A Patre enim procedit Spiritus veritatis: sed a Filio a Patre mittitur (De trinit. lib. VIII. n. 20. Сравн. Ibid. n. 19). 873 Et cum universa in Christo et per Christum creata memoraret; de Spiritu sancto sufficientem sibi significationem eam existimavit, quod hunc Spiritum tuum diceret. Cum his ego proprie electis tibi viris haec ita sentiam, ut sicut nihil aliud sensum intelligentiae meae secundum eos de Unigenito tuo dicam, quam esse natum, ita quoque ultra ingenii humani opinionem secundum eos nihil aliud de Sancto Spiritu tuo loquar, quam spiritum tuum esse (De trinit. lib. XII. n. 56). 874 Per eum Sanctus Spiritus tuus est, etsi sensu quidem non percipiam, sed tamen teneo conscientia (Ibid. n. 56). 875 Sanctum Spiritum tuum, qui ex te per (по др. изд. вместо per стоит cum) unigenitum tuum est, promereor (Ibid. n. 57.) Сторонники per Filium ссылаются еще на место, где говорится о могуществе природы Св. Духа, который пребывает из Отца через Сына (et ego naturae suae ex te per unigenitum tuum manentis potentiam creationis nomine non modo eloquar. Ibid. n. 55). Но здесь речь только о нераздельном сопребывании Духа с Сыном. Между тем, заметим, и они сами сознаются, что Иларий только Отца признавал в собственном смысле виновником, от Которого происходит Дух; что же касается Сына, то, по его представлению, через Него Дух только проходит, исходя из Отца, для явления своего в мире (Лянген – разн. уч. о Троице § 10). Но это прохождение не может быть названо исхождением, потому что оно по существу своему не имеет ничего общего с исхождением Духа от Отца, а есть тоже, что временное Его нисхождение или посольство через Сына в мир. 879 В полном своем составе это место читается так: «Если полагают (еретики), что подчинение приличествует одному Духу: то пусть знают, что одинаковым образом произносится Дух с Господом и Сын с Отцом. Ибо одинаково преподано имя Отца, и Сына, и Св. Духа ( Мф.28:19 ), Посему по словосочетанию, преподанному в крещении, как Сын относится к Отцу, так Дух к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Паки дерзаеши ко всем архиереом учительски, глаголя: А вы, архиереи, когда не имеете радения о обирании патриаршеском и поставлении, кто же ино порадеет; чините, что имеете чинить, ваше то дело и ваше радение. То пастыри для какой притчи не бережете престола патриаршескаго, который есть обща паства. Покажи, лжесловче, по которым правилом святым начат таковое учительство, а не от своих гнилых произношений. Писал ты, по четырех летех может жена оставленая иному мужу быти. И та вся твоя блядь обличена святым Евангелием и святыми отеческими правилы. А ныне пишешь учите(л. 239 об.)льски 873 , аки власть имея, по которым каноном таковое ты дерзновение приим, покажи, где есть писано, еже свою епархию оставя, в чюжую пришед иным архиереом законополагати, паче же чрез Божественыя святыя правила 874  заповеди. Богоноснии отцы на седмом Вселенстем соборе утвердили, якоже в первом правиле есть выше сего писано и ввек таковое утвержение на койждо год в Неделю Православия всюду обновляют. Аще кто 875 надувся своим злоумием убавит или прибавит, да будет проклят. Или не слышал еси в Неделю Православия что мое сие? Збысться Исаино пророчество о тебе: Имеяй уши (л. 240) 876  слышати, не слышиши и очи свои сомжил, одебеле бо сердце твое, славолюбче. Оберегайтеся, глаголеши, чтоб та ваша неприлежность Бога не возбудила до отмщения и ярости. Глаголет бо Захария: А то вижу летающи серп длиною 20 лакоть, шириною 10 лактии. Якоже везде, тако и зде солгал еси, еже будто того ради серп сошел с небесе за неприлежность архиереов, что патриарха новаго не оберут долго. Послушай же, лжесловче, мы тебе пространно зде покажем, чесого ради сниде серп той, якоже глаголет: И обратихся и возведох очи мои и видех и сей серп летящь. И рече ко мне: (л. 240 об.) 877  Что ты видиши? И рех аз: Вижу серп летящь в долготу лакоть двоюдесяту и в ширину десять лакт. И рече ко мне: Си клятва, исходящая на лице всея земля, зане всяк тать от сего до смерти мстится. И вынесу и, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татины и в дом кленущагося именем Моим во лжу и обитает посреде дому его и скончает и, и древо его и камение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

е. нравственное познание 873 ». Надобно постараться сначала приобресть непоколебимое смирение сердца, которое усовершением в любви приведет тебя не к тому знанию, которое надмевает, а к тому, которое просвещает; ибо невозможно неочищенной душе приобрести дар духовного знания 874 «. «При возрастании обновления нашего духа, продолжает преп. Кассиан, начнет также обновляться и взгляд на Св. Писание и с преспеянием в этом будет преуспевать и красота сокровенного разумения 875 ». Вот почему преп. Кассиан прямо и говорит, что нечистая душа не может перенять и преподать духовного знания и злой человек совершенно не может знать истины 876 . Совершенно иное-иметь развязность в словах и чистоту речи, а другое-проникать в сущность небесных глаголов и чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит человеческое учение, диалектика и светская ученость, а одна чистота духа посредством просвещения Св. Духа 877 . В данном случае преп. Кассиан, очевидно, делает намек на гностиков и неоплатоников, которые хвалились истинным знанием и указывает, что истинное знание существует только у христиан и именно у людей праведных. Внешняя ученость, а не духовный опыт и чистота сердца, приобретает только «искусство состязаться и красоту речи», а не постижение истины: «ибо истинное знание приобретают только истинные чтители Бога 878 ». Если же подвижник Христов, достигший чистоты сердца, умом и сердцем живет как-бы в ином мире, в духовном царстве истины и добра, то само собой должно быть понятно, каково теперь расположение его воли. Если в состоянии греховном расположение воли было плотское попреимуществу, т. е. она влекла человека к служению плоти и привязала его к земному и с этим расположением воли приходилось бороться подвижнику в период трудничества, то при чистоте сердца и уничтожении всяких плотских привязанностей, воля человека получает расположение чисто духовное 879 . Действуя исключительно по побуждению любви к самой добродетели, воля человека на степени нравственного совершенства получает целостное направление к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Оксимороны используются Симеоном очень обиль­но. Он говорит о «животворной мертвости» 867 , «сверх­чувственном чувстве» 868 , «неподвижно движущемся» уме 869 , «неощутимом ощущении», «внетелесном те­ле» 870 , «непостижимом постижении», «невообразимом образе» 871 . Особенно богат оксиморонами язык Гимнов: здесь мы находим такие выражения, как «мера без­мерного» 872 , «достижимо недостижимое» 873 , «несмеши­ваемое смешение» 874 , «начало безначального» 875 , «неизменно изменяющийся» 876 , «разделенный без разделения» 877 ,  «видеть безвидно» 878 ,  «высказывать неиз­реченное» 879 и другие. При чтении Симеона порой встречаешь парадок­сальные утверждения, смысл которых раскрывается только в контексте апофатической традиции. Симеон говорит о мысленном солнце, которое «все присутст­вует везде и все никоим образом нигде» 880 ; о восхож­дении того, кто превыше всякого знания, к «всецелому незнанию» 881 ; об уме, который «весь покрыт Божест­венным мраком и светом» 882 ; о Боге, Который «всегда пребывает неподвижным и ежечасно весь движет­ся» 883 . Симеон, подобно Ареопагиту, использует на равных противоположные термины, – такие как зна­ние-незнание, свет-тьма, чувство-бесчувствие, – когда речь идет о Боге или человеческом опыте причастно­сти к Божественному:   Умножение познания Бога становится причиной и источником незнания всего другого, и не только всего другого, но и самого Бога. И обилие Его осияния есть совершенное невидение, а сверхчув­ственное чувство, выходящее за пределы чувств, есть нечувствие всего, что вне его 884 . Симеон не настаивает на превосходстве апофатического языка над катафатическим, однако, обращаясь к богословским темам, весьма широко пользуется апо­фатической терминологией. Причина этому, как нам кажется, заключается в мистическом характере его богословия, в его глубоком чувстве непостижимости Бога и в его опыте непосредственной близости с Бо­гом – опыте, передать который в положительных вы­ражениях он подчас оказывался не в силах. В этом смысле Симеон близок таким предшествующим ему мистическим писателям, как Григорий Нисский , Дио­нисий Ареопагит и Максим Исповедник , хотя прямых заимствований из сочинений этих авторов мы у Симе­она не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Роудс Рон (протестант) Спорные вопросы: переливание крови, дни рождения, нательные крестики В нужде и черт священный текст приводит. Уильям Шекспир (1564–1616) В этой главе мы поговорим о трех аспектах богословия Сторожевой Башни, которые вызывают больше всего споров: переливании крови, днях рождения и нательных крестиках как символе христианства. Свидетели Иеговы уделяют этим вопросам большое внимание. Значит и нам, христианам, важно знать, что Писание в действительности говорит по этому поводу. Переливание крови 871 По учению Общества Сторожевой Башни, Свидетели Иеговы не должны соглашаться на переливание крови ни при каких обстоятельствах – даже если врачи говорят, что отказ от переливания грозит неминуемой смертью. Общество Сторожевой Башни также требует, чтобы родители не позволяли переливать кровь своим детям 872 . Свидетели Иеговы убеждены, что библейский запрет на «вкушение крови» распространяется на принятие крови путем переливания. Поэтому многие Свидетели всегда имеют при себе заверенные подписью карточки, в которых сказано, что они отказываются от переливания крови, – на случай, если они попадут в больницу в бессознательном состоянии 873 . Свидетели Иеговы ссылаются на то, что нашим прародителям, Адаму и Еве, было запрещено вкушать от дерева познания добра и зла в Едемском саду. Они не послушались Бога и потеряли все. Сегодня нам не запрещено есть плоды какого-то дерева, но запрещено есть кровь. И вопрос, который стоит перед нами, звучит так: «Будем ли мы повиноваться Богу и поступать так, как Он просит, или подобно Адаму и Еве ослушаемся Его и потеряем все? 874 . Позиция Сторожевой Башни основана на убеждении, что кровь священна. Книга Aid to Bible Understanding сообщает: «Жизнь священна. Следовательно, кровь, в которой находится жизнь всех тварей, священна, и к ней не следует относиться легкомысленно. После потопа Иегова разрешил Ною – прародителю всех ныне живущих на земле – употреблять в пищу мясо, но строго-настрого наказал не есть кровь» 875 . Поскольку такое воздержание (в том числе и от переливания крови) заповедано Богом, последователям Иеговы остается лишь повиноваться Ему. Даже если человек умрет, отказавшись от крови, Бог обещает ему воскресение 876 . Поэтому Сторожевая Башня спрашивает: если вы находитесь при смерти, разве мудро будет в такой момент отвернуться от Бога, ослушавшись Его заповеди относительно крови? 877 Те, кто по-настоящему доверяет Иегове, без труда откажутся от переливания крови, потому что верят в обетование будущего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Точно также и Время, как бы ни делили его, всегда остается временем 862 , т. е. вереницею, рядом, движением: оно всегда имеет начало и конец, прошедшее и будущее, возникновение и прекращение, рождение и смерть. И жизнь, связанная со Временем, по существу своему такова же и не может не быть таковою. Рок , тяготеющий над нами, есть Время . Самое слово «рок» имеет смысл темпоральный. У некоторых славянских племен оно прямо обозначает «год» , «лето» , т. е. двенадцать месяцев 863 ; подобное же значение этого слова можно найти в русском языке южных и западных губерний 864 . На чешском языке, среди прочих значений, оно имеет и значение «определенного времени», «срока», затем, «времени вообще» и в особенности «часа» 865 . Точно также русское « с-рок » сохранило темпоральное значение своей основы « рок »; в древнем же языке «рок» прямо обозначало «определенное время» , «срок» , «год» , «возраст» и, затем уже, – «судьба» 866 . «Рок» , «роковой» происходит от «рещи» , т. е. означает нечто изреченное или изрекаемое; по своему коренному значению, Рок – это изречение . В чешском языке слово rok даже прямо означает речь, слово, a затем – обручение, – сговор 867 . Точно также, и слово «судьба» связывается с понятием суда, присуждения; по Миклошичу 868 темою обясняется греческое συν-τ-θη-μι, т. е. соединять, назначать по взаимному договору. От того же корня √dh происходит и греческое θ-μι(δ)-ς – право, закон, справедливость. В латинском языке – как раз то же самое. Fatum, – Судьба, Рок, – происходит от fa-to-r или, в более обычной форме, for, fatus sum, fari, т. е. от корня fa (санскритское bha), опять-таки обозначающего «говорить» . Fatum – опять-таки нечто изреченное 869 . – В каком же смысле Fatum может быть назван Изречением? – По римскому верованию, боги, – а среди них Юпитер в особенности, – устанавливают своими речениями, открывающими людям их волю и называемыми fatum или fata, – устанавливают участь людскую: что бог сказал, то и есть участь, fatum, как отдельного человека, так и целых народов, городов и т. д. 870 Так, «vox enim Jovis fatum est – глас Юпитера есть рок» 871 ; «fatum esse quidquid Juppiter dixerit – рок есть все то, что бы ни изрек Юпитер» 872 . Таким образом, «fatum autem dicunt esse quidquid dii fantur, quidquid Juppiter fatur – роком называют все то, что изрекают боги, что изрекает Юпитер» 873 . Затем, fatum, по обычному для римской мысли приему 874 , олицетворяется и рассматривается как особое божество, как Fatum. Далее, полнота божественных определений символизируется образом Tria Fata , приравниваемых греческим Τρισσα Τυχα 875 . Наконец, при дальнейшем процессе олицетворения, средний род заменяется более личным мужеским или женским, и Fatum, под влиянием греческой религии, становится Fatus или Fata.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Способ, каким был взят Тир, в высшей степени удивителен: ибо город был окружен стеной в сто пятьдесят футов вышиной и построен на острове, лежавшем в полмили от берега. Плотина была навалена от материка до острова, и развалины древнего Тира 872 доставляли для этой цели готовые материалы. Предприятие это было таково, что даже Александр не был уверен в успехе своей попытки. Неприятель расстраивал, а буря разрушала насыпь. Но её остатки, погребенные под водой, образовывали возвышение, которое ручалось за успех их возобновленных усилий. Требовалась огромная масса материала. Почва и мусор были навозимы и навалены в груды, и могущественный завоеватель, который впоследствии имел совершенную неудачу в своем покушении восстановить развалины Вавилона, низверг развалины Тира в море, и стряхнул с него даже самую пыль 873 . Он не оставил и самых обломков развалин, и место древнего Тира теперь неизвестно 874 . Кто же тогда наставил пророков сказать о Тире: «И разобьют стены Тира, и разрушат башни его, и вымету из него прах его и оставлю его голой скалой. И землю твою бросят в воду. Предметом ужаса сделаю тебя, и не будет тебя и уже не найдут тебя вечно» 875 . Там, где некогда процветал и с гордостью возносился древний Тир, нет ныне ни города, ни села, ни деревин, и нигде на обширном пространстве не видать ни одного дома, за исключением немногих хижин поблизости богатого фонтана, которого вода изливается в таком же изобилии, как и прежде. Тир, существовавший на материке в дни пророков во всем своем великолепии и богатстве, совершенно исчез, и от него, за исключением обломков от разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов. Тира более нет. Можно его искать, но найти его нет возможности: камни и бревна, из коих он был построен, и даже самый прах его лежит там, куда первый великий царь Греции бросил их: на дне морском. Он попирается ногами всякого, кто теперь идет по голой, ничем не покрытой дороге к древнему острову, который составляет ныне полуостров. Таким образом, в подтверждение пророческого слова образовался перешеек, которой также гол, как верхушка скалы, и составляет с обеих сторон берег, всегда омываемый морем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Твердое основание «значит то, что на Сыне Божием, как на всеобщем основании, в особенности созидается в роде человеческом; то, что на Иисусе Христе, как на глубочайшем основании, созидается в каждой душе истинно христианской» 873 ; почему можно отличить, кто Божий, кто действительно спасен. «Совершенное присвоение Богу» сокрыто как от самого спасающегося, так и от посторонних наблюдателей. «Скрывается благодатное основание Божие в человеках, потому что полагается в самой глубине души, так чтобы глубже оного не оставалось ничего человеческого, которое могло бы ослабить твердость основания Божественного. Это, по выражению Апостола, потаенный сердца человек ( 1Пет.3:4 ): нельзя встретить его на распутиях, или увидеть в зеркале. Скрывается основание Божие от мира, частию не по намерению, но по естественному последствию его чувственного образования. Мир не видит святых, подобно тому как слепые не видят света. Скрывается благодатное основание в человеках, частию по намерению хранящего их Провидения Божия, дабы тем менее могли приражаться к оному враждебные силы, угрожающие оному разрушением. Так и основание земного, вещественного здания скрывается в земле, потому что, быв обнажено и подвержено переменному действию стихий, ослабело бы оно и ослабило бы вместе с собою все здание. Скрывается основание Божие в человеке и от сего самого человека, дабы он не возмнил себе быти нечто, ничтоже сый ( Гал.6:3 ), и не прельстил себя собственным умом; дабы не превознесся, и гордостью не испроверг в себе основания благодатного, которое лежит твердо и безопасно только во глубине смирения» 874 . Но чтобы не было безъизвестно, «кто суть те, с которыми мы живем и обращаемся, которых внушениями образуемся, которых примерам следуем? Кто есмы и мы сами? Божии ли они? Божии ли мы? Не со врагами ли Божиими я в сообществе? Не в опасности ли потому и я – быть и остаться чуждым истинного, благодатного усвоения Богу»? 875 – Для этого «таинственная печать, которою Бог запечатлевает верных и избранных Своих для Себя Самого, как известных Ему единому, ознаменована некоторым приметным и довольно верным знамением, по которому бы можно было внимательным отличать сущих Божиих от тех, которые обманывают, или обманываются, представляя себя таковыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010