Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском выложил Вашу Рождественскую проповедь на канале YouTube. В монастырском храме ее слушали сестры, духовенство и прихожане. На YouTube прослушало более полутора тысяч человек. По отзывам некоторых знакомых, их поразили как Ваши размышления над одним эпизодом евангельского события, так и рассказ о своей личной «стыдной истории». А главное – задел за живое сделанный Вами вывод, вызвав серьезные размышления и сподвигнув на ревизию некоторых собственных взглядов и поступков. Я рад, если это так. Меня, действительно, давно поражает одна особенность евангельского чтения Рождества Христова, бросающаяся в глаза. Евангелист Матфей повествует: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2). Кто же они, древние волхвы? Мы знаем, что это какие-то мудецы-звездочеты, маги, ученые. По-разному пишут, о том, кто они такие. Если сегодня мы встретим волхва или мага на пороге храма, то, наверное, скажем ему: «Не заходи!». Но апостол Матфей констатирует, что они были. Он их никак не осуждает, не осуждает избранный ими метод познания мира. И вот эти люди, совершенно далекие от всего контекста ветхозаветной библейской истории, как-то вычисляют звезду, идут к Царю Иудейскому, находят Богомладенца лежащим в хлеву, чем нимало не смущаются. Они Ему поклоняются, приносят свои дары и уходят. Здесь заложен очень глубокий смысл для всех нас. На примере новозаветных фарисеев, саддукеев, книжников, первосвященников можно увидеть, что далеко не всегда религиозный путь бывает тем путем, который приводит ко Христу. Ведь до сих пор существуют фарисеи, и избранный ими религиозный путь никуда их не привел – так и блуждают они где-то в потемках. Это с одной стороны. А с другой, какие-то восточные язычники каким-то иным путем, не религиозным, приходят к познанию Христа Спасителя. Мне думается, следует у себя на сердце написать, что мы можем не понимать пути познания мира нашими ближними, даже в какой-то мере их осуждать, считая те пути не прямыми, не ясными, но мы не можем утверждать, что тот или иной человек, которого мы осуждаем, в какой-то момент не окажется ближе ко Христу, чем кто-то из нас.

http://pravoslavie.ru/120146.html

У чревоугодника и чревообъястливого нет искренней молитвы: пустые слова слетают с уст его, потому что сердце не проникается силою молитв, огнем их, оставаясь хладным, подобно камню. Кроме того, у чревоугодника в сердце легко гнездятся лукавые, скверные и хульные помышления и все страсти. Содомляне и гоморряне чрез чревоугодие дошли до последней степени зла. Чревоугодник жестокосерд, несострадателен; если подает милостыню, то по привычке и часто неохотно. Блажен, кто верит слову Божию просто, без размышления: он всегда спокоен и радостен и тверд и свободен от тяжких искушений. Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет [ Мк. 11, 23 ]. Блажен, кто верует без размышления тому, что мы едино тело есмы мнози [ 1Кор. 10, 17 ], что для всех всё – Господь, как для растений, для птиц и прочих тварей. Объяснить прихожанам в проповеди , что означает образ [Божией Матери] с предвечным Младенцем на руках и чему он поучает. Соединение Божества с человечеством, безмерную высоту человеческого естества, спосаженного 46 на престоле Божества. Как люди-христиане должны дорожить собою, беречь себя от всякого греха, от похотныя тли и стремиться к горнему Царству. Сын Божий смирил Себя до зрака раба 47 и образа человеческого – ты признай себя хотя самым последним из людей, самым худым, грешным самопроизвольно. Он приклонил Себя и сошел на землю – ты преклоняйся пред подобными себе, будь ко всем почтителен. За гордость твою Он смирил Себя – ты сам смирись, если хочешь быть помилован от Бога. Не соплетай руки своей с руками картежников или других беззаконников – ты держишь в ней Агнца во время литургии. Твоя рука досточестна, хотя и невзрачна. Игрушка ли жизнь? Не серьезная ли вещь? Легкая ли или тяжелая вещь? – Крестная, значит, тяжелая. Пространная или тесная? – Узок путь, ведущий в живот [ Мф. 7, 14 ]. Беззаботная или многозаботная? – Многозаботная. Сколько забот, усилий употребить надо к искоренению из сердца страстей, от юности до старости, если Бог благословит дожить до ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ΙΙΙ Я перехожу к своему второму высказыванию: Мы являемся людьми и как таковые не можем говорить о Боге. Задумаемся о слове величайшего из пророков: О Господи, Господи, я не гожусь для того, чтобы проповедовать ( Иер.1:6 )! И он оставляет это в своих речах даже после 23 лет проповеднической деятельности (ср.: Иер.25:3 ) конечно же не как свидетельство своего развития, но как заголовок надо всем тем, что он сказал после этого: я не могу этого сказать. А ведь Иеремию Сам Бог освятил и призвал на служение. Мы не хотим касаться вопроса, так ли легко самому воспринять церковное служение, не будучи призванным на то Богом, одно отождествить с другим; так ясны, однако, были размышления Лютера, с помощью которых он это обосновал 210 . Допустим, что вместе с нашей должностью мы получили также и разумение, то есть божественное призвание и необходимые к тому средства, но все остается по-прежнему: как люди мы не можем говорить о Боге, Сколь необычно мнение о нас других людей, общины – они смогли взвалить на нас это бремя говорить им о том, о чем мы сами способны говорить лишь по необходимости, ради того, чтобы это любой ценой прозвучало, они поставили нас, как это делает университет, говорить о том, о чем обычно никто не может и не смеет говорить. Мы тоже люди, и касательно того, что они от нас ожидают и к чему мы сами должны стремиться как богословы, мы можем не больше, чем они сами. Мы не можем говорить о Боге. Ведь говорить о Боге означает, если отнестись к этому со всей серьезностью, говорить на основании Откровения и веры. Говорить о Боге – означает говорить Слово Божие, то Слово, которое может исходить только от Него, Слово, что Бог становится человеком. Мы можем произнести эти четыре слова, но это еще не означает, что мы тем самым сказали Слово Божие, то слово, в котором заключена истина. Сказать это Слово, слово о том, что Бог становится человеком, однако сказать как Божие слово, ибо оно и в самом деле есть слово Божие, в этом должна состоять наша богословская задача. Эго слово было бы ответом на обращенный к нам вопрос испуганной совести, ответом на вопрос человека о спасении его человечности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

А потому в деле веры откинь землю. Христос говорит Иаиру «не бойся», т.е. выбрось из головы сообщение, что дочь умерла – это земля, и там у тебя дома по законам земли что-то совершилось. Пусть, это совсем неважно... Ведь тебя же привела ко Мне вера. Так и веруй! Вера же – дух. Это – другая сфера... Там свои законы и своя жизнь. Она совсем не зависит от совершающегося на земле. Не скажешь же ты, что если у тебя больной палец, и ты помолишься Христу, то палец заживет, и Христос исцелит тебя, а если случится серьезная болезнь, то еще надо подумать: придет ли к тебе Христос. Как будто акт Божией воли стоит в связи с твоим пальцем или твоими внутренностями... Ясное дело, что акт Божией воли не зависит от малости или крупности земных вещей. Ясное дело, что для Господа одинаково свободно прийти к человеку и когда он порезал палец, и когда он стоит на краю могилы. Одинаково для Господа сделать чудо милосердия и в том, и в другом случае. Не остановило же Господа совершить чудо милосердия даже разложение тела Лазаря? ( Ин.11:39 ). Значит, Господь приходит независимо от того, что совершается по законам земли. Прийти Господу зависит не от земли и не от того, что совершается на земле, а зависит от духа человека и от того, что совершается в этом духе. Так пусть же земля не связывает духа, когда он уходит в сверхземное. И потом сверхземное для земли есть неизвестность, а неизвестность всегда угнетает ум человека. Неизвестность родит в уме колебания, боязнь. А для духа сверхземное – Бог и радость, и уход в сверхземное только охраняет дух. Так пусть же земля, земное, ум не связывают дух уходить к Отцу и просить у Него потребное со всей простотой и силой веры. И придет Господь, что бы ни делалось с тобой на земле и как бы ни казалось невероятным, с человеческой точки зрения, Божие посещение. " Не бойся... Только веруй»... И не позволил (Господь) никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним (трех учеников) и входит туда, где девица лежала ( Мк.5:37–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Безусловно, проблема ковида является серьезной, но не смертельной, не такой, чтобы из-за неё поднимать протестные настроения в нашем обществе, игнорировать права человека, ломать живых людей об колено. Пожелаем нашему чиновничеству руководствоваться российскими интересами, а не оторванными от жизни рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, и руководствоваться интересами живых людей, а не своими бумажками и инструкциями, а наипаче же руководствоваться тем, что заповедовал святой равноапостольный император Константин — здравым и правым смыслом. Протодиакон Владимир Василик , доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 52. Ответ на 48, Человек: Вот продолжениеhttp://clck.ru/WDwbt Православный, просыпайся, выползай из этой зомбо спячки. «Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:31) Среди разных истолкований этого наводящего на размышление вопроса наиболее назидательно следующее: «Если Я, безвинный заместитель грешников, так страдаю, то что будет, когда сам грешник — сухое дерево — попадет в руки разгневанного Бога?» Когда Бог увидел Иисуса на месте грешников, Он не пощадил Его; и когда перед Ним окажутся без Христа те, кто не родились свыше, Он также не пощадит их. О грешник, Иисуса увели враги Его, так же и тебя утащат в предназначенное тебе место бесы. Иисус был оставлен Богом; и если Он, Которому грех лишь приписывался, был оставлен, то насколько же больше такая участь грозит тебе? «Или! Или! Лама савахвани?» — какой ужасный вопль! Но как будешь вопить ты, когда взмолишься: «Боже! Боже! Для чего Ты меня оставил?!» и услышишь в ответ: «Потому что ты не принял совета Моего, презрел все обличения Мои, и Я посмеюсь твоей погибели, порадуюсь, когда придет на тебя ужас». Если Бог не пощадил Своего собственного Сына, то тем более не пощадит тебя! Какие обжигающие удары плети падут на тебя, когда совесть будет сокрушать тебя всеми своими ужасами! Вы, самые богатые, самые заслуженные, самые самонадеянные грешники, кто из вас устоит на вашем месте, когда Бог скажет: «О меч, поднимись на отвергнувшего Меня, порази его и пусть вечно несет он на себе эту боль». В Иисуса плевали, а какому позору подвергнешься ты, грешник?! Мы не в состоянии выразить в одном слове всю лавину страданий, что обрушилась на голову Иисуса, умершего за нас, и поэтому мы не можем сказать тебе, какие потоки, какие океаны скорби захлестнут твою душу, если ты умрешь таким, какой ты есть сейчас. А ты можешь умереть таким, ты можешь умереть сейчас. Муками Христа, Его ранами и Его кровью огради же себя от грядущего гнева сокрушенным покаянием! С НАМИ БОГ!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/26/va...

Весть о погибели Авессалома должна была сильно опечалить Давида, и возбудить в последнем гнев на Иоава. Это сознает и сам Иоав, и в дальнейшем своем поведении поступает согласно с этим сознанием. Он не хочет вводить Давида в заблуждение относительно исхода дела с Авессаломом, и подвергает его разочарованию, и старается отклонить гнев Давида от лица ему близкого. В то древнее время, когда известия передавались через нарочитых вестников, установился, кажется, обычай – добрые вести передавать через одних вестников, дурные через других, так что существовали добрые вестники и дурные вестники (Цар. 1:42). При появлении на горизонте того или другого вестника, уже наперед догадывались о характере приносимых ими известий. При предположении существования таких различных вестников, понятным становится библейский рассказ об извещении Иоавом Давида об исходе сражения с Авессаломом. После сражения, окончившегося гибелью Авессалома, «Ахимаас, сын Садока, сказал Иоаву: побегу я, извещу царя, что Господь судом своим избавил его от рук врагов его. Но Иоав сказал ему: не будешь ты сегодня добрым вестником; известишь в другой день; ибо умер сын царя». Вместо Ахимааса Иоав послал Хусия сообщить Давиду об исходе сражения. «Но Ахимаас настаивал и говорил Иоаву: что бы, ни было, но и я побегу за Хусием. Иоав отвечал (ему): зачем бежать тебе, сын мой? Не принесешь ты доброй вести. Пуст так, – сказал Ахимаас, – но я побегу. Тогда Иоав сказал ему: беги. И побежал Ахимаас другой дорогой, и обогнал Хусия». Сторож, заметив издали Ахимааса, сообщил об этом Давиду. «И сказал царь: это человек хороший и идет с хорошей вестью». И Ахимаас оказался, действительно, добрым вестником. Он сообщил Давиду только о счастливом исходе сражения; на вопрос же царя: благополучен ли отрок Авессалом? отозвался неведением, предоставив Хусию сообщить ему печальную весть о смерти Авессалома. Весь этот эпизод с вестниками открывает перед нами душевное состояние, в котором находился Иоав во время и после умерщвления Авессалома. Это состояние серьезного размышления и грусти. Из него не видно, что Иоав умертвил Авессалома по побуждениям мести или честолюбия. Такое состояние душевное вполне естественно у человека, который исполнил тяжелую обязанность, и за которую он ждет себе не награды, а наказания. Из него объясняется хорошо и выбор вестников, и, особенно, та трогательная сердечная нежность, с которой он отклоняет Ахимааса от принимаемой им на себя неприятной обязанности сообщить царю печальную весть: зачем бежать тебе, сын мой? Не принесешь ты доброй вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос, поучая народ, сказал однажды следующую притчу: «Слушайте: вот вышел сеятель сеять. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» Вот вышел сеятель сеять. Кто этот сеющий? Это Сам Сын Божий, исшедший из недр Отчих и пришедший на землю. Семя, которое Он сеет, — это слово Его, Его учение о покаянии, о духовном совершенстве, об уготованном праведникам Царстве Небесном. Он бросает Свои семена повсюду, учит всех людей, но люди по-разному воспринимают Его слово. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Что это за дорога, о которой упоминается здесь? Это тот широкий путь, которым идет большинство людей, идет, увы, в погибель, по свидетельству Самого Господа. Семена, упавшие при дороге, — это слово Божие, запавшее в души тех людей, которые, не задумываясь ни над чем серьезным и духовным, идут общим путем. Идут как стадо, следуя друг за другом, подражая друг другу, которые говорят: «Живу, как все». Они имеют свойственный большинству образ жизни, образ мыслей, который, как утоптанная на людной дороге земля, вследствие чего человек не принимает никакого слова, идущего из иного, высшего мира. Слово не проникает в душу. Птицы, клюющие семена, — это демоны, которые всевозможными развлечениями и попечениями стараются заставить нас забыть услышанное евангельское слово о спасении, стараются вырвать из нашей души само воспоминание о Боге и духовной жизни. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иные семена упали на землю, где неглубоко под верхним слоем был камень, и скоро проросли, так как слой земли был тонок. Такая земля — это образ людей легкомысленных, увлекающихся, поверхностных, не способных к глубоким размышлениям, ищущих в жизни одни удовольствия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Входили в монастырь через главные – Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Часто Святые врата расписывали фресками. Размышляя над содержанием росписи, человек должен был проникнуться пониманием того, куда и зачем он идет. В 1585 году старцем Александром с «Омелином (Емельяном. – Е. Р.) и Никитою» были расписаны Святые врата Кирилло–Белозерского монастыря. Примечательно, что на щеке северной подпружной арки врат старцы написали видение Моисеем Неопалимой Купины на Синае (Рыбин. Знамение креста. С. 35). Моисей изображен снимающим сандалии, что согласуется с рассказом Библии : когда Моисей пошел посмотреть на удивительный терновник, который горел, но не сгорал, то из среды горящего куста к нему воззвал Господь и сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5–6 ). Так и входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой все греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители. Стоя у монастырских стен, каждый человек должен был вспомнить о Небесном Иерусалиме, о котором в «Откровении Иоанна Богослова» сказано так: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр.21:27 ). На полукруглых столбах Святых врат Кириллова монастыря изображены архангелы Михаил и Гавриил. Архангел Михаил как глава Небесного воинства охраняет обитель, а архангел Гавриил держит в руках свиток – книгу жизни. И те, («кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное», – говорится в «Откровении» ( Откр. 20:15 ). Такие серьезные размышления о конце мира и участи собственной души тревожили всех, входивших в обитель, от монаха до простого паломника. Трапезные постройки составляли отдельный комплекс из самой трапезной палаты, поварни, хлебни, ледников, амбаров. Под трапезной было небольшое хранилище для крупы (во времена преподобного Антония здесь хранилось десять четвертей ячневой крупы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гений и злодейство Две вещи несовместные. Рейтинг: 5.9 Голосов: 174 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галия Хабибуллина 29 апреля 2019, 03:18 " Ну а кто слушает музыку Сальери, тот знает, что она не менее гениальна, чем у самогО Моцарта " . Не соглашусь. Сальери был модным и коммерчески успешным композитором, но его творчество - несравнимо с гением Моцарта. Музыка Сальери - забыта и не имеет ни художественной, ни исторической ценности. Я сама из любопытства брала ноты и играла его музыку. Скучно, устарело, вторично, без искры Божьей. А Моцарт - гениален в каждом произведении, в каждой ноте. Василий Н. 3 ноября 2014, 21:30 Добавлю еще: согласен с Андреем. Елена 2 августа 2014, 08:52 Ответ,наверно, такой, что те,кто по христиански переносят выпавшие испытания,будь то блага или скорби, увенчиваются в вечности. Василий Н. 10 июня 2014, 10:11 Это произведение - о зависти. И революция здесь ни причем. Jana_W 10 июня 2014, 00:55 Сальери не был отравителем,об этом говорят исследователи, которые считаются серьезными экспертами. Ну а кто слушает музыку Сальери, тот знает, что она не менее гениальна, чем у самогО Моцарта. Дело в том, что художественный образ, созданный А.С. Пушкиным, имеет право на самостоятельное существование, без намека на реальную персону Сальери. Как-бы, " собирательный " образ. И да, революции делаются при помощи манипуляции сознанием масс, а именно, с помощью разжигания чувства ЗАВИСТИ.Спасибо Автору! диакон владимир Василик 8 июня 2014, 21:04 Василию Н. Этот ответ есть уже в 72 псалме. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! 2А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,- 3я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; 15Но если бы я сказал: " буду рассуждать так " ,- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. 16И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, 17доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

http://pravoslavie.ru/71311.html

др. Слушатель называется: сын мой! (23:15,19,26;24:13,21=2:1;3:1;4:20;5:1). Замечательно, что и начальное в этом отделе обращение, считаемое надписанием отдела новых приточников: «приклони ухо твое и слушай слово мудрых и сердце твое обрати к моему знанию» (22:17), очень часто встречается и ранее: например, «сын мой! Если ты ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению " … (2:1–2); или еще: «сын мой, словам моим внимай и к речам моим приклони ухо твое и храни их внутри сердца твоего» (4:20–21)… «сын мой, внимай мудрости и приклони ухо твое к разуму моему» (5:1 срав. 7:1 и др.) 234 . Едва ли кто решиться все эти выражения считать надписаниями новых отделов и означающими иных приточников. Это обычная форма выражения одного и того же приточника, равносильная церковному «вонмем» и евангельскому «имяй уши слышати, да слышит». Во всяком случае, нет серьезных оснований не приписывать Соломону отдел 22:17–24:22. Считаемый многими западными учеными и проф. Олесницким отдел 24:23–34 за писание особых мудрецов и приточников нельзя признать таковым. 24:23 по нынешнему еврейскому тексту читается так: – и это мудрым (или для мудрых): лицеприятствовать на суде нехорошо. В процитированном кратком еврейском выражении также видят надписание и пополняют его так: и это сказано мудрыми, т.е. дальнейшую речь (24:23–34) считают отдельным сборником Притчей, происшедшем от иных «мудрых» приточников и из их притчей. Но древние переводчики, например, 70 толк., иначе пополняли его или имели его в еврейском более распространенном и ином виде: τατα δ λγω μν τος σοφος πιγινσκειν сия глаголю вам смысленным разумети. Такое же дополнение и пояснение находится в пешито, в таргуме, вульгате, и своим единогласием и древностью вынуждает признавать за ним больший авторитет, чем за современным дополнением несогласным с грамматикой (предл. в сл. очень трудно признать за casus ablatives на вопрос: кем что-либо сделано, а обычно употребляется при casus dativus: кому? Gesenius.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010