Константинополь пал, но султан удержался и до вечера не въезжал в него, дав волю алчности своих солдат. Он встречал делегации и с нетерпением ждал результатов поиска трупа императора св. Константина XI. Впоследствии утверждали, что на поле боя было найдено обезглавленное тело, на ножных латах которого красовался герб Палеологов. И вроде бы султан приказал отдать его византийцам для погребения. Даже приводили подробности его гибели – будто бы раненый василевс просил хоть кого-нибудь умертвить его, и двое турок, не узнав в нем императора, убили героя 986 . Но насколько эта история правдива, не знает никто. Однако ни у кого, включая удовлетворенного султана, не осталось сомнений в том, что последний Римский император св. Константин XI Палеолог погиб 987 . Надо сказать, храбрость св. Константина XI Палеолога поразила даже османов. Как писал об императоре турецкий хронист, «правитель Константинополя отличался храбростью и не просил пощады» 988 . И вплоть до начала XX века в одном из уголков бывшего Константинополя, а ныне Стамбула местные жители показывали могилу императора, над которой постоянно горела лампада. Нет сомнения в том, что эта безымянная могила не имела ничего общего с последним Римским царем, но сам факт ее оберегания со стороны турок-мусульман весьма красноречив 989 . Так оборвалась прекрасная ветвь христианских императоров великой Всемирной Державы, которая началась со святого и равноапостольного Константина I Великого, рожденного святой Еленой, и завершилась святым Константином XI Палеологом, сыном святой Ипомонии (Елены). Наверное, это очень символично. Ни далекие потомки византийцев, ни Православная Церковь не забыли подвига нашего героя, и в 1992 г. Священный синод Элладской церкви принял тропарь и другие песнопения, посвященные «святому Константину Палеологу, славному Царю-мученику " 990 . Закрылась последняя страница истории Византийской империи. После Византии Начиная последний штурм, султан Мехмед II обещал своим солдатам отдать город на разграбление на 3 дня. И, ворвавшись в Константинополь, османы пользовались каждой минутой, чтобы удовлетворить свои низменные инстинкты. Не разбирая в пылу сражения, кто находится перед ними, турки ожесточенно убивали всех встречных, и кровь ручьями лилась по улицам города. Начался грабеж, турки бросились к Влахернскому дворцу и спешно выносили из него ценности. Кто-то побеждал в храмы Хоры и вытащил оттуда драгоценную святыню – икону Богородицы «Одигитрие», написанную, по преданию, самим Евангелистом Лукой. Турки содрали с нее оклад, а саму икону разбили на четыре части 991 . Из храмов вытаскивали за волосы молящихся в них женщин и детей и тут же объявляли своими рабами. Насиловали монахинь, мужчин убивали на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако др. группа знати во главе с архиеп. Виллигизом Майнцским и герцогом Саксонии Бернхардом (973-1011) объединилась для того, чтобы не допустить Генриха Строптивого к власти. Ей удалось собрать вокруг себя значительную часть герм. знати, из Италии были призваны мать О., имп. Феофано, и его бабка св. Адельгейда , вдова имп. Оттона I. В мае 984 г., встретившись с обеими вдовствующими императрицами на хофтаге в Роре (совр. Тюрингия), Генрих Строптивый отказался от притязаний на власть и передал О. его матери. Соглашение, вероятно, предполагало возвращение Генриху Строптивому его прежних владений, отнятых у него Оттоном II в наказание за мятежи, однако после хофтага он так и не получил своих земель и возобновил вооруженную борьбу. Окончательное примирение состоялось лишь в июне 985 г. на встрече с императрицами Феофано и Адельгейдой во Франкфурте. Герцогу была возвращена власть над Баварией, прежний баварский правитель Генрих Луитпольдинг († 989) получил взамен Каринтию, а каринтийский герц. Оттон († 1004) - земли к западу от верхнего Рейна. После смерти Генриха Луитпольдинга герц. Генрих Строптивый обрел власть и над Каринтией. Имп. Адельгейда в июле 985 г. отправилась в Павию. Имп. Феофано стала регентшей при малолетнем сыне. В апр. 984 г., воспользовавшись политической нестабильностью на герм. землях, партия рим. знати во главе с представителями рода Кресценциев свергла ставленника имп. Оттона II папу Римского Иоанна XIV (983-984). Римский престол вновь занял антипапа Бонифаций VII (июнь-авг. 974, 984-985), Иоанн XIV был заточен в Риме в замке Св. ангела, где и умер в авг. того же года. После смерти антипапы Бонифация VII (июль 985) на Папский престол был избран Иоанн XV (985-996), что, по-видимому, стало результатом компромисса между имп. Феофано и Кресценциями. С июля по сент. 985 г. имп. Феофано вместе с сыном и большой свитой, в числе к-рой был герц. Генрих Строптивый, посетила герм. земли (Рейнскую обл., Саксонию, Баварию) с целью добиться укрепления своего авторитета и поддержки О. местной знатью. На Пасху, 4 апр. 986 г., в Кведлинбурге по инициативе императрицы собрание знати подтвердило права юного О. на власть. Тогда же состоялась т. н. праздничная коронация (Die Regesten. 1956. S. 462) - символическое повторение уже совершённого прежде инаугурационного акта в качестве дополнительного подтверждения его легитимности. В торжествах приняли участие наиболее влиятельные представители светской знати - герцоги Генрих Баварский, Генрих Каринтийский, Бернхард Саксонский и Конрад Швабский († 997), а также польск. кн. Мешко I и чеш. кн. Болеслав.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

986 Не удивительно, если воспоминания о годах учительства остались самыми светлыми в жизни Фотия, а дружеские отношения, завязавшиеся в это время, сохранили свою силу при всех превратностях судьбы, его ожидавших. 987 Образовавшийся духовный союз был более прочен, чем кровный союз родственников, 988 и в нём прежде всего нужно искать объяснение тому удивительному влиянию, каким Фотий пользовался в современном обществе. 989 Было совершенно излишним скреплять эти узы какими-нибудь искусственными мерами, и не вполне понятно, какого характера и с какою целью отбирал Фотий от своих учеников подписки, о которых говорят его недоброжелатели. 990 По Анастасию Библиотекарю, подписки обязывали учеников «держаться веры Фотия, как будто было две веры – одна Христова, другая Фотия», и поэтому возбуждали в родителях опасение за детей: «неужели, если Фотий сделается ересиархом, наши дети должны стать отступниками православной веры или нарушителями клятвы и своих подписок?» 991 Однако —221— строго православный образ мысли Фотия ясно доказан всей его жизнью, и если бы даже характер подписок был у Анастасия отмечен верно, то мы имели-бы дело с простым требованием верности православию, довольно естественным в виду только что окончившейся иконоборческой смуты. Но, кажется, дело было проще: глава научной школы, Фотий мог требовать подчинения в известных случаях своему авторитету, 992 и обещание этого подчинения имело форму подписки, сохранявшей свое значение, конечно, только в стенах школы и лишь до того момента, пока давший подписку хотел числиться учеником. Это значило, что, создавая школу, Фотий признавал необходимой для неё известную организацию. Однако в сфере научных исканий он, как мы видели, предоставлял ученикам всю возможную свободу. Выдающийся успех преподавания, восторженная преданность учеников и громкая известность в образованном обществе не могли не производить впечатления на молодого Фотия. Если он гордился результатами своей деятельности, то права на это оспаривать у него не мог никто.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бронзовое било (кимвал) колокольни афонского Свято-Пантелеимонова мон-ря, изготовленное в 1910 г. на московском колокольнолитейном заводе Самгина В VI - нач. VII в. использование деревянных Б. (ξλον букв.- дерево) зафиксировано в Житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном Феодором , еп. Петрийским ( Казанский. С. 312), и в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (Евкратийского) (Гл. 11, 50, 104, 105). Упоминания об использовании различных видов Б.- великого и малого, деревянного и металлического - встречаются в полных Типиконах XI-XII вв.: Патриарха Алексия Студита 1034 г., известном по более поздним слав. спискам (ГИМ. Син. 330. Л. 202об., 246об., 247, 254об., 263об., XII-XIII вв.), мон-ря Спасителя в Мессине (Messin. gr. 115. Fol. 171, 179v, 184, 256v, 1131 г.), а также в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.) и в более поздних памятниках. Сир. название Б., перешедшее в араб. язык и в фарси, встречается в Персии в перечислениях муз. инструментов эпохи Сасанидов (III-VII вв.), что позволяет предположить, что Б. попало туда вместе с распространением христианства (со II в.). В Армянской Церкви Б. известно с VI в. С сер. X в. оно сосуществовало с колоколами, затем в связи с запретами колокольных звонов (в 986 и 1000) в ряде арм. городов деревянное Б.-кочнак преобладало и сохранялось вплоть до XIX в. На Западе с VII в. Б., называемые «lignum sacrum» (лат., букв.- священное дерево), стали заменяться колоколами. Колотушки или трещотки остались в употреблении, но лишь в т. н. «пост колоколов» на Страстной неделе (с четверга по субботу). В источниках встречаются упоминания таких функциональных разновидностей Б., как келейное, трапезное, для чина Viaticum ( Hieronymi Magii Anglarensis De tintinnabulis liber postumus. Amst., 1664. P. 76-78). В IX в. в Византии продолжали использовать Б., несмотря на появление колоколов, к к-рым долгое время относились как к языческим атрибутам. Патриарх Феодор Вальсамон писал, что «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею - кампан» (Μελται τοι ποκρσεις//PG. 138. Col. 1074; рус. пер. по изд.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 9-10). По свидетельству Антония , архиеп. Новгородского, «колокола не держат в святей Софеи; но бильцо мало в руце держа, клеплют на заутрени… била же держат по ангелову учению, а в колоколы латины звонят» (Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст. СПб., 1872. Стб. 84). На христ. Востоке обычай использования Б. сохранился, в частности, благодаря запрещению колоколов на всей территории Османской империи (в К-поле вплоть до 1856).

http://pravenc.ru/text/149195.html

А когда благодаря внешним политическим обстоятельствам (обессилению и разгрому Орды Крымцами), начали постепенно слагаться благоприятные для литературной деятельности условия, то и тогда на первых порах требовался образец, за которым следовало обратиться к иноземным православным источникам. Между такими образцами-источниками как выше убедились, первое место, бесспорно, занимала древнейшая грузинская великая (didi matiane) летопись Картлис Цховреба. В русской историографии долго господствовало мнение, что Повесть временных лет писана по византийскому образцу но до сих пор, несмотря на тщательные розыски, не могут указать между византийскими хронографами такого образца, которым действительно пользовался Начальный летописец и которому он подражал. Если бы русский летописец имел в начале под руками греческие исторические источники и ясно сознавал бы всю важность своего труда, то первым долгом он воспользовался бы сочинениями Порфирогенита и хроникой Иоанна Зонары, сохранивших драгоценные сведения о начале христианства на Руси. Порфирородный ближайший ко времени просвещения Руссов венценосный писатель, а Иоанн Зонара, историк и известный кантонист жил в XI-XII веках, спустя два с небольшим столетия после принятия Таврскими Россами христианства. Исторический труд последнего, несмотря на компилятивный его характер, всегда высоко ценился за обстоятельность и правдивость сообщаемых в нем сведений. Но случился почти беспримерный казус в истории, что киевский летописец, сочинив на основании Картлись Цховреба довольно замысловатую повесть об обращении великого князя Владимира и русских и приурочив все начальные события Руси к Киеву, запутался в анахронизмах и заслонил подлинные исторические свидетельства о просвещении русских христианством, занесенные в историю Порфирогенитом и Иоанном Зонарою. Напыщенная и раздутая история просвещения Руси под 6494–6505 (986–996) годами, сочиненная русским летописцем по образцу Картлис Цховреба, в отношении собственно Руси не имеет фактической почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бумага без филиграней с частыми понтюзо, характерная для первых двух десятилетий XVI в. На л. 184 об. запись XVI в.: «Сия книга Соборничек Варлама князя Оболенского» (князь–инок Варлаам Оболенский умер в 1528 г.). 10) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 231—295) — 20–е годы XVI b. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом буква Р — Брике, 1828 (1523—1529 гг.); Щит с тремя полосами под короной — Брике, 1482 (1522—1527 гг.). 11) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 373 об. — 388 об.) — 30–е годы XVI b. (Софийский список Великих Миней–Четьих). 12) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 649—675 об.) — кон. 30–х— нач. 40–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 13) ГИМ, Епархиальное собр., 403 (л. 112—182 об.) — 40–е годы XVI b. Филигрань: Рука под короной — Брике, 10911 (1540—1546 гг.). 14) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 247 (л. 134—214 об.) — сер. XVI в. Без первых листов, начинается: «…нымъ естества томлени–емъ, съпротивъ побждашеся долготерпниемь». Филиграни: Перчатка под короной—Брике, 10967 (1540—1545 гг.); Перчатка под короной с 7 фестонами — Брике, 10958 (1548—1554 гг.). 15) Научная библиотека Московского университета, 1303 (л. 48—92) — третья четверть XVI в. Филигрань: Щит с двойной линией. 16) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 114 (л. 45 об. — 117 об.) — кон. XVI b. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником, на тулове литеры IH — Брике, 12751 (1594 г.). 17) РНБ, Соловецкое собр., 59/59 (л. 347—416) — 30–е — начало 40–х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DR — Дианова и Костюхина, 694 (1621 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и MB — Дианова и Костюхина, 698 (1639 г.); Гербовый щит под короной, под щитом лигатура HP — Дианова и Костюхина, 216—218 (1633—1643 гг.). 18) РНБ, собр. М. П. Погодина, 650 (л. 9—70) — 40–е годы XVII в. Филигрань: Столбы — Дианова и Костюхина, 1206 (1643 г.). Текст переработан и дополнен из летописи, Пространной редакции Жития Сергия и других источников. Так, при упоминании митрополита Феогноста добавлено: «Сеи убо Феогност митрополит бысть на Руси митрополит по святител Петр митрополите, поставлен в Царграде патриархом кир Исакием Цареградским, и содержаи престол Руския митрополии 25 лт. И преставися к Господу в вчную жизнь в лто 6861 году, марта в 14 день, и погребен в царствующем граде Москв в соборнои церкве Пречистыя Успения, ю же созда святыи Петр митрополит. И по нем поставлен в митрополиты в Царграде патриархом кир Филофием святыи Алекси митрополит чюдотворець» (л. 17).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Послание святого Игнатия к Римлянам 980 Игнатий Богоносец Церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего, – Церкви, председательствующей в столице 981 области Римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви 982 , Христоименной 983 , Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчего, – тем, которые по плоти и духу соединены между собой во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета 984 , желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем. Глава I. Надеюсь видеться с вами По молитве к Богу я получил то, о чем много просил, чтоб увидеть ваши богодостойные лица. Связанный за Христа, я надеюсь целовать вас, если воля Божия удостоит меня достигнуть конца. Начало положено хорошо; сподоблюсь ли благодати – беспрепятственно получить мой жребий? Ибо я боюсь вашей любви, чтоб она не повредила мне, потому что вам легко то, что хотите сделать, а мне трудно достигнуть Бога, если вы пожалеете меня. Глава II. Не устраняйте от меня мученичества Желаю, чтобы вы угождали не людям, но Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы – ознаменовать себя лучшим делом, если будете молчать. Если вы будете молчать обо мне, я буду Божиим 985 , если же окажете любовь плоти моей, то я должен буду снова вступить на поприще. 986 Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с Востока на Запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять. Глава III. Молитесь Богу о даровании мне сил для мученического подвига Вы никогда никому не завидовали и других учили тому же. Желаю, чтобы вы подтвердили делом, что преподаете в своих наставлениях. 987 Только просите для меня у Бога внутренней и внешней силы, чтобы я не говорил только, но и желал, чтобы не назывался только христианином, но и был в самом деле. Если я действительно окажусь им, то могу и называться им, и только тогда могу быть истинно верным, когда мир не будет более видеть меня. Ничто видимое невечно. 988 (Ибо видимое временно; невидимое вечно.) Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда Он во Отце. Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела 989 , особенно когда ненавидит его мир. Глава IV. Пусть измелют меня зубы зверей

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

А прилагательное «новый» означает здесь обновителя апостольской жизни, которая, как он сам говорит, была в значительной степени забыта. Православная Церковь , не разделяя некоторых особенностей и даже, может быть, преувеличений в учении пр. Симеона Нового Богослова , с любовью чтит его святость и вдохновляется его духовными наставлениями, живительными и по сей день. 5 Первые две биографические главы настоящей книги воспроизводят, с некоторыми изменениями, прибавлениями и пропусками, Введение к моему изданию Огласительных Слов. См. т. 1 стр. 17–54. Также Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата 16 (1953), стр. 223–236 25 (1957), стр. 30–53 7 Vie 3. Пр. Симеон всегда чувствовал этот недостаток высшего образования: «Ты знаешь слабость моего слова, – обращается он ко Христу, – и непричастность к светскому учению». Hymn 58. 3–4. Но это его нисколько не смущало, он скорее хвалился этим. 14 Симеон Благоговейный ( Ευλαβς), родился около 917-го года, монах Студийского монастыря начиная с 942-го года, умер около 986–987 г. в возрасте приблизительно семидесяти лет. См.: Catecheses t. 1, pp. 313–315 прим. 4. 58 Гипотеза о «мессалианском», или «полу-мессалианском», или «умеренно-мессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому , но написанные, вероятно, в Сирии в конце IV-haчaлe V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством. Только это духовное и богословское уклонение с его странными верованиями и обычаями было осуждено Соборами, в то время как «макарьевские» писания являются в своей большей части полемическими произведениями против мессалианских уклонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В этой мистической идее, что видение Бога доступно искренне ищущему богообщения уже в земной жизни, до переселения в жизнь вечную, своеобразие учения Нового Богослова. В скором времени о новом игумене древней обители узнали жители столицы, и одни почитали его за богоугодное подвижничество, за духовную мудрость, а другие укоряли за, как им представлялось, своеволие и гордыню, обвиняли его в прелести. Но недовольные игуменом обретались не только на стороне, а и в самом монастыре Святого Маманта. «Лет через 15 после вступления преподобного Симеона в должность игумна… часть монахов, приблизительно 30 братьев, взбунтовались против него и насильственно прервали его, когда он, по обыкновению, проповедовал в церкви во время утрени… Большинство монахов не приняло участия в бунте. Как бы то ни было, бунтовщики не посмели тронуть преподобного Симеона, но после многого шума и крика выбежали стремглав” из церкви, выломали запертые ворота монастыря и устремились через весь город в Патриархию, куда и представили свои жалобы против игумена и просили о вмешательстве Патриарха Сисинния» . Патриарх, разобравшись в содержании обвинений, выдвинутых против игумена, нашел их неосновательными и повелел изгнать возмутителей спокойствия из монастыря, но, по просьбе преподобного Симеона, отменил это свое решение. Однако сторону взбунтовавшихся монахов принял патриарший синкелл в епископском сане Стефан, в прошлом митрополит Никомидийский. Повод для обвинения игумена он нашел в том, что тот с большой торжественностью праздновал память своего духовного отца Симеона Благоговейного, скончавшегося незадолго до этого, в 986-м или 987-м г. и Церковью официально еще не прославленного. В этой связи биограф преподобного Симеона Нового Богослова замечает: «Это обстоятельство не было столь необычным, как может показаться нам, так как официальная канонизация святых была еще мало известна, во всяком случае необязательна в ту эпоху. Признание святости было обыкновенно простым следствием существующего народного почитания» .

http://pravoslavie.ru/148700.html

А таковыми были мать Владимира Малуша, а также одна из жен. В 986 году, по данным летописи, «пришли болгары магометанской веры, потом пришли иноземцы из Рима, пришли хазарские евреи, затем прислали греки к Владимиру...» 29 И все проповедали свое. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы. «Иноземцы из Рима, посланные папой», строили свою проповедь на противопоставлении истинного Бога, сотворившего небо и землю, звезды и месяц и «всякое дыхание», языческим истуканам, которые «суть дерево», подчеркивая, что христианство – свет, а язычество – тьма. Князь Владимир спросил: «В чем заповедь ваша?» (то есть, что требуется от человека, чтобы быть угодным Богу истинному, чтобы спастись). И получил знаменательный ответ: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел». Ни слова о необходимости духовного преображения, перерождения человека во Христе и во образ Христов, об отвержении себя с необходимостью, «взяв крест», следовать за Христом! Трудно сказать, чего больше в этой проповеди «иноземцев из Рима», смысл которой вполне отчетливо отражен в кратких словах летописи, – попытки приспособиться к распущенным нравам Владимира-язычника или свойственной вообще западному христианству обмирщенности... Во всяком случае, суть ответа римских посланцев – в призыве переменить веру без особой перемены образа жизни. А вот это как раз и должно было оттолкнуть Владимира, уже хорошо знавшего, какую перемену жизни совершила после крещения княгиня Ольга и каков образ жизни других русских христиан, принявших веру от Константинопольской Церкви! «Идите, откуда пришли, – говорит он посланцам римского папы, – ибо и отцы наши не приняли этого». 30 Остроумен отказ князя Владимира и от иудаизма. Пришедшие из Хазарского каганата, проповедуя ветхозаветную веру, «лучшею быти паче всех», старались обратить особое внимание князя на «презренность» христианства по сравнению с их верой: «Христиане же веруют в Того, Кого мы распяли...». Князь Владимир спрашивал сначала о законе иудеев, а затем задал неожиданный вопрос: «А где земля ваша?». Вопрос коварный и продуманный: Хазария недавно разгромлена, а Палестина не принадлежит иудеям. Вынудив проповедников ответить: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши...», князь Владимир заметил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?». 31

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010