Смотрите, что получается: когда-то личность, занимая ту или иную ступень на иерархической лестнице, находилась и существовала в рамках своего сословия, корпорации и т.д. Потом иерархия стала меняться, рушиться и т.д. Что до «национальной общности», то никто ведь не подсчитывал, сколько людей искренне считают себя «гражданами мира». Сейчас многие люди сейчас стремятся «растворить» себя. И «растворить» отнюдь не в толпе верующих (кстати, в работах К.П. Победоносцева, которые мы скоро издадим, есть замечательные рассуждения на этот счет). Личность растворяет себя в НИЧТО, в некой виртуальной игре. Своеобразное отречение от Я и надевание на себя некой виртуальной личины (или множества личин) происходит по собственному желанию. С.Е. Кургинян абсолютно прав в том, что эти люди «упиваются своей неподлинностью». Стремление бежать от реальности можно трудно объяснить тем, что эта реальность ужасна (не ужаснее же реальности двух мировых войн!). Скорее это бегство (в отличие от «бегства» в алкоголь, наркотики, всевозможные секты и т.п.) не кажется индивиду чем-то разрушающим. Когда-то герой одного советского фильма напевал: «Не важно быть, сумей прослыть...». Увы, сейчас это главная цель жизни для многих. Примеров сотни, среди них есть и довольно забавные. Вот ранним утром дворник-таджик фотографирует приятеля, опирающегося на припаркованный джип (пока настоящий хозяин машины не проснулся); двое крепко сбитых подростков снимают друг друга на мобильники у чужих мотоциклов Харлей Дэвидсон; толстопузый бизнесмен с отдышкой, явно в расчете на публику, кричит в ресторане в мобильный о якобы только что совершенных им миллионных сделках, распугивая случайных посетителей полублатной лексикой. Но в принципе, это очень серьезная проблема. «Не важно БЫТЬ, сумей ПРОСЛЫТЬ», - внушают СМИ. За глобальными размышлениями, думая о PR-mexhoлoruяx, глобализме, великом противостоянии политических систем и стран и т.п., давайте хотя бы немного задумаемся о тех, кто подрастает ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и постараемся не упустить человека. http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=769

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Годы пребывания в Пажеском корпусе позволили Леониду Чичагову не только получить фундаментальное военное и общее образование, но и узнать придворный высший свет со всеми его нередко призрачными добродетелями и часто прикрытыми светским блеском пороками. Несмотря на то, что 25 декабря 1874 г. Леонид Чичагов был произведен в камер-пажи, 4 не придворная, а именно военная служба с присущим ей суровым, но исполненным искренности и мужественности жизненным укладом явилась предметом мечтаний 18-летнего камер-пажа. По прошествии многих лет святитель Серафим говорил: «Пажеский корпус обязан своим наставникам его традициями, утвердившимися в нем. Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины». 5 Окончив по I разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 г. Леонид Чичагов был произведен по экзамену в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады. 6 Начавшаяся в 1876 г. и сопровождавшаяся общеславянским патриотическим энтузиазмом русско-турецкая война уже летом 1876 г. привела гвардейского поручика Л. М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах и вместе с тем стала серьезным жизненным испытанием для будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л. М. Чичагов неоднократно (как это, например, имело место при переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем) проявлял высокий личный героизм. 7 Однако, не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества, описанию которых были впоследствии посвящены «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877 г.» и ряд других замечательных историко-литературных сочинений будущего святителя, стали главными темами размышлений молодого офицера в этот период. Тема духовного смысла жизни и смерти, впервые глубоко прочувствованная еще отроком Леонидом после безвременной кончины его отца и во всей остроте поставленная перед ним войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, полагавших души свои за славянских братьев, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научил различать и под офицерскими мундирами и под солдатскими шинелями, после войны стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Третья причина заключается в том, что святитель не хотел бы уступать первенство в словесности «чужим» (ξνοι), то есть язычникам 12 . Однако за сухим комментарием неизменно сурового к себе автора о том, что такое устремление есть не более чем «мелочность» (μικροπρεπς τι 13 ), скрывается многое. Здесь, безусловно, слышен отголосок реакции на эдикт Юлиана от 12 июня 362 г., запрещавший христианам преподавать античных классиков и тем самым пытавшийся навсегда связать греческий язык и культуру с языческой религией. Христиане были сочтены по определению неспособными к владению литературным языком и стилем; их удел – неотесанность; веруя, они словно бы и не могут мыслить 14 . Негодование св. Григория, вызванное притязаниями Юлиана на право владения греческим языком, было связано в том числе и с поэзией: он гневно вопрошал императора-отступника: Σ τ ποιματα; 15 Не мог Назианзин не знать и о «Талии» Ария, которую распевали в портах Александрии 16 , и о переложении ветхозаветной истории до времен Саула, которое выполнил эпическим стихом Аполлинарий 17 , стремясь предложить замену поэмам Гомера, лежавшим тогда в основе всякого серьезного образования. И, наконец, в-четвертых, тяжелая болезнь побуждала святителя говорить о своих стихах как о «лебединой песни» наедине с самим собой (и вновь λαλεν μαυτ 18 , ср. λαλοντες αυτος 19 ). О следующем стихотворении, представленном в настоящей подборке и озаглавленном «О человеческой природе» 20 , А. Пюш написал: «В этом произведении Григорий достиг небывалого совершенства» 21 . Глубиной утонченного лиризма поражает вступление 22 , в котором автор дает описание тенистой рощи, в которой он накануне предавался уединенному размышлениюразмышлению, начинавшемуся с фундаментального вопроса антропологии: «Кто аз есмь?» 23 (возможно, именно осознанное жанровое переплетение лирики и дидактики дает столь необычный художественный эффект). Однако человек существует во времени, и потому вопрос обретает троякую форму: Τς γενμην, τς δ εμ, τ δ σσομαι; 24 Человек не в силах говорить: «Аз есмь» в том же абсолютном смысле, в каком это говорит Сущий 25 . Далее св. Григорий последовательно рассматривает тело и душу как составляющие человеческой природы, а затем вопрос о происхождении и природе души. Мысль о противоборстве духовного и плотского ведет его к рассуждению о моральном зле и о тех препятствиях, которые стоят на пути человека, устремляющегося ко благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Разбирая после смерти его рукописи, ученики нашли в них размышления, которые по своей логике напоминали онтологическое доказательство существования Бога. Не буду вдаваться в подробности этих рассуждений, которые сам Гёдель не назвал онтологическим доказательством, но поскольку размышления его шли именно в этом ключе – о существовании абсолютно совершенного существа, точнее, существование объекта, обладающего качеством божественности, – то они и получили такое название: математический вариант онтологического доказательства бытия Бога. И неслучайно именно математики – Гёдель, а также Декарт, Лейбниц и даже атеист Бертран Рассел – испытывали огромный интерес к этому доказательству: ведь оно по своей структуре действительно напоминает математическую теорему. Исходя из определения понятия Бога, мы приходим к выводу о Его существовании. Декарт даже сравнивал это доказательство с теоремой в геометрии: как, например, из понятия треугольника можно вывести все его свойства, так и из понятия Бога можно вывести Его свойства, в том числе Его существование. Такова славная история этого доказательства – я фактически процитировал Бертрана Рассела, который, будучи откровенным атеистом, в своем учебнике по истории западной философии, излагая онтологическое доказательство, пишет удивительные слова: «Ясно, что доказательство с такой славной историей достойно уважения независимо от того, состоятельно оно или нет». Поэтому и я призываю отнестись к нему со всей серьезностью, тем более что русская философская мысль внесла очень значимый, самобытный вклад в него и показала, что, собственно, отличие онтологического доказательства от религиозно-опытного не столь уж и велико. А религиозно-опытное доказательство является абсолютной истиной: ведь именно в живом религиозном опыте человек лучше всего убеждается в существовании Бога. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Всеволод Ярославович Качан 3 октября 2020, 01:20 Текст - результат основательного продумывания трудных для понимания идей, высказанных мыслителями прошлого.

http://pravoslavie.ru/96769.html

Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для перехода на следующую, высшую стадию йоги. Созерцание представляет собой неуклонное и непрерывное размышление об объекте. С помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление. Сосредоточенность есть такое состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать самого себя. На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В состоянии созерцания акт и объект мысли остаются различными и самостоятельными состояниями сознания. В состоянии же сосредоточения акт размышления не отличается от осознания, а принимает форму объекта и теряет себя. Таким образом, в уме отчетливо остается только объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Не нужно видеть в этих упражнениях просто средство для самоудовлетворения человека и путь к магии. В йоге огромную роль играет поклонение Богу, которое является не только частью практического поведения йогина, но служит одним из лучших средств достижения самадхи-йоги, то есть сосредоточения и сдерживания ума. Это объясняется тем, что Бог есть не только объект размышления или созерцания, подобно другим объектам, но и верховный властитель, который милостиво удаляет грехи и пороки из жизни верующих и облегчает им путь достижения йоги. Тот, кто искренно верит в Бога и поклоняется ему, не может не размышлять о нем постоянно и не видеть его во всех проявлениях жизни. На такую преданную личность Бог ниспосылает свое особое благоволение – чистоту сердца и просветление интеллекта. Бог устраняет на пути верующего все серьезные помехи и препятствия, такие, как заблуждения ума, и ставит его в самые благоприятные условия для достижения йоги. Но, в то время как благодать Бога может творить в нашей жизни чудеса, мы, со своей стороны, должны стать достойными ее через любовь и милосердие, правдивость и чистоту, постоянное размышление и полную покорность Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Обращаясь к истории новейшей христианской апологетики, мы находим особенно много таких попыток в эпоху деистических споров, когда брало на себя специальную задачу соглашения библейского учения с естественным так называемое „Естественное Богословие“, обязанное своим происхождением Лейбнице-Вольфианской школе, но научной обработкой – главным образом английской апологетической школы, образовавшейся в прошлом веке, в период деистического и натуралистического брожения в Англии. У нас не были переведены лучшие и серьезнейшие труды этой школы, как напр. опыты английского епископа Бутлера, Поуэля, и за исключением ученого, по своему времени, сочинения англичанина Дергама, имевшего у нас три издания, 5 переводились большей частью популярные размышления по предметам естественного богословия. Это можно видеть из множества западно-европейских книг, относящихся к этому предмету, изданных у нас при Екатерине Великой в русском переводе. Сюда относятся: „Чудеса Натуры», „Зритель дел Божиих во вселенной», „Штурмиевы размышления о делах Божиих в царстве натуры», „Картины всемогущества, премудрости и благости Божией, созерцаемые в природе», „Размышления о делах Провидения в царстве натуры», „Созерцание природы» Боннета и многие другие. Все вышеупомянутые опыты направлены были к раскрытию и оправданию перед судом науки так называемого космологического и телеологического доказательства бытия Божия, а также учения о творении и промышлении Бога о мире. Нельзя сказать, что опыты эти не имели никакого значения. В некоторых из них, как напр. в вышеупомянутом опыте Дергама, а также в сочинении Боннета содержалось основательное, по тогдашнему времени, отражение несправедливых нападений на библейское учение о творении и более или менее удачные соглашения науки с верой. Но нельзя не признать, что стремление тогдашних богословов ввести „естественную теологию“ во все даже частные области исследования видимого мира не чуждо было многих увлечений, недостатков и крайностей. Мы находим в западной апологетической литературе описываемого периода кроме опытов, носивших название „Естественное Богословие», целый ряд произведений с заглавиями: „Физическое Богословие“ (Phisicomheologie), „Антропологическое Богословие“ (Antropotheologie), „Богословие Астрономическое» (Astrolheologie), „Богословие Гидравлическое» (Hydrotheologie, Teologia aquae), „Минералогическое Богословие» (Litholheologie), „Богословие огня» (Purotheologie), – грома (Bronmheologie) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Яркий тому пример и свидетельство робкой попытки самоопределения по отношению к платонизму – сочинения кн. Михаила Щербатова (1733–1790), известного историка, автора знаменитого памфлета «О повреждении нравов в России». Как социальный прожектер Щербатов в самом деле надеялся на восстановление благочестия с помощью городовых, о чем свидетельствует его «Путешествие в землю Офирскую», но в этом вопросе он о своей зависимости от Платона даже не подозревал. О соотношении христианства и учения греческого мыслителя Щербатов задумался в связи с религиозно-антропологической темой, вскоре по вы ходе «Творений велемудрого Платона» в русском переводе (1780–1785). Князь «особливо восхищен» был диалогом «Федон», однако почувствовал, что недостает в нем «того, чему и быть не можно, то есть просвещения Христианским Законом» 123 , и потому взялся за написание собственного диалога, дабы Платоново учение о душе омыть в православной купели. На роль Сократа кн. Щербатов избрал Андрея Федоровича Хрущева (1691–1740), переведшего во времена Бирона «изящное сочинение Ламота Фенелона „Похождения Телемака, сына Улиссова“» и казненного вместе с Волынским по обвинению «в государственных преступлениях». Хотя герой диалога обнаруживает свое знакомство с «мнениями» не только Аристотеля, но и Конфуция, разъяснить существенные различия их с платонизмом ему не по силам, и христианские воззрения его неизбежно приобретают некоторый спиритуалистический оттенок. Тема о человеке не раз побуждала кн. Щербатова взяться за перо: ему принадлежат также «Размышления о смертном часе», «Рассмотрение о жизни человеческой» и «Размышления о самстве». Последнее название невольно провоцирует аналогии с «самостью» Б. П. Вышеславцева , но у Щербатова нет серьезных метафизических намерений – он просто нашел русское соответствие галльскому egoïsme и держится своей излюбленной моралистической линии. Основной вклад «вольных каменщиков» в русскую религиозную антропологию заключается все-таки в создании установки на интроспекцию, самопознание, которая была унаследована ими от стоицизма (недаром на протяжении XVIII века Марка Аврелия издавали пять раз). Особенно изящно удалось ее выразить любимцу Державина Федору Поспелову в «Рондо», помещенном в «Вечерней Заре» (1782, ч. III):

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Патриарх о теракте в Ницце: Мы должны очень серьезно задуматься о том, что происходит с человеческой цивилизацией 15 июля, 2016. Новостная служба Заседание Священного Синода началось с минуты молчания по всем погибшим во время теракта в Ницце 15 июля. ПРАВМИР. Заседание Священного Синода началось с минуты молчания по всем погибшим во время теракта в Ницце. Об этом сообщил на своей странице в Facebook пресс-секретарь Партиарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков. «Скорбим и молимся», — написал он. Из слова Патриарха перед Синодом: «Мы должны очень серьезно задуматься о том, что происходит с человеческой цивилизацией, что происходит с человеческим общежитием. Размышления о том, что сегодня происходит с родом человеческим, мы должны сопровождать молитвой. Я глубоко убежден в том, что настоящий ответ на то, чем является и что означает современный терроризм, можно дать только в свете религиозного понимания состояния современного человечества. Полагаю, что мы должны приблизиться к ясному, подлинному, онтологическому пониманию того, что означает современный терроризм. Сейчас я предлагаю встать и минутой молчания почтить невинно убиенных людей». В минувший четверг около 23:00 по местному времени (0:00 по Москве) неизвестный, находившийся за рулем грузовика, врезался в толпу людей на набережной Променад-дез-Англе Английская набережная). Затем началась стрельба. Мужчина специально ехал зигзагами, чтобы задавить как можно больше людей. В автомобиле были найдены оружие и гранаты. Водитель грузовика был убит в перестрелке с полицейскими. Его личность опознана — по разным данным, это человек с двойным франко-тунисским или франко-марокканским гражданством. Водитель грузовика, совершивший теракт в Ницце, был опознан как Мохамед Лахуаедж Бухлель, сообщила газета Nice Matin. Террористическая атака во Франции: что мы знаем и чего не знаем Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/patriarh-o-terakte-v-n...

Да простит нам достоуважаемый автор, если приведенное рассуждение его мы назовем «блужданием без всякой надобности». Ведь, рассуждая попросту и прямолинейно, конечно, следовало бы так сказать, что при указанных условиях в нашей новой школе необходимо должна оказаться слабой формальная сторона образования, а не «по-видимому» только «может»... Равным образом, «отсутствие у учащихся способности и навыка к мыслительной работе, на- —791— пряженной и углубляющейся», должно представляться совершенно неизбежным и естественным результатом, коль скоро из школьной программы изгоняются «общепризнанные» важные средства умственного развития. И стало быть, вовсе не трудно ответить на вопрос: сбудется ли вышеприведенное предсказание С.А. Рачинского, – ответить решительно и совершенно положительно. – Наконец, крайне удивительным и неожиданным является последний вопрос самого автора: «Вознаградят ли новые языки отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду у студентов?» – да при том еще с таким нерешительным ответом на него, что «о будущем гадать трудно»!... Нет, – сказали бы мы, – это не так трудно. Ни на одну минуту не должны мы сомневаться в той самоочевидной истине, что «отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду» не может быть вознаграждено никакими знаниями новых языков, будь их не два только, а целых двадесять... Это отнюдь не должно быть вопросом. Тем более уж не позволительно колебаться в ответе на него. Колеблющийся же обнаружил бы только желание добровольно «поблуждать», вместо того чтобы идти прямой, не подлежащей сомнению, дорогой. В самом деле, какую пользу принесут мне самые обширные знания, приобретенные при помощи новых языков, коль скоро я не развил в себе даже способности к умственному труду и не научился логически-правильно мыслить?... Если в деле профессиональной техники эти знания, почерпнутые из иностранной литературы, могут еще оказаться как-нибудь пригодными, то в деле научного исследования истины они останутся совершенно бесполезным мертвым капиталом, распорядиться которым владелец будет не в состоянии. А ведь университет занимается не профессиональной техникой, но именно научным методическим исследованием истины. И мы уверены, что сами профессоры университета, жалующиеся на отсутствие у вновь поступающих студентов знания новых языков, охотнее примирились бы с этим «отсутствием», нежели с «отсутствием серьезного интеллектуального развития и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Демографического взрыва нет. Размышления священника о демографической ситуации в России Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова выступила недавно с заявлением о том, что в России начался «демографический взрыв». Так ли это? Если сравнивать то, что происходит, со взрывом, то разве что со взрывом вакуумной бомбы, обращенным внутрь. Вчера и сегодня население России сокращается на сотни тысяч человек. Те меры, которые сегодня приняты, можно только приветствовать, но ни к чему, напоминающему «демографический взрыв» они пока еще не привели. Сейчас мы являемся современниками волны рождаемости 80-х годов прошлого столетия, когда были предприняты шаги по поддержке матерей – меры, каких сегодня нет! Мать получила возможность полностью оплачиваемого (100%) двухлетнего отпуска при рождении ребенка. Дети этого беби-бума 80-х сегодня вступили в брачный возраст и рожают сами. Через три года исполнится 18 тем, кто родился в 1992 году, а их в два раза меньше. В ближайшие пять-десять лет нас ожидает двукратное сокращение молодежи репродуктивного возраста и резкое, обвальное падение рождаемости. К сожалению, мы недооцениваем глубины демографического кризиса и проблем, которые не только не решены, но и не решаются! Во-первых, меры против абортов приняты, но их недостаточно: ограничены поздние аборты по медицинским и социальным показаниям, вот уже несколько раз предпринимаются попытки ограничить рекламу абортов. Но не сделано ничего, чтобы остановить безумную т.н. «инициативу врача», когда врач предлагает, а то и навязывает женщине убийство ее нерожденного ребенка. Практически нет целенаправленной информационной политики, направленной на изменение общественного мнения в отношении убийства младенцев во чреве. Центры кризисной беременности, которые появляются по всей стране, до сих пор не имеют серьезной государственной поддержки. Во-вторых, не стоит забывать, что в России есть одна эффективная и хорошо работающая государственная демографическая программа: это программа британского происхождения.

http://pravoslavie.ru/36705.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010