A ныне по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровичи всея Русии наказу учинено в тех селех и в деревнях в монастырской пашне 529 десятин с полудесятиною, да ис пустых земель учинено к старой к монастырской пашне в прибавку 884 десятины, и обоего в монастырской пашне и в пустых землях учинено 1413 десятка с полудесятиною по 2 чети десятина; и те десятины пахати на монастырь живущих 752 вытей крестьяном по 2 десятины на выть. А за десятинами осталось живущих 344 выти и тех вытей крестьяном платит в монастырь оброчново хлеба: 992 чети бес полуосмины ржм, да в прибавку 237 чети с полуосминою ржы, и обоего 1229 чети ст. полуосминою ржи, 1170 чети овса, 46 чети пшеницы, 175 чети ячмени, 76 чети овсяново ядра, 894 овчины да прибавки 92 овчины, и обоего 986 овчин, 865 поярков да прибавки 99 поярков, и обоего 964 поярки, 584 сыры да прибавки 130 сыров, и обоего 714 сыров, 18449 яиц да прибавки 4746 яиц, и обоего 23195 яиц. Да крестьяном пашенным и непашенным живущих 1096 вытей платит в монастырь по прежнему 299 рублев 11 алтын пол 5 денги, да с 3-х мелниц оброчных денег 68 рублев, да с слободка, что на Вологде, оброку рубль и 13 алтын 2 денги, да с пустошей оброку с сенных покосов 17 рублев 23 алтыны з денгою. И всего со крестьян, и с мелниц, и с пустошей и слободка оброчных денег 386 рублев 14 алтын пол 6 денги, да сена косити на монастырь 4043 копны, а изделье всякое крестьяном делати на монастырь по прежнему. Да в пустых земель осталось за монастырскою пашнею 2176 чети с осминою. И ис того числа слуг монастырских устроено на той пустой земле трицать четыре человеки, а дано им по 20 чети человеку, итого 680 чети, а им с тое пашни служит всякая монастырская служба на своих лошадех. А хто именем слуг устроено на пашне, и тому перепись: Олексей Лихорев, Богдан Кафтырев, Степан Озерецкой, Третьяк Немиров, Буслав Козляинов, Данило Степанов, Володимер Козлов, Тимофей Бабкин, Тихан Карцов, Козма Гладкой, Иван Терентиев, Русин Меркуров, Федор Розварин, Борис Невежин, Иван Мокеев, Пятой Щербинин, Иван Павловской, Богдан Патрекеев, Иев Слотов, Дема Борков, Василей Лихорев, Посник Чюркин, Ондрей Лобанов, Ондрей Вязметин, Федор Крошенина, Третьяк Данилов, Матфей Багатырев, Гаврило Козлитин, Сава Борзунов, Гриша Ухтомской, Любим Васильев, Воевода Денисов, Семейка Гладкой, Иван Сукин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Таким образом, на взгляд В. А. Кучкина, оказывается, что монастырь мог быть основан в любое время на протяжении почти всех 80-х годов XIV в. (вплоть до кончины Дмитрия Донского в мае 1389 г.). Однако выдвинув столь категоричный довод, историк забывает, что агиограф не сообщает и о других миротворческих поездках Сергия, о которых нам становится известным из других источников. К тому же он пропустил одну деталь, на которую обратил внимание А. Б. Мазуров и которая дает четкий ответ о времени основания этой обители. Речь идет о том, что главный храм Голутвинского монастыря был посвящен празднику Богоявления. Другое, более распространенное название этого празднества – Крещение. Оно приходится на 6 января. Очевидно, именно на этот день и пришлась закладка обители. Учитывая, что переговоры Сергия в Рязани шли в декабре 1385 г., после их окончания и заключения «мира вечного» вполне мог быть создан обетный монастырь, поставленный на границе Московского и Рязанского княжеств, на великокняжеской земле. Отсюда основание Голутвинского монастыря следует отнести к самому началу 1386 г. 984 В литературе встречается утверждение, что во время своей поездки в Рязань в декабре 1385 г. Сергий основал еще одну обитель – Троицкий монастырь в Рязани 985 . В. В. Зверинский по этому поводу выражается более осторожно, говоря лишь о возможности его существования в XIV в.: «Троицкий Усть-Павловский, мужской, 3го класса (с 1764 г.), на конце гор. Рязани, близ станции железной дороги, при впадении рч. Павловки в Трубеж. Вследствии неоднократных его разорений, история его неизвестна, но по преданию он уже существовал в XIV ст., когда в нем в 1386 г. останавливался преп. Сергий, бывший в Рязани для примирения великого князя Дмитрия с князем рязанским Олегом Ивановичем» 986 . Поездка в Рязань и участие в основании Голутвинского монастыря стала последним крупным мероприятием, в котором участвовал преподобный. И хотя в летописях его имя все еще продолжает встречаться, известия о Сергии достаточно редки и носят лапидарный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И тиран немедля послал гонца к Мрвану, находившемуся в то время в Месопотамии, дабы от него получить точные сведения о св. отце. И найдя хорошо знающих его людей, тут же отправил их к халифу. Он оставался в темнице восемь дней, нисколько не заботясь о нуждах тела, не смыкая глаз, далекий от всего суетного, став сораспятником Христа, ибо укреплял его св. Дух. А тиран в те же дни не переставал посылать к нему знатоков их религии для спора, дабы не осталась за ним победа в вопросах веры, но, побежденные и пристыженные, они возвращались к своему правителю и говорили: «Никогда мы не слышали [ни от кого] таких речей, слово его подобно обнаженному мечу». И [тиран] повелел держать это в тайне и никому не говорить об этом. И вот в темницу пришел некий яковит 986 , праведник, и сказал святому: «Прими от нас последнее причастие в твоей жизни – тело и кровь Христа для своего спасения, ибо сие случилось в мое священство». А он говорит: «Моею кровью окрещусь, последней чашей уйду из мира [сего]». И наступил праздник, именуемый благословенным днем Вербного Воскресения – благословенным Богом днем приобщения к Таинству. И [св.] обратился к тюремщику: «С миром оставлю тебя, покидая этот свет, ибо ты был милостив ко мне». А тот, удивившись, сказал: «Что значат твои слова? Я не мог облегчить [твоих страданий], ведь ты отказался от столь великих благ. Я же, не имея власти над иными вещами, горячо желал малыми делами помочь тебе в твоей нужде – одеждой и утварью и кое-чем другим; однако ты совершенно не радел об услаждении плоти; благостью был ты преисполнен не только днем, и в ночные часы ты был освящен [ею]. А теперь словно прощаешься, хотя я ничего не слышал [о казни]». Поблагодарив его, [святой] молвил: «Вознаградитель недалек; и вот все бренное уходит от меня». VII. Вскоре на конях прискакали [гонцы] от северного правителя, дабы рассказать всю правду, которую они узнали о нем. [Они поведали], что он не лишен мудрости и знатен родом, ничем не болен и не страдает каким-либо иным недугом, а [также] не получил чуждого воспитания. И [тиран] приказывает привести блаженного, думая, что он отступится, изможденный неволей и оковами, и спрашивает его:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Буданова 2000 – Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000. Буланин 1981 – Буланин Д. «Окружное послание» Константинопольского патриарха Фотия в древнерусских летописях вв.//Старобългаристика. 1981. Т. 5. С. 35–54. Вальденберг 1945 – Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла //Византийский сборник. М.; Л., 1945. С. 249–255. Васильевский 1888 –       Васильевский В. Г.       Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике      //ЖМНП. 1888. Вып. 225. Февраль. С. 445–463. Васильевский 1909 – Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила Дуки VII к Всеволоду Ярославичу//Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып 1. С. 3–55. Васильевский 1909а – Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки. II: К истории 976–986 гг.      //Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 56–124. Васильевский 1913 –       Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1913. Т. 2. Васильевский 1930 – Васильевский В. Г. Из истории Византии в XII в.//Труды. М.; Л., 1930. Т. 4. Ващева 2006 – Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПб., 2006. ВВ – Византийский временник. ВДИ – Вестник древней истории. Веселовский 1889 – Веселовский А. Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г.//ЖМНП. 1889. 26. Январь. С. 80–92. Веселовский 1890 – Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха//СОРЯС. 1890. Т. 46. С. 117–145. ВИ – Вопросы истории. Виноградов 2004 – Виноградов А. Ю. Деяния апостола Андрея. М., 2004. Виноградов 2005 – Виноградов А. Ю. Греческие предания о св. Апостоле Андрее. СПб., 2005. Т. 1. Гадло 1979 – Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. Геродот – Геродот. История. М., 1993. Гиндин 1981 – Гиндин Л. А. К хронологии и характеру славянизации Карпато- Балканского пространства (по лингво-филологическим данным)//Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. Гиндин 1983 – Гиндин Л. А. К вопросу о хронологии начальных этапов славянской колонизации Балкан (по лингво-филологическим данным)//Балканско езикознание. София, 1983. Т. 26. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. предъявить тогда Вам свои права, временно захваченные Вами» 986 . Трудно узнать в авторе этих слов того иерарха-исповедника, который представал перед Церковью в проекте послания от 1 июня. Рукой митрополита Сергия, как прежде, водил старый заматеревший синодальный чиновник. Увлеченный до предела борьбой за свои права, он и о митрополите Петре начал судить по себе. В действительности, как следовало из письма от 9 июня (которого Заместитель не видел), митрополит Петр готов был передать митрополиту Агафангелу свои права полностью и вовсе не намеревался их ему затем «предъявлять». Он лишь заботился о том, чтобы Российская Церковь не лишилась Местоблюстителя Патриаршего Престола вообще. «Я в письме от 22 мая, – разъяснял спустя полгода свои действия митрополит Петр, – просил его (митрополита Агафангела – свящ. А. М.) для блага Церкви и для устранения раздоров в ней принять на себя исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Вопрос же об окончательной передаче этих обязанностей я предполагал выяснить по возвращении Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла, которому в марте-апреле истекал срок ссылки. Но митрополит Кирилл не возвратился, и тогда в письме от 9 июня на имя митрополита Агафангела я подтвердил передачу ему местоблюстительских прав и обязанностей, причем передача эта была обусловлена» 987 (обусловлена согласием и возможностью Ярославского митрополита возглавить Церковь ). Драматичность ситуации заключалась в том, что все громкие и некрасивые слова Заместителя по адресу «бесполезного для Церкви» митрополита Петра были совершенно излишними. Митрополита Агафангела уже не требовалось ни в чем убеждать. Митрополит Сергий мог спокойно продолжать «пользоваться должностью» сам, никто у него ее уже не оспаривал, но он еще об этом не знал и понапрасну строил домыслы о побуждениях Патриаршего Местоблюстителя и угрожал лишением сана Ярославскому святителю. Провокация Тучкова в этот момент послужила тому, что вдруг снова явился митрополит Сергий с совсем другим лицом, не с ореолом исповедника, готового страдать за правду, а с уже известным почерком искусного политика – борца за власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Дука, подражая известному выражению скорби Никиты Акомината после разгрома Константинополя латинянами в 1204 г., оплакивает событие 1453 г. Вот начало этого “плача”: “О город, город, глава всех городов! О город, город, центр четырех стран света! О город, город, гордость христиан и гибель варваров! О город, город, второй рай, на западе насажденный, заключающий в себе всевозможные растения, сгибающиеся от тяжести плодов духовных! Где красота твоя, рай? Где благодетельная сила духа и плоти твоих духовных харит? Где тела апостолов Господа моего?. Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?” 984 Другой современник, польский историк Ян Длугош, писал в своей истории Польши: “Это поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета, религия введена в смущение, имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван. Одна из двух рук ампутирована, ибо библиотеки были сожжены дотла, а доктрины греческой литературы уничтожены. Без них ни один человек не может считать себя образованным человеком.” 985 Далекий грузинский хронист благочестиво заметил: “В день, когда турки взяли Константинополь, солнце потемнело.” 986 Падение Константинополя произвело сильное впечатление на Западную Европу, которая прежде всего была охвачена страхом перед дальнейшими успехами турок; конечно, гибель одного из самых главных центров христианства, хотя бы с точки зрения католической церкви и схизматического, также возбуждала негодование, ужас и рвение поправить дело со стороны верующих сынов Запада. Папы, государи, епископы, князья и рыцари оставили нам много посланий и писем, рисующих весь ужас создавшегося положения и призывающих к крестоносной борьбе с победоносным исламом и его представителем Мехмедом II, этим “предвестником антихриста и вторым Сеннахерибом.” 987 Во многих письмах оплакивается гибель Константинополя как центра культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Труду и болезненности в борьбе со страстями нельзя не быть, ибо страсти, хотя и чужды нам, но своими корнями глубоко проникают во все составы и силы тела и души. Искоренение страстей болезненно, зато спасительно. А если оставить страсти, не искоренять их, они тоже будут причинять тяготу, страдание, но эти страдания и скорби не спасительны, а ведут постепенно к гибели, к духовной смерти (см.: Рим.6:23 ) 985 . «Страсти немилосердные мучители: они и мучат, и наказывают человека, подчинившегося им» 986 . «Поистине, – говорит святитель Димитрий Ростовский , – миролюбцы, поработившие себя суете мира сего и возлюбившие временную жизнь более вечной, несут свои кресты, т. е. претерпевают свои страдания, свои подвиги», которыми они иногда даже хвалятся, но подвиги бесполезные, греховные. Разве не подвиг – поработить себя какой-либо греховной страсти и служить ей? Разве не подвиг – идти ночью на воровство или злодеяние, всю ночь не давать сна очам? Разве не подвиг – идти на разбой, испытывать тяготу голода и жажды, терпеть воздушные перемены – холод, зной, мороз и дождь? Разве сильное желание отомстить ближнему («искание мести») не есть внутреннее страдание сердца? Да и какая другая страсть не мучительна? Гнев – жжет, зависть – сушит, плотская похоть – расслабляет душу и тело, скупость не дает спокойно есть и спать, оскорбленная гордость – снедает сердце, и всякая другая страсть – ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам – свое причиняет нам терзание. Так человек носит в себе страсти, терзается ими и гибнет. Какая же польза от этих суетных мирских крестов, от таких подвигов и страданий? «Многие, – говорит апостол, – о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» ( Флп.3:18–19 ), забыв о небесном. Вот какова польза мирских крестов – «их конец погибель... и слава их в сраме!» 987 Но не лучше ли перенести страдания спасительные, поборая мучительные страсти? Этот труд, этот спасительный крест внутренних скорбей при борьбе со страстями награждается Господом внутренним миром и радостью. Христианину нет иного выбора, как самоотверженно бороться со страстями и похотями. А где борьба – там должна быть и победа, а где победа – там и венцы Христовым крестоносцам. «Кто не испытал болезней (скорбей) внутренней брани, кто не страдал за Христа каким бы то ни было образом, тот тщетно надеется быть увенчанным (“венчаться”) в Царстве Христовом» 988 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Мышецким 986 . Историк и библиограф старообрядчества Павел Ануфриев-Любопытный уже в XVIII веке называл Андрея " патриархом поморской церкви», митрополит Макарий считал, что " никто столько не сделал для утверждения раскола, как два брата Андрей и Семен Денисовы», а один администратор Олонецкой губернии уверял, что, если бы А. Денисов принадлежал к православной [синодальной] церкви, то он, наверное, стал бы патриархом Московским и всея Руси 987 . В лирическом энтузиазме от прошлого русского православия Семен Денисов начинает свой " Виноград Российский» с описания древней дониконовской Руси.»Коль предобре всепредобрый Бог того яко другой рай насади! Коль всеблагостне всепрекрасным оплотом спасительных законов огради! Коль всекрепце и широце корния углуби, елице концы вся части, вся пределы Всероссийския всекрасне исполнити, аще на сень его пречудную!« Семен продолжает свое славословие земле русской в таком же торжественном стиле:»Бяше убо российская земля елико пределами – толико благочестием весьма обильна, елико странами – толико православием зело пребогата, от моря и до моря от рек вселенныя прекрасно расширися: великий убо и всехрабрый князь Владимир, муж яко пречудныя храбрости, тако дивного тщания сый, иже своим доброподвижным тщанием взыска светлого, пресветлого благочестия сионского на востоке. И взыскав от восточных стран Россию привод во благочестие просвети. От Сионе, бо рече, изыде закон и слово Господне от Иерусалима. От греческих стран прия благочестия доброту " 988 . С тех пор как Владимир крестил Русь и»преславная Россия просветишася всепреславным благочестия светом«, русское православие и церковь завоевали исключительное положение в мире и создали страну»единым благоверия мерцанием освещашуся«, в которой каждый город, каждое село, каждая весь преисполнены сиянием святости и изобилуют благочестием. В глазах С. Денисова православная дониконовская Русь была " вторым небом» и за дела, подвиги и молитвы русских святых ей была дана великая миссия охранения истинно христианской веры. Эти русские святые чудотворцы, преподобные и знаменосцы, пишет он, соединили землю и небо, народ России с самим Господом Богом, а их верность вере и молитвенное стояние объединили всю Русь в одно стадо, возглавляемое Христом и пасущееся на небесных лугах. Это стадо Христово являлось мистическим соединением конечного с бесконечным, ангелов и людей, которые вместе славили Бога и просили, чтобы на земле был мир и в человецех благоволение 989 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

толикожде и худых, ты первых снедаху. Чрез первыя седмь даров мощно толковати, яже Дух Божественный обыче даяти. Тии бо туком горним душу исполняют, крепку, красну, веселу ону содевают. Чрез худыя же кравы грехи 972 ся толкуют, числом седмь, иже смертни, быти ся непщуют 973 , А 974 сия 975 кравы первых люте поглощают, яко греси дары 976 вся Духа истребляют 977 . Сердце Иде же сокровище наше сопрятаем, тамо мыслию сердца выну пребываем. 2 978 Тиверий, кесарь Римский, желал есть почтити Христа и со своими лжебоги вместити. Но не благоволившу Христу делу быти, нужда бяше той совет в ничто обратити. Не хоте Бог истинный 979 со лжебоги стати и от идолских жрецев скверных жертв взимати. Точне. несть воля Его в сердци пребывати, в нем же сквернии греси обыкли витати. Въсего 980 сердца в жилище Он Себе желает; аще не цело дастъся 981 , то Он оставляет. Он есть солнце, а грех – тма, нужда уступите единому от двою, обема не быти. Впустиши грех . то Христос абие отходит; изжени грех . благодать Христова приходит. Зри убо, возлюбленне. что полезно 982 тебе: грех. иже смерть, ли Христа жизнь 983 имети 984 в себе? 3 Сердца мудраго 985 в стране десней пребывает, безумнаго – во 986 шуйце, церковник вещает, Яко мудрый вся дела ближних судит право. противным обычаем, безумный – лукаво, И яко мудрый дела любит вся правая, безумный, сопротивно, любит лукавая. Сердце чисто Хотяй сердце имети во мире чистое и во жилище Богу посвятити тое. Во-первых, страх Господень должен в нем имети, и месть Страшнаго Суда выну умом зрети. К тому, страсти плотския нужда есть мертвити, да бы оным возмогшим 987 сердца не скверните. Еще. противу мирским прелестем стояти. вся ласкателства его силно отревати. Ибо теми человек излиха 988 сквернится, егда им неопасно сердцем прилепится. Наконец, выну сердце в небо обращати, тамо пребывание себе утвержати. Сия хранящу деть есть имети чистое сердце и посвятити во храм Богу тое. Сердце простое Простое человеку сердце подобает, ибо в сицевом Господь сердце обитает.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010