Arhiva La Pustia Optina a fost marcat aniversarea a 30 de ani de la cea de-a doua sfinire a schitului „Sfîntul Ioan Înaintemergtorul” 20 martie 2020 11:29 18 марта 2020 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь торжественно отметили 30-летие второго освящения Иоанно-Предтеченского скита. Накануне в храме Казанской иконы Божией Матери, где пребывают мощи строителей скита преподобных Моисея и Антония (Путиловых), были совершены великое повечерие и утреня с 1-м часом. В праздничный день в храме Пророка и Предтечи Господня Иоанна наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид в сослужении скитоначальника игумена Тихона (Борисова) и братии скита в священном сане совершил часы, изобразительны и вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров. За богослужением также молились настоятели подворий монастыря в Москве и Санкт-Петербурге архимандрит Мелхиседек (Артюхин) и игумен Арсений (Мосалев). В этот день оптинская братия также поздравила с тезоименитством первого наместника обители после возвращения ее Русской Православной Церкви — пребывающего на покое во Владимире  митрополита Евлогия (Смирнова) , принявшего на себя самый тяжелый труд первых лет восстановления монастыря. День тезоименитства в этот день также отмечал епископ Можайский Леонид. В завершение богослужения собравшиеся пропели многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и обоим владыкам-наместникам. 18 марта 1990 года, в Неделю Крестопоклонную, в Оптиной пустыни, недавно воскрешенной после шести десятилетий забвения, произошло знаменательное событие: был заново освящен Иоанно-Предтеченский скит — сердце обители, «станция на пути от земли к небу», как с любовью именовали его в прошлом оптинские насельники. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена скит с храмом святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, полтора месяца назад возвращенный обители, освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир , впоследствии — Предстоятель Украинской Православной Церкви . Торжественный крестный ход во главе с владыкой Владимиром и наместником Оптиной пустыни архимандритом Евлогием (Смирновым) (впоследствии митрополит Владимирский и Суздальский) проследовал со святыми мощами и антиминсом из монастыря к скиту. С колокольни святых врат скита раздавался праздничный звон.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5610061...

преподобный Антоний Оптинский (Путилов) (09.03.1795–07.08.1865) Письма Аудиокниги преподобный Антоний Оптинский (Путилов) Старец Оптиной пустыни, настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря. Младший брат преподобного Моисея Оптинского. Биография День памяти: 7( 20) августа , в Соборах Оптинских старцев, Московских и Ростово-Ярославских святых. В миру Александр Иванович Путилов. Родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии (ныне Тутаев Ярославской области). Родители его Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы были люди благочестивые и богобоязненные, детей своих воспитывали в страхе Божием и в духе строгого Православия. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня, а стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы... К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

«Через обстоятельства жизни Господь разговаривает с нашей душой» Беседа с игуменией калужского Казанского девичьего монастыря Анастасией (Мордмиллович) Ольга Рожнёва Сестры Казанского девичьего монастыря с подопечными У меня вечером – тюрьма Дорога хорошая, ровная, машина быстро набирает скорость, мелькают за окном калужские деревни, рощи и поля – мы едем в Казанский девичий монастырь в Калуге. Монахиня Ангелина уверенно ведет автомобиль и успевает отвечать на звонки: – У меня вечером – тюрьма. Так что вечер занят. На следующий звонок она отвечает так: – Это больные сахарным диабетом, у них часто берут кровь на сахар: несколько раз в течение суток. Поэтому они не смогут отлучиться из отделения, и нужно будет готовить их к Причастию в палатах. Мать Ангелина – старшая сестра монастыря, и забот у неё хватает, а служению ближним сестры Казанской обители отдают много сил и времени. Матерь Божия, укажи мне мой путь! Лет 20 назад, еще в юности, будучи обычной мирской девушкой, мать Ангелина прочитала книгу про оптинского старца Варсонофия . В душу запал рассказ, как приезжали паломники к старцу, как шли на ночную службу в скит через темнеющий лес, лишь луна и звезды освещали им путь, густо благоухали скитские цветы, и вовсю заливались соловьи. Очень захотелось девушке побывать в Оптиной самой, а тут объявление подвернулось о поездке в монастырь, и она сразу решила: нужно ехать. Хоть и не знала в тот момент ничего ни о других оптинских старцах, ни о самой Оптиной пустыни. Когда приехала в обитель – начались искушения. Вроде и одета скромно была, но замечаний от приезжих пожилых паломниц не избежала: – Почему у тебя вырез на платье? – А чего у тебя платок просвечивает? Но девушка ехала на встречу с Богом и полюбившимся старцем Варсонофием, и даже вразумительно-просветительные замечания её не расстроили. В Оптиной почувствовала себя словно на небесах. Экскурсию им проводил иеродиакон Нил, сейчас иеромонах. Группа паломниц, как часто бывает, начала любопытничать: – А как вы, такой молодой, в монастыре оказались?

http://pravoslavie.ru/113672.html

Житие преподобного старца Севастиана (Фомина), исповедника Карагандинского Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца его звали Василием, мать — Марфой. Они имели троих сыновей. Старшим был Илларион, 1872 года рождения, средним — Роман, 1877 года рождения, и младший в своем крещении назван был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита, творца канонов, в день памяти которого он родился. В 1888 году родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Стефану было тогда 4 года, но он хорошо запомнил это посещение и ласковые глаза благодатного старца. Остался будущий батюшка Севастиан сиротой от отца 4-х лет, от матери 5-ти лет. Старшему брату Иллариону было в то время 17 лет. Чтобы справится с хозяйством и укрепить семью, через год после смерти родителей Илларион женился. Стефан был привязан к среднему брату Роману за его нежную душу и мягкое сердце. Но Роман избрал путь иноческой жизни и в 1892 году упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь, где был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Стефан хорошо учился, закончил 3-х классную приходскую школу. Приходской священник давал читать ему книги. От рождения Стефан был слаб здоровьем и на полевых работах трудился мало, а больше на пастбищах пастухом. Радостным утешением было для Стефана в зимнее, свободное от крестьянской работы время посещать в Оптиной пустыни среднего брата. Эти посещение имели большое духовное влияние на Стефана, и когда он подрос, стал просить Иллариона отпустить его в Оптину пустынь. Но брат не пускал, желая, чтобы Стефан помогал ему в ведении хозяйства. В 1908 году в скиту Оптиной пустыни средний брат Роман Фомин по болезни келейно принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 16 декабря 1908 года в монастырском храме во имя преподобной Марии Египетской о. Настоятелем Ксенофонтом был облечен в мантию.

http://pravoslavie.ru/60947.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Анатолий Оптинский: Бог живет в мирном сердце 4 мин., 07.02.2024 Преподобный Анатолий (1824–1894, память 7 февраля) — один из великих оптинских старцев. Писатель Константин Леонтьев называл его «огромным дитём». А его учитель, святой старец Амвросий Оптинский свидетельствовал: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Отец Анатолий (в миру его звали Алексей Зерцалов) пришел в Оптину пустынь в возрасте 29 лет и остался там до конца своей жизни. Его первым духовным руководителем стал преподобный старец Макарий. Впоследствии отец Макарий передал его в духовное окормление другому великому оптинскому старцу, преподобному Амвросию. К последнему отец Анатолий относился с особым почтением и уважением. Даже возглавив в 1873 году скит Оптиной пустыни, то есть став формально начальником преподобного Амвросия, он не изменил своего отношения к старцу и продолжал до самой смерти преподобного, которого он пережил всего на три года, во время разговора с ним вставать на колени. Это немало удивляло посетителей, которые становились свидетелями их бесед друг с другом. Под духовным окормлением преподобного Амвросия отец Анатолий и сам стал опытным духовником. Он воспитал двух оптинских старцев: схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария. Хорошо знал и ценил отца Анатолия писатель Константин Леонтьев, часто бывавший в Оптиной пустыни. Вот что он писал о нем в письме своему другу, священнику И. Н. Фуделю: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем: например, отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно». Отец Анатолий уделял много внимания воспитанию в монахах таких добродетелей, как терпение и смирение. Он говорил: «Терпи все находящее — и спасешься! Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит. Где мир — там Бог». Он также предостерегал своих духовных чад от уныния, говоря, что настоящий монах всегда должен излучать радость. «Здоровы ли вы? Веселы ли вы? — писал отец Анатолий своим чадам. — Великий старец Аполлос говорил: монах всегда должен быть весел. А если не так — значит, он живет не по-монашески»

http://foma.ru/prepodobnyj-anatolij-opti...

Путь моей жизни. Детство (1868–1877) Р одился я 10 апреля в 1868 году на Пасхе в захолустном селе Сомове Одоевского уезда Тульской губернии, расположенном на большаке между Белевом и Одоевом. При святом крещении я был назван Василием. Отец мой, Семен Иванович Георгиевский, был сельский священник. По натуре веселый, жизнерадостный, общительный, он имел душу добрую, кроткую и поэтическую, любил пение, музыку, стихи… Нередко цитировал отрывки допушкинских поэтов. Когда на душе у него бывало тяжело, он своих переживаний на людях не выявлял, умел их прятать, хотя характера был экспансивного и легко раздражался. По-своему развитой и в общении приятный, он пользовался расположением окрестных помещиков, и его приглашали в помещичьи семьи обучать детей. С течением времени он несколько свою жизнерадостность утратил — тяжесть жизни, нужда его пришибли, но порывы ее остались до конца дней. Зато в практических делах он был легкомыслен, его нетрудно было обмануть, обсчитать: то семена продешевит, то целовальник на телушке обманет… Мать моя нередко укоряла его за излишнюю к людям доверчивость. Я отца очень любил: милая, добрая натура. Мать моя, Серафима Александровна, по природе своей была глубже отца, но болезненная, несколько нервная, она имела склонность к меланхолии, к подозрительности. Сказалась, быть может, и тяжелая ее жизнь до замужества: она была сирота, воспитывалась в семье старого дяди, который держал ее в черном теле. Печать угнетенности наложила на нее и смерть первых четырех детей, которые умерли в младенчестве: с этой утратой ей было трудно примириться. Потеряв четырех детей в течение восьми лет, она и меня считала обреченным: я родился тоже слабым ребенком. Как утопающий хватается за соломинку, так иона решила поехать со мною в Оптину пустынь к старцу Амвросию, дабы с помощью его молитв вымолить мне жизнь. Скит Оптиной пустыни, где проживал старец Амвросий, отстоял от монастыря в полутора верстах. Раскинулся он в сосновом бору, под навесом вековых сосен. Женщин в скит не пускали, но хибарка, или келья, старца была построена на стене так, что она имела для них свой особый вход из бора. В сенях толпилось всегда много женщин, среди них немало белевских монашек, которые вызывали досаду остальных посетительниц своей привилегией стоять на церковных службах впереди и притязать на внеочередной прием.

http://pravoslavie.ru/3349.html

преподобный Иларион Оптинский (Пономарёв) (09.04.1805–01.10.1873) преподобный Иларион Оптинский (Пономарёв) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, ученик прп. Макария (Оптинского) . В ми­ру Ро­ди­он Ни­ки­тич По­но­ма­рев, ро­дил­ся в пас­халь­ную ночь с 8 на 9 ап­ре­ля 1805 го­да в се­мье Ни­ки­ты Фили­мо­но­ви­ча и Ев­фи­мии Ни­ки­фо­ров­ны По­но­ма­ре­вых. Его отец был че­ло­век бла­го­че­сти­вый и за­ни­мал­ся порт­нов­ским ре­меслом. Впо­след­ствии вслед за сы­ном и он при­нял мо­на­ше­ство в Оп­ти­ной пу­сты­ни с име­нем Ни­фонт, тру­дил­ся на скит­ской па­се­ке и скон­чал­ся в 1849 го­ду. Все дет­ство и юность его про­шли в ро­ди­тель­ском до­ме в Но­во­хопер­ском уез­де Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. Ро­ди­он в дет­стве был ти­хо­го, крот­ко­го нра­ва. Бу­дучи при этом еще и нелов­ким, он ред­ко иг­рал со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми, лю­бил си­деть до­ма и по­мо­гал от­цу в его ре­мес­ле. Мать Ро­ди­о­на пред­ре­ка­ла от­ро­ку с се­ми­лет­не­го воз­рас­та мо­на­ше­ство. Он еще с дет­ства чув­ство­вал в се­бе стрем­ле­ние стать мо­на­хом и ду­мал, что порт­нов­ское ре­мес­ло ему при­го­дит­ся в мо­на­ше­ской жиз­ни. В 1829 го­ду, бу­дучи 24 лет от ро­ду, Ро­ди­он пе­ре­ехал с се­мей­ством сво­им в го­род Са­ра­тов, где про­вел де­вять лет жиз­ни. Бу­дучи рев­ни­те­лем бла­го­че­стия, он неот­ступ­но сле­до­вал уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви и оте­че­ски на­зи­дал за нрав­ствен­но­стью и неуклон­ным ис­пол­не­ни­ем хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей ра­бо­чи­ми сво­ей ар­те­ли. Ро­ди­он Ни­ки­тич обу­чил сво­их ра­бо­чих цер­ков­но­му пе­нию и чте­нию, празд­но­сло­вие и непри­стой­ные шут­ки во вре­мя ра­бо­ты вся­че­ски вос­пре­ща­лись. Сам Ро­ди­он был чрез­вы­чай­но мя­гок, кро­ток и ми­ро­лю­бив. В Са­ра­то­ве под по­кро­ви­тель­ством прео­свя­щен­но­го Иа­ко­ва Ро­ди­он Ни­ки­тич му­же­ствен­но бо­рол­ся с рас­коль­ни­ка­ми раз­лич­ных тол­ков за чи­сто­ту пра­во­сла­вия. По­сте­пен­но, с ду­хов­ной зре­ло­стью, при­хо­дит и окон­ча­тель­ная ре­ши­мость оста­вить все и по­сле­до­вать Хри­сту. Еще не зная, ка­кую вы­брать оби­тель, Ро­ди­он часть 1837-го и весь 1838 го­ды про­во­дит в по­езд­ках по за­ме­ча­тель­ней­шим мо­на­сты­рям Рос­сии. По­се­тив мно­гие оби­те­ли, он успо­ко­ил­ся ду­хом лишь в Ко­зель­ской Оп­ти­ной Пу­сты­ни, об­ре­тя то, что ис­кал на про­тя­же­нии по­чти двух лет, – стар­че­ское окорм­ле­ние и ду­хо­нос­ных му­жей, спо­соб­ных с Бо­жи­ей по­мо­щью и его со­де­лать до­стой­ным на­след­ни­ком Небес­но­го Цар­ствия. 13 мар­та 1839 го­да Ро­ди­он по­сту­па­ет по­слуш­ни­ком в скит во имя св. Иоан­на Пред­те­чи при Оп­ти­ной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

     26 декабря Церковь празднует обретение мощей преподобных Моисея и Антония, старцев Оптинских. Преподобные Моисей и Антоний (в миру Тимофей и Александр Путиловы) открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России середины XIX – начала XX века.      Братья были родом из благочестивой семьи. Их отец, Иван Григорьевич, воспитывал детей в христианском духе, однако не желал видеть их монахами. Стремившуюся в монастырь старшую дочь Анисью он насильно выдал замуж. Она вскоре (в 1800 году) умерла, а ее супруг ушел в Саровскую пустынь, где в ту пору подвизался преподобный Серафим Саровский. Туда же, вопреки воле отца, в 1805 году поступили старшие сыновья Тимофей и Иона (отец смирился с их решением только на смертном одре). Большое влияние на старших братьев Путиловых в начале их духовного становления оказали московские подвижники: монахиня Досифея (по преданию, княжна Тараканова) и старцы Новоспасского монастыря Александр и Филарет, с которыми Тимофей и Иона познакомились еще до поступления в монастырь в период их непродолжительной службы в Москве. Именно московские старцы благословили Тимофея перейти в Свенский монастырь Орловской епархии. Это произошло в 1808 году. Брат Иона (в монашестве Исаия) остался в Саровской обители и впоследствии стал ее настоятелем. В Свенском монастыре подвизались ученики старца Паисия (Величковского). Многие из насельников обители продолжали потом свой подвиг в находившихся рядом Рославльских лесах. В 1811 году Тимофей также ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.      Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

http://pravoslavie.ru/118203.html

иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (13.05.1763–16.09.1849) иеросхимонах Иоанн (Малиновский) Иеросхимонах Русской православной церкви, насельник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Автор полемических произведений против старообрядчества. Биография Из его опубликованный сочинений известно, что родился он 2 мая 1763 года в семье Иоанна и Анны, по прозванию Малиновских, живших в экономической слободе Подновье в пяти верстах от Нижнего Новгорода. Крещён и святым миром помазан от православного священника. Оставшись по смерти родителей своих пяти лет круглым сиротою, воспитался и грамоте русской обучался у старообрядцев. В его некрологе говорится: «Хотя он и не получил в юности своей образования в науках, чтобы излагать мысли свои по правилам, и даже не умел иначе писать, как только церковными буквами (по общему выражению — полууставом), но чрез прилежное и внимательное со смирением и молитвою чтение душеполезных книг приобрёл свыше просвещение духовного разума познавать силу истины, которую он в своих писаниях излагал простым и прямым от сердца слогом». На семнадцатом году, по склонности своей к пустынническому житию и по совету воспитателей, удалился в старообрядческие скиты, находящиеся в Керженских лесах. Оттуда перешел в Рымовские леса в старообрядческий скит, называемый Высоковским, в коем пострижен в монашество на 22 году от роду, с наречением имени Исаакий. В 1790 году оставил старообрядчество. В 1808 году монах Исаакий поступил в Единоверческий Корсунский монастырь Екатеринославской епархии, где и рукоположен в 25 декабря 1810 года во иеродиакона, а 26 декабря — во иеромонаха Архиепископом Екатеринославским Платоном. В 1820 года переместился в Балаклавский монастырь той же епархии, в число духовенства Черноморского флота. В летнее время отправляем был для священного служения на кораблях. В 1825 году уволен от флотской службы согласно прошению его по старости лет в Александро-Свирский монастырь Новгородской епархии. В 1828 году в июне месяце, по воле Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, послан был вместе с единодушным своим сподвижником иеромонахом Симеоном и с прочими членами в Старорусскую Духовную Миссию для обращения из старообрядчества военных поселян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Исаакий I Оптинский, прп. - житие Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма. Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила. И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, келейно — по благословению старца Макария; брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе. Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. И по принятии сана преподобный Исаакий остается таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.

http://pravicon.com/info-2578

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010