Не удивительно после этого, что те, которым, хотя однажды, довелось присутствовать на общей исповеди о. Иоанна или слышать о ней от своих близких и знакомых, высказывают желание, как мне о том не раз приходилось слышать, иметь эту исповедь у себя, но она, к сожалению, до сего времени в печати еще не появлялась, вот почему я, по мере сил и возможности, записав постепенно в храме слова исповеди и сличив мои заметки с циркулирующими по Кронштадту списками, решил издать ее, дабы каявшиеся на общей исповеди о. Иоанна лучше могли запечатлеть ее вразумительные слова не только в сердце, но и в уме своем, а все, вообще, ознакомившись с ее содержанием, не унывали бы, не падали духом, а верили, горячо верили, что Господь Бог , помиловавший царей Давида и Манассию, «тяжко» согрешивших пред Ним, помилует и нас грешных, при условии, конечно, «искреннего и сердечно-глубокого» покаяния. Сергей Охотский.   Грешники и грешницы, желающие приступить ко Св. Тайнам, братие и сестры! Приготовились ли вы к воспринятию столь великого Таинства? Знайте, что великий ответ несу я пред престолом Всевышнего, если вы приступите не приготовившись. Знайте, что вы каетесь не мне, а Самому Господу. Который невидимо присутствует здесь, Тело и Кровь Которого находятся в настоящую минуту на жертвеннике. Слушайте же, братие и сестры, молитву. (Читается первая покаянная молитва). В этой молитве к Богу Отцу, Первому Лицу Пресвятой Троицы, Господу Всеблагому, Всесвятому, Вездесущему, Премудрому, Всесоздавшему, Всемогущему, Всеправящему, Страшному всякой твари, Святая Церковь молит Господа, чтобы Он даровал помилование кающимся грешникам и грешницам, простил бы им прегрешения, всякие беззакония, совершенные или по легкомыслию, или по необдуманности, вольно или невольно, простил бы и помиловал бы, как некогда помиловал пророка и царя Давида 3 , тяжко согрешившего пред Богом. Прогуливаясь однажды на террасе своего дворца, он увидел купающуюся очень красивую, молодую еврейку, пленился ее красотою, воспылал к ней страстью и пожелал сделать ее своею женою, для чего мужа ее послал на войну и приказал военачальникам поставить его на опасном месте, где его и убили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Обида цепляет к себе, связывая в тяжелый узел, сразу несколько греховных состояний: здесь и осуждение, и мстительность, и злопамятство, и самооправдание. Сила обиды прямо пропорциональна гордости. Нам кажется, что обижающий нас, выступает против самих понятий правды и справедливости. Но есть правда человеческая, а есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам представляется. Ведь Богу, в отличие от нас, открыты все тайные мотивы, причины дел рук человеческих. Мы видим часть, а Он – все сразу. В этой ситуации стоит довериться Богу. Раз Он попустил в отношении нас «несправедливость», лучше принять ситуацию смиренно, с упованием на помощь Божию. Так мы сможем выстроить иерархию мнений: сначала Божьего, потом своего, и наши обиды тогда становятся тише. Есть старый, но утешительный святоотеческий совет: когда мы страдаем от обид, причем именно несправедливых, если примем это с миром, потерпим, нам и наши грехи, о которых мы и забыли, оставятся. Иногда люди обвиняют Творца как в собственных бедах, так и в трагедиях с другими людьми. Кто-то даже теряет веру из-за претензий к Богу. В чём ущербность такого подхода, если мы утверждаем, что Бог многомилостив и человеколюбив? Цитаты об обиде «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Еф.4:32 «Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки – и тогда, как водою, угасишь свою скорбь». святитель Григорий Богослов «Человек озлобленный против нас есть человек больной, надо приложить пластырь к сердцу его – любовь; надо приласкать его, поговорить с ним с лаской и любовью. Когда про вас говорят плохо, то говорят верно; вас хвалят – это смеются над вами». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Кто обидит – не сердись. Имя знаешь – помолись». протоиерей Николай Гурьянов «Разве ты не знаешь, что воздающий честь (другому) воздает честь самому себе? А мы бесчестим самих себя.

http://azbyka.ru/obida

Обличал театр и св. праведный Иоанн Кронштадтский. Но надо вспомнить это время, конец девятнадцатого - начало двадцатого века, когда в интеллигентской среде, в том числе и среди слоев высшего общества, веровать в Бога считалось невежеством и отсталостью. Когда русская литература, поэзия и почти все отечественное искусство было выхолощено от христианского православного содержания и наполнено идеями дарвинизма, ницшеанства, марксизма, нигилизма, всеобщего недовольства современной действительностью и устройством монархического общества и почти нескрываемыми призывами к переустройству современного государственного державного порядка. Литература и поэзия так называемого серебряного века разрушали человека, искусство развращало. Не обошло это, разумеется, и искусства театрального. И если учесть, что увлечение театром в России в то время было поголовным, а количество их во много раз превышало количество храмов, опасения о. Иоанна были понятны. Тот дух, который царил тогда в театре, за редким исключением был дух разрушения. Так, великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова пишет в 1907 голу: " Дорогое, милое искусство, что с ним теперь? Все навыворот: порнография, безумие - вот литература и театр нашего времени... Ломание, шарлатанство, оплевывание идеалов, которым мы молились, - страшно, страшно теперь жить! " Мария Николаевна была православным, воцерковленным человеком, каких было уже немного в то замутившееся время... Среди них можно назвать имена таких актеров, как Южин, Савина, Бутова... Они смиренно несли свое христианское служение там, где поставил их Бог, не участвуя в пошлых постановках и отказываясь от несовместимых с их совестью ролей, и отошли ко Господу как православные христиане. Хочется, в связи с этим вспомнить похороны М.Н. Ермоловой... Ее дочь, Маргарита Зеленина, вспоминает: " ... 4 дня длилось прощание с матерью... Цветы, кадильный дым... Панихида. 4 дня певчие пели умилительные слова, от которых слезы лились в сердце, и казалось, что его качает неизъяснимая, почти сладостная печаль.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/17/...

По мнению святых отцов, католицизм этим своим учением «присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа» ( святитель Игнатий (Брянчанинов) 4 . Ведь «католики, признав главой Церкви папу... Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает “во все дни до скончания века” ( Мф. 28:20 )... Признавая главой Церкви папу, настоящую Главу Церкви – Христа – они потеряли и остались без Главы... Просвети, вразуми и спаси их, Господи!» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) 5 . У святого Горазда мы не находим столь резких слов, но находим довольно обстоятельную критику главнейших отличий римокатолицизма от Православия – учения о папе и, в меньшей степени, учения о Filioque. Изучение наследия святителя может быть полезным для понимания православного взгляда на эти отличия. О главенстве в Церкви и о примате папы Римского Прежде всего познакомимся с тем, как современный катехизис Римо-католической Церкви учит о месте папы Римского: «Единственная Церковь Христова... та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру... Эта Церковь ... пребывает в Католической Церкви, управляемой Преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним» (п. 816). «Христос установил двенадцать апостолов «как коллегию или постоянное объединение, главою которого поставил Петра, избранного из их среды... Римский Первосвященник есть Преемник Петра» (п. 880). «Господь сделал святого апостола Петра видимым основанием Своей Церкви. Он вручил Петру ключи от нее. Епископ Римской Церкви, преемник св. Петра, есть глава Собора Епископов, наместник Христов и пастырь всей Церкви на всей земле» (п. 936). «Папа, епископ Римский и преемник святого Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов, и множества верных. Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью , в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия епископов имеет власть не иначе... как с согласия Римского Первосвященника» (пп. 882–883).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Посему все верноподанные обязаны относиться к Царской власти с благоговением, по праву и закону Божественному, и повиноваться Царю не только за гнев, страшный особенно в Царе Самодержавном, но и за совесть ( Рим. 13:5 ), как учит Апостол, т.е. по собственному каждого убеждению в святом долге повиновения Царю, как преобладающему вверенными народами во благо им, в создание их, а не в разорение, как Вождю и Народоводителю. Царь самодержавно правит народом, как образ единоначальной власти Божией, как образ Царя Царей, как Глава Государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединяемого единою Главою. Все власти в Государстве, как радиусы в круге, относятся к Государю, как к своему центру; или все люди в Государстве, как дроби получают в Царе своем одного знаменателя. Государь в своем Царстве, как душа в теле, сообщает стройность направления и действия всем членам великого политического тела. Наша православная Церковь постоянно молит Бога, Вседержавного Царя Царей о спасении и благопоспешении Царя земного во всем, и покорении под ноги Его всякого врага и супостата. Вы видите, братие, что для России, единодержавие и самодержавие в Государстве необходимо и есть величайшее благо для него, подобно как в мире Божие единоначалие и вседержавие. Будьте покорны всякому человеческому Начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти; Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. ( 1Пет. 2:13–14 ). – Воздадите убо Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф. 22:21 ). Аминь. Слово, сказанное в день памяти св. всехвального апостола Андрея Первозванного, ноября 30 «Симон Петр отвечал (Иисусу): Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной» ( Иоан. 6:68 ). Когда Господь наш Иисус Христос , поучая народ иудейский и учеников Своих, говорил о Себе, как о хлебе живом, сшедшем с небес и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира, – тогда многие из них, глумясь над Его словами, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? и с того времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати апостолам Своим: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин. 6:51, 60, 66–68 ), т.е. куда и к кому нам, кроме Тебя, идти? Ты один возвещаешь глаголы, или слова, вечной жизни, – слова, следуя которым можно достигнуть вечной жизни. И действительно, Господь для того и пришел на землю, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком – да живот имут, и лишше имут. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 10:10, 17:3 ), рек Господь; для того Он избрал и послал в мир апостолов Своих, научив их предварительно Сам слову жизни вечной, чтобы они могли всем людям проповедывать это слово и обращать их от смерти к жизни, от власти сатаны к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Потому-то Иисус Христос, продолжая Свою речь Петру, называет его этим новым именем, то есть Петр, что значит «камень», предвидя его твердую веру и твердое исповедание его Сыном Божиим до последнего издыхания, и обещает на сем камени, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою или общество верующих в Него, которого не одолеют и все силы ада, и дать ключи Царства Небесного – отворять и затворять его для людей (См.: Мф. 16:18–19 ), ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. – Апостол Петр оправдал вполне доверие своего божественного Учителя: имевши только раз слабость отречься от своего Господа в тесных обстоятельствах, он до конца жизни своей остался верен призвавшему его Господу, и веру и апостольские подвиги свои запечатлел смертью мученика: он распят был на кресте вниз головою» 186]. Мф.16:18 . «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;» «Господь сказал о Церкви Своей: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей [ Мф. 16:18 ]. Это сказано как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих, так и о всех таинствах, о всех догматах, заповедях св. православной веры, и о всех чинопоследованиях таинств, напр., литургии, священства, брака, крещения, миропомазания, елеосвящения, которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно. Вот как тверда Церковь , основанная Господом! Помни эти слова Господни и нимало не колеблись, совершая какое-либо таинство. Будь как адамант тверд» т. 2, 308]. «От неправильного понимания католиками слов Спасителя: ты Петр, и на сем камне (на Христе, которого Петр исповедовал Сыном Божьим) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ), зависят все заблуждения католиков и пап, и особенно мнимое главенство папы в церкви и наместничество пап. Они только служители, соработники апостолов» 39]. «Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пребывание делегации в пределах Русской Православной Церкви продлится до 1 сентября. В рамках визита посещение святых мест и историко-культурных достопримечательностей на территории Московской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий, обителей русского севера. Связи между народами исторической Руси и христианами Египта имеют глубокие корни. С давних веков взоры наших благочестивых предков были обращены на земли христианского Востока, описанные в Библии. Интерес русских паломников вызывали не только Палестина, Сирия и Малая Азия, но и Египет – родина христианского монашества, земля, где в течение нескольких лет пребывало Святое Семейство. В ходе паломничеств происходили контакты между христианами Руси и Египта. Среди последних абсолютное большинство составляют верующие Коптской Церкви, которая наряду с Армянской Апостольской, Сирийской Ортодоксальной, Маланкарской, Эфиопской и Эритрейской Церквами относится к семье Древних Восточных Церквей дохалкидонской традиции. Именно коптские христиане являются хранителями святых мест египетской земли и продолжателями традиций монашества, заложенных представителями этого древнего народа – преподобными Антонием Великим, Павлом Фивейским, Макарием Великим, Паисием Великим, Пахомием Великим и многими другими. В 1845 и 1850 годах Египет посетил глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский), автограф которого и сегодня можно увидеть на стене главного собора коптской лавры преподобного Антония Великого в Восточной пустыне близ Красного моря. Тогда же он написал немало монографий, посвященных Коптской Церкви. Среди самих коптов эти сочинения также были достаточно широко известны еще в позапрошлом столетии, равно как и труды таких русских святых, как святители Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Официальные контакты осуществлялись и на высшем уровне, – в частности, Патриарх Коптский Петр VII неоднократно встречался с делегатами Императора Николая I, а русский посланник в Константинополе А.Б. Лобанов-Ростовский имел переписку с Патриархом Кириллом IV. Большим авторитетом у коптского народа пользовался Император Александр III, по смерти которого в 1894 году в кафедральном соборе св. Марка в Каире была совершена панихида. Иерархи Коптской Церкви присутствовали также на состоявшейся в 1896 году в Москве коронации Императора Николая II.

http://mospat.ru/ru/news/87907/

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Чем сердце просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе и то ложной; любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в сребре и злате, в любодеянии и прочем подобном. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Она, прежде всего, простирается до самопожертвования… Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается… Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, т. е. нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего… Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Одно срубленное и очищенное дерево быстро катилось по подкосу на человека. Я видел это, но от великой скорби не мог ему крикнуть: «уйди скорей»; у меня заболело и заплакало сердце, и дерево остановилось. Человек этот был для меня чужой: я не знал его, а если бы это был родной, то, думаю, вряд ли остался бы я жив. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Почему любовь к ближнему должна быть самоотверженной до того, что мы должны быть готовы при необходимости отдать жизнь свою за друзей своих? Потому что только такая любовь исключает из нашего сердца самолюбие, из которого происходит всякое зло; и только такая любовь к ближнему теснее, ближе всего нас подводит к любви Божией. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). Как научиться любить? Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ( 1Петр. 1:22 ).

http://azbyka.ru/semya/dushevnyj-lekar-o...

Село Передоль расположено в живописнейшем месте: с одной стороны - высокий обрыв, а внизу изумительной красоты долина, где протекает небольшая речка. История села и храма чрезвычайно интересны. Своё летоисчисление Передоль ведёт аж с XIV века. В те давние времена оно было приписано к монастырю Рождества Пресвятой Богородицы и считалось монастырским. В 1452 году киевская княгиня Анастасия Васильевна - внучка князя Дмитрия Донского пожаловала местечко Передол Троице-Сергиевому монастырю. В 1594 году в монастырской вотчине кроме села было 8 деревень и 23 пустоши. Здесь стоял однопрестольный деревянный храм с колокольней, освящённый во имя преподобного Сергия Радонежского. В XVIII-XIX веках престол был посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Надпись на храмозданном кресте сообщала, что здание построено в 1675 году. Прихожане по-прежнему чтили память прп. Сергия и отмечали престольные праздники 18 июля и 8 октября (н. ст.). В 1896 году было принято решение о строительстве нового каменного храма, так как прежний, деревянный, сильно накренился, обветшал и не подлежал ремонту. Возведение новой церкви в Передоли имело огромное значение ещё и потому, что в этом селе жило много старообрядцев, и недалеко от ветхого храма стояла их большая каменная часовня, окружённая оградой. Для строительства храма был построен завод по изготовлению кирпича, который уже в 1897 году выпустил 250 тыс. штук кирпичей. Было много пожертвований: умершая вдова коммерции советника А. К. Медведникова завещала на строительство 3 тыс. рублей, почётный московский гражданин, купец 1-ой гильдии Николай Сергеевич Воробьёв и его жена, Анна Яковлевна внесли более 9 тыс. рублей. Помимо этого, ими были подарены иконы Божией Матери " Скоропослушница " в серебрянопозлащённой ризе, целителя Св. Пантелеймона и вмч. Георгия Победоносца, а также другие образа и церковная утварь. Среди жертвователей на строительство храма был и праведный Иоанн Кронштадтский. Всего за 1895-1904 гг. поступило пожертвований на сумму 32 305 рублей 50 копеек.

http://sobory.ru/article/?object=04116

Согласно Уставу духовных консисторий, исповедные росписи должны были вестись священниками приходских церквей в двух экземплярах, один из которых оставался в церкви, а второй ежегодно к 1-му октября подавался на ревизию благочинному. Он, в свою очередь, передавал данные исповедных росписей всех подведомственных ему церквей далее в консисторию, где составлялась единая для всей епархии «перечневая ведомость», представлявшаяся в Синод при ежегодном отчете архиерея. В росписи прихожане были разделены по сословиям, а внутри сословий на следующие графы: «исповедавшиеся и причастившиеся», «исповедавшиеся, но не причастившиеся», «не исповедавшиеся и не причастившиеся». Последняя графа была разделена еще на несколько подразделов, в которых указывались причины пропуска исповеди. В октябре 1846 г. Св. Синодом была утверждена новая форма исповедных росписей. В ней в графу «не исповедавшиеся и не причастившиеся» был, в дополнение к уже имеющимся разделам «не исповедавшиеся по малолетству» и «не исповедавшиеся по нерадению», добавлен новый: «не исповедавшиеся по отлучкам и другим препятствиям» [подр. см.: 5]. Результаты такой стратегии были неутешительными. По свидетельству современника, «русские интеллигенты не ходили в храм вообще, мужчины-рабочие в большинстве своем по выходным пьянствовали, а в храм ходили в основном девушки и женщины из рабочей среды, которые «добросовестно, по мере разумения» исполняли «свои обязанности христиан» с. 169]. Россия XIX в. сильно страдала от влияния западного антицерковного духа. Главное средство непрестанного богообщения – Святая Евхаристия – стало формальной редкой обязанностью всякого крещеного человека. Не приобщаясь внутренней силы таинства, большинство россиян считало в порядке вещей причаститься один раз в каждый многодневный пост и предполагало, что этим исполняет свой христианский долг. Надо заметить, что вопреки общепринятому порядку, святые того времени поддерживали мысль о необходимости частого причащения для удобнейшего спасения о Господе. Преподобный Серафим Саровский говорил: «чем чаще, тем лучше» с. 153], святой праведный Иоанн Кронштадтский ежедневно служил Литургию, подавая благой пример тысячам богомольцев, преподобный Амвросий Оптинский писал: «только не отрекайся почаще приобщаться Святых Таин Христовых – в этом великая помощь и милость Божия» с. 70].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010