Слово в неделю пред просвещением И проповедаше (Иоанн) глаголя: грядет Креплий мене во след мене, Емуже несмь достоин преклонися разрешити ремень сапог Его. Аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым ( Мк. 1:7–8 ) С новым годом благости Господней приветствую всех вас и желаю всем от искреннего сердца обновления в духе, в вере, в уповании, в любви, во всем житии так, чтобы всем быть новою тварию, по апостолу: аще кто во Христе – нова тварь 6 . Прошел светлый праздник Рождества Христова; приближается другой светлый праздник Просвещения – Крещение Христово, бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода. Для приготовления людей к принятию столь славного Царя неба и земли, Творца веков, единородного, собезначального Отцу и Духу Святому, – Сына Божия, – послан был великий провозвестник и пророк, Предтеча Господень и Креститель Иоанн, человек жизни в высшей степени строгой, праведной и святой. Ему повелено было от Бога в пустыне, в которой он жил, идти на берега Иордана и там проповедывать стекавшемуся народу крещение покаяния во оставление грехов. Об этом великом Предтече и ангеле во плоти было предсказано пророком Малахием, память которого воспоминалась третьего дня: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. И вот явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 7 . Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам; но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братья мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и, чтобы установить и узаконить для нас таинство св. крещения, через которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую духовную, благодатную жизнь, – освящаемся и делаемся чадами Божиими, народом святым, царственным священством, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В своем слове на Благовещение 25 марта 1906 года св. праведный Иоанн сильно и красочно изображает до какого страшного нравственного разложения дошло наше русское общество и прямо указывает на неизбежность гибели нашей Родины при таких обстоятельствах: «Вера слову истины – Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать, именующая себя гордо шестой великой державой в мире подлунном, в большинстве изолгалася – для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки, не стало повиновения детей родителям, учащихся – учащим и самих учащих – подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует, – ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящие дела и судят о политике; все желают автономии – едва не всякий ребенок мнит быть автономом; даже средние и высшие духовно-учебные заведения позабыли о своем назначении: быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям; уже не говорю о том, что не стало у нее веры в Церковь , возродившей нас для Бога и небесного отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством; расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок; и враги России готовят разложение государства. Правды нигде не стало – и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? – Нет; – полно глумиться над Богом; полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам его... Человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В том же духе говорил св. Иоанн и в неделю Крестопоклонную 5 марта 1906 года: «Как относятся наши интеллигенты, некоторые учителя и неблагонамеренные писатели, учащаяся молодежь к святому и животворящему орудию нашего спасения – Кресту? Они не хотят чтить Креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя, значит,  переучились,  и из света христианскаго вступили в непроглядную тьму бесовскую;  возгордились сатанинской гордостью  и забыли Того, Кто, будучи Богом,  «смирил Себе»  ради нас  «до смерти и смерти крестной»   ( Фил. 2, 8 ), чтобы дать нам образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным. Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу и не избежит страшнаго праведнаго суда Его – вечнаго огня и ужаснаго тартара. Впрочем, недоучки и переучки не верят в личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира, по которой будто бы произошло все само собой, верят бредням еретика Толстого и подобным ему безверов, коим нет числа, а не Богу Истинному, а потому живут и действуют так, как-будто никому не будут давать отчета и ответа в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти... По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, – ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры   (Апостасия), хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом или святынею... «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления котораго домогается известная публика) – и тогда откроется беззаконник (антихрист),  котораго Господь Иисус убиет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих  за то, что они не приняли любви истины   (слышите – за, что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что  они будут верить лжи,  да будут осуждены все, неверовавшие Истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду – а теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати и в жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кроме того, архангельский священник и паломники затронули ряд актуальных вопросов духовной жизни современного общества, такие как православная миссия среди студенчества, судьба Русской Церкви, Россия и мир пред лицом новых угроз. Отец Евгений подчеркнул, что, несмотря на кажущееся возрождение традиций и патриотический подъем, духовный кризис возрастает еще стремительнее, чем экономический. Причина тому - отступление человечества от Христа и христианских начал жизни. Как сообщил ИА «Православие на Северной земле» руководитель и организатор паломничества, полковник запаса Михаил Смагин, конечная цель автопохода - поселок Сура. На родину праведного Иоанна Кронштадтского везут три свечи, зажженные в мемориальном музее-квартире святого от лампады в той комнате, где преставился отец Иоанн. Кроме того, в планы участников автопохода входит посещение деревни Верколы и старинного Артемиево-Веркольского монастыря - обители святого праведного отрока Артемия, которого горячо почитал св. Иоанн. Русская линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Шалость школьника из Петербурга превратила в ад жизнь его учителя Священник и снайпер из Белгорода оказались членами жуткой банды Какое решение вынес суд экс-курсанта МЧС за изнасилование девушки На какой регион России обрушится «дубайский» шторм»: эксперты Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/26/uc...

Красавец храм с пятью куполами в византийском стиле, заложенный в 1881 году по проекту архитекторов К.К.Вергейма и Ф.Я.Миллера, устроили по завещанию С.П.Елисеева, одного из владельцев торговой фирмы «Братья Елисеевы». На Большеохтинском кладбище был похоронен его отец, ярославский крестьянин Петр Елисеев, основавший в 1813 году знаменитую империю Елисеевых. Главный престол храма был освящен 5 ноября 1885 года митрополитом Санкт-Петербургским Исидором во имя Казанской иконы Божией Матери, приделы – во имя св. Георгия – просветителя Армении, во имя преподобного Стефана Савваита, во имя св. мученицы Любови, во имя праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Храм отличался великолепной акустикой, богатым убранством. Иконостас изготовили в охтинской мастерской Леонтьева и Кондратьева. В 1929 году храм взорвали, а усыпальницу Елисеевых уничтожили. Отец Петр познакомился в Санкт-Петербурге с выдающимися пастырями своего времени, которых он полюбил всей своей душой – протоиереями Иоанном Кронштадтским (1829–1908) и Философом Орнатским (1860–1918). Оба этих выдающихся пастыря ныне прославлены в лике святых. Отца Иоанна называли «Пасхальным батюшкой». И впервые такое определение великому угоднику Божию дал его верный почитатель, учредитель «Общества в память отца Иоанна Кронштадтского » протоиерей Петр Миртов , который рассказывал, что «достаточно было, чтобы отец Иоанн куда-либо приехал, чтобы тотчас всех охватывало радостное настроение, такое радостное, как на Пасху: безнадежно больные и их близкие надеялись на исцеление, убитые горем – на утешение, бедные, находящиеся в безысходной нужде – на материальную помощь, желающие что-то предпринять и все вообще – на получение благословения» 2 . Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского . Жизнь связала их не только духовными (отец Иоанн был духовником отца Философа), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иоанн Орнатский был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/pr...

«Ни одно исповедание христианской веры, – так учил о. Иоанн, – кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания не православные «содержат истину в неправде» ( Рим.1:18 ), примешали суемудрие и ложь к Истине и не обладают теми Богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь » (там же, стр. 13 – 14). Слышите это, все современные модернисты, экуменисты, все либералы, самонадеянно и самоуверенно заявляющие, что «Бог Один» и что потому все веры одинаковы и равноценны, и что все равно, поэтому, к какой церкви или вероисповеданию принадлежать, лишь бы только «быть хорошим человеком»! Говорит это величайший праведник нашего времени, несомненная святость которого и близость к Богу засвидетельствована поразительными чудесами, и вся изумительная жизнь которого невольно заставляет нас преклоняться перед его словами, перед его учением, как перед непререкаемым, неоспоримым авторитетом! «Вне Церкви, – говорит он, – нет спасения, нет духа благодати» (стр. 8). А где истинная Церковь , на это указывает нам беспристрастная история: Истинная Церковь та, которая исповедует Истинную, никакими человеческими мудрованиями не извращенную, от самих апостолов идущую подлинную Христову Веру. «Та вера (или то вероисповедание христианское), – говорит о. Иоанн, – есть истинная, которая ежедневно и непрестанно истребляет в человеке верующем всегубительный грех , очищает его, освящает, просвещает, обновляет, оживляет, укрепляет, а не та, которая производит вражду, преследования, пытки, казни (католическая) или которая приводит к лжемудрованию, к господству растленного разума над Божественным Откровением, к отвержению иерархии, таинств, постов и почти всего того, что Дух Святый, действовавший в св. Апостолах и св. Отцах, установил для нашего спасения; не та церковь истинная, которая пресекла дерзновенно и нагло связь с «церковью первородных, на небесех написанных ( Евр.12:23 )», угодивших Богу, наслаждающихся блаженством в Боге, славящих Бога и непрестанно о нас, земных – живых – молящихся и способствующих нам в деле спасения своими молитвами; не та церковь истинная, которая дерзновенно, нагло, гордо прервала связь с умершими (или с церковью преисподнею) и считает молитвы за них недействительными (протестантизм)» (стр. 30 – 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Русская патрология Баринов Н., прот . Богословско-историографический анализ работ святых отцов Русской Православной Церкви XIX — начала XX в. по теме причин и целей сотворения мира//Вопросы богословия. 2023. 1 (9). С. 38–52. Работа прот. Николая Баринова посвящена исследованию трудов святых отцов Русской Церкви XIX — нач. XX в. по теме причин и целей сотворения мира. Автор статьи выявляет исторический контекст, пути развития богословия, различные школы, используемые ими источники. Определяются две группы мнений святых отцов и синтезируется consensus patrum о причинах сотворения мира, которым является представление о благой свободной воле Божией. Автор статьи выявляет богословскую линию оптинских старцев, согласно которой мир создан для человека, и ее происхождение от прп. Петра Дамаскина, а также подтверждает мнения прот. Павла Хондзинского о «балансировании» богословия свт. Филарета Черниговского между Москвой и Киевом и прот. Олега Мумрикова о христологичности антропного принципа Вселенной. Автором вводится новый термин «христоцентризм вселенной» как выражение средоточия всех целей творения мира. Белик К. Д . О церковном единстве (по трудам святителя Филарета (Дроздова)//Новосибирский временник. 2023. 2. С. 22–40. В статье К. Д. Белика описывается богословская позиция свт. Филарета (Дроздова) о действии в Церкви даров благодати по устроению ее единства и освящению творения. В первую очередь в статье описывается освящающее действие в Церкви слова Божия в соединении со словом человеческим в отношении евхаристической и исторической сторон ее жизни. Практическое приложение богословских положений свт. Филарета показывается автором статьи на примерах предложенных святителем средств по врачеванию старообрядческого раскола и предотвращению его разрастания. Бондарев А. С . Вопрос богатства в трудах святого праведного Иоанна Кронштадтского//Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2023. 2 (9). С. 15–26. В статье А. С. Бондарева анализируется этическое учение св. прав. Иоанна Кронштадтского о христианских добродетелях через призму его отношения к богатству. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн пропускает этот вопрос сквозь свое пастырское служение и предупреждает верующих о возможных последствиях, связанных с использованием материальных благ для эгоистических целей, а способом преодоления негативных последствий владения богатством называет совершение дел милосердия. Как отмечает автор статьи, св. Иоанн Кронштадтский в своих трудах пытается уравнять материальные ценности с орудием, с помощью которого можно исполнить заповедь о любви к ближнему, а можно погибнуть от бесконечного собирательства в личных целях. Согласно выводу А. С. Бондарева, смещение акцентов в изложении отношения к богатству позволило св. Иоанну Кронштадтскому актуализировать роль Церкви в побуждении общества к социальной справедливости.

http://bogoslov.ru/article/6195747

Требуя от нас святости, Господь требует от нас только должного, как от тварей, созданных по образу и подобию Божию; ибо душа человеческая ода­рена величайшими дарами Божиими и способностью ко всякой добродетели, к живой вере, к пламенной и самоотверженной любви, к делам милосердия, к непоколебимому терпению, ради правды и ради любви к Богу и ближнему, к чистоте и святости. Отчего же мы, вместо склонности ко всякой добродетели, удобопреклонны ко всякому греху, ко всякой страсти? Не от нашего ли нерадения, невнимания к себе, маловерия? Исправимся же, поревнуем подвигам святых, их вниманию, исправлению, воздержанию, терпению, молитве, кротости, незлобию, милосердию. Господь хочет в нас царствовать как Творец, Владыка и праведный Судья и Мздовоздаятель – правдой, святыней, благостью, миром, свободой, блаженством; а диавол ревнивейшим образом также хочет в нас царствовать – всякой неправдой, лестью, насилием, рабством, всякой хулой, злобой, лукавством, завистью, неприязнью к ближнему, нечистотой блудной, растле­вающей душу и тело. Враг воюет с нами непрестанно, быстро, влагая в нас тройственную похоть – похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Мы должны быть непрестанно на страже своего сердца и своих помыслов, отражая непрестанно нападения врагов взиранием к Богу, молитвой, покаянием непрестанным, преспеянием во всякой добродетели – кротости, смирении, послушании, воздержании и пр. Земная жизнь наша есть непрестанная борьба и подвиг. Грешники и грешницы! Не забывайте, что грехи наши в помыслах, желаниях, намерениях, словах и поступках видит Бог, Богоматерь – Владычица наша, видят св. ангелы – хранители наши, видят св. угодники Божии, составляющие одну Церковь Христову – небесную и земную, – и ходите осторожно, в страхе Божием, испытуя непрестанно свою совесть, удаляясь от всякого зла и творя добро. Будьте подобно купцам, усчитывающим свою прибыль и заботящимся ревниво о прибыли в торговле и умножении своего имения. Заботьтесь о духовной прибыли добродетелей. О, как усердно надобно сдерживать свои чувства и вожделения и не допускать душе своей ни на мгновение вожделевать что-либо, кроме одного чистейшего вожделения – именно, желать быть только с Господом и Его единого любить непрестанно всем сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  Крест находится повсюду – в домах, на площадях, в пустынях, на дорогах, на холмах и горах, на кораблях островах, на одрах и оружиях, в брачных чертогах, на золотых и серебряных сосудах, на стенах. Ибо мы не стыдимся креста, напротив он нам дорог и достолюбезен всюду, где только может быть изображен. Святитель Иоанн Златоуст Всякому кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Преподобный Иосиф Волоцкий («Просветитель». Слово 7) От редактора Книга «Крест в Православии», продолжающая серию Ставрографических сборников (Книга вторая), посвящена изучению крестов, проблемам образа и первообраза, прототипа и копии. Св. Иоанн Златоуст в «Третьем слове на Послание к Колоссянам» пишет следующее о силе образа: «Образ, так как он есть образ, должен быть совершенно сходен с подлинником, который он в чертах своих изображает». Эти слова цитирует в своей книге «О кресте Христовом» святой Праведный Иоанн Кронштадтский , приведя их в начале работы как основу основ для исследования памятников церковных древностей 1 . Профессор А.П. Голубцов в своей лекции «Из истории изображений креста» рассматривает крест как мировой общечеловеческий символ и поэтому прослеживает историю креста в художественном творчестве далеко за пределы христианской эры 2 . Именно художественную историю изображений креста А.П. Голубцов обозначает термином ставрография. Приведем его слова из лекции о кресте: «Эти скрытые, прикровенные кресты и представляют собою первые, и по времени, и по способу выражения, опыты христианского искусства на поприще ставрографии. Самый важный и распространенный из них составляют, конечно, монограммы имени Христова» 3 . А. П. Голубцов приходит к выводу, что сила всех этих знаков заключается в имени Христос, которое представляются в них в различных графических сочетаниях. Далее проф. Голубцовым рассматриваются древнейшие «неприкровенные» изображения креста, среди которых в археологической науке принято различать три основных вида: cruxcommissa, или patibulata, – трехконечный крест в виде греческой буквы Т (тау); cruximmissa, или capitata, четырехконечный крест так называемой греческой (равноконечной) или так называемой латинской (неравноконечной) формы; cruxdecussata, иначе – косой крест в виде буквы Х .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

«Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать, посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:4-6 ). Мы, алкоголики, избравшие трезвую жизнь в АА и выбравшиеся из настоящего ада, мы, дети хаоса, ставшие детьми Света — знаем на опыте, что 1й Шаг — это проход под аркой смирения в совершенно новый мир. Когда я первый раз вошел на собрание АА, собравшиеся представлялись по очереди: «Я — Маша-алкоголичка. Я — Михаил — и я алкоголик». Во мне поднялась буря возмущения: «Нет, я не алкоголик», — протестовала пьяная часть моего «я», «У меня проблемы с выпивкой, я не могу остановиться, но зачем же ставить на мне клеймо?» Другая часть меня шептала: «Как же ты не алкоголик?.. Вспомни пьяные твои безобразия. Вспомни похмельные ночи и беспросветное одиночество пьяного отчаянья! Как это еще назвать: безумец? сумасшедший?» В это время очередь дошла до меня: «Я — N, и я. алкоголик», — выдохнул я. Что-то сместилось в моей душе. В одночасье я стал един со всеми этими людьми, большинство из которых видел первый раз в жизни. Я испытывал легкое смущение, радость и надежду на перемены. Я еще не знал, что подошел к 1му Шагу — акту смирения. Признав себя безнадежно больным, я разорвал дружбу с пьяным и гордым «миром» и его пустыми ценностями — враньем, самообманом, эгоизмом, завистью, осуждением. Я начал постигать азы великой науки — программы «12 Шагов», ведущей к трезвой и полноценной жизни. Я вошел в реальность Первого Шага, перестав бороться с тем, что сильнее меня, с «хитрым, властным, сбивающим с толку» алкоголем, и ощутил облегчение. Сегодня святая Православная Церковь с любовью вспоминает замечательного пастыря — праведного Иоанна Кронштадтского. Он жил в XIX веке и своей любовью к Богу и бедным заслужил горячую любовь народа. Праведный о.Иоанн помогал пьяницам, устраивая «дома трудолюбия», а своим вдохновенным словом исцелял искалеченные души. За его пламенную любовь и чистоту жизни Господь даровал ему дар чудотворения. А еще св. Иоанн ежедневно служил Божественную литургию. «Нужно любить всякого человека и в грехе его и позоре его, — говорил отец Иоанн. — Не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем». Взирая на

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010