В контексте выбранной нами темы особенно интересно то важное значение, которое святой Иоанн определял не только для поста и молитвы, но и для усердных размышлений «о великой тайне сей» (там же, с. 721). Воспоминание и размышление о домостроительстве спасения рода человеческого, о земной жизни не просто, пусть даже и великого, но земнородного человека, но Самого «Бога воплотившегося, пострадавшего и умершего за нас, воскресшего и вознесшегося, и паки грядущего судити миру» (3, п. 1187, с. 721), есть, по мысли праведного Иоанна, важнейшая часть подготовки и благоговейного переживания великой евхаристической тайны. Вообще «сердечное размышление» занимает важное место в духовном опыте прав. Иоанна. Он также настаивает, что и всякий христианин еще в своей земной жизни «должен подобиться многоочитому Херувиму – быть весь оком, весь умом и размышлением непрестанным, кроме случаев, в которых требуется не размышляющая вера» (3, п. 903, с. 549). Для святого Иоанна сердечные размышления о сущности происходящего в храме Божием, глубокомысленный взгляд с верой «на святые иконы в церкви и на все ее принадлежности» тождественны понятию созерцания (3, п. 1006, с. 604; там же, п. 407, с. 268). Созерцание как необходимое условие участия в Евхаристии Созерцание признается и святым праведным Николаем Кавасилой († 1391), известным византийским ученым и богословом-исихастом Средневековья, за необходимое условие достойного участия христианина в святой Евхаристии. Так, по мысли этого богослова, именно созерцание домостроительства Спасителя (θεωρα Σωτρος οκονομαν), когда оно находится «как бы у нас пред глазами», освящает «наши души… таким образом», чтобы мы «делались способными к принятию Святых Тайн» (10, п. 1, с. 294, 296). Не случайно в самом начале литургической проскомидии священник произносит следующие слова: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». По объяснению св. Николая, это «воспоминание» (νμνησις), заповеданное Самим Христом ( Лк 22. 19 ), относится ко всей службе Божественной Литургии, и не только ко священнослужителям, но и ко всем христианам. Святое воспоминание о страданиях и крестной смерти Спасителя заповедано для того, «чтобы мы не оставались неблагодарными», и призывает христиан к размышлениям не о чудесах, а именно о жертве Христа (3, п. 7, с. 308–309; там же, п. 9, с. 311).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В Костромской епархии и в ближайших в Костроме местностях Ярославской епархии, Преосвященный Вениамин пользуется славой благопоспешного молитвенника и благосоветливого старца. Ищут его молитвы и благого совета, наставления, утешения, ободрения и духовные, и миряне, горожане равных слоев общества и поселяне-простолюдины; раскрывают пред ним свои греховные язвы, умоляя об их врачевании, лица всех состояний общественных, всех возрастов и никому отказа в требуемом не бывает, и никто тощ от него не возвращается. В этом отношении для страны Костромско-Ярославской, он имеет такое же значение, как и о. Иоанн Кронштадтский для всей православной России. Простолюдины так и величают его другим батюшкой Иоанном, владыкой святым, понимая последний эпитет не в смысле только владыки духовного, освещенного высшей благодатью священства, преосвященного, но в собственном смысле святого, праведника. Понятна, посему, скорбь граждан Костромы, когда за несколько дней до 20 сентября в городе распространился слух, что Преосвященный Вениамин тяжко болен. Преосвященный, действительно, недели за две до своего юбилейного торжества, заболел и нелегко (воспалением легких), но ко времени юбилейного торжества своего оправился от болезни настолько, что 29 сентября смог, хотя и с трудом, отслужить божественную литургию и после оной благодарственное Господу Богу молебствие в Ипатьевском монастыре, в храме свв. Хрисанфа и Дарьи, и сделать прием в своих покоях желавших лично приветствовать его с знаменательным днем его служения. Сослужили здесь Преосвященному священноиноки монастыря Ипатьевского, депутаты от Кинешемского духовенства, протоиерей И. Г. Климентов и священник И. Николаевский. В г. Костроме, с вечера на 29 сентября, в кафедральном Успенском соборе, в домовых церквах при духовной семинарии и духовном училище, в Богоявленском женском монастыре и во всех приходских храмах, согласно указа консистории от 20 сентября 1895 г, совершены праздничные бдения преподобному Кириаку отшельнику, a 29 сентября в первой половине дня литургия и после оных, благодарственные молебствия о здравии и благоденствии Его Преосвященства. В кафедральном Успенском соборе божественную литургию священнодействовал, в сослужении соборного духовенства, сам Владыка Костромской, Преосвященный Виссарион. После литургии, он же, в сослужении соборного и приходского духовенства, совершил благодарственное Господу молебствие о здравии и долгоденствии своего сотрудника-юбиляра, предварив его поучением применительно к торжеству; заключено было молебное пение многолетиями Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, Преосвященному Виссариону и Преосвященному Вениамину.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

В храме имеются 3 чтимые иконы. Две происходят из несохранившегося Успенского храма с. Песочня. 1) Богоматерь «Скоропослушница» – Афонского письма, 19 века. Во время войны бомба попала в избу, где сохранялась икона, уцелел только угол, где она стояла. Следы осколков видны на изображении. 2) Богоматерь «Калужская» –19 века. Отмечены многочисленные случаи благодатной помощи через обе иконы. 3) В 2003 году в архивах РАН уроженцем Жиздры художником-реставратором А.И. Васильевым были обнаружены фотографии утерянного чудотворного образа Жиздринской Страстной иконы Божией Матери «И Тебе Самой душу пройдет оружие», которая находилась в Жиздринском соборе. По ним Л. Дегтеревой был выполнен список иконы, освященный 26 августа 2004 г. Икона находится в северном приделе во имя св. прав. Иоанна Кронштадского. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Иоанн Кронштадтский, праведный - 2 января, 14 июня Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - 7 фев­ра­ля (25 ян­ва­ря), в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днем; или в ближайшее к 7 февраля воскресенье, в случае несовпадения Как добраться [ править править код ] Адрес: 249340 г. Жиздра, ул. Володарского, 28 Телефон : (48445) 2-14-57 Электронная почта: pokrovski-hram@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно для посещений с 8-00 до 17-00. Богослужения совершаются: по воскресеньям – литургия в 9-00, в субботу – утреня, часы, литургия – 8-00, всенощная в 18-00. В праздничные дни также служится литургия, а накануне – всенощная (в указанные часы). В дни малых праздников богослужение совершается с 8-00 (утреня, часы, литургия). В среду вечером в 18-00 служится акафист перед чтимыми иконами Божией Матери (Калужская, Скоропослушница, Жиздринская Страстная). Великим постом уставное богослужение совершается также по средам и пятницам с 8-00; 1-я, Страстная и Светлая седмицы – ежедневно утром и вечером в указанные часы. Ежедневно служится панихида по усопшим. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Великое событие рождения в мире Сына Божия и искупления Им грешного человечества стало возможным только потому, что избранная орудием для этого Отроковица была введена в храм и получила воспитание в храме. Так вот, следовательно, сколь велико воспитательное значение храма Божия! Он делает людей святыми – он настолько перерождает греховную природу человека, что делает его способным ко вселению в него Самого Бога! И это неудивительно. «Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский : «Ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно небо и небо небесе». «В церкви мы вытрезвляемся от мирскаго обаяния», говорит он же: «от опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся. Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!» Искренняя молитва соединяет человека с Богом. Но нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как в храме Божием, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там – «самый воздух святой», по выражению одного из наших богомудрых архипастырей. Недаром Богоносные Отцы наши издревле именовали храм  «училищем благочестия». Пречистая Отроковица Мария, получив воспитание в благодатной обстановке храма, сделалась Сама «Одушевленным Храмом Божиим», как именует Ее Св. Церковь , ибо в Нее вселился и от Нее вочеловечился Единородный Сын Божий. Но и все мы, христиане, призваны к тому, чтобы сподобиться благодатного вселения Божия – стать одушевленными храмами Божиими. В этом как раз и заключается  наше назначение – цель нашей жизни.  Об этом ясно и неоднократно учит нас Слово Божие. «Вы бо есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие»  ( 2Кор. 6, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Доверие к рассуждениям автора “Исповеди алкоголика…” и его рекомендациям основывается на известной евангельской фразе: “Кто сам был искушен, может и искушаемым помощи” (т.е. помочь). Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что нельзя смешивать “человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий, — все-таки в нем остается”. Братия, Православная Церковь любит всякого человека и в грехе его, и в позоре его. Дерзайте, боритесь, и Господь поможет вам. священник Сергий Филимонов, Председатель Общества православных врачей г. СПетербурга, кандидат медицинских наук Советы опытного врача Алкоголизм — это болезнь Алкоголизм или, как теперь принято говорить, алкогольная зависимость характеризуется следующими симптомами: 1. Патологическим (болезненным) влечением к алкоголю; 2. Ростом толерантности (возрастает переносимость больших доз алкоголя); 3. Утратой количественного и ситуационного контроля; 4. Наличием синдрома отмены или алкогольного абстинентного синдрома. Алкоголизм — это заболевание, характеризующееся психо-физической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменнью процессы организма. Причем, если на первом этапе формирования алкоголизма главную роль играют центральные механизмы действия алкоголя (т.е. на Ц.Н.С. — центральную нервную систему — повышается настроение, до эйфории, исчезает скованность, облегчается общение, наступает расслабление после стрессов), то на последующих этапах происходит более глубокая и серьезная перестройка обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов и образуются новые ферментные пути для расщепления алкоголя. Таким образом, на уровне Ц.Н.С. образуются новые “алкогольные” рецепторы, которые требуют своего заполнения увеличенным количеством молекул алкоголя, что может объяснять выраженное влечение к алкоголю и затем утрату количественного контроля.

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-protivopo...

Желаете ли, православные, знать, что я думаю о Льве Толстом? А я вот что думаю и говорю: он объявил войну Церкви православной и всему христианству. И как денница и сатана отторгнул своим хребтом третью часть звезд небесных, т. е. ангелов, и сделал их единомышленниками с собой, так наш Лев, сын противления, носящий в себе дух его, своим «рыканием и хвостом» ( Откр.12:4 ) отторг тоже едва-ли не третью часть русской интеллигенции, особенно из юношества, в след себя, в след своего безбожного учения, своего безверия. – Его безбожные печатные сочинения свидетельствуют о том. Разве собирают с терновника виноград и с терния смоквы? По плодам их познаете их, говорит Господь ( Лк.6:44 ). Терновник России и всего христианского мира есть русский граф Толстой, бывший романист, а потом самозванец-богослов, ни мало не смыслящий в богословии, нарядившийся в одежду мужика, чтобы вдоволь насмеяться над верой его и России и удобнее привлечь и русского ли или иностранца недальновидного на свою сторону, к образу своих мыслей, и удобнее излить свой еретический яд в души их. Есть-ли какой отец, говорит Господь в пример, который, когда сын его попросит рыбы, подал бы ему змею ( Мф.7:9 ) – Толстой именно это и делает. Он подносит змею вместо рыбы и своему семейству, и всей России, и христианам всех стран и языков. Он хочет вырвать у всех веру в Спасителя, веру в Троицу, в Церковь и во все спасительные истины, в которые веровать научила нас св. Церковь , и без которых невозможно жить ни одному здравомыслящему человеку. Так, по выпущенной Львом Толстым (в Лондоне) в начале ноября 1902 г. безбожной статье, озаглавленной: «Обращение к духовенству», виден истый русский романист, способный писать только романы с метким анализом обыденной людской жизни и страстей человеческих; но в то же время до мозга костей пропитанный самомнением и гордостью, барской спесью и ненавистью ко всему, что носит печать веры во Христа и в Церковь , с дьявольской злобой к духовенству. Все сочинение состоит из предвзятых ложных мнений о духовенстве и его деятельности. Толстой хочет разрушить веру во все святое, таинственное, в то, чем человек живет, спасается, утешается, укрепляется духом и телом; все, что носит печать истины непреложной: – веру в Бога Троичного, в сотворение мира, в искупление человечества Сыном Божиим, – все это отвергает, как сказку, подвергает осмеянию и хочет все христианские догматы переиначить по своему, верит только в свой ум, себе одному приписывает открытие истины и себя только признает учителем. Но, увы, все положения у него ложны, а потому ложны и все заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Завет Божий отвергли о себе толстовцы, а также и другие еретики, раскольники, сектанты, все нечестиво живущие христиане. Какой завет о спасении человеческого рода воплощением, крестом и смертью Сына Божия, завет о нужде покаяния, причащения Святых Таин, принадлежности к единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, завет о совершителях таинств христианских – пастырях. Все пьяницы, прелюбодеи, сребролюбцы, нераскаянные отвергают завет Божий о себе и погибают. Слезы у меня исторгли эти мысли!... Писатели мира сего, несведующие нимало в вещах Божественных, – приидите с доверием и научитесь у нас, духовных учителей: и мы научим вас. Но вы не пойдете, вы с презрением оттолкнете нас, вы не можете быть нам преданы, ибо мы преподаем учение «не от мира сего», не от вашей мудрости. «К кому идем?» спрашивает себя Петр с прочими Апостолами. «Ты имеешь глаголы жизни вечной ( Ин.6:68 ). Се мы оставихом вся и в след Тебе идохом – что же будет нам?» – ( Мф.19:27 ). Господь обещал им паки-бытие и вечную славу и власть судить все племена Израилевы ( Мф.19:28 ). Толстовцы! куда же вы идете с графом Толстым, своим учителем? Есть ли у него слова жизни? Не слова-ли безумия, неверия, хуления, проклятия и смерти? Что же вам будет в конце концов? Вечное проклятие и погибель! Толстой в своих дерзких писаниях мечтает поразить христианство и христиан, свести к ничтожеству своим дерзким отрицанием и насмешками – содержимое вот уже почти ХХ веков св. вселенской Церковью христианство, которое прославлено от Бога вечной неувядаемой славой, которое проявило величайшую жизненность, силу, благотворность. Но он сам себя бьет смертельно и своих последователей, ибо лишил себя и их; ибо, по отвержении Спасителя, еретикам этим не остается более жертвы за грех, но некое страшное чаяние суда и ревность огня, хотящего поглотить противников ( Евр.10:27 ). Думают ли об этом разгордевшиеся толстовцы? – «Мне отмщение», – говорит Господь, «Я воздам». ( Рим.12:19 ). О, Христе Боже, доколе Лев Толстой будет ругаться над Тобою и Церковью Твоей? Доколе будет соблазнять Россию и Европу? Опять он пишет хулы на Церковь и служителей ее, опять клевещет на нас всему миру! – Покажи, наконец, Владыко, всему миру адскую злобу его! Буди! Им увлечено в прелесть и пагубу пол света. – О, предтеча антихриста!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каждое свое слово я могу подтвердить фактами, которым сам был свидетель, всем тем, что выстрадано и пережито. На Эстонской земле я не пришелец, не посторонний наблюдатель. Это – моя Родина, здесь с XVIII в. жили мои предки, в этой земле покоятся их останки, здесь в 1941 г. был расстрелян мой отец, также родившийся на этой земле! Если Вы, Владыко, призываете меня «к терпению, и смирению, и к пониманию того, что бессмысленно бесконечно останавливаться на старых болячках», то, думается, что Вам тем более незачем вспоминать то, чего Вы знать не можете, или зацикливаться на обидах из-за того, что кто-то с Вами не поздоровался. В таких случаях как раз и полезно именно смирение, а не прикрытые угрозы. О каком пренебрежении со стороны Русской Православной Церкви к эстонскому языку Вы говорите, когда Православие на Эстонской земле возрастало многовековыми трудами только Русской Церкви?! Православные храмы стали строиться в Эстонии русскими купцами еще в XI в. Особенно же оно [Православие.– Ред.] стало утверждаться в XIX в., когда эстонские крестьяне массово переходили из лютеранства в Православие, когда на территории входивших в состав Российской империи Эстляндской и Лифляндской губерний на средства, отпускавшиеся из государственной казны, и на пожертвования русских купцов стали строиться многочисленные храмы, священниками в которых становились как русские, так и эстонцы (здесь и далее выделено в тексте, – Ред.). Духовное образование духовенство получало во Псковской и Рижской духовных семинариях, где преподавался не только церковнославянский, но и эстонский язык. Заботился об утверждении Православия в Эстонии и среди эстонцев замечательный праведниксв. Иоанн Кронштадтский . С его благословения и с его материальной помощью была воздвигнута Пюхтицкая обитель, где богослужения совершались на двух языках! Его трудами были созданы эстонские приходы не только в Эстонии, но и в Санкт-Петербургской губернии, в Кронштадте. Свои собственные средства он вкладывал в строительство храмов для эстонских приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь имел подворье в Петербурге. Оно было построено на средства о. Иоанна Кронштадтского на тихой Очаковской улице вблизи Смольного монастыря. Подворье хорошо сохранилось и до настоящего времени: четырехэтажный дом, занятый теперь жильцами, и двухэтажное красивое здание, в верхнем этаже которого находился большой трехпрестольный домовый храм, – сейчас в этом помещении располагается спортивный зал. Всего в монастыре и на подворье было около ста насельниц. В 1908 году почил в Боге св. Иоанн Кронштадтский, провожаемый скорбными слезами всего русского народа. В память о нем, глубоко его почитавшие состоятельные петербуржцы начали в 1910 году строительство в Воронцовском монастыре пятиглавого Благовещенского собора – на месте, указанном и освященном самим праведником. Храм возводился по проекту епархиального петербургского архитектора Никонова. Из столицы в Воронцово были привезены кресты, гранитные плиты для облицовки цокольного этажа, металлические каркасы куполов, железные оконные рамы и керамическая плитка для полов. Стены возводились из кирпича, изготовлявшегося на месте. Работали местные крестьяне и петербургские рабочие под руководством специалистов, при этом на строительство храма вчерне понадобилось три года и было затрачено два миллиона рублей, отделка же продолжалась еще несколько лет. Освящение собора состоялось, по приблизительным сведениям, в 1919 году. В 1925 году постановлением губисполкома монастырь был закрыт, собор опечатан, колокола и все ценности вывезены, а постройки вместе с храмом переданы в распоряжение сельскохозяйственной коммуны. Первое время собор использовался под зернохранилище, а когда обветшала и обвалилась крыша, он был оставлен без присмотра и десятки лет простоял в лесном запустении в двух километрах от ближайшей деревни. С 2001 года, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, под руководством настоятеля собора о. Сергия Молоткова в Воронцово ведутся работы по восстановлению храма и освоению бывшей территории монастыря. В 2003 году Воронцовскому Благовещенскому собору был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Сохранение и возрождение пустынного храма осуществляется на благотворительные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=34446

На то и жизнь нам дана; для того и продолжается еще течение ее; на то мы сопричислены к Церкви Божией и участвуем в ее богослужениях, таинствах и постах. Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она – человек... Что возвысило Ее на такую несравненную высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей ( Лк. 1:48 ). Возлюби и глубоко насади в сердце твоем и ты, христианин, боголюбезное смирение; стяжи и ты всеусильными трудами всей жизни чистоту сердечную – постом, молитвами, богомыслием, слезами, особенно же частым и достойным причащением святых Таин Христовых; возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви; о Нем всегда размышляй и о Его чудных делах; Им живи и дыши; Им питай душу свою; в Него облекись; Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся; Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых; что ни делаешь, делай все с мыслию о Нем и ради Его; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй 2 . Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его св. Церковь : прославляющих Мя прославлю 3 . Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велий будешь пред Богом и людьми; возлюби смирение и вознесет тебя Господь. Аминь. Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий, Сын человечь бывает; человек бывает Бог, да бога Адама соделает (Стих. на хвалит. глас 2). Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь : воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010