Какая разница в средствах действия латинской и греческой церкви: одна с мечем идет на помощь империи и при помощи оружия распространяет свою паству, другая достигает не менее широкого распространения своих пределов нравственным влиянием и проповедью. Где господствует латинская церковь В IX и X в., там раздается шум оружия; не то на Востоке – греческие проповедники не подчиняют новопосвящённых византийскому царю, а служат религиозной идее. В этом, на мой взгляд, сказались народные и психологические черты, отличающие систему римских завоеваний от процесса эллинской колонизации. Таким образом, в том обстоятельстве, что Россия приведена была в ближайшие сношения с Византией, я не могу не усматривать глубокой важности для нашего просвещения и культурного развития. Что мы весьма медленно усвояли себе заимствованную культуру, в этом нельзя слагать ответственность на греков. VII. Просвещение России христианством В виду угрожающего положения, занятого Русью по отношению к Византии, и страшной коалиции, которая могла составится из Русских и Болгар – Византия должна была поспешить принятием решительных мер, не останавливаясь даже перед важными уступками, чтобы сделать Россию безвредной. Русские и византийские известия слишком скупо освещают наши внешние отношения конца X века. В самые последние годы освежающая струя привнесена была восточными известиями, на основании которых является возможность рассматривать акт крещения Руси в связи с политическими обстоятельствами того времени. Владимир возобновляет те-же притязания к Византии, какие заявляли его предшественники. В 985 и 986 году с флотом и сухопутным войском Русские направились в Болгарию и действовали здесь уже в качестве союзников болгарских против Греков. Следствием этого похода было поражение, нанесенное Грекам при Сардике-Средце в 986 году и угрожающее движение Болгар и Русских за Балканы. С другой стороны, Владимир лишил Византию последнего оплота на северном берегу Чёрного моря, отняв у них Корсунь в 989 г. Что это были важные факты, оставившие по себе следы в общественном сознании, доказывается тем, что византийские летописцы рассматривали наблюдавшиеся тогда небесные знамения (появление кометы и огненные столбы на небе) как указания на великие бедствия, угрожающие Византии от Русских и Болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

е., нужно думать, рассказ о завоевании Херсонеса, хотя тот же ученый полагает последнее событие позже апреля 989 года 170 , следоват., после бунта Варды Фоки, когда военная помощь русских была уже не нужна. – Арабы дают понять, что русы были враждебны Византии когда-то, до начала этого бунта, и, таким образом, подразумевают в своем рассказе какие-то другие неприязненные действия русских по отношению к греческой империи, а не завоевание Корсуни. Несколько выше мы заметили, что есть основания считать князя Владимира союзником болгар в 986 году, когда войска императора Василия II были разбиты и уничтожены. Ученые (бар. Розен, Успенский) решительно не сомневаются, что в выше указаннных словах Яхъи и Ал-Макина о вражде русских к Византии разумеется, именно, сейчас упомянутый союз их с болгарами против империи. Положение это, действительно, может быть принято с полной вероятностью. Лев диакон, не только современник битвы при Средце, но и очевидец её, как сопутствующий императору, говорит о себе, что едва не «сделался жертвою меча скифского», т. е. русского, так как слово скиф употребляется у этого историка, равно как и у его современника И. Геометра , обыкновенно и преимущественно для обозначения русской народности. «Слова Льва диакона могут указывать на действительный факт участия русских в византийско-болгарской войне 986 года» 171 . Отправление этого посольства, почин переговоров, по согласному свидетельству арабских историков, исходил от византийского двора. Подобный образ действия решительно вынуждался крайне печальным положением империи, о котором сказано выше. В данном случае арабы существенно дополняют известия греческих писателей. Последние, не желая, вероятно, говорить о стеснительных обстоятельствах, в которые был поставлен царь Василий, или совсем не объясняют (как Пселл), вследствие чего прибыл в Константинополь отряд русских, или объясняют очень глухо и какой-то случайностью (у Кедрина τυχε). Отсюда и самые переговоры между византийским двором и киевским князем у греческих писателей не выяснены, условия союза не раскрыты точно и определенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЕСТ († Между 11.06 и 10.07.1005, К-поль), патриарх Иерусалимский (с янв./февр. 986). В научной лит-ре иногда упоминается как Иеремия, исходя из лат. перевода его имени (Ieremias) в издании хроники копто-араб. историка XIII в. аль-Макина Старшего (см. ст. Макин ) (в араб. оригинале такая форма имени могла возникнуть как результат описки при передаче имени Орест). Главный источник сведений об О.- летопись его младшего современника Яхьи Антиохийского († после 1034). Конец X в. был исключительно благоприятным временем для правосл. общины Сиро-Египетского региона, в значительной степени ввиду того, что фатимидский халиф аль-Азиз (975-996) был женат на правосл. христианке, сестре О. Халиф обеспечил братьям своей жены О. и Арсению блестящую церковную карьеру, сделав 1-го предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви , а 2-го - митрополитом Каира. О предшествующем периоде жизни О. точных сведений нет. Арабо-испан. историк XIV в. Ибн аль-Хатиб повествует о том, что халиф аль-Азиз отправил брата своей жены-христианки, к-рый был монахом и идентифицируется исследователями как О. или Арсений, с миссией к эмиру Сицилии Джафару ибн Мухаммаду аль-Кальби (983-985), чтобы добиться получения 3 крепостей, захваченных у византийцев сицилийскими мусульманами. Однако Джафар отказался отдавать крепости и грубо обошелся с послом, к-рый через неск. месяцев отправился в К-поль, откуда писал аль-Азизу о провале миссии (Contribution à l " histoire de l " Afrique du Nord et de la Sicile/Éd. H. H. Abdul-Wahab//Centenario della nascita di M. Amari. Palermo, 1910. Vol. 2. P. 478-479). Возведение О. на Патриарший престол датируется рамаданом 375 г. хиджры, что соответствует 15 янв.- 13 февр. 986 г. по Р. Х. Похоже, до того Иерусалимский престол некоторое время оставался вакантным после кончины патриарха Иосифа II († 984/5). Характерно, что Иосиф, как и один из его предшественников - Христодул II († 969), скончался и был погребен в Каире,- очевидно, Иерусалимские патриархи считали нужным пребывать в Египте, ближе к политическому центру мусульм. династий, владевших Палестиной. По-видимому, О. также длительное время жил в столице халифата.

http://pravenc.ru/text/2581517.html

письмам их обоих. Письма Левинского – в особых связках; письма Смогоржевского разбросаны в этих же связках, особенно под 996 и 1005 и в больших рукописных книгах Г. IV, 72 и 110. 758 Апостольская нунциатура – дипломатическая миссия Ватикана высшего уровня, эквивалент посольства. 762 Там же, письмо из Петербурга от 1 сентября 1780 г.; связка 441, нота папского нунция от 1 августа 1780 г., 986, письма Левинского от 23 марта, 3 апреля, 15 и 22 мая 1780 г. 770 «Для приема государыни мы все обдумали по мере возможности и, между прочим, напечатаем: героические стихотворения, эпиграммы, оды, хроностих». Арх. ун. м., письмо Смогоржевского от 6 апреля 1780. «Речь Французская, сонеты итальянские, героические стихи и оды латинские вышли из печати и поднесены были императрице, a греческие, немецкие и французские (стихи) будут представлены в Орше училищем толочинским. Иезуиты напечатали 20 листов латинских стихов и торжественно поднесли государыне; выписываю для нунция более любопытные». Там же, письмо Смогоржевского от 5 июня 1780 г. 771 Все эти события описывает Стебельский. Zywoty Ewfrozyny у Parascewij т. 2, стр. 456–465. Рассказ Стебельского полнее дневных записок об этом путешествии, напечатанных в Сб. русск. историч. общ. (т. 1 стр. 389–411) касательно униатских дел. В существ дела он согласен с ними, кроме неясного упоминания записок о соборе (стр. 339), которого тогда не было у православных в Полоцке, и под которым нужно разуметь униатский собор. 781 Униаты в последние времена Польши, особенно при Смогоржевском, обыкновенно называли себя католиками. 782 Суффраган – член духовной коллегии, имеющий голос; викарный епископ, т. е. епископ, подчиненный архиепископу в католической церкви. 783 Арх. ун. м., 996, письмо Смогоржевского от 5 июня. Такое письмо Смогоржевский действительно написал и послал Кобенцелю. См. там же письмо его от 8 июня. 801 Арх. ун. м., 986, письмо Деболи от 1 сентября (20 августа) и письмо Левинского от 18 (7) сентября 1780 г. 805 Там же, 987, письмо Левинского от 8 Февраля 1781 г.; Собрание униатских писем, принадл. О. С. Сидорскому, письмо Миляновского от 15 января. Самое письмо папы, Арх. ун. м., 262.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Иувеналий, епископ Тульский см. Иувеналий (Масловский), архиепископ, свмч. Иулиан (Симашкевич), обн. епископ 791–792 Казанский, обн. диакон Ярославской епархии 286 Каиафа, первосвященник 119, 313 Каин 386 Калачев В., священник, член группы 32-х 152 Калинин Михаил Иванович, Председатель ВС СССР 77, 213, 214, 219 Калиновский Сергей Владимирович, бывший свящ. член обн. ВЦУ 68, 79, 212, 215, 216, 224, 240, 334–336, 986 Каллаш Мария Александровна см. Курдюмов М. Каллистрат, католикос-патриарх Грузии 564 Канарский С., обн. протоиерей Могилевской епархии см. Симеон (Канарский), обн. архиепископ Каннон Джеймс, вашингтонский епископ Капитон (Лавров), обн. архиепископ 792–793 Каптерев Н. Ф., проф., доктор церковной истории 171, 172, 1003 Карамзин Николай Михайлович , русский писатель и историк 540 Карпов Г. Г. 47–51, 54, 55, 57, 59–63, 986–987 Карташев Антон Владимирович , проф., министр исповеданий Временного правительства, богослов и историк РПЦ 99, 103, 111, 168, 170, 171, 189, 190, 247, 1002–1003 Касаточкин, осуждённый ио петроградскому процессу 251 Катон 225 Кашменский Феодор Гаврилович, член Собора 1917–1918 гг. 193 Кедринский Николай, петроградский обн. протоиерей 251,415 Кедров Н. см. Николай (Кедров или Кедровский), обн. епископ Кедровский Иоанн см. Иоанн (Кедровский), обн. Правящий митрополит всеми православными церквами в Америке Кентеберийский архиепископ (Девидсон Рендел Томас) 93, 94, 103 Керенский Александр Федорович, министр-председатель Временного правительства 95, 170, 189, 190, 247, 352, 404, 540, 572 Киприан (Комаровский), бывш. обн. архиепископ 793–795 Киприан Карфагенский , свт. 108 Кирилл (Ильинский), обн. архиепископ 795–796 Кирилл (Кващенко), обн. архиепископ 500, 796 Кирилл (Смирнов), митрополит, свмч. 43, 96, 249 Кирилл Владимирович, вел. кн. 86, 424 Кирилл Казанский см. Кирилл (Смирнов), митрополит, свмч. Кирилл Кипрский, архиепископ глава Кипрской Церкви 91 Кирион (Садзагелов), патриарх-католикос Грузии 198 Кирион, патриарх-католикос см. Кирион (Садзагелов), патриарх- католикос Грузии

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Его правление освещалось в «Хронографии» Михаила Пселла , в хрониках Льва Диакона, сопровождавшего императора в болгарском походе 986 г., Зонары, Иоанна Скилицы. Михаил Пселл дал описание внешнего облика Василия II («светло-голубые и блестящие глаза», сияющие «мужественным блеском», «изогнутые брови», «крепкая и не чересчур длинная шея», выточенное, «как идеальный, проведенный из центра круг», лицо), его «гордого нрава», его правления «по неписаным законам». Философ восхищался тем, что император наполнил казнохранилище до краев так, что даже пришлось расширять подземные галереи, и запретил вывоз денег за границу. В изображении Михаила Пселла Василий II выступает как храбрый воин и примерный христианин, державший «в одной руке меч, а в другой образ Богоматери, в которой видел оплот против неудержимого натиска врага». Зонара осуждал Василия II за самоуправство и жестокость, Михаил Аталлиат – за «аномалию», ожесточенную борьбу между гражданской знатью и военной аристократией. Предполагают, что при Василии II между 986 и 994 гг. была создана мозаика над дверью южного вестибюля в храме св. Софии, изображавшая императоров Константина и Юстиниана. С именем императора связывают появление Большой псалтыри (хранится в библиотеке св. Марка в Венеции) с двумя миниатюрами: на одной изображены шесть сцен из жизни царя Давида (Помазание Давида, Давид, защищающий свое стадо от медведя, Единоборство со львом, Давид и Голиаф, Давид и Саул, Покаяние Давида). На другой – Василий II в одежде полководца с мечом и булавой в руках. Один из ангелов водружает императорский венец, другой – жезл полководца. У ног императора поверженные болгары. Василию II приписывают создание наиболее полного сборника повествований о мучениках, пострадавших за веру (мартиролога) – «Менелогий», украшенного миниатюрами, на одной из которых он изображен в военном плаще (сагионе). Василий Великий Кесарийский (ок. 330379) – уроженец Каппадокии (области в Малой Азии между Галисом и Евфратом), церковный деятель, богослов, христианский писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн V 707–745. Георгий II сомнительный, (по Паламе действительный, 4 года). Илия III (II) во вреня никейского 2 собора в 787 г. † ок. 797. Феодор антипатриарх его. Георгий (у Паланы нет). Фома I в 807 I после 820. Василий в 836 г. († ок. 842 г., по Палане в 847 году). Иоанн (VI) сомнительный (по Паламе действительный 847–851). Сергий I 843–859 (851–867). Соломон 859–864 (по Паламе 871–881). Илия IV (III) 879– 907 (881–910). Сергий II 907–911 (910–915). Леонтий или Лев 911–928 (915–930). Афанасий или Анастаеий 931. Николай I (932–947 по Паламе). Христофор, Христодор или Христодул I 936 (947–967). Агафон (у Паламы после Иоанна VI 969–983). Иоанн VI (VII) (967–969). Иристофор или Христодул II (983–986). Фона II (986–995). Иосиф II (995–1000). Александр (Феофил 11000–1008 и затем вдовство до 1019 года у Паламы). Агапий (Никифор I 1019–1024). Иеремия или Орест ок. 980 (1024–1045). Феофил (выше у Дорофея и Паламы). Арсений в нач. XI века. Иордан (обоих нет у Паламы). Никифор 1048 (выше у Паламы). Мина 1044 (1045). Софроний II 1059 (1046–1079). Mapk II 1065 (1079–1093). Евфимий (у Паламы после Симфона, 1105–1112). Симфон II1 1099 (1093–1105). Агапий I (1112–1117). Савва I в конце XI и нач. XII в. (1117–1130). Евхерий (1130–1136). Макарий III (у Паламы нет). Uakob II (1136–1150). Арсений II 1146 (у Паламы I 1151–1154). Иоанн VII (VIII или Николай) 1156 (1155–1178). Никифор II 1166 (1178–1187 по Паламе). Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досафей I (с 1100 года патриарх константинопольский). Феофан в начале XIII в. (По Паламе после Никифора II Досифей 1187–1190, затем Афанасий II до 1228 г. и Леонтий 1228–1281, а Феофана нет). Григорий I 1261–1288 г., при Михаиле Палеологе. Афанасий III при нем же (у Паламы нет). Фаддей 1298 (у Паламы нет). Софроний III (1288–1334 по Паламе). Афанасий IV в нач. в. Гавриил Брула. Афанасий IV вторично (у Паламы всех троих нет). Лазарь ок. 1330 (с 1334). Герасим антинатриарх. Лазарь вторично 1367 (по Паламе † 1347). Софроний IV (III). У Паламы нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И если набеги далекого египетского халифата Фатимидов, единственного теперь серьезного противника Империи на Востоке, были отражены на границах, то для хода дел на Балканах ослабление византийской центральной власти имело весьма далеко идущие последствия. В македонской области после смерти Иоанна Цимисхия вспыхнуло восстание под предводительством четырех Комитопулов, сыновей некоего комита Николая, провинциального чиновника в Македонии 683 . Восстание приняло огромные размеры, превратившись в освободительную войну, которая грозила отторгнуть от византийской власти большую часть Балканского полуострова. По получении известий о восстании на Балканах низложенный болгарский царь Борис бежал вместе со своим братом Романом из Константинополя, но погиб во время перехода границы. Роман добрался до цели, однако, поскольку был оскоплен византийцами, не мог выдвинуть притязаний на царскую корону 684 . Руководство восстанием, а впоследствии и царский венец достались самому молодому из Комитопулов, отважному Самуилу, ибо два старших брата пали в войне, третий же позднее принял смерть от руки самого Самуила. Экспансионистские устремления Самуила прежде всего оказались направлены на юг. За нападениями на Серры и Фессалонику последовали вторжения во Фракию, которые в конце концов привели к значительному успеху: после долгой осады в конце 985 или в начале 986 г. в руки Самуилу попал город Ларисса 686 . Это вынудило императора Василия II предпринять контрнаступление, однако его первое столкновение с Самуилом оказалось весьма неудачным. Через так называемые Ворота Траяна он вторгся в область Сердики. Попытка взять город оказалась безрезультатной, а на обратной дороге имперская армия подверглась нападению и потерпела поражение (август 986) 687 . После этого Самуил смог беспрепятственно укрепить свое могущество и раздвинуть границы своей державы широко во все стороны, поскольку в Византии разразилась новая тяжелая гражданская война. Ободренные неудачей императора, против него восстали византийские магнаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комитопулы выступили после того, как Цимисхий одержал победу над Киевским кн. Святославом Игоревичем и покинул Болгарию. Но в период до 976 г. об их действиях известно лишь из рассказов немецких хроник о болгарском посольстве к герм. имп. Оттону I в 973 г. Наступление комитопулов на Византию началось после смерти имп. Иоанна Цимисхия в 976 г. Уже в начале войны Давид был убит между Костуром и Преспой некими кочевыми влахами, а Моисей погиб при осаде Серр. Основная власть в М. сосредоточилась в руках Самуила. Между 977 и 979 гг. он обошел с войском большую часть зап. Балкан, частично подчинил своей власти Фракию, Фессалию, Элладу и Пелопоннес. Один из его походов продолжался 3 года и завершился взятием г. Ларисса (ок. 986), переселением его жителей в М. и перенесением мощей свт. Ахиллия , еп. Ларисского, в Преспу (ныне Айос-Ахилиос на оз. Микри-Преспа). В иерархию обновленного царства вскоре вошел и оставшийся в живых брат болг. царя Бориса II Роман, высланный из К-поля и оказавшийся в М.: вероятно, он получил одну из областей М., видимо близ Скопье. В 1002 г. там же он был пленен визант. имп. Василием II. Самуил до конца жизни боролся за восстановление прежней мощи Болгарского царства. До сер. 80-х гг. X в. болгары наступали и нанесли ряд ударов Византии. В 986 г. повзрослевший визант. имп. Василий II совершил 1-й поход против болгар в М. Византийцы без успеха осаждали Триадицу (Софию), а на обратном пути на перевале Траяновы врата (в Ихтиманском ущелье) их войско было разгромлено Самуилом; Василий спасся бегством в Филиппополь. Византийцы попытались внести раздор в ряды болгар и привлечь на свою сторону Аарона, к-рому тайно обещали невесту из имп. рода. Узнав об этих контактах, Самуил приказал казнить брата и все его семейство (14 июля не ранее 987). В последующие годы болгары, продолжая укреплять свое положение, заняли византийские крепости Сервия и Веррия; болгары продвинулись далеко на восток от М. до Чёрного м., восстанавливая свои прежние владения. Имп. Василий II, занятый войнами на Ближ.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Он также написал несколько полемических посланий армянскому католикосу. В период с марта 986 г. по март 987 г. (435 г. армянской эры) безымянный митрополит был отправлен в Болгарию с рискованным дипломатическим поручением: привезти подложную сестру Василия в качестве невесты для кого-то из Болгарского правящего дома. Так как Роман из рода царей-потомков болгарских ханов был кастратом, то это мог быть только кто-то из сыновей Комитопулов – Самуила или Аарона. Обман раскрылся, и митрополит был сожжен. 730 Армянский отряд принимал участие в неудачном походе на Болгарию летом 986 г. Согласно Асохику, именно он спас Василия II при отступлении из засады, в которую войско ромеев попало в горном ущелье. Историю о митрополите явно привезли в Армению с места событий, другое дело, происходила она из более или менее информированного источника или из солдатских слухов. При любых обстоятельствах, в Севасту этот митрополит больше не вернулся. По мнению А. Поппе, здесь в искаженном виде сохранились воспоминания о поездке Феофилакта с невестой для Владимира на Русь. Однако, упоминая о браке сестры Василия с царем русов и его крещении, Асохик ни словом не обмолвился об участии митрополита Севасты в этом деле. 731 Если Анну действительно, как полагает М. Винстон, сопровождал митрополит Феодор Ефесский, то поставление Феофилакта в 987–989 гг. отпадает. О Феодоре русским источникам ничего не известно, но впоследствии он находился в своей епархии, как видно из письма к нему митрополита Льва. 732 Установление митрополии А. Поппе датирует 989 г., но Я. Н. Щапов приводит убедительные свидетельства в пользу того, что это произошло после 995 г. Ни летописная, ни проложная статьи об освящении Десятинной церкви не говорят о ней. В грамоте о десятине, данной киевской церкви Богородицы в этом году (текст сохранился в составе Церковного устава Владимира), также не упоминается Киевский митрополит. 733 В Уставе не упоминается современный св. Владимиру Константинопольский патриарх, потому что на момент дарования грамоты в 995 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010