Тем не менее пророк не теряет надежды (Мих 7:7). Она выражается в глл. 4–5, развивающих созданное пророком Амосом мессианское учение об “остатке” (Мих 4:7; 5:2) и возвещающих рождение мирного Царя в Ефрафе, Который будет пасти стадо Господне (5:1–5). Влияние пророка Михея было длительным; современники Иеремии знали и цитировали слово против Иерусалима (Иер 26: 18). Новый Завет прежде всего воспринял текст о приходе Мессии из Ефрафы-Вифлеема (Мф 2:6; Ин 7:42). Книга пророка Софонии Судя по надписанию этой небольшой книги, Софония выступал как пророк при царе Иосии (640–609 до Р. Х.). Его обличения чужеземных мод (Соф 1:8) и культа ложных богов (Соф 1:4–5), обвинения первых лиц при дворе (1:8) и молчание о царе указывают на то, что он проповедовал до религиозной реформы и во время несовершеннолетия Иосии (между 640 и 630 гг.), то есть начал свою деятельность незадолго до Иеремии. Иудея, у которой Сеннахирим отрезал часть территории, находилась под владычеством Ассирии, и период безбожного правления Манассии и Амона повлек за собой религиозный упадок. Но теперь ослабление Ассирии пробудило надежду на новый национальный подъем, который необходимо должен был сопутствовать религиозной реформе. Книга распадается на четыре краткие части: день Господень (Соф 1:2–2:3); против язычников (Соф 2:4–15); против Иерусалима (3:1–8); обетования (3:9–20). Были попытки без достаточных оснований выделять некоторые речения против язычников и все обетования последней части как не аутентичные. Как все пророческие книги, книга Софонии подвергалась переработке и включает дополнения, хотя и немногочисленные. Под влиянием Второисайи находятся в особенности провозвестия обращения язычников (Соф 2:11 и 3:9–10), выпадающие из текстовой последовательности; весьма спорна изначальность малых псалмов (Соф 3:14–15 и 3:16–18а), а последние стихи книги (Соф 3:18б–20) единодушно относят ко времени плена. Коротко говоря, миссия пророка Софонии заключается в провозвестии дня Господня (ср. книгу пророка Амоса), — катастрофы, которая разразится для язычников так же, как и для Иудеи. Иудея осуждена из-за религиозного и нравственного падения, происходящего вследствие гордыни и превозношения (Соф 3:1,11). Пророку Софонии свойственно глубокое понимание греха, позволяющее вспомнить Иеремию; грех — это личное посягательство на Бога Живого. Кара язычникам — предостережение (Соф 3:7), которое должно обратить народ к послушанию и смирению (Соф 2:3); спасение обещано только смиренному и малому “остатку” (Соф 3:12–13). Представления о Мессии у пророка Софонии лежат в той же плоскости, которая, безусловно будучи ограниченной, тем не менее демонстрирует внутреннее духовное ядро обетования. Книга пророка Софонии не оказала большого влияния; Новый Завет обращается к ней лишь единожды (Мф 13:41). Описание дня Господня (Соф 1:14–18) сказывается в книге пророка Иоиля. Книга пророка Наума

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

3. Звание. В пророческом звании находился особливо между Иудеями во время Иосии царя Иудейского, Соф.1:1 , и вероятно, что в последние царствования его лета, после нежели когда Иосия предприял восславить благочестие; ибо иначе Иосия не с Хелкием бы ( 4Цар.22:12 ), но с Софониею о том советовал, и Софония не имел бы случая и причины поносить несправедливое закона толкование. Соф.3:4,5 снеси 4Цар.22:8,10,11 . Но напротив, скорое Иудеев от закона, недавно восстановленного, отпадение порицает ( Соф.1:6 ), и в служении Вааловом обвиняет ( Соф.1:4 ), о по сему он Иеремию, Хелкию, и может быть Аввакума имел себе современными. III. Случай Царь Иосия, ревностный благочестия возобновитель, мало имел себе последующих, но большая часть на стезе нечестия, на которую склонились, пребыли непоколеблемыми, и многие отступив от Бога, в прежние устремились беззакония. 4Цар.22; 23 ; 2Пар.34 . IV. Содержание Софония мерзкие Иудеев беззакония открывает, объявляет приближающееся им разорение, поощряет к покаянию, предсказывает погибель врагов народа Божия, и звание язычников в завет благодатный, а благочестивых обещанием будущего благополучного Иерусалиму состояния увещавает к терпению. V. Конец Чтоб развращенных Иудеев, оставивших толь скоро закон, Иосиею возобновленный, к истинному возбудить покаянию, а благочестивых и верных утешить надеждою Царствия, которое Мессиею будет восстановлено и повсюду распространено. VI. Разделение Сие пророчество разделяется на две части: В первой части пророчество о беззакониях народа Иудейского, о суде Божием, скоро совершиться имущем, как на нем, так и на прочих народах – гл. 1 до гл. 3, ст. 9 ( Соф.1–3:8 ), где: 1) Объявление общего изречения или суда. Соф.1:1–4 . 2) Особенного суда: а. На Иудеев, которым: α. Объявляется разорение. Соф.1 :4с до конца. β. Увещаваются к покаянию. Гл. 2, ст.1 до 4 ( Соф.2:1–3 ). б. На язычников. Соф.2 :4с до кон. 3) Объявление суда конечного. Гл. 3, ст.1 до 9 ( Соф.3:1–8 ). Во второй части обещания Церкви Христова Царства. Соф.3 :9с до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Соф. 1065 . Требник. Последняя четверть XVI в 4°. 181 л. Верхняя крышка переплёта и начало рукописи отсутствуют. Нижняя часть л. 1 утрачена. Филиграни: 1) Виноград с литерами DCG, вид: Брике, 13194 (1581–1603 гг.); 2) Nicolas Lebe, вид: Лихачёв, 2890 (ок. 1575 г.); 3) Виноград с литерами DG. не отожд. Содержание: л. 1–34 об. – чин исповеди (начало утрачено); л. 1 – вопросник вельможам (начало утрачено) (В-Калик. 1); л. 1–3 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1065 , сохранился фрагментарно); л. 3 об.–4 об. – поновление мужчинам; л. 5–8 – поновление; л. 8–13 об. – поновление; л. 13 об.–21 об. – поновление «исповедание скитское»; л. 22–23 – вопросник священникам (Основная редакция): л. 23–26 об. – поновление священникам; л. 26 об.–28 об. – поновление мирянам; л. 28 об.–29 об. – поновление вельможам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 197–198, 220–222 (поновление, л. 5–8; поновление «скитское», л. 13 об.–21 об.). Соф. 1073 . Требник. Рубеж XV –XVI вв. 4°. 231 л. Филиграни: 1) Литера Р с цветком, близкий: Пиккар IV, XII, 274 (1497 г.); 2) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, VII, 523–524 (1506–1510 гг); 3) Литера Р, тип: Пиккар VI, VII. 569, 571–572 (1504–1506 гг.); 4) Лилия, не отожд.; 5) Литера Р с короной, тип: Пиккар IV, XVI, 358–363 (1493–1497 гг.); 6) Голова быка, вид: Пиккар II, XIII, 146 (1482– 1484 гг.); 7) Щит, не отожд. Запись: оборот верхней крышки переплёта – «...церкве Преображения Господня» (нрзб.). Содержание: л. 13–29 – чин исповеди (без начала); л. 17 об.–18 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 18–19 – вопросник мужчинам (М-Соф. 1073); л. 19–19 об. – поновление; л. 19 об. – вопросник женщинам (Ж-Чуд. 5); л. 20–20 об. – поновление (без начала); л. 20 об.–22 – поновление мирянам; л. 22 об.–23 – поновление; л. 25–27 об. – поновление священникам-бельцам (без конца). Соф. 1088 . Требник. Первая четверть XVI в 8°. 368 л. Филиграни: 1) Голова быка с крестом и змеёй, вид: Пиккар II, XVI, 191 (1507–1511 гг.); 2) Голова быка с крестом и змеёй, с монограммой-подвеской, вид: Пиккар II, XVI, 441 (1506–1509 гг.); 3) Голова быка, тип: Пиккар II, XVI, 222 (1510–1523 гг.); 4) Голова быка, тип: Пиккар II, XVI, 223 (1510–1523 гг.). Записи: л. 5–8 «192-го марта в 12 день сии Требник сьписан и взят Остреченского (?) погоста Шокшинскои пятину Николского попа Антония Феофанова» (нрзб.). Рукопись «отреставрирована»: надорванные листы сшиты сложенными вдвое листочками с текстом скорописью XVII в. Содержание: л. 51 об.–72 – чин исповеди; л. 55–68 – поновление инокам; л. 72 об.–82 чин –исповеди священникам; л. 72 об.–75 – вопросник священникам (Св-Печ. тр); л. 75–81 – поновление священникам; л. 82 об.–87 об. – чин исповеди вкратце; л. 85 об.–87 – поновление; л. 87 об.–90 об. – чин исповеди инокам; л. 87 об.–90 об – поновление инокам; л. 358–360 – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 360–361 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 839 ). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 147–148, 160–161 (М- Соф. 839 и Ж- Соф. 839 в разночтениях).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Содержание книги. В первой главе Св. Софония предсказываете истребление Иудеи и Иерусалима. Все истребится, говорит пророк, бессловесные животные и люди нечестивые, погибнут языческие жрецы и остатки Ваалослужения, поклоняющиеся светилам, и все безбожники ( Соф. 1:2–6 ). Далее пророк призывает к покаянию; ибо жертва Божия уже готова, уже избраны званные на жертву (Халдеи), мщение совершится на царском доме, князьях, на облеченных в чуждые одежды, на священниках, осквернявших храм нечестием (ст. Соф. 1:6–10 ); описываются: истребление Иерусалима ( Соф. 1:10–14 ), время нашествия Халдеев, в которое ничто не поможет Иудеям, потому что Бог порешил соделать совершенное истребление (14–18). Во второй главе Св. пророк снова призывает к покаянию и исправлению язык ненаказанный и смиренных земли, потому что нигде не будет им спасения; суд Божий распространится и на окрестные народы, погибнуть Газа, Аскалон, Азот, Аккарон и приморские жители, а места их, со временем, достанутся Евреям. ( Соф. 2:1–7 ); погибнут Моавитяне и Аммонитяне за их озлобления Еврейского народа, земли их разделят Евреи ( Соф. 2:8–10 ); уничтожится идолослужение, а истинное Богопочитание распространится по всему миру (ст. 11); погибнут Ефиопляне и Ассирияне. Ниневия будет во изчезновение безводно местопребыванием птиц и зверей ( Соф. 2:12–15 ). В третьей главе показываются вины, за которые город Иерусалим будет разрушен: за упорство жителей его, жестокость князей и судей, за обманы лжепророков, нечестие священников. Правосудный Бог , скоро воздающий должное каждому, и напрасно призывавший нечестивых Иудеев к покаянию, накажет их и всех нечестивых на земле; огнем ярости Божией будет поядена вся земля ( Соф. 3:1–8 ). Но затем наступить другое время – благодатное, явятся новые молитвенники из дальних стран, будут новые чада Израиля, которые уже не будут стыдиться прежних беззаконий и укоризн, ибо эти укоризны будут сняты с них, новые люди будут кротки и смирны, не сотворят неправды, не будет у них лжи, не будут бояться врагов, ибо пожируют и угнездятся в Церкви Христовой ( Соф. 3:9–13 ). А потому Св. пророк призывает к радости сию Церковь ; ибо Господь Бог избавил Ее от врагов, воцарился в Ней, помогает и спасает Ее, и Сам радуется о Ней ( Соф. 3:14–17 ). Настанет время, когда соберутся все сокрушенные, не только будут спасены утесненные и отринутые, но и возвеличены будут и прославлены по всей земли у всех народов, именно после того, как совершится возвращение пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Во всех рукописях присутствует композиция с крестом и «первоучителями церковными», среди к-рых в самых нижних медальонах помещены ап. Иаков Алфеев (или Иаков, брат Господень) и свт. Сильвестр, папа Римский,- РНБ. Соф. 1197. Л. 5; Редин. 1916. С. 12. Рис. 7; Гордиенко. 2001. Табл. XXIII). Из К. Б. м. происходят 2 рукописи этого текста, имеющие иллюстрации, восходящие еще к ранневизант. образцам,- бывшая позднее в б-ке новгородского Софийского собора (РНБ. Соф. 1197) (часть ее композиций была опубл. еще в нач. XX в. Е. К. Рединым как рукопись из собрания СПбДА) и неопубликованная и неисследованная рукопись РНБ. Кир.-Бел. 64/1141 (именно к этой рукописи комментаторы описи 1601 г. относят упоминание единственной «Книги Козма Индикоплов в полдесть» - Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 132, 310; см. также: Гордиенко. 2001 С. 171. Примеч. 370). Как показал Редин, миниатюры из русских топографий довольно точно воспроизводят ранние протографы, во многом правильно следуя их композициям, будь то изображение устройства мироздания, напр., образ мира по Божественному Писанию - 2 тверди, земная и небесная: прямоугольник с арочным завершением (РНБ. Соф. 1197. Л. 92 об.; Редин. 1916. С. 134. Рис. 110; Гордиенко. 2001. С. 173-174. Рис. 59; см. также: РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 98), или движение солнца (РНБ. Соф. 1197. Л. 95; Редин. 1916. С. 159. Рис. 152), или «Царство Небесное» в виде «комнаты» с образом Христа Еммануила, все с той же горой, вокруг которой совершает движение солнце, с условными обозначениями залива и земной поверхности (РНБ. Соф. 1197. Л. 97 об.; Редин. 1916. С. 149. Рис. 129; Гордиенко. 2001. С. 175. Табл. XII), или атрибуты и сюжеты из библейской истории: покровы скинии (РНБ. Соф. 1197. Л. 116; Редин. 1916. С. 275. Рис. 291), портрет прор. Аарона в образе первосвященника с кадилом (РНБ. Соф. 1197. Л. 128 об.; Редин. 1916. С. 300. Рис. 332), поставление на царство Иисуса Навина прор. Моисеем (РНБ. Соф. 1197. Л. 140; Редин. 1916. С. 321. Рис. 369), переход через Иордан (РНБ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

И Ниневия испытает, наконец, Его гнев: она запустеет и звери будут обитать на месте ее ( Соф.2:13–15 ). Утешительные обетования. Иерусалим, город исполненный нечестия и беззакония ( Соф.3:1–2 ), в котором князья и судьи грабят людей, пророки обманывают из-за корысти народ и священники ложно объясняют закон, – в котором, хотя публично и учат закону, но не следуют ему ( Соф.3:4–5 ), – в котором ни на кого не действуют наказания Божии над народами, – этот город будет истреблен огнем суда ( Соф.3:6–8 ). Но когда народ Божий очистится огнем гнева и чистыми устами будет проповедывать народам, которые обратятся ко Господу, тогда он из чуждых стран возвратится в свое наследие ( Соф.3:9,10 ). Израиль будет тогда святым, смиренным, надеющимся на Бога народом ( Соф.3:11–13 ). Тогда возрадуется народ прекращению своих бедствий, пребыванию Господа среди него ( Соф.3:14–17 ). Притеснители его погибнут и бедный рассеянный Израиль возвратится в отечество и будет снова в чести y всех народов ( Соф.3:19,20 ). Книга пророка Аггея Современное пр. Аггею состояние иудеев по возвращении из плена Аггей пророчествовал, когда иудеи находились под властию персидского царя Дария Гистаспа в 520 году. Немного прошло еще времени после возвращения иудеев из вавилонского плена. Исцелившись от идолослужения, они с усердием стали служить Богу отцов своих; немедленно, после возвращения в отечество, они построили жертвенник и начали приносить ежедневные жертвы ( 1Ездр.1:1–6 ). Затем вскоре приступили и к построению нового храма ( 1Ездр.3:7–13 ). Но вражда самарян 21 , желавших принять участие в построении храма и получивших отказ в своем искательстве, и за это оклеветавших иудеев пред персидским царем и вызвавших таким образом запрещение продолжать постройку ( 1Ездр.4 ), помешала успеху дела, так что постройка храма, наконец совершенно была приостановлена. Увлеченннй своекорыстными интересами, народ вскоре забыл о храме. Самые бедствия, посылаемые Богом, не пробудили прежней ревности народа ( Агг.1:6,9–11 ): от 536 до 520 года начатая постройка оставалась без продолжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Син. 715 г. Евалгелие 715 года на Синае. Син. 1 и 2. Два месяцеслова при греческих евангелиях синайсмих IX и X веков. Синод. Рукописи синодальной библиотеки в Кремле, в Москве. Сирл. Синаксарь или месяцеслов, составленный из греческих синаксарей библиотеки кардинала Сирлета, изданный Канизием, ­ XII в. Сирм. Греческий синаксарь из пролога и греч. миней иезуита Сирмунда. Сир. Месяцеслов в сирском евангелии 1030 года. Сийск. 1670. Святцы сийского монастыря 1670 года в публичн. библиотеке. Следов. пс. лавр. 309 XV века. Следованная псалтирь в троицкой лавре. Слепч. Месяцеслов при апостоле слепченского монастыря, XII в. Соб. 1547 г. Соб. 1549 г. Соборы, бывшие в сих годах в Москве и установившие праздновать некоторым русским святым везде или поместно. Солов. Христианские мученики на востоке священника Петра Соловьева. 1861 г. Соф. ев. 2, 6, 7, XIV в. и 1362 г. Евангелия в Софийской библиотеке, ныне в петербургской академии. Соф. М. Служебные славянские минеи в Софийск. библиотеке, 190 номеров, XI-XVII в. Соф. обиход XIII в. 1052 в петербургской духовной академии. Соф. обих. XV в. 398, там же. Соф. Прол. Пролог XIII в. 1324, в Софийск. библиотеке. Соф. Служ. XV в. Служебник 568, там же. Соф. У. Устав XII-XIII в. 1136, в Соф. библиотеке, ­ XI в., патриарха Алексия, студийской. Стихиры см. каноны. Стихирарь 1152 г. и XII в. 279, в синод. библиотеке. Строг. Лицевой подлинник XVII в. по рукописи графа Строгонова, издан в Москве 1869 г. Супр. Супрасльская славянская четья минея XI в., за март. Сырн. суб. Служба, особенно канон в сырную субботу в постной триоди, где многие преподобные и святители. Терн. Месяцеслов терновской церкви 1272 года. Типогр. Типографской синодальной московской библиотеки евангелия, апостолы, прологи, уставы, минеи и проч. Тур. Минеи греческие гуринской библиотеки, т. е. синаксарь их. У. Мартиролог Узуарда IX в. У Кр. Устав криптоферратского монастыря в. Унд. 80. Молдав. минея за март XV в., в рукопис. Ундольского. Унд. 85. Минея с синаксарем XV в. за август, в ругопис. Ундольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В древнерусских служебниках эта молитва имеется как в последовании ЛИЗ ( Соф. 520 , Соф. 526 , Q.n.I.7, Син. тип. 40, Син. 598, Рум. 399), так и в ЛВВ ( Соф. 520 , Соф. 526 , Рог. кладб. 566, Син. 598). Ее место всегда фиксировано: она читается после возгласа «Возлюбим друг друга!» перед анафорой. Итак, мы рассмотрели молитвы восточного происхождения, входившие в состав древнерусских ЛИЗ и ЛВВ, которые в греческой традиции были свойственны древним южноитальянским евхологиям и рано (примерно с XII в.) были вытеснены из византийского богослужения. Три молитвы – молитва кадила в ЛВВ, молитва предложения 2 и молитва на Целование мира – неизвестны в греческих источниках. Попытамся суммировать наши наблюдения. 1 . В служебниках XIII в. восточных молитв нет. Напомним, что известны только четыре служебника этого времени: Син. 604, Солов. 1017, Соф. 518 и Соф. 519 . Две рукописи из четырех содержат значительные утраты, поэтому у нас только два полноценных свидетеля ЛИЗ XIII в. и только один – ЛВВ. 2 . Восточных молитв нет в служебниках галицкого-волынского (Син. 604) и псковского (Q.n.I.67) регионов. Большинство сохранившихся служебников написаны в новгородских землях. Восточные молитвы отсутствуют в служебниках Син. тип. 41, Соф. 522 , Соф. 524 , Воскр. 7, Воскр. 8, Син. 600, Рум. 398. 3 . Место этих молитв в древнерусских последованиях литургии не соответствует месту этих молитв в греческих. Это касается молитвы Малого входа Блгдателю всехъ и твари вско сдтелю... которая в славянских списках употребляется как молитва входа в церковь или в скевофилакию. Это свойственно молитве Херувимской песни Влдко животвори блгымъ дателю... которая в славянских источниках передвинута на окончание Великого входа и поставление Даров на жертвеннике. Молитва Трисвятого из греческой ЛИЗ Сте стыи бе нашь... в славянских источниках стала употребляться как молитва Трисвятого в ЛВВ. Только три молитвы: предложения 2, кадила ЛВВ и «Лобзания мира», находятся на своих исконных местах. Поэтому мы вправе предположить, что молитвы, занимающие неисконные места, появились в древнерусском последовании ЛИЗ и ЛВВ позже и стали употребляться как дополнительные, другие, ввиду их устойчивого места в последовании, может быть, отражают особенность греческого оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1074 Так охарактеризовал положение женщины в семействе Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев. 1851, VIII. 1075 Библиот. иностранных писателей о России, т. I, С-ПБ. 1836. Павел Иовий, 51. Герберштейн. Записки о Московии, в переводе Анонимова. 73–81. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в XVII в С-ПБ. 1860, 103–110. Буслаев. Исторические очерки русской народной словечсности и искусства, т. II, 584. 1076 Буслаев. Игторич. очерки русск. народ, словесности и искусства, т. II, ст.: идеальные женские характеры древней Руси, 238–269. Очерк истории русск. женщины в последовательном развитии ее литературных типов. Публич. лекции Чудинова, изд. 2, С-ПБ. 1873, 47. 1077 Существовали на этот, раз специальные рассуждения, направленные к унижению женщины как жены пред мужем в роде напр. слова св. Косьмы, еп. Халкидонского, «о том како не подобает жены своея звати госпожею» (Рукоп. Имп. Пуб. библ. F. I. 228, 422–423. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 91–93). Слово св. Козьмы находится в известном Паисиевском сборнике рукоп. Кириллов. биб. 4/1081. л. 12. Слово Козьмы Халкидонского вошло даже в Кормчия Рукоп. Соф. библ. 1173 л. 427. Рукоп. Рум. муз. 231. Кормчая XV в., л. 390. Востоков. Описание Рум. музея, 288. Слово Козьмы Халкидонского напечатано у Дубакина. Влияние христианства на семейный быт русск. общ. 90. 1078 «Женам украшение паче злата ум добр, в домех пред мужем покорение и послушание», говорит автор слова о злых женах. Рукоп. Соф. библ. 1490, 532–534. «Научитеся жены молчати да спасете свою душу... повинися (мужу) в молчании», читаем- мы в поучении к женам, «да будут молчаливы». Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 20. Много трактовали о послушании жен своим мужьям пастырские поучения, говорившиеся непосредственно после венчания. Вот напр. какое наставление давалось в XVI веке жене в церкви непосредственно после венчания: «ты же дщи мужа имей во всем честна и бойся его, и во всем честь воздавай ему, а с ним всегда спрашивайся о всяком деле понеже глава есть тебе». «Услышите жены заповеди Господни и научитеся в молчании повиноватися своим мужем»; «достоит повиноватися жене мужу своему и непрекосновенно послушливой быти». Слово о том како лепо жити христианам с женами в рук. Соф. библ. 1063. л. 62–64. Требник. Рук. Соф. библ. 1061, л. 158, 1066 л. 279–280; 1085 л. 116. Домострой. М. 1849. 57–58. В отношении непослушных жен существовали страшные угрозы: им угрожали анафемой. Рук. Соф. библ. 1466 л. 170. Прилож. XXV, VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Соф. библ. 1322, л. 72. – С. Шевырев, Поездка в Кирилло-белов. монастырь, М. 1850, ч. I, стр. 145. 69 Житие, составленное иеромонахом Пахомием, называет и имена двух иноков, прибывших из Симонова: Дионисия и Зеведея. 70 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 72. Об украшении этой церкви особенно много заботился князь Андрей Дмитриевич (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 77 об., стб. 2): «Елико мощно, толико тщашеся всаческыми доволы н красотами церковь Пречистыя Богоматере оудовлити и оукрасити». Но это было, кажется, уже после смерти преп. Кирилла, вероятно, при игумене Христофоре (см. там же). 71 Прав. Собес., 1859, сент., стр. 111. (Слово... на память преподобного Савватия Соловецкого. Об авторе этого слова см. в Прибавл. к издан. творений Св. Отец, 1869, ч. XVIII). – Рукоп. Соф. библ. 467, л. 54. – (Сравн. житие преп. Кирилла в рукоп. Соф. библ. 1322, июня 9, л. 80, стб. 1 и друг.). – Преп. Сергий с своей обители «келии ... четверообразно устроити повеле, по среде же церковь болшю воздвиже» (Вел. Минеи-Четьи, сент. 25, е. с., стб. 1417). 72 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 79 об., стб. 1. – Игумен Трифон пред возведением в сан кирилловского настоятеля был иноком Спасо-каменного монастыря (см. об этом ниже в главе IV и в приложении к главе III). 77 «Тогда бо, говорит Пахомий, при блаженнем Кириле тесно бяше объято место оно. за еже и братьство тогда не оу много бяше. Егда же восхоте Бог болшими дарованъми и чюдесы прославити своего угодника, тогда множае братьство оумножашеся. сего ради и величайшего места. требование к манастырьскому оустроению и якоже бы рещи ветхая мимоидоша и се быша новая, кроме обычая и оустава, яже блаженный Кирил уставил бе общего жития правило, иже есть даже и доныне неподвижно молитвами и укреплением богоносного отца» (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 80, стб. 1.). 78 Истор. росс. иерархии, ч. V., стр. 225. – Не такие ли воззрения имел в виду иеромонах Пахомий (в 1461–1462 годах), когда защищал постройки произведенные в Кириллове монастыре при игумене Трифоне? (см. далее в главе II-oй и IV-oй об игуменах Трифоне и Кассиане).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010