Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ I ПУТНЯНСКИЙ [румын. Iacob Putneanul] (нач. 1700, Рэдэуци, Молдавское княжество - 15.05.1778, мон-рь Путна, там же), митр. Молдавский. Точная дата рождения И. неизвестна. Встречающаяся в научной лит-ре - 20 янв. 1719 г.- является спорной. Вероятно, И. род. значительно ранее этой даты, на что указывают слова владыки в завещании 1762 г. о своем «старческом возрасте». В 1731 г. в мон-ре Путна И. был пострижен в монашество (отсюда его прозвище Путнянский). Он был учеником школ, существовавших при мон-ре в XVIII в.: элементарной, «латинской» и школы для подготовки священников. В 1736 г. был рукоположен во иеромонаха. В 1744 г. стал настоятелем монастыря. 11 авг. 1745 г. избран еп. Рэдэуцким. И. продолжил издательскую деятельность своего предшественника еп. Варлаама, основавшего в 1744 г. в монастыре Путна типографию, и издал Служебник (1745) на слав. и румын. языках. В 1747 г. открыл при епископии школу. 13 нояб. 1750 г. И. избирается митрополитом Молдавским. Приступает к печатанию богослужебных, богословских книг и школьных учебников на молдавском языке. В Ясской типографии вышли книги: «Синопсис, или Ежедневный круг богослужений, и Каноны святых правил для совершения исповеди» (Sinopsis adic adunarea celor apte laude a sfintei Biserici i Canoane din sfânta Pravil ce sunt trebuincioase la taina duhovniciei, 1751), Молитвенник (Sinopsis de molitve din Psaltire, adunate de prea îneleptul Ghenadie Scolarie, patriarhul arigradului, 1751). Вскоре И. перевел из Рэдэуци в Яссы типографию, где были напечатаны Цветная Триодь (1753), Евхологий (1754), Минея праздничная (1755), Апостол (1756), Псалтирь (1757), Служебник (1759). В помощь приходским священникам были изданы «Духовный алфавит» (Alfavita sufleteasc, 1755), «Синопсис, или Собрание многих поучений» (Sinopsis adic adunare de multe învturi, 1757). Для увеличения количества школьных учебников по распоряжению владыки был подготовлен Букварь (Bucvar, 1755; повторное изд. с дополнениями вышло в 1771 в Вене). Возможно, переводчиком вышеупомянутых книг был некий «учитель славянский» мон. Евлогий. Им же по благословению митрополита были переведены Жития святых (сохранились Жития на сент., окт., март и апр., переписанные в мон-ре сыном Евлогия Георгием).

http://pravenc.ru/text/200295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии) Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии) (Зафиров Петр; 1810 - 25.02.1872, К-поль), митр. Пловдивский. Род. в г. Янине (ныне Греция) или г. Аргирокастрон (ныне Гирокастра, Албания) в семье учителя Зафира и Александры, по происхождению был албанцем. Служил диаконом при митр. Янины Иоакиме (см. Иоаким II (Коккодис (Курсулудис)), патриарх К-польский в 1860-1863, 1873-1878), вместе с ним жил на Св. Горе. В 1838-1841 гг. учился в Афинах, где познакомился с иером. Иларионом (Михайловским ; впосл. епископ Макариопольский и митрополит Тырновский). Стал послушником бывш. К-польского патриарха Германа IV , к-рый в 1852 г. повторно возглавил К-польский престол. В 1853 г. хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Смирны (ныне Измир, Турция). В нояб. 1857 г. переведен на кафедру Пловдивской епархии , 22 марта 1858 г. был торжественно встречен в Пловдиве. Поддержав желание болгар получить церковную независимость, разрешил в нескольких храмах Пловдива и в небольших селах совершать богослужения на славянском языке. Но это вызвало недовольство местных греков, что в кон. 1859 г. привело к столкновениям болгар и греков во время богослужений по поводу использования греческого или славянского языка. На Рождество Христово, 25 дек. 1859 г., П. отслужил службу на слав. языке. 11 мая 1860 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он отказался возглавить службу из опасений, что поминание имени К-польского патриарха вызовет недовольство местных болгар, поэтому службу провел викарный епископ, помянувший только самого митрополита. После издания новоизбранным патриархом К-польским Иоакимом II «противоречащего существующим постановлениям и традициям» циркуляра П. под давлением паствы 9 нояб. 1860 г. отказался подчиняться К-полю и заявил о своем присоединении к независимой болг.

http://pravenc.ru/text/2578667.html

Разделы портала «Азбука веры» Юродство Христа ради – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, отчасти (внешне) напоминающего поведение человека , лишенного рассудка , в смиренном терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания, телесных лишений. К.В. Лебедев. “Христа ради юродивый” . 1902. Духовный смысл юродства Христа ради Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… » ( 1Кор.3:19 ). Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения . Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость . Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле. Всякое ли ненормальное поведение православного человека является юродством? Священник Владимир Новицкий: – Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него – маска, под которой – целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство – не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.

http://azbyka.ru/yurodstvo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ Николай Ефремович (1908, С.-Петербург - 23.02.1982, Кембридж), историк религ. искусства, филолог. В 1927 г., после окончания гимназии в Ревеле, поступил в Карловский ун-т в Праге на отд-ние слав. филологии философского фак-та. Тогда же начал сотрудничать с Археологическим ин-том им. Н. П. Кондакова , куда в 1928 г. поступил на должность библиотекаря. Ин-т оказал влияние на формирование интереса А. к истории древнерус. искусства, византологии, церковной археологии. В 1928-1934 гг. появились статьи и очерки А. по вопросам рус. искусства и лит-ры (в газетах «Русская мысль», «Россия и славянство», «Возрождение»; в журналах «Числа» (Париж), «Воля России» (Прага)), опубликованы его «Письма из Праги» в периодических изданиях «Новь» и «Наша газета» (Ревель). В 1932 г. А. защитил докт. дис. «Дело дьяка Висковатого как идейное и литературное явление» (работа получила финансовую поддержку президента Чехословакии Т. Г. Масарика). Н. Е. Андреев. 1976 г. Н. Е. Андреев. 1976 г. В 1939-1945 гг. директор Археологического ин-та им. Н. П. Кондакова. В мае 1945 г. ин-т был закрыт, А. арестован и посажен в советский оккупационный концлагерь. После освобождения в 1947 г. А. преподавал в Магдебургском ун-те в Германии. 31 июля 1948 г. по запросу англ. славистов (в частности, профессоров Кембриджского ун-та Э. Хилла и Э. Миннза) штаб оккупационных войск британской армии переправил А. в Англию. В том же году А. приступил к чтению лекций в Кембриджском ун-те на слав. отд-нии, где вплоть до своей отставки в 1972 г. вел курсы по истории Киевской и Московской Руси и иконоведению. Преподавательская деятельность А. получила признание в ун-тах Оксфорда, Лондона, Эдинбурга, Манчестера. Результатом исследований А. стали работы «Никон и Аввакум об иконописи» (1961), «Литература и иконопись» (1967). Незадолго до смерти А. почти полностью ослеп; скончался в своем доме в Кембридже. Соч.: Дело дьяка Висковатого как идейное и литературное явление//SK. 1932. Вып. 5. С. 191-241; Studies in Muscovy. L., 1970; Об особенностях и основных этапах развития русской литературы в эмиграции//Сб. под ред. Н. П. Полторацкого. Питсбург, 1972. С. 15-38; О «деле дьяка Висковатого»//Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв./Сост. Н. К. Гаврюшин. М., 1993. Вып. 1. С. 292-317.

http://pravenc.ru/text/115182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВДА Á вда [Авдий, Авдей, Авид; греч. ρδβλθυοτεΑβδας, Αβδαος, Αβδς, Αδς, лат. Abdas, от арам.   - раб, слуга] († 420), сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.). А., еп. г. Хормизд-Ардашир (Ахваз) в Хузистане, активно проповедовал христ. веру среди персов, пользуясь политикой веротерпимости шаханшаха Йездигерда I (399-420). В последний год его правления местный свящ. Хашу разрушил капище зороастрийцев, огненные жертвы к-рых оскверняли проходившие поблизости христ. богослужения. А., а также священники Хашу и Исаак, книжник Ефрем, иподиак. Папа, миряне Дадук, Дуртан, Папа, брат А., были приведены на суд шаханшаха, к-рый потребовал восстановить разрушенное. Когда же епископ отказался сделать это, он был выдан воинам, избит шипованными палками и вскоре скончался от ран в своем доме, став первой жертвой новой волны гонений на христиан, когда пострадало множество мучеников. Болландисты считают, что 5 сент.- день памяти А., чье житие приведено выше, 31 марта - одноименного священномученика, персид. епископа, пострадавшего в то же время и при схожих обстоятельствах, но казненного через усечение мечом. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. краткое житие святого и стих внесены под 5 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 14). Гимнография Память этим святым встречается под 5 сент. в Типиконе Великой ц. (X–XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.) и др. В 1-й пол. XIV в. память святого переведена на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . По рукописным Минеям (БАН. РАИК 132. Л. 1-2, XIV в.) известна греч. служба А. В греч. печатных афинских служебных Минеях помещен Стишной Пролог после 6-й песни канона утрени. Ист.: BHG, N 2000 e; Феодорит. Церк. ист. V 39; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 15 [сир.]; Jerusalem, 1871. P. 163 [древнеарм. версия]; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253 [сир. акты, неполн.]; Aucher J. B. Sanctorum acta pleniora. Venetiis, 1811. T. 2. P. 211 [древнеарм.]; ЖСв. Сент. С. 123; Март. С. 617.

http://pravenc.ru/text/82420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФЕЗДА [евр.    ; греч. Βηθεσδ; слав.  ], название купальни (греч. κολυμβθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот ( προβατικ)». Название этого места часто понималось аллегорически как     -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδ предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д. -М. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282). Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» ( Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» ( Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).

http://pravenc.ru/text/158882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮЦИФЕР [Лат. lucifer, букв.- светоносный; греч. φωσφρος, ωσφρος; слав.  ], в христ. традиции одно из наименований диавола , врага рода человеческого, бывшего до своего отпадения от Бога светоносным ангелом. В основе отождествления Л. с диаволом лежат несколько библейских текстов; самый ранний из них - обличение царя Вавилонского в Книге прор. Исаии (Ис 14). Говоря о времени, когда Господь помилует народ Израиля, Исаия предрекает гибель его угнетателей. Господь накажет нечестивого царя, от его падения будет радостна вся земля, и даже ад придет в движение, чтобы встретить его. Обитатели преисподней встретят его насмешками: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис 14. 12-15). В лат. переводе этого пророчества евр.   (светоносный) передано как lucifer, что привело к широкому использованию этого слова. Книга прор. Иезекииля содержит обличение царя Тирского (Иез 28), к-рому в наказание за гордость также предречена гибель. Иезекииль уподобляет земную славу царя Тирского пребыванию херувима в райском саду: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями» (Иез 28. 13). За грехи и за гордость этот «херувим» наказан навечно: «...Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез 28. 16). Главной причиной такого сурового наказания была попытка считать себя равным Богу: «...за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» (Иез 28. 2). Упоминание в этом тексте «Едема, сада Божия», осеняющего херувима, дня творения (Иез 28. 13-16) и первоначальной мудрости павшего (Иез 28. 4) отсылает читателя к рассказам о творении мира (Быт 2-3) и становится источником сведений о восстании павшего херувима против Бога.

http://pravenc.ru/text/2561096.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1.11.1836, с. Логиново Череповецкого у. Новгородской губ.- 2.04. 1917, Москва), исследователь древнерус. и старообрядческой лит-ры, фольклора Русского Севера, археограф, собиратель. Род. в семье правосл. священника. После окончания Устюженского ДУ учился в Новгородской ДС, затем в СПбДА, к-рую окончил в 1861 г. со степенью канд. богословия. Был назначен преподавателем логики и психологии в Олонецкую ДС в Петрозаводске. Записывал народные песни, плачи, былины, предания, пословицы, поверья и заговоры Олонецкого края. Систематически начал заниматься собиранием произведений фольклора после знакомства с этнографом, собирателем устного народного творчества севера России П. Н. Рыбниковым; часть своих записей Б. опубликовал в кн. «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (М., 1867. Т. 4). В 1867 г. Б. записал крестьянские похоронные, рекрутские и свадебные плачи и причитания в исполнении народной сказительницы И. А. Федосовой (Причитания Северного края. М., 1872-1886. 3 т.; СПб., 1997п. 2 т.). Книга была отмечена золотой медалью Русского географического об-ва и удостоена Уваровской премии; опубликованные в ней тексты привлекли к себе внимание мн. рус. писателей, использовавших их в своем творчестве (Н. А. Некрасов, П. И. Мельников-Печерский, М. М. Пришвин, М. Горький и др.). Встречи со старообрядцами- беспоповцами , жившими в Олонецком крае, пробудили интерес ученого к истории и книжности рус. старообрядчества. В 60-х гг. XIX в. в «Олонецких ГВ», «Памятной книжке Олонецкой губернии», в нек-рых столичных изданиях публиковались многочисленные труды Б. по истории и этнографии Олонецкого края, фольклору, истории старообрядчества. В эти же годы Б. начал заниматься коллекционированием рукописных и др. материалов, связанных с историей Русского Севера. Е. В. Барсов. Фотография. Кон. XIX в. Е. В. Барсов. Фотография. Кон. XIX в. В 1870 г. по приглашению хранителя отд-ния рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев А. Е. Викторова Б. переехал в Москву для работы помощником хранителя отд-ния. В 1873 г. Б. стал библиотекарем в рус. и слав. отд-нии музеев, одновременно с 1873 г. заведовал Чертковской городской б-кой в Москве. С 1883 г. являлся хранителем, затем библиотекарем Дашковского этнографического музея. В 1885 г. получил чин статского советника, в 1890 г. вышел в отставку.

http://pravenc.ru/text/77604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР Мч. Нестор Солунский побеждает Лия. Роспись ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии. 1325 г. Мч. Нестор Солунский побеждает Лия. Роспись ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии. 1325 г. (III-IV вв.), мч. Солунский (Фессалоникийский) (пам. 27 окт.). Н. упомянут во всех редакциях Мученичества вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.). Наиболее подробные сведения о нем содержатся в анонимном Мученичестве «Passio altera» (Другое [иное] Мученичество), сохранившемся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - издано в ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184). Согласно источникам, Н. пострадал в Фессалонике (слав. Солунь) при имп. Максимиане Геркулии (286-305 и 307-308, 310). Этот правитель страстно любил гладиаторские бои. Он привез в Фессалонику непобедимого бойца-великана по имени Лий. Бои проходили на высоком помосте, под к-рым размещались острые колья; на них Лий сбрасывал побежденных противников. Чем больше людей гибло таким образом, тем сильнее Максимиан гордился своим любимцем и устраивал все новые и новые поединки. Т. к. император был убежденным язычником и жестоким гонителем христиан, то часто по его приказу их принуждали бороться с Лием, и они погибали страшной смертью. Жители Фессалоники, даже те, к-рые оставались язычниками, пришли в ужас от кровожадности Лия. Но особенно страдали христиане, видя участь своих единоверцев. Некий горожанин-простолюдин, юноша по имени Нестор, решил во что бы то ни стало остановить непобедимого убийцу. Он был другом и последователем вмч. Димитрия, который в то время уже был заключен под стражу и томился в темнице. Н. посетил узника, рассказал ему о своем намерении и просил молиться за него. Димитрий благословил Н. на бой, перекрестив его, и предрек ему победу над убийцей и скорую мученическую кончину. Придя к месту состязаний, Н. вызвался сражаться с Лием. Максимиан попытался отговорить юношу, т. к. тот был невысокого роста и, по мнению правителя, шел на верную гибель, выступая против великана. Но, узнав, что Н. христианин, император велел ему немедленно подняться на помост и стал ожидать смерти еще одного последователя Христа. Однако Н., с именем Бога на устах вступивший в сражение, неожиданно сбросил Лия на острые колья, и тот разделил участь своих многочисленных жертв.

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Скачать epub pdf 161 Слав. долу соответствует κτω – [син. до испр.,] 147, 157, 159, Ориг., Афан. Вел., Григ. Нис., альд.; а в ват., алекс., text. recept. – нет. 165 Слав. причастие обещавшуся соответствует εξμεΛν – 147, 157, альд.; а обычно неопределенное накл. εξασθαι. 172 Не увлекаясь пустословием глупых и суетливых людей, будь богобоязнен и исполняй обеты или не давай их. 175 Греч. μη θαυμσης – не дивися, не приходи в ужас, отчаяние и боязнь за людей и моральные законы. 177 Слав. сущ. надзиратель нет соответствия, по-греч. глагол φυλσσει (у Фильда) или φυλξαι – ват., text. recept. и др. 178 Греч. περσσεια γης – слав. изобилие ([сноска] внизу: преимущество) земли, т. е. высшее благо для страны есть царь, который следит за всем. Если он есть, то можно спокойно смотреть на все ненормальности в жизни. 179 Греч. βασιλες του γρο εργασμενου. Τ. е. царь, заботящийся также о своем царстве, как хороший хозяин о своем возделанном поле. Разные понимания этого места собраны у Олесницкого (Екклесиаст. С. 308) и Делича (Delitzfch. Hohes Eied und Kohelet. S. 293–294). 180 Т. е. будет «сыт» и не захочет большего (1:8). Так послав. насладится, а по-греч. τς γπησεν... γνημα; –кто не любил при множестве богатства плодов его? 181 Греч. οι εσθοντες αυτν – слав. ядущии е, возбуждающие во владельце беспокойство, что они могут у него отнять богатство (Delitzfch. Hohes Liedund Kohelet. S. 295). 184 Слав. работающему соответствует δουλεοντας – 23, 253, operanti – Итала и Вульг., а обычно δολου – раба. 185 Следуем довольно свободному слав. пер. А с греч. следует так: пресыщенному богатством (μπλησθντι του πλουτησαι) никто не позволяет (ουκ εστν φων) ему уснуть, т. е. богатство, нагоняя на него множество забот приобретением и хранением его, отгоняет от него сон. 187 Греч. περισπασμω πονηρω – слав. попечении лукавне, т. е. в заботе о его приобретении, а не наслаждении его дарами. 190 Слав. да понесет соответствует Вульг. ut [? нет в штутгартском изд.] auferet, а по-греч. να πορευθ] – чтобы пошло (т. е. богатство с ним в землю). 198 Тот же вывод, к которому приходил Екклесиаст в 2:26, [прим. 44]: не суетен человек богобоязненный и богоугодный, во всем видящий дар Божий. 199 Греч. περισπ –увлекает заботами (1:13, [прим. 19]), слав. облагает... попеченьми, т. е. Бог попускает ему увлекаться заботами. Читать далее Источник: Книги Екклесиаст и Песнь песней/В рус. пер. с греч. текста LXX, с введением и примеч. П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1916. - 66 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010