Независимо от того, представляется крайне сомнительным, чтобы школы грамоты нового типа могли принести действительную пользу делу народного образования. Существенным препятствием являются в этом случае два обстоятельства: а) преподаватели, неподготовленные или плохо подготовленные не могут вести начальную школу самостоятельно, б) установить действительный надзор за школами грамоты при тех условиях, в которых эти школы поставлены действующими законами, почти невозможно. 11) По всем этим соображениям земство не может расходовать свои средства на учреждение и поддержание школ грамоты; оно должно изыскать другие пути для того, чтобы по возможности скорее и в возможно большей мере удовлетворить народную потребность в начальном образовании. Федор Самарин 1 Это видно в особенности из § 9 правил 13-го июня 1884 года, а также и § 18-го правил для выдачи свидетельств воспитанникам церковно-приходских школ на льготу по воинской повинности. 2 По статье 6-ой означенного Положения, «в училища могут быть принимаемы дети всех состояний, без различия вероисповедания». 3 Дело это могло бы пойти и еще успешнее, если бы между учащими и членами причта были везде умеющие и способные обучать пению, – что, к сожалению, бывает далеко не во всех школах (Отчет Кирилло-Мефод. Братства за 1893–94 учебный год, стр. 46 и 47), 4 Вот перечень всех священно-исторических рассказов, которые прямо не упомянуты в программе 1881 года: по Ветхому Завету – Каин и Авель; явление Бога Аврааму в виде трех странников; видение Иаковом таинственной лестницы; вступление Иудеев в Ханаанскую землю и правление судей; избрание и помазание Саула на царство; разделение царств; падение царства Израильского; разрушение царства Иудейского, пророк Исаия; история трех отроков; возвращение иудеев из пле- на; построение второго храма по Новому Завету – посещение Пресвятой Девы праведной Елизаветы; первые ученики Господа Иисуса Христа; изгнание торгующих из храма; избрание Апостолов; притча о сеятеле; воскресение дочери Иаира; усекновение главы Иоанна Предтечи; притча о богатом и Лазаре; благословление детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Переходя затем ко времени службы в Афинах, вызванной усилением недуга, преосвященный Антоний останавливает свое внимание на том, что ни широта, ни долгота не могли отлучить его от любви Христовой 1092 и от любви к нему друзей, его товарищей и учеников, искавших в нем нравственную опору и утешение. Многочисленные письма с духовною исповедью потекли со всех концов широкой Руси в далекие Афины, а некоторые друзья самолично поехали туда, чтобы находить укрепление у слабого телом, но сильного духом руководителя, учителя, брата и друга, подобно тому как некогда древние христиане получали духовную поддержку у преподобного Максима Исповедника или преподобного Феодора Студита . «Тот же подвиг руководства товарищами и учениками нес усопший в Полтаве и Тавриде, даже до последних дней своей жизни. Ныне оборвалась нить этой жизни, и разбиты скорбью сердца многих его последователей, – ныне церковных учителей, пастырей и архипастырей, от которых слышали о добродетели почившего ученика их и ученики учеников их. Эти сердца незримо здесь, в этом храме, бьются с болью, но и с упованием около его гроба». «Знай же, таврическая паства, какое сокровище заключено в земные недра под твоим соборным храмом! Эта могила вводит тебя в духовное общение с предстоятелями многих Церквей Российских и Восточных, которые бы за счастье почли помолиться и поклониться у этого гроба...». «Он не мог назидать в предсмертные годы свою новую паству постоянною проповедью и, взамен того, даровал ей для постоянного назидания свою могилу и память о своей праведной кончине». Остановив свое внимание на предсмертных минутах почившего, проповедник продолжает: «Он умирал, как святой подвижник, которому смерть – приобретение, 1093 ибо давно был желание имый разрешитися и со Христом быти. 1094 Он улыбался среди мучительных страданий, он приобщался с радостью Святых Таин, ежедневно обновляя дух свой этим блаженным общением со Христом. Задыхаясь за несколько минут до смерти, он шептал друзьям своим свой последний завет о самоотверженном служении Апостольской церкви. Не смерть его сразила, но он победил ее, и мы, ее ближайшие свидетели, можем воскликнуть при воспоминании о ней: «Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть» 1095 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Ярослав вошел в Киев и, по словам летописи, отер пот с мужественною дружиною, трудами и победою заслужив сан Великого Князя Российского. Но бедствия войны междоусобной еще не прекратились. В Полоцке княжил тогда Брячислав, сын Изяславов и внук Владимира. Сей юноша хотел смелым подвигом утвердить свою независимость: взял Новгород, ограбил жителей и со множеством пленных возвращался в свое Удельное Княжение. Но Ярослав, выступив из Киева, встретил и разбил его на берегах реки Судомы, в нынешней Псковской Губернии. Пленники Новогородские были освобождены, а Брячислав ушел в Полоцк и, как вероятно, примирился с Великим Князем: ибо Ярослав оставил его в покое. – О сей войне упоминают древние Исландские Саги. Варяги, или Норманы, служившие тогда нашим Князьям, рассказывали, возвратясь в отечество, следующие обстоятельства, достойные замечания, хотя, может быть, отчасти и баснословные: «Храбрый витязь Эймунд, сын Короля Гейдмаркского, оказал великие услуги Ярославу в продолжение трехлетней войны с Киевским Государем (Святополком); наконец, взяв сторону Брячислава, еще более удивил Россиян своим мужеством и хитростию. Сей витязь засел с товарищами в одном месте, где надлежало ехать супруге Ярославовой: убил под нею коня и привез ее к Брячиславу, остыдив многочисленных воинов, окружавших Великую Княгиню. Брячислав, заключив мир с братом, наградил Эймунда целою областию». – Скоро опаснейший неприятель восстал на Ярослава. Мы знаем, что Владимир отдал Воспорскую, или Тмутороканскую, область в удел сыну своему Мстиславу. Сей Князь, рожденный быть Героем, хотел войны и победы: Император Греческий предложил ему уничтожить Державу Каганову в Тавриде. Искав дружбы Козаров идолопоклонников, но сильных, Греки искали их погибели, когда они приняли Веру Христианскую, но утратили свое могущество. Андроник, вождь Императорский, в 1016 году пристал к берегам Тавриды, соединился с войском Мстислава и в самом первом сражении пленил Кагана, именем Георгия Цула. Греки овладели Тавридою, удовольствовав Мстислава одною благодарностию или золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Язычники и сами со временем начали гнушаться подобными практиками: “ – Смотри, что ты делаешь, преступный Дамид! Своими словами ты едва не опрокидываешь храмы и алтари богов. – Не все алтари, Тимокл. Ведь что ж в них дурного, если они полны благовоний и фимиама? Но я увидел бы охотно свергнутых со своих оснований алтари Артемиды в Тавриде, на которых эта дева наслаждалась известными всем жертвоприношениями, радовавшими её” ( Лукиан. Зевс трагический, 44). «Известные всем жертвоприношения” Артемиде – это намёк на историю Ифигении… В Аркадии богу Ликею «обыкновенно» приносили в жертву мальчиков (Августин. О Граде Божием. 18, 17). " В историческую эпоху здравое чувство Греции победоносно борется с этим страшным пережитком. Где человек заменяется жертвенным животным ; где – куклой; где человек остаётся человеком, но жертвоприношение заменяется окроплением жертвенника его кровью, или же его сбрасывают со скалы, принимая меры к тому, чтобы он был спасён; где, наконец, очень редко, – и это было самым строгим отношением к старине, – для жертвоприношения приберегают присуждённого к смертной казни преступника. Все это были так называемые «фармаки», то есть средства «исцеления» государства от болезни " . И все же – было… Было и в Греции, было и на Руси. Рассказ «Повести временных лет» о том, как Перуна пустили в плавание по Днепру, перестаёт казаться «разрушением культурных памятников родной старины», если вспомнить, что Перуну ещё за несколько лет до года Крещения принесли в жертву христиан: «В год 6491 (983) пошёл Владимир против ятвигов, и победил ятвигов, и взял их землю. И пошёл к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт он, того и зарежем в жертву богам“. Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришёл тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти диавола. И посланные к нему, придя, сказали: „На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам“. И сказал варяг: „не дам сына моего бесам“. Посланные ушли и поведали об этом людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял в сенях с сыном своим. Сказали ему: „дай сына твоего, да принесём его богам“. И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили» . До Крещения Владимира и Руси оставалось пять лет…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Когда происходило это объяснение и чем оно кончилось, из дела не видно; но видно, что князь Г. А. Потемкин стал усвоять себе некоторыя права под церковною движимостию монастыря, не принимая в тоже время на себя соответстующих обязанностей. Ризница и утварь межигорскаго монастыря, перевезенная на время в киево-софийский собор, по письменному требованию князя Потемкина, вся без изъятия, 20 апреля 1787 г., отдана присланному от его светлости коллежскому ассессору Михаилу Завьялову с копиею описи и роспискою. А летом 1789 г. кпязь Потемкин предписалъ киевскому обер-комменданту Вигелю 14 взять и препроводить водою до Койдан колокола упраздненного киево-межигорскаго монастыря; почему те колокола все без изъятия и взяты были присланным от обер-коменданта сержантом Филиппом Вороновымъ 15 . Куда делась ризница, утварь и колокола – нам неизвестно. Очень вероятно, что князь Потемкин, любивший все делат в широких размерах и притом сам собиравшийся когда-то быть монахом, действительно задумывал устроить в Тавриде монастырь на славу, – но сначала 2-я турецкая война, а потом смерть самого князя Потемкина – помешали исполнению предприятия. Какая была дальнейшая судьба монастырских зданий, архимандрита и иноков? Строения межигорского монастыря предназначались правительством сначала для янвалидного дома дряхлым и больным офицерам, а потом для госпиталя. Как бы то ни было, но монахам предложено было выбраться оттуда, а храмы монастырские, из которых было вынесено все ценное, переданы в заведевние соседнему священнику. При этом повторились сцены разгрома и опустошения, какие всегда бываютъ, когда дом остается без хозяина. Теже бывшие крестьяне монастырские», доносил архим. Амфилохий еще от 25 июля 1786 г., „начали уже и утеснять монастырь, занимая сами собою землю до самаго монастыря без уважения, лес и сады монастырские опустошая крайне». Не уцелели и самые храмы. „Апреля 23 дня», докладывал св. синоду митр. Самуил от 24 апр. 1787 г., „определенный для надсматривания бывшего межигорского монастыря священник доношением мне представил, что по случаю учинившагося в том бывшем монастыре пожара и церкви божии деревянная, а именно 1) Сошествия св. Духа, 2) Благовещения пр. Богородицы и 3) трапезная святителя Николая сгорели со всею, что в них находилось, утварию, исключая св. антиминсы и сосуды, которые он успел вынест; да и в настоящей каменной церкви паперть под железною крышкою вся обгорела, даже что жар касался и самой церкви, почему и из оной все было выносимо». – Сгорели ли кельи и другие монастырские строения, переданные в ведомство приказа общественного призрения, из дела не видно. Народная молва приписывала причину пожара поджогу со стороны людей, раздраженных закрытием монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

551 Известны по крайней мере еще три сходные ключевые фразы для этого карточного фокуса, которые целиком образованы из действительно существующих слов: «макар ножом режет нитки», «крупу, табак берем оптом» и «лирик лемех рахат кутум». 552 Далее зачеркнуто: В генваре месяце одна чистая страница занята каким-то хозяйственным счетом, а оборот ее – данными о кончине и рождении. 553 Первая часть афоризма – из знаменитых «трех римских юридических обязанностей»: Honeste vive, neminem laede, suum cuique tribue (Живи честно, никому не вреди, воздавай каждому свое). 554 Имеется в виду часть бывшего Черкизовского имения; названа по боярской фамилии Старковых, ведущей начало от внука царевича Серкиза – Федора Андреевича, по прозвищу Старко. В погосте Старки находилась церковь Святителя Николая Чудотворца («Красная», по местному наименованию). Поначалу, в 1641 г., тут был возведен деревянный Никольский храм; в 1759–1763 гг. его перестроил в камне в псевдоготическом стиле предположительно В. И. Баженов или К. И. Бланк. В советское время не закрывался. Погост – зд.: расположенная в стороне от поселения церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта. 555 Далее зачеркнуто: Кто это? Брат ли деда моего? Но тогда было бы сказано «брат». Вероятнее, просто хороший знакомый, по близости села Старкова из Коломны./Далее: «1802-го года генваря 30-го дня родилась дочь Анна»./Впоследствии дед мой сдаст ей свое священническое место при выходе ее замуж за Павла Ивановича Богословского и сам останется доживать свой век в своем родном коломенском приходе Никиты Мученика. (Про Анну– явная ошибка: эта Анна умерла в полугодовалом возрасте. – А. Д.) 558 Далее зачеркнуто: в своей автобиографии. (Имеются в виду «автобиографические воспоминания» «Из пережитого». – А. Д.) 561 Источник выражения – «Путешествие по Тавриде в 1820 году» И. М. Муравьева-Апостола (СПб., 1823). Включающая его «Выписка» из этого произведения приложена Пушкиным к его поэме «Бахчисарайский фонтан»: «За мечетью, вне двора, кладбище ханов . Прежде нежели оставить сию юдоль сна непробудного, я укажу тебе отсюда на холм...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Что сталось с настоятелем и братиею? Архимандрит Амфилохий Леонтович лично ничего не потерял. Онъ былъ назначен вскоре настоятелем 1-классного киево-николаевскаго пустынного монастыря и впоследетвии (с 24 июня 1795 г. до смерти 1 июля 1799 г.) был епископом переяславским. Судьба остальной братии менее известна. В эпоху монастырского упразднения всех монашествующих, кроме настоятеля, было 49; в том числе были – по отзыву Амфилохия – «престарелые, дряхлые, здоровъем весьма слабые, к послушанию неспособные и к переселению крайне ненадежные». Если бы переселение состоялось и в Тавриде основан был первоклассный монастырь с 33 положенными по штату иноками, то и в таком случае 17 межигорцев остались бы во излишестве. Если верить Ратшину (О монастырях стр. 535), братия межигорского монастыря была переселена в Спасо-Николаевский мон. при устье р. Ингула. Из дел синодального архива этого не видно. Из дел архива видно только то, что в 1786 году прибыло в киево-печерсвую лавру 17 заштатных иноков упраздненного межигорского монастыря (иеромонахов 7, иерод. 2, монахов 8, в том чнсле два иподиакона). По лаврской ведомости за 2-ю половину 1788 года значится живущими ве лавре только десять межигорцев: иеромонахи Карп 60 лет, Дормидонт 50 л., иеродиаконы: Гурий 50 л., Аркадий 40 л. монахи: Елисей 35 л., Герман 35 л., Евфим 72 л., Фаддей 70 л., Феодул 45 л., Глеб 38 лет. Все они аттестуются так: «Со времени определения их в лавру никаких худых дел за ними не примечено». Остается сказать несколько слов о колониях межигорского монастыря – о приписных к нему обителях и подворьях. Этих колоний было четыре: 1) Самарский монастырь в Екатеринославском наместничестве, в новомосковском уезде, 2) в Киево-подоле монастырское подворье с церковью св. великомуч. Пантелеймона, 3) при польской границе во острову, называвшимся Демидовским, новая церковь во имя Рождества Богородицы, 4) при городе Переяславле отчина монастырская село Демянцы с двором монастырским и старою церковью во имя св. Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом. С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Он велел Пашам и Саип-Гирею собирать многочисленное войско, чтобы изменник твой, Бельский, шел с ним на Россию. Один я стою в дружбе к тебе и мешаю их замыслу». Бельский действительно искал гибели отечества и, чтобы злодействовать тем безопаснее, хотел усыпить Правительницу уверениями в его раскаянии: писал к ней и требовал себе опасной грамоты, обещаясь немедленно быть в Москве, чтобы загладить вину своего бегства усердною службою. Мог ли такой преступник ждать милосердия от Елены? Сие мнимое раскаяние было новым коварством, и правительство наше не усомнилось также прибегнуть к обману, чтобы наказать злодея. Именем Иоанновым Бояре ответствовали ему, что преступление его, извиняемое юностию лет, забывается навеки; что и в древние времена многие знаменитые люди уходили в чужие земли, возвращались и снова пользовались милостию Великих Князей; что Иоанн с любовию встретит родственника, исправленного летами и опытностью. В то же время послали из Москвы гонца и дары к Исламу с убедительным требованием, чтобы он выдал нам или умертвил сего изменника. Но Ислама не стало: один из Князей Ногайских; Багый, друг Саип-Гиреев, в нечаянном нападении убил его и, пленив многих Крымцев, захватил между ими и Бельского, спасенного судьбою для новых преступлений: ибо Елена и Бояре тщетно хотели выкупить его, посылая деньги в Ногайские Улусы будто бы от матери и братьев Симеоновых: Князь Багый, в угодность Хану, отослал к нему сего важного пленника как его друга. Смерть Исламова и восстановленное тем единовластие Саип-Гирея в Тавриде были для нас весьма неприятны. Ислам вероломствовал, но, будучи врагом сверженного им Хана и Казанского Царя, находил собственные выгоды в союзе с Россиею; а Саип-Гирей, покровительствуемый Султаном, имел тесную связь с мятежною Казанью и не без досады видел нашу дружбу к Исламу, хотя мы, более уважая последнего как сильнейшего, от времени до времени писали ласковые грамоты и к Саипу. Хан не замедлил оскорбить Великого Князя: ограбил Посла Московского в Тавриде; однако ж, как бы удовольствованный сею местию, известил нас о гибели своего злодея и предлагал Иоанну братство, желая даров и запрещая ему тревожить Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Родился первого декабря в Петербурге. Сын помещика и сам помещик. Окончил Московский университет. Мировой судья. Поселился в Югославии в 1919 г. В 1946 основался во Франции. В 1951 г. переехал в Америку, где и умер около Нью-Йорка. Последние годы своей жизни посвятил себя церковному пению и писал на эту тему. Правда о зарубежной Церкви. П. 1954. РОДЗЯНКО Владимир Михайлович. Протоиерей. 1915 Родился 22 мая в имении «Отрада» в Ехатеринославской губернии. Сын помещика. Эвакуировался с родителями в 1919 г. в Югославию. Окончил богословский факультет Белградского университета в 1937. Рукоположен в 1944. Служил на сербском приходе. Арестован и посажен в концентрационный лагерь коммунистами. Выслан в Европу и поселился в Англии 1953. Ведет церковную работу и заведует религиозной программой Британского Радио для России. Начиная с 1968 г. стоит во главе Братства Св. Симеона и редактирует журнал «Aion». Автор многочисленных статей в журналах и участник экуменических сборников. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Протоиерей Александр Петрович. 1865–1930 Сын священника. Родился в Псковской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию в 1890 г. Магистр богословия и доцент 1896. Профессор Ветхого Завета 1902. Рукоположен в 1903 и назначен настоятелем церкви св. Николая при Мариинском дворце, законоучитель дочерей Государя, 1904–1910. Доктор богословия 1911. Диссертация на тему «Книга премудрости сына Сирахова». Покинул Россию в 1920 г. Профессор богословского факультета в Софии 1922. По болезни вышел в отставку в 1923 г. Умер в Моравской Тшебове в Чехословакии. Святейший Тихон патриарх Московский. София. 1922. стр. 24. РОЗОВ Владимир Алексеевич. 1876–1940 Родился 15 июня. Сын профессора Киевской Духовной Академии. В 1903 окончил филологический факультет Киевского университета. В 1907–1908 г. изучал славянские рукописи в странах Ближнего Востока. Профессор славянской филологии в Нежинском институте 1916. Профессор университета в Тавриде 1918–1920. Преподавал русский язык в Загребском университете 1920–40. Умер 21 мая в Загребе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010