, 1690 г. (В синодике он не упоминается).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010