Избрание происходило в здании вселенской патриархии. Кандидатами, кроме архим. Дионисия, были: архимандрит Апостол, профессор халкийской богословской школы, и архимандрит Иларион, ректор призренской семинарии. Посвящение совершил патриарх Анфим VII в сослужении членов Св. Синода и многочисленного высшего духовенства. Новопосвящённый митрополит родился в 1858 г. в Боснии, в г. Градишке. Богословское образование получил в белградской семинарии и в халкийской школе, из которой выходят большинство иерархов как в Турецкой империи, так и в Греции. В 1878 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в соборной белградской церкви. Возвратясь затем на родину в Боснию, он приобрёл доверие известного боснийского митрополита и патриота Саввы Косановича, который назначил его своим протосинкелом и рекомендовал его на призренскую кафедру. После невольного удаления, в 1885 г. на покой митрополита Саввы Косановича, этого ревностного и неустранимого борца за сербские церковные и народные интересы, Дионисий Петрович три года состоял протосинкелом при зворничской митрополии в Герцеговине, а в последнее время быль архимандритом скопийской митро- —114— полии. По поводу избрания его в митрополита, вселенская патриархия с членами Св. Синода издала окружное послание к православному священству и народу рашско-призренской епархии, в котором рекомендовала его как законного и канонического архиерея, которому должны повиноваться и имя которого должно поминаться во всех церквах епархии. Об утверждении Дионисия гласили также султанский берат и патриаршая грамота с великой печатью вселенского патриарха 985 . 23 марта, накануне Светлого дня Пасхи, новопосвящённый митрополит Дионисий прибыл в свою резиденцию Призрен и встречен с великой радостью и торжеством. В первый день Пасхи служил первую архиерейскую литургию в Призрене 986 . Народная сербская песнь называет Призрен „сербским Цареградом“. И на это имеются достаточные основания. Правда, Призрен не был столицей сербской, пока сербский народ жил исключительно в своей собственной сфере; он сделался столицей в то время, когда сербы, под сильной рукой преемников Немани, захотели перешагнуть за свои пределы и соединить под своей властью все земли Балканского полуострова, когда расширившееся королевство сербское стало принимать характер обновляемой полуславянской и полугреческой византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А митрополит Леон, по мнению автора, был Переяславским митрополитом, автором антилатинского трактата 1070-х годов об опресноках. О том, что в Переяславле была одно время митрополия, упомянуто в «Повести временных лет» под 1089 годом, и средневековый автор, по мнению Н.И. Милютенко, мог сделать вывод, что она помещалась там до 1037 года. Обнаружив, что автором наставления в вере был Михаил, а некий нигде больше не упомянутый митрополит Лев (Леон) обличал латинян, средневековые книжники решили, что они были современниками Святого равноапостольного Владимира 344 . Версию о том, что Иоанн Охридский был главой Русской Православной Церкви, Н.И. Милютенко считает основанной на простом совпадении имён Иоанна Охридского и русского митрополита Иоанна, переносившего при Ярославе мощи святых Бориса и Глеба 345 . В то же время её собственная версия так же основана на совпадении имён и, на наш взгляд, ещё более шаткая, чем с архиепископом Иоанном Охридским. При этом Н.И. Милютенко вполне согласна с версией польского историка Анжея Поппе, согласно которой первым митрополитом русским стал, между 995–997 годами, Феофилакт, бывший митрополит Севасты 346 . Версия основывается на «Церковной истории» Никифора Каллиста (около 1317), в которой упоминается о переводе во времена императора Василия II митрополита Феофилакта из Севасты в Россию. При этом А. Поппе отождествляет Феофилакта с анонимным митрополитом армянской Севасты, о котором писал младший современник событий, армянский историк конца X – начала XI века Степанос Таронский по прозвищу Асохик. В период с марта 986 года по март 987 года безымянный митрополит был отправлен в Болгарию с рискованным дипломатическим поручением: привезти подложную сестру императора Василия II в качестве невесты для кого-то из болгарского правящего дома. Обман раскрылся, и митрополит был сожжён. По мнению А. Поппе, здесь в искажённом виде сохранились воспоминания о поездке Феофилакта с невестой для Владимира на Русь 347 . Предположение, на наш взгляд, слишком поверхностное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7768 Glasson, Moses, 72, who also compares (less persuasively) glory revealed on a seventh day in 2(where chronology is not mentioned) and possibly 7(which we believe may be the eighth) 7769 E.g., Bruce, John, 255. It may have been a meal in Jesus» honor; for the significance of this and status issues of seating, see Malina and Rohrbaugh, John, 207–8; and our comment on status and the foot washing in ch. 13. 7770 It occurs sixteen times in the Synoptics, including in a saying quite consonant with John 12 ( Mark 10:45 ; Matt 20:28; Luke 22:26–27). Seven of its appearances are in Luke alone, including Luke 10:40; but it appears frequently enough elsewhere for one to doubt that John must simply reproduce Lukés style rather than earlier tradition here. 7771 Beare, Matthew, 505, complains that such a quantity would not fit in a usual alabaster flask; but even if this is the case, John omits mention of such a flask (a common container; see Witherington, Women, 55) present in the Synoptic accounts (Matt 26:7; Mark 14:3 ; Luke 7:37), reinforcing our picture that John is independent of them here. 7772 Catullus 13.9–14; by contrast, Seneca Ep. Luci1. 108.16 and others advocated avoiding perfumes (unguento), preferring no scent. 7773 Brown, John, 1:448. Essentially the same population type lived on both sides of the Red Sea (Huntingford, «Axum,» 28; Rashidi, «Africans,» 22–23). On myrrh, see further Harrison, «Myrrh.» 7775 Ibid., also commenting that the rare πιστικς may translate overliteraly an Aramaic expression that can mean «genuine» nard or apply to «faith» (better than Hunter, John, 121). 7778 See Witherington, Women, 113, citing Athenaeus Deipn. 12.553 and Billerbeck, Kommentar, 1:427–28, 986. Bruns, « Jn 12:3 ,» cites the same Athenaeus reference and relates anointing to royalty byPolybius 26.1.12–14. 7782 Morris, John, 576–77; Witherington, Women, 55; on the eastern Mediterranean Jewish custom, see, e.g., m. Ketub. 7:6; Sotah 1:5; Sipre Num. 11.2.3; " AbotR. Nat. 3; 17A; 14, §35B; cf. Jos. Asen. 15:1–2; 18:6; Belkin, Philo, 230; further sources in Keener, Paul, 19–69; idem, «Headcoverings.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Судя по малым остаткам первоначального стиля, как замечает наш ученый зодчий Каменский, здание сея в Москве вместе с теремами было одним из прекраснейших памятников гражданского зодчества в XVII столетии, который оправдывал и внешностью название свое потешного. Не останавливаясь на одной безгласной внешности сего здания, поищем в истории его значение, которое отчасти нам открывает быт Царского двора. Владельцем и строителем сего дома был Боярин Илья Данилович Милославский, которого предки в XV веке вышли из Польши. Неизвестно, с которого времени Милославские владели сим дворовым местом в Кремле; но построение палат Милославского с вероятностью относят к царствованию Алексия Михайловича и, без сомнение, к тому времени, когда сей Государь сочетался браком с дочерью Боярина Ильи Даниловича Мариею. В память сего события Царский тесть в своем доме 1653 года соорудил церковь , как свидетельствует надпись, высеченная на стене при входе в храм. 986 «Лета 7161 (1653) Сентября в 1 день, на память Священномученика Григория Великой Армении, при державе Благовернаго Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и при Святейшем Никоне Патриархе создана и освящена сия церковь Пречистыя Богородицы честныя и славныя ее похвалы в дому у Боярина Ильи Даниловича Милославского». При этом храме с южной и северной стороны тогда же сооружены были два придела, один во имя Св. Алексия Божия человека, а другой в память Св. Марии Египтянины, тезоименитых Царю Алексию Михайловичу и первой его супруге Марьи Ильиничны. В книге первой ревизии 1722 года церковь ета упоминается на Потешном дворе; по в конце XVIII века она упразднена и теперь в запустении. В храмовые праздники Царь Алексий Михайлович нередко слушал в этой церкви божественную литургию, как по смерти тестя своего в 1668 году, так и при жизни первой своей супруги. 987 В Архивах нам не удалось открыть, когда и почему именно Боярский двор Милославских обращен в Царский Потешный дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Со времени этого договора прошло уже около 15 лет и прежние отношения между Русью и Византию могли существенно измениться. Обращение Василия за помощью к Владимиру может быть объяснено иначе. У армянского историка Асохика сохранилось следующее любопытное известие, на которое, насколько нам известно, до этого времени не обращали внимания наши исследователи. Под 986 годом Асохик передает следующий факт: «в том же году царь Василий отправил его (митрополита севастийского) в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за ее царя. Император в сопровождении митрополита отправил (к Булхарам) какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в землю Булхаров, узнали, кто она, и потому осудили митрополита, как прелюбодее и обманщика: цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломою: это было сделано двумя братьями Комсадцаг-ами, из которых старший, Арманин родом из дерджанского округа, назывался Самуилом» 42 . Здесь под Комсадиаг-ами следует, конечно, понимать Комитопулов византийских историков, т. е. четырех сыновей комита (боярина) Шишмана, между которыми Самуил был не старшим, как утверждает Асохик, а самым младшим, но за то самым воинственным и властолюбивым. Шишман очень рано получил известность в Болгарии, как вожак национальной партии, враждебно относившейся к старой Аспаруховой династии, симпатизировавшей ненавистному для Болгар византийскому влиянию. Когда дети Петра Симеоновича – Борис и Роман заключены были Цимисхием в Константинополе, в Болгарии не осталось представителей царствовавшей династии и Шишман, как есть основание думать, провозглашен был царем. У него было четыре сына: Давид, Моисей, Арон и Самуил. Честолюбивый и крайне жестокий Самуил очень рано стал проявлять свои властолюбивые замыслы. Есть известие, что он сначала ослепил, а потом убил своего отца, а затем думал было приняться и за старших братьев. Судьба помогла осуществлению его намерений. Два старших брата Давид и Моисей погибли в борьбе за независимость отечества, а третьего Арона он сам потом убил 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

975 Дмитрий Николаевич, 1785–1864 г., президент Академии Наук, затем председатель Государственного Совета. 978 Как это, так и следующее письмо, без дат. Но принимая во внимание, что автор упоминает о начале издания своего журнала – «Летописи русской литературы и древностей», что относилось к 1859 году, и письмо надо относить к этому времени. 980 Издателем «Паруса» был известный славянофил и публицист И. С. Акса­ков († 24 янв. 1886 г.), с 1857 г. негласно редактировавший «Русскую Беседу» (изд. Кошелева) и добившийся разрешения на собственное издание. Но «Парус» был внезапно запрещен после 2-го затем, однако, Чижову, одному из близких к Аксакову лиц, разрешили новый журнал под названием «Пароход», чем хотели прекратить всеобщее недоумение, вызванное репрессиями против «Паруса». Новое издание не могло удовлетворить Аксакова, и он вернулся в «Русскую Беседу». 981 Шиллегодский, Азария Тимофеевич, кафедральный протоиерей в Вятке, магистр первого курса Моск. Дух. Академии. К нему С. К. Смирнов, когда писал свою историю Академии, обращался за справками о первых годах Академии и эти­ми справками (далеко не всеми), данными в предлагаемом письме, воспользовался (см. стр. 13–15; 30–33 , 45 и др.). 982 Делицыне, скончавшемся 30 ноября 1863 г. С. К. Смирнов послал о. Шиллегодскому напечатанный им в 22 ч. «Приб. к твор. св. отцов» некролог проф. Делицына. 983 С. К. Смирнов просил о. Шиллегодского прислать имевшиеся у него лек­ции первых профессоров Академии, что о. Шиллегодский и исполнил. 986       Григорий Александрович, скончавшийся священником московской церкви Покрова в Левшине. Ниже о. Шиллегодский указывает и другую его фамилию – Рагаль, перешедшую и к сыну его Димитрию, бывшему бакалавром Моск. Дух. Академии и известному своими «Письмами о конечных причинах». 991 Обер-прокурор Свят. Синода; см. о нем у Чистовича: «Руководящие дея­тели духовного просвещения в России» СПБ. 1894 г. 997 Орловский, служил в Академии до 1817 г., когда был сделан инспекто­ром Моск. семинарии, в которой был после и ректором; скончался архимандр. Владим. Боголюбова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно здесь, на Руси, прошли его детские годы. В России он прожил около 10 лет. Это было время незадолго до крещения Руси. Поэтому можно предполагать, что на Руси к тому времени уже были храмы, и Олав мог впервые познакомиться с христианством. Исландские саги повествуют даже о том, что Олав участвовал в крещении Руси, сам ездил в Грецию и привез епископа. В этом отношении Джаксон замечает: «Что касается Олава Трюггвасона, то его участие в крещении Руси представляется мне не более чем вымыслом автора саги, но вымыслом, вполне оправданным в свете той роли крестителя северной части мира, которая ему приписывается традицией» . Такая позиция разделяется не всеми исследователями. Интересно в этой связи привести слова Константинопольского Патриарха Варфоломея, сказанные в юбилейный 1000 год начала крещения Норвегии: «…Более чем через 1000 лет мы вспоминаем и посещение  молодым конунгом Олавом Трюггвасоном Константинополя в 986 году. Он представлял своего друга и покровителя Великого Князя Российского (Киевского) Владимира, и переговоры, в которые он был вовлечен, привели к великому событию – крещению русских людей в 988 году… Сегодня мы прославляем Олава Трюггвасона за крещение Норвегии и за его вклад в подготовку крещения Руси» .  Эти слова Вселенский Патриарх произнес в 1995 году в Мостере (местечко в фюльке Хордаланд, Западная Норвегия), откуда Олав Трюггвасон  начал крещение Норвегии. Основанием для этого послужило исследование Н. Дэ Баумгартена: «Святой Владимир и крещение Руси» , а также исследование того же автора под названием «Олав Трюггвасон, король Норвегии» . Когда Олав подрос, он вернулся в Норвегию и первые годы своей взрослой жизни путешествовал как викинг в районе Балтийского моря, вдоль берегов Голландии, Ирландии и Англии. В Англии он вновь соприкоснулся с христианством и принял крещение на островах Сюллингах около 993 года. «Через год или два, а именно в 994 или 995 году он был миропомазан в Андовере, в южной Англии, будущим святым Альфеге (Ælfheah)» . После этого в 995 году Олав вернулся в Норвегию. Он высадился на западном побережье, в Мостере, и именно там в последствии он построил первую церковь в Норвегии  (не разрушенную язычниками, как это случилось с храмами, построенными Хоконом Добрым – Д.М.). Жителями Трёнделага на Ератинге (Eyratinget) Олав был провозглашен конунгом, «поклявшись хранить законы» . Его правление было кратким – всего 5 лет. Но в эти пять лет он успел очень многое и запомнился как один из лучших правителей Норвегии. Как и Хокон Добрый, Олав Трюггвасон трудился над собиранием земель Норвегии в единое целое. Христианизацию и собирание страны Олав Трюггвасон осуществлял одновременно. Когда Олав Трюггвасон вернулся домой, чтобы заявить о своих правах на власть конунга, он взял с собой английских священников, чтобы они проповедовали христианство среди его дружинников.

http://bogoslov.ru/article/1207353

Не бездейственно слово при изъяснении Божественного учения, однако то, что говорится, должно соразмеряться с человеческою способностью, не само по себе имея значение для понимания, но насколько Бог даст... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 913–914). Источник. Обыкновенно не столько внедряются в душу наставления словами, сколько делами; и если ты не имеешь дел, то, разглагольствуя, не только не приносишь пользы, но больше причиняешь вред; лучше бы молчать. Почему? Потому что предлагаешь мне дело невозможное. Если ты, который говоришь так много, рассуждаю я, не исполняешь этого, то тем больше я достоин извинения, который ничего не говорю (свт. Иоанн Златоуст , 52, 277–278). Гораздо больше вреда в том, когда кто, хорошо поучая словами, опровергает свое учение делами. Это стало виною множества зол в церквах (свт. Иоанн Златоуст , 52, 278). ...Если бы какой отец своему слишком нежному и притом больному сыну давал пирожное, прохладительное и все, что только услаждает, а полезного ничего не предлагал, и потом на замечания врачей стал бы говорить в свое оправдание: «Что же делать? Я не могу видеть плачущего сына». Несчастный, жалкий, предатель! – ведь я не назову такого отцом, – не гораздо ли лучше было бы, причинив кратковременную скорбь, возвратить ему совершенное здоровье, нежели временное услаждение сделать причиною всегдашней скорби? То же бывает и с нами, когда мы заботимся о красоте выражений, о составе и благозвучии речи, чтобы доставить удовольствие, а не принести пользу, чтобы возбудить удивление, а не научить, чтобы усладить, а не обличить, чтобы получить рукоплескания и отойти с похвалами, а не исправить нравы (свт. Иоанн Златоуст , 52, 278). ...Успех проповеди зависел не от апостолов, но от благодати, им предшествующей. Их дело было обходить и проповедовать, но убеждение производил Бог, действующий в них... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 492). ...Говорящие без приготовления часто погрешают, так как ум не в состоянии и рассматривать Писание, и в то же время следить за красотою речи (свт. Иоанн Златоуст , 52, 986).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если огонь произведет на тебя свое действие, я совсем сожгу тебя; если же ты выйдешь цел и невредим, я сделаю все, чего ты пожелаешь». Вонифатий согласился и в полном епископском облачении пошел в огонь, в котором не потерял ни одного волоса на голове, не повредил нисколько риз своих. Увидев это, царь упал к его ногам и со всем своим семейством уверовал и крестился в 990 г. Так как большая часть подданных Владимира были христиане греческих обрядов, потомки обращенных еще Мефодием, Кириллом и Ольгою, то и сам Владимир принял обряды греческие, тем более что ему угодно было иметь женою сестру кесарей константинопольских. Святой Вонифатий охотно дозволил это... По просьбе послов Владимира, когда к нему отправлена была в супружество Анна, или Елена, дочь императора Романа, вместе с нею прибыл и епископ Михаил, которому Владимир поручил основанную им Киевскую митрополию. Между тем царь помышлял уже передать царство своему сыну и поселиться при святом Вонифатии, но прежде хотел обратить к святой вере своих братьев и народ. Когда один из его братьев не соглашался принять веру Христову, то в отсутствие святого Вонифатия был умерщвлен. Третий брат, желая отмстить за смерть убитого, приказал схватить святого Вонифатия и обезглавить... Это случилось в 1008 году» . Но и в этом рассказе, как в предыдущем, почти одно, и притом намеренное искажение истины: составитель рассказа ссылается на Петра Дамиани, жившего в XI в. и описавшего вкоротке деяния Вонифатия в житии Ромуальда. А Дамиани свидетельствует: а) что Вонифатий еще до поступления в монашество довольно времени находился при дворе императора Оттона III (983–1002) как его родственник и самый любимый человек , что потом, сделавшись монахом, он долгое время упражнялся в пустынных подвигах, прежде нежели отправился к папе за благословением , и что выступил на проповедь славянам-язычникам уже по смерти Адальберта, другого бывшего у них проповедника и убитого ими в 997 г. Следовательно, Вонифатий не мог явиться на проповедь русским в 986 г., не мог крестить царя русского в 990 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435804/

8. Можно предполагать, что «Георгий» было мирское имя пр. Симеона. Имя Симеон было ему дано при монашеском пострижении в честь духовного отца, Симеона Благоговейного. 9. Euch 1.72–78. 10. Euch 2.6–35. 11. Cat 22.22–27. 12. Euch 1.78–80. 13. Euch 1.80–86. 14. Симеон Благоговейный ( Ευλαβς), родился около 917–го года, монах Студийского монастыря начиная с 942–го года, умер около 986–987 г. в возрасте приблизительно семидесяти лет. См.: Catecheses t. 1, pp. 313–315 прим. 4. 15. Cat 22.28–38 16. Cat 22.41–43. 17. Cat 22.66–67 18. Cat 22.56–58. 19. Cat 22.70–73 20. Cat 22.74–81 21. Cat 22.88–104 22. Cat 22.275–295. 23. Euch 2.41–46 " cf. Euch 1.114–117. 24. Hymn 20.126–139. 25. Cat 22.299–308. 26. Euch 2.47–73 27. Proem 44–47 28. Hymn 56.4–17 29. Vie 30.3–5 30. Cat 22.312–320 31. Euch 2.77–98. 32. Euch 2.102–117. 33. Euch 2.126–185. 34. Euch 1.156–161. 35. Euch 2.225–233. 36. Euch 2.268–272 37. Cat 34.22–25 38. Cat 34.36–57. 39. Cat 34.68–70. 40. Vie 30.3–15. 41. Vie 34.2–4. 42. Vie 34.4–6. 43. Vie 34.12–22. 44. Cat 1.16–37. 45. Cat 1.171–177. 46. Cat 1.182–184 47. Cat 9.397–398. 48. Cat 3.303–306; Cat 2.376–384. 49. Cat 12.212–223. 50. Cat 26.109–113; 42–43 51. Cat 4.547–562; Cat 14.198–201; Cat 26.308–312. 52. Cat 30.221–227. 53. Hymn 2.51–69. 54. Hymn 14.75–95. 55. Hymn 14.109–112. 56. Cat 6.358–368. 57. Cat 2.421–424. 58. Гипотеза о «мессалианском», или «полу–мессалианском», или «умеренно–мессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому, но написанные, вероятно, в Сирии в конце IV–haчaлe V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010