16 марта 2014 года произошёл референдум о присоединении Крыма к России.В этот день Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). 18 марта 2014 года в Георгиевском зале Кремля состоялось подписание договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о вхождении в состав РФ Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь.В этот день Церковь празднует обретение мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского (Крымского). Таких случайных совпадений дат и событий следующих за ними, не бывает. Мы ясно видим промысел Божий! Древней Тавриде (Крыму) быть в Российской Империи! Такова Воля Божия! Да не дерзайте идти против Божьего Повеления! А остальной Малороссии - Украине, следует вспомнить, что они православные Христиане и сделать выбор - с кем Вы? Николай П.Т. 2020/01/07, 19:18:50 Пророчество схиигумена Киево-Печерской Лавры Валентина о Филарете (Денисенко) УПЦ КП: «Однажды в Лавру, - вспоминал Батюшка, - (ещё в советское время) нагрянули «кагэбэшники» с архимандритом Филаретом (Денисенко) и сразу набросились на монахов: «Так, Лавра закрывается на ремонт, освобождайте помещение. Быстренько, вас переселяют в Почаев». Старцы плачут, знают, что никакого ремонта, никакого там Почаева им не будет. - Быстренько, а то в тюрьму посадим!. И Филарет от «кагэбэшников» не отстаёт: «Отцы, отцы, освобождайте помещение, завтра начинаем капитальный ремонт Лавры. Закончится ремонт, тогда всех вас возвратят.» «Мы никогда сюда больше не возвратимся» - с горечью вздыхали монахи. А мой Старец смелый такой был, подходит к Филарету и говорит: «Помни, ты за нечестие своё отступишь от Бога и будешь врагом Церкви, придёт время - ты предателем Церкви будешь. И помни: за твоё нечестие, что Лавру закрыл, тебе Бог не даст нормальной смерти - умрешь ты, как Иуда-предатель!»... Как плакали старцы, схимники, когда Лавру закрывали. Закапывали свои святые иконы, спасая от поругания. Но все жили верой, что Лавра вновь откроется, что Лавра возродится и будет вновь служить. Старцы умирая, передавали все богатства Лавры, знали, что всё это ещё пригодится».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=3...

Том VII Глава I. Государь Великий князь Василий Иоаннович. Г. 1505–1509 Тесное заключение и смерть Иоаннова внука, Димитрия. Общий характер Василиева правления. Посольство в Тавриду. Царевич Казанский принимает Веру нашу и женится на сестре Великого Князя. Поход на Казань. Дела Литовские. Война с Сигизмундом, Александровым наследником. Мир. Союз с Менгли-Гиреем. Освобождение Летифа. Неудовольствия нашего Посла в Тавриде. Мирный договор с Ливониею. Дела Пскова: конец его гражданской вольности. Василий приял Державу отца, но без всяких священных обрядов, которые напомнили бы Россиянам о злополучном Димитрии, пышно венчанном и сверженном с престола в темницу. Василий не хотел быть великодушным: ненавидя племянника, помня дни его счастия и своего уничижения, он безжалостно осудил сего юношу на самую тяжкую неволю, сокрыл от людей, от света солнечного в тесной, мрачной палате. Изнуряемый горестию, скукою праздного уединения, лишенных всех приятностей жизни, без отрады, без надежды в летах цветущих, Димитрий преставился в 1509 году, быв одною из умилительных жертв лютой Политики, оплакиваемых добрыми сердцами и находящих мстителя разве в другом мире. Смерть возвратила Димитрию права Царские: Россия увидела его лежащего на великолепном одре, торжественно отпеваемого в новом храме Св. Михаила и преданного земле подле гроба родителева. Завещание, писанное сим Князем в присутствии Духовника и Боярина, Князя Хованского, свидетельствует, что он и в самой темнице имел казну, деньги, множество драгоценных вещей, отчасти данных ему Василием, как бы в замену престола и свободы, у него похищенных. Исчислив все свое достояние, жемчуг, золото, серебро (весом более десяти пуд), Димитрий не располагает ничем, а желает единственно, чтобы некоторые из его земель были отданы монастырям, все крепостные слуги освобождены, вольные призрены, купленные им деревни возвращены безденежно прежним владельцам, долговые записи уничтожены, и просит о том Великого Князя без унижения и гордости, повинуясь судьбе, но не забывая своих прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

X. знаменитый Херсонес. Трахейский полуостров в длину имеет 8 верст и в окружности 45 вер. В отдаленные времена он был могущественным государством и центром просвещения. В Трахее все имеет славную историю, внесенную на страницы ее еще за 2000 л. до Р. X. Здесь, именно в этих местах, на мысе Партениум (позднее называвшемся Фиолент, а ныне под названием мыс Св. Георгия) в свое время царила богиня Диана, одно из важнейших божеств греческого Олимпа, и имела свои храмы и жертвенники, знаменитые кровавыми культами; здесь когда-то хозяйничали амазонки, гостили аргонавты, странствовали скифы и проч. Когда царь Ассирийский Нин, царствовавший за 2300 л. до Р. X., положил конец господству скифов в Азии, то два князя, Илиной и Сколопит, будучи преследуемы гневом царя, бежали с многочисленными приверженцами к правому берегу Понта Эвксинскаго, – так называлась часть Азии, омываемая с севера Черным морем, – где и поселились. Хотя местность эта была весьма благодатная во всех отношениях, но юная и буйная дружина князей до того бесчинствовала, что природные жители возмутились и истребили их всех вместе с князьями. Вдовы убитых скифов, желая отомстить за смерть своих мужей, поголовно взялись за оружие и одержали победу. С тех пор они стали называться амазонками и управлялись царицами. Одна из цариц амазонок после смерти своей матери «Марсова дочь», расширила свои владения от Танаиса до Фракии со включением Тавриды, в которой воздвигла храмы Диане и учредила жертвоприношения ей (за 1700 л. до Р. X.). Затем, после многих побед, амазонки возвратились в Азию, где тоже постоянно увеличивали свои владения и строили города, в том числе и Ефес. В 1234 г. амазонки опять появились в Тавриде. Около этого времени возгорелась у греков Троянская война 1 и одна из цариц Пенфезилея, сражавшаяся в Трое, была убита Ахиллесом. Амазонки вступили в брак со скифами и вследствие этого знаменитые воинственные женщины утратили свое значение и название амазонок; хотя они и появились при Александре Македонском (334–323 до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приведу лишь один пример такой неточности, недавно попавшийся мне на глаза при чтении книги Деяний апостольских. В этой книге рассказывается о том, как во время пребывания апостола Павла в Ефесе «произошел немалый мятеж против пути Господня». Начальник гильдии серебряных дел мастеров собрал толпу, которая выразила свое возмущение проповедью христиан тем, что в течение двух часов кричала: «Велика Артемида Ефесская!» Тогда, чтобы утихомирить людей, был вызван из народа некий Александр, который, в числе прочего, сказал: «Мужи Ефесские! Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» (Деян. 19:23-35). Мы знаем, кто такая Артемида. Но кто такой Диопет? Можно было бы предположить, что это один из греческих богов или героев античной мифологии. Но такого бога в греческом пантеоне вы не найдете, и в греческих мифах нет такого героя. Слово διοπετς/diopetês, ошибочно переведенное как имя собственное («Диопет»), буквально означает «низринутый Зевсом», то есть упавший с неба. Эврипид в трагедии «Ифигения в Тавриде» употребляет этот термин по отношению к статуе Артемиды Таврической, имея в виду, что она упала с неба, то есть является нерукотворной. Главной языческой святыней Ефеса была статуя Артемиды Ефесской, и, вероятно, Александр в своем обращении к ефесянам указывал на представление об этой статуе как нерукотворной. Следовательно, перевести его слова надо было бы так: «Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель богини Артемиды, великой и нерукотворной?» (или «великой и упавшей с неба», или буквально — «великой и низринутой Зевсом»). От таинственного Диопета не остается и следа. Чаще всего при обсуждении недостатков Синодального перевода указывают на его текстологический и стилистический эклектизм. В этом пункте сходятся критики Синодального перевода «слева» и «справа». Текстологическая основа Синодального перевода — не греческая, но и не вполне еврейская. Язык — не славянский, но и не вполне русский. Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 годах Константин Петрович Победоносцев считал, что Синодальный перевод должен быть приближен к славянскому тексту.

http://patriarchia.ru/db/text/4630008.ht...

193) Парфений , митрополит хиосский, человек благочестивый, правдивый, образованный и ревнитель православия. От него ожидали большого улучшения в делах Церкви. Но сеятель плевел всегда бодрствует! Царствовавший в то время в Тавриде хан татарский, узнав от отправленного патриархом к гетману казацкому посла, что митрополит греческий, бывший недавно никейским, пользуется расположением и уважением христолюбивых казаков, стал подозревать, что патриарх константинопольский послал его к этому гетману с целью возбудить мужественных казаков и русских к войне с султаном и его союзниками – татарами. Хан донес об этом визирю султана. В это же время в руки одного аббата иезуитов попало письмо патриарха, в котором он просил государя валахского прислать денежную помощь для уплаты вновь увеличившегося долга патриархии. В этом письме между другими евангельскими изречениями патриарх написал и следующее: «приидет Царство Небесное, в котором милостивые получат воздаяние». Аббат иезуитский тайно послал визирю это письмо. Человек, доставивший письмо визирю, объясняя это изречение, относил выражение о Царстве Небесном к царству русских, которого будто бы скоро ожидал патриарх, злоумышлявший против Оттоманской державы. Этого достаточно было для визиря. Он призвал патриарха к себе и, тщательно расспросив обо всем, хотя нашел его невинным, но для большей безопасности и в пример другим, осудил его на самый постыдный род смерти – удавление, и вот знаменитый патриарх через 3 месяца своего патриаршествования в Лазареву субботу (1657 г.) был удавлен на решетчатых воротах Константинополя (пармак-капи). В таком положении патриарх пробыл 3 дня и потом брошен в море. Но христиане извлекли из моря честные его останки и похоронили их на одном из константинопольских островов 56 . С этого времени запрещено было патриархам лично представляться султану и принимать от него знаки утверждения в своем достоинстве. Такая честь представлялась неприличною и неудобною для людей неверных и непримиримых врагов султанской династии. Прием нового патриарха предоставлен был визирю, как это делается и теперь. После осуждения патриарха Парфения, когда Церковь была в глубокой скорби, врагами ее вызван был на патриарший престол 1657 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаила. Пишут, что сей Литовский Князь, от природы жестокосердный, будучи властителем, сверх одежды богатой носил черную мантию и потому заслужил название волка в коже агнца. Но он имел право на благодарность Россиян, хотев, по усердию к Вере Христианской и любви к ним, чтобы кровь Св. Владимира, браками Даниила и Шварна соединенная с кровию славного Миндовга, царствовала в Литве. К несчастию, столь важное для России благодеяние не имело желаемых следствий: Шварн в юности умер, и Князь Литовский, именем Тройден, верою язычник, сердцем Нерон, сел на Миндовговом троне. Скоро преставился и Князь Василько, о коем упоминается с честию во многих летописях иностранных, особенно в Сербской истории, по его дружеству с Королем Стефаном Драгутиным. Сей достойный брат Даниилов, некогда воин храбрый и неутомимый, кончил дни свои Монахом и тружеником: повествуют, что он жил несколько времени в дикой, заросшей кустарником пещере, оплакивая грехи прежнего мирского властолюбия и ратной деятельности. Сын его Иоанн-Владимир, женатый на Ольге, дочери Романа Махайловича Брянского, (в 1269 году) наследовал область родительскую, а Лев Шварнову, то есть Галич, Холм и Дрогичин, утвердив престол свой в новом городе Львове, основанном еще при Данииле. Ко временам, нами описываемым, Историки относят возобновление древней Феодосии, или основание нынешней Кафы. Может быть, Генуэзцы уже и ранее купечествовали в Тавриде вместе с Венециянами: но в царствование Императора Михаила Палеолога они старались исключительно пользоваться сею торговлею и с дозволения Моголов завели там гостиный двор, анбары и лавки: сперва, выпросив небольшую частицу земли, обвели ее рвом и валом, а после начали строить высокие домы, присвоили себе гораздо более отданного им места и сделали каменную стену, назвав сей укрепленный, прекрасный город Кафою; овладели Судаком, Балаклавою, нынешним Азовом, или Танаисом, выгнали оттуда своих опасных совместников, Венециян, и стеснили древний Херсон, где (в 1333 году) находился уже Латинский Епископ и где в XVI веке представлялись глазам путешественников одни великолепные развалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Если верить автору Жития Иоанна Готского, составленного в период между 815 и 843 гг., епископ Готии (возможно, он же – архиепископ Херсона или Херсона Дорантского) уже существовал в правление василевса Константина V (741–775), причем до церковного синода 754 г., осудившего иконопочитание. – Житие Иоанна Готского//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 396; ср. Арсений, архим. Готская епархия в Крыму//ЖМНП. – 1873. – Ч. 115. – Январь. – С. 59–86; Кулаковский Ю.А. Из истории Готской епархии (в Крыму) в VIII веке. Где находились Фуллы?//ЖМНП. – 1898. – Ч. 315. – Февраль. – С. 173–202; Бертье-Делагард А.А. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде//ИТУАК. – 1920. – – С. 40–66,128,131; Васильев А.А. Готы в Крыму. II//ИГАИМК. – A., 1927. – Т. 5. – С. 210–216; Vkstliev A. The Goths... – Р.80; Артамонов М.И. История хазар. – С. 256–263, 327; Пятышева Н.В. Печать готского епископа в коллекциях Государственного исторического музея//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–36; Якобсон A.A. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Вып. 10. – С. 40,41; Xuxley G. On the Vita of John of Gotthia//Greek, Roman and Byzantine Studies. – 1978. – Vol. 19. – N 2. – P. 161–169; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–122; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. –- Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 1–113 (последние два автора относят время образования Готской епархии к концу VIII – началу IX в., но тоже связывают это с захватом большей части Крымской Готии хазарами). По мнению Ж. Дагрона, огромные размеры Готской епархии, согласно нотации де Боора или списку по Даррузе, отражали лишь проект распространения Византийской церковной иерархии в Таврике и были эфемерной реальностью (Dagron G. Crimee ambigue//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – Р. 293,300). 1203 Болгов H.H. Боспор Византийский: очерки истории//Болгов H.H.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца. Часть 3 15 мая 1915 года государь император Николай II с августейшим семейством последний раз посетил монастырь. По рассказу графа С.Д. Шереметева, когда Николай II, будучи в Севастополе, неожиданно приехал на молебен в Георгиевском монастыре, два схимника, долго не покидавшие своих келий в скалах, прозрели присутствие императора и, выйдя к нему, поклонились будущим страданиям царя-мученика. А, может быть, и страданиям всей Российской державы. Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца. Часть 2 Российский Черноморский флот нуждался в духовном окормлении. 23 марта 1806 года синодальный указ определил местом пребывания черноморских флотских иеромонахов Георгиевский монастырь. В свое время Петр Великий велел иеромонахов для флота «брать из Александро-Невского монастыря». Таким образом, Балаклавский Георгиевский монастырь стал очевидным преемником флотских духовных традиций, заложенных в великой Петербургской лавре. Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца. Часть 1 Георгиевский монастырь буквально прилепился к скале между Балаклавой и Херсонесом. Этот основанный некогда греками монастырь со времени путешествия Екатерины Великой по Тавриде стал олицетворять русскую идею духовного преемства от Византии. Не случайно митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) в письме к владыке Хрисанфу заметит: «Георгиевский монастырь не пустыня, но штатный, государственный, вечный». Князь-староста. Часть 3. Из «Записной книги» князя А.М. Голицына Что за жемчужина этот отец Арсений! Весь – любовь, доброта непобедимая, и сам не ведает своей цены. Простолюдины его понимают и льнут к нему, а из ученых немногие сумеют оценить. Много отрадных, сладостных часов провел я у него и всегда уходил успокоенный, как-то духовно насыщенный, с утоленной жаждой. И, говея, хорошо было жить у него, при его кельях – как бы в затворе. Князь-староста. Часть 2. Из «Записной книги» князя А.М. Голицына Митрополит Филарет жил в ту пору в скиту.

http://pravoslavie.ru/jurnal/07032013553...

Изд. подг. В. В. Кучма. – СПб., 2004. – С. 87; Leonis tactica VII. 57; Кучма В. В. Методика боевой подготовки по «Тактике Льва»: господство принципов традиционализма//Власть, общество и Церковь в Византии/Отв. ред. C. Н. Малахов. – Армавир, 2007. – С. 108, коммент. 45). По мнению В. Г. Васильевского , «владение этим укрепленным и центральным пунктом должно было повести к подчинению всей области и так, по-видимому, было» (Житие Иоанна Готского. – С. 419). Несколько преждевременный вывод, учитывая слова агиографа о том, что возмущение представителей властей Готфии и духовного предводителя было инспирировано одними подозрениями в намерении хагана подчинить «страну их» (tes choras auton), да и число поставленных («назначенных») «таксатов» едва ли было велико. А.Л. Бертье-Делагард добавил к этому, что «...конному, полудикому, кочевому народу крепости не служили опорой» (Бертье-Делагард А. Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде//ИТУАК. – 1920. – 57. – С. 72). Последовавшая легкая победа над phylakas taxatous людей или войска (laos) Иоанна свидетельствует сама за себя. В свое время хазарский тудун и, вероятно, не один, тоже со «стражей», находился в Херсоне, но это обстоятельство не говорит о полном покорении города власти хагана. Дорос тоже мог быть среди центров Юго-Западной Таврикии, имевших статус византийско-хазарского кондоминатного владения. Невозможно согласиться с тем, что «эта крепость, как и другие укрепления, ... была предоставлена властями самой себе» (Герцен А. Г. Хазары. – С. 102–103). Здесь явно что-то назревало, прежние отношения портились, что называется, на глазах, поэтому и потребовалось введение таксатов, может быть, с тудуном, но совершенно ясно, что они оказались в Доросе только незадолго до происшедшего выступления во главе с Иоанном. Это был шаг, за которым, действительно, могло последовать овладение хаганом Готфией. Поэтому опасения местных властей выглядят вполне оправданными. 578 В оригинале – tas elesouras. Правильное чтение kleisouras, предложенное уже в издании болландистов, не подлежит сомнению, как и то, что ими овладели люди Иоанна, а не хаган.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, его преемник Лавр., Ипат., Ademar. Смерть вел. княгини Анны: Новгор. 2 и 3. Cedr., Thietm. Паломничество препод. Антипы в Царьград и на Афон и пострижение его здесь под именем Антония: Нестор: Пер.-Сузд., Новг. 2 и 3, Львовск. Уничтожение Сфенгом и Монгом Хазарского царства в Тавриде: Scyl.-Cedr. Чудо свв. Бориса и Глеба: Страсть свв. Бориса и Глеба. Получение Русскими вспомогательными войсками по военному разделу Греков части пленных: Cedr. Пребывание Греков в окрестных монастырях Киева и Новгорода еще до времен Ярослава. Посольство Изяслава в Византию: Thietm. Прибытие Афонского монаха к Моисею Угрину: Посл. Поликарпа. Прибытие в Киев от папы епископа Алексия (Болгарина), знавшего Греческий язык: Frisius. Путешествие толпы поклонников в Палестину через Курск: Ж. Феодосия. Предложение Хризохиром с флотом (экипаж из 800 Русских) услуг императору: Cedr. Занятие Сицилии союзным войском Греческим, Русским, Болгарским и Турецким, под командою Ореста: Ann. Bar., Cecaum. Вторичное паломничество Антония на Афон. Кончина Иоакима: Новгор. 2, Татищев. Преподавание Ефрема в Новгороде. Взятие крепости Перкрина (около Вавилона) Никитою Пегонитом с Русскими войсками: Cedren- Победа союзной Греческой, Болгарской и Русской армии над Арабами Алеппо: Кемаль-еддин. “Византийские Варанги”. Строение Ярославом церквей и поручение переводить с Греческого: Пер. – Сузд. Кончина митр. Иоанна или Ионы; митр. Феопемпт. Кончина князей Носислава и Ярослава и вступление на престол Зенислава: Scyl.-Cedr., Переводы с Греческого: Ипат., Повесть о св. Софии в Киеве. Построение Золотых ворот в Киеве. Переводы Луки Жидяты. Русская война в Греческих рядах в войне против Итальянских Норманнов: Ann. Bar. Решение императора умертвить патриарха при помощи Русских и Болгар: Psell., Ибн-аль-Атир. Русский поход на Византию: Эпитафия на стене Новгородской св. Софии: Ипат., Coф. I , Новгор. 1,2,3, Пер. Сузд., Cedr., Attal., Psell., Zonar., Ephr., Dlug., Никон. Гибель остатков Русской армии под ударами Катакалона: Cedr.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010