Соф. 1062 . Требник. Третья четверть XVI в. 4°. 257 + I л. Филиграни: 1) Лилия, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Сфера, вид; Лихачёв, 1927 (1567 г.); 3) Сфера, вид: Лихачёв, 4088 (1565 г ). Записи: л. 1 – «Лета 7150-го марта в 17 депь по милости...» (нрзб.); л. 107 – «Лета 7153-го месяца марта в 7 день по государеву цареву и великого князя Михаилы Федоровича всея Русин самодержцу бьет челом сирота». Содержание: л. 180–217 чин исповеди; л. 185–189 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 189–192 – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 192–195 об. – поновление мирянам: л. 196–197 об. – вопросник священникам (Основная редакция): л. 198–200 об. – поновление иноческое; л. 200 об.–201 – краткий вопросник женщинам-инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 201–205 – поновление инокиням; л. 207–211– вопросник мужчинам (М-Соф. 818); л. 211–213 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 229 об.–231 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 162–163 (Ж- Соф. 848 , в разночтениях). Соф. 1064 . Требник. Начало XVI в. 4°. 288 + 1 + 111 л Записи: л. I – «Сия книга Потребник Нилова скиту церьковныи безвыносно подписал» (скоропись); л. об. – «Дал сиа книга Потребник в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа...» (полуустав, нрзб.); л. II об. «Дал сию книгу Потребник, в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа, скита Нилова, старец Алексадр Соловецкаго монастыря по души брата своего священноинока Макария» (полуустав); л. III об. – «Сия книга глаголемая Потребник Нилова скита домовая безвыносно подписал Соровскои поп Павлище», «Лета 7176 году». Содержание: л. 86–102 – чин исповеди; л. 89–89 об. – Наставление-вопросник; л. 90 об.–91 об. – поновление мирянам; л. 91 об.–96 – поновление; л. 98 об.–100 об. епитимийные правила; л. 115 об.–123 об. – чин исповеди священников; л. 115 об.–119 об. – поновление священникам; л. 123 об.– поучение о делах, избывающих грехи; л. 277–278 об. – молитва разрешительная; л. 279–279 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 142–143, 218–220; Приложения ко второму тому. С. 19, 72–73 (чин исповеди священников – только молитвы; поновление, л. 91 об.–96; чин причащения больного: молитва разрешительная, л. 277–278 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

22: 16–17) прозвучало окончательное осуждение Иудейского царства. И Книга пророка Софонии начинается грозными словами: « Все истреблю с лица земли, говорит Господь. Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли» (Соф. 1: 2–3). Снова мы видим, что за грехи страдают не только люди, а вся тварь. « Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил, кого позвать» (Соф. 1: 7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. « Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (Соф. 1: 14–16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. « Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1: 18). Но даже предсказанное пророком Софонией внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки со стороны людей. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1: 12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: « Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2: 1–3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения пророка Софонии с другими ветхозаветными пророками несомненно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

206 Воскр., VIII, 218, 219; Соф. 1 -я, VI, 37, 38; Соф. 2 -я, VI, 239; 4-я Новг. IV, 157. В известии о смерти дьяка Мамырева 4-я Новгородская сообщает, что он быль положен «за церковью противу Никонова гроба»; Софийская 2-я сообщает, что он преставился «в чернцех и в скиме, и наречен бысть Варсонофием»; в остальных известиях разницы совершенно несущественные, например, пропуски отдельных слов: «о братстве», «Фердерикову сыну». В Ник., VI 124–126, все известия сходны с Воскр. сводом, кроме известия о смерти Ивана Молодого, которое буквально сходно с Софийскою 2-ю. 207 VIII, 219–223; 4-я Новг., IV, 157–160; Соф. 1 -я, 28; Соф. 2 -я, VI, 240; Ник., VI, 126–129. Приведем отдельные разноречия Воскресенского свода с другими: хвост от планеты, по 4-й Новгородской летописи, «бысть до шти часов нощи»; с послом Кулешиным от цесаря Римского пришел посол Юрий Делатор; в Воскресенском своде против 4-й Новгородской и Никоновской – пропущены слова: «на тех грамотах докончальных, а великого князя... грамотах докончалных». В Софийской 1-й и Никоновской против Воскресенского свода прибавлено после слов: «а другую у Никольских ворот, а Никольскую стрелницу не по старой основе заложил, да и стену до Неглимны». В 4-ой Новгородской изложен короче конец известия об отправлении рати против Татар. Во всех сводах пропущен рассказ о чуде во Владимире у мощей святого князя Александра Невского, хотя о пожаре есть во всех сводах. 208 VIII, 223–235; 4-я Новг., IV, 160; Соф, 1-я, VI, 39; Соф. 2 -я, VI, 240. В последних сводах пропущены против Воскресенского следующие известия: об описании Твери, о возвращении посланных отыскивать руду на Печоре, о возвращении князя Василия Ромодановского из Крыма, о прибытии Юрия Делатора, об отправлении обратно волошского посла Мушата, о женитьбе Антона Фрязина, о постройке великим князем деревянного двора, о переходе на службу в Москву князей Воротынских и о посылке их воевать Литву. В 4-й Новгородской и в Никоновской, VI, 129, 130, прибавлено известие об устройстве каменного детинца в Новгороде; кроме того, подробнее сообщается о захвате князя Андрея Васильевича со слов: «сложи с себя крестное целование... преступая крестное целование». Дети его названы Иваном и Дмитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2.4. Книга пророка Софонии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Время служения пророка Софонии более позднее, чем время служения Иоиля. Он дает свою родословную из четырех колен, которая восходит к некому Езекии, под которым толкователи нередко видят иудейского царя. Таким образом, он, по-видимому, был царского рода, а временем его служения следует считать вторую половину VII века. Это время реформ царя Иосии, то есть, он был современником пророка Иеремии. День Господень. Во время правления царя Иосии окончательное осуждение Иудейского царства уже был произнесено. И книга пророка Софонии начинается резкими словами. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь». Коротко и ясно. «Истреблю людей и скот, птиц небесных, рыб морских, соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли» (Соф. 1:2-3). Снова мы видим, что за грехи людей страдают не только люди, а страдает целиком весь мир. «Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близ день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил кого позвать» (Соф. 1:7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов, высоких башен» (Соф. 1:14-16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. «Ни серебро их и ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его будет пожрана вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1:18). Но даже описанное у пророка Софонии внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1:12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать им всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1-3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения с другими пророками несомненно.

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

Соф. 1056 . Требник. XIV в. 4°. 105 л. Пергамен. Записи: л. 1 об. – «Книга Антониева монастыря» (XII в ); оборот верхней крышки переплёета – «В ектениях воспоминается Архиепископ, а в Нове граде Архиепископи престали быть 7093 или 1585 и тако по 1785 год 200 лет» (XVIII в.). Содержание: л. 95–97 об. – чин исповеди; л. 97 об.–105 об. – чин исповеди; л. 99 – поновление; л. 100 об.–101 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1056); л. 101 об.–103 вопросник женщинам (Ж– Соф. 1056 ); л. 105 об. – чин причащения больного. Описание: Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 55. Соф. 1061 . Требник. Середина XVI в. 4°. 476 + III л. Филиграни: 1)      Щит с литерой Z, тип: Брике, 9219–9223 (1517 –1524 гг.); 2) Литера Р, вид: Лихачёв, 1558 (1529 г.); 3) Рука с короной, тип: Брике, 11004 (1552 г.); 4) Герб с литерами IP, короной, тип: Лихачёв, 1592 (1534 г.); 5) Кувшин с цветком, не отожд.; 6) Щит, тип: Брике, 887 (1575–1576 гг.). Записи: л. III-2 – «Сея книга глаголемая Спаса-Ковалева (?) монастыря»; л. 473 об. – «Преставися раб Божии Максим лета сентября в 8 день на паметь святых праведных Богоотец Оакима и Анны». Содержание: л. 186–214 – чин исповеди: л. 191–193 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 193 об.–195 об. – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 195 об.–198 об. – поновление; л. 198 об.–199 об. поновление вельможам; л. 200–206 поновление; л. 206–208 об. – поновление; л. 208 об.–210 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 210–212 об. – поновление священникам; л. 212 об.–214 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 214 об.–224 – чин исповеди; л. 219–220 – краткий вопросник мирянам (Кр- Соф. 1061 ); л. 220–222 – поновление; л. 222 – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 222–224 – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38); л. 224 об.–258 – чин исповеди священникам; л. 225 об.–231 – поновление инокам; л. 231 об.–234 – поновление инокам; л. 235–237 об. – поновление священникам; л. 237 об.–241 – поновление инокам; л. 241 об.–243 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 243–247 об. – поновление священникам; л. 248 об.–249 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 254–256 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 258–261 об. – чин причащения больного; л. 265 об.–266 – молитва разрешительная. Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 21–22, 79 (чин причащения больного; молитва разрешительная, л. 265 об.–266).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Соф.1:12 . И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником, то есть, никто из подлежащих наказанию не избежит казни; но всех предам на заклание. Выражено же это иносказательно, и образ речи взят с тех, которые употребляют светильник при отыскивании чего-либо потерянного, и не выпускают его из рук, пока не найдут. и отмщу на мужи не радящия о стражбах своих, «Стражбами» называет установленное законом, что закон повелевал хранить. глаголющия в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити. Здесь осуждает отвергающих промысл, осмеливающихся говорить, что все случайно, утверждающих, что Бог всяческих и не благотворит, и не наказывает. Им Пророк угрожает расхищением, истреблением домов и бесплодностью трудов. Ибо говорит: Соф.1:13 . И созиждут жилища, и не имут подойти в них, и насадят винограды, и не имут пити вина их. И чтобы не подумали, что наказание будет отложено, присовокупил: Соф.1:14 . Яко близ день Господень великий, близ и скор зело, Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому либо легкому вразумлению, но решительному наказанию. Потом, чтобы привести слушателей в больший страх, описывает самый тот день. глас дне Господня, горек и жесток учинися. Соф.1:15–16 . Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия. «Углами высокими» называет Пророк башни; «трубами» же и «воплем» наименовал нашествие врагов; «тмою, мраком, облаком» и «мглою» – приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; но все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил: Соф.1:17 . И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, Потом показал и причину: зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна: то есть, не удостоятся и того, что установлено законом; не будет им и погребения. Соф.1:18 . и сребро и злато их не возможет изъяти их в день гнева Господня; потому что огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущия на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

79 В. Ключевский, Сказания иностранцев о моск. государстве, е. с., стр. 187; И. Забелин, Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст., М. 1872, стр. 45 и т. п. 82 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178 об. – 179; рукой. Имп. II. Б. Погод. 1566, Q. л. 57; Временник О. И. и Др. Р., VIII, 1850, Смесь, стр. 50. 84 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178–179. В XV веке даже московские церкви были по своим размерам очень невелики. Успенский собор, до его перестройки в 1475–1479 году, был значительно менее современного. Троицкий собор в Сергиевой лавре, построенный в 1422–1423 году, в длину имел (с алтарем) 9 саженей, а в ширину 6 саженей (Е. Голубинский, Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, Серг. посад, 1892, 165). Редкое исключение составлял Владимирский Успенский собор, построенный при Андрей Боголюбском (см. там же). О величине новгородских церквей см. в сочинении А. Макария, Археол. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I, М. 1860, стр. 25, 54 и друг. 85 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178 об. – Рукоп. Кир. библ. 732–989, XVII в. (1630–1648 г.), см. на обороте белого листа. 86 «В лето 7006-е (т. е. 1497) совершена бысть (т. е. закончена) великая церковь Успение Пресвятей Богородицы в Кирилове монастыре и освящена сентября в 8 день (Рукоп. Соф. библ. 501, л. 68 об.–69). Тот же год указан и в рукописи Имп. Публ. Библ., Погод. 1554 (П. М. Строева), л. 20 и в рукоп. Кир. библ. 490–747 л. 449. Здесь кроме того прибавлено: «освещена бысть того же году на Рожество Святыя Богородице месяца сентября в 8 день». Но так как год начинался тогда с сентября и постройка одних стен церкви продолжалась не менее 5 месяцев, то очевидно, что сооружение и освящение ее не могло случиться в одном и том же 7006-м сентябрском году. 87 Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554 (Строева 98), л. 22 об.; Рукоп. Соф. библ. 501, л. 68 об.–69. Составитель «Истории росс. иерархии» не указывает времени ее сооружения (ч. IV, 391). Очевидно, что церковь была построена на мести прежней (деревянной?), существовавшей уже в 146 5 / 6 – 6974 г., ибо, по свидетельству кирилловского архимандрита и археолога Варлаама (см. его рукописное описание Кириллова монастыря, хранящееся в том же монастыре), в отрывке монастырской описи XVIII в. он видел список с антиминса, данного в церковь Введения в 6974 году. Церковь Введения находится на югозападе от соборной церкви Успения (сравн. Историю росс, иерарх., ч. IV, 391; Муравьев, Русск. Фиваида на севере, е. с., стр. 184, 192–193; Опись Кир. монастыря 1601 года, в Рукоп. Бир. библ., 71–1310, л. 196). Местоположение церкви см. на приложенном плане Бороздина (под 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

кн. Владимира: «Придете вси, снидетется к честьней церкви Володимера святого, нареченаго Василия, преблаженаго великаго князя угодника Христова преславнаго» (Соф. 382. Л. 69; тот же текст есть и в др. списках XIV-XV вв.: Соф. 209. Л. 131; Соф. 386. Л. 77 об.). Встречается в каноне и эпизод ниспровержения идолов Перуна и проч. языческих богов на месте строительства церкви: «Божественною волею твоею безбожнаго Перуна и кущю бесовьскую скрушивъ, и къ опаши коньстии привязавъ, повеле бити воиномъ идолы (РНБ. Соф. 382. Л. 68 об.). В стихире «О преславное чюдо» из того же списка говорится о связи имен свт. Василия Великого и В. С., сравниваемых, как в «Слове» митр. Илариона, с ап. Павлом: «От лица днесь Василия веселяхутьс, въ честнеи его церкви, и царствует Христос Бог, обретевъ его яко Паула преже, и поставивъ князя вернаго на земли своеи» (РНБ. Соф. 382. Л. 67). Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб в житии. Икона из ц. Рождества Богородицы в Вологде. 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб в житии. Икона из ц. Рождества Богородицы в Вологде. 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) М. Славнитский выявил 3 редакции службы В. С. (XIII, XV и XVI вв.) и сделал вывод, что в печатные минеи XVII-XIX вв. не вошли многие из древнейших текстов. В ряде нотированных рукописей XVI-XVII вв. (напр., РНБ. Кир.-Бел. 586/843) содержится служба, неск. песнопений к-рой повествуют об отношениях В. С. с Хазарией. Самый ранний нотированный источник, содержащий стихиры В. С., был выявлен прот. Василием Металловым и датируется кон. XIV в. (РГБ. Ф. 113. 3. Л. 183-183 об.). Со временем служба В. С. была обогащена новыми вариантами и редакциями распевов: так, в полном Стихираре сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 66. Л. 331 об.-339 об.) 11 стихир В. С. имеют надписание «ино знамя». Существует также путевая редакция песнопений В. С. (напр., РНБ. Кир.-Бел. 623/889). Тексты песнопений В. С. опубликованы в трудах митр. Макария (Булгакова) (История Русской Церкви: В 2 т. СПб., 1857.

http://pravenc.ru/text/159104.html

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Анонимова, СПБ. 1866, стр. 118. – Описание России, изданное в 1630 году, в Голландии, Московск. Телеграфу 1826, 1, стр. 61. (Сравн. «Летописец руской», изд. Н. Л. Львова), СПБ. 1792, ч. III, стр. 174). В XV веке Белоозеро считалось надежным убежищем от татар (II. Р. Л. VI, Соф. 1, 21 ; Русск. Лет. по Никон, списку, ч. VI, стр. 115). 57 «Скудно место бяше и пусто» (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 71 об., стб. 2; Рукоп. Соф. библ. 467, л. 26 об.). 59 Там же, л. 71 стб. 1. Свидетельство жития о безлюдности местности следует, впрочем, понимать в смысле общей характеристики окрестностей монастыря. Как видно иа других глав Пахомиева труда, недалеко от места поселения преп. Кирилла еще ранее жил некто Исаия (слышавший звон и пение, раздававшиеся с этого места), а во время подвигов преп. Кирилла в пещере его навещали соседние крестьяне Авксентий Ворон и Матфей Кукос (См. также в приложении к главе III-oй акты от времени жизни преп. Кирилла). 60 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, 1. 240. – Рукоп. И. П. Б., Погод., 1566 Q., л. 49. – Архим. Варлаама, Описание историко-археол. древностей Кирил., Белов. монастыря, М. 1859 (из Чтен. О. И. и Др., кн. III), стр. 64–65, стр. 99, прим. 149–152 – А. Ф. Бычков, Опис. церк.-слав. и русск. рукоп. сборников Имп. II. Б., ч. I, СПБ. 1882, стр. 38 XII). 62 Архим. Варлаам, Опис. истор. археол. древн. Кир. бел. мон., стр. 64; Рукоп. Соф. библ., 1322, л. 71, стб. II. 63 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 71, стб. 2; преосв. Макарий, История русск. церк., т. IV, стр. 360. 64 Архим. Валаам, Опис. ист. археол. древн. Кир. бел. мои., стр. 64–65. – «Часовня» эта сохранилась до настоящего времени. О первоначальном назначении ее см. ниже. 65 Арсеньев, «От Шексны до Кубенского озера», Древняя и Новая Россия, 1878, 6, стр. 95. – К. Случевский, Путешествие Их Импер. Высочестве Владимира Александровича и Марии Павловны по север. губерн., СПБ., 1885, стр. 53. – Рисунки «часовни» см. в сочинении С. Шевырева, Поездка в Кирилло-белозерский монастырь, ч. I, М. 1860, стр. 3–4. 68 Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010