Поехал я затем в Богоявленский монастырь к Преосв. Амвросию, епископу Дмитровскому, но и того не застал дома. В 1 ч. пополудни обед на Саввинском подворье. К столу приглашены были преосвященные – Амвросий и Иоанн 833 , бывший Алеутский, мой ученик по академии и постриженец. После обеда, часу в 5-м пополудни, отправился я к сестре покойного архиепископа Леонида, Татьяне Васильевне Краснопевковой, живущей с братом своим Александром Васильевичем в собственном доме на Сивцевым Вражке. От ней получил я подлинную собственноручную записку Преосвященного Леонида о поездке его в октябре 1873 г. в Петербург на юбилей Горного Института 834 . От Краснопевковых поехал я к Наталье Петровне Киреевской. Она рассказывала, между прочим, о назначении на Киевскую Митрополию преосвященного Филофея, что это назначение последовало будто бы по особому откровению Государю. В какой мере справедлив этот рассказ, не знаю. Часу в одиннадцатом возвратился в свою квартиру. —935— 1879 г. 31 ч. утром принимал я приезжавших из Твери, для встречи меня. Члена Консистории Протоиерея Вас. Фед. Владиславлева 835 и Секретаря той же Консистории Сергея Петровича Славолюбова. Последний вручил мне несколько пакетов с официальными бумагами. Затем продолжал я своё путешествие по Москве: был в Никитском и Страстном монастырях и у Попечителя Учебного Округа Князя Н.П. Мещерского, которого не нашёл дома; он выехал куда-то из Москвы. Посетил своего доброго приятеля и земляка, Протоиерея Николоявленской, на Арбате, церкви Ст. Ив. Зернова; с ним довольно долго, искренно и дружески побеседовал. Возвратившись на Саввинское подворье, встретил здесь Серг. Мих. Сухотина, давнего моего знакомого. Вечер провёл я в своей квартире с А.Е. Викторовым и Дм. Мих. Струковым – известным художником-археологом, от которого при сём получил я в дар следующие его сочинения: 1) О рисовании в России, М. 1878 г.; 2) Покровский Собор в Москве, М. 1871 г.; 3) Древние памятники христианства в Тавриде, М. 1876, и 4) Житие святых Таврических чудотворцев, М. 1878 г. От Викторова и Струкова получил я прискорбное сведение о том, что знаменитый историк наш С.М. Соловьев 836 при смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скоро явился в Москве и хитрый Иезуит Антоний, принять нашу благодарность и воспользоваться ею, то есть достигнуть главной цели его послания, исполнить давнишний замысел Рима соединить Веры и силы всех держав Христианских против Оттоманов. Тут Иоанн оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость, благоразумие, коим и сам иезуит должен был отдать справедливость. Опишем сии любопытные подробности. «Я нашел Царя в глубоком унынии, – говорит Поссевин в своих записках: – Сей двор пышный казался тогда смиренною обителию Иноков, черным цветом одежды изъявляя мрачность души Иоанновой. Но судьбы Всевышнего неисповедимы: самая печаль Царя, некогда столь необузданного, расположила его к умеренности и терпению слушать мои убеждения». Изобразив важность оказанной им услуги Государству Российскому доставлением ему счастливого мира, Антоний прежде всего старался уверить Иоанна в искренности Стефанова дружества и повторил слова Баториевы: «Скажи Государю Московскому, что вражда угасла в моем сердце; что не имею никакой тайной мысли о будущих завоеваниях, желаю его истинного братства и счастия России. Во всех наших владениях пути и пристани должны быть открыты для купцев и путешественников той и другой земли, к их обоюдной пользе: да ездят к нему свободно и Немцы и Римляне чрез Польшу и Ливонию! Тишина Христианам, но месть разбойникам Крымским! Пойду на них: да идет и Царь! Уймем вероломных злодеев, алчных ко злату и крови наших подданных. Условимся, когда и где действовать. Не изменю, не ослабею в усилиях: пусть Иоанн даст мне свидетелей из своих Бояр и Воевод! Я не Лях, не Литвин, а пришлец на троне: хочу заслужить в свете доброе имя навеки». Но Иоанн, признательный к дружественному расположению Баториеву, ответствовал, что мы уже не в войне с Ханом: Посол наш, Князь Василий Мосальский, жив несколько лет в Тавриде, наконец заключил перемирие с нею: ибо Магмет-Гирей имел нужду в отдыхе, будучи изнурен долговременною войною Персидскою, в коей он невольно помогал Туркам и которая спасала Россию от его опасных нашествий в течение пяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Во время Великой Отечественной войны были разрушены все постройки мон-ря, кроме каменной часовни, а также царский охотничий домик. Ок. 1942 г. Благовещенский храм бывш. Симферопольского подворья был открыт как приходская церковь. 29 июля 1992 г. К. и Д. м. возрожден как мужской. 26 апр. 1994 г. был подписан документ о передаче Симферопольскому и Крымскому епархиальному управлению в безвозмездное пользование здания часовни с источником и земельного участка монастыря. 14 июня 1994 г. архиеп. Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) отслужил в часовне праздничную литургию. К 2015 г. в помещениях, построенных на месте прежних монастырских, находятся зимний храм святых Космы и Дамиана и кельи. В 1995 г. открыто подворье в пос. Партенит Алуштинского горсовета с 2-престольным храмом: в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (верхний) и св. Иоанна Готского (нижний). С 1997 г. трудами братии обители открыт Александро-Невский храм при бывшей усадьбе Гагариных близ санатория «Утес» рядом с Алуштой. В 1999 г. в с. Изобильном Алуштинского р-на было открыто подворье с храмом прп. Афанасия Печерского (в 2011 преобразовано в приход). Главной святыней К. и Д. м. является икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей. Наместник монастыря архим. Маркелл (Мисюра) утвержден в должности 23 дек. 2010 г. решением Синода УПЦ. В обители проживает неск. насельников. Лит.: Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. СПб., 1872. Симферополь, 1995; Руднев Г., прот. Космодамиановская киновия в Крыму. Симферополь, 1884; Гермоген (Добронравин), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. С. 488-495; Рождественский Ф. С. Св. бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан и Космодамиановская киновия с целебным источником в Крыму. Од., 1898; Маркевич А. И. Неск. слов о деятельности в Тавриде Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического//Таврические ЕВ. 1901. 1. С. 26-43; 2. С. 95-111; Бесчинский А. Я. Путев. по Крыму. М., 1901; Москвич Г. Г. Иллюстр. практический путев. по Крыму.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Наступил роковой для малороссийскаго монашества 1786 год. В 4-м пункте указа императрицы от 10 апреля сего года значилось: ставропигиальный киевомежигорский монастырь перевести в таврическую область, где оный в 1-м классе учрежден будет; строение же обратится для помещения отставных офицеров, призрения во их дряхлости и не имуществу требующих. Конечно правительство имело в виду поместить межигорский монастырь в соседстве с прежними обитателями Запорожья, населявшими теперь Землю войска черноморскаго. Но перенесение в Тавриду и учинении в 1-м классе было для межигорскаго монастыря пока сладким обещанием, а между тем наступила уже горькая действительность. Места в Тавриде для перенесения межигорскаго монастыря отводимо еще не было; не было ассигнуемо монастырю и окладов сообразно его проектируемому 1-классному штату. Правительство, очевидно, не считало этого дела спешным, а между тем неумолимые директоры домоводства, согласно высочайшему указу от 10 апреля 1786 года, уже собирались с 1-го июля сего года забрать монастырския имущества и доходные статьи в свои руки. видя беду, идущую на монастырь, брели врознь, архимандрит и монахи опасались, по их словам, что монастырь, „состоящий в отдаленности от селений и между лесом, останется без всякаго надлежащаго охранения». В таких обстоятельствах межигорский архимандрит Амфилохий обратился к малороссийскому генерал-губернатору графу П. А. Румянцеву с просьбою принять участие в затруднительном положении монастиря. Румянцев, письмом от 28 мая, отвечал, что он ничего не может сделать для монастыря, и советовал архимандриту обратиться или по духовной команде, или к начальнику той области, куда монастырь переводится, т.е. к князю Г. А. Потемкину. Архимандрит обратился к св. синоду и от 30 мая 1786 г. просил „не оставить в резолюцию милостивым указом, – дабы паче чаяния, за неимением при монастыре людей не последовало какого нападения и грабителъства и . Синод 19 июня поручил своему первенствующему члену Гавриилу, митрополиту новгородскому, объясниться по этому предмету с князем Г. А. Потемкиным и снабдил даже митрополита докладною запискою с изложением сущности дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

57 Цитата из путевых записок Д. Дашкова «Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 году», опубликованных в «Северных Цветах на 1826 г.». 60 В 2007 г. сборник «Таврида» переиздан в серии «Литературные памятники». В «Дополнениях» впервые полностью публикуется второй сборник «Опыты в стихах», журнальные статьи и рецензии о «Тавриде» Е. Баратынского, П. Шаликова, О. Сомова, Н. Маркевича, А. Никитенко, письма Андре Муравьева. В статье Н.А. Хохловой «Об А.Н. Муравьеве и его поэтическом сборнике «Таврида " » и в обширных комментариях выявлены связи муравьевской «Тавриды» с литературой Пушкинской эпохи. Этой же теме посвящена книга Н.А. Хохловой «Андрей Муравьев – литератор» (СПб., 2001). 61 Впервые опубликованы Н.А. Хохловой в изданиях: «Новое литературное обозрение» (1996, 17); «Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 2000». М., 2001. 62 Впервые: «Русский Зритель» (1828, 1–2). Без подписи, но с авторским предисловием: «В Бессарабии мне рассказывали греки сие предание о малолетнем князе Гике, сыне Господаря Молдавского, и о чудном видении в алтаре Софийского собора последнего Патриарха Григория, сего знаменитого мученика веры, виденном им в последних годах минувшего столетия. Я только передаю то, что слышал». Андрей Муравьев первым из русских поэтов обратился к народной легенде, которой суждено будет вновь обрести поэтическую форму в 1856 г. во время Крымской войны в стихотворении Михаила Розенгейма, а в 1888 г. – в балладе Аполлона Майкова. 65 Впервые; в последнем прижизненном томе пушкинского «Современника» (1836, 4). Без подписи. В этом же номере опубликована первая подборка Ф.И. Тютчева «Стихи, присланные из Германии» за подписью «Ф.Т.», так что два воспитанника Семена Раича в пушкинском «Современнике» вновь оказались вместе. Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология/Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Херсонисская епархия получила свое начало в IV веке, именно с тех пор, когда иерусалимский патриарх Ермон (303–313 г.) послал (310 г.) в Херсонис проповедников веры, известных впоследствии под именем святых священномученик, в Херсоне епископствовавших (7 марта). Она обнимала собою те греческие колонии, которые составляли херсонесскую республику, т.е. весь трахейский или ираклийский полуостров. Границы ее, как и прочих епархий в Тавриде, не редко изменялись и не редко были предметом пререканий между соседними таврическими иерархами. Довольно вспомнить о происходивших во второй половине и в конце XIV века спорах херсонисских иерархов с готфскими и сугдайскими из-за некоторых местностей и приходов их епархий. Эти местности – Кинсанус с окрестностями и приходы: Сикита, Партенит, Лампада, Алушта, Фуна и Алание, и местечко Эллис с окрестными селениями. 403 Херсонисский иерарх утверждал, что как Кинсанус с окрестностями и приходами, так и Эллис с окрестностями принадлежат к его епархии, но готфский иерарх Кинсанус с окрестностями и приходами причислял к своей епархии, а сугдайский предъявлял свои права на Эллис с окрестными селениями. Для решения спора относительно Эллиса созван был в сентябре 1382 г. в Константинополе собор, который нашел справедливым возвратить Эллис сугдайскому владыке. Что же касается до Кинсануса, то константинопольский патриарх поручил сугдайскому митрополиту и келейному своему иеромонаху Исидору рассмотреть это дело в присутствии херсонисского и готфского иерархов. По произведенному исследованию оказалось, что Кинсанус исстари принадлежал к готфской епархии, но готфский иерарх, для водворения мира, изъявил согласие на уступку этого города херсонисскому. И потому патриарх данною в августе 1385 г. грамотою утвердил это согласие; тоже подтвердили и преемники его: Нил – в марте 1386 г. и Макарий – в августе 1390 г. Таким образом, Кинсанус с прибрежными селениями: Аланией, Алуштой, Лампадою, Партенитом, Сикитой и Фуной вошли в состав Херсонисской епархии. 404

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Там обычно празднуют ежегодно торжество святого Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Свидетельство важное, оно означает, что и во времена мусульманского владычества христиане продолжали чтить святыню Фиолента. Позднее о монастыре говорится в грамоте 1598 года Царя Федора и Бориса Годунова о выдаче пособия четырем крымским церквям, среди которых обитель «Егорья Страстотерпца». До конца XVIII века монастырь подчинялся Константинопольскому Патриарху, а после присоединения Крыма к России поступил в ведение Святейшего Синода. Монастырь действовал до исхода греков-христиан в Приазовье. В их отсутствие за монастырем присматривал монах-отшельник Каллиник, который прожил 116 лет, достиг сана иеромонаха и скончался в 1818 году. В 1793 году монастырь был возобновлен. В начале XIX века Георгиевский монастырь взял под особую опеку обер-прокурор Святейшего Синода А. Н. Голицын. По его приказу была разобрана древняя церковь, на ее месте был построен новый храм св. Георгия, где впоследствии был похоронен Голицын. Что касается явленной чудотворной иконы св. Георгия, судьба ее такова: икона находилась в обители до 1779 года. В том году митрополит Игнатий по приглашению русского правительства переселился вместе со всеми православными, притесняемыми турками, из Крыма в Мариуполь и увез с собой икону, которую расположил в Харлампиевской церкви нового города на Азовском море. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины в Киеве и является одним из самых ценных экспонатов музея. В монастыре пребывает точная копия с резной иконы св. Георгия с клеймами. В 1806 году Свято- Георгиевский монастырь становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. 23 марта 1806 года утвердили штат монастыря: настоятель, пять монахов и тринадцать иеромонахов Черноморского флота. Через семь лет число служителей для Черноморского флота удвоили. Монастырь официально стали име-новать флотским.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

775 О св. Мартине, «жития» Струкова, стр. 24–29. Летоп. архим. Арсения, стр. 260. Четь-мин. 14 апреля. В Тавриде же замучены были и иноки константинопольской обители преп. Авраамия, сосланные сюда в 829 г. за ревностную защиту иконопочитания. Летоп. Архим. Арсения, 306. 777 О пещерных храмах Инкерманских см. Древние памятники христианства в Крыму, Д. Струкова, стр. 24–31. 781 Недалеко от здания киновии, на горе, среди довольно обширной поляны, окруженной отвсюду густым лесом, стоят недалеко друг от друга, почти рядом, два древние и весьма красивые дерева, очень похожие одно на другое. Некоторые утверждают, что одно из них посажено Космою, а другое – Дамианом. 782 Этого именно Санютина имел в виду преосв. Иннокентий, когда в слове своем в симферопольском соборе говорил: «Туне приявшие дар исцелений, туне и подали его одному из ваших здешних сограждан от болезни, казавшейся не недельною. Но сей раб Божий уподобился тому исцеленному от прокажения самаря­нину, который, видев, яко исцеле, возвратился, со гласом велиим славя Бога. Этот раб Божий устроил вблизи источника пристанище для богомольцев». 784 О Космо-дамиановской киновии: «Описание таврич. епархии» прот. Родионова, стр. 231–244; брошюра: «Космо-дамиановская киновия в Крыму и Воспоминания о игумене Макарии», прот. Гавриила Руднева; «Воспоминание о Крыме», кн. Е. Горча­ковой, II, стр. 83–91; Кондораки I, ч. 1., стр. 46–47. 786 Недалеко от нее – другая пещера под названием: разбойническая. Она извилиста и имеет до 25 саж. длины. 787 Клир. ведомости Прот. Родион. 244–245. Кн. Горчак. II, 147–160. Тавр. епарх. вед. 1886 г. 22–24. 789 Еще 17 апреля 1862 г. м. Филарет писал преосв. Алексею: «Хорошо было бы, если бы при источнике Параскевы устроился монастырь». Письма м. Филарета к архиеп. Алексею, стр. 245. 790 «Описание Топловского монастыря – брошюра, с рисунками, кн. Горчаковой, изд. в 1885 г., и ее же воспоминания о Крыме, II, стр. 123–129. – Клировая ведомость. Читать далее Источник: Таврическая епархия/[Соч.] Гермогена, еп. Псковского и Порховского, бывшего Таврического и Симферопольского. - Псков : тип. Губ. правл., 1887. - IV, 520 с., 1 л. табл. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Том 1. Часть 2 Том 2. Часть 1 Том 2. Часть 2 Содержание Предисловие. Введение. Глава I. Христианство на Руси до св. Владимира I. Времена доисторические. Сказание о крещении новгородского князя в Тавриде или Крыму, в городе Суроже. III. Христианство в России от начала государства до св. Владимира. При Игоре. Крещение св. Ольги. От Игоря до Владимира. Русская легенда о крещении Ольги в Константинополе, записанная в нашей летописи под 955 годом. Константин Порфирогенит о приёмах Ольги в Константинополе во дворце императорском (De ceremoniis aulae Byzantinae, lib. II, cap. 15, ed. Bonn, p. 594, y Миня Патрология t. 112, col. 1108). Западные летописцы о посольстве Ольги к Оттону. Глава II. Крещение св. Владимиром всей Руси и совершенное утверждение христианства на Руси при его преемниках I. Владимир, – его собственное крещение и крещение им страны. II. Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной. III. Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира. Уверения некоторых римско-католических писателей, будто мы, Русские, обращены в христианство латинскими миссионерами, и действительные попытки пап обратить нас в христианство и восхитить нас у Греков. Приложения 1. Житие Владимира, принадлежащее неизвестному автору, по всей вероятности, Греку, и соответствующая ему часть повести о крещении Владимира, помещённой в летописи. 2. Память и похвала Владимиру монаха Иакова. 3. Проложное сказание о Владимире. 4. Бандуриево греческое сказание о крещении Владимира. „Обстоятельное повествование о том, как крестился народ Росов”. 5. Греческие и арабские писатели о женитьбе Владимира на царевне Анне. 6. Сага об Олаве, сыне Триггвиеве. Глава III. Управление I. Введение управления. – Митрополия и митрополиты. II. Епископские кафедры, епископы и епархиальное управление. III. Пространство епархиального суда. Церковные законы. Дополнение о епископах (архиепископы). IV. Приходское духовенство и приходы. V. Средства содержания духовенства высшего и низшего. VI. Отношение власти церковной к государству и наоборот власти государственной к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Этот чудесный монастырь находится в Крымском заповеднике окруженный горами Черной, Большой и Малой Чучелью и хребтом Конек. Дорога, которая ведет к монастырю берет свое начало с одной стороны в поселке Массандра, с другой выходит в село Изобильное, что под Алуштой. Дорога эта закрыта, потому что проходит через заповедник, поэтому по ней можно только пройти пешком или проехать на велосипеде. Общая протяженность дороги от Массандры 62 км. К монастырю проще всего добраться со стороны Алушты (около 20 км). Причем первые километров 15 можно проехать на транспорте до ворот заповедника. Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножья горы Чатырдаг, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидивший свою жену, увел ее в горы,выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратясь в свою деревню, рассказала о случившемся. Кроме святого источника в монастыре находится икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. А также икона Божьей Матери " Иерусалимская " написанная и освященная на святой горе Афон в Греции. Архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Космы и Дамиана, отсюда он поднялся на вершину Чатырдага. Он напомнил православным жителям, что необходимо восстанавливать обители и памятники веры: " Древние предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров Таврический,будучи сосланы сюда в заточение от кесаря Римского. И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где думал я, то в подобных ущельях гор место обитателям иноческим, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благославение на сию мысль.

http://sobory.ru/article/?object=01379

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010