Принятый греч. текст LXX-mu, а также наиболее авторитетные его кодексы: Синайский, Ватиканский, Александрийский, опускают при переводе ст. 2-го слово Кол, «все», которое опущено также и в евр. код. 245 у Кенникотта. «Вероятно, замечает г. Тюрнин, сначала слова в тексте не было, и вставлено было оно впоследствии для ясности; в противном случае опущение этого слова у LXX-mu было бы необъяснимо» (с. 6). Но присутствие этого слова во всех почти без изъятия списках еврейского текста – при допущении непервоначальности этого слова – было бы еще менее допустимо. Притом слово это передается в Халд., Сирск., Вульгате, слав. переводах, имеется πενια и во многих греческих кодексах; Альд., а также – 22, 36, 42, 51, 62, 86 (38 marg.), 97, 114, 147, 238, 240. Да и параллелизм речи пророка в ст. 2–3 с подобными же пророческими предвещаниями у других пророков (напр. Иер 4.23–25 ; Ос 4.3 и др.) требует признания первоначальности обобщительного «все». В целом, грозные слова ст. 1–3 имеют мировой или космический характер и ближе всего могут быть сопоставлены с грозным приговором Божиим над допотопным миром, Быт 6.7 : «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил; от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных». Самый способ истребления всего живого на земле пророком не указывается, но, судя по изображению ожидающих Иудею бедствий, ниже в ст. 12–18, пророк угрожает земле опустошительными войнами, которые на древнем востоке, действительно, несли воюемой стране совершенное опустошение и смерть (см. 4Цар 3.19, 25 и др.). Соф.1:4 .  И про­стру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священ­никами, Соф.1:5 .  и тех, которые на кровлях по­кло­няют­ся во­ин­ству небесному, и тех по­кло­ня­ю­щихся, которые клянут­ся Го­с­по­дом и клянут­ся царем сво­им, Соф.1:6 .  и тех, которые отступили от Го­с­по­да, не искали Го­с­по­да и не вопрошали о Нем. Соф.1:7 .  Умолкни пред лицем Го­с­по­да Бога! ибо близок день Го­с­по­день: уже при­готовил Го­с­по­дь жертвен­ное заклание, назначил, кого по­з­вать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

757 О древн. киев. церкви св. Ирины, в ЖМНП. 1846. 12. Отд. 2. С. 423–453; Фундукл. Обозр. Киева. С. 48–51 (211). 759 П. собр. р. лет. 1. 67 (228); 3. 2, 211–212; 5. 138; Метафраст. Опис. новг. Соф. соб. С. 15–21. Новгор., 1849 (190). 760 Например, толщина нижних стен Десятинной церкви в полтора аршина, а Киево-Софийского собора – около двух аршин, и раствор в стенах Десятинной церкви втрое толще против кирпича, из которого они сложены (Фундукл. Обозр. Киева. С. 29–30 (211); Максютин. Очерк, истор. зодч. в России. С. IV, XII в Русск. старине, изд. Мартын. (187)). 762 Левшин. Историч. опис. моек. Успенск. соб. С. 23, 24. Москв., 1783 (172); Снегирев. Памятник. Москов. древн. тетр. 2. Л. 15–16 (264); Сахаров. Исслед. о русск. иконоп. 2. С. 27, 35. СПб., 1849 (250). 764 Тихонрав. Археолог, заметки о город. Суздале и Шуе. В Записк. Отдел. русск. и слав. археолог. Т. 1. Отд. 1. С. 90 (295). 766 На лицевой стороне этой иконы внизу находится троякая подпись: славянская, под нею – греческая греческими буквами и еще ниже – такая же греческая полуславянскими буквами. Представим две первые: «Образ писан в лето 6501 (т. е. 993) Симеоном иеромонахом. Древнейшею представляется по буквам подпись средняя – греческая, а в верхней и нижней буквы кажутся очень недавними (Восток. Опис. Румянц. муз. С. 220 (88); Макар. Свед. об иконе Х в. в нижегор. Благовещ. монаст., напеч. в Записк. Археол. общ. Т. 3. Засед. 6–8. Прилож. С. 73–74 (177)). 768 Подробнее о мозаике, фресках и храмовой иконе Киево-Софийского собора см.: Евген. Опис. К.-Соф. соб. 19–21, 42–46 (115); Фундукл. Обозр. Киева. С. 37–43 (211); Сквори. Описан. К.-Соф. соб. по возобновлении его. С. 14–19, 36– 49 (261); Крыжановск. Киевск. мозаики в Записк. Археолог, общ. Т. 8. С. 235–260 (162); он же. Киево-Софийская стенопись в Северн, пчеле. 1853. 147,148 (161). 769 Описание новгородского образа святой Софии см. в Опис. К.-Соф. собора. С. 21–22 (115). А слова Сильвестра – в Акт. археогр. экспед. 1. С. 248 (65); Москв. собор, на еретик. XVI в. С. 20. М., 1847 (193).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

558 Говорим так потому, что далее следует чин принятая еретиков, значит, – последование совершенно другого характера. Чин в этом памятнике надписывается именем Иоанна мниха (См. прилож. отд. III). 559 Служебн., ркп. (XVI в.) библ. Троице-Серг. лавры 226, л. 183–195 об. (См. прилож. отд. III). 560 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) собр. Невоструева 2, л. 317–330. Последние молитвы, однако, положено здесь произносить тотчас по исповеди, хотя надписание над первою осталось обычное. 561 Служебн. с требн. ркп. (XVI в.) Соф. библ. 869, л. 117–123 об. (надписание «чин покаянию»). Молитвы по-исповедные имеют одну цельную нумерацию; Требн., ркп. (XVII в.) Императ. Публ. библ. 625 (Q. I), л. 145–158 об. 562 Требн., ркп. (XVII в.) собр. Погодина 306, л. 15–29. Чин не имеет начала и сохранился прямо с половины молитвы «Господи, преклонивый небеса»… 565 Требн., ркп. (XVII в.). Соф. библ. л. 45–84 об. Понимание молитвы «Величая, возвеличу тя»... за ся», встречаемое единственный раз только здесь, надо заметить, – самое правильное. 567 Эта молитва в таком случае занимала центральное положение, а обычный порядок основных псалмов и молитв – при этом значительно нарушался. 568 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) Соф. библ. 836, л. 204–205 об. К концу чина сюда присоединены с надписанием «а се молитвы комка т хотяще, рекше причаст ити.» – «Господи., нсмь достоинъ»... и «Господь премилостивый да ущедритъ тя»... См. прилож. отд. III. 570 Среди вводных в только что цитированный список статей, одно из многих здесь поновлений надписывается, между прочим, таким образом: «Чи н грхо в никыфора патриарха Цариграда князе м и вельможа м и всякому роду и всякой б г.обоязливой души и ка к подобает кающа а. поновити или пре ж иное (Ibid. л. 18–22). Это – то самое надписание, которое г. Дмитриевский понимает, как надписание целого исповедного чина. (См. его «О богослужении Русской церкви в XVI в.», ч. I, Каз. 1884, стр. 323). 571 Служебн., ркпп. (нач. XVI в.) Соф. библ. 576, л. 95 об.–110. Молитвы надписаны «мол. разршити исповдника», но положены тотчас по исповеди (и имеют общую нумерацию).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1113 Требн., ркп. Соф. библ. 875, л. 153–157 об. (в части того же чинопоследования, предназначенной для исповеди черноризцев). 1114 Требн., ркп. Общ. Древн. Письм. 4063 (CCXII. Q), л. 178 об. (Самые вопросы, как и в предыдущих случаях, не приводятся). 1115 Требн., ркп. собр. Погод. 306, л. 12 об. (вопросов также нет, но сверх поновления, предшествующего этому замечанию, имеется другое, которое без всякого надписания тотчас следует за ним). 1117 Петр Могила (митр.), Λϑος, гл. I, по ркп. Импер. Публ. библ. 253 (Q.1), л. 140 об. – 141. Тоже самое косвенно дается понять и другим вопросо-ответом в настоящем памятнике, в котором читаем: «Повдаеши, яко попы многихъ купко къ припустившей въ церковь , изрядне же юяотъ, чтоутъ имъ общое исповдание, и потомъ разршаютъ; к про ч тамо повствуеши. Отвщаемъ. Слышимъ и мы киже лестн; яко сице по с юкотами, ко и с старйшими попы, тако въ Литв, яко и ккде изявши нкихъ, на правятся. Оу касъ же яко сего требники не описуютъ, тако и нигд же слышимъ сице демо». (Ibid., л. 143 об. – 147). 1120 Такое именно объяснение по настоящему предмету дано нам почтенным библиотекарем Московского Единоверческого Никольского монастыря, о. иеромонахом Филаретом, известным в области исследования старопечатных богослужебных книг. 1121 Это в особенности надо сказать относительно тех случаев, когда чтение поновления в исповедном чине предполагается пред вопрошением исповедника. 1123 Ibid.; – Служебн., ркп. (XIV–XV в.) Типогр. библ. 129, л. 180 об. – 186; Служ., с требн., ркп. Соф. библ. 843, л. 227 об. – 229; Требн., ркп. (второй половины XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. 527 / 784 , л. 108–109 об. 1124 Таковы, напр., списки в ркпп.: Служ., с требн., Моск. Синод. библ. 310, л. 183–184; Требн., Кирилло-Белоз. библ. 525 / 792 , л. 162–163 об.; Служ., Соф. библ. 576, л. 99–100 об. (Здесь поучение излагается уже в диалогической форме, о которой см. ниже) и др. 1128 Служебн. и Требн., ркпп. Соф. библ.: 716, л. 101–102; 838, л. 187 об. – 190, 839, л. 180–182 об.; 1073. л. 252–279 об.; 1102, л. 183–185 об.; Требн., ркп. собр. А. И. Хлудова 120, л. 273–275; Богослуж. сборн., ркп. Кирилло-Белоз. библ. 582 / 789 , л. 3–4 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

89 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 179. Ворота эти, очевидно, – «святыя», близ которых доселе находится бывшее казнохранилище или арсенал. Местоположение их см. на приложенных планах Кириллова монастыря. Современный вид «святых ворот» см. на рисунке 24-м. 90 Житие преп. Александра Ошевенского, Рукоп. Соф. библ. 463, л. 42 об. Имя игумена в житии не упомянуто, но в 1445 году (в котором пришел преп. Александр к Кириллову монастырю) игуменом был Трифон (сравн. Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 80, стб. 1). Сравн. выше. 91 Василий Иванович женился на ней в сентябре 1505 года, развелся в 1526 г. Свидетельство Курбского, о том, что супружество их продолжалось 26 лет (Сказания, СПБ. 1833, ч. I, стр. 2), следовательно не точно. 92 «Заговев» (т. е. после 14 ноября), он выехал из своего села в новой слободе, где проводил осеннее время, и «поехал к чудотворцам в Переслав, да в Ростов, да в Ярослав, да на Вологду» (Русск. летоп. по Никон, списку, изд. 1789, я. VI, стр. 234). «В лето 7037 месяца декабря в 17 день на намять святых треех отрок Ананьи, Азарьи и Мисаила и святого пророка Данила был осподарь князь великий Василей Иванович всея Руси в Кирилове манастыре» (Рукоп. Кир. библ. 106–1183, л. 184). Подробнее об этом путешествии см. в житии преп. Корнилия Комельского (Рукоп. Соф. библ. 439, л. 117 об.–119 об.). 99 В рукописи Софийской библиотеки 74 (в полдесть, пис. полууставом XVI в. из 391 листа), на л. 390 о кончине великого князя повествуется более определенно: «лета 7042 го декабря в 3 день среды на четверг в ысходе вторагонадесять часа нощи преставись князь велики Василей Иванович всея Руси в чернецох и в скиме, а стригл его в чернцы митрополит Давило, a отвечивал за него чернец Кириловской Мисаило Сукин, а положили его в землю в 4 декабря». 100 Рукоп. Имп. II. Библ., Погод., Q., 1566, л. 49. Отсюда видно, что свидетельство в «Истории росс. иерархии " (ч. IV, стр. 393) о построении соборной церкви во имя Св. Иоанна Предтечи с приделом преп. Кирилла Белоезерского в 1531 году не точно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Это иерейское благословение в конце богослужения развивается в XII-XIII вв. в пространную молитву. В одной греческой рукописи, содержащей чин литургии святого Василия Великого , относящейся к XII-XIII вв. и принадлежащей Синайскому монастырю святой великомученицы Екатерины (библ. 1020), после заамвонной молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи», которая обозначена здесь как составленная самим Василием Великим , дано весьма пространное иерейское благословение, обозначенное словом «молитва»: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательством честных бесплотных архангелов и огнеобразных Михаила и Гавриила и всех святых Небесных Сил, молитвами честнаго пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных, всехвальных апостолов и святаго (имярек) и всех святых молитвами, помилует и спасет нас, Боже»; диакон же прибавлял: «Молитвами святых отец наших, Господи, благослови, Господи Иисусе Христе, Боже наш» (Проф. А. А. Дмитриевский . Евхологион, с. 146). Развитие иерейского благословения за богослужением до вида весьма пространной молитвы придало ему значение молитвы отпуста. Отсюда происходило постепенное сокращение нарочитых праздничных молитв отпуста, так что в XIV веке, как правило, читались уже только две из них – на Святую Пасху (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 523-XIV в., л. 77 об.; Соф. 524-XIV в., л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 526-XIV в., л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV вв. можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы» (напр., ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 526-XIV в., лл. 38–39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящия Тя, Господи» становится единственной заамвонной молитвой для литургии как святого Иоанна Златоуста , так и святого Василия Великого ; молитва же отпуста вечернего «Боже великий и вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя» – к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках этого времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1979 «И мы по их прошенью отложили рок до святаго Апостола Филипа; а до того року последняго таки не слышим, где суть» (Акты Зап. Рос., I, 36). 1980 Сведения об этом посольстве сообщает Витовт в своей «Окружной грамоте», Акты Зап. России, т. I, 25, стр. 36–37. 1981 В таком именно порядке эти епископы перечисляются в их оправдательном «Оправдательном послании» (Акты Зап. Рос., I, 33). В летописях имена некоторых из них опускаются (напр., в Воскр. Лет., П. С. Р. Л., VIII, 88, в Густин. Лет., П. С. Р. Л., II, 353, в 1-ой Соф. Лет., П. С. Р. Л., V, 259, в 1-й Новг. Лет. П. С. Р. Л., III, 106, нет Геласия Перемышльского и Севастьяна Смоленского), и упоминаются некоторые новые имена (в Ник. лет., V, 58, – Иоанн Галицкий и Павел Черниговский (Червенский?). В некоторых летописях Феодосий Полоцкий занимает первое место (1-я Новг. Лет., ibid., 1-я Соф. Лет. (по списку Толстого), ibid., Лет. вел. кн. Лит., Уч. Зап. II отд. Акад. Наук, кн. I, 43); в других его имя стоит на втором месте или ниже. Но, конечно, нужно принять тот порядок епископских кафедр, в каком епископы сами записались в «Оправдательном послании». Тем более, что в XVI в., как видно у Гваньини, Полоцкая епископия (по «Оправдательному Посланию» даже архиепископия) занимала первое место (Guagnini, Res. Polon., t. II, p. 73). 1985 Ник. Лет., V, 58–59, говорит, что епископы «бояшесь Бога и священных божественных правил завещания», много возражали Витовту, и он подавил их протест угрозою смерти (Сравн. Воскр. Лет., П. С. Р. Л., VIII, 88; Густ. Лет., П. С. Р. Л., II, 353, 1-я Соф. Лет., (по списку Царского), П. С. Р. Л., V, 259). Весьма возможно, что суровый Витовт действительно грозил епископам смертью, в случае неисполнения его требования, – тем более, что об этом свидетельствует юго-западная Густинская летопись, всегда склонная представлять события этой истории в благоприятном для Витовта свете. – Цамблак был поставлен в митрополиты 15 Ноября 1416 г. по Ник. Лет., в которой события записаны по сентябрьскому году (Сравн. Лет. вел. кн. Лит., Уч. Зап. II отд. Акад. Наук, кн. I, стр. 43) и того-же числа 1415 года по всем остальным летописям, записывавшим факты по мартовскому году. В переводе на наше Январское летосчисление, это будет 15 Ноября 1415 года. – История этого собора и поставления Цамблака рассказывается в Никоновской летописи, в Густинской летоп., в Воскр. лет., в «Оправдательном послании» епископов, в «Окружной грамоте» Витовта, и кратко передается в 1-й Новгор. Летоп., в 1-й Соф. Лет. и в Летоп. вел. кн. Литовских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв.    Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.    XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события.    Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении. XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события. Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

Как на менее значительный вариант, можно еще указать, что в конце, пред отпустом, – «Господи помилуй» указывается – или трижды, или дважды, или без обозначения числа, или же 12 раз; нервое – обычно; второе весьма редко; третье – см. – Псалтирь Соф. библ. л. 109–110 об.; четвертое – см. Служ., ркп. (XVI в ) Соф. библ. д. 128 об.–131. Нельзя также не отметить, что выражение «отпуст» иногда не употреблялось вовсе (Псалтырь, ркп. Кирилло-Белоз. библ. или заменялось словом – конец. Псалтырь, ркп. той же библ. л. 617–620; Служ., ркп. Соф. библ. л. 195–196 об., и др. 343 Впрочем, по современному Требнику в последовании освящения воды на Богоявление, из тропарей рассматриваемого чина имеется только один трети. См. Требник (Большой), гл. 25. 344 Разумеем известное свидетельство И. Златоуста о том, что крещенская вода может не портиться два ила три года. (См. у Гоара Εχολογ. Par., 1647, pag. 467. not. 1). 345 Подробное из след. о нем см. в цит. кн. «О службах Русской церкви» Н. Т. Ннкольского, стр. 257–286. 349 Впрочем, из других случаев, в которых также наблюдается тесная внутренняя связь чинов – рассматриваемого и «омыти мощи...» скорее дается основание к совершенно обратному заключению. Так, напр., в одном из ркп. Служебников (XVI в.) Моск. Синод, библ (См. у К. Т. Никольского , цит. соч., стр. 274), при обычном составе чина «омыти мощи..», – в него включены и т две молитвы, которые составляют специальное достояние чина обозреваемого. Подобного рода памятники, очевидно, скорее дают понять о самостоятельном происхождении чина причащения Богоявленской водою, причем доводить до нашего сведенья только о том, что чин «омыти мощи...» иногда понимался (с внутренней его стороны) аналогичным с рассматриваемым, почему в него и переносились некоторые составные элементы из последнего. 350 См. прилож. к I т., отд. I, у Горчакова–«К истории епитимийных номоканонов. (В XVI отч. о присужд. нагр. гр. Уварова, стр. 110). 355 Между прочим, кром указанных, и в издании псевдо-Зонарина номоканона пр Стрятннском требнике (см. стр. 638). В греческом же подлиннике этого правила, как дни причащения Богоявленской водою, упоминаются только – праздник Рождества Хр. и св. апостолов. (См. Cotelerins, Eccles. Graecae monumenta. Т. I, Par. 1677, pag. 133, can. 411).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010