Страницы дневника описывают путь, который прошла душа царицы. Оригинал дневника за 1917 год – это маленькая, переплетенная в ткань книжечка в голубой обложке, сшитой Александрой Федоровной, в углу которой вышит маленький крест. На внутренней стороне обложки рукой Государыни просто написано: «Аликс, 1917 год». Это сборник разных цитат, стихов, размышлений, это дневник женщины, которая делает записи, чтобы напоминать себе о ежедневных обязанностях в жизни христианина. Записи касаются самых разных тем – от размышлений о самопожертвовании до благотворительных дел, о которых мы знаем и из ее писем. Везде прослеживается ее желание превратить повседневную обыденную жизнь в нечто прекрасное о Христе. Простота дневника разочарует тех, кто ищет утонченного, или тех, кто ожидает найти здесь какие-то исторические факты. В строчках дневника мы видим твердую решимость женщины, остро чувствовавшей и подогреваемое против нее общественное мнение, и угрозу революции, но заставлявшей себя вести обычный образ жизни и каждый день бороться за любовь, сострадание и бескорыстие. Главным полем брани, на котором она боролась за своего мужа и за свой народ, было ее собственное сердце. Никакого ропота, никакой жалости к себе, только постоянные напоминания самой себе оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом. Достойное приятие мученического венца – это добродетель, которая не придет сама собой. Эта добродетель достигается в ежедневной борьбе, в постепенном укреплении душевных сил, пока человек почти что незаметно не приобретает способность встретить достойно мучения за Христа. Эта тетрадь – свидетельство такой борьбы. Мы приводим те дневниковые записи Александры Федоровны, которые посвящены семейной жизни и воспитанию детей. Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен делать в своем собственном доме Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», – прекрасная мысль! Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью.

http://pravoslavie.ru/107061.html

Может быть, эти чувства и живы в нас, но мы просто не обращали пока на них внимания. Для того, чтобы проверить их наличие в себе, необходимо некоторое, хотя бы не очень долгое уединение, устранение от обычных забот, размышление, воспоминание своей жизни, к чему и хочется вас призвать именно в эти дни. Необходимо просто, но серьезно задуматься о своей жизни и о ее отношении к Богу, к вечности, к совести. Дух нашего времени есть дух несерьезности, смеха и фальши. Следует сразу предупредить, что здесь, в церкви перед лицом Божиим всякая несерьезность абсолютно невозможна. Отношение человека к Богу — самое глубокое, самое серьезное в душе его, те чувства, с которыми мы должны приходить к Нему, должны быть совершенно свободны от всякого легкомыслия. Человек, в котором перечисленные чувства все же есть, обычно и отличается этой серьезностью. Он, скажем, любит уединение, размышление, не любит шумной компании, любит природу, умеет видеть свою вину и искренне просит прощения, он вообще чаще плачет и реже смеется и любит читать скорее Достоевского или Андерсена, чем Джека Лондона и Конан Дойля. Впрочем, все эти выражения нашего чувства, приводящего нас к Богу, могут быть и иными, у каждого своими, — и все же это всегда бывает в духе серьезности, духовной трезвости, уединения, а не поглощенности нашей души телевизионно-газетной или житейской информацией. Быть может, одно только устранение от телевизора и газет и прочих развлечений в эти дни и один только долгий, серьезный взгляд в себя приведет вас к этим чувствам и мыслям, хотя раньше вы и не задумывались об этом, а просто где-то внутри души что-то как бы болело. Но, к сожалению, чаще случается иначе, все эти слова и призывы вызывают в человеке просто скуку или более и менее прикрытое отвращение, такому кажется, что у него отбирают его привычную легкомысленность и несерьезность, а с ними и те дела и удовольствия земные, любовь к которым превосходят всякое влечение к небу. Для такого человека свет благовестия Христова пока все-таки закрыт, и не Бог виноват в этом, а мы сами. Почему мы сами не любим видеть себя жалкими, ничтожными, виноватыми, почему мы безразличны к святому, почему поклоняемся предметам, недостойным того, почему мы живем только для земных дел и предприятий? Всем этим мы плотно закрываем для себя ставни души нашей от света Христова. Ко Христу и к церкви Его ни один человек не пришел без этих чувств и исканий. Как невозможно глядеть на солнце без черных очков, так невозможно приступить к Богу без чувства своей вины и своей ничтожности и неприкаянности. Сам Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Стало быть, кто видит свою праведность и любуется ею, к тому Христос не приходит, точнее тот сам не может прийти ко Христу.

http://azbyka.ru/katehizacija/slovo-k-pr...

Манера изложения идей у Грека вообще широка: от серьезного и возвышенного размышления до страстной полемики и тонкой иронии. Так, в «Слове отвещательном об исправлении книг» наряду с вдумчивым терминологическим анализом некоторых понятий (сущность, свойство, описуемость) он высмеивает тех горе – мудрецов, которые из-за своего невежества не понимают глубокого смысла читаемых книг, «не навыкоша бо по сущему тайны священныя философии». Буквоедов, «по чернилу» понимающих тексты, он иронично называет «чюдними богословцами», «чюдними философами», вещающими не от высокого духа, а «от своего чрева». Эти «чревовещатели» не заслуживают звания мудрых. «Центром философского размышления Максима был собственно человек», – считает Д. Хейни (139, 146), и с этим можно согласиться. Для человека создан мир, для человека существуют дары природы и дары духа, для научения его праведной жизни существует и сама философия. Но инок не боготворит (подобно Фейербаху в философии Нового времени) человека как такового; раскрывая сложную диалектику души и тела, он показывает борьбу в нем разных начал, несовместимость стремлений, противостояние высокого и низменного. Человек- это микрокосм, в котором как в капле отражается все мироздание, и потому так трудно в нем разобраться (см. 138, 5, 121–125). Афонец уподобляет человека волнующемуся морю, «ветренными дыхании чаете и люте смущаемому» (14, 2, 66). По античной традиции он выделяет в человеке три начала: плотское, душевное и духовное, соответствующие чувственному, волевому и разумному. Живущий по плоти уподобляется животному; «душевен» человек увлечен своими субъективными желаниями; лишь «духовен» муж несет в себе истину (см. 5, л. 305; заимствовано из «Суды»). Ум, как словесное, божественное начало, должен доминировать в человеке, он «кормчий души». Максим уподобляет его «коннику», увлекаемому двумя запряженными «конми» (подобно возничему несущейся колесницы в платоновском «Федре»), и горе ездоку, если он будет «низвержен» ими. Ум человека «самовластен» – «власть. же есть уму нашему и сила» (14, «, 391), но он должен научаться искусству управления душой и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Чем глубже я думал над создавшимся положением, тем определеннее приходил к заключению, что перед лицом всенародной совести возможно лишь религиозное оправдание войны, которое ей давали наши святые (Св. Сергий Радонежский) и религиозные мыслители (Вл. Соловьев). Но найти такое оправдание дальнейшему наступлению на немцев и внушить его армии, настойчиво требовавшей прекращения начавшейся в 1914–м году явно безрелигиозной бойни, было совершенно невозможно. Исходя из этих размышлений, я начал все определеннее склоняться к идее сепаратного мира, которую, не видя в этом внутреннего противоречия, во всех своих речах продолжал со страстью оспаривать, поскольку она исходила из большевистских кругов. Мне было ясно, что одна и та же мысль может фактически означать весьма разные вещи, в зависимости от того, кем она провозглашается и как проводится в жизнь. К идее сепаратного мира меня, впрочем, подводили и другие соображения. В связи с грозившими политическими осложнениями, то есть с возможными попытками захвата власти реакционно–монархическими или анархо–большевистскими кругами, мне казалось весьма важным сохранить в руках Временного правительства, вплоть до созыва Учредительного собрания, преданную ему и дисциплинированную армию. Закрепить же за собою армию, всеми помыслами рвущуюся к миру, не гарантируя ей его близкого заключения, мне, ввиду бешеной агитации большевиков, казалось решительно невозможным. Конечно, Временное правительство, пожертвовав Милюковым и обнародовав свой миролюбивый манифест, сделало очень много в этом направлении, но солдатской массе этого не было видно. На постоянно задаваемый солдатами вопрос: «что же нам до тех пор и воевать, пока немцы с союзниками не сговорятся?» у нас, фронтовых деятелей, не было удовлетворяющего солдат точного ответа. Убедить солдат в серьезном («без подвоха») стремлении Временного правительства к миру, могли только две вещи: отказ от наступления и указание срока прекращения войны. Под влиянием этих размышлений во мне как–то сам собою сложился следующий план правительственных действий: 1) объяснение союзникам, что Россия, принципиально отказываясь от наступления, держит фронт еще некоторое время (3–4 месяца), после чего, в случае неоткрытия общих мирных переговоров, обращается непосредственно к центральным державам с предложением сепаратного мира; 2) срочный созыв Учредительного собрания, хотя бы и без достаточной юридической подготовки (быстрое осуществление революционной правды мне представлялось, ввиду положения на фронте и в стране, гораздо важнее тщательной разработки выборного права, тем более что солдатско–крестьянская масса жила страхом, как бы ей под крики «земля и воля» не прозевать своей земли); 3) мужественная и быстрая ликвидация большевизма путем ареста, а при каких–либо неожиданных осложнениях применение и более строгих мер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Наталия Сухинина о Правмире: В материалах Правмира есть живая связь с современной жизнью С порталом сотрудничают хорошие авторы, достойные, люди интересные, которые действительно могут что-то сказать серьезное 21 февраля, 2014 С порталом сотрудничают хорошие авторы, достойные, люди интересные, которые действительно могут что-то сказать серьезное В 2014 году порталу «Правмир» исполняется 10 лет. Размышлениями о портале, поздравлениями и пожеланиями на будущее делится Наталия Сухинина, писатель. Десять лет Правмир несет людям Слово Божие, за это время многое сделано, портал занял достойное место в «православной информационной нише». Я читаю, что ниша перенасыщена, и очень часто все сводится к назиданию, к примитивному освещению православной темы, что меня очень беспокоит: такая поверхностность, там девочка умилительная свечечку ставит, там колокол звонит, на службу все поспешают… А в материалах Правмира есть живая связь с современной жизнью, И «поучения» (а точнее, рассказ о жизненно важных для души человека моментах) идут не назидательно, а через поступки людей, через информацию. С порталом сотрудничают хорошие авторы, достойные, люди интересные, которые действительно могут что-то сказать серьезное. Поэтому я очень рада, что немного имею отношение к порталу, в одно время вы публиковали мои письма, я давала интервью, мне всегда приятно сотрудничать с Правмиром. А вот мое пожелание на будущее, которое, наверно, можно отнести ко всем, кто занимается православной тематикой, кто пишет для портала и читает его. У нас нет другого выхода: если мы уже назвались православными христианами, то нам надо делом, своей жизнью, поступками как-то доказывать, что это не пустые для нас слова. Чтобы люди на нас смотрели и думали: «Что же есть такого в этом православии, что они такие светлые, красивые и открытые?». У нас принято говорить о проблемах Церкви. Но все проблемы начинаются с нас, с каждого. Надо помнить о том, что мы христиане. Не просто помнить, а делами, образом жизни подтверждать это.

http://pravmir.ru/nataliya-suxinina-o-pr...

Таково истинное и серьезное внимание, высказываемое вами к вере Христовой. Оно резко отличается от лицемерия и ханжества, которые хотя и принимают вид серьезности, но на самом деле заключают в себе одно лишь искусственно прикрытое равнодушие или даже неверие. 2. При размышлении о ее возвышенном учении. а) Христианин должен вникать в совершенный закон свободы и пребывать в нем (Иак. 1:25), т. е. должен стремиться к правильному и основательному познанию веры, вникать в ее истины и неуклонно пребывать в них. Но возможно ли достигнуть этого без серьезного настроения духа? Будет ли человек легкомысленный и рассеянный, мысли которого постоянно переносятся то на те, то на другие предметы, иметь охоту и способность напрягать свой ум, отрешаться от земных попечений, чтобы вникать в высокие истины христианской веры? Если даже и случится ему задуматься над ними, станет ли он пребывать в них? Без серьезного внимания невозможно проникнуть в « совершенный закон свободы .» б) Поэтому, когда вы размышляете об истинах и правилах веры, размышляйте всегда с должным вниманием. Если вы здесь, в храме, слышите слово Божье или читаете его дома, сосредоточьте ваши мысли и направьте их к слышимому и читаемому вами. Опыт показывает, что сосредоточенная вдумчивость необходима даже для успеха в житейских делах, что легкомыслие и рассеянность обыкновенно портят все. Не тем ли необходимее запастись сосредоточенным вниманием, когда вы размышляете о высоких истинах веры, о Боге, Промысле? Как непростительно здесь легкомыслие и бессмыслие! Как трудно становится понимание даже легчайших истин! 3. При соблюдении ее заповедей и предписаний. а) « Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя », взывает апостол (Иак. 1:22). Мы должны преодолеть нашу беспечность, овладеть чувственными наклонностями и пожеланиями, воспротивиться всяким соблазнам и подстрекательствам, преодолеть искушения. Без серьезного размышления с самими собою, без твердой воли достигнуть этого невозможно. И, однако же, от этого зависит наше нравственное совершенство, достижение нашего назначения.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Закрыть На все события нужно стараться смотреть глазами Священного Писания Размышления о главных итогах 2023 года 07.01.2024 362 Время на чтение 7 минут Фото: orskeparh.ru «Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2023 год? В условиях Специальной военной операции, как изменилось наше общество в этом году? Какие позитивные и негативные тенденции отметите в уходящем году? С какими чувствами встречаете Новый 2024 год? Что ждёт мир в ближайшее время? - на эти вопросы отвечает епископ Орский и Гайский Ириней: Итоги 2023 года. Пройдя определенный этап жизни, человек даёт оценку тем или иным событиям. Кроме того, он делает различные прогнозы. Позади 2023 год, каким он был и чем запомнился – спрашивают многие. В 2023 году произошло немало событий в России и в мире, о некоторых из них давайте вспомним. Анализ ВЦИОМ показал, что главными событиями минувшего года для россиян стали СВО (так считают 22% опрошенных), проблемы с экономикой (16%, соответственно) и рост цен на продукты, бензин и услуги ЖКХ (также 16%). При этом стоит признать, что в целом экономика страны сейчас развивается, и серьезных кризисных явлений пока не отмечено. Трагические события в Израиле. Считаю, что несправедливо забыты трагические события в Израиле, начавшиеся 7 октября 2023 года. В этот день по Израилю был нанесен массированный ракетный удар. Ответственность за атаку взяло на себя исламистское движение ХАМАС. Боевики назвали свою операцию «Наводнение Аль-Аксы». В ответ на это Израиль начал контртеррористическую операцию «Железные мечи». В тот тяжелый день по Израилю было выпущено около пяти тысяч ракет – обстрел вёлся с территории сектора Газа. Затем боевики ХАМАС вторглись в приграничные районы Израиля, где взяли в заложники более 200 человек. Среди них были и военные, и гражданское население. Группировка ХАМАС совершила нападение и на участников музыкального фестиваля Nature Party, который проходил под открытым небом в ночь с 6 на 7 октября в кибуце Реим, расположенном недалеко от границы с сектором Газа. Были убиты более 250-ти человек – участников фестиваля.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/07/na...

Рубрики Коллекции Фото (фрагмент): Sergey Norin /Flickr Почему время с близкими становится обузой? Размышления в преддверии рождественских каникул 4 мин., 20.12.2022 Поделиться Это уже становится какой-то странной традицией: накануне новогодних каникул все — от желтой прессы до ведущих телевизионных каналов — считают своим долгом пройтись на тему «этих невыносимо длинных праздников» или хотя бы дать пару советов, как их «пережить». И вот уже на зимние каникулы возлагается вина и за непрерывное пьянство, и за опустошенные кошельки, и за вынужденное безделье… Кто бы мог подумать, что у нас нация трудоголиков! С удивительным постоянством говорится и о том, что новогодние каникулы становятся тяжким испытанием для семейных отношений и приводят к резкому росту разводов в конце зимы. Подобная истерика вокруг зимних выходных вызывает много вопросов. Почему, например, люди не разводятся в результате весенних, осенних и летних отпусков? Ведь последние иной раз растягиваются и до тридцати дней! Не верю, что дело в погоде: изнуряющая жара, по идее, должна вызывать большее раздражение, чем холод. И чем холоднее на улице, тем уютнее дома. Непонятно и то, что именно зимние каникулы считают причиной какого-то особенного, вызывающего пьянства. Такое ощущение, что вот дай человеку свободное время, и он непременно сопьется. Хотя еще по советскому опыту мы знаем: если кто-то был склонен к злоупотреблению алкоголем, то в любом случае пил до 10 января. Так пусть он лучше на работу не ходит — целее будет. С другой стороны, если кто-то к подобным запоям не склонен — так чего это вдруг именно в новогодние каникулы начинать? И, наконец, почему во время отпуска никто не спивается? Удивительны и реплики о «пустых кошельках». Неужели взрослый человек не в состоянии спланировать свои расходы всего на десять дней? А если уж действительно не способен, тогда зимние каникулы прекрасный повод попрактиковаться в этом полезном умении. Однако больше всего поражает мнение о том, что новогодние каникулы становятся тяжелым испытанием для семейной жизни. Дожили — побыть со своей семьей десять дней подряд становится испытанием! Вот что на самом деле стоило бы серьезно обсудить. Получается: мы ходим на работу, чтобы скрыться от близких, быть от них подальше? Нам невыносимо общество друг друга? Мы не можем придумать, чем бы вместе заняться?

http://foma.ru/razmyishleniya-v-preddver...

Церковный отклик на ювенальную юстицию — размышления над документом Может сложиться впечатление, что авторы откликаются на некое общее, народное, усредненное представление о ювенальной юстиции, стараясь полемизировать не в профессиональном, социальном и юридическом поле, а в публицистическом. 20 июня, 2012 Может сложиться впечатление, что авторы откликаются на некое общее, народное, усредненное представление о ювенальной юстиции, стараясь полемизировать не в профессиональном, социальном и юридическом поле, а в публицистическом. На сайте Межсоборного присутствия я с удивлением обнаружил проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». Честно говоря, никак не ожидал, что именно эта тема достойна соборного церковного отклика. Юрий Белановский Я понимаю, что «ювенальная юстиция» давно стала наиболее острым и полемическим вопросом для некоторой части православной общественности, но не ожидал, что эта часть общественности столь значима, и что этот вопрос будет достоин столь высокого церковного рассмотрения. Я думаю, слабость предложенного документа — в терминологической размытости. В законодательстве некоторых стран понятие «ювенальная юстиция» ясно определено. В нашей стране — пока нет. По большому счету, любой серьезный текст о ювенальной юстиции должен начинаться пространным конкретным объяснением того, что понимают под этим понятием авторы текста. Проблема в том, что смысловое наполнение «ювенальной юстиции» в России лежит в очень большом диапазоне, начиная от правовых процедур, направленных на обеспечение безопасности жизни детей и обеспечение их прав, продолжая социальными технологиями по помощи семье и детям и по реабилитации детей и заканчивая чиновничьим произволом. Определение «ювенальной юстиции», приведенное в сноске к документу, представляется слишком общим и никак не отражающим профессиональную позицию авторов. Остается неясным, какой конкретный повод, какой законопроект или какой закон вызывает недоумение. Может сложиться впечатление, что авторы откликаются на некое общее, народное, усредненное представление о «ювенальной юстиции», стараясь полемизировать не в профессиональном, социальном и юридическом поле, а в публицистическом. Вполне возможно такое прочтение документа: мол, есть некое народное понимание «ювенальной юстиции» вообще, мы стараемся на него откликнуться…

http://pravmir.ru/sobornyj-cerkovnyj-otk...

Химия для меня – почти то же самое, что катехизис или пение, только еще страшнее, особенно органическая. Отец Андрей и матушка Татьяна Отец Андрей снисходительно улыбнулся: Наука, если к ней внимательно подойти, не может не привести к мысли о Боге. Настолько всё мудро устроено, что размышления о Творце не минуешь – У нас с матушкой дети по моим стопам пошли. Ученые-химики. Звонят иногда – советуются. Мне, конечно, приятно. Наука, она ж такая: если к ней внимательно подойти, то она не может не привести к мысли о Боге. Настолько всё мудро устроено, настолько всё изящно, что размышления о Творце не минуешь. С матушкой Татьяной тоже чудо вышло. Довольно болезненное, правда. – Терпеть не могу кактусы, – говорит отец Андрей. – По старой памяти. У меня к ним серьезные счеты. Дело как было: канун Дня победы. В вечер этого дня, собравшись с духом, я выразил свои глубокие чувства по отношению к Татьяне. Случайно или нет, но сразу же после этого эпохального в моей жизни события за окном раздались звуки праздничного салюта. В то время это было особым зрелищем! Мы бросились к окну, чтобы посмотреть, как озаряется небо разноцветными огнями. Для лучшего обзора мы сели на подоконник – от нахлынувших чувств я совершенно не заметил, что на нем стоит предательский кактус. И не просто стоит, а распустил свои «ветви» на большую часть подоконника. На одну из таких «веточек» я и уселся. На следующий день было больно и крайне неудобно вытаскивать кактусиные «поздравления». С того времени к кактусам у меня настороженное отношение. Так меня такая радость взяла – я аж подпрыгнул от счастья. Ну, подпрыгнуть-то подпрыгнул, а приземлился, поскользнувшись, прямо в середину кактусового куста. Ору от боли, не знаю, куда деваться, да и брюки жалко. Будущая матушка улыбнулась: «Теперь точно за тебя замуж пойду. Похоже, весело с тобой будет». Так что мы не скучаем. Какая там скука?! После рукоположения семья священника переехала из Нижнего в «глубинку». Только в Воротынце за десять лет сменили семь квартир, пока не случилось очередное («в рабочем порядке») чудо и смогли купить крепкий дом. До этого неразобранные сумки, коробки, чемоданы по углам – привычная картина. Это сейчас всё красиво: тут и баня, и кабинет батюшки, и котъ (именно «котъ»!) Маркс Августинович Шерстнёв размером с Т-70 на большой кухне, а раньше-то – ой.

http://pravoslavie.ru/149918.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010