Соф.3:14 .  Ликуй, дщерь Сиона! торже­с­т­ву­й, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Соф.3:15 .  Отме­нил Го­с­по­дь при­говор над тобою, про­гнал врага твоего! Го­с­по­дь, царь Израилев, по­среди тебя: уже более не увидишь зла. Соф.3:16 .  В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки тво­и!» Соф.3:17 .  Го­с­по­дь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; воз­веселит­ся о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торже­с­т­во­вать о тебе с ликова­ни­ем. Соф.3:18 .  Сету­ю­щих о торже­с­т­вен­ных праз­днествах Я соберу: твои они, на них тяготеет по­ноше­ние. Соф.3:19 .  Вот, Я стесню всех при­теснителей тво­их в то время и спасу хромлющее, и соберу рас­сеян­ное, и при­веду их в по­чет и име­нитость на всей этой земле по­ноше­ния их. Соф.3:20 .  В то время при­веду вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас име­нитыми и по­четными между всеми народами земли, когда воз­вращу плен ваш перед­ глазами вашими, говорит Го­с­по­дь. Уже во второй половине ст. 13 пророк указал, что внутренней праведности новой общины Израиля будет соответствовать и безмятежная жизнь ее с внешней стороны. В заключительных стихах гл. III и всей книги пророк всецело сосредоточивается на мысли о полном и ничем невозмутимом благосостоянии святого града и народа Божия, и эта мысль наполняет его душу высоким восторгом, вытекающим из живого сознания и непосредственного переживания действий любви Божией. Восторг и ликование народа, выражаемые устами пророка, выступают уже в начальных словах рассматриваемого отдела: «Ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» (ст. 14). Слова эти, близко напоминающие места из книга пророка Исаии ( Ис 62.11 ), и прор. Захарии ( Зах 9.9 ), как известно, воспроизводятся по смыслу в евангельском повествовании о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф 21.5 ; Ин 12.15 ). Вся вообще возвышенная и восторженная речь пророка о новом благоволении Иеговы к Своему народу, ст. 14–19, во всей своей силе и точности относится лишь ко временам евангельским, христианским. «Знаю, – говорит блаж. Феодорит, – что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному, потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас»... Подобно отделу Зах 9.9–15 , рассматриваемый отдел Соф 3.14–19 читается в качестве паримии на вечерне праздника Входа Господня в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

55 То, что записано в летоп. не древних о Владимире (I. 87.), без сомнения, относится к Владимиру Волынскому, Соф. Врем. «Того же лета (990 г.), постави град в свое имя Владимир и сном осыпа (текст неразборчив – прим. эл. ред), и церковь Св. Богородицу соборную древяну постави, и вся люди крестив рускые, и наместницы». Соф. летоп. и сокр. Киев., говоря то же, пишут: «пришел из Киева в словенскую землю», а Соф. Врем. написал: в смоленскую; – Никоновская Л. говорит о суздальской и прибавляет Владимир на Клязме. Произволы очевидны. Один назвал волынскую землю славенскою, другой хорошо знал только Владимир на Клязме, и вздумал говорить о суздальской земле. Владимир на Клязме основан Владимиром Мономахом , а Владимир волынский без укреплений известен был и прежде 990 года (Соф. Врем 1. 27). По Нестору, Белгород построен в 880 г., а Переяславль в 892 г. Но это относится только к построению крепостей, так как Переяславль и Чернигов известны были еще при Олеге. Нестор: «и нача ставити городы по Десне и по Востри и по Трубежени и по Суле и по Стугне. По ревности св. Владимира к св. вере несомненно, что новые поселенцы сих крепостей, набранные из Славян, Кривичей, Чуди и Вятичей, все были крещены. 57 Густин. лет. (в Собр. лет. 2, 259), Соф. Вр. 1, 87. Никон. лет. 1, 93. Соф. 80 . Степ. кн. О рассылке сыновей по областям говорит и Нестор (Соб. лет. 1, 52. 34.). По Иоакимовой лет. Владимир-Христианин был в затруднении относительно прежних своих сожительниц и, чтобы выйти из сего затруднения, разослал их с сыновьями в разные области (Иоак. у Татищева 1, 40. прим. 47). Сначала Владимир отдал Новгород Вышеславу сыну Чехини, Полоцк Изяславу сыну Рогнеды, Туров Святополку сыну вдовы Ярополковой, Ростов Ярославу сыну Рогнеды, Владимир Волынский Всеволоду сыну Рогнеды, Древлянскую землю Святославу сыну другой Чехини (по Иоаким. лет. у Татищ. 2, 87. Мальфриды, сл. Нестора стр. 55), Тмуторокань – Мстиславу (по Иоак. лет. сыну Адели). Летописец событий 852–1598 г. говорит: «а трех у себя остави: бе бо млади, Станислав, Судислав, Позвизд», стр. 40. Если Владимир разослал сыновей по областям вслед за крещением своим, чтобы избавиться жен: то о Борисе и Глебе сыновьях Болгарской Царевны Анны, при первом разделе областей не могло быть помину, потому что они тогда едва ли еще родились. По смерти старшего Вышеслава Новгород отдан Ярославу, Ростов – Борису, Муром – Глебу. Иоакимова лет. Соф. вр. и Никон. лет. говорят, что Станислав (второй сын Адели) послан в Смоленск, а Судислав – во Псков. О порядке старшинства между сыновьями Владимира Соловьев: История отношений между Князьями. Стр. 54–59. Моск. 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третий вариант содержится в пергаменном служебнике Син. 952, а также в большинстве русских рукописей XV в.: Син. 606, Соф. 528 , Соф. 531 , Соф. 536 , Соф. 543 , Соф. 544 , Соф. 587 , Соф. 1537 , Солов. 1019, Солов 1022, Солов. 1024. Он представляет собой сознательное редактирование всего текста – это сокращенный вариант Диатаксиса, разделенный на две части: проскомидию, которая вынесена как самостоятельная статья перед литургией, и указания к литургии в сокращенном объеме, распределенные по последованию. На проскомидии сохраняется шестипросфорие и все особенности русской версии Диатаксиса. Литургия начинается с Великой ектении, а не с кадильной молитвы, как в Афонской редакции. Уставные рубрики в литургии сохранены на Малом и Великом входах и при описании пресуществления Даров и причащения. Кроме указанных сокращений в устав вводятся серьезные дополнения. Первое дополнение – это появление молитвы перед Евангелием восии въ срд цихъ нашихъ…, отсутствовавшей в ранней редакции Диатаксиса, но содержавшейся в южнославянских переводах. Это может свидетельствовать о том, что третий вариант текста Диатаксиса был нацелен на объединение различий южнославянских версий и русской редакции Диатаксиса в единое целое. Второе дополнение – в эпиклесисе анафоры литургии Иоанна Златоуста появляется тропарь третьего часа ги иже прест ыи свои дх ъ пославъ... В греческих источниках наиболее ранняя фиксация этого тропаря на эпиклесисе известна в уставе патриаршей литургии протонотария Великой Церкви Димитрия Гемистоса по рукописям патриаршей библиотеки в Каире 371г., и лавры Афанасия Афонского 80г. [Дмитриевский 1901: 312]. Это позволяет думать, что тропарь 3-го часа был особенностью патриаршей литургии в церкви св. Софии Константинопольской, и внесение его в древнерусский перевод Диатаксиса может свидетельствовать о более позднем константинопольском «вкраплении» в текст. Важно отметить, что в южнославянских последованиях этот тропарь не отмечен, что связано, по-видимому, с завоеванием турками Балкан и ослаблением литургических связей с Константинополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 . Наличие сиро-палестинской формулы при добавлении воды в вино Съединение ст го дх а. Эта особенность, характерная для иерусалимской литургии Иакова, появляется на проскомидии в греческих евхологиях преимущественно итало-греческого происхождения с ΧΙΙ в., а также известна в грузинских списках литургии Иоанна Златоуста конца ΧΙ в. [Jacob 1976: 57]. 2 . Приношение второй просфоры за Богородицу, а также приношение за святых «кому хощеши», за живых и мертвых, при этом не указывается, берется ли при этом новая просфора. 3 . Описание покровения Даров, которое отсутствует в статье о проскомидии в Сербской кормчей, и это дает основание предположить, что описание проскомидии в древнерусских служебниках уже дополнено и является более поздним. К нему мы относим следующие рукописи: Соф. 524 , Соф. 526 , Воскр. 7, Син. тип. 43, ЯМЗ, Рум. 398, O.n.I.4. Описание проскомидии в служебнике Син. 598 имеет некоторые отличия от других списков: в последование проскомидии, схожее с перечисленными рукописями, вставлена восточная молитва предложения Гн б е нашь преложивыис самъ агнець непороченъ, известная в древних южно-итальянских греческих евхологиях VIII–XI вв. в начале ЛИЗ [Jacob 1968: 74–83]. Следует указать также, что список Рум. 399 очень близок к этому типу, однако в нем опущена сиро-палестинская формула соединение ст го дх а. Обе рукописи, как нам кажется, могли иметь указанные особенности по воле редактора, эти вставки и пропуски в данных рукописях не имеют системного характера в древнерусской традиции и кажутся случайными. Третий тип проскомидии является развитием второго, а именно: к нему добавляются более подробные сведения о приношении на третьей просфоре. Это последования в служебниках: Соф. 518 , Соф. 522 , Соф. 523 , Воскр. 8, Син. тип. 40 и СТ. В них содержатся более полные сведения о том, за кого должны делаться приношения. На третьей просфоре здесь упоминаются бесплотные небесные силы, ангельский чин, Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, евангелисты, пророки и святые отцы. Появление более развитого приношения на третьей просфоре связано с началом кодифицикации количества просфор, которые появляются в греческих источниках с конца ΧΙΙ в., но получают всеобщее распространение только в конце XIII в. 39 . По-видимому, перечисленные рукописи в разной степени отражают влияние этого процесса на русскую проскомидию, наиболее подробно описаны приношения на третьей просфоре в служебниках Соф. 522 , Соф. 523 и Воскр. 8. § 8. Диалог священнослужителей

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий вариант содержится в пергаменном служебнике ГИМ Син. 952, а также в большинстве русских рукописей XV в.: ГИМ Син. 606, РНБ Соф. 528 , РНБ Соф. 531 , РНБ Соф. 536 , РНБ Соф. 543 , РНБ Соф. 544 , РНБ Соф. 587 , РНБ Соф. 1537 , РНБ Солов. 1019/1128, РНБ Солов 1022/1131, Солов. 1024/1133. Он представляет собой сознательное редактирование всего текста – это сокращенный вариант Диатаксиса, разделенный на две части – проскомидию, которая вынесена, как самостоятельная статья перед литургией и указания к литургии в сокращенном объеме, распределенные по последованию. На проскомидии сохраняется шестипросфорие и все особенности русской версии Диатаксиса. Литургия начинается с Великой ектении, а не с кадильной молитвы, как Афонская редакция. Уставные рубрики в литургии сохранены на Малом и Великом входах, и при описании пресуществления Даров и причащения. Кроме указанных сокращений в устав вводятся серьезные дополнения. Первое дополнение – это появление молитвы перед Евангелием восии въ срдцихъ нашихъ..., отсутствовавшей в ранней редакции Диатаксиса, но содержавшейся в южнославянских переводах. Это может свидетельствовать о том, что третий вариант текста Диатаксиса был нацелен на объединение различий южнославянских версий и русской редакции Диатаксиса в единое целое. Второе дополнение – в эпиклесисе анафоры литургии Иоанна Златоуста появляется тропарь третьего часа ги иже престыи свои дхъ пославъ... В греческих источниках наиболее ранняя фиксация этого тропаря на эпиклесисе известна в уставе патриаршей литургии протонотария Великой церкви Димитрия Гемистоса по рукописям патриаршей библиотеки в Каире 371 1407 г. и лавры Афанасия Афонского 80 1541 г. (Дмитриевский 1901:312) 3 . Это позволяет думать, что тропарь 3-го часа был особенностью патриаршей литургии св. Софии Константинопольской и внесение его в древнерусский перевод Диатаксиса может свидетельствовать о более позднем константинопольском «вкраплении» в текст. Важно отметить, что в южнославянских последованиях этот тропарь так и не появился, что связано, повидимому, с завоеванием турками Балкан и ослаблением литургических связей с Константинополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

578 Некоторые из облачений священнослужительских, как известно, общие со святительскими, и потому не отделяются от них. 579 Подл. опись Хутын. монастыря за 1642 г. л. 123. В числе оставшихся от преп. Варлаама в ризнице монастырской хранится его власяница, вязаная из конского чёрного волоса, с наподольником и оплечьем из белого волоса, подкладка у ней около одной шеи из суровой холстины с двумя застёжками на оловянные пуговки; она долгая, имеет вид стихаря, весом 18 фунтов. 581 Подл. опись арх. ризницы в Соф. Соборе за 1690 год, л. 36. А в настоящее время в соборной ризнице хранится небольшой стихарь, судя по крестчатой материи, XIV века. 582 Подл. опись арх. ризницы в Соф. Соборе за 1690 год, л. 68 на обор. Здесь же записан и стихарь протодьяконской из алтабаса золотного по зелёной земле с большими кругами. 586 Подл. опись арх. ризницы в Соф. Соборе за 1690 год, л. 26 и 27, под царём и царицей в первой епитрахили должно разуметь царя Алексея Михайловича и супругу его царицу Марию Ильиничну. 587 Подл. опись арх. ризницы в Соф. Соборе, л. 25. А по описанию Соф. Собора в 1808 году, палица св. Никиты показана той же кофейной штофи, из какой устроены его ризы, епитрахиль и поручи. Но теперь этой палицы не видно. 593 Там же, л. 37 и 38. В ризнице Соф. собора хранится пояс гарусный, тканый. Судя по материи, он хотя не может принадлежать к древнейшим поясам, впрочем, некоторыми признаётся за пояс св. Никиты († 1108). Метафраста, опис. Новг. Соф. Собора, стр. 56. Хр. Чт. за декабрь 1855 г., стр. 476. 594 Подл. опись Клопск. монаст. за 1695 год в Консист. архиве старых дел. В настоящее время таковых поясов почти нет, кроме Успенской церкви на Волотове и Юрьева монастыря, в коем подобные пояса устрояются вновь. 596 Василий, архиепископ новгородский и псковский, прозванием Калека, принадлежит к числу Святых, местночтимых. Словар. Историч. о Святых в Росс. церкви 1863 г., стр. 55–57. 598 Надписи сии, следующие по порядку указанных имён, таковы: «Ic. Хс., Апостолъ Варо., Апостолъ Симнь, Апостолъ Θома; Мρ. Θ. Апостол Андр., Ияковъ, Фiлin.; Арх. Гabpiлъ, аго Сергеи, аго Кирилъ, аго Варламь».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Служба прп. Варлааму Хутынскому была написана не позднее 1438 г.: вместе с Житием (во 2-й редакции, по Дмитриеву, или Первой Пахомиевской, по Карбасовой) и Похвальным словом прп. Варлааму она включена в пергаменную служебную Минею на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. Яблонский предполагал, что Служба была написана раньше Жития и Похвального слова - «как наиболее важная для богослужебного прославления святого» ( Яблонский. 1908. С. 148). П. Л. сам надписал канон своим именем в списке-автографе Службы, созданном в кон. 30-х - 40-х гг. XV в.: РНБ. Соф. 429. Л. 1-34 об. («творение священноинока Пахомиа Логофета», л. 17 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 145), и это надписание повторяется в ряде др. списков. О составлении П. Л. канона прп. Варлааму сообщается в Житии свт. Ионы, архиеп. Новгородского, и в Службе ему. Хотя местное празднование прп. Варлааму было установлено ранее, следов допахомиевской Службы не обнаружено. Считается, что П. Л. является автором всей Службы, в пользу чего говорят общие чтения песнопений с др. службами гимнографа (в частности, со Службой прп. Сергию Радонежскому, см.: Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43-44) и с др. произведениями цикла, посвященного прп. Варлааму,- Первой Пахомиевской редакцией Жития и Похвальным словом (см.: Яблонский. 1908. С. 146; Карбасова. Цикл текстов. 2016). (Однако Гордиенко, которой был неизвестен список-автограф Службы с именем П. Л. в сборнике РНБ. Соф. 429, вслед за Дмитриевым считала редакцию Жития прп. Варлаама в Минее РНБ. Соф. 191 не принадлежащей П. Л. и высказала сомнение в том, что автором цикла, посвященного прп. Варлааму, включая Службу, был П. Л., см.: Гордиенко. 2010. С. 130-133). Служба бденная, нередко сочетается в рукописях со Службой Павлу Исповеднику. В надписании канона указан акростих: «Инь канон святому Варлааму, ему же краегранесие сице: Глагол даждь ми, Христе мои, въсхвалити Твоего угодника» (РНБ. Соф. 191. Л. 62; цит. по: Яблонский. 1908. С. 144), однако в каноне акростих не прочитывается, что характерно для ранних служб П. Л. Все тропари 7-й и 8-й песен канона имеют единое окончание, что прослеживается, хотя и менее последовательно, в др. преподобнических службах автора ( Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43. Примеч. 86). А. Н. Кручинина, исследовавшая музыкальное оформление Службы, отметила, что все песнопения снабжены ремаркой «самогласны» - это единственное сочинение П. Л., построенное без опоры на образцы. Основной темой Службы, согласно Кручининой, является тема обретения мощей, согласно Карбасовой - празднование Новгородом памяти своего святого. Последняя обратила внимание на использование в Службе формулы «Вседержительная Десница», связанной с собором Св. Софии, для к-рого создавался комплект служебных Миней (включая РНБ. Соф. 191, куда вошла Служба) и где под куполом находилось изображение Пантократора. Важной для Службы является тема света, уподобление святого солнцу, что найдет отражение в Службе прп. Сергию Радонежскому.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

87 По смерти Бровцына, в 1777 т. 21 июля на его место определен коллежский советник Александр Гаврилович Окунев. 88 Подл. рескрипт в ризнице Новг. Соф. собора под 9. А указ об этом состоялся на другой день 19 ноября, как видно из опис. Алекс. Невской лавры 1842 г. стр. 22. 90 Рукоп. летоп. Невского монастыря в лаврской библиотеке 142, под 1776 и 1778 год. Ср. опис. Невской лавры стр. 23. Истор. указатель достопамятн. С. Петербурга Пушкарева 1846 года стр. 15 и 16, помещена надпись на серебряной доске, положенной архиеп. Гавриилом в основание Троицкого Невского собора. 91 См. Высочайший рескрипт об этом поручении в приложениях под 4. По истор. указателю достопамятностей С. Петербурга митроп. Гавриил был основателем в 1784 году Скорбященской церкви над вратами Невского монастыря, а в 1798 году Покровской церкви в большой Коломне, стр. 27 и 82. 92 См. Высочайший рескрипт об этом в приложениях под 5. В 1775 году 31 марта Гавриил писал к эконому Новг. арх. дома, игумену Митрофану, чтобы он посланного в Новгород с объявлением мира принял в архиерейских келлиях как можно добродушнее, и подарил бы ему 100 руб. если не империалами, то рублевиками. Подл. письмо в конторск. архиве старых дел Новг. арх. дома. 101 А в самый год вступления Гавриила на Новг. кафедру, в Соф. соборе и на Соф. колокольне переделаны главы и кровля. В том же году на перестройку архиерейского дома, именно того самого корпуса, который составляет ныне помещение митрополита, Высочайше поведено отпустить 25,000 руб. и самое строение производить под ведением Новг. преосвященного и губернатора. После того в 1780 году, по ходатайству преосв. Гавриила, Высочайше повелено отпустить 2,000 руб. на украшения Новг. арх. покоев и 9,000 руб. на построение трех каменных домов для священно-церковнослужителей Соф. собора. Дела в конторск. архиве Новгор. арх. дома за 1775 и 1780 годы. 103 Устав сей, переписанный в 1778 году по приказанию Гавриила, хранится в ризнице Новг. Соф. собора. По его же приказанию, снята копия с древнего пергаменного служебника в Новг. Соф. библиотеке и поступила после него в библиотеку С. Петерб. духов. академии под 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

290 Навечерие богоявления от навечерия рождества Христова отличалось только прибавлением водоосвящения по уставу. 294 Письм. устав Соф. собора, неделя православия. Чин православия совершался по синодику, писанному в 1632 году и хранящемуся Соф. Библиотеке. По сему чину были анафематствуемы не только вообще еретики, но и в частности Юрьевский архимандрит Касьян, сожженный в 1505 году за ересь жидовствующих, и другие соучастники его. 295 В Моск. Успен. соборе обряд шествия святителя на осляти совершался несколько торжественнее, нежели в новг. Соф. соборе. Памят. Моск. Древн. Снегирева, стр. 55 и 194. В книге: Быт Русского народа, Л. Терещенки ч. VI, стр. 75–85 показано, что святители в неделю ваий ездили, сидя боком, на коне, у которого были приделаны ослиные уши из полотна. 297 В Моск. Успенском соборе в. четверток до обедни совершается елеосвящение, после коего помазуется народ св. елеем, а умовение ног по чиноположению. Памятн. Моск. Древн. Снегирева, стр. 56. 316 Празднование сие установлено по указу государя царя и в. князя Михаила Феодоровича и по благословению преосвященного Исидора, митрополита новгородского, как видно из письмен Устава. новг. Соф. собора. 318 Новг. III лет. стр. 238. Ср. Новг. IV лет. стр. 121. А в Новг. II лет. под 6943 (1435) годом: «Того же лета постави владыка Еуфимей полату каменную велику». 320 Новг. III лет. стр. 239. А в Новг. IV лет. сказано «В лето 6957 (1449) постави владыко Еуфимей часозвоню». 322 В Синод. Моск. Библиотеке на рукописном пергаменном уставе XV века современным почерком приписано: «В лето 6966 (1458) преставись Евфимий, марта 11. Того же месяца марта в 19 возведен бысть на владычество Иона игумен Отенский.» След. архиепископа Евфимия III сомнительного (Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 183) между святыми Евфимием и Ионою нет нужды допускать. 328 Новг. I лет. под 6870 год. О церкви Христорождественской упоминается в Полн. Собр. Русск. лет. т. V, стр. 74 и в Акт. Арх. Экспед. т. I, стр. 229, под 1551 год., а о заложении ее согласно с летописью, в 17 день мая 1362 года, находится на пергаменном Евангелии современная надпись, в новг. Соф. Библиотеке. Обозр. пергам. рукоп. новг. Соф. Библиот. К. Куприянова, стр. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010