Особенно характерны и сильны в этом отношении новогодние проповеди нашего дивного праведника. Он не боялся «пугать» и «отталкивать» этим людей от Церкви, а буквально гремел своими огненными обличениями, беспощадно бичуя столь умножившиеся уже в его время страсти и пороки людские, а в особенности  безверие и ложь,  и приветствуя всех искренно-верующих христиан с несомненным, на его взгляд, приближением того времени, когда явится  «новое небо и новая земля»,  на которых будет, по слову Апостола,  «обитать правда»   ( 2Петр. 3, 13 ). «Всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие... потеря стремлений к высоким, духовным интересам»...  так говорил он на Новый 1907 год. «Кому не намозолила глаза повсюдная неправда на земле»,  говорит он же в своем слове на Новый 1904 год:  «неправда и заблуждение в вере, неправда в государствах, в обществах, в сословиях, в разных учреждениях, в городах, селениях, семействах, в школах и даже – в обителях святых»... Но кто не согласится, что эта  неправда  никогда еще так нагло не поднимала головы, как в наше время, когда подлинно, по выражению св. пророка,  «зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!»   ( Ис. 5, 20 ). И разве это не исполнение как раз того предречения св. Апостола Павла, которое он тесно связывает с наступлением «последних времен»:  «Сего ради послет им Бог действо льсти   (действие заблуждения),  во еже веровати им лжи  (так что они будут верить лжи),  да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде   (да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду – 2Солун. 2, 7–12 )? Мы устали от этой повсюдной неправды, от этой гнетущей фальши и лжи, задыхаемся, живя посреди нее, а потому нисколько не «пугаемся», когда такие высокие авторитеты, как наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский , говорят нам о несомненной близости кончины мира, когда, по его выражению в том же слове,  «земля со всеми стихиями сгорит, как сгорает дом, и небо совьется в одно мгновение, как одежда».  Теперь, когда изобретены такие страшной разрушительной силы снаряды, мы даже можем себе представить, как это случится. И радуемся тому, что будет «новое небо» и «новая земля», которые как и  «люди новые будут иметь новую, нетленную, духовную, вечную, безсмертную природу, безсмертную, чистую, безгрешную, святую, как свят Господь Бог»,– «очевидно будут духовны, нетленны, вечны и несравнимо прекрасны», «неподвержены изменению или разрушению в безконечные веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так, он закрыл от них небо и обратил их совершенно к земле: на земле они ищут всевозможного прохлаждения и блаженства и всех благ, а не на небе, для которого они созданы и искуплены пречистою кровию Иисуса Христа. Но нет на земле покоя сердцу: от земных удовольствий после кратковременного плотского наслаждения сердце бывает пусто, уныло, томно – и это оттого, что оно создано для жизни в Боге и для наслаждения чистыми, духовными радостями Царства Небесного, а не для земли и наслаждения земными, гибнущими благами. Во Мне мир имейте ( Ин.16:33 ), говорит Господь, т е. кроме Господа нет истинного мира сердцу нигде на земле. Не забудем, братия, чаще припоминать конец святого исповедания (символа) нашей веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» и возгревать в сердцах своих веру в то, что общее воскресение мертвых непременно будет и воздаяние каждому по делам последует неотложно. Се, гряду скоро, говорит Господь, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его. Блажени творящии заповеди Его, да будет область им не древо животное, и враты внидут во град, т. е. в небесный град Иерусалим ( Откр.22:12, 14 ). Нынешний воскресный день называется неделею всех Святых. Празднуя в честь всех Святых, мы воспоминаем всех освященных Духом Святым людей, именно: праотцов и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, во Христе юродивых, также всех Святых жен и прочих Святых безыменных, а со всеми и прежде всех Пресвятую, превосходящую все Ангельские чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодеву Марию. Празднуя всем Святым вскоре по празднике сошествия Св. Духа, Церковь имеет в намерении показать нам славу и благодать Св. Духа – Бога, освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего всех святых из рода человеческого, в Ветхом и Новом Завете; особенно же имеет в виду показать нам те плоды, какие принесло чрез Апостолов пришествие Св. Духа, – как оно освятило подобных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В чем безмерное превосходство нашей св. Православной Церкви? «Православная Церковь превосходит все церкви неправославныя, во-первых, своею истиною, своим православием , соблюденным и завоеванным кровию апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путем); что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. – Где есть такия молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? – Нигде » (стр. 38). Как сильно и выразительно говорит св. Иоанн о всей нелепости краеугольного камня догматической системы папизма – лжеучения о главенстве римского папы, как непогрешимого «наместника Христова»! Вот его слова: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Матф. 28, 20 ). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви – для чего же наместник – папа? и может ли грешный человек быть наместником Господа? – Не может . Наместник Царя, наместник Патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, Безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются . Внуши им, Господи, яко нелепи суть тако утверждающии и гордостию обложены как ожерельем» (стр. 43–44). От этого пагубного ложного «догмата», по мысли о. Иоанна, ведет свое происхождение, как от своего корня, и все зло в папизме: «Самое вредное дело в христианстве», говорит он: «в этой Богооткровенной, небесной религии есть – главенство человека в Церкви, например, папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность , ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возмнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь  – в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящйх, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь , в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств «ad maiorem Dei gloriam»; (к большей, славе Божией)» (стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Греховная порча, посеянная клеветником-диаволом, отравила весь человеческий род, отошедший в большинстве от своего благостного Творца-Бога и погрузившийся в мрачную бездну всевозможных зол, бед и несчастий, вплоть до общего для всех людей конца – смерти,  которая явилась  «возмездием за грех»   ( Римл. 6, 23 ) и которой с тех пор никто не мог избежать. Потребовалась Страшная Кровавая Жертва, Которую принес на кресте Сам Вочеловечившийся Сын Божий, чтобы искупить человечество от греха, проклятия и смерти. Но и после этого все еще оставались на земле люди, которые продолжали, в ожесточении своем сеять на земле диавольскую клевету и злобу, поскольку ослепленные отцом своим диаволом не пожелали уверовать во Христа-Спасителя и принять всем сердцем принесенный Им на землю Евангельский Божественный Закон любви к Богу и ближним. Вот, где первоисточник всех тех ужасов, которые произошли на нашей Русской Земле, как предостерегали и предупреждали об этом святитель Феофан Вышенский , св. праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие духоносные мужи и служители нашей Св. Церкви. Исконный бунтовщик против Бога диавол продолжает и дальше подстрекать на бунт  против всякой законной власти, которая   «от Бога»   ( Римл. 13, 1–2 ), пользуясь, как орудием, клеветой, всех поддавшихся его влиянию и обольщению. «Клевещите, клевещите – все, что-нибудь останется», так гласила старинная французская поговорка. Вот, так и диавол чрез своих приспешников постоянно сеет клевету, в разсчете, что всегда найдутся люди, которые поверят клевете, мир среди людей будет нарушен, и начнется вражда и смута, что ему только и нужно. Так была оклеветана прислужниками диавола и их безумными последователями Царская Семья в России, что и привело Ее к такому трагическому концу в ночь на 417 июля 1918 года. Так были оклеветаны и преданы смерти многие и многие тысячи и даже миллионы лучших русских людей, особенно ненавистных диаволу. Так были оклеветаны и зверски замучены десятки Епископов и тысячи священнослужителей Российской Православной Церкви, начиная с первомученика Ее Митрополита Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Интерес вечной блаженной жизни для нас смертных и преисполненных всякими грехами, болезнями, лишениями, скорбями и горестями людей, есть интерес величайший, несравненный, неоценимый, и беседа о глаголах вечной жизни в день славной памяти первозванного Апостола есть наилучшая и самая назидательная беседа. Вы слышали вчера за всенощным Богослужением, при чтении хвалебного акафиста в честь апостола, как он чудодействовал силою Божиею при проповеди евангелия разным народам, и с какою радостью принял он от бесчеловечного консула Эгея казнь на кресте, просияв на нем светом божественным, – как проповедывал с креста о Мессии, Христе Иисусе, и о жизни вечной, уготованной верующим в Него, и затем мирно почил. Множество народа было свидетелями его праведной кончины, и прославили громко Бога и Его угодника, славного при жизни и при кончине. А мы, возлюбленные братия, видя такой конец славный жития его, будем подражать вере его. Теперь слово о вечной жизни. Интерес вечной жизни для человека, получившего от Бога в удел бессмертную душу, есть, повторяю, интерес величайший, бесконечно выше всяких земных интересов и благ, выше всего, что дорого и высоко ценится на свете; ибо все земное скоротечно, мимолетно, как дым, как пар, как мыльный пузырь: богатство и слава, здравие и красота, царская держава и порфира, и всякое великолепие земное. Но вечную жизнь может дать нам только один Иисус Христос , Богочеловек; а приготовить, воспитать нас для вечной жизни и небесного гражданства может только одна христианская вера, одна св. Церковь , которой вверено от Бога это приготовление, это воспитание душ для вечной жизни и царства Христова. Никакие светские, самые умные и прославленные писатели, никакие философы и естествоиспытатели, древние и новые, никакие законоведы и учителя, никакие витии, никакие прославленные поэты не могут в своем слове дать христианину того, что есть едино на потребу душам, что самое нужное, жизненное для человека, – что истинно просвещает душу, очищает ум и сердце, решит грехи ее, укрепляет и истинно радует, – не могут дать благодати Божией и душевного спасения. Ибо все они мудрствуют и пишут только о земном и преходящем, а поэты мечтают в своих стихах и поэмах больше всего только о земной любви или о земных героях, о земных радостях или печалях. Многие их читатели и почитатели до того увлеклись их мечтами, что совершенно забыли св. Евангелие, – это единое на потребу душам бессмертным, эту книгу книг, эту верховную, вечную премудрость, – и знать его не хотят, и пренебрегают учительством церковным. Нет ни у кого из этих писателей глаголов жизни вечной, ничего истинно полезного для души христианской, исключая некоторых блесток, нескольких слов о Боге и Его делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Милостыня есть заем Богу. «Подавая милостыню, будем смотреть не на бедного, говорит Св. Златоуст , который принимает, но на Бога. Который воздает, не на того, кто получает серебро, но на Того, Кто делается должником нашим. Для того один принимает, а Другой платит, чтобы, с одной стороны, бедность и несчастие приемлющего расположили тебя к милости и состраданию, а с другой, богатство Имеющего отдать, ручаясь за уплату с великой прибавкой, располагало к милостыне с большею щедростью. Не будем же беречь деньги, или лучше, будем беречь деньги; ибо кто бережет свое имущество, тот полагает его в руки бедных, в неприкосновенную сокровищницу, недоступную ни для разбойников, ни для слуг, ни для злоумышленников (1 беседа на слова: «имущее той же дух»). Милостыня есть царица добродетелей. «Если по учению Ап. Павла и Самого Иисуса Христа, говорит Григорий Богослов , первою и важнейшею заповедью должно получать любовь, как сущность закона и пророков; то превосходнейшую часть ее должны составлять, как я нахожу, любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода, ибо никакое служение так не угодно Богу, Которому приходят милость и истина и которому должно приносить в дар милость, и праведный Мздовоздаятель, положивший на мерилах и весах милость, ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие» (3 беседа о покаянии). «Милость есть царица добродетелей, говорит Св. Златоуст , весьма скоро возводящая на небо». («Беседа о пророке Илии»). «Велика и превосходна сила милости; великое дерзновение пред Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, так она с великою смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и те силы, которым вверены врата небесные, видя входящую милостыню, с великою честью отверзают те врата ради нее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата пред ними. Это видно из притчи о десяти девах, из которых 5 не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея. (Слово о любви к бедным).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси и расколе; когда же принимали православие подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором восстал против тех лютою войною». Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Ни одно исповедование христианской веры, кроме Православия, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости, и к совершенному очищению грехов и нетлению, потому что другие исповедания — неправославные содержат истину в неправде, примешали суемудрие и ложь к истине, и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, к освящению, возрождению, обновлению, которыми обладает Церковь Православная». Архиепископ Никон (Рождественский) + 1919 г.: «Удивительное время мы переживаем. Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решённые, переоцениваются ценности веками оценённые, пересматриваются решения, от первых веков христианства состоявшиеся». И, наконец, несколько цитат из книг нашего выдающегося мыслителя-славянофила А. С. Хомякова: «Западный раскол есть произвольное, ничем незаслуженное отлучение всего Востока, захват монополии Божественного вдохновения — словом братственное братоубийство». «Сближение невозможно без полного отречения со стороны римлян от заблуждения, длившегося более десяти веков». «Мы единственные, в целом мире заблуждений, хранители Христовой истины». «Всякий христианин, когда до него доходят нападки против веры, им исповедуемой, обязан в меру своих познаний оборонять ее, не ожидая особых на то полномочий, ибо у Церкви нет официальных адвокатов». Приближается память св. благоверного великого князя Александра Невского (в этот день я отмечаю свой день Ангела — по крещению). Приведу выдержку из акафиста этому угоднику Божию: «Радуйся, латинские учения призревый и прелесть их в ничтоже вменивый! Радуйся, от лести и неверия премудро уклонивыйся! Радуйся, лукавство проповедников лжеверия яве обличивый! Радуйся, твёрдым защитником правоверия явивыйся!»

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/04/o_...

Мы члены св. Православной Церкви, члены Тела Христова, коего Глава – Сам Христос Бог , а по­рознь каждый есть член; а Христос Свят – Глава тела, и члены должны быть святы. Христиане – члены Церкви, а Церковь есть Тело Христово с Главою Самим Христом и Просветителем Духом Святым. «Христос возлюби Церковь , и Себе предаде за ню... да представит ю Себе славну Церковь , не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). Вы – святое и избран­ное стадо, вы – члены Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Что же от вас требуется?! Какая святость, правда! Какое внимание себе! Какое духовное созерцание и делание втайне! Какие нравы, добродетели, ка­кая вера, какое упование, какая любовь! Какое воздержание, милосердие, забота друг о друге, подвизание друг друга к добродетели! По сошествии Св. Духа на апостолов, описанном в Книге их Деяний, часто вспоминается о всепромыслительном действии Духа Святого в Церкви, о Его вседержавном руководительстве апостолами, их спасительной проповедью и действиями в Церкви. Этот и есть «иной Утешитель» ( Ин. 14, 16 ) Всеблагий и Всеистинный, Которого обещал послать апостолам Господь Иисус Христос . – Слава Тебе, Душе Святый, Утешителю животворящий, действующий непрестанно и всюду в Церкви Христовой. Обрати, Гос­поди, ими же веси судьбами, заблудшие народы иудейские, магометанские, языческие, и в самом христианстве еретические и раскольнические народы и пле­мена, пороки обличи и искорени, на благочестие настави и просвети; христиан православных обличи в нечестии и развращении и на путь спасительный всех настави; юношество вразуми и руководи, отрочество соблюди, младенчество возрасти и руководствуй Анге­лами Хранителями, мужей и старцев вразумляй, просвещай и подкрепляй и всех и вся державой Твоей всеблагой, премудрой и всесильной укрепляй и настав­ляй на всякую добродетель, разгоняя, как мглу, греховные страсти ради Христа, Господа нашего, благоволением Отеческим. Аминь. Сильно, всемощно ходатайство перед Богом Церкви Святой, облеченной в заслуги, силу, правду и великолепие Сына Божия, всеблагой и всемогущей Главы Своей. Ее ходатайству все возможно. Такой силы хо­датайства не имеет ни одна инославная церковь , как неправомыслящая, как безглавая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

" Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос. Царство Его есть церковь воинствующая с началами и властями и миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один Человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы - Христа - ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силой благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом - общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую истинную главу Церкви - Христа; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всей силой, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате " . " Догмат " о главенстве папы, как неоднократно подчёркивает св. праведный Иоанн Кронштадтский, наложил удушливую печать гордыни и фальши на всю деятельность папистов: " Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё - непогрешимой. Отсюда весь гнёт западной церкви, гнёт мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни. На всё папа наложил свою тяжелую руку; отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции; отсюда - искажение догматов; отсюда - фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда - " и всякое превозношение, восстающее против познания Божия " (2 Кор. 10, 5) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией " .

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/09/...

По преданию св.Макарий Египетский молился о язычниках и те сказали,что им легче нежели христианам,которые знали волю Божью и грешили,но и те и другие были в муках.Единственное с чем можно согласится-это относительно обителей «мук» для кого то они будут подобны месту на Лоне Авраамовом,где они будут лишены тяжких мучений. Святой Апостол Павел сказал ,что «если законом оправдание,то Христос напрасно умер».Если мы утверждаем,что оправдание существует по делам совести и можно войти в «рай» помимо Христа (некоей высокой нравственностью)мы обесцениваем Его сошествие,воплощение,искупительную жертву.Непонимаем глубину падения человека и его мнимых добродетелей.Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов.Святой пророк Исаия говорил что праведность наша как запачканная одежда,а он был Святой пророк и нуждался в Искупителе. «Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» Свт.Игнатий Брянчанинов «Если, как говорят современные книжники-интеллигенты, во всякой вере можно найти спасение и покой своей обуреваемой страстями душе, то на что христианская вера, на что пришествие Христово на землю, Его воплощение, Его проповедь о Царствии Божием и средствах к достижению его, зачем нужны Покаяние, Причащение Святых Таин Тела и Крови, на что чудеса, страдание, Крест, смерть, погребение, сошествие во ад, Воскресение, вознесение на Небо, Второе пришествие? Если бы без всего этого можно было бы обойтись и спасти душу свою, то для чего все это, о чем сейчас говорено? Для чего исповедание веры, для чего мученики, для чего апостолы, иерархия, для чего посты, молитвы? Ведь все это имеет мировое, вселенское значение, ведь все это строгая, великая, премудрая воля первого, несотворенного и все сотворившего Ума – Бога. Видите, к какой нелепости приводит мнение вольнодумцев, что будто бы во всякой вере можно спастись. Нет, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона Христова, пока не исполнится все, и ни одно Слово Спасителя не идет мимо. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). Если не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53).» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собр. Соч в 6-ти томах. Том 2. Путь к Богу. Стр .508)

http://radonezh.ru/radio/2018/06/29/19-0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010