Само именование Литургии Евхаристией, восходящее к описанию Тайной Вечери евангелистами ( Мф 26. 27 ; Мк 14. 23 ; Лк 22. 17, 19 ), а также к первым христианским богословам (сщмч. Игнатий Богоносец , сщмч. Иустин Философ , сщмч. Ириней Лионский и др.), призвано напоминать о благоговейно-благодарном расположении ума и сердца христианина при совершении «пренебесного таинства Евхаристии» (3, п. 671, с. 428). Необходимость духовного труда христианина над соединением чувств и мыслей – стяжанием умно-сердечной молитвы Воспоминания и размышления, о расцвете которых в уме христианина заботились праведные Николай и Иоанн, конечно же имеют цель раскрытия и соответствующих сердечных чувств в молящемся за богослужением. По свидетельству св. прав. Иоанна, «враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники» (3, п. 15, с. 14). Святой молитвенник указывает на необходимость труда духовного над соединением чувств и мыслей в нашем внутреннем мире, то есть над стяжанием умно-сердечной молитвы, «молитвенного созерцания» (там же, п. 53, с. 38). Например, рассуждая о скорости произносимой молитвы, праведный Иоанн поучал, что молиться с поспешностью можно лишь тем, кто научился «внутренней молитве чистым сердцем». Для человека, «не привыкшего к молитвенному созерцанию», за непременное правило должно быть взято «редкое», то есть неспешное «произношение слов молитвы», при котором сердце доходит до чувствования истины того, о чем говорится в молитве, до «соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы» (там же, п. 53, с. 37–38). Святой Иоанн замечал, что «холодность к общественному Богослужению» происходит среди христиан либо из-за полного непонимания, или же из-за сухого умственного восприятия Богослужения, которое на самом деле должно быть как «высоким созерцанием ума», так и «миром, сладостью и блаженством для сердца» (3, п. 838, с. 514–515). Созерцание как призвание всех христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Награждение темно-бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте и светло-бронзовой медалью на Андреевской ленте – выдавали всем священникам, молившимся о замирении Крымской войны 1854–1856 гг. 1857 – по назначению епархиального начальства вел в соборе катехизические беседы. Преподавание уроков Закона Божия в Кронштадтском городском училище. Ежедневное служение Божественной Литургии в Андреевском соборе. Неприязненное отношение к этому настоятеля собора, консисторские дознания. 1859 – вышли в свет «Катехизические беседы» о.Иоанна с изложением основных догматов христианства. 1860 – награжден набедренником. 1861 – награжден фиолетово-бархатною скуфьею. 1862 – начало законоучительства в Кронштадтской классической гимназии. Оставался в должности законоучительства 23 года. 1864 – определен заниматься делами Кронштадтского благочиния. 1870 – награжден Св. Синодом золотым наперсным крестом. Благословение Св. Синода, с занесением в послужной лист. 1871, 8 июля – кончина Феодоры Власьевны Сергиевой. Похоронена на кронштадтском кладбище. В 1880 г. над ее могилой сооружена часовня. 1872, декабрь – в Кронштадте поселилась «худородная и неученая старица», строгая подвижница Параскева Ивановна Ковригина (1816–1886), приехавшая сюда по завещанию прозорливца Илариона, саровского молитвенника: он перед смертью изрек свою волю Параскеве идти в Кронштадт, где есть великое светило Церкви Христовой о.Иоанн, чтобы служить при нем. Духовные беседы в достойных домах с людьми, жаждущими душевного спасения и просвещения. 1874 – основал при Андреевском соборе «Попечительство святого апостола Андрея Первозванного о бедных». 1875 – возведен в сан протоиерея. 1876 – назначен ключарем Андреевского собора. 1878 – награждение орденом св. Анны 3-й степени. 1880 – получение от кронштадтских и петербургских почитателей наперсных крестов с украшениями. 1880, 14 декабря – речь к прихожанам в день 25-летнего юбилея со дня посвящения во иерея, сказанная в церкви при поднесении ему золотого креста с драгоценными украшениями. Наперсный крест приобретен за 80 рублей, собранных старицей Параскевой Ковригиной среди почитателей батюшки Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В этих своих «Мыслях» св. Иоанн не разграничивает резко понятий: «Церковь» , как «общество верующих», составляющих собою Тело Христово, и «Церковь» , как здание, в котором верующие собираются для общей молитвы. В представлении св. Иоанна оба эти понятия, как это и есть в действительности, как бы сливаются в одно органически-целостное понятие о Церкви, как о живом союзе общества верующих с Богом. Это и понятно: Церковь немыслима без общей церковной молитвы, через которую верующие входят в общение с Богом, или без богослужения, а богослужение, само собой понятно, требует известного определенного места – здания, в котором оно могло бы совершаться. Вот почему, св. Иоанн, говоря о Церкви, как о «видимом союзе Бога с человеком», как о «Царстве Божием на земле», которое спасает человека от вечной погибели, неизменно кончает призывом ходить в церковь (здание для церковной молитвы) к богослужению, чтобы испытать спасительность Церкви «на деле». « Церковь есть видимый союз Бога с человеками, Царствие Божие на земле. Она показывает человеку его происхождение, достоинство, его великое бедствие по причине греховности, его цель и назначение, средства к возстанию (и подает все средства), воскресение мертвых, суд, вечную муку и вечное блаженство; ежедневно поучает, просвещает, руководит к Богу и Правде Его, очищает, исцеляет, укрепляет, освящает, миротворит, утешает, обоготворяет. Ходи в церковь к Богослужению, и все это испытаешь на деле » («Мысли», стр. 3). В Церкви, по словам св. прав. Иоанна, заключается и вмещается все самое ценное и дорогое для человека: она есть сокровищница высших духовных благ и важнейшего блага – жизни вечной: « Церковь есть носительница Духа Христова , духа Его любви, спасения, святыни, правды, кротости, незлобия, терпения и долготерпения, Его премудрости, Его живота... живота вечного. Безконечно важно значение Церкви для христианина: Она во всем руководит и спасает его, от рождения до гроба, и за гробом » (там же, стр. 3). По мыслям св. прав. Иоанна, самое устройство храма, в котором происходит богослужение, выявляющее все внутреннее богатство Церкви, и богослужебныя действия и обряды живо и образно повествуют нам о судьбах мира и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Помню, Татьян было действительно очень много. Однажды, когда я в очередной раз услышал это имя – от жительницы Йошкар-Олы, то заметил своей собеседнице, что число Татьян, которых я знаю, перевалило за 30. И как раз выразил это мнение, что если раньше имена давали по святцам, то теперь дают по поэме Евгений Онегин. Например, моего друга зовут Евгений, а его сестру – Татьяна. А она говорит: – У нас в семье такая же история. – Что – у вас есть брат Женя? – Нет, у меня – сестра Оля… Однажды одна американка, посетившая Советский Союз, совершая экскурсию по Университету им. Ломоносова, поинтересовалась именем своего гида. Услышав, в очередной раз, имя Татьяна, она, от этого изобилия татьян, схватилась за голову, заподозрив, что она у нее не в порядке… Кстати, домовая церковь этого славного «храма науки» была освящена именно в честь св. мученицы Татианы. И «Татьянин день» был праздником еще дореволюционных студентов и, увы, уже тогда сопровождался пьянством и разгулом, упоминаемом в известной студенческой песне того времени… И, таким образом, имя св. мученицы уже тогда подвергалось кощунственному надругательству. Также как и имя св. мученика Вонифатия, в день памяти которого пьянством и разгулом принято отмечать Григорианский новый год… Все это принадлежит к тому типу явлений, о которых с горечью, подобно пророку Исаии, возвещал св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Мы каждый двунадесятый праздник платим дань сатане. Именно в эти дни у нас пьянство и разгул. На Пасху мы приобщаемся св. Божиих Таин, а потом, упившись сверх меры, извергаем из себя Тело и Кровь Христову и в этом валяемся… Господь этого долго терпеть не будет – придут революционеры, закроют монастыри, разрушат храмы, осквернят святыню, и множество духовного и мирского чина верующих будет предано мученической смерти. Если не покаетесь». Так в точности оно и произошло. И точно так же, как и вавилонское пленение, о котором пророчествовал Исаия, пленение со стороны безбожников продолжалось 70 лет… И в этой революционной катастрофе есть вина и дореволюционного студенчества, которому было свойственно обычное для молодежи недовольство моральными ограничениями со стороны веры отцов.

http://pravoslavie.ru/51186.html

Иоанн Леонтьевич Янышев имел все русские ордена, включая орден Андрея Первозванного, был награжден многими иностранными орденами, наперсным крестом, украшенным бриллиантами, и настольным портретом императоров Александра III и Николая II с бриллиантовыми украшениями (КЦОВ, 1910, 4, стр. 4). На форуме «Русская идея» в связи с упоминанием получения Янышевым ордена Андрея Первозванного подчеркивается, что «то было последнее в истории Российской Империи Высочайшее пожалование Императорского ордена пастырю Русской Православной Церкви и единственное священнику в сане протопресвитера». С 1883 года протопресвитер и духовник Их Императорских Величеств Янышев был всегда рядом со своими царственными духовными чадами. Об этом много указаний в дневниках Николая II и императрицы Александры Федоровны, на страницах которых Янышев иногда называется «старым священником» (Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. Братство Преподобного Германа Аляскинского. Издательский дом «Русский паломник», М., 2004). В дневниках императора содержится много упоминаний о духовнике, связанных с разными поводами. Есть записи о бытовых событиях: о разговорах, беседах, о радостных семейных торжествах-например, крещение первой дочери, когда ее везли в специальной карете,о обычном посещении церкви Большого дворца: «1895 г. 13 декабря... Маленькая поехала вперед с Гюнст; и мы с нею на руках вошли в церковь . Янышев прочел молитвы и поднес ее к царским вратам» (Дневники императора Николая 11. Общая ред. К.Ф. Шацилло, 1991, стр. 117), «1896 г. 9 февраля. Приехали домой в 10 часов и исповедались в спальне. Пили чай с Янышевым» (там же, стр. 128) и т.д. В трагических ситуациях духовник тем более всегда был рядом с членами императорской семьи. И.Л. Янышев находился в Ливадии при умирающем Царе-Миротворце, о чем содержатся свидетельства в дневнике Николая II: «1894 г. 9 октября. Воскресенье. После обедни Янышев зашел к Папа и приобщил его Св. Тайн. После этого он совсем успокоился» (там же, стр. 40). других публикациях: «Известно, что 20 октября 1894 года в 4 часа пополудни на площади перед Малой церковью Ливадии протопресвитер Янышев прочитал Высочайший Манифест о смерти Царя-Миротворца (Н. Горбачева. Праведный Иоанн Кронштадтский . Изд. Московского подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 2010, стр. 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

«Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос . Царство Его есть Церковь воинствующая с началами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно, метко и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы-Христа – ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силою благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом – общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую Истинную Главу Церкви – Христа ; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы – тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всею силою, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате» (стр. 52). А вот, что, как глубоко и метко указывает св. праведный Иоанн, является первопричиной зла в римско-католическом папизме: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной Главой Церкви, да еще – непогрешимою . Отсюда весь гнет западной церкви. Гнет мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни, на все папа наложил свою тяжелую руку: отсюда – ложные догматы , отсюда – двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда – различныя ложныя правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда – «взимание на разум Божий» ( 2Кор. 10, 5 ) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией» (стр. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Так вот, следовательно, сколь безмерно велико воспитательное значение храма Божия! Он может делать людей святыми: он может настолько освятить и духовно возвысить природу человека, что последний становится способным ко вселению в него Самого Бога. Пречистая Отроковица Мария в песнопениях нынешнего праздника именуется  «Храмом одушевленным Великаго Царя».  Но и все мы, христиане, призваны к тому, чтобы стать одушевленными храмами Божиими. Господь и создал нас для Себя, – чтобы обитать в нас, как. в храмах Своих. Об этом ясно учит Слово Божие:  «Разве вы не знаете, что вы – храмы Божии, и Дух Божий живет в вас?»   ( 1Кор. 3, 16 ). Но Дух Божий не может обитать в нечистых сосудах. Своей нечистой, греховной жизнью мы изгоняем Духа Божия из душ своих и тогда легко можем стать – не дай этого Бог! – капищами врага Божия сатаны. Храм Божий, воспитывающий нас в истинном благочестии и освящающий нас Божественною благодатью в таинствах церковных, потому и необходим нам, чтобы помочь нам искоренить в себе всякую нечистоту греховную и сделать нас одушевленными храмами Божиими. Вот почему Богомудрые Отцы наши всегда именовали храм  «училищем благочестия».  Особенно подчеркивал такое значение храма Божия наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский , сам испытавший на себе всю благотворную воспитательную силу храма, которой он обязан своим собственным духовным ростом, своей святостью, своим величием, прославившим его на всю Россию и даже заграницей. В самом нежном детском возрасте его отец – благочестивый сельский дьячок всегда брал его с собой в храм на все богослужения, и вот какой дивный пастырь, молитвенник и чудотворец постепенно созрел духовно из его маленького Вани! Недаром поэтому св. Иоанн в своем вдохновенном дневнике «Моя жизнь во Христе» так много восторженных молитвенных строк посвящает именно храму, красноречиво рисуя все безмерное значение для христианина именно церковной молитвы и постоянного участия в Богослужении. «Христианин без церкви, как рыба без воды»,  говорит он,  «не может жить истинною жизнью: церковь – его стихия».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Когда же сотворены Ангелы? Они сотворены прежде видимого мира: на это есть указание в книге Иова. В ней говорится, что тогда, как сотворены были звезды, уже хвалили Бога Его Ангелы, значит были уже до сотворения мира. Егда сотворены быша звезды, – говорит Господь, – восхвалиша Мя гласом велиим еси Ангели Мои 56 . Творец Ангелов есть Сын Божий, через которого все сотворено. Об этом свидетельствует Св. Апостол Павел. «Тем, т. е. Сыном Божиим, – говорит он, – создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и не видимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, т. е. все чины Ангельские, – всяческая Тем и о Нем (через Него) создашася " 57 . Что касается природы Ангелов: то они, как мы сказали уже отчасти выше – духи, чисто бесплотные, крепостью и силой большие нас. Так, напр. один Ангел в одну ночь избил некогда сто восемьдесят пять тысяч Ассирийского войска 58 ; равно также – умом и волей они совершеннее нас: потому что постоянно ходят во свете лица Божия. Если Ангелы представляются на иконах крылатыми мужами, то это, братия, потому, что они мужами являлись на земле людям, чтобы люди не боялись их, видя в них свою природу, свой вид; на самом же деле они не имеют плоти, и, значит, ни каких членов телесных: ни головы, ни языка, ни крыльев, ни рук, ни ног, ничего телесного; почему и называются в Св. Писании везде духами – так же, как и Господь Бог называется Духом, хотя Он есть Дух, совершеннейший всякого сотворенного духа. Если в Св. Писании говорится о языке Ангелов, о их славословии Господа: то это говорится по-человечески, чтобы нам понимать сколько-нибудь Ангельское славословие. На самом же деле они славословят Бога не голосом, не языком, как мы, а духовно, умным образом. Св. Церковь говорит об их славословии так: «Бестелесными устнами и умными усты Ангельскии чины непрестанное пение приносят Твоему неприступному Божеству, Господи» 59 . На нынешний раз довольно об Ангелах. Прославим и возблагодарим Господа, сотворившего весь мир, а в том числе и нас, единственно по благости своей, и научимся никогда не забываться в жизни, памятуя, что мы призваны к жизни из совершенного ничтожества, и не имеем ничего ни в себе, ни около себя, своего, а все – Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2011 год не стал переломным, решающим. Это топтанье на одном и том же месте. Если так будет происходить и далее, то обувь мы порвем и все вокруг истопчем, а останемся на том же самом месте. Грустно говорить, но время идет, а мы его теряем. Можно было сделать многое, но ничего не сделано. Безусловно, есть духовные ценности, и у каждого есть частная духовная жизнь, тем более у священника, у которого есть свой храм, свое служение. В этом плане, конечно, не может быть потерянного времени. В этом году было много событий и на нашем приходе, на Леушинском подворье. Мы сломали «бетонные небеса», как мы называем межэтажные перекрытия, и наш храм открылся во всей полноте. Огромным событием для нашего прихода стада поездка на Святую землю на 10 дней, о чем я много рассказываю в своем блоге. Одним из самых важных событий в рамках этой поездки стала встреча с игуменией Георгией, настоятельницей Русского Горненского монастыря на Святой земле. В этом году у игумении юбилей, 80 лет. В эти годы она еще полна сил. Преображенный монастырь расположен в очень живописном месте недалеко от Иерусалима - в Эйн Кареме. Здесь некогда располагалось имение святых праведных Захария и Елизаветы, где и родился один из величайший пророков - Иоанн Предтеча. И эта земля принадлежит нам, русским людям, Русской Церкви. Мы здесь не гости, а у себя дома. Мы горячо поздравили игумению Георгию с юбилеем. Пользуясь случаем, теперь я хочу еще раз, более публично и открыто, выразить свое теплое поздравление матушке Георгии. Думаю, к нему присоединятся многие, кто ее знал и слышал. Поэтому в качестве итогов года можно отнести юбилей одного из самых глубоких и духовных подвижников нашего времени – матушки Георгии (Щукиной), уроженки Петербурга, которая несет высокое послушание на Святой Земле. Таким образом, итоги прошедшего года являются более утешительными в масштабах приходской, частной, церковной жизни. Здесь больше поводов для радости, чем когда взираешь на бескрайние просторы нашего Отечества, особенно на наше общегосударственное и общенациональное бытие. Как говорил св. Иоанн Кронштадтский, - год новый, а грехи старые. Поэтому в новом году нам следует преодолевать наши грехи и стремиться к избавлению от напастей, которые сковали нашу государственную, национальную жизнь и не дают ей развиваться.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/pr...

И на фоне этого поистине самого жуткого, более жуткого, чем открытое безбожие и богоборчество, кошмарного явления, грозящего в корне уничтожить наше Святое Православие, разложив его извнутри, особенно ярко светят нам истинные пастыри Христовой Церкви, не продавшие душ своих врагам нашей святой веры. И среди них, конечно, в первую очередь, великий всероссийский пастырь – святый праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, 145 лет со дня рождения которого ныне 19-го октября по ст. стилю мы вспоминаем, празднуя одновременно в этот же день и его тезоименитство и его торжественное прославление нашей Русской Православной Церковью Заграницей ровно 10 лет тому назад в 1964 году. И как характерно, что прославила его только одна наша Русская Зарубежная Церковь , и признано это прославление отдельными немногими лицами во всех других поместных православных церквах! И пусть никто из не признавших это прославление правильным и законным не оправдывается какими-то чисто-формальными доводами. Формальная сторона дела тут не причем! Вся сущность разного отношения к прославлению нашего великого праведника лежит в том, что отношение к нему в наше время стало как бы пробным камнем отношения к Истинному Православию, критерием «православности» того или другого человека. Кто не любит нашего всероссийского праведника и не желает признавать его прославления в лике святых Российской Православной Церкви, тот тем самым показывает, что он не любит Православия, потому что  св. праведный Иоанн – подлинно-православный пастырь, он – живое воплощение Православия в его силе и действии. И недаром, совсем не напрасно наш великий праведник так любил восклицать:  «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!»  Ведь он в себе самом носил и постоянно ощущал всю несравненную силу и духовную мощь этого чудного, животворного, Божественного ПравославияПравославия  подлинного , Православия  истинного  в резкое отличие от всей той лукавой фальши, которая еще в его дни выдавала себя за Православие, не будучи в действительности таковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010