Поучение в неделю св. отец Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля ( Мф. 1:1 ). Нынешний день св. Церковь празднует свой недельный праздник – воскресение Христово и вместе предпразднует Рождество Христово; поэтому за всенощной читано евангелие о воскресении Христовом, а за литургией – о предках Иисуса Христа по человечеству. Литургийное евангелие начинается словами: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля. Остановимся на этих словах и сделаем их предметом настоящого слова. Что они говорят нам? То, что Сын Божий единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагий, всемогущий, ипостасная Премудрость Божия, устроившая мир и все, что в мире, Сам Вседержитель, содержащий всю видимую и невидимую тварь, восприняв человеческое естество, вступил в родство с человеками, Им же Самим сотворенными по образу и подобию Своему, но согрешившими по дерзкому преслушанию и крайне растлившимися по причине преступлений бесчисленных; Сын Божий соделался Сыном человеческим, т.е. человеком, во всем нам подобным, кроме греха, не престав быть Богом безначальным и всемогущим; полный – истощил Себя, богатый – обнищал, неприкосновенный существом – сделался прикосновенным нам ради нашего спасения. Какая благость! Какое милосердие, какое снисхождение крайнее! Какое обнищание добровольное! Приняв наше обнищавшее грехами естество, Он и раждается в бедности, от бедной, хотя царского рода, и пречистой Девы в убогом вертепе! Человек! пробудись от своего греховного усыпления и размысли, что значит это дивное смотрение Божие о тебе, это дивное истощание Сына Божия ради тебя, и откликнись на любвеобильный к тебе глас Божий. Что Он говорит? Он говорит: Я пришел взыскать и спасти тебя, погибшего ( Мф. 18:11 ) грешника. Покайся же, исправь пути сердца твоего, все поведение твое, обновись, отложи ветхость греховную, возлюби правду и возненавидь беззаконие, ибо Сыну Божию сродны только те, которые исполняют заповеди Его. Только призови Меня от всей души, и Я во всем помогу тебе; в Церкви Моей Я положил все средства к твоему спасению; воспользуйся ими со всем тщанием и спасешься удобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поэтому надо со всем вниманием рассмотреть, против какого рода заблуждений оказалась направленной формула «Имя Божие есть Сам Бог», какой именно смысл вкладывали в нее св. праведный отец Иоанн Кронштадтский , старец Иларион, иеросхимонах Антоний Булатович и их единомышленники. Заметим, что когда это выражение, не раз повторенное и усиленное, появилось в сочинениях св. отца Иоанна Кронштадтского (всего за несколько лет до афонских споров), то оно, можно сказать, прошло незамеченным. Это значит, что та самая академически образованная часть российского духовенства, которая впоследствии обличала «ересь имябожничества», если и читала сочинения отца Иоанна, то не придавала им существенного вероучительного значения. Да и сам архиеп. Никон (Рождественский) , организатор разгрома русских монастырей на Афоне (сопровождавшегося избиениями, издевательствами и даже убийствами иноков-имяславцев, а также надругательствами над иконами), прежде возникновения спора писал: «Имя Божие всегда Свято. Им совершаются наши спасительные таинства; им запечатлевается верность наших клятв и обещаний. Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие есть то же, что непо­стижимое существо Божие, открывающее себя людям " 5 . – Здесь выражено то самое учение, против которого автор впоследствии и боролся – даже при помощи войск. В чем же причина такой перемены? Ответ мы сможем найти в синодальном Послании 1913 года, где сильнейшие и величайшие изречения Писания об Имени Божием и о славе Божией без всяких на то оснований объявляются просто «описательными выражениями», то есть ничего существенно не означающими словами. Поэтому и архиеп. Никон в своих сочинениях следовал тем общепринятым выражениям об Имени Божием, которые стали для него и для многих других благообразными, но пустыми словами, такими, которые можно безболезненно повторять, поскольку в них не содержится Абсолютная Истина – Сам Бог . И так продолжалось до тех пор, пока не появились сочинения, ясно показывающие, что слова эти вовсе не пусты и принимать их нужно вполне серьезно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/ne-nam...

С XIX века по­ня­тие «ста­рец» трактуется более широко. Старицами называют духовных наставниц в женских монастырях, к старцам начинают относить авторитетных священников не из числа монашествующих (св. Иоанн Кронштадтский , св. Алексий Мечев ) и даже мирян. К российским старцам XX века можно отнестисвщмч. Сергия Мечева ,прп. Серафима Вырицкого , прп. Иоанна Валаамского, прп. Алексия Голосеевского, прп. Серафима Глинского (Романцова) , прп. Андроника Глинского, прп. Серафима Глинского (Амелина), праведного Иону Одесского, прп. Кукшу Одесского, прп. Севастиана Карагандинского , прп. Лаврентия Черниговского , прп. Симеона Псково-Печерского, архимандритов Иоанна (Крестьянкина) , Кирилла (Павлова) , протоиерея Николая Гурьянова и других. Во второй половине XX века рас­цвет старчества на­блю­дал­ся в Гре­ции (прп. Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит, прп. Паи­сий Свя­то­го­рец, прп. Иосиф Исихаст , прп. Виссарион Агафонский), в Сер­бии – (прп. Иу­стин (По­по­вич), архимандрит Фаддей Витовницкий ), в Ру­мы­нии (архимандрит Клеопа (Илие)) и Болгарии. Каковы признаки истинного старца? Истинный старец отличается высотой духовной жизни, которая обязательно характеризуется смирением. Свт. Афанасий Великий дает предупреждение: «Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу». Наставник, не имеющий чрезвычайных духовных дарований, не должен играть роль духоносного старца.

http://azbyka.ru/starec

Судя по многим знамениям, это уже приближается, если только из-за наших грехов Господь Бог не отсрочит и не изменит того, что было обещано. По свидетельству Слова Божия это бывает». Написанное здесь вполне, почти дословно отвечает тому, что мы лично слышали, из уст самого Владыки Архиепископа Феофана еще в 1926 году в Болгарии, когда он проживал в здании Св. Синода Болгарской Православной Церкви в Софии. С тех пор прошло уже несколько «десятков лет» и, следовательно, мы вплотную приблизились к исполнению предсказанного, если только наши грехи не изменили Божия определения. Вот, с этой точки зрения жалким лепетом представляются все толки и наивные разсуждения о возможностях спасения России без нашего деятельного в том участия и, конечно, участия отнюдь не в виде какой-либо политической работы (Ох уж это политиканство, которое не приносит нам ничего, кроме ссор, дрязг, разделений и, зачастую, звериной слепой ненависти друг к другу!), а в виде работы  над самими собой , над своим нравственным состоянием, над моральным очищением наших душ от всякой мерзости, гнусности и греховной нечистоты, над духовным просвещением наших братьев и сестер во Христе и, особенно, нашего молодого поколения, которое до нельзя заброшено, запущено или ведется по совсем ложному пути, чуждому истинного Православия – пути нездорового политиканства, экуменизма и примиренности с миром сим, во зле лежащим, вплоть до больного компромисса с явно-греховной порочной жизнью, темные стороны которой, слишком бросающиеся в глаза, искусно вуалируются. И вот потому-то столь отрадное для нас предсказание о спасении и возстановлении России  может не исполниться по нашей же вине , если мы окажемся недостойными такой милости Божией, по нашим грехам и упорной нераскаянности в них. Каяться надо и исправляться, а не разглагольствовать! «Проговорили, протанцевали Россию», как кто-то остроумно выразился: не праздными, хотя бы и много-вещательными разговорами, речами и танцами до утра можем мы ее возстановить! Сколько пишут на эту столь дорогую нашим сердцам тему, но очень-очень редко удается встретить хоть одну здоровую мысль, близкую к истине, которая прямо указывает на сущность дела. Выискивают без конца всевозможные причины гибели России и предлагают самые разнообразные способы ее спасения и возстановления, а  главное  ускользает из внимания. А об этом главном неустанно говорил и проповедовал наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский :

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. (Деян 9:32–42) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками   Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно   в комментариях. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю расслабленного. В Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский . Неделя 4-я по Пасхе. Воскресенье о расслабленном (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Толкования на Апостол из Деяний апостольских, читаемые в Неделю расслабленного (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Беседа о том, сколь великую силу имеет милостыня (Апостольское чтение) Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том I (Ebahreльckoe чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

   «Истинные христиане», или сектанты-последователи ВПЗР? С началом спецоперации мы увидели, как сразу закипел «разум возмущенный» и тех, кто считает себя истинными христианами, далекими от такого «грязного и низменного дела», как политика. Почему-то они, как и либералы, в упор не видели, что на Донбассе убивали русских людей, не замечали преступлений укрокарателей, жертв, горя и страдания жителей Донбасса. Но немедленно возмутились и разгневались, когда Россия встала на защиту Донбасса. Такого акта насилия со стороны Российского государства, оказывается, их нравственное чувство не смогло вынести! Эти «истинные христиане» в удивительном единодушии с либералами обрушились не только на Российское государство и Владимира Путина , но и на Русскую Православную Церковь с ее Предстоятелем патриархом Кириллом. Помните, как в конце 80-х и 90-е годы в России появились десятки самых различных сект. Тогда же всплыли и «толстовцы». Конечно же, они выглядели более прилично на фоне «Аум синрике» или «Белого братства». Все-таки интеллигентные люди, последователи великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, а не какие-то дремучие иеговисты. Тем более, толстовцев было совсем немного. Напомним, что Лев Николаевич был отлучен от Церкви за свои кощунственные писания. Толстой не только кощунствовал над Таинствами Церкви, но даже умудрился написать собственно «Евангелие». ВПЗР (Великий Писатель Земли Русской) – так с восторгом и замиранием сердца называли представители «прогрессивной интеллигенции» в начале века Льва Толстого. Ленин не зря назвал Толстого «зеркалом русской революции». Многие русские люди, начитавшись его кощунственных измышлений, потеряли веру и ушли из Церкви. Толстовство осуждено Православной Церковью как откровенно сектантское учение. Об опасности его предупреждали св. праведный Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы и многие духоносные пастыри. Поэтому, признаюсь, даже подумать не мог, что сегодня в нашем обществе среди православных христиан оказалось так много последователей идей Льва Николаевича!   

http://ruskline.ru/opp/2022/05/31/sekta_...

Апостол Павел пишет: « Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости , наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным » ( Гал.6:1 ). Иногда кажется, что после ссоры противоположная сторона конфликта, забрала все наши силы. Возможно ли такое? Никакую энергию, никакие силы другая сторона конфликта у нас не может забрать. Мы сами расходуем их, сами изматываем себя, когда реагируем на возникновение конфликтной ситуации или на уже разгоревшийся конфликт определенным образом. Наши эмоции и реакции на слова противника – это только наши эмоции и реакции. Они могут быть и другими. Никто другой не может заставить нас реагировать именно так. Мы реагируем на другого человека исходя из того, чем наполнено наше сердце по отношению к нему. И это всегда только наше решение, наш выбор – закричать, заплакать, спокойно выслушать, понять, пожалеть, проявить смирение или выразить злобу, поговорить, обсудить и т.д. Как убедить другую сторону конфликта, ссоры пойти на примирение? Иногда для этого бывает остаточно непродолжительного разговора, извинения. Иногда достаточно дать себе и ему успокоиться. Но иногда такая задача требует большого терпения , такта, внимания к оппоненту, любви. Само собой разумеется, что в подобных ситуациях уместно обращаться к Богу за помощью. Цитаты о ссоре «Рабу же Господа не должно ссориться». 2Тим.2:24 Когда ссоришься из-за чего-нибудь, размысли, что дороже для тебя: то ли, из-за чего ты ссоришься, или мир душевный, который теряешь в ссоре и ты, и то лицо, с которым ссоришься? Но в ссорах недреманный помощник диавол: где ссора, вражда, там непременно и он, потому что это его стихия, его область, а он зол и хитер: часто из-за ничтожного предмета возбуждает ссору. Имей это в виду однажды навсегда. св. праведный Иоанн Кронштадтский «Браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам». блж. Августин Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/ssora

Архиепископ Сергий напоминал поклонникам таланта, что Толстой выступил и проповедником анархических воззрений на государство, “послужил одним из главных виновников тех зол и нестроений”, которые разразились в 1905–1907 гг. В такой ситуации неразумно и государственным чинам, и церковнослужителям принимать участие в праздновании юбилея Льва Толстого. Владыка предложил в этот день молиться о покаянии писателя: “Главное же, как бы ни была велика наша национальная гордость писательством Толстого мы никогда не должны забывать наших обязанностей по отношению к нему просто как к человеку, жизнь которого не может закончиться на земле…”. Стоит учесть, что достаточно бескомпромиссную позицию по отношению к Л. Н. Толстому занимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Его отношение к религиозным исканиям писателя (не художественному творчеству!) было сугубо отрицательным 6 . Далеко не однозначно, как это принято традиционно считать, отнеслись к толстовской проповеди и представители интеллигенции 7 . Однако оппозицию взглядам священноначалия на толстовство составила сама высшая государственная власть во главе с императором. Секретные агенты жандармерии докладывали своему начальству о настроениях, царивших в столичном обществе по случаю кончины Толстого осенью 1910 года: «Общее впечатление, которое получается при наблюдении чествования памяти Л. Н. Толстого, являются таковыми, что чествования проходят спокойно. Все кажутся угнетенными и страсти всех, по крайней мере, на время, умолкли. Если же в том или другом месте делаются попытки использовать смерть Толстого в политически-революционных целях, то попытки эти оканчиваются неудачей (курсив здесь и далее мой — прот. М. Х.). Люди собираются, плачут, поют “вечная память” и расходятся. Кроме того, на собраниях присутствующими обращается внимание на то чрезвычайно важное обстоятельство, что будто Высшая власть не разделяет точки зрения Св. Синода и что П. А. Столыпин настаивал на необходимости воздать Л. Н. Толстому религиозные почести и разослать специальный циркуляр с предложением не воспрещать устройство панихид по Толстому.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-strago...

В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально также с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божий Матери. В 1864 году к Казанской церкви пристраивается тёплый придел, освященный во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. В 1902-1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражской храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский и совершил здесь богослужение. В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт по причине отсутствия культовых служащих, но разорению не подвергался. Богослужение в храме возобновись на Пасху в 1944 году. 20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Действующий при храме приход входит в состав Кстовского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии. В настоящее время храм в честь иконы Божий Матери двухпрестольный пятиглавый, деревянный, обшитый тёсом. С западной стороны примыкает небольшая трапезная, под ней располагается шатровая колокольня. Это редкий тип церкви, восьмерик на четверке (шатровый храм). Архитектура храма несёт в себе черты древнерусского народного деревянного зодчества. Главный придел освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, боковой придел освящен во имя Святого Николая Мир Ликийского Чудотворца. Источник:     Возникновение первого православного храма в Великом Враге связано с существовавшей здесь мужской пустынью, приписанной к Московскому Симонову монастырю и впервые упомянутой в конце XVI века. Точная дата закрытия пустыни и «обращения» ее в приход не установлена: по одним источникам это произошло в 1724 году при Петре I, по другим в – в 1764 году при Екатерине II. В 1777 году в пожаре сгорели все бывшие монастырские строения, включая две деревянные церкви. В 1788 году прихожанами была выстроена небольшая деревянная Тихоновская церковь, а в 1792 году возведена ныне существующая Казанская. Богослужение в первой из них было прекращено из-за ветхости храма в 1864 году. В 1887 году здание Тихоновской церкви разобрали, после чего в трапезной Казанского храма был устроен теплый придел во имя св. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=02655

В 1930-е годы кладбище, окружавшее церковь было разрушено; надгробия послужили фундаментом для жилых домов и щебнем для дорог города, кресты – переплавлены и пущены на нужды индустриализации. В начале 1930-х годов было закрыто кладбище, с колокольни сброшен колокол. Внешний и внутренний облик и убранство – иконостас, алтарь, клиросы, плиточный пол все сохранилось до наших дней. Долгие годы именно эта церковь была единственной действующей церковью в городе, которая и спасла город. Есть предание с последним крестом над Сарапулом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец , прибывший по приглашению епископа Михея (тогда еще епархия была в Сарапуле) и в своей проповеди предсказал, хотя тогда еще никто и не помышлял о закрытии церквей, о страшных гонениях, что если упадет последний крест с купола церкви, город Сарапул провалится под землю. Но Господь Бог помиловал и город и церковь для возрождения Православия в наши дни. Приход храма Воскресения Христова г.Сарапула образован в 1817г. До 1894 года Воскресенская кладбищенская церковь являлась приписной к Вознесенскому собору. По указу Св. Синода от 22 июня 1894 г. открыт самостоятельный приход. К приходу церкви относились жители г.Сарапула. В годы Советской власти церковь оставалась действующей. Кладбищенская Воскресенская церковь каменная, построена в 1817 г. Приписная кладбищенская же церковь Апостольская, каменная, построена в 1900 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; священники и один псаломщик живут в казенных квартирах, диакон имеет свой дом, а другой псаломщик проживает на частной квартире. Братский денежный доход 3020 руб. на весь причт. Прихожан: православных русских 1220 муж. пола, 1310 жен. пола. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Сарапул - город живописно расположившийся на Каме, полон удивительной архитектурной старины, один из очагов развития местного купечества, - получил городской статус в 1780 году. Храмоздательству здесь всегда уделяли большое внимание - до Октябрьской революции в городе было два монастыря и три десятка храмов.

http://sobory.ru/article/?object=00789

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010