Скачать epub pdf Преподобный Иларион (9 апреля 1805 – 18 сентября/1 октября 1873) Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в г. Балашове Саратовской губернии, принадлежал к купеческому сословию. Живя в миру, он много потрудился в обращении раскольников Саратовского края. В 1839 г. после двухлетнего странствования по российским монастырям он поступает в скит Оптиной пустыни, обретя там желанное старческое руководство. После назначения старца Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и пробыл в этом послушании до кончины старца. В 1849 г. Родион был пострижен в монашество с именем Иларион, в 1853г. посвящен в иеродиакона, а в 1857 – в иеромонаха. Перед кончиной старец Макарий благословил иеромонаха Илариона продолжать старчество. В 1863 г. он был назначен начальником скита и общим братским духовником, но и вне Оптиной у него было множество духовных детей. Наряду с даром духовного рассуждения прп. Иларион имел дар прозорливости. Так, он за четыре недели предсказал день своей кончины. Указание пути ко спасению Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? Кто ищет – всякому дается, – «ищите, и дастся вам», – как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить. Молись только об оставлении согрешений твоих; думай о том, как бы только спасти душу свою. В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления: от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит. Желая жить и умереть там-то, а не там-то, ты составляешь свою волю, желаешь исполнять свои желания, чего мы делать не должны. Ни о чем таком не моли Господа, а молись, да будет над тобою Его святая воля. Видеть бездну своих грехов, непрестанно о них сокрушаться и плакать и считать себя хуже всех – это желание твое благое, этот путь – истинный и самый верный... Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 2011 р. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

В.В. Каширина Скачать epub pdf В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников. Одним из первых оптинских писателей, к сожалению, в настоящее время практически забытый и мало известный широкому читателю, является иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (17631849). Его книги, посвященные полемике со старообрядцами, были подготовлены в скиту Оптиной Пустыни и опубликованы в первой половине XIX века. Оставшись в детстве сиротой, будущий оптинский инок был воспитан старообрядцами, в 17 лет удалился в Керженские леса недалеко от Нижнего Новгорода. У старообрядцев был пострижен в монашество с именем Исаакий. Видя постоянные нестроения и разномыслие внутри своих собратий, он стал посещать православные храмы и монастыри. Позднее об этом периоде о. Иоанн писал: «Путешествуя по сим местам, по любопытству своему, я нередко входил с благоразумными людьми в разговоры, в рассуждении Православия Российской Церкви, и о раскольническом состоянии. Они представили мне как из Священного Писания , так и из разных церковных учителей достовернейшие и убедительные доказательства того, что у нас в России в Православной Церкви ересей и отступлений от правоверия никаких не имеется; но правоверие в оной сохраняется и сияет, яко солнце, в полной мере, так как оно сияло и в древности. Притом они доказывали и то, сколько потребно для душевного спасения соединение со Св. Церковью. Яко корабль для преплытия моря потребен, тако и Церковь для безбедного преплытия житейского моря к Царству Небесному; ибо без нее спастися невозможно. И грех отступления от Св. Церкви столь душевреден, что сего греха даже и смерть мученическая загладить не в состоянии» 1 . Сердцем восприяв истинность Православного вероучения, о. Иоанн пытался убедить в этом и своих собратьев-раскольников, за что претерпел множество побоев с их стороны. В 1808 году он поступил в единоверческий Корсунский монастырь Таврической области, где был посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Через 10 лет переместился в православный Балаклавский монастырь в число духовенства Черноморского флота. В 1825 года определен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году перешел в Александро-Невскую лавру, и, наконец, по собственному желанию был переведен в скит Оптиной Пустыни, куда прибыл в августе 1834 года и поступил под духовное руководство преподобного старца Льва, возродителя старчества в знаменитой обители. Здесь же в 1836 году на 74-м году жизни был пострижен в схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Глава 7. Старец иеросхимонах Макарий Иеросхимонах Макарий – старец Оптиной Пустыни, в миру Михаил Николаевич Иванов, из дворян Дмитровского уезда, Орловской губ., родился 20 ноября 1788 г. и скончался 7 сент. 1860 г. Он старчествовал в Оптиной Пустыни совместно со старцем Леонидом, в схиме Львом, а затем до самой смерти нес единолично великий и святой подвиг старчествования в обители. Начнем с описания первой встречи одного инока со старцем. Она происходила в ранней его юности, когда жаждал он монашеского жития. «В те времена скитский лес был гуще и величественнее, чем теперь, и, в вечном полусумраке его святой тайны Божьего девственного создания, догорающий день  быстро сменялся мраком ночи и ночная тень ложилась плотнее и гуще, чем на просторе обширного Оптинского монастырского двора. Красотой был в то время скитский лес, когда в благоговейном трепете подходил я со своим путеводителем к св. воротам, скрывавшим за собой, казалось мне, истинных небожителей, временно и только для назидания, сшедших с горнего неба на грешную землю. Вспомнил я по дороге, что о. Герасим, прощаясь со мной в Сергиевой Лавре, сказал мне: «А ты постарайся найти, как придешь в Оптину, в скиту двух рясофорных монахов, отца с сыном – они ваши, Саратовские. Зовут отца Никитой, а сына Родионом; они наверное к тебе будут ближе других». И, вот, идя дорожкой по лесу в скит, я и думал: ах, если бы мне найти своих земляков – все бы было лучше… Когда ушел мой старец-путеводитель, я, еще не входя в святыя ворота, бросился на колени перед изображением свв. Отцев на стенах св. входа и слезно им помолился, чтобы они меня приняли в скитскую братию, и затем трепетно переступил порог скита, осенив себя крестным знамением… Меня сразу обдал густой, чудный запах резеды и всей роскоши скитских цветов благовонной вечерней зари догоравшего знойного летнего дня. Прямо передо мною, пересекая мне дорогу, смотрю, идут два инока. В скитском храме звонили во все колокола … Я поклонился инокам в землю. «Откуда брат?» Я назвал свою родину. Иноки переглянулись между собой…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Весьма неохотно Оптина пустынь отпускала старца Варсонофия... В понедельник Фоминой недели, 2 апреля, в 8 часов утра в храме святого Предтечи в скиту отец Варсонофий соборне служил напутственный молебен с коленопреклонением. По его окончании старец, не скрывая своего взволнованного состояния, обратился к братии с прощальным словом. Затем отец Нектарий от скитского братства преподнес отцу Варсонофию икону Иоанна Крестителя. Из храма все направились в трапезную, где был предложен чай, а потом братия в келии отъезжающего старца принимала его благословение. Он каждому подарил нечто на память: иконку, небольшую вещицу, полотенце – все, что попадалось под руку. Отец Варсонофий несколько раз напомнил о том, чтобы братия не оставляла молитвы к Божией Матери, особенно перед Ее иконой «Неопалимой Купины» (эта молитва читалась в скиту после воскресной литургии). В монастыре, в Казанском соборе, для прощания с отцом Варсонофием собралось все братство, было много и богомольцев. Пришел С. Нилус со своей женой, – ему был дан месяц на сборы перед тем, как уехать из Оптиной во исполнение решения начальства запретить мирянам селиться возле монастыря. Архимандрит Ксенофонт, похудевший, с усталым видом (он перенес операцию на печени), сказал прощальное слово. «Христос воскресе!.. – говорил он. – Думали ли вы, глубокочтимый отец игумен, что вам, почти прошедшему уже жизненный путь, приведется расстаться с Оптиной, и именно тогда, когда вы всего более привязались к ней и, быть может, жизни вне Оптиной и не могли представить себе? Думал ли я расстаться когда-либо с вами и без вашей помощи и содействия руководить обителью? Но вот, как удар грома над головою, разразилась неожиданная весть о вашем назначении в другую обитель... Как все непрочно, подумал я, и вспомнились мне по этому поводу слова Писания: Пресельник аз есмь у тебе, Господи, и пришлец, якоже вси отцы мои [ Пс.38:13 ]... С 1907 года вы разделяли со мною бремя настоятельства, при настоящих условиях особенно ответственное, и за это время значительно облегчали мне труды по управлению обителью. На моих глазах благоустроен вами, и внутренне и внешне, вверенный вам скит и оставляется сейчас вами в цветущем состоянии; храмы, ризница, трапеза, библиотека, келии, содержание и источники содержания – все говорит в пользу вашего управления» 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Как писал отец Ювеналий, «когда отец Моисей сделался настоятелем, из зданий, ныне украшающих Оптину пустынь, существовали в теперешнем виде: одна церковь (Казанская), колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два братских корпуса деревянных и два каменных одноэтажных. Был и собор Введенский, но очень тесный. Была и больничная церковь в память явления Владимирской иконы Божией Матери, но без притвора и пристроек. В настоятельство же отца Моисея Введенский собор распространен и устроены два боковых придела с крытыми папертями; к больничной церкви сделана пристройка; в старой братской трапезе устроена церковь во имя преподобной Марии Египетской; построена кладбищенская церковь. Над двумя одноэтажными каменными корпусами надстроены верхние этажи; вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря; каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями для богомольцев различных сословий); два конных двора с братскими келиями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный; мельница близ монастыря выстроена вновь; новое братское кладбище, весь скит с его церковью, келиями и службами – все это возникло при отце Моисее» 61 . Перечисляя все, что создано с Божьей помощью в монастыре отцом Моисеем, отец Ювеналий говорит и о том, что сделано было впоследствии. «На земле, – пишет он, – Высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и для рыбной ловли. Заведен прекрасный рогатый скот крупной породы. Улучшены прежние и вновь устроены большие огороды, сделавшиеся необходимыми при умножении числа братии и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. При вступлении в должность отца Моисея Оптина пустынь владела всего 197 десятинами и 1564 кв. саженями земли под монастырем, лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, из которых было 80 десятин собственно леса и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами до 50 десятин, а в год кончины отца архимандрита Моисея было у обители 348 десятин, 1464 кв. саженей земли, и в том числе 188 десятин леса. Отцом Моисеем устроено каменное помещение для монастырской библиотеки... устроена и самая библиотека. Началом последней послужило множество книг (до 2100) и немало рукописей, принадлежавших лично отцу Моисею. Монастырская ризница обогатилась прекрасными и многочисленными облачениями. Церкви – хорошею стенною живописью и иконостасными иконами в окладах. Личное бескорыстие и нестяжательность подвижника-настоятеля привлекали усердие богомольцев к обители и ее храмам, а это усердие и помогало отцу Моисею в деле устройства монастыря» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр (1810–1878) Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к преподобному Леониду Оптинскому. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь. Беседы с отцом Александром, которые публикуются в нашем издании, были записаны его келейником Гавриилом (будущим великим старцем Зосимовой пустыни схиигуменом Германом), который поступил в Гефсиманский скит в феврале 1868 года и прожил в послушании у отца Александра семь лет. «Я не решился бы их напечатать, если бы не преосвященный Феофан Вышенский , – рассказывал старец Герман. – Когда я еще в Гефсиманском скиту жил, я о себе возомнил много, по гордости: и наставлял, и учил кое-кого, и даже старцем прикинулся; ко мне даже приходили за советом из братии, да и миряне тоже. Так вот я и писал тогда преосвященному Феофану о своих сомнениях. И он меня наставлял. Послал я ему и свои записки о старце моем, отце Александре, и он мне на это ответил, что советует напечатать, потому что скрыть это от могущих почерпнуть в них назидания было бы «небезгрешно». О молитве и как ею заниматься Ученик. Батюшка, назначьте мне какое-нибудь келейное правило. Старец. По словеси Господню: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мк. 14, 38 ). И Апостол говорит: Непрестанно молитесь ( 1Сол. 5, 17 ). Вот тебе правило. Ученик. Другие старцы налагают на учеников своих различные келейные правила, заставляют их полагать много поклонов, а Вы даете мне свободу и не устанавливаете никакого правила. И я очень скорблю об этом, потому что желаю спастись. Старец. Брате мой, и я желаю тебе спастись так же, как самому себе. Но зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два пуда, ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что когда объезжают молодую лошадь, то сначала на нее кладут немного тяжести, а когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Смущаться этим не надо. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

архим. Агапит Глава XI. Старец Макарий – продолжатель литературных трудов молдавского старца Паисия Величковского по изданию в свет святоотеческих писаний Упомянув в предыдущей главе о некоторых скитских монахах, получивших в свое время хорошее школьное образование, которые под непосредственным надзором блаженной памяти старца Макария занимались изготовлением к печати рукописей известного великого старца Паисия Величковского , не неуместно здесь будет поговорить и о самих этих книжных занятиях; так как они имеют свою небезынтересную историю. Выше мы видели, что старец Макарий, живши еще в Площанской пустыни около своего старца схимника о. Афанасия, ученика Паисиева, нашел у него верные копии со всех переводов святоотеческих книг старца Паисия, как вновь сделанных, так и исправленных сим последним, и что списывание их долго было любимым его келейным занятием. Таким образом, в келейной библиотеке старца Макария давно уже обретались верные копии: а) с исправленных старцем Паисием древних славянских переводов писаний преподобных отцов – Макария Великого , Иоанна Лествичника и Варсануфия и Иоанна и б) с переведенных им самим книг преподобных – Максима Исповедника слово по вопросу и ответу, Феодора Студита с новогреческого языка, житие Григория Синаита , слова Григория Па-ламы и некоторые другие творения св. отцов-подвижников. Всеми этими сокровищами духовного разума старец Макарий всегда как сам пользовался, так и независтно делился ими со всеми, искренно желавшими и искавшими духовного назидания и спасения, вовсе не смея, по собственному его признанию, помышлять об издании их в свет. Он был доволен и всегда благодарил Бога и за то, что удостоил его стяжать такие сокровища – одни собственными трудами, то есть перепискою, а другие – как воздаяние за сыновнюю его любовь к старцу Афанасию по кончине сего последнего. Прилежное чтение и изучение о. Макарием этих святоотеческих писаний, а также и собеседования о духовной жизни с духовно опытными мужами при строго внимательной, смиренной жизни были причиною того, что всеблагий Господь, видя его благую ревность ко спасению и чистоту сердца, просветил ум его к ведению Божественных и святоотеческих писаний. Когда же о. Макарий перешел в Оптинский скит и подвизался в сообществе со старцем Леонидом, который был учеником схимонаха Феодора, также близкого ученика Паисиева, он еще более преуспел в этом ведении. И таким образом Господь приуготовил его быть продолжателем начатых старцем Паисием книжных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

архим. Агапит Глава XX. Старец Макарий уклоняется от настоятельской должности и архимандритского сана и слагает с себя некоторые обязанности. Его любовь к вере и Церкви Православной и ревность по вере и благочестию. Благодарное письмо за это к нему от Московского митрополита Филарета. Следит старец за духовною литературою и с великим участием относится к отечественным событиям. Скорби старца в последние годы его жизни и разрешение недоумений по сему случаю Выше упомянуто было, что стечение народа в Оптиной Пустыни при старце о. Макарии было очень велико. Но оно от времени до времени все более и более увеличивалось. Особенно во множестве посещали Оптину Пустынь имевшие вообще расположение к сей обители и лично к старцу Макарию отличавшиеся своим благочестием жители городов Болхова и Мценска Орловской губернии. Известный бывший настоятель Болховского монастыря, соименный старцу Макарию (ревностный сибирский миссионер между инородцами), архимандрит Макарий (Глухарев), указывал даже многим на Оптинского старца Макария как на своего преемника в их Волховском монастыре. Вследствие этого после кончины сего приснопамятного о. архимандрита, последовавшей в 1847 году, депутация болховских граждан прибыла в Оптину Пустынь, с тем чтобы просить старца Макария дать свое согласие на занятие в сане архимандрита настоятельской должности в Волховском монастыре, именуемом также Оптинским 128 ; а о. игумена Моисея – чтобы отпустил его к ним. Но смиренный старец решительно отказался от этой чести. Узнав же, что о сем уже сделано, помимо его согласия, представление высшему духовному начальству, он поспешил отклонить его чрез некоторых благотворителей обители при посредстве одной высшей духовной особы. Между тем, телесные силы старца батюшки о. Макария с течением времени все более и более ослабевали, а трудов ему все более и более прибавлялось. Часто усталый, измученный долгим занятием с народом, едва переводя дыхание, не имея сил не только говорить, но и произнести внятно одно слово, возвращался он с монастырской гостиницы в скит со своего ежедневного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В.В. Королева В октябре 1997 году по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского , исповедника. 22 октября 1997 года совершилось обретение мощей преподобного Севастиана. Полгода мощи Старца находились в основанном Старцем храме Рождества Пресвятой Богородицы, а 2 мая 1998 года при торжественном крестном ходе с пасхальными песнопениями рака с мощами Преподобного была перенесена в ставший главным храмом г. Караганды Свято-Введенский собор. Перенесение было совершено архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием в сопровождении духовенства епархии, православных карагандинцев и многочисленных паломников из разных городов Казахстана и России. Мощи преподобного Севастиана установлены для поклонения в правой часть центрального придела. А благолепная рака и сень над нею, исполненные из цветных металлов с инкрустацией и напоминающие раку и сень преподобного Сергия Радонежского, созданы мастерами Сергиева Посада. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе преподобный Севастиан Карагандинский внесен в собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преподобный Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. «Свет монахов, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Но цвет самого цвета христианства, лучшее выражение монашества – это старчество. Являясь прямым продолжением пророческого служения, старчество возникло во времена раннего христианства вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало. Оно сочетало в себе отшельнический подвиг внутреннего делания и служения миру во всей полноте как в его духовных, так и житейских нуждах. На Руси особой выразительницей этого духовного подвига была Козельская Введенская Оптина Пустынь. Сердцем же Оптиной и местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый Оптинский скит – местопребывание святых Оптинских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010