Большое значение отец Иоанн придавал строительству русских церквей за границей. Так, когда Свято-Владимирское братство в Германии объявило сбор средств на сооружение храма в Гамбурге, о. Иоанн сделал значительный перевод из собственных средств. Тот храм не сохранился, но сегодня в Гамбурге стоит самый большой за рубежом храм св. прав. Иоанна Кронштадтского, где помнят заботу о. Иоанна о гамбургской общине. Понятно, что первые храмы в честь св. прав. Иоанна могли появиться в Русской Православной Церкви Заграницей. В эти дни мы отмечаем 45 годовщину прославления батюшки Русской Зарубежной Церковью. Первый храм св. Иоанна был связан непосредственно с прославлением великого кронштадтского пастыря. Прославление о. Иоанна было совершено в соборе Курской Коренной иконы Божией Матери в Нью-Йорке 1 ноября 1964 года и вечером того же дня все участники прославления направились в храм-памятник св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ютике, (25 км. от Свято–Троицкого монастыря в Джондарвиль), где впервые было совершено молебное пение с чтением акафиста св. прав. Иоанну. Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ютике История храма в Ютике была непростой. Его строили долго, начав в 1954 году, закончить этот величественный комплекс – памятник отцу Иоанну от русских людей в Америке удалось лишь в ноябре 1985 года. При храме в Ютике с того же 1954 года, действует благотворительный фонд отца Иоанна Кронштадтского, целью которого была забота об эмигрантах-соотечественниках находящихся в трудных ситуациях. На сегодняшний день этот фонд одна из самых крупных церковных благотворительных организаций Русского Зарубежья, продолжающая дело христианского милосердия, по примеру своего покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Другой благотворительный фонд носящий имя отца Иоанна, находится в Сан-Франциско. Важным проектом этого фонда является хоспис с часовней в честь св. Иоанна Кронштадтского на 49 мест в местечке Кастро Валлей, невдалеке от Сан-Франциско. Другим ярким проектом Русской Зарубежной Церкви, который связан с именем св. |
В основе данных записок лежат материалы, приготовленные для богословского курса «Православно-христианское нравоучение» при храме всех святых в Земле Российской просиявших, в Бурлингейме, Калифорния; который там преподавался в течение 1989 года. Миссионерским отделом Московской епархии в 2015 году записки были несколько переработаны, дополнены полезными материалами, а также были проведены незначительные редакторские правки. Ответственный редактор священник Дмитрий Березин. ВВЕДЕНИЕ Основная цель христианства - изменить человека к лучшему: научить его жить по воле Господа Бога; то есть жить по добру, не грешить и воспитать в нем добрые, христианские качества. Нужно не только жить по заповедям Закона Божия, но нужно тоже и постепенно изменять себя к лучшему. Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский пишет об этом так: Самый живой вопрос должны мы решить все: что нам делать, чтобы жить? Ответ на него произнес Сам Жизнодавец и Бог: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЖИТЬ, СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ» (Матфея 19:17). Итак, в соблюдении заповедей жизнь вечная. А заповеди заключаются в любви к Богу и ближнему 1 . Испытывай каждый человек, каково твое содержимое, - т.е., что находится в душе твоей, какие помышления, чувства, намерения, добрые или лукавые стремления - порывы, к добрым или лукавым делам - и исправляй свое содержимое 2 . 1 Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. 1902 г., С.Пб., стр. 206. 2 Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. Путь к Богу. 1905 г., С.Пб., стр. 280. Митрополит Антоний (Храповицкий), в своем сочинении «Исповедь» пишет так: Вести борьбу только с грехами, обнаружившимися в поступках, было бы так же безуспешно, как срезывать появляющуюся на огороде сорную траву вместо того, чтобы вырывать ее с корнем и выбрасывать. Грехи являются неизбежным произрастанием своих корней, т.е. страстей души. Духовные пастыри должны ..... пояснять верующим, что борьба их должна вестись против самой страсти, против греховнаго расположения, а ограничиваться покаянием в отдельных греховных поступках далеко не достаточно. Точно так же невозможно успокаивать себя тем, что я сравнительно мало допускаю греховных поступков: необходимо воспитывать в себе постоянные благие склонности и расположения, в чем и заключается христианское совершенство или спасение 3 . |
Ситуация в нашей стране – парадоксальна. 61% населения считают себя православными, из них только 5% причащаются, и при этом 5 млн абортов в год и 40% браков кончаются разводами! И ответ на все эти беды и парадоксы надлежит искать в «искусстве святости», практическом опыте святых, в том числе – близких нам по времени, сталкивавшихся со сходными проблемами, и прежде всего св. прав. Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 г. в семье бедного причетника Ильи Сергиева . Позднее он напишет: «С самого раннего детства родители приучили меня к молитве… Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем…» К учению ему удалось приобщиться благодаря частой и пламенной молитве, в результате которой однажды «точно завеса спала с глаз». В автобиографии он писал: «Грамота давалась мне туго… но будучи приучен отцом и матерью к молитве в скорби о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума» . И самое начало жизни святого праведного о. Иоанна Кронштадтского тесно связано с вызовами нашего времени. Таковыми является наша бессемейность, безбытность, случайность и безмолитвенность наших семей. Почему среди нас встречаются несчастные, озлобленные, а временами и преступные дети? Часто это происходит оттого, что ребенок в семье зачастую не чувствует ни любви, ни воспитательного начала, не говоря уже о молитвенности, о церковности. В результате он выходит из холодной, безлюбовной семьи в еще более холодный и ожесточенный мир и черствеет душою и зачастую умножает то зло, которое с детства запало в его душу. Тот ответ, который дает нам жизнь святаго праведного Иоанна – созидание семьи, как малой Церкви. Жизнь его семьи, как мы видим, была бедной материально, но богатой духовно и праведный Иоанн воистину явился «благочестивого корени» пречестной отраслью. В 1845 г. он с отличием закончил Архангельское приходское училище, успешно учился в Архангельской Духовной Семинарии, по окончании которой был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. «Высшая духовная школа имела на меня особенно благоприятное влияние», – писал он впоследствии. Учебу он совмещал с работой, переписывая по ночам бумаги, поскольку умер его отец и он остался единственным кормильцем в семье. Скудное жалование св. Иоанн пересылал матери. В 1855 г. св. Иоанн окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитил работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев». |
Св. прав. Иоанн Кронштадтский О МОЛИТВЕ Выборки из его писаний Сия книга издана Комитетом Русской Православной молодежи за границей как очередной вклад к 1000-летию Св. Крещения Русского Народа. Всероссийский молитвенник и чудотворец Св. Праведный от. Иоанн Кронштадтский, Чудотворец, был образцом православного священника не только в России, но во всей вселенной. По его молитве изливалось море чудес и всех посещала Божия Милость и Благодать. 1988 г. является годом историческим и неповторимым. А для каждого из нас является годом проверки своей совести — верны ли мы святому отеческому Православию и ставим ли мы во главу угла исполнение заповедей Христовых и хранение чистоты и верности Истине. Читая эту книгу, мы увидим, какими мы должны быть, и пусть это издание принесет пользу каждому и заставит нас отрясти суету мирскую и заняться главным — слушанием и хранением и исполнением единого на потребу — глаголов Верной Жизни Св. Евангелия. Господь и Царица Небесная и Св. Праведный от. Иоанн Кр. Чудотворец да будут в том деле нашими помощниками и наставниками. Протод. НИКИТА ЧАКИРОВ 23 апреля — 6 мая 1987 г. Св. Велик. Георгия Победоносца и царицы Александры I О существе, значении и силе молитвы 1. Молитва — доказательство моей разумной Личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан; я ничто пред Богом, как ничего своего не имеющий; но я, по милости Его, есмь лице имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к Нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное царствие, постепенно все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего неисчерпаемого Источника, всякое благо духовное и телесное, особенно духовное. Молитва внушает мне, что я образ Божий, что при смиренном и благодарном расположении своей души пред Богом, при своей свободной воле, я, бесконечно умножая духовные дары Божии, могу таким образом, в бесконечность усовершаться и до бесконечности увеличивать мое богоподобие, мое небесное блаженство, к которому я предопределен. О! Молитва есть знак моего великого достоинства, которым почтил меня Создатель. Но она, в одно и то же время, напоминает мне о моем ничтожестве (из ничего я и ничего своего не имею, потому и прошу Бога о всем), как и о моем высочайшем достоинстве (я образ Божий, я обоженный, я могу другом Божиим называться, как Авраам, отец верующих, только бы веровал я несомненно в бытие, благость и всемогущество Бога моего и уподоблялся Ему в сей жизни делами любви и милосердия). |
«Оставив весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь». свт. Григорий Богослов «Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца». прп. Иоанн Кассиан Римлянин «Одна только главная должна быть у нас цель – это с радостию трудиться до самого гроба для славы Божией». прп. Максим Грек «Целью твоей и пристанищем пусть будет един Господь, надеждой же и упованием – пресвятая любовь Его». свт. Димитрий Ростовский «В стяжании … Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего». прп. Серафим Саровский «Наперсник закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью». свт. Игнатий (Брянчанинов) «Последняя цель человека – в Боге, в общении или живом союзе с Богом». свт. Феофан Затворник «Цель у всех христиан одна – быть в живом единении с Богом». свт. Феофан Затворник «Цель жизни точно надо определенно знать… Общее положение такое, – что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь… Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был путём туда». свт. Феофан Затворник «Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни». свт. Феофан Затворник «Цель нашей жизни – соединение с Богом: в этой жизни – в вере, надежде и любви, а в будущей – в любви всесовершенной». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Мы живем для того, чтобы найти Господа, Который находится близ нас». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Жизнь сердца – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования». |
Еще один великий святой, о котором в новом томе повествует крупная статья, — прп. Иоанн Лествичник, знаменитый подвижник монашеской жизни VI-VII вв., игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения», чрезвычайно популярного как в Византии и средневековой Руси, так и среди современных православных верующих. Помимо упомянутых древних святых в новом томе не менее значимое место занимает и такой великий подвижник нового времени, как протоиерей Иоанн Сергиев — св. Иоанн Кронштадтский (1829-1909 гг.), который является сегодня одним из самых почитаемых русских святых. Посвященная ему статья не только содержит множество фактов, уточняющих жизненный подвиг Кронштадтского пастыря, но и изобилует редкими фотоматериалами, которые дают редкую возможность совершенно по-особому ощутить, сколь близко во времени отстоит от нас уникальное по своему характеру служение этого пастыря-праведника. Еще один святой, подвизавшийся в сравнительно недавнее время, — св. Иоанн Русский (+1730 г.). Это один из самых почитаемых в Элладской Православной Церкви святых, который, между тем, является нашим соотечественником: солдат-украинец, служивший в русской армии, он попал в плен к туркам, где и прославился своей праведной жизнью. Агиографическую тему продолжает статья, рассказывающая о прп. Иоанне Рильском (Х в.). И сегодня он остается одним из самых почитаемых святых Болгарской Церкви. В то же время этого основателя знаменитого Рильского монастыря хорошо знают и русские православные верующие. 24-й том содержит статью, посвященную еще одному святому, которого с некоторым основанием мы также можем считать своим земляком — прп. Иоанну Кассиану Римлянину. Этот выдающийся подвижник монашеской жизни, богослов и духовный писатель конца IV — V вв., был уроженцем Скифии, т.е. происходил из Северного Причерноморья. Ученик св. Иоанна Златоуста, он впоследствии стал одним из основателей западного монашества. Из статей нового «Православной Энциклопедии» читатель может узнать и о житиях множества иных святых, также носивших имя Иоанн. Среди преподобных, оставивших заметный след в истории православного монашества, особого упоминания заслуживают: прп. Иоанн Ликопольский — египетский подвижник IV в.; прп. Иоанн Кущник, подвижник монашеской жизни V в.; прп. Иоанн Молчальник — византийский подвижник 2-й пол. V — VI вв.; прп. Иоанн Карпафийский — византийский подвижник, о жизни которого почти ничего неизвестно, но который является автором 2 сотниц глав, одна из которых включена в «Добротолюбие»; прп. Иоанн Отшельник, палестинский подвижник VI в.; прп. Иоанн Постник, знаменитый византийский подвижник XI-XII вв. |
св. праведный Иоанн Кронштадтский «Братья, какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге – покое нашего духа». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Главная цель наша должна быть – исполнение заповедей Божиих, которыми очищается сердце наше от страстей и исполняется плодов духовных: мира, радости, любви и прочих». прп. Макарий Оптинский «Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от беспощадности смерти». свт. Николай Сербский «Друг, если бы ты хоть однажды строго спросил себя, в чем смысл твоей жизни, которая неуклонно и безостановочно мчится ко гробу, прогрессирует к смерти, то ты только в воскресшем Господе Иисусе смог бы найти правильный ответ на свой вопрос». прп. Иустин (Попович) «Найти Бога – вот какая главная цель должна быть у человека. Обретя Бога, он обретет истинное счастье». прп. Иосиф Исихаст «Одна из немощей нашего времени — понижение цели. Целью христианской жизни является обожение. Целью христианина является святость, совершенство, определенное заповедью: “Будьте святы, ибо Я свят» (еще в Ветхом Завете было сказано — Лев.11:44 ). Ставим ли мы себе такую цель — стать святыми? Стать святыми и действовать так, как полагается святому, каждую секунду своей жизни. Скажут: это гордость такая! Куда это? Разве можно? Нет! Такие мы все смиренные. А если дана заповедь: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”? Как мы должны к этой заповеди относиться? Или это не для нас? Мы скажем: совершенство — это для монахов, это они уходят в пустыню и там совершенствуются, а нам лишь бы покаяться в грехах. А для чего монахи уходят? Они уходят, чтобы каяться. Ведь совершенство заключается в покаянии, ни в чем другом. Мы занижаем цели христианской жизни, а потом и этих заниженных целей не достигаем и наполовину, и вообще ползаем по земле, вместо того чтобы поставить предельную цель — обожение, усыновление Богом, богосыновство, — вот к чему призывает нас Господь». |
Се, третицею Господь спас меня сегодня от смятения, скорби, огня, тесноты. Благодарю за безмерную милость Спасителя моего. Аминь. Крайне тяжело было мне служить сегодня обедню из-за вчерашнего угощения после крестин у господина Бровцына – какая страшная теснота, какое подавляющее бремя! Какая грубость сердца! Ужасны были минуты служения обедни! Но поделом! Не прогневляй Господа идолопоклонством чревным! Цени пост! До того теснота была велика в душе, что не мог я читать благодарственные молитвы на молебне царском; да и заамвонную молитву на литургии не всю прочитал тесноты ради. И всё, всё это из-за чревоугодия! Сколько уроков – и всё неймется. Вчера на крестинах у Щеголева хлеба с селедкой поел более надлежащего. О, чрево! Тленный и гнусный бог! Зловонный демон! 7 октября Благодарю Господа за неизреченную Его милость ко мне в нынешний день, яко избавил меня в начале литургии от скорби и тесноты, бывшей от неприбытия к проскомидии диакона Софронова; я извинил, оправдал его делами житейскими, как семьянина и отца, попросил искренно прощения у Господа, и мир водворился в сердце. Опять совершал [обедню] благополучно, но чувствовал себя не совсем здоровым; после причащения чудно оживился, укрепился, исцелился; от несделанного отпуста (вследствие бесовского смущения) жене-родильнице Гречухиной – опять теснота, но животворящими Тайнами, на кои я положил надежду, Господь опять помиловал. И всё последование отпевания и проводов, отпустов совершил непреткновенно. По приходе из гимназии домой, огорчил меня протоиерей своим кляузничеством благочинному, придирчивостью. То, что я не подымал росписей о раскольниках 115 . Суди ему, Господи, по лукавству его вскоре. Господи, да не впаду в притчу противления! Господи! помоги мне! 115 Роспись (устар.) – письменный перечень чего-либо. Духовенство, помимо исповедных росписей, вело росписи о раскольниках, фиксируя сведения о не принадлежащих Православной Церкви. Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874/[над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1 Вам может быть интересно: |
В 2009 году весь православный мир торжественно праздновал 100-летие со дня кончины Великого пастыря Русской земли — святого праведного Иоанна Кронштадтского. В связи с этой юбилейной датой приход Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга 1-2 ноября 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организовал и провёл Праздник «Прииди и виждь». Храмы Иоанновского монастрыря [ править править код ] Святые [ править править код ] См. также: Св. Иоанн Кронштадтский. Фотовикторина Святыни [ править править код ] Более подробное описание святынь доступно на сайте обители . Престольные праздники [ править править код ] Иоанн Кронштадтский, праведный - 2 января, 14 июня Собор 12-ти апостолов - 13 июля Иоанн Рыльский, преподобный - 31 августа, 1 ноября Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября (на подворье монастыря в пос.Вартемяги Всеволожского района Ленинградской области) Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Контакты [ править править код ] Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45. Проезд: ст. метро «Петроградская»; мрш. Т234; авт. 25. или 7 минут пешком в сторону реки Карповки. Телефон: 8 (812) 234-24-27 , 8 (812) 234-60-95 , 8 (812) 234-28-65 Электронная почта: i.monn@yandex.ru Расписание богослужений [ править править код ] Начало всенощного бдения ежедневно в 17:00. Начало Литургии по будням в 8:30, по воскресениям — в 9:00, исповедь с 8:15. Ежедневно по окончании Литургии в храме-усыпальнице совершаются молебны. Панихиды совершаются ежедневно по окончании Литургии в верхнем соборе Двенадцати апостолов. В 16:00 во вторник и среду — в храме-усыпальнице молебен с акафистом прав. Иоанну Кронштадтскому. В четверг в 16:00 — молебен с акафистом свт. Нектарию Эгинскому в храме прп. Иоанна Рыльского. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Беседы с батюшкой - Иоанновская община. От 26 апреля 2013 Свято-Иоанновский монастырь Иоанновский монастырь на Карповке в Петербурге Навигация Персональные инструменты |
Один из современных святых нашей Церкви, св. праведный Иоанн Кронштадтский, с точностью и удивительной прозорливостью описал основные признаки своей исторической эпохи (1829–1908), продолжением которой является наше нынешнее время: «Характер людей XIX века, второй половины — самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие)» . Это замечание раскрывает самую сущность атеизма, и всего в нескольких словах св. Иоанн Кронштадтский точным и совершенно исчерпывающим образом объясняет нам основные характеристики, а также внутреннюю, глубинную причину атеизма, который отнюдь не является современной и новой идеей и не имеет научного обоснования, на чем настаивают его сторонники, умышленно сеющие заблуждения. Атеизм вошел в мышление и в жизнь человека еще с момента первого непослушания наших прародителей воле Божией. Желание достичь равенства Богу, к которому стремились первозданные люди, подстрекаемые диаволом, было первым отрицанием, первым отвержением Бога человеком. «Будете яко бози» (Быт. 3, 5), — прошептал им диавол, вселяя в них помысел о самообожении, возвышении своего «я» на место Бога, о поклонении ему вместо Бога и жизни без Бога. «Люди сегодня сделали самих себя Богом, поэтому-то они и дошли до полного неверия» , — очень тонко и точно подметил св. Паисий Святогорец. Философский атеизм Во второй половине XIX века одним из первопроходцев в области атеистической философии был немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900), который заявил, что «Бог умер». Для Ницше смерть Бога тождественна разрушению и упразднению всех ценностей, идей и идеалов. Единственной и наивысшей ценностью для Ницше был знаменитый «сверхчеловек». Характерно его высказывание: «Где Бог? Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы!.. Бог умер! Бог не воскреснет!.. Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?» Полвека спустя Жан Поль Сартр (1905–1980) совершенно бескомпромиссно и в качестве некоего догмата заявит, что для существования свободного и истинного человека не должен существовать Бог. В его работе под названием «Диавол и Господь Бог» главный герой после отчаянного поиска счастья у диавола и у Бога приходит к следующему выводу: |
| |