260 (по преж. кат. 716). Сборник, в 4д. полууставом, переходящим в скоропись, 173 л. конца XVII в. Л. 1. бртающас в книз сей, – т.е. оглавление. Л. 2. Житї млтиваг мжа еодра званїемъ ртищева. – Напечатано в Древн. Вивлиоф. изд. 2. Т. XVIII. стр. 396. Л. 20. милости и кіи просщихъ достойни сть млти, кїи же н. Слово из текста: Бдите б щедри, кже и цъ вашъ щедръ есть. Нач. Аще бы мы (проповдници слова бжїег чителїе и сщенници) на вскомъ поченїи дла вамъ млти предлагали. Слово это в 483 (по преж. катал.) л. 883. собственноручно писано монахом Чудова монастыря Евфимием, с поправками его руки, которые в рассматриваемой ркп. и приняты. Ему же оно должно принадлежать и по языку, обременённому самосоставленными словами и необычными формами грамматическими. Напр. л. 20. 23. скорше (вм. скорее), 20 об. поле з иша (сравн. ст.), 29. крадежникы, лихвар, в хранил бхъ (на поле: темниц Мф. 25:36 .), 33. злолчество ей слчис (злополучие), 52. неполчество (неблагополучие), 31. 32. породъ (вм. род, племя), 45. 49. 54. людъ, вм. народ, 53. многшеимственнйшї, 58 об. каменовати ( Втор. 21:21 .), 59 об. костырникъ, демонствемом. и проч. Тоже доказывает и употребление слов Греческих в тексте, напр. 23 об. паты, 24. н имтъ тог прономїа (преимущества), 67 флакїонъ т.е. казнохранилище. Книга Второзакония обыкновенно цитуется девтероном. Слово делится на три части. В первой раскрывается достоинство милости, как добродетели Христианской. Во второй рассматривается вопрос: кто преимущественно заслуживает милость? Мног бо есть, говорит проповедник л. 59 об., в цртв се и ег епархїихъ, и во град семъ млтивцвъ щедрыхъ: (бдн сег гд бг слава но мал блгочинны, и поданїи млтни ра з сдныхъ, и в совершенїи блгаг намренї мнаг врнымъ и длныхъ и сердныхъ . Имеющих нужду в милости он делит на три разряда, на нуждающихся в помощи духовной, на бедствующих в своих домах и на просящих милостыни по чужим домам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В этой речи Своей Господь говорит: ,,и проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец“ ( Мф.24:14 ). Это условие и мог иметь в виду апостол, говоря, о том, что удерживает, мешает появлению антихриста (τ κατχον), потому что, в самом деле, великое отступление от веры возможно только тогда, когда эта вера будет проповедана по всей вселенной. Если это так, то под κατχων следует разуметь тех, кто еще не слыхал, но непременно должен услышать весть о Христе, совокупность лиц, еще не узнавших Христа 30 (так как у ап. Павла член при причастии употребляется для обозначения целого рода существ, напр., в Еф.4:28 ) 31 . Когда это постановление божественной воли будет приведено в исполнение, тайна беззакония будет иметь возможность вполне раскрыться: препятствие будет устранено или, по выражению апостола, взято из среды (κ μσου γνηται). Тогда-то явится на вид всех беззаконник, отрицатель всякого порядка ( νομος), который, впрочем, – прибавляет ап. для утешения своих читателей – будет столь бессилен против Христа, что достаточно будет одного дыхания уст Христовых, чтобы умертвить этого беззаконника 32 ; чтобы лишить его всякой силы и значения в мире (καταργεν), достаточно будет только видимого, славного пришествия Христова (ст. 7–8). Деятельность этого беззаконника, или человека греха, будет в высшей степени пагубна для человечества. Силу ему даст сатана (подобно тому, как Христу дал власть Бог Отец) и те чудеса, которыми будет сопровождаться его пришествие будут иметь своим источником эту сатанинскую силу (νργειαν). Ап. не говорит, сам ли антихрист будет совершать эти чудеса или кто другой, но эти чудеса, во всяком случае, будут чудесами лжи т. е. действительными чудесами, не обманом и не фокусом, но твориться будут с той целью, чтобы обмануть людей в отношении истинной веры. Как чудеса, совершенные не для пользы человечества, а во вред ему, они могут быть названы и ложными, не соответствующими своей идее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

б) О недостойных пастырях Мф. 23:2 . И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 4 . Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 6 . Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. 11 .Больший из вас да будет вам слуга: 12 .Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. 14 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Примеч . Приведенными словами сектанты осуждают православн. пастырей, сравнивая их с ветхозав. книжниками ифарисеями. Здесь говорится о «Моисеевом седалище», а православные пастыри признают седалище Христово, следоват., как ст. 2, так и вообще вся 23 гл. к православ. пастырям не относится. Причем, как видно из ст. 23, глава эта относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятину, средства на содержание храма и священников дают пасомые, а не служащие храму пастыри; Евр. 7:5 . Книжники и фарисеи не суть священники и пастыри. В ст. 4 говорится о трудных для исполнения разных правилах раввинских, напр. Мрк. 7:3–4 . В ст. 6, 11 и 12 говорится о свойственных фарисеям, а также и сектантам, чванстве и духовной гордости, побуждающих их считать себя первыми. Председание же и сугубая честь священникам принадлежит по праву: 1Тим. 5:17 ( Сир. 7:31–32 ). Ст. 14 осуждает то напускное благочестие, которое свойственно фарисеям и сектантам. Фарисеи так обирали вдов, как обирают иногда вожаки сектантские своих последователей, напр., комерсанты рая и им подобные. Мф. 23:23 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Евр. 7:5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Мрк. 7:3 . Ибо фарисеии все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; 4 . И пришедши с торга, не едят, не омывшись. Есть и многоедругое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение. 1Тим. 5:17 . Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь,особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Сравн. Сир. 7:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящнми с Православной Церковью в вопросе о недостойных пастырях Мф.10:2:4 . «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его... Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Объяснение. Если один из апостолов (Иуда Искар.) сделался предателем, то из этого не следует, что только апостольские преемники могут быть недостойными пастырями. Господь учил слушаться и недостойных книжников: Мф.23:3 ; дабы сила Божия приписывалась не людям, а Богу: 1Кор.4:5–7 . Мф.23:2–4:6, 11–12:14 . «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: итак, всё, что они велят, соблюдайте, по делам же их не поступайте... связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объяснение. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи – самовольно, ибо они Богом не были посажены, как Левиты: Втор.31:9–11 . Православные пастыри признают седалище Христово, след., как ст.2, так и вообще вся 23 глава к православным пастырям не относится. Причём, как видно из ст.23, вся глава 23-я относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятины давали только пасомые: Евр.7:5 . В 4 стихе говорится о трудности исполнения раввинских правил, напр.: Мк.7:5 , а не христианских обрядов. В ст.6:11, 12 и 14 говорится о фарисейской духовной гордости и напускном благочестии. Христианских пастырей осуждать в этом грешно: 1Тим.5:17:19 ; Сир.7:31–32 , слушать учение пастырей нужно и тогда, когда бы они казались и не тем, чем должны быть: 2Кор.13:6–7:4:7 . Мф.23:38–39 . «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» ( Сир.20:31 ). «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя» ( Сир.19:10 ). Еще: «глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца» ( Сир.19:11 ). Далее и о мере слов говорит: «говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать» ( Сир.32:9, 10 ). Подлинно, много нужно осмотрительности, чтобы, владея языком, употреблять его совершенно безопасно. Потому он и говорит еще: «бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен; иной молчит – и оказывается мудрым» ( Сир.19:28 ; Сир.20:5 ). Нужно не только молчать и говорить благовременно, но и с великой благодатью, почему Павел и говорит: «слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). 5. Такое хранение языка имел Иов, почему он и не произ­нес ни одного непристойного слова, но большею частью молчал, а когда следовало отвечать жене, то произносил слова, испол­ненные любомудрия. Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания. Потому и Христос сказал: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). И Павел: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:29 ). А как можно содержать эту дверь в безопасности и хранить строго, об этом послушай другого, который говорит: «всякая беседа твоя – в законе Вышнего» ( Сир.9:20 ). Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль и уста свои беседою из божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта. Есть много путей погибели чрез уста, напр., когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пример же покаявшегося на кресте разбойника единичный и исключительный: он получил прощение грехов непосредственно от Самого Христа, притом нужно заметить, что разбойник молился Христу о помиловании его не здесь, на земле, при жизни, а там, после смерти: «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». 11) Сектант: Излишне молиться и об умерших во грехах без покаяния, ибо они должны понести за свои грехи наказание: «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Объяснения православного: Об умерших же без покаяния Церковь тоже молится, но не о всех, а только о тех, кто не успел покаяться по неблагоприятно сложившимся для этого обстоятельствам пред их смертию, напр., – по убитым на войне, утонувшим, вообще скоропостижно скончавшимся, если они сохранили в себе веру Христову. Слово Божие учит, что мы должны молиться «друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «и всякою молитвою и прошением... и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ), – «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ). И Церковь молится о всех людях – живых и умерших, кроме хулителей Духа Святого, впавших в грех к смерти, т. е. восставших вместе с диаволом против самой веры Христовой и умерших в ожесточении против нее, ибо молиться о таких людях запрещает само слово Божие: «Всякий грех и хула, говорит Христос, простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф. 12:31–32 ). «Если мы, учит ап. Павел, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противника. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или при трех свидетелях, без милосердия наказывается смертию, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, Которою освящен, и Духа благодати оскорбляет». ( Евр. 10:26–29. 6:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Так как вопрос о таком пасхальном годе не разрешен в богослужебном Евангелии, то можно остановиться на том решении, какое делает современная богослужебная практика, во второй раз повторяющая седмичные чтения последней седмицы. Устав касательно седмичных чтений из Евангелия, составленный нами на основании указаний, заключающихся в Типиконе и богослужебном Евангелии, должен найти себе применение и при распределении седмичных чтений из Апостола. Следует, наконец, сказать о распределении субботних рядовых чтений из Апостола и Евангелия. Ни в Типиконе, ни в богослужебном Евангелии, ни в богослужебном Апостоле особого правила об них нет. Полагаем, что при разрешении вопроса о субботних чтениях из Апостола и Евангелия следует обратить внимание, во-первых, на то, что означенные чтения находятся вне того порядка, которому следуют седмичные. Обясним примером. На 3 седм. от Духова дня в понедельник читается евангелие Мф. зач. 34, во вторник 35, в среду 36, в четверток 37, в пяток 38, но в субботу Мф. 24 ; на 4 седм. в нонедельник Мф. зач. 40, во вторник 41, в среду 42, в четверток 43, в пяток 44, но в субботу Мф. 26 . Между тем, субботние чтения одни по отношению к другим находятся в известной последовательности, напр., Мф. зач. 15 читается на 1 седм. от Духова дня, Мф. зач. 20 на 2, Мф. зач. 24 на 3, Мф. зач. 26 на 4, Мф. зач. 30 на 5, Мф. зач. 32 на 6, Мф. зач. 39 на 7 и т.д. Что находим в Еваигелии, то же самое встречаем в Апостоле (см. росписание). Во-вторых, на два вышеприведенных выражения богослужебного Евангелия: 1-е: «от Матфея святое евангелие чтется... до пятка по Воздвижении». Это выражение указывает на то, что правило о возвращении к раз прочитанным зачалам из евангелия Матфея не относится к субботним, потому что если бы относилось, то предельным днем чтения этого евангелия была бы назвала суббота, а не пяток, так как из росписания видно, что на тех седмицах, к которым должно возвращаться, евангелие Матфея читается не только в седмичные дни до пятка включительно, но и субботние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Мф. 9:32–38 в связи с Мф. 10 и 11, также Мф. 12:24 сл. в связи с Мф. 13 . В каком отношении указанный отдел евангелия Луки находится к евангелиям Матфея и Марка, в таком же отношении к первым трём евангелиям находится по своей значительной части евангелие Иоанна, которым дополняются евангелия синоптические: последние описывают преимущественно деятельность Христа в Галилее, а евангелие Иоанна главным образом изображает Его иудейскую деятельность. И снова нет оснований для несомненного хронологического распределения повествований синоптических евангелий среди событий евангелия Иоанна. Помимо этого затруднения для научной истории жизни Иисуса Христа, проистекающего от различия в общем плане каждого из четырёх евангелий, также во многих частностях нет никакой возможности восстановить хронологическую последовательность евангельской истории и объективный внешне-исторический облик каждого из её событий. Так, напр., неразрешимы вопросы: следовали ли второе и третье искушения Христа по евангелию Матфея ( Мф. 4:5–8 ), или по евангелию Луки ( Лк. 4:5–9 )? Как относятся между собою повествования евангелистов о жене, помазавшей Христа миром? У Мф. 26:1–2, 6–13 и Мк. 14:1–9 жена не называется грешницею, помазание было в доме Симона прокажённого в Вифании, за два дня до последней пасхи; у Луки ( Лк. 7:36–50 ) жена называется грешницей, Симон – фарисеем, помазание происходило в одном из галилейских городов много раньше пасхи страданий Христовых; по Иоанну ( Ин. 12:1–8 ) событие имело место за шесть дней до пасхи в Вифании, в доме, где служила Христу Марфа, а помазание совершено её сестрою Мариею. В какой из последних дней жизни Христа совершено Им очищение храма по синоптикам: в день ли торжественного входа в Иерусалим ( Мф. 21:1, 12, 17 и Лк. 19:37–45 ) или на другой день ( Мк. 11:11–12 )? Какую пасху совершил Христос с учениками пред Своими страданиями: прежде ли иудейской ( Ин. 13; 18:28 ) или вместе с иудеями ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 )? Какая была надпись на кресте Христа ( Мф. 27:37 ; Мк. 15:26 ; Лк. 23:38 ; Ин. 19:19 )?...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010