Лк.5:31 . И отвещáв Иисýс речé к ним: не трéбуют здрáвии врачá, но болящии: (Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;) Здоровыми здесь Господь называет праведных, а больными грешных. Под здоровыми или праведными Он разумеет фарисеев, которые, исполняя внешние обряды закона, в самомнении считали себя праведными, а потому не чувствовали нужды в Нем, как Спасителе; а под больными или грешными – всех, сознающих свою греховность, готовых к раскаянию и исправлению и потому ищущих сближения с Ним, каковы те, с которыми, напр., Он возлежал на вечере у Левия. У евангелиста Матфея ( Мф.9:13 ) прибавлены еще слова: шедше научитеся, что есть (что значит): милости хощу, а не жертвы. Эти слова – из книги пророка Осии ( Ос.6:6 ). Ими Иисус Христос, конечно, не осуждает жертв, приносимых при известных случаях, так как Сам Господь учредил их чрез законоучителя Моисея, но слова эти значат то, что милосердие для Господа приятнее, чем жертвоприношение, так как милосердие служит выражением любви. «Эта-то любовь заставляет и Меня искать общения с мытарями и грешниками», как бы так замечает Иисус Христос. «Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы», как бы так еще говорит Господь указанными словами пророка. С другой стороны сими словами Господь особенно осуждает жертвы фарисеев, которые по большей части состояли только в форме и не сопровождались добродетельною жизнию и благочестивым чувством: ибо и из жертв Господу угодны только те, которые соединяются с чувствами любви, покаяния и смирения. Лк.5:32 . не приидóх призвáти прáведных, но грешныя в покаяние. (Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.) Эти слова тоже имеют отношение к фарисеям, которые в самомечтании считали себя праведниками. Правда, Господь пришел призвать и таких людей, какими были фарисеи, – Он пришел призвать всех ко спасению; но призвание сих людей бесполезно, пока они не перестанут мечтать о своей праведности: бесполезно потому, что они не способны послушаться призвания. Слова Господа мнимым праведникам – фарисеям можно выразить так: «Только больной имеет нужду во враче, точно также только грешники чувствуют нужду в Спасителе, а вы, фарисеи, почитающие себя чистыми и праведными, вы не чувствуете во Мне нужды и не обращаетесь ко Мне за помощью. Я пришел спасти грешников, и вот почему имею с ними такое близкое общение, – вместе с ними ем и пью. Впрочем, и вы напрасно считаете себя чистыми и праведными, потому только, что исполняете внешние обряды. Обратите ваше внимание на слово Божие, знанием которого вы хвалитесь. Пророк Осия говорит от лица Божия: милости хощу, а не жертвы, т. е. Я ценю гораздо более, ставлю гораздо выше дела любви и милосердия, чем внешние законные жертвы, в исполнении которых вы поставляете свою праведность» (Душ. Чт. 1861 г.). Зач. 21-е. Ответ Иисуса Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

По слову Самого Господа, на суд пред Ним предстанут все народы ( Мф.25:32 ), существовавшие от начала мира, которые для этого и будут воскрешены Им Самим ( Ин.5:29 ). И, по учению апостольскому, всем явитися нам подобает пред судищем Христовым ( 2Кор.5:10 ), и вси предстанем судищу сему ( Рим.14:10 ), потому что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную, через, предопределенного и воскрешенного Им, мужа, Иисуса Христа ( Деян.17:31 ), будет судить иудеев и язычников ( Рим.2:9 ), живых и мертвых ( Деян.10:42 ; 2Тим.4:1 ), т. е., имеющих воскреснуть из мертвых, и тех, кои останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся ( 1Кор.15:51, 52 ), а, также, кроме людей и злых ангелов, которые соблюдаются под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ; 2Пет.2:4 ). Целью же суда, по учению откровения, будет не что иное, как самое точное и справедливое определение, по достоинству, всего того, что было сделано прежде подсудимыми, соответственными, полученным ими от Бога, дарам в виде одного, или многих талантов ( Мф.25:15 ), – определение, нужное для того, чтобы каждому из них воздать по делам его ( Мф.16:27 ). А потому, на суде будут строго судимы и, по достоинству определяемы, все, совершенные подсудимыми, дела, как добрые, так и злые ( Мф.25:35, 36, 42, 43 ; 2Кор.5:10 ), – и не только их дела, но и всякое праздное их слово ( Мф.12:36 ), в особенности же, те слова, которые с ожесточенностью произносились ими на Самого Господа ( Иуд.1:15 ). Между тем, при этом будут освещены и определены все те, сравнительно, более или менее благоприятные для нравственного преспеяния обстоятельства, среди которых жили и, так или иначе, поступали люди, как напр., жители Тира, Сидона и Ниневии, или же Хоразина, Вифсаиды и Капернаума ( Мф.11:21–23, 12:41 ), а, также, будут обнаружены и достойно оценены те сокровенные сердечные намерения, которыми они руководились во всех действиях своих ( 1Кор.4:5 ), и, таким образом, вполне уяснится и определится, как степень твердости и постоянства одних в добре, так и степень нераскаянности и упорства других во зле ( Рим.2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Обетованный Спаситель Сей обетованный Спаситель человеков есть Господь Иисус Христос, воплотившийся чрез Духа Святаго от Пресвятой Девы Марии при Римском императоре Августе, во дни Ирода царя иудейского, пострадавший и умерший на кресте, погребенный во гробе, потом воскресший и вознесшийся на небо. Сие ясно открывается: а) из сличения обетований, пророчеств и прообразований об Искупителе с историей жизни Христовой. В Евангелии во многих местах указано, что события совершались по предсказанию, что в них исполнились пророчества (напр. Мф.1:1–25 ; Пс.21 ; Ин.12:24 ). б) Из свидетельства Самого Бога Отца. Бог Отец неоднократно свидетельствовал, торжественно, что Иисус Христос есть Сын Его. Так при Его крещении ( Мф.3:17 ); на горе, когда Он преобразился пред учениками ( Мф.17:5 ), и в Иерусалиме ( Ин.12:28 ). в) Из свидетельства современников. Так Иоанн Предтеча, увидев Иисуса грядущего, сказал: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Праведная Елисавета, исполненная Духом Святым, сказала Матери Иисуса Христа: откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк.1:41, 43 ). Симеон называет Иисуса Христа светом во откровение языков и в славу людей Израиля ( Лк.2:32 ). И другие свидетельствовали, что Иисус Христос есть Сын Божий ( Мф.16:16; 27:54 ; Мк.15:39 ; Ин.20:31 ). О лице Иисуса Христа Иисус Христос есть истинный человек Иисус Христос есть не только истинный Бог, но и истинный человек, принявший истинное человеческое со всеми его свойствами естество: тело со всеми свойствами и членами оного, и душу со всеми ее способностями. Святой Апостол Иоанн говорит: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов ( 1Ин.4:2–3 ; слич. Ин.20:27 ; Лк.24:39 ; Мф.26:38 ). Иисус Христос, имея одну с нами человеческую природу, не только был не причастен греху наследственному прародительскому, но совершенно свят и безгрешен. Он Сам спрашивает иудеев: кто от вас обличает Мя о гресе ( Ин.8:46 ). Апостолы свидетельствуют, что Он подобно людям, был искушен во всем кроме греха ( Евр.4:15 ). Он был зачат и рожден сверхъестественно чрез Духа Святаго от Святой Девы Марии ( Лк.1:35 ; Мф.1:20 ). Два естества в лице Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Понимая, что изданием еретических и невежественных писаний имябожников и поддержкой их заблуждения руководители «Религиозно-философской библиотеки» попали в неловкое положение, они теперь всячески стараются свалить вину с больной головы на здоровую – на лиц, коим выпала на долю тяжелая обязанность борьбы с заблуждением, для чего не брезгуют средствами, подобными вышеуказанному. См. «Русская Мысль», 1913 г., сентябрь, 37–46. 495 «А что же такое молитва, как не перечень имен Божиих (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий)», спрашивают имябожники. «Доказательства из Св. Писания» в «Материалах», стр. 31, 7. 504 Схимонах Досифей. Акт о исповедании веры во имя Божие, утвержденный советом старцев Пантелеимоновского монастыря 20–го августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих Его», стр. 2. 515 Изложение учения о Мемре можно найти напр., в сдедующих трудах. Митрофан Муретов. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. Вып. I. М. 1885, стр. 30–82; Его же. Философия Филона Александрийского в отношении учения Иоанна Богослова о Логосе, М. 1885. 7–28; Dr. Ferdinand Weber. Iudische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Leipzig. 1897, S. 170–187; Dr. Wilhelm Bousset. Religion des Judenthums in neutastementlichen Zeitalter. Berlin, 1903, S. 341. 520 Муретов. 54. «Не пощадит Моя Мемра, и Я Сам не пожалею»; ср. Булатович, 187, 149; «И Бог велик и имя Его велико в крепости»; ср. 153 и др. 524 Муретов, 63–64: ср. Булатович 148: «Из всех существующих сил оно (т. е. имя Божие) есть наисильнейшее и спасительнейшее». 536 См. Феофан. Тетраграмма, 12–23: «Предположение языческого влияния в данном случае не так невероятно» ... «Тетраграмма в конце концов переходит в магическую литературу». Ср. Еп. Хрисанов. Религии древнего мира, III, 23–25. М. Муретов. Учение о Логосе, 32–33. 540 Если придать веру сообщению, что Булатович еще до принятия монашества был большим поклонником спиритизма, оккультизма и магии и сопоставить это сообщение с его бросающимся в глаза тяготением к каббале, то будет ясно, из каких темных корней выросло учение имябожников. 541 Апология, 122. Но когда архиепископ Никон в своей статье: «Великое искушение около святейшего имени Божия» («Церк. Вед.» 20, стр. 866–867) вкратце изложил богохульное содержание этого пасквиля, чтобы показать, в кругу каких понятий вращается учение имябожников, последние, подобно своим предшественникам, почитавшим Мемру во времена Иисуса Христа ( Мф.26:65 ), стали кричать: «он богохульствует» и раздирать розданные им брошюрки архиепископа, делая вид, будто не понимают, что, излагая содержание пасквиля, архиепископ вовсе не согласен с высказанными в нем мыслями. О том, что и в Евангелии не раз излагается хула почитателей Мемры на Иисуса Христа (см. напр., Мф.27:63 : «обманщик тот»; Мф.10:25 , Мф.12:24 : «Он изгоняет бесов силою веельзевула» Ин.10:20 и др.) и что на этот пасквиль, ссылается их вождь, как на опору своего учения, имябожники благоразумно умалчивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

4) Когда святая Церковь в молитвах и песнопениях, и святые отцы в своих Писаниях указывают таинственное, прообразовательное значение ветхозаветных событий: тогда сии события должно изъяснять как прообразы событий новозаветных. Напр. бытописатель говорит, что Иаков благословил сынов Иосифовых, пременив руце ( Быт.48:13–15 ), и сделал это с особенным намерением (ст.17–19). Прообразовательное значение сего действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста твоего предъявляше знамение» 31 . Прообраз Иисуса Христа в Иисусе Навине святый Златоуст изъясняет таким образом: «поскольку в новом завете надлежало совершиться происшествиям чудесным, то и самым именам новозаветным предшествовали образы. Так преемник Моисеев, который ввел народ в землю обетованную, называется Иисусом. Видишь образ, рассмотри и прообразуемое. Тот ввел в землю обетованную: а сей вводит на небо, к благам небесным; тот по смерти Моисея: а сей по отменении закона; тот как вождь народа: а сей как царь». 32 Наконец 5) Когда в Ветхом Завете описываются такие события, которые в самых подробностях имеют разительное сходство с событиями новозаветными и носят на себе печать особенного действия промысла, производящего что-либо чрезвычайное в обыкновенном порядке вещей: то справедливо можно заключать, что Духу Святому благоугодно было в тех событиях представить образы событий, имевших случиться в новом завете. Напр. «в приключениях Иосифа есть такие сходства с состоянием уничижения и прославления Иисуса Христа, что многие учители Церкви принимают оные за образ сих состояний. Иосиф первенец Рахили возлюбленныя: Иисус первенец Марии благодатные ( Лк.1:28 ). Иосиф сын любимый Иаковом паче всех сынов его ( Быт.37:3 ): Иисус Сын Божий возлюбленный, в коем все благоволение Бога Отца ( Мф.3:17 ). Иосиф посылается к братиям своим и овцам Иакова ( Быт.37:14 ): Иисус ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 15:24 ). Иосиф приходит к своим братьям, и находит в них врагов своих: Иисус пришел к своим, но свои его не приняли ( Ин.1:11 ). От зависти подвергается бедствию Иосиф: из зависти предается Иисус ( Мф.27:18 ). Иосиф продается иноплеменникам: Иисус Христос также продается за тридесять сребренников ( Мф.26:15 ) и предается язычникам» 33 . Отделение второе. О главном руководительном начале толкования Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

§ 68. Польза истории Многие книги и места священного Писания излагают историю и содержат в себе предсказания о судьбах Церкви Божией и тех государств и народов, которые соприкасались к ней, каковы по отношению к ветхозаветной Церкви: египтяне, финикияне, вавилоняне, ассирияне, моавитяне, идумеи, филистимляне, арабы, персы, греки, римляне и другие. Поэтому толкователь Писания должен знать не только историю евреев, но историю других, имевших к ним отношение, народов и государств 112 . Это знание особенно полезно 1) для изъяснения собственно исторических книг и мест священного Писания; 2) для указания времени, в которое исполнялись пророчества, и, следовательно, для уразумения самых пророчеств. § 69. Пособие географии, хронологии и генеалогии С знанием истории, при изъяснении священного Писания, должно быть соединено знание географии, хронологии и генеалогии. 1) Знание древней географии, особенно той части ее, которая занимается описанием Палестины и сопредельных ей стран, много может способствовать к уразумению местоописательных отделений священного Писания, каковы напр. Иис. Нав. гл.10–21, Ис.23:1–15 . 2) Хронология необходима а) для определения времен, в которые совершались события или исполнялись пророчества, упоминаемые в Писании, напр. Исаии гл. 15–16. сн. 4Цар.18:9 ; б) для снесения событий, случившихся в Церкви, с современными событиями в мире, и для взаимного объяснения одних другими. 3) Знание генеалогии необходимо также для уразумения не только исторических мест священного Писания, но и пророчеств, содержащихся в нем. Так, не зная родословия Иродов, можно смешать их действия, приписав поступки одного из них другому; потому что в новом завете упоминаются три Ирода, именно: а) Ирод великий, при котором родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ) и по приказанию которого избиты дети в Вифлееме и во всех пределах его (ст.16); б) Ирод Антипа, сын Ирода великого, четвертовластник в Галилее ( Лк.3:1 ); он взял жену брата своего Филиппа, повелел отсечь главу Иоанна Крестителя ( Мф.14:1–11 ), хотел убить Иисуса Христа ( Лк.13:31,32 ) и ругался над ним (23:11). Его называют царем ( Мф.14:9 , Мк.6:14) не в собственном смысле, но по мнению народному, как сильнейшего между братьями; в) Ирод Агриппа, внук Ирода и Мариамны, сын Аристовула и Вереники. Он убил Иакова, брата Иоаннова (Зеведеева) и заключил в темницу Апостола Петра ( Деян.12:1–5 ); за присвоение Божеской чести поражен Ангелом и умер, будучи изъеден червями (ст.21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Мк.14:27–31 . См. прим. к Мф.26:31–35 . Дважды пропоет петух: более точное обозначение, чем у ев. Матфея, который говорит вообще – прежде нежели пропоет петух. Эта большая точность объясняется тем, что ев. Марк писал свое Евангелие под Руководством самого Апостола Петра, которого непосредственно касается это повествование и которое Апостол передал евангелисту с большей раздельностью. Первое пение петухов – около полуночи, второе – перед утром; значит, по предречению Христову, Петр, до наступления утра, отречется трижды от своего Учителя и Господа. Мк.14:32–42 . См. прим. к Мф.26:36–46 . – «Час сей»: время страданий за грехи человеческие. – Ев. Марк кратко обозначает сперва общий предмет молитвы, потом уже приводит собственные слова Господа. – «Авва»: сирское слово, означающее – отец. Усиленное выражение – «Авва Отче» употреблено для выражения высочайшей любви Господа к Отцу своему небесному, особенно в эту минуту тяжкой человеческой скорби Его. – «Симон! ты спишь?» и пр.: вероятно, что упрек обращен был к Симону, как недавно еще похвалявшемуся преимущественно пред другими учениками умереть с Господом, а в лице его уже упрек относился и к другим ученикам. Ев. Марк частнее передает то, что ев. Матфей обобщает. – «Сказав тоже слово»: ев. Матфей передает самые слова второй молитвы, те же, что и первой, только решительнее уже выражающие преданность Единородного всеблагой воле Отца Его. Ев. Марк сокращеннее повествует об этом, а о третьей молитве, о которой кратко упоминает и ев. Матфей, совсем умалчивает, указывая однако же на нее прикровенно словами – «приходит в третий раз». – «Кончено»: совершилось преступление; страдания и смерть теперь уже скоро последуют, пришел час... Мк.14:43–50 . Смотр. прим. к Мф.26:47–56 . – «И ведите осторожно»: не причиняя оскорблений, чтобы в целости представить куда следует, и чтобы не потревожить народ, которого они боялись? (ст. Мк.14:2 ). Бесовская заботливость! Мк.14:51–52 . «Один юноша» и пр.: случай, рассказанный только у ев. Марка. – «Завернувшись по нагому телу», т. е. прямо с постели, как спал. Шум на улице разбудил юношу и он поспешил посмотреть на происходящее – Догадываются, что этот юноша был сам Марк евангелист, скрывший свое имя, как иногда делают то священные писатели, говоря о себе (напр. Лк.24и дал. 2Кор.12и дал. и др.). Впрочем, есть мнение, что «этот юноша был из того дома, в котором ели пасху; некоторые же думают, что это был Апостол Иаков, брат Божий, прозванный праведным» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия. Ок. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 31r) Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия. Ок. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 31r) Повествования о чудесах, об исцелениях и изгнаниях нечистых духов, наоборот, встречаются и в греко-рим. (Аполлоний Тианский, свидетельства, связанные с культом Асклепия, чудеса императоров, в частности Веспасиана) и в евр. традициях (помимо ветхозаветных пророков и царей - Моисея, Илии, Елисея, Соломона - в межзаветной традиции известны раввины-чудотворцы - Ханина бен Доса, Хони ха-Меагель). Лит. описания этих чудес часто включают такие элементы, как насмешки над чудотворцем прежде совершения чуда, указание на предыдущие безуспешные попытки исцеления, описание обстоятельств исцеления и самого процесса или события исцеления (через прикосновения, с помощью слюны, словом), подтверждения истинности исцеления и рассказ о впечатлении, которое оно произвело на окружающих, иногда отмечается мгновенность свершившегося чуда ( Theissen. 1974). В синоптической традиции чудеса рассматриваются как «проявления силы» и тесно связаны с проповедью Царства Божия. Необходимым условием чуда является вера тех, кто его просят или ожидают. Помимо Самого Иисуса чудеса совершают Его ученики. Больше всего места описание чудес занимают в Евангелии от Марка (по разным подсчетам 16-18, есть краткие сообщения о них - Мк 1. 32-34, 39; 3. 10-12; 6. 5, 54-56). Особенностью повествования Марка является связь между чудесами и «мессианской тайной» (Мк 1. 44; 5. 43; 7. 36; 8. 26). В Евангелии от Матфея чаще подчеркивается, что чудеса являются исполнением ветхозаветных пророчеств (напр.: Ис 53. 4 в Мф 8. 17) и согласны с законом (см.: Втор 13. 1-5), а также то, что они совершаются ради всех (Мф 4. 23-24; 8. 16; 12. 15; 14. 35; 15. 37). Евангелист Лука особо выделяет роль молитвы перед совершением чуда (Лк 5. 16; 9. 29; ср.: 3. 21). То, что чудеса творятся Богом, проявляется и в хвале, к-рую воздают Ему свидетели и участники чуда (Лк 5. 25; 7. 16; 9. 43; 13. 13; 17. 15, 18; 18. 43; 19. 37). Чудеса являются знаком осуществления замысла Божия о спасении (Лк 5. 26; 7. 16; ср.: 4. 21). В Евангелии от Иоанна чудеса представлены прежде всего как «знамения». Подробно описывается всего 7 чудес (только 3 имеют параллели в синоптической традиции). В отличие от синоптиков Иоанн, за исключением Ин 12. 31-32, не сообщает об изгнании Иисусом Христом нечистых духов. Следствием совершения чуда обычно является пробуждение веры у тех, кто его видели или испытали (ср.: Ин 20. 30-31).

http://pravenc.ru/text/347622.html

Ф.И. Мищенко VIII. Слова к Енею и Тавифе и речи по поводу обращения Корнилия (9:34, 40; 10:26–11:18) Путешествие Ап. Петра Рассказав об обращении Савла (9:1–30), Дееписатель с 31 стиха 9 главы снова возвращается к деятельности Первоверховного Ап. Петра и посвящает целый отдел своей книги (9:31–11:18) описанию миссионерского путешествия его по Иудее, Галилее и Самарии (ст. 31), предпринятого с целию посещения «святых» (ст. 32) и проповеди евангелия неверующим (ст. 35:42). Дееписатель не рассказывает об этом путешествии подробно, изо дня в день, – как ниже он повествует, напр., о путешествиях Ап. Павла, – а, следуя обычному 592 в первой части своей книги приёму, сперва лишь общо замечает, что церковь в то время пользовалась миром, а затем рассказывает об отдельных выдающихся событиях путешествия: исцелении Енея в Лидде (ст. 32–35), воскрешении Тавифы в Иоппии (ст.36–43) и крещении италийского сотника Корнилия с родственниками и знакомыми в Кесарии (10:1–11:18). Слова к Енею и Тавифе, ст. 34, 40 В рассказе о первых двух событиях Дееписатель не сохранил нам поучений и назиданий Ап. Петра, какие, весьма возможно, в данном случае были произнесены, а передаёт лишь краткие, отрывочные выражения его, сказанные во время самого совершения чудес: « Енее, исцлетъ т Іисъ Хртосъ: востани съ постели твое» (νστηθι κα στρσον σεαυτ, собственно – «встань и постели сам себе» или – «собери сам свою постель» (ст. 34) и: « Тавіо, востани» (ст. 40). Как ни кратки эти изречения, однако отрицательная критика привлекает и их в качестве материала для решения вопроса о достоверности сообщаемых в Деяниях речей Ап. Петра. Рассказ об исцелении Енея и воскрешении Тавифы, говорят 593 , вообще поразительно напоминает повествование Ев. Марка об исцелении Г. И. Христом расслабленного ( Мр.2:11 , ср. Мф.9:6 ; Лк.5:24 ) и воскрешении дочери Иаира ( Мр.5:35–43 ; Лк.8:45 ); и в частности слова Апостола к Енею: «встань и постели себе (приведи в порядок постель свою)», почти буквально соответствуют обращению Господа к расслабленному: «востани и возьми одр твой» ( Мр.2:11 ); равно как и обращение Апостола к Тавифе: «Тавифо, востани», соответствует словам Христа к дочери Иаира: «талифа куми», что, по переводу Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

В том же самом рабском виде явится Господь на суд потому, рассуждает проповедник, что вместе с чистыми сердцем праведниками должны будут предстать пред Ним и грешники, недостойные видеть Бога, так как только «чистые сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Поэтому именно явится Господь на суд в том образе, в каком и раньше приходил, в каком видели его грешники и, не уразумев в Нём Бога, убили Его. Потому и увидят Его нечестивые. Образа же Божества они не будут видеть, так как «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ) 472 . Вместе с Господом судьями в день всеобщего последнего суда будут и святые. «Со всеми ангелами Своими приидет Он, когда соберутся пред Ним все народы» ( Мф.25:31–32 ). Между ангелами следует считать и тех, кои окажутся столь совершенными, что, сидя на двенадцати престолах, будут судить двенадцать колен израилевых ( Мф.19:28 ). Ангелами называются и люди. Так, апостол о себе говорит в послании к Галатам: «вы приняли меня, как ангела Божия» ( Гал.4:14 ). – Так же и об Иоанне Крестителе говорится: «вот Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мк.1:2 ; Мф.11:10 ; Мал.3:1 ). Итак, явившись со всеми ангелами, Господь будет иметь с Собой и святых…» 473 . Число же двенадцать, о котором говорит Господь в Евангелии, нужно понимать в неопределённом смысле. Оно указывает лишь на полноту судебного трибунала. Иначе, рассуждает проповедник, пришлось бы исключить из числа судей даже апостола Павла, который, однако же, более всех других апостолов потрудился в деле благовествования Христова 474 . Жизнь праведников в будущем веке будет подобна жизни ангелов 475 . Это будет вечное субботствование (sabbatum erit perpetuum), неизреченный покой. Нельзя выразить того, что там будет. Можно только сказать, чего не будет там. Не будет там женитьбы, напр., и рождения детей, не будет нужды в подкреплении пищей, потому что не будет утомления, не будет возрастания, старости и смерти, не будет дел и занятий, даже достойных похвалы, кои вызываются нуждой и потребностями этой земной жизни 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010