Митрополит Иларион: Русский человек знает Бога в которого он верит Трактовка христианства, предложенная в статье А.С. Кончаловского, далека от церковной традиции. Внимательное чтение статьи обнаруживает, что вынесение автором в заголовок темы религиозной веры русского человека — это лишь риторическая фигура, способ привлечь внимание к своим размышлениям о ‘путях России’. 25 апреля, 2013 Трактовка христианства, предложенная в статье А.С. Кончаловского, далека от церковной традиции. Внимательное чтение статьи обнаруживает, что вынесение автором в заголовок темы религиозной веры русского человека — это лишь риторическая фигура, способ привлечь внимание к своим размышлениям о ‘путях России’. Статья Андрея Сергеевича Кончаловского «В какого бога верит русский человек» , опубликованная в «Российской газете», вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, в статье поставлены глубокие, во многом сохраняющие актуальность вопросы, которые не могут не волновать всякого, кто задумывается о «путях России», о ее прошлом, настоящем и будущем. Очевидно, что автор болеет за свою страну, искренне желая, чтобы она плодотворно развивалась и достигла процветания. С другой стороны, не менее очевидно и то, что в данном случае мы имеем дело лишь с одним из возможных взглядов на российскую историю и современность, причем таким, который имеет у нас давнюю традицию. В русской интеллектуальной истории сторонников такого взгляда именуют «западниками» (имею в виду широкое направление мысли). Рассматривая историософские вопросы, они задают определенную перспективу, которая и определяет, что является главным, а что второстепенным, какие ответы следует признавать правильными, а какие — заведомо ложными. Реальную историю нельзя переписать. Возможны разные ее интерпретации, но факты всегда остаются фактами. Вместе с тем, чтобы разобраться в истории и принимать верные решения в современности, необходимо, на мой взгляд, слышать разные голоса, учитывать разные ракурсы. Другими словами, стараться достигать объемного видения. Односторонний, ограниченный взгляд вряд ли поможет нам в серьезных, ответственных размышлениях о «путях России». Именно такой взгляд я вижу в указанной статье, автор который пытается втиснуть всю историю России в прокрустово ложе своих западнических идей, искусно, но неубедительно жонглируя отдельными историческими фактами, именами, идеями и подходами, произвольно выдергивая их из общего контекста.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-rus...

Многие же пытаются получить ответы на эти вопросы путем собственного размышления и догадок. При этом значительная часть таких людей даже и не знает, что есть специальная наука, занимающаяся этими вопросами, или во всяком случае над этим не задумывается. Свободное владение родным языком порождает у них ощущение, что все необходимое знание о предмете им тем самым уже дано и остается только немного подумать, чтобы получить правильный ответ. Так рождается то, что можно назвать любительской лингвистикой. Нельзя не признать, что часть вины за такое положение вещей лежит на самих лингвистах, которые мало заботятся о популяризации своей науки. В частности, этимологические словари, которые призваны служить основным собранием сведений о происхождении слов, существуют только в научном варианте, где терминология и аппарат часто оказываются труднодоступными для непрофессионального читателя 1 . Напротив, лингвисты-любители подкупают своих читателей внешней простотой своих рассуждений – читателю импонирует то, что, судя по простодушному характеру этих рассуждений, никакой особой хитрости в таком занятии нет и он может и сам в нем успешно участвовать. Всегда ли есть связь между словами, сходными внешне Основное содержание любительской лингвистики – это размышления о происхождении слов. Это занятие чрезвычайно популярное. Многие занимаются им от случая к случаю, одни как бы шутя, другие с большой серьезностью. Журналисты – и не только они – очень любят вставить беглое попутное замечание о происхождении какого-нибудь важного для их рассказа слова 2 . Есть, наконец, и столь увлеченные любители, что они заполняют своими догадками о происхождении слов целые книги. Тут следует, конечно, учитывать, что сближение двух слов между собой может производиться с совершенно различными целями. Сближения поэтического или игрового характера претендуют только на эстетическую ценность или на эффект остроумия. От них отличаются сближения, претендующие на разгадку истинного происхождения слова. К сфере любительской лингвистики относятся только последние.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В эпоху торжества светского просвещения свт. Игнатий Брянчанинов также нашел нужным разъяснять своим современникам, что зачастую «мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна, по самым началам своим, мудрости духовной, божественной» 32 . Особенно святитель относил этот контраст к наукам философским, но отмечал необходимость молитвенного очищения сердца и во всяком творчестве. Не занимая при этом обскурантистскую позицию, он «занимался со своими учениками развитием их способностей в искусствах и сообщением научных познаний, сообразно их положению» 33 . Библейское понятие кожаных риз в святоотеческом толковании указывает также на ограничение, введенное Творцом на способность познания человеком в этой земной жизни материального, но особенно и, прежде всего, мира духовного. Кожаные ризы, понимаемые как страстное состояние человеческой души, которое отражает преданность человека земным наслаждениям и плотоугодию, «склонность к скотскому и неразумному», вводят нас в круг размышлений о категориях аскезы, нравственного выбора, очищения души в молитвенном подвиге, восстановления чувств в правильном порядке и строе. В контексте подобных аскетических размышлений у свт. Григория Нисского встречаются дискурсы об очищении души через снятие «кожаной одежды» (δερματνους χιτνας), об «отрешении душевных стоп от кожаной и мертвой обуви» в созерцании 34 . Древо непослушания и кожаные ризы в проекции на современную теорию образования человека В качестве задач для исследования теология образования ставит цель сопоставления библейских и святоотеческих антропологических положений с различными подходами и методиками современной науки и практики в сфере образования. Первым и важнейшим выводом богословия динамического образа Божия в человеке для теории образования является негативная оценка современных тенденций к раннему внедрению, так называемого, «полового воспитания» в среднеобразовательных школах, а тем более в детских садах. По меткому замечанию христианских психологов, «удобопреклонная» ко всему сладострастному человеческая природа в ребенке не имеет развитого комплекса тормозных психологических механизмов. Познание замыслов/предназначений земного существования человека в разных аспектах его деятельности должно предшествовать серьезному прикосновению (как мысленному, так и сенсорному) к интимной сфере человеческого тела. Но глубокое понимание высших и глубинных смыслов бытия формируется в подростке гораздо позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мир несовершенен, поэтому женщины на деньги реагируют больше, чем на отдельные части тела, интеллект и вероисповедание. Неужели это — основной закон в основном инстинкте. Любовь и теория! Ни чужой опыт, ни книжная мудрость ничем не помогает и ничего не объясняет, когда дело касается тебя лично! Доверять чувствам – это то же самое, что рекламе: «и нравятся, и доступно», но есть такое понятие как цена вопроса! Наличие – или отсутствие — денег и есть самый важный элемент смирения человечества. . Ладно, с обществом понятно, а как правильно построить отношения с женщинами, когда ты и умный и красивый, но не богатый? Пытливо исследовал Олег себя и историю человечества! Многоженство Ветхого Завета устраивало Олег, но реальность и заповеди Нового Завета ограничивают даже мышление (десятая заповедь «Не пожелай….»)! «Может просто пожить с девушкой, то есть попробовать…, и узнать, подходите вы друг другу ….? Тем более, сейчас почти все согласны попробовать…! Не будет ли это лукавством перед молодой девчонкой, родными и близкими, а что потом детям рассказывать …не подошли…?» Либо каждый раз жить с женщинами в зарегистрированном браке? То есть как у людей, чтоб родня была довольна, и дети имели отца и жене не стыдно… потом, если что, сказать: — Была замужем! Наверное, это уже будет большое лукавство перед Богом. Или по-честному: свадьба и венчание по христианским православным канонам – раз и навсегда? Как-то очень серьезно, сразу и на всю жизнь и без глупостей, а вдруг она состарится через 10-15-20 лет, и мы с ней не будем подходить друг другу? Христианство не допускает «если-если». «А как хочется себе оставить шанс», — где-то в глубине души думал Олег. Все размышления Олега сразу заканчиваются, если глаза видят интересную девчонку, а малая вера в Бога сразу наталкивает на мысль, что Господь смотрит сверху на все наши удовольствия и обязательно потом накажет! Умным бывает одиноко в своих мыслях, поэтому Олег пошел к старшему брату, тот из народа. Старший брат знал саратовские страдания красивых и умных, но из чувства такта про «такую личную жизнь» никогда не спрашивал, да и в целом Олег – добрый, чуткий, но очень ранимый, как вся псевдоинтеллигенция, у них и горе от ума, а многие знания рождают большие скорби!

http://azbyka.ru/fiction/chto-est-istina...

К. Никольской , как пример серьезного научного размышления над судьбой протестантизма в России. Завершает Антологию (XII) раздел Приложений, куда включены обширные фрагменты из «Устава Евангелическо-Лютеранской церкви»1832 г., текст ныне действующего «Устава Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии», а также текст «Социальной позиции протестантских церквей России». Это разновеликие по объемам, разнящиеся по обстоятельствам появления и содержанию документы, но тем они и интересны для сопоставления, сравнения, размышления над эволюцией протестантизма в России. Итак, подавляющее большинство текстов, составляющих Антологию, освещают российский протестантизм, – что и как это было, что и как это есть сейчас, – в ракурсе внешнего взгляда. Говорят, со стороны виднее. Наверное, в этом есть своя правда. То, что сами протестанты переживают и мыслят, оставаясь внутри своего конфессионального сознания, не всегда открывает им, как воспринимаются их сообщества, вера и образ жизни непротестантским окружением. Из приведенных работ, – основательных или поверхностных, исследовательских или публицистических, защищающих или критикующих, – это восприятие, надо полагать, станет более понятным. Но важный смысл обозрения непротестантской рефлексии над темой протестантизма в России еще и в том, чтобы лучше стала понимать себя и «рефлексирующая сторона» в лице ее современных представителей, чтобы обнаружились те грани соприсутствия протестантов и непротестантов в едином пространстве Отечества, которые называются – общая страна, общая история, общие радости и печали, общий путь, общая жизнь. 1 См.: Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: Генеалогия русского протестантизма. СПб., 2003; История евангельских христиан-баптистов в СССР/Под ред. А. М. Бычкова. М., 1989; Каретникова М. С. Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения//Альманах по истории русского баптизма. Вып. 1. СПб., 1997; Курило О. В. Лютеране в России (XVIXX вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Отсюда вполне разумно заключать, что Фома Кемпийский именно был автором «Размышлений о жизни Христа», особенно когда примем во внимание указанные выше внешние данные и свидетельства, которые уже рано приписывали ему это сочинение и исходили от лиц, которые близки были ему по времени и вполне в состоянии были дать надежные и достоверные сведения как о нем самом, так и о его сочинениях. Внутренние данные также много говорят в пользу того, что Фома Кемпийский был автором «Размышлений о жизни Христа». Если уже внешние данные дают полное основание утверждать, что истинным автором этого сочинения был Фома Кемпийский, то рассмотрение самого содержания книги дает возможность еще более установить подлинность ее. Хотя и есть некоторые особенности в характере между сочинениями «О подражании Христу» и «Размышления о жизни Христа», но это скорее зависит оттого, что эти два предмета требовали различной обработки, чем от чего-нибудь другого. «Размышления о жизни Христа» отличаются от сочинения «О подражании Христу» не более чем разнятся между собою и другие несомненные сочинения Фомы Кемпийского. «Размышления о жизни Христа» носят на себе, как и сочинение «О подражании Христу», аскетический характер. Обе эти книги ставят себе целью достижение высшего идеала христианской жизни, и при употреблении как той, так и другой, душа всякого искреннего христианина, который серьезно стремится к. спасению своей души, будет волноваться одними и теми же чувствами, именно, во-первых, что он слишком далек от того, чем он должен бы быть, и это должно приводить его почти к отчаянию в невозможности достигнуть высшего совершенства; во-вторых, это заставит его более, чем когда-нибудь, почувствовать великую нужду в Спасителе, как таком, который хочет и может спасти его, и потому должно ревностно стремиться к Нему за помощью и спасением; и в третьих, это побудит его к ежедневным усилиям уподобляться Христу и следовать по Его благословенным стопам. Ведь нужно помнить, что единственно правильный путь к достижению христианской жизни состоит в том, чтобы не понижать идеала нашей жизни до наших земных вожделений и немощей, а выставлять перед собой и стараться следовать возвышеннейшему и совершеннейшему примеру человечности, как она проявилась во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

По меркам деревни хорошая 25 тысяч. В совхозе  даже есть зарплата 30 тысяч. Мне кажется, это нормальная сумма. Я за 22 года служения получал зарплату 4 месяца, но это такая специфика. У меня сейчас восемь храмов и нас четыре священника. На самом деле, зарплату получают два моих вторых священника – один на одном приходе, второй на втором. Зарплата шесть и четыре тысячи, но они монахи». Анна Данилова прокомментировала: «И ни в чем себе не отказывайте». Протоиерей Андрей Ефанов: « А им не в чем отказывать. Для них эта зарплата нормальная, можно на эти деньги жить. Они не платят никакой коммуналки, потому что колодцы во дворе и уборные тоже. Им приносят конфеты, печенье и хлеб на панихиду. Вы знаете, хватает. Довольны, что есть возможность служить. Правда, я тоже очень доволен, что у меня есть возможность служить». Черта нищеты и помощь без границ Анна Данилова рассказала о последних материалах «Правмира», упомянув интервью с Мариной Андреевной Журинской. Острый текст про социальные проблемы современности вызвал серьезную дискуссию: «На днях мы будем вспоминать Марину Андреевну в связи с трехлетием ее ухода в жизнь вечную. Это человек, очень тонкого понимания современной жизни и умения колоссально внятно осмыслять эту жизнь по-христиански. Это то, чему я всегда поражалась – она могла писать про котов, она могла писать про митинги на Болотной площади, она могла писать про толчею в автобусе, и в каждой этой точке она находила отправной момент для глубочайшего христианского размышления, и я надеюсь, что наши размышления над трудами Марина Андреевны еще впереди. Она как-то раз мне сказала: «Аня, вы думали когда-нибудь над тем, что такое нищета? Мы привыкли говорить: бедность, средний класс. Вот нищета, это что такое?» Я бежала между одним метро и другим. Марину Андреевну слушала в пол-уха, она мне очень внятно сказала и несколько раз повторила: «Когда человек не может нормально лечить и учить своих детей, вот это нищета». Мы говорим в каких-то других терминах, а если посчитать, сколько стоит нормальное лечение и обучение в том случае, если оно не бюджетное, то окажется, что на самом деле по этому критерию за чертой нищеты находится существенная часть среднего класса. С фондом «Правмира» я тоже в эту тему погрузилась».

http://pravmir.ru/pravmir-eto-pro-lyudey...

Да простит нам достоуважаемый автор, если приведенное рассуждение мы назовем «блужданием без всякой надобности». Ведь, рассуждая попросту и прямолинейно, конечно, следовало бы так сказать, что при указанных условиях в нашей новой школе необходимо должна оказаться слабою формальная сторона образования, а не «по видимому» только «может»… Равным образом, «отсутствие у учащихся способности и навыка к мыслительной работе, напряженной и углубляющейся», должно представляться совершенно неизбежным и естественным результатом, коль скоро из школьной программы изгоняются «общепризнанные» важные средства умственного развития. И стало быть, вовсе не трудно ответить на вопрос: сбудется ли вышеприведенное предсказание С. А. Рачинского, – ответить решительно и совершенно положительно. – Наконец, крайне удивительным и неожиданным является последний вопрос самого автора: «вознаградят ли новые языки отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду у студентов?» – да притом еще с таким нерешительным ответом на него, что «о будущем гадать трудно»!.. Нет, – сказали бы мы, – это не так трудно. Ни на одну минуту не должны мы сомневаться в той самоочевидной истине, что «отсутствие серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду» не может быть вознаграждено никакими знаниями новых языков, будь их не два только, а целых двадцать… Это отнюдь не должно быть вопросом. Тем более уже не позволительно колебаться в ответе на него. Колеблющийся же обнаружил бы только желание добровольно «поблуждать» вместо того, чтобы идти по прямой, не подлежащей сомнению, дорогой. В самом деле, какую пользу принесут мне самые обыкновенные знания, приобретенные при помощи новых языков, коль скоро я не развил в себе даже способности к умственному труду и не научился логически-правильно мыслить?.. Если в деле профессиональной техники эти знания, почерпнутые из иностранной литературы, могут еще оказаться как-нибудь пригодными, то в деле научного исследования истины они останутся совершенно бесполезным мертвым капиталом, распорядится которым владелец будет не в состоянии. А ведь университет занимается не профессиональной техникой, но именно научным методическим исследованием истины. И мы уверены, что сами профессоры университета, жалующиеся на отсутствие у вновь поступающих студентов знания новых языков, охотнее примирились бы с этим «отсутствием», нежили с «отсутствием серьезного интеллектуального развития и достаточной способности к умственному труду». Ведь, это последнее злосчастное «отсутствие» равнялось бы «отсутствию всякого присутствия»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Все эти различия в англиканской Церкви существовали уже с самого момента ее возникновения, и часто эти течения враждовали между собой. На протяжении всего XIX в. происходило усиление влияния внутри англиканства Высокой церкви. С этой точки зрения наиболее значимым является деятельность членов Оксфордского движения[ 10 ], датой основания которого считается 1833 г. Выражением его идей стал сборник трактатов (tracts), по названию которых и само движение получило названия трактарианство. Трактарианцев называли также пьюзитами по имени одного из наиболее авторитетных и активных деятелей этого движения, профессора-филолога Пьюзи. Наибольшее внимание членов Оксфордского движения привлекало католичество. Размышления над догматами англиканской Церкви привели руководителей движения к мысли о том, что “39 статей”, излагающих кредо англиканского вероисповедания, не противоречат католическому вероучению. Опубликование этого тезиса сразу поставило трактарианцев в глазах их соотечественников в положение проводников католической религии. Размышления ряда трактарианцев постепенно подводили их к мысли о том, что единственная религия, сохранившая чистоту веры с апостольских времен, — это католичество. Наиболее известным из людей, исповедовавших такие взгляды, был талантливый проповедник Н. Нью­мен, перешедший в католичество в 1845 г. Сразу после обращения Н. Ньюмена его примеру последовало около 300 человек. Этот процесс не закончился и в конце XIX в.[ 11 ]. Установилась даже определенная “мода” на переход в католичество. Как считают исследователи, переход в католичество был самым распространенным явлением среди тех, кто решался изменить вероисповедание в Англии в XIX в.[ 12 ]. Вновь возродился старый спор о пресуществлении; часть высокоцерковников стала на точку зрения, исповедуемую католиками. Это потребовало более серьезного отношения к алтарю и литургическому ритуалу, из-за чего движение впоследствии получило название ритуализма. В результате в некоторых церквах стали вводить таинство исповеди, а в 1841г. даже появились первые монахи[ 13 ].

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010