Виктор Афанасьев Нельзя не полюбить оптинскую службу... Запись паломницы М. (так, одной буквой, обозначила она свое имя) относится к лету 1911 года. В канун праздника Преображения Господня она выехала со своими спутниками в извозчичьей пролетке из Козельска. „Дорога идет полями до реки Жиздры, – пишет она, – через которую надо переезжать на пароме; паром монастырский и перевозят сами монахи. Жиздра – довольно большая красивая река; весной она так сильно разливается, что в Пустынь иногда не бывает проезда. Река эта как бы ограждает тихую Оптину от людей и мирской суеты. Как переедешь на пароме на другую сторону, то сразу попадаешь в другой мир. Из-за вековых дубов и сосен белеют ограда и церкви Пустыни; кругом тишина, строгие лица монахов, которые молча кланяются при встрече. Около ограды две гостиницы, у дороги к Скиту стоит еще одна, к которой и подвезли нас. Светлые, чистые комнаты, на дворике цветник; за гостиницей лес и дорога к монастырским воротам направо, а налево – в Скит. Устроившись в номере, мы пошли поклониться могилам Старцев. Вошли в монастырь через боковые ворота. Все церкви, здания, ограды Пустыни – белые; большой двор, похожий на широкую улицу, вымощен. Налево от ворот стоит храм во имя преподобной Марии Египетской, за ним главный храм Введения и церковь Казанской Божией Матери. Позади этих храмов церковь Владимирской Божией Матери и монастырское кладбище... Против алтаря большого Введенского храма стоит белая часовенка над гробницами старцев отцов Макария и Амвросия... Мы попросили отслужить панихиду, поклонились почившим Старцам и взяли песочку с могил их... Зашли в церковь Владимирскую, при которой живет Оптинский старец о. Анатолий и около которой целый день стоят богомольцы, ожидая Батюшку. Против храмов расположены келлии братии, обширная трапезная, почтовая контора. Здесь же и св. врата, от которых идет широкая лестница. На площадке этой лестницы приютилась книжная лавочка. На другой день начали мы говеть. Службы в Пустыни расположены так: в 2 часа ночи утреня, продолжающаяся до 5 часов; в 7 часов ранняя, в 9 – поздняя Литургия; в 5 часов вечерня до 7 часов; в субботу и под праздники всенощная, которая начинается в 6 часов и кончается около 11-ти с половиной часов. Сначала я думала, что не смогу выстоять все эти длинные службы, но когда мы пришли в церковь и я услыхала стройное столповое пение и внятное чтение, служба мне понравилась, и я часто простаивала по две обедни... Стройно и торжественно идет служба в Оптиной, чинно стоят братия в длинных мантиях, в рясах из мухояра, в сапогах из грубой кожи... Приходит настоятель о. архимандрит Ксенофонт, и он в мухояре и простых сапогах. Нельзя не полюбить оптинскую службу, и хорошо молиться там, где, кажется, самый воздух напитан молитвами почивших великих Старцев!“

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

I. Местоположение Обители Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! ( Пс. 121:7 ). Подъезжающего к Козельску по большой Калужской дороге, на расстоянии 15-ти верст, провожает с левой стороны вид глубокой долины, по которой в широком русле протекает река Жиздра, а за нею встает сплошной, бесконечный для глаз, бор, который, покрывая нагорный берег реки, издали синеется, как, подернутое туманом, море. У его то опушки, на полугоре, омываемой упомянутою рекою, стоит мирное пристанище иноков: Козельская Введенская Оптина Пустынь. При спуске дороги на луговую долину, Богоспасаемая обитель открывается взорам путника всей красотой своих величественных храмов и башен: с трех сторон, как забрало, окружает ее дремучий бор; с запада у самых стен течет быстрая Жиздра; по левому берегу ее расстилается зеленым ковром поемный луг, орошаемый излучистой рекою Клютомой (одним из притоков левого берега Жиздры) и несколькими озерками; он доходит вплоть до большой дороги, на которой, почти прямо против обители, расположена деревня Стенино. Вправо от нее, на возвышении берега, тянется, выстроенное в один порядок, село Прыски, с каменною церковью и обширным господским домом помещика Кашкина; влево, в симметрии с селом, вверх по течению реки, (к юго-западу, в 4-х верстах от обители) виден город Козельск, в древности – Козелеск, славный геройской зашитой своих жителей против полумиллионной орды Батыя, в 1288 году. С высокой монастырской колокольни горизонт открывается еще на большое расстояние, и, тем увеличивается достоинство пленительной картины монастырских окрестностей: по взгорью видны обширные поля, рощи и несколько дальних сел и деревень. На восток от обители, на расстоянии 170 сажен, расположен Скит во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Он окружен со всех сторон лесом и представляет одно из лучших, по своему местоположению, пристанищ, для желающих спасения. Кто, хотя однажды посещал Оптину Пустынь, тот, без всякого сомнения, долго не забудет этого поистине красивого места; тем менее можно забыть о благодатных впечатлениях ее на дух и сердце посетителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Москве состоялась премьера фильма о митрополите Филарете (Амфитеатрове) Москва, 8 июня 2009 г. Пресс-премьера нового документального фильма «Прикосновение» (часть 1. «Оптина») состоялась 4 июня в Центральном доме кино, сообщает Благовест-инфо . Фильм снят режиссером и сценаристом Игорем Яринских по благословению покойного Патриарха Алексия II. Задуманная кинотрилогия посвящена разным этапам жизни митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) (1779-1857) – известного пастыря, церковного ученого, духовного просветителя, устроителя монашеской жизни. Первый фильм трилогии, который был представлен продюсерским центром «Жемчужный экран», рассказывает об Оптиной пустыни – в этой обители святитель Филарет в 1820 г., будучи епископом Калужским и Боровским, основал Иоанно-Предтеченский скит и положил начало старчества. Как сообщил режиссер, вторая часть будет посвящена Киево-Печерской лавре, где митрополит Киевский и Галицкий жил несколько лет и «где он очень почитаем». Третью часть трилогии «Прикосновение» решено посвятить Афону как источнику старчества в России. Сами авторы определяют жанр картины «Оптина» как «художественно-документальный», как фильм-исследование, как «движение из настоящего времени в прошлое и будущее». Киноповествование рассказывает об однодневном путешествии съемочной группы в Оптину пустынь и о том, что удалось там обнаружить паломникам с кинокамерой. Использован эффект «реального времени»: вот группа собирается в Москве, вот приезжает перед началом литургии в праздник Преображения Господня в обитель, куда стекаются многочисленные паломники. Далее снимается литургия, во время которой звучит колокол на звоннице, устроенной на месте убийства оптинских монахов в 1993 г. Во время чина освящения плодов закадровый голос впервые упоминает о святителе Филарете, зачитывая трогательный рассказ его младшего современника о краже груш в монастырском саду и о добродушной реакции митрополита. Только к вечеру, ко второй половине фильма съемочная группа приближается к скиту, основному Филаретом, но подходит к нему не сразу, а через большую врезку кадров из Святой Земли, где повествуется евангельская история об Иоанне Предтече. Неспешная съемка не раз воспроизводит довольно продолжительные фрагменты богослужения, например, полностью поется «Символ веры», 40 раз произносится «Господи, помилуй». Как рассказал режиссер «Благовест-инфо», он принципиально не соглашался, когда один из центральных телеканалов предложил урезать в фильме полный текст долгих молитвословий, т.к. считал это кощунством.

http://pravoslavie.ru/30703.html

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня Сергия Радонежского. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Сергия Радонежского Год постройки:2015. Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам Координаты: 61.398443, 30.978378 Проезд:Пешком или на попутном транспорте двигаться по дороге, ведущей к Игуменскому кладбищу. От Игуменского кладбища двигаться дальше по той же дороге, часовня будет стоять у дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре закончены работы по восстановлению исторической часовни в честь Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. На сайте монастыря valaam.ru опубликована карта пустыней обители начала ХХ века. В иные времена на Валааме насчитывалось 23 пустыньки. Летом 1920 года монахами Иоанном и Гавриилом были произведены изыскания местонахождения и перепись пустынек валаамских подвижников, ими же была тогда составлена карта острова с указанием найденных пустынек и пещер подвижников. Уже в те годы в относительной сохранности были найдены только три пустыньки и одна пещера на Святом острове, остальные представляли собой груду развалин из гнилых бревен, кирпичей и оснований фундаментов; иногда только колодец или небольшой пруд служили указанием на то, что некогда здесь была пустынька. Во второй половине XIX века были открыты пассажирские рейсы на Валаам. Остров стал наполняться шумом мирской суеты, а пассажиры докучали пустынникам визитами и беседами. Игумен Дамаскин (+ 1881 г.), на собственном опыте изведавший всю духовную высоту пустынного безмолвия, увидел тщетность такого беспокойного пустынножительства и решил оградить пустынных отцов Валаама водворением их в скиты. В создаваемые скиты были переселены старцы-пустынники, таким образом, безмолвие и отшельническое жительство на Валааме изменилось на строгую скитскую жизнь. «Скитская жизнь и, я добавлю, пустынническая жизнь – это та особенность Валаама, которая в меньшей степени присуща другим русским монастырям, – поясняет игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Например, в Оптиной пустыни был один скит, а на Валааме, если я не ошибаюсь, порядка тринадцати скитов, в которых жили пустынники, безмолвники».

http://sobory.ru/article/?object=45098

Виктор Афанасьев Природой утешается душа... Еще при жизни старца Амвросия помощником его по духовному окормлению братии стал скитоначальник иеромонах Анатолий (Зерцалов) . Он же постепенно входил в духовнические заботы и о шамординских сестрах. Ему и о. Иосифу старец Амвросий постепенно передавал эти дела. И не ошибся в них: оба стали великими старцами. Когда о. Анатолий учился в Калужской Духовной семинарии, то не имел много товарищей. „Он очень любил природу, – как вспоминали о нем, – и часто подолгу смотрел в вечернее небо, усеянное звездами или освещенное луной, любовался облаками... Любуется плывущими облаками и поражается премудростью Божиего творения“. В июле 1853 года он пришел в Скит Оптиной Пустыни, а скитоначальником и братским духовником стал в феврале 1874 года. Он был одним из первых учеников старца Амвросия. Отца Анатолия очень любили шамординские сестры. Им было трудно, нередко нападало на них уныние. Но вот приедет Батюшка, начнет трудиться с ними вместе, ведя духовный разговор, или, если праздник, пойдет с ними на прогулку, нередко и вместе с игуменьей. Как вспоминала шамординская насельница: „Во время этих прогулок они вели назидательные беседы. Иногда садились на лужайке, и сестры пели духовные гимны... Однажды они сидели таким образом на одном холмике, откуда открывался чудный вид; нежные бархатно-изумрудные луга расстилались перед их взорами, внизу серебряной лентой пробегала река... синел покрытый дымкою лес и величаво плыли облака... «А что бы сказала преподобная Сарра, которая 30 лет жила на берегу Нила и ни разу не выходила из пещеры, чтобы полюбоваться рекой?» – прервала молчание матушка София. «Конечно, всякий спасается своим путем, – отвечал о. Анатолий, – но я более сочувствую тем подвижникам, которые любили природу, например, преподобные Сергий, Савва Звенигородский, Антоний и Феодосий Печерские ... Все они выбирали самые красивые места для своих обителей, потому что природа возвышает дух человека». И в подтверждение своих слов велел сестрам петь: «Благослови, душе моя, Господа... вся премудростию сотворил еси...».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 3. Дом Иоанна Предтечи Почти посредине Скита, ближе к Святым вратам, стоит скромный храм, освященный 5 февраля 1822 года во имя Собора св. Иоанна Предтечи (отчего и Скит называется Иоанно-Предтеченским). Неброский, похожий своими террасами, украшенными белыми колоннами, на усадебный дом какого-нибудь русского помещика, не слишком богатого, – уютный, как бы домашний по виду (он и был освящен в свое время как церковь «домовая для Архиерейского приезду»), он не нарушал общей скромности построек Скита. Обратившись к записям тех же людей, с которыми шли мы в предыдущей главе по дорожке монастыря и входили в Святые врата, увидим, что и в описании скитского храма и его служб они единодушны. Вот некоторые их впечатления. «Позвонили в маленький колокол уединенной церкви Предтечи, – писал А. Н. Муравьев в той же книге, – собралась братия и несколько народа, но без тесноты; сквозь открытые окна веяло ароматами цветов и, что довольно странно осенью, слышно было пение птиц, которое присоединилось к хвалебному гласу иноков. Отрадно было это созвучие, уносившее мысли и сердце в глубочайшую пустыню: всякое дыхание на языке своем хвалило Господа и все соединялось в общий гимн – не так ли было некогда в Эдеме?» Н. В. Сахаров, цитировавшийся выше, написал побольше: «Звон скитского колокола, тихий, медленный, точно похоронный, несся над этим безмолвным миром… Со ступенек одной из келлий спустился и, до половины закрытый зеленью и цветами, направился к храму неспешной, степенной походкой, не отрывая глаз от земли, манатейный монах. С противоположной ему стороны, от скитских прудов, из-за деревьев кедровой рощи, по направлению к храму, едва передвигая ноги, шел, опираясь на черный посох, другой отшельник, обремененный годами, в расшитой белыми крестами по черной мантии схиме. От скитской пасеки, из-за скитских могил появились еще отшельники… молча всходили по ступеням церковным, отворяли беззвучную дверь и молча скрывались за нею… Храм этот и устроен не так, как созидаются обыкновенные храмы: с колоннами… Это скорее та евангельская просторная, светлая храмина, братская, в которой Спаситель со Своими апостолами разделял Свою братскую вечерю… При входе в просторных деревянных рубленых сенях путешественник встречал даже деревянное ведро с водой, с деревянным ковшом в нем для утоления жажды, и душистые цветы на окнах… Окна устроены не так, как устраиваются они в церквах. Это большие, полукруглые вверху, замечательно светлые и, как в домах, открываются наружу. Утро было теплое. Поэтому некоторые окна были открыты. Видимо, скитские отшельники не порывали связи с внешней природой, отгородясь стеной от людей и мира, они не прятались от дела рук Божиих. Стены, оклеенные белой глянцевитой бумагой, смотрели светло так, приветливо. По стенам изредка развешаны в простых крашеных рамах, без всяких окладов и ненужных украшений, изображения древних палестинских и отечественных подвижников…

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни 23 октября 2013 г. 17:03 23 октября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Калужского и Боровского Климента и губернатора Калужской области А.Д. Артамонова посетил Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. В храме в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна от лица насельников скита Его Святейшество приветствовал скитоначальник Тихон (Борисов), который преподнес Предстоятелю картину с изображением преподобного Амвросия Оптинского, принимающего верующих. Святейший Владыка обратился к собравшимся со словом: «Отец Тихон, скитоначальник! Дорогие отцы и братья! Хотел бы сердечно поблагодарить вас за братский теплый прием, за молитву. Всякий раз, когда вступаешь на землю, отмеченную подвигами святых угодников, сердцем чувствуешь, что это особая земля. Можно совсем ничего не говорить об этом месте, но по мере приближения к святым вратам, по мере приближения к святому храму чувствуешь сердцем, что это особое место. Оно отмечено духовным подвигом святого Амвросия и практически всех оптинских старцев. Все это свидетельствует о том, что духовная энергия, которую создают люди через общение с Богом, не умирает, как не умирает человеческая душа; и чем мощнее эта энергия, тем сильнее она влияет на жизнь людей. Никакое пространство, никакое время не могут быть средостением для действия этой духовной силы, которая ведь не с неба падает на человека, а является результатом духовного опыта людей, их подвига в сочетании с Божественной благодатью. Эту духовную силу старцев мы и сегодня чувствуем — не только в их творениях, не только в их письменах, не только в их последователях, но и от соприкосновения с тем местом, где они жили. Как иконы несут на себе благодать Божию, будучи материальными предметами, точно так же несут благодать в себе храмы, кельи, дома, даже природа, в которой жили, трудились, молились, несли свои подвиги святые люди, которая облагодатствована свыше.

http://patriarchia.ru/db/text/3318879.ht...

монах Ераст (Вытропский) Оптинские старцы Иеросхимонах Амвросий … 1 был великий старец Паисий, – архимандрит Молдаво-Влахийских (Румынских) монастырей, собиравший по святым местам на Востоке книги подвижнические, переводивший их на Славянский язык, и передавший эти сокровища в Россию своим ученикам, которых он руководил в их духовных подвигах. Искренняя любовь Филарета, епископа Калужского (в последствии митрополита Киевского), к иноческому древнему житию была тем камнем, на котором благоугодно было Господу основать в 1821 году при Оптиной Пустыни скит для уединенной, созерцательной жизни подвижников. Ознакомившись с уединенною местностью Оптиной Пустыни преосвящ. Филарет остановился на мысли устроить при Пустыни скит. Мысль преосв. Филарета о ските осуществилась, произволением Божиим, следующими образом. По кончине старца Паисия несколько учеников его избрали себе местом подвигов Рославльские леса Смоленской губернии, под руководством учеников Паисия, старцев: Афанасия и Досифея. Один из учеников Афанасия – Моисей, проходя по своим делам в г. Москву, зашел в 1820 году в Оптину Пустынь, где встретил в игумене Данииле и в некоторых монахах склонность к пустынножительству, с отсечением своей воли, под руководством старца; также узнал, что и преосвященный Филарет желает устроить в Оптине скит. Привлеченный любовию и ревностью Филарета и расположением Оптинской братии, о. Моисей, по совету со своими старцами, принял на себя труд устройства скита в Оптине. Первый почин по устройству сделан был им с пятью монахами; они произвели расчистку леса и корчевание пней от вековых сосен, под площадь скита. Явились и благотворители: Козельские граждане – Брюзгин и Третьяков, с помощью которых возведены были жилые строения и деревянная церковь , заложенная 16 августа 1821 года и освященная 5 февраля 1822 года. В этот-то новоустроенный скит, по приглашению преосв. Филарета, поступил в число братии в 1829 году отец Леонид, ученик Феодора – тоже преемника Паисия, со своими пятью учениками, находившимися под его старчеством, с совершенным отсечением своей воли. И Божественный огнь благодати засветился в Оптине с того времени и не угасал, в преемниках о. Леонида, до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афон, Русский скит Крумница, Храм - усыпальница, Кимитирон Афон, Русский скит Крумница, Храм - усыпальница, Кимитирон      Русский скит Крумница, постепенно восстанавливается. Наконец возрожден Храм - усыпальница, Кимитирон, в котором хранятся мощи братии скита почти за три века!           На каждом черепе написано имя и дата смерти. Есть тут и турками умученые, есть даже греки, не только русские. Вообще скит Хрумницу, как тогда его называли, очень любил духовник монастыря приснопамятный старец Иероним. Именно в конце XIX  века наступили времена расцвета скита. Большинство братий жило именно в тот период.         Надеемся, что старец скита иером. Николай (Генералов) полностью восстановит древний скит, придут новые русские насельники, Светлое воинство наполнится новыми бойцами, а Кимитирион наполнится множеством новых черепов - свидетельств о ратных подвигай в борьбе с темной силой.             Храм - усыпальница, Кимитирон, в котором хранятся мощи братии скита. Монахи после смерти сохраняют гибкость тела, не окоченевают.         Комментарии Всего комментариев: 6 2012/08/15, 17:24:06 Антоний 2012/07/13, 22:00:26 сегодня 13 июля ушла из этой жизни долго, а в последнее время очень тяжело болящая р. Божия Ольга. Прошу помолиться о упокоении ее души. Р. Божия Галина Галина Васильевна 2012/07/13, 21:57:25 Игорь, с вашего разрешения выложу ваш интересный отчет и здесь. Собирался я посетить Святую гору Афон, что в Греции, несколько лет. Читал книги, смотрел видеофильмы про монастыри Афонские и монахов, зачитываясь жизнеописаниями их подвигов. Но видно время еще не подошло для посещения этого Святого места, для меня грешного. У меня серьезные проблемы со здоровьем, старая спортивная травма, и куча приобретенных сопутствующих заболеваний, домашние и знакомые переживали как я с таким здоровьем поеду в эту сложную поездку, но я почему то был спокоен на этот счет. Каждый год ездил в паломнические поездки в Дивеево и Санаксары, молил Бога и Богородицу допустить меня на Афон. В прошлом 2011году, после посещения Дивеева я в первый раз собрался в Оптину пустынь. Там тоже молился и просил благословения и помощи у Богородицы на посещение Афона. И вот вернувшись из Оптиной пустыни ко мне пришла мысль… нужно поехать в Троицкий храм у нас в Саратове, и в верхнем храме, где у нас хранится икона Божией Матери Иверская, написанная на горе Афон, прочитать перед ней Акафист. Так и сделал, когда закончилась служба я получил благословение у священника и остался один в храме при закрытых дверях, стоял перед иконой и читал Акафист, было чувство как будто я стою перед живым человеком и прошу его помощи, дочитав я с трепетом попросил у Богородицы помощи и благословения на эту поездку.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1137

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию. 30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года. В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).      Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной? С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/144539.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010